Рынок труда и методы его регулирования

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 04.07.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Финансово-промышленные группы (ФНП)
Роль международных корпораций и финансовых групп в мировой экономике
Государственное регулирование рынка труда и занятости
Государственная система регулирования рынка труда


Введение:

Актуальность темы курсовой работы. Рынок труда является важнейшим элементом рыночной экономики. В отличие от других рынков, его специфика заключается в том, что здесь объектом контрактов является способность человека работать.

Исходя из этого, рынок труда можно определить как совокупность социально-трудовых отношений в обществе, связанных с наймом и использованием работников в сфере общественного производства, обусловленных многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.

Кроме того, тема данного исследования становится все более актуальной в контексте политического кризиса в Украине, который оказал сильное влияние на все сферы экономики, в том числе и на рынок труда.

Рецессия, закрытие заводов, массовая безработица, снижение доходов и увеличение задолженности по выплатам, резкое сокращение потребительского спроса, вот далеко не полный перечень проблем, с которыми столкнулись правительства большинства стран в первые месяцы введения санкций.

Рынок труда, в свою очередь, представляет собой систему общественных отношений, которые согласовывают интересы носителя труда (занятого или желающего найти работу), работодателей и государства, действующих на основе действующего в данный момент законодательства и формируемых с участием и учетом интересов всех субъектов рынка труда.

Вектор развития социально-экономической политики может служить границей для государственного вмешательства в экономику и ее государственного регулирования. Среди множества рынков, регулируемых государством, хотелось бы выделить рынок труда, поскольку именно эффективность его функционирования может характеризовать эффективность государственной политики В целом.

Падение экономической конъюнктуры, снижение покупательной способности населения, замедление роста производительности труда, безработица могут выступать индикаторами нестабильности экономической ситуации в стране.

Также институциональная среда рынка труда представляет собой совокупность фундаментальных политических, социальных и правовых норм и правил, которые в совокупности формируют институциональную основу для экономически активного населения, уровня и структуры занятости.

Поэтому, исходя из ситуации на рынке труда, можно оценить ситуацию в экономике в целом.

Изучая состояние государства в социально-экономической сфере, нельзя обойтись без анализа сферы труда и занятости. Ключевыми показателями в этой сфере, характеризующими состояние экономики и социальную напряженность в обществе, являются уровень безработицы и показатели ее структуры.

Приемлемый и стабильный уровень безработицы, а также эффективное функционирование рынка труда в целом являются необходимым условием поддержания уровня жизни населения. По данным официальной статистики, в России за последнее десятилетие наблюдается неуклонное снижение уровня безработицы.

В результате на рынке труда появится спрос и возникнет потребность в дополнительных работниках 

Регулирование рынка труда, тема, достаточно хорошо разработанная в отечественной и зарубежной литературе по экономике труда. 

Однако, несмотря на большое количество публикаций, следует отметить их разнородность, неоднозначность взглядов на методологию государственного регулирования и понимание механизма управления развитием социально-трудовых отношений, что определяет постановку проблемы в данной работе.

Объектом исследования в курсовой работе является занятость населения, рынок труда и безработица в условиях рыночной экономики России.

Предметом настоящего исследования являются основные тенденции государственного регулирования рынка труда на современном этапе.

Целью курсовой работы явилась разработка отдельных теоретических положений, характеризующих рынок труда в современных экономических условиях, разработка методического инструментария измерения безработицы и ее последствий, а также обоснование новых направлений их регулирования.

Достижение этой цели предопределило постановку и решение следующих задач: 

  • Охарактеризуйте природу и экономическое значение рынка труда;
  • Исследование взаимосвязи спроса и предложения на рынке труда;
  • Выявить несовершенство рынка труда и необходимость его государственного регулирования;
  • Изучение правового регулирования рынка труда в России;
  • Рассмотрим международный опыт государственного регулирования рынка труда.

Исследование проводилось на основе данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат), территориального органа Федеральной службы государственной статистики, Департамента труда и занятости населения, а также материалов, полученных в ходе социальных выборочных обследований.

Теоретико-методологической основой исследования являются труды классиков экономической теории, представителей различных научных школ, публикации современных отечественных и зарубежных экономистов по вопросам рынка труда, занятости и безработицы.

Теоретические основы рангового труда


На протяжении последних более чем двух десятилетий в России функционирует целостная рыночная система, представленная совокупностью различных типов рынков, взаимосвязанных экономическими отношениями через механизмы, обеспечивающие их функционирование.

Категория рынок прочно вошла в научный оборот и хозяйственную практику.

Признание товарной природы рабочей силы, вытекающее из приведенного определения, означает, что рынок труда в общей рыночной системе современного российского общества занимает особое место, предопределенное специфическим механизмом функционирования, присущими ему особенностями и функциями.

Сложность познания рынка труда обусловлена его интегрирующей ролью в системе взаимосвязей со всеми типами рынков, составляющих рыночную систему. Некоторые теоретические аспекты функционирования рынка труда.

Основным элементом познания рынка труда является определение его сущности. С этой целью мы обобщили трактовки категории рынок труда, представленные в отечественной и зарубежной экономической литературе.

Анализ содержания дефиниций показывает, что, несмотря на кажущуюся близость трактовок рынка труда, между ними существуют определенные различия, обусловленные ключевым аспектом трактовки категории. Графически это положение можно отобразить следующим образом.

Объективная проблема отражения всех аспектов рынка труда в одном определении может быть подтверждена высказыванием Н.в. Федоровой и О. Ю. Минченкова, согласно которой, разделяемой нами, рынок труда является наиболее сложным элементом рыночной экономики, где не только интересы работника и работодателя переплетаются при определении цены труда и условий его функционирования, но и отражают социально-экономические явления, происходящие в обществе.

От того, насколько хорошо функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка, работника и работодателя, зависит спрос на трудовые услуги и его предложение, соответственно, и уровень безработицы.

Наиболее детальная картина структуры рынка, на наш взгляд, дана в новой экономической энциклопедии, где основные характеристики основных рыночных структур представлены следующим составом, количество продавцов, степень рыночной власти между продавцами (коэффициент Лернера), характер взаимодействия между продавцами, рыночная доля фирмы, наличие барьеров входа и выхода на рынок, степень замещения товаров и услуг, информационное обеспечение рыночных операций, характерных для данной отрасли, инструменты государственного регулирования рынка.

На ситуацию на рынке труда влияет широкий спектр факторов различного происхождения, а также рыночные механизмы, определяемые типом конкуренции, монополии и монопсонии, олигополии и олигопонии.

Этот аспект был подробно изучен Л. И. Лопатниковым, который классифицировал типы рынков по числу продавцов и покупателей в виде матрицы.

В зависимости от совокупного проявления факторов формируется ситуация на рынке труда, представленная тремя разновидностями, определяемыми соотношением спроса и предложения рабочей силы:

  • Рынок труда испытывает дефицит предложения рабочей силы, ситуацию дефицита рабочей силы;
  • Рынок труда перенасыщен товарным предложением, с дефицитом рабочих мест и характеризуется высоким уровнем безработицы-конъюнктурой избытка рабочей силы;
  • Предложение рабочей силы соответствует спросу на нее, обеспеченному наличием рабочих мест, сбалансированной рыночной средой.

Трудность четкого определения понятия рынок труда состоит в том, что его изучение носит двусторонний характер, социальный и экономический. Несомненно, более логично изучать рынок труда в контексте рыночной экономики страны, где труд является социально-экономическим процессом.

Отсюда следует, что общее определение рынка труда должно учитывать следующие факторы, рынок труда - это сфера общества, в которой стоимость труда получает оценку, определяемую условиями занятости, условиями труда, заработной платой, обеспечением занятости, возможностью профессионального роста, возможностью получения образования.

При анализе различных подходов к определению понятия рынок труда мы сделаем классификацию Бабенкова Л.М.:

  • Рынок труда выступает как рынок для продукта труда;
  • Рынок труда как соотношение спроса и предложения рабочей силы;
  • Рынок труда выступает как система. Различные ученые рассматривают рынок труда через подходы системно-эволюционный, системно-институциональный, а также в виде системных структур;
  • Рынок труда выступает специфической сферой деятельности как для безработных, так и для работодателей;
  • Рынок труда как механизм, объединяющий интересы тех, кто нанимается, и тех, кто нанимается.

В контексте каждой позиции определение может быть расширено и дополнено смысловым значением путем анализа последовательности действий рынка труда, выявления его основных и второстепенных участников, посредников и т.д.

Таким образом, основными элементами структуры рынка труда являются спрос (потребность в рабочей силе, определяемая количеством рабочих мест), предложение (наличие товаров (рабочей силы), определяемое наличием трудовых ресурсов) и цена (стоимость использования рабочей силы, выраженная в виде заработной платы и социальных выплат).

Объективность существования особенностей функционирования российского рынка труда признается всеми его исследователями, но выделение этих особенностей и их содержание различаются.

При формировании нашей позиции по особенностям российского рынка труда мы исходим из того, что они должны рассматриваться в соответствии с принципом причинности одновременно с особенностями формирования этого рынка.

Первой особенностью формирования российского рынка труда является свобода собственника рабочей силы передавать ему право на ее использование.

Вторая особенность формирования внутреннего рынка труда определяется нами как индивидуализация продукта (труда) и сделок его купли-продажи.

Таким образом, следует отметить, что рынок труда занимает важное место в системе экономических отношений. На этом рынке сталкиваются интересы работников и работодателей, а отношения, складывающиеся на рынке труда, носят ярко выраженный социально-экономический характер.

Спрос и предложение на рынке труда

Когда спрос превышает предложение, высококвалифицированные рабочие места заполняются работниками с низким уровнем человеческого капитала, что негативно сказывается на результатах труда.

В обоих случаях наблюдается дисбаланс между спросом и предложением высококвалифицированной рабочей силы, что приводит к снижению производительности труда и негативно сказывается на состоянии экономики в целом.

Анализируя Российскую экономическую литературу, можно отметить, что предложение высококвалифицированной рабочей силы хорошо изучено благодаря легкодоступности данных для анализа, в то время как отсутствие данных, которые можно было бы использовать для изучения спроса на сертифицированную рабочую силу, вызывает практически полное отсутствие исследований по этой теме.

В настоящее время наблюдается диспропорция в численности малообразованных (с базовым общим и начальным образованием) и работников с высшим образованием, имеющих значительное преимущество в направлении последнего.

По мнению большинства экономистов, это обстоятельство в ближайшее время может привести к существенному дефициту неквалифицированной рабочей силы на российском рынке труда.

Если проанализировать динамику численности студентов, обучающихся по уровням образования, то можно отметить противоположную тенденцию.

В 2014 году по сравнению с 2000 годом количество студентов вузов увеличилось почти вдвое: с 324 до 493 человек на 10 000 населения.

Однако в 2009 году впервые за последнее десятилетие этот показатель снизился на 1,3% по сравнению с предыдущим годом, а в 2014 году, на 5%. Количество студентов, обучающихся по программам SPE, до 2007 года превышало базовый уровень (2000 год), но с 2008 года наблюдается и отрицательная динамика этого показателя.

Отметим, что отрицательная динамика численности выпускников вузов и колледжей в последние годы является прямым следствием вхождения страны в демографическую яму. Начиная с 2004 года количество когорт в студенческом возрасте (15-19 лет) начало стремительно сокращаться и к концу десятилетия сократилось на 25%. В результате произошло сокращение числа студентов из колледжей, а затем и университетов.

Однако наметившаяся в последнее время тенденция к снижению числа студентов с высшим образованием не приведет к снижению предложения квалифицированной рабочей силы на российском рынке труда, так как количество выпускников все еще очень велико.

Правовое регулирование рынка труда в России

Значительную роль в государственном механизме регулирования рынка труда играют законодательные методы. Государственная политика всегда традиционно базировалась на законодательстве и имела нормативно-правовую реализацию, поскольку для эффективного функционирования рынка, безусловно, необходимы законодательство, нормы и правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка труда, четко устанавливали их права, создавали равные возможности для реализации своих способностей участниками рынка труда.

Законодательство о рынке труда и занятости населения Российской Федерации представляет собой совокупность нормативных актов. Она основывается прежде всего на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Основные законодательные акты используются для установления правовых, экономических, административных, организационных и социальных основ государственной политики содействия занятости населения, включая государственные гарантии реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Указ президента РФ "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест", Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации", другие нормативные акты, а также правовое регулирование рынка труда.

Регулирование трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами осуществляется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления и местными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Эффективное функционирование рынка труда невозможно без создания соответствующих экономических условий, проведения активной политики занятости, разработки и реализации эффективных федеральных и региональных программ содействия занятости, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и многого другого. Существуют нормативные акты, принятые Федеральной службой занятости, которая находится в системе Минтруда России, в том числе акты, разъясняющие применение трудового законодательства. Положение о Федеральной службе занятости обязывает эти органы действовать на основании данного положения.

Российское законодательство о занятости также содержит международные правовые акты по этому вопросу, одобренные Россией. Конвенции и рекомендации МОТ сосредоточены на вопросах занятости.

Таким образом, правовое регулирование рынка труда как в стране в целом, так и в регионах Российской Федерации является социально и экономически значимым. Четкое регулирование правил поведения на рынке труда является важным условием эффективного функционирования этого рынка, но недостаточным для достижения состояния эффективной занятости, особенно на региональном уровне.

Причина заключается в том, что разработка нормативной базы в регионах недостаточна для решения проблем в сфере занятости, требуется учитывать ситуацию в сфере занятости с учетом условий и факторов развития региона в совокупности с другими составляющими регионального развития.

В субъектах Российской Федерации необходимо разработать схемы (маршрутные карты) территориального развития, а также программы комплексного социально-экономического развития хозяйственных территорий, которые должны решать проблемы размещения производственных объектов, коммунальной инфраструктуры, экономики и социальной сферы, использования ресурсов различного назначения.

Законодательное регулирование региональных рынков труда должно лишь дополнять эти схемы и программы регионального развития. Выбор метода и инструмента государственного механизма для практического использования и решения конкретных задач определяется ситуацией, сложившейся в данный период на рынке труда. Законодательная база и экономические программы формируют основу для современного функционирования другого механизма-рынка.

Информационный метод, на наш взгляд, является самостоятельным элементом государственного механизма, поскольку применительно к рынку труда информационное сообщение является необходимым инструментом организации работы любого учреждения (субъекта).

В отличие от других методов рассматриваемого механизма регулирования рынка труда, данный метод имеет целью воздействие на поведение субъектов данного рынка путем информирования их о состоянии рынка, соотношении спроса и предложения, деловой активности предприятий, рыночной цене рабочей силы, наличие необходимой информации о наличии вакансий и резервов рабочей силы, освещение принятых правовых актов и иной информации, связанной с рынком труда, федеральными и региональными органами государственной власти.

Иными словами, данный механизм позволяет информировать все институциональные единицы о ситуации на рынке труда в Российской Федерации или ее субъектах, правах и гарантиях в сфере занятости и защиты от безработицы, а также обмениваться информацией с другими участниками рынка труда и средствами массовой информации.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что современный государственный механизм регулирования рынка труда представляет собой комплекс административных, экономических, законодательных, информационных и организационных методов.

Все методы взаимосвязаны и взаимно поддерживают друг друга. Главное, чтобы содержание этих методов не противоречило друг другу на практике.

Государственное регулирование рынка труда и перспективы его развития

Государственное регулирование рынка труда - это особая сфера государственного вмешательства в социально-экономические процессы и средства.

Она уделяет внимание получению рациональных результатов в социально-экономических условиях, касающихся занятости трудоспособного населения, соблюдения профессионализмом своих рабочих мест и решения проблемы безработицы.

Методы государственного регулирования рынка труда могут быть следующими:

  • Организация новых рабочих мест, возможно только за счет сокращения рабочего времени работника;
  • Корректировка режима труда и отдыха, обеспечивается введением максимального рабочего времени в течение всей рабочей недели.

Используйте эти методы с крайней осторожностью, потому что они могут не только снизить уровень безработицы в стране, но и ухудшить эффективность экономики в целом.

Одним из методов регулирования рынка труда в таких странах, как Швеция, Испания и Германия, является пенсионный возраст.

Рынок труда как сфера экономической и общественно-политической жизни общества нуждается в постоянном регулировании с целью повышения уровня эффективности его основных функций. Это помогает регулировать систему занятости.

Государственное регулирование рынка труда было одним из первых направлений социальной политики. Она сформировалась в первой половине XIX века в Англии, когда появилось фабричное законодательство, ограничивающее использование детского труда и продолжительность рабочего дня для взрослых.

На сегодняшний день существует развитая система государственного регулирования, в которой выделяются три направления государственного регулирования занятости населения.

Установление условий труда:

  • Детский и женский труд;
  • Продолжительность рабочего дня, недели и праздника;
  • Стандарты охраны труда и техники безопасности.

Государство влияет на условия оплаты труда:

  • Установление минимальной заработной платы + надбавки; 
  • Удержание заработной платы и цен;
  • Налогообложение доходов физических лиц;
  • Помощь государственных учреждений фирмам, компенсация, связанная с трудоустройством (страхование от безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).

Государство регулирует отношения между наемными работниками и предпринимателями в конфликтных ситуациях. Нормой стало заключение коллективных трудовых договоров, устанавливающих права и обязанности обеих сторон.

Заключение

Таким образом, роль и место государства в решении проблемы безработицы чрезвычайно специфичны.

Если мы говорим о Российской Федерации, то государственная поддержка экономики и особенно рынка труда крайне важна. В недавнем прошлом Государство нашей страны находило решения практически всем вопросам занятости населения, гарантировало им полную занятость, кроме того, работа была обязательной в государственном хозяйстве.

Нет сомнений, что оставлять население страны наедине с рынком труда было бы не только негуманно, но и экономически неэффективно.

Государственная помощь должна быть оказана: 

  • В разработке программ занятости населения;
  • Поддержать безработных в виде материальной помощи;
  • В возможности обучения персонала приобретению новых профессиональных знаний, умений и навыков.

Сегодня мы говорим об этом не потому, что этого не происходит, а потому, что масштаб этой деятельности не охватывает всю массу людей, нуждающихся в такой помощи.

Важнейшим направлением снижения безработицы является развитие самозанятости населения. Самозанятость - это специфическая форма экономической деятельности. Суть его заключается в том, что гражданин находит для себя источник дохода, обеспечивающий ему достойный уровень жизни в процессе хозяйственной деятельности, которая не должна противоречить законам страны.

В Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством к самозанятым относятся, предприниматели, физические лица, занимающиеся самозанятостью, члены производственных кооперативов и т. д.

Развитие самозанятости предполагает наличие организационной структуры, обеспечивающей людям определенную поддержку в развитии их бизнеса. В частности, такая помощь оказывается службой занятости населения.

Она имеет возможность предоставить безработным определенную денежную сумму для организации производства, обучения граждан и так далее. В настоящее время наиболее популярной формой самозанятости можно считать торговлю.

Еще одним важным аспектом минимизации безработицы является организация подготовки и переподготовки кадров.

Эта деятельность должна рассматриваться прежде всего как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Эта работа общества и государства неразрывно связана с созданием экономики знаний.

При этом количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны учитывать потребности экономики в кадрах и создавать условия для обеспечения не только текущих, но и будущих потребностей, с учетом согласованности спроса и предложения рабочей силы.

Безусловно, широкое использование современных технологий обучения может полностью изменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, освоения ими дополнительных специальностей и профессий.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с государственной инвестиционной политикой. Успешные результаты этой деятельности могут быть достигнуты только в том случае, если научно-техническая политика четко признает приоритетные области и финансирует их.

Безработица является сложным социально-экономическим явлением и выступает постоянным спутником рыночной экономики. Его невозможно устранить, в лучшем случае его можно свести к естественному уровню. Несмотря на значительное сокращение численности безработных, уровень безработицы по-прежнему достаточно высок.

Следовательно, безработица обусловлена процессом социально-экономического развития государства и общества. Это неотъемлемый элемент развития производства.

В определенном смысле можно сказать, что безработица, являющаяся макроэкономическим явлением, определяющим темпы и уровень экономического развития страны, порождает производство.