Рынок труда и заработной платы

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль коммерческих банков в рыночной экономике
Роль государства в развитии экономики: цели, функции, методы
Воспроизводство на макроэкономическом уровне и способы определения его эффективности
Социальная политика государства и ее особенности в России


Введение:

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, гармонизирующую интересы работодателей и наемного труда. В настоящее время в период мирового экономического кризиса изучение рынка труда является актуальной темой исследований. Это связано со снижением промышленного производства и повышением уровня безработицы. В связи с этим важно изучить сам рынок труда, его регулирование, а также регулирование человеческих ресурсов и занятости.

Заработная плата является одним из основных факторов социально-экономической жизни каждой страны, команды, человека. В связи с переходом на новую экономическую модель, основанную на рыночных принципах, возникает необходимость изучения изменений, связанных с оплатой труда как категорией, сферой наемного труда. Кроме того, в связи с изменениями в отношениях между трудом и капиталом резко возросла проблема размера заработной платы и уровня жизни наемных работников. Что касается заработной платы, то ситуация характеризуется как кризисная: очень низкий уровень номинальной заработной платы; значительное снижение реальной заработной платы; расширение практики неоплачиваемого труда и т. д. Заработная плата практически потеряла все основные функции в важнейших сферах жизни. По сути, оно превратилось в социальную выгоду, постоянно отставая от роста цен. Эти обстоятельства делают необходимым изучение функционального аспекта проблемы, поскольку умелое использование функций заработной платы помогает соотнести регулирование заработной платы с объективными потребностями общества в данный момент времени.

Объектом исследования в данной курсовой работе является рынок труда, а предметом - заработная плата.

Целью работы является раскрытие концепции рынка труда и заработной платы на основе научной и учебной литературы.

Научно-исследовательские цели:

  • Расширить понятие рынка труда, регулирования человеческих ресурсов и занятости;
  • Рассмотреть понятие занятости и безработицы;
  • Раскрыть государственное регулирование занятости и рынка труда;
  • Изучить сущность заработной платы и ее основные функции;
  • Проанализировать регулирование заработной платы в сфере материального производства.

Для достижения поставленной цели и задач, решаемых в связи с ней, работа разбита на две главы.

Для раскрытия этой темы разработана учебная литература. Эта тема подробно освещена в учебниках Борисова Е. Ф. «Экономическая теория», Юрьева Т. В. «Социальная экономика», Рейсберга «Рыночная экономика», Адамчука «Экономика и социология труда» и др.

Функционирование рынка труда

Рынок труда, регулирование человеческих ресурсов и занятости

Рынок труда является важным звеном, неотъемлемым элементом рыночной экономики, которая органически связана с другими элементами системы. В России он еще не полностью приобрел черты цивилизации. Тем не менее, сегодня мы можем сказать, что он в основном сформировался на региональном уровне и имеет формальные признаки национального рынка (национальный банк данных, программы по содействию занятости, помощи безработным, обучению и переподготовке безработных и т. д.). Есть еще факторы, препятствующие завершению его формирования и полноценного функционирования в общегосударственном масштабе. Вялая реструктуризация экономики, отсутствие рынка жилья, низкая заработная плата, частые задержки с оплатой, высокие тарифы и т. д.

Рынок труда постепенно приобретает основные социально значимые характеристики. Он играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, которая отвечает требованиям современного высокотехнологичного производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает стимулы для их эффективного использования, устраняет неэффективную структуру занятости, сложившуюся в ходе годы господствуют в командно-административной системе и постепенно заменяют ее более рациональной структурой. Его развитие обуславливает необходимость универсализации работников, их междисциплинарного профессионального обучения, развития способности менять виды труда в соответствии со структурными изменениями в экономике и ситуации на рынке труда. Интерес рабочих и служащих к повышению собственной конкурентоспособности, профессиональных навыков и уровня квалификации растет. Рынок труда активизирует мобильность рабочей силы, усиливает ее миграцию как внутри отрасли, так и в межотраслевых, межрегиональных направлениях, что открывает определенные возможности для решения проблем занятости трудоспособного населения. Роль рыночных рычагов в оплате труда возрастает и, следовательно, возрастает экономическая мотивация труда, что приводит к повышению его производительности. Адаптация населения к рыночным отношениям, сложившимся в экономике страны, все ускоряется, развивается экономическое поведение рыночного типа.

В то же время, как отмечалось выше, влияние рынка приводит к чрезмерной дифференциации в заработной плате и доходах разных групп населения, порождает нищету и нищету, безработицу для значительной части трудящихся. Качество рабочей силы снижается, в первую очередь ухудшается здоровье и квалификация работников, то есть снижается ее конкурентоспособность. В конце концов, рабочая сила, или способность работать, является товаром на рынке труда. И это особый вид товара, напрямую связанный с самим человеком, человеком, затрагивающий его важнейшие свойства, права, социальный статус. Все это необходимо учитывать, когда речь идет об экономических отношениях, а не о труде.

Рынок труда, как и любой другой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.

Предложение рабочей силы - это необходимость для различных групп трудоспособного населения получить работу и на этой основе источник средств к существованию.

Предложение труда определяется следующими факторами:

  • численность населения, в первую очередь трудоспособного;
  • среднее количество рабочих часов за определенное время (неделя, месяц, год);
  • количественный состав населения, уровень его квалификации и соответствующая структура.

Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников в любой момент времени. Обычно эта потребность выражается в человеке или в среднегодовом выражении. Общий спрос должен быть количественно равен количеству работников плюс имеющиеся вакансии. Спрос на рабочую силу является индикатором, в котором скрыты многие экономические явления и процессы, которые порождают этот спрос, и возникают в связи с наличием рабочих мест.

Предложение рабочей силы должно определяться с учетом статистической информации о размерах, полу и возрастной структуре рабочей силы, экономической активности различных категорий населения, уровне занятости пожилых людей и подростков. Спрос на рабочую силу формируется промышленностью и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности). При расчете спроса на рабочую силу определяются потребности предприятий в новых работниках и потребности предприятий в работниках, необходимых для замены увольняющихся (независимо от причин). Таким образом, можно установить количество лиц, которые могут быть приняты на работу.

В качестве исходной информации используются данные текущих статистических записей и специальных обследований, проводимых непосредственно на предприятиях. Исходя из этого, с учетом структурных изменений проводится анализ перспектив развития отдельных областей занятости. Отраслевой раздел информации характеризуется двумя группами показателей: структура занятых в народном хозяйстве людей и структура занятых в отраслях.

В качестве экономической категории рынок труда выражает отношения между владельцем денег (покупателем или работодателем) и работником, владельцем (владельцем) рабочей силы в связи с продажей и покупкой последнего. Эти экономические отношения воплощаются в правовой форме (соглашение, договор, соглашение), основанной на трудовом законодательстве страны (и / или отдельного региона). Рынок труда, являясь подсистемой в комплексе рыночных отношений, зависит как от уровня зрелости других рынков, так и от степени развития всей экономической системы. Кризисный спад производства, низкая инвестиционная активность, проблемы в денежно-кредитной сфере отражаются на характере российского рынка труда.

В то же время наемные рабочие, торгующие рабочей силой, в свою очередь, предъявляют спрос на средства существования на товарных рынках. Таким образом, они способствуют их росту, стимулируют развитие всей экономической системы. Сам рынок труда выступает своего рода связующим звеном в системе общественного воспроизводства. Возникает вопрос, следует ли регулировать механизм функционирования рынка труда. Известно, что некоторые экономисты находятся в положении неприемлемости вмешательства в рыночный механизм. Сторонники кейнсианской школы, напротив, настаивают на активной политике правительства на национальных рынках, в том числе на рынке труда. Дискуссия между неоклассиками и кейнсианцами продолжается уже давно. Между тем современный рынок в развитых странах далек от классического свободного рынка. Это относится и к рынку труда. Современный рынок труда в развитых странах является одним из самых регулируемых. Это стало результатом долгосрочного развития отношений между работодателями и работниками при посредничестве государства. Государство особенно активно участвует в регулировании социально-трудовых отношений со второй половины 20-го века. после второй мировой войны. Кроме того, Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 году и ставшая специализированным подразделением ООН с 1946 года, подняла активную политику на рынке труда до уровня международных приоритетов. Таким образом, рынок труда давно утратил свой чисто стихийный характер. Он стал объектом активного государственного регулирования. Спрос на рабочую силу во многих странах тщательно спланирован и удовлетворен заранее с помощью системы обучения и переподготовки. Предложение труда часто монополизируется профсоюзами, а цена труда на рынке труда (заработная плата) определяется на основе договоров или коллективных договоров, а сумма зависит от баланса сил договаривающихся сторон. Как видите, рынок труда, как и рынки других товаров, стал регулироваться как изнутри (работодатели и профсоюзы), так и извне (со стороны государства).

Однако следует подчеркнуть, что регулирование рынка труда не охватывает весь спектр проблем, связанных с воспроизводством человеческих ресурсов, не в полной мере охватывает проблему общественно-полезной деятельности, фактически сводя ее к понятию занятости. Но занятость, принимая во внимание самозанятость, шире, чем понятие «рынок труда», потому что самозанятые не имеют прямого отношения к этой экономической категории. Поэтому прежде всего необходимо рассмотреть проблему занятости и влияние государства на ее решение.

Политика занятости в широком смысле охватывает систему социально-экономических отношений, касающихся вовлечения трудоспособного населения в общественно полезные виды деятельности, которые, как правило, приносят доход. Занятость является наиболее важной характеристикой экономики и благосостояния людей. Он дает определенные представления о благосостоянии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.

Занятые в экономике люди создают продукты труда, тем самым удовлетворяя потребности членов общества и решая экономические и социальные проблемы. Однако экономические законы, лежащие в основе функционирования рыночной экономики, не обеспечивают необходимые рабочие места для всех, кто хочет работать, и тем самым улучшают свое финансовое положение. В результате многие оказываются без работы и заработка, а следовательно, и без средств к существованию, что вызывает определенную дестабилизацию в обществе. Чтобы предотвратить это, штаты и правительства стремятся принять определенные меры для создания рабочих мест и вовлечения безработных, но желающих трудоустроить население в трудовой процесс. Другими словами, государственные органы осуществляют занятость политика в узком смысле этого слова.

В своей политике занятости правительство имеет определенные принципы. В советский период такими принципами были обязательный труд, полная универсальная занятость трудоспособного населения в общественно-полезных видах деятельности и т. д. Современные радикальные экономические реформы породили новые принципы занятости. Они вытекают из основополагающих документов страны, прежде всего из Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».

После отказа российского государства от прямого централизованного управления занятостью возникла необходимость в новой системе его регулирования. Такая система в настоящее время формируется в стране. Его основными связями являются трудовое законодательство, президентские указы и решения правительства, соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом и предпринимательском уровнях, федеральные и региональные программы стимулирования занятости.

Занятость и безработица: понятие и показатели

В условиях рыночной экономики проблемы занятости и безработицы приобретают важное социальное значение.

Занятость населения означает деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и социальных потребностей, которая не противоречит законодательству и приносит им, как правило, трудовой доход. К числу трудоустроенных граждан в составе экономически активного населения относятся лица обоих полов в возрасте 16 лет и старше, а также лица в возрасте до 16 лет, которые в рассматриваемый период работали за вознаграждение на полный или неполный рабочий день. основа, а также другие приносящие доход работы; временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных, забастовки или других подобных причин; выполнял работу без оплаты труда в семейном бизнесе.

В соответствии с классификацией МОТ, экономически активное население включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Размер этой группы населения включает занятых и безработных. Безработными являются лица в возрасте 16 лет и старше, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в службе занятости, чтобы найти подходящую работу, ищут работу и готовы ее начать. Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не является частью рабочей силы. В него входят: ученики, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; лица, получающие пенсии по старости и льготные периоды; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занимающиеся домашним хозяйством, уход за детьми, больные родственники; лица, которые перестали искать работу, но могут и хотят работать; другие лица, которым не нужно работать, но которые могут и хотят работать.

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отход от полных и эффективных условий труда. Если предложение превышает спрос, то существует очевидная безработица, а когда спрос превышает предложение, возникает скрытая безработица. В условиях переходной экономики необходимо также понимать категории вторичной занятости и самостоятельной занятости. Вторичная занятость означает удлинение рабочего дня сверх нормальной продолжительности на той же, смежной или новой работе (на другом предприятии, в форме самозанятости и т. д.). Самостоятельная занятость предполагает самостоятельный поиск деятельности как источника дохода, создание рабочих мест для получения постоянного или временного дохода с помощью государственной поддержки на различных уровнях. Самостоятельная занятость чаще всего проявляется в форме малого бизнеса. Уровень занятости - это процент рабочей силы, имеющей работу в данный момент времени.

В качестве экономической категории занятость представляет собой совокупность отношений, касающихся участия населения в трудовой деятельности. Он отражает степень его включения в трудовые отношения, степень социальных потребностей работников, а также личные потребности и интересы в оплачиваемых экономически жизнеспособных местах. Важнейшей экономической функцией занятости является создание материального и духовного богатства путем предоставления работникам экономически жизнеспособных рабочих мест. Другими словами, экономическая функция занятости заключается в создании предпосылок для удовлетворения личных и социальных потребностей. Темпы экономического роста, размер ВВП и доходов граждан, степень удовлетворения платежеспособного спроса и потребностей общества зависят от того, насколько полно члены общества вовлечены в трудовой процесс, выполняют сложные действия и насколько эффективно они используют их труд. Поэтому предоставление работникам экономически жизнеспособного рабочего места, достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является наиболее важной задачей социально-экономической политики в широком смысле, включая политику занятости, доходов и инвестиций.

Экономически жизнеспособные рабочие места должны быть продуктивными, хорошо оплачиваемыми и социально полезными. Только в этом смысле можно утверждать, что они продуктивны. Потому что есть рабочие места и высокопродуктивные и высокооплачиваемые, но не продуктивные. Это рабочие места в производстве и продаже наркотиков, где занятость не является социально выгодной. Рассматриваемая проблема имеет еще один аспект. Это предоставление не только полной и продуктивной, но и экономически эффективной занятости. Под экономически эффективным понимается такая занятость, которая обеспечивает достойный доход, сохранение здоровья и повышение образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе повышения социальной производительности. Обратите внимание, что это определение обеспечивает качественную характеристику экономической эффективности. Недостатком его является количественная неопределенность, невозможность измерить экономическую эффективность с помощью единого показателя. Эта трудность в значительной степени устраняется с помощью системы показателей. Наиболее подходящими в этом отношении являются следующие.

Первый показатель - это уровень (коэффициент) профессиональной занятости населения. Он определяется как отношение числа занятых к общей численности населения, выраженное в процентах. Второй показатель - уровень занятости населения трудоспособного возраста в государственной экономике. Он рассчитывается как процент населения, занятого профессиональным трудом, к общей численности трудоспособного населения или рабочей силы. Третий показатель - оптимальное распределение населения по сферам общественно-полезной деятельности. Четвертый показатель - рациональность структуры распределения населения по профессиям, отраслям и отраслям экономики. Об этом показателе можно судить по изменению спроса на определенные профессии. В частности, с начала рыночных реформ резко возрос спрос на специалистов в области финансов, рыночной экономики и юриспруденции, а спрос на специалистов технического профиля снизился. Пятый показатель - это уровень безработицы, его баланс с естественным уровнем безработицы. Этот показатель широко используется в западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможным после того, как было дано научное определение естественного уровня безработицы. Отклонения от нее в том или ином направлении показывают, что рабочая сила используется неэффективно, а экономика несет убытки из-за инфляции или недостаточного производства ВВП. Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных ее формах, но, прежде всего, от занятости в экономике. Тем не менее, это также показывает обратную связь. Ведь сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических целей, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизни общества. Комплексно развитый человек обычно более активно и плодотворно участвует в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, влияющих на его жизнь. Все виды человеческой деятельности имеют социальную функцию, но особая роль принадлежит профессиональной деятельности в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Девальвация труда, сводя его только к обеспечению условий существования, обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности и стимулы. Таким образом, социальная функция различных видов занятости способствует развитию человека и общества, и, наоборот, отсутствие занятости тормозит их развитие. Один рынок труда не может справиться с проблемой занятости. Для этих целей необходима активная государственная политика.

Государственное регулирование занятости и рынка труда

Государственное регулирование занятости и рынка труда в России вновь приобретает все более важную роль. У него свои направления. Прежде всего, необходимо указать на реализацию государственной макроэкономической политики, направленной на содействие экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости. Большое значение придается оптимизации соотношения занятости трудоспособного населения по различным видам деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, военная служба, воспитание детей, домашнее хозяйство и т. д.). Государственное регулирование предполагает оживление институтов рынка труда. Государственная политика в области занятости и рынка труда в России характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Массовая открытая безработица сдерживается, безработные регистрируются, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы по трудоустройству безработных. Активная и превентивная политика стимулирования занятости и самозанятости населения, предотвращения безработицы, переподготовки безработных и повышения их конкурентоспособности по-прежнему явно имеет второстепенное значение. Поэтому в рамках этих областей занятости и регулирования рынка труда особое внимание следует уделять формам и методам активной политики занятости.

Таким образом, формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала, объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и другие учреждения, могут сыграть важную роль в решении проблемы перехода к экономическому росту. Малый бизнес должен занять место, соответствующее мировым стандартам, в развитии экономики. Российское государство пока не уделяет достаточного внимания малому бизнесу. Население и, в частности, безработные, нуждаются в помощи в открытии собственного бизнеса: обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, выделение льготных кредитов и субсидий, предоставление нежилых помещений на основе льготных условий. аренда, помощь в техническом оснащении на основе лизинга и при составлении бизнес-планов, защита от организованной преступности, льготное налогообложение на длительный период их деятельности. Прибыль, вложенная в развитие производства и создание новых рабочих мест, особенно нуждается в налоговых льготах.

Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, которые сохраняют и создают новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства. Это включает в себя сектор услуг (особенно туризм), жилищного строительства, страхования, сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности и машиностроения. Целесообразно шире использовать такие рычаги, как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы и ускоренную амортизацию активной части основных средств.

Одним из основных направлений поддержки занятости и увеличения количества рабочих мест в контексте структурных преобразований является преобразование военно-промышленного комплекса. Программа конверсии должна стать одним из мощных «полюсов роста», технического и технологического перевооружения отечественной экономики, основанного на развитии гражданского строительства, современных коммуникаций и компьютерных технологий.

Организация общественных работ зарекомендовала себя в мировой практике и является эффективным направлением активной политики занятости. Целесообразно использовать их для формирования современного городского хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это создаст местные условия для развития предпринимательства. Необходимо организовывать и финансировать общественные работы на программной основе путем паритетного участия в его развитии и финансовой поддержки региональных и местных органов власти и государственной службы занятости. Такое направление регулирования социально-трудовых отношений, как оптимизация пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном хозяйстве и экономике домашних хозяйств, требует большего внимания. Особое значение имеет соотношение между численностью населения, занятого в экономике, на военной службе, в образовании, а также на пенсии, и числом безработных. Доведение уровня минимального дохода неработающих граждан (пенсий, стипендий, пособий) до уровня прожиточного минимума является важным условием снижения напряженности на рынке труда и обеспечения социальной стабильности в обществе, баланса интересов различных слоев населения. населения. Однако достижение такого баланса зависит от возможностей государства. Требуется также высокий уровень производительности труда в экономике. В России подходящих условий для этого не создано, и работа в этом направлении является самой острой необходимостью.

Определяющим направлением в политике занятости является подготовка и переподготовка кадров в соответствии с требованиями времени. А это требует модернизации всего образования, включая профессиональную подготовку и переподготовку безработных, повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Для удовлетворения потребностей в подготовке и переподготовке кадров необходимо ускорить развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, университеты, средние профессиональные учебные заведения, учебные заведения, в том числе негосударственные службы занятости на договорной основе. Зарубежный опыт показывает, что только взаимодействие профессиональных учебных заведений и предприятий реального сектора, развитие системы непрерывного образования позволяет успешно реализовывать задачи подготовки современных кадров для рыночной экономики. Целевые программы должны занимать особое место в борьбе с безработицей: региональные, отраслевые и специальные для наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов, женщин с детьми, молодежи, длительно безработных и т. д.). Ведущее место среди них должны занимать программы профессиональной подготовки и переподготовки.

Региональные программы необходимы прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Там целесообразно создать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самостоятельной занятости населения, а также его территориальной мобильности.

Программы поддержки занятости в секторах необходимы в отраслях промышленности, испытывающих трудности, в промышленности (военно-промышленный комплекс, легкая промышленность, добыча угля, машиностроение и т. д.). Эти области нуждаются в реструктуризации, техническом переоснащении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации персонала, стимулировании экспорта и импортозамещающих отраслей. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы, для предотвращения ее перехода в открытую форму, необходима программа углубленной переподготовки людей, находящихся в принудительном административном отпуске и находящихся под угрозой увольнения. Таким образом, целесообразно объединить разрозненные меры государства в области занятости и рынка труда в рамках единого раздела социально-экономической политики, придав ему приоритетное направление в деятельности Правительства России и России. администрации субъектов Российской Федерации.

Заработная плата и ее регулирование

Сущность заработной платы и ее основные функции

Раскрытие сущности заработной платы носит не только теоретический, но и практический характер. Например, если мы примем теоретическую позицию о том, что с точки зрения содержания заработная плата является частью национального дохода, распределяемого между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, то в принципе проблем не возникает. которые происходят в заработной плате. Плохо, но, как говорится, не смертельно. Но можно придерживаться другой позиции: заработная плата является основной частью средств существования работника. Здесь острота пяти названных проблем возрастает до максимума. Что значит в этом контексте не выплачивать зарплату сотруднику вовремя? Это недопустимо, потому что не будет средств даже для простого воспроизводства рабочей силы. Как видите, сущность одной и той же проблемы резко меняется в зависимости от теоретического и методологического подхода.

Это означает, что для того, чтобы иметь четкое представление о категории «заработная плата», необходимо прежде всего понять ее сущность, ее экономическую природу, а также форму ее проявления в конкретных исторических условиях. В экономической литературе выделяются следующие определения сущности заработной платы: стоимость труда, стоимость труда, цена труда, цена труда.

Сторонники трактовки сущности заработной платы как стоимости рабочей силы основывают свою позицию на репродуктивном подходе к анализу ее формирования и использования. Процесс воспроизводства рабочей силы проходит четыре фазы: I - фаза формирования (производства), II - фаза распределения, III - фаза обмена и IV - фаза потребления (использования) рабочей силы.

Процесс производства или формирования рабочей силы как трудоспособности - это подготовка работника, начиная со школы и университета. Он продолжается на рабочих местах, в учреждениях переподготовки и повышения квалификации и т. д. Процесс распределения и обмена рабочей силой, как правило, происходит на рынке для этого конкретного продукта с участием трех субъектов института социального партнерства: работодатели, работники и государство, а также непосредственно на предприятии, фирме (прием на работу, ротация работников, увольнение и т. д.)). Потребление (использование) рабочей силы осуществляется непосредственно на рабочем месте, в процессе труда, конечным результатом которого является выпуск конкретных общественно полезных продуктов, оказание услуг. Следовательно, трудовой процесс происходит только в четвертой фазе воспроизводства рабочей силы. На основании этого делается вывод, что стоимость рабочей силы определяется стоимостью средств существования, обеспечивающих нормальное воспроизведение трудоспособности работника, необходимой для оздоровления, образования, повышения квалификации самого работника, а также а также членами его семьи. Это учитывает постоянный рост потребностей. Таким образом, стоимость труда не только зависит от затрат работника в процессе труда, но и учитывает исторические и духовные аспекты, а также затраты, связанные с воспроизводством будущего труда. Исходя из того, что сам труд осуществляется только на четвертой фазе воспроизводства рабочей силы, где происходит расход человеческой энергии, можно сделать вывод, что стоимость труда определяется величиной этих затрат в этом процессе. В этом случае заработная плата как заработная плата обеспечивает лишь простое восстановление способности участвовать в новом трудовом процессе и только самого непосредственного работника. Такой подход к определению сущности заработной платы радикально сужает ее репродуктивную функцию.

Чтобы выбрать окончательный вариант экономической природы заработной платы, важно определить, что является товаром, объектом купли-продажи? Учитывая, что труд как целесообразная человеческая деятельность начинается и осуществляется на рабочем месте, а не на рынке, во время сделки по найму работника, труд не может быть товаром, объектом купли-продажи. Труд - это товар. Как и любой товар, рабочая сила имеет цену, которая зависит от спроса и предложения, конкуренции и принимает форму заработной платы. Суммируя анализ сущности заработной платы, можно определить: заработная плата является формой стоимости, ценой труда. На поверхности явлений заработная плата выглядит как заработная плата.

В связи с тем, что заработная плата выплачивается на конкретном предприятии, ее величина может изменяться даже по сравнению с договорной (при найме работника), в зависимости от результатов деятельности этого субъекта предпринимательской деятельности, эффективности и качества работы. индивидуального работника. Часть растущих доходов предприятия может пополнять фонд средств к существованию работников в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда. Таким образом, фонд прожиточного минимума служит фондом заработной платы. Повышение уровня заработной платы, без изменения ее экономической сущности, сущности, способствует более полной реализации ее функций.

Зарплата выполняет свои, только присущие комплексу функций. Прежде всего, репродуктивные. Это дает возможность для воспроизводства труда. Одной из важнейших является стимулирующая (мотивационная) функция, направленная на повышение интереса к развитию производства. С помощью заработной платы решаются социальные проблемы, реализуется принцип социальной справедливости. Наконец, учетно-производственная функция. Характеризует степень участия живого труда в формировании цены продукта, его доли в общих производственных затратах.

Итак, заработная плата многофункциональна. Все присущие ему функции представляют собой неразрывное единство и только в совокупности позволяют правильно понять его сущность и содержание, противоречия и проблемы, возникающие в процессе совершенствования организации оплаты труда. Это важно подчеркнуть, потому что часто противопоставление этих функций, переоценка одних и недооценка других приводят к нарушению их единства и, как следствие, к односторонним, а иногда и неправильным теоретическим и практическим выводам относительно организации заработной платы.

Из сказанного следует, что каждая из функций взаимодействует с другими. Например, такие функции, как учет и производство, воспроизводство, стимулирование, одновременно играют социальную роль. В свою очередь, репродуктивная функция реализует стимулирующую и учетно-производственную функции заработной платы. В то же время при общем единстве каждая или несколько функций в определенной степени противоположны другим или даже исключают какую-либо из них, или уменьшают результат своего действия.

Наиболее существенное противоречие функций состоит в том, что некоторые из них приводят к дифференциации доходов, а другие, наоборот, к их выравниванию. Чем сильнее выравнивание, тем слабее дифференциация, тем слабее стимулирующий эффект заработной платы. Это совершенно нормальное явление, отражающее внутреннее единство и борьбу противоположностей. Это не указывает на неточность выбранных функций.

При регулировании заработной платы необходимо умело использовать объективное единство и противопоставление его функций, своевременно укреплять одних или ослаблять других. Это позволит организовать заработную плату не только в соответствии с ее объективным содержанием, но и с учетом особенностей развития общества. На современном этапе развития российского общества наиболее приоритетными функциями заработной платы, которые в первую очередь должны быть усилены и активизированы, являются репродуктивные и стимулирующие. Репродуктивная функция - способность заработной платы компенсировать затраты труда, которые имели место в процессе производственной деятельности человека. Если уровень заработной платы недостаточен даже для простого воспроизводства труда, то он не выполняет свою воспроизводственную функцию. Степень реализации репродуктивной функции может быть оценена в отношении отношения заработной платы, получаемой работником, или минимальной заработной платы (минимальной заработной платы) к уровню прожиточного минимума (физиологического и т. д.).

Стимулирующая функция заработной платы имеет различную природу и содержание. Итак, для реализации воспроизводительной функции оплаты труда основным (и почти единственным) условием является ее размер. Стимулирующая функция определяется совершенно разными механизмами и зависимостями. Необходимо строго различать понятия «стимулирующая (мотивационная) функция» и «стимулирующая роль» заработной платы. Они очень близки, но их невозможно идентифицировать. Стимулирующая функция заработной платы заключается в ее способности направлять интересы работников к достижению требуемых результатов труда (в большей степени, более высокого качества и т. д.) Путем обеспечения взаимосвязи между размером вознаграждения и трудовым вкладом. Стимулирующая роль заработной платы проявляется в обеспечении взаимосвязи между размером заработной платы и конкретными результатами трудовой деятельности работников. Степень реализации стимулирующей функции пропорциональна уровню стимулирующей роли заработной платы. В этом принципиальная разница и органическая связь этих понятий. Такой подход к определению содержания «стимулирующей (мотивационной) функции» и «стимулирующей роли» заработной платы может быть распространен на другие виды доходов работников. Напомним, однако, что репродуктивная функция не может быть количественно измерена, она может только существовать или отсутствовать, в то время как стимулирующая роль заработной платы измерима. Уровень стимулирующей роли может увеличиваться или уменьшаться в зависимости, прежде всего, от обеспечения связи между размером заработной платы и трудовым вкладом работников, их результатами. Следовательно, его можно измерить, проанализировать и сравнить по эффективности. По повышению эффективности заработной платы можно судить об увеличении ее стимулирующей роли.

В настоящее время, в первую очередь из-за низкого уровня использования стимулирующей функции вознаграждения в ее продуманном понимании, более 50% работников реального сектора экономики, социальной сферы и государственной службы далеки от полной реализации своего физического и интеллектуального потенциал в процессе работы. Это один из значительных резервов экономического роста и повышения уровня жизни населения России.

Регулирование заработной платы в сфере материального производства

На практике взаимосвязь между вознаграждением за труд, производительностью труда, квалификацией работника обеспечивается выбором различных вариантов форм, систем и моделей вознаграждения.

Многие руководители предприятий и специалисты предприятий в конце 80-х - начале 90-х годов. попытался отказаться от использования традиционной тарифной системы, гарантированных тарифных ставок и официальных окладов, временной и сдельной заработной платы в том виде, в каком они применялись на практике. Это связано со следующим обстоятельством. Именно гарантированные ставки и оклады выступают в качестве основного «ограничителя» размера заработной платы и заинтересованности работников в развитии и реализации существующих способностей, взаимосвязи между оплатой труда и эффективностью производства. Но организация выплаты заработной платы расслабляет, обескураживает и, конечно, не интересует работников высокопродуктивным трудом. Более того, он не соответствует принципу распределения по труду в его классическом смысле, поскольку допускает равное вознаграждение за неравный труд. Это одна из причин преднамеренного использования работниками своих физических и интеллектуальных способностей. Тарифы и официальные зарплаты неэффективны. Целесообразно перейти, например, на другие системы тарифов заработной платы, не связанные с тарифами, особенно с учетом того, что теперь предоставляется правовая возможность в этом отношении. Такие модели были разработаны и довольно успешно применяются на ряде предприятий страны. Они во многом схожи и основаны на доле средств, предназначенных для заработной платы, в зависимости от различных критериев. В частности, система оплаты труда в микрохирургии глаза МНТК основана на безрисковой долевой основе. Была разработана и утверждена шкала социальной справедливости, которая предусматривает коэффициенты повышения заработной платы руководителей и специалистов по отношению к минимальной ставке, принятой МНТК. Для медсестер коэффициент установлен равным 1, для медсестер - 2,2, для врачей - 3,0, для руководителей отделов - 3,5, для заместителей. для генерального директора - 4,0, для генерального директора - 4,5.

Ежемесячные и ежеквартальные бонусы за результаты основной деятельности на МНТК не применяются. Однако отдельные сотрудники, которые достигают высокой производительности, способствующей росту экономической эффективности всего предприятия, могут быть вознаграждены единовременными бонусами. Они выплачиваются за счет средств фонда научно-технического и социального развития головной организации МНТК. На Вешкинском заводе торгового оборудования (Московская область) заработная плата работников зависит от трех факторов: а) уровня квалификации работника; б) уровень участия в труде (КТУ); в) отработанные часы. Основным элементом организации оплаты труда является уровень квалификации на предприятии. Он устанавливается для всех членов трудового коллектива и определяется как отношение деления фактической заработной платы работника за предыдущий период на минимальную заработную плату предприятия. Основой для оценки уровня квалификации работника является его образование, квалификация, инициативность, ответственность за порученную работу, умение работать творчески и т. д.

В дополнение к уровню квалификации всем работникам завода также назначается коэффициент участия в рабочей силе. Частота его определения, а также совокупность показателей, влияющих на значение коэффициента, меры этого влияния определяются специальным положением. Обратите внимание, что KTU используется только для корректировки размера заработной платы, а не для оценки производительности труда в целом (эту функцию выполняет уровень квалификации). КТУ также влияет на перераспределение не более 7-10% от фонда заработной платы. Все расчеты заработной платы с использованием уровня квалификации и уровня участия основаны на времени, фактически отработанном конкретным сотрудником в соответствии с его расписанием. Такие модели в последнее время становятся все более распространенными на предприятиях негосударственного сектора (прокатных, кооперативных, акционерных и др.). У них есть своя специфика и характерные особенности. В дополнение к уже рассмотренным вариантам систем безналичной оплаты труда применяется нормативное распределение акций на основе экспертной оценки результатов работы отделов и отдельных работников. Экспертная оценка позволяет быстро учесть эффективность труда. Он проводится ежемесячно группами экспертов, сформированными на уровне предприятия или производственного подразделения. К ним относятся руководители, специалисты, передовые работники соответственно предприятия или его подразделений.

Каждый эксперт самостоятельно ставит оценку, которая отражает, с его точки зрения, результаты работы производственных подразделений предприятия. На основании результатов их обобщения утверждается итоговая оценка по пятибалльной системе. При выполнении задач и программ подразделения, норм, должностных обязанностей и функций работники выставляют оценку 4. В случае каких-либо нарушений структурное подразделение или работник получает оценку 3. В случае серьезных упущений в работе выполнение заданий, контрактов, условий - 2 балла. Наивысший балл может быть установлен в случае перевыполнения заданий, норм, ведущих к значительному повышению производительности труда. Для определения коэффициента трудоемкости разрабатываются специальные весы. Одним из перспективных вариантов нетрадиционных систем оплаты труда руководителей и специалистов подразделений предприятий является система «плавающих зарплат». Суть этого метода заключается в том, что с учетом результатов работы за месяц в следующем месяце новые должностные оклады назначаются работникам. В этом случае размер заработной платы увеличивается или уменьшается на каждый процент увеличения или уменьшения наиболее важных технико-экономических показателей. Таким образом, все рассмотренные варианты беспошлинной и других нетрадиционных форм организации оплаты труда имеют свои преимущества. Они относительно просты, способны заинтересовать рабочих и команды в достижении высоких конечных результатов, в реализации внутренних производственных резервов. Модели в целом соответствуют условиям самофинансирования и рыночной экономики. Однако они не лишены определенных недостатков.

Вывод:

В заключение подведем итог всему вышесказанному. Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Это система связей с общественностью при согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Система отношений на рынке труда состоит из трех основных компонентов: отношения между работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и их представителями; отношения между субъектами рынка труда и государством. Основной функцией рынка труда является обеспечение через сферу обращения перераспределения труда в народном хозяйстве

Занятость населения является необходимым условием его воспроизводства. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением потребностей, которые не противоречат законодательству, приносящему им заработок (трудовой доход). Состояние занятости, ее важнейшие характеристики позволяют судить о национальном благополучии, эффективности выбранного пути экономического развития.

В рыночной экономике заработная плата является элементом дохода работника, формой экономической реализации права собственности на принадлежащий ему трудовой ресурс. Основным элементом заработной платы является ставка заработной платы. Суть заработной платы проявляется в функциях, которые она выполняет на этапах общественного производства: производстве, распределении, обмене и потреблении. Под организацией заработной платы понимается ее построение, обеспечивающее взаимосвязь между количеством рабочей силы и размером ее выплаты, а также набор составляющих элементов (нормирование, тарифная система, премии, дополнительные выплаты и надбавки). Очень важным элементом организации заработной платы является тарифная система, представляющая собой совокупность различных нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников в зависимости от группы факторов. Но в настоящее время тарифы и оклады постепенно уступают место беспошлинным и другим нетрадиционным формам организации оплаты труда, которые имеют свои преимущества. Они относительно просты, способны заинтересовать рабочих и команды в достижении высоких конечных результатов, в реализации внутренних производственных резервов. Модели в целом соответствуют условиям самофинансирования и рыночной экономики. Но в то же время они не лишены определенных недостатков.