Рынок природных ресурсов (земли) в России: структура, состояние и перспективы развития

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономический рост и бедность
Многообразие форм хозяйствования в рыночной экономике
Капитал как фактор производства
Приоритеты социальной политики государства: основные противоречия и зависимости


Введение:

Земля, ее недра, леса, фауна и другие ресурсы составляют основу человеческой жизни и деятельности.

Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства являются ее землями. На Всемирной выставке в Париже наши земли, богатые черноземами, были признаны эталоном почвы.

Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения сторон, участвующих в дискуссии, иногда противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, поскольку Россия перешла на качественно новые отношения и, следовательно, отношение к земля изменилась. Появились различные нововведения. Одним из них является бесплатная покупка и продажа земли.

Целью написания данной работы является попытка анализа рынка земли в современной России, его проблем и перспектив развития на примере аграрного сектора.

Понятие «земельный рынок» на современном этапе появилось после периода, когда о нем практически никто не слышал, поэтому его введение породило различные противоречия в освещении этого вопроса. Это, в свою очередь, возникло из-за того, что долгое время в нашей стране существовал стереотип как поведения, так и мышления, что все публично, а значит, никого нет.

Свободное использование земли было одной из основных причин неэффективного использования в сельском хозяйстве, высокой интенсивности использования земли в городском планировании и промышленности.

Только в этих условиях может возникнуть ситуация, когда при массовом нерациональном использовании земли, наличии заброшенной и неиспользованной земли, возникнет искусственная нехватка земли для желающих получить ее для фермы, личного огорода, огорода или огорода. При наличии значительных свободных территорий в городах территории, занятые полуразрушенными зданиями с низкой стоимостью, занимают особо ценные плодородные пригодные земли.

Но недавние глобальные преобразования и изменения в системе ценностей вызвали определенный общественный интерес к земельной проблеме.

Недавно Государственная Дума отменила вето Президента на Земельный кодекс России. Главным спорным вопросом между президентом и парламентом стал вопрос сельскохозяйственных земель, которые, по словам главы государства, должны быть куплены и проданы. За последние пять лет, пока продолжается работа над Земельным кодексом, парламент занял жесткую позицию, исключив возможность покупки и продажи сельскохозяйственных земель.

В статье 36 части 3 Конституции, провозглашающей право на свободное владение земельной собственностью, установлено, что конкретные вопросы правовых отношений собственности на землю должны регулироваться федеральным законом. Длительное обсуждение в Думе земельного кодекса, который должен был сыграть роль такого закона, привело к выводу, что благодаря усилиям противников свободного оборота земли этот документ может быть принят почти через десятилетие.

И поэтому я хотел бы рассмотреть вопрос о рынке земли, который заинтересовал все более широкие слои населения нашей страны.

В данной курсовой работе, наряду с определениями рынка земли, также рассматриваются история возникновения, характер, значение и тенденции развития рынка земли в ближайшем будущем.

Рынок земли: понятия, происхождение и развитие

Рассматривая такой вопрос, как купля-продажа земли, я хотел бы начать с истории развития как земельных отношений в целом, так и рынка земли в частности.

В России в XIX веке земельные отношения развивались очень ускоренными темпами. Тогда в России можно было видеть как феодальные, так и капиталистические отношения. Было много форм собственности и землепользования. Правовое регулирование земельных участков, часто расположенных по соседству, но принадлежащих разным ведомствам, имело место в разных отраслях права. Например, земля казарм, транспорта и крепостей регулировалась нормами административного или полицейского законодательства; церковные, монашеские, бытовые и частно-имущественные нормы феодального права, городские земли - нормы гражданского права. На этом этапе исторического развития можно сказать, что рынок земли касается более или менее состоятельных слоев населения и только в той его части, где он касается выплаты суммы при покупке или продаже земли. Но ситуация резко изменилась после провозглашения манифеста 19 февраля 1861 года, в котором было объявлено, что крестьяне были освобождены от крепостного права и получили землю. В это время крестьяне узнали, что такое плата за землю, потому что они получали землю не в собственность, а только для использования, хотя и пожизненно. Крестьяне работали на своих участках и платили помещику именно эту земельную арендную плату (что будет обсуждаться ниже), некоторые с деньгами, некоторые с едой, а некоторые работали на помещика, просто чтобы остаться на своей земле.

Спустя полвека Россия уже была юридически более развитой страной, и крестьяне, работавшие на земле как коллективно (как сообщество), так и индивидуально, понимали, что земля им нужна как собственность. Этот факт сразу же дал бы огромный стимул как для сохранения плодородия земли, так и для более осторожного ее использования. Таким образом, земельные отношения в России к началу двадцатого века начали приобретать другой цвет и перерастать в более цивилизованные.

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любой развитой страны. В развитых странах принимаются законы, защищающие любые права собственности, включая землю.

Конечно, земля может быть свободно куплена и продана в рамках этих законов. Например, в Соединенных Штатах сейчас насчитывается более 630 тысяч ферм. Они владеют огромным количеством земли как собственники и производят около 80% всей сельскохозяйственной продукции в стране. Например, в России фермеры производят только 6 - 8%. Так в чем здесь дело? Дело в том, что в нашей стране практически нет рынка земли, хотя право собственности на землю конституционно закреплено за жителями государства. Это связано не с тем, что люди не хотят покупать землю, а с отсутствием четкой законодательной базы по этому вопросу. Ведь мало кто согласится вкладывать большие деньги в землю, не будучи ее владельцем. В результате на нашем рынке преобладают импортные продукты питания (в некоторых случаях не высокого качества), хотя мы сами можем производить продукты, которые по качеству намного выше импортных, и по цене 1,5- В 2 раза ниже (в районах, где земельные отношения - Н. Новгородская область и т. д., цены именно такие).

Похоже, законодательный орган сознательно препятствует развитию рынка земли. Это подтверждается деятельностью государства. Дума, которая за все время своего существования не разработала четких законодательных актов по этому важному вопросу (споры о земельном кодексе ведутся в нем уже более года).

Рынок земли является одной из самых доходных статей бюджетных доходов во многих штатах. В этот сложный для нашей страны период, когда в государстве растет внутренняя и внешняя задолженность, сокращается производство, растет безработица и ухудшается уровень жизни населения, развитие рынка земли может стать дополнительным источник доходов бюджета.

Далее я хотел бы более детально рассмотреть проблемы земельных отношений в России и возможные пути их решения.

Российский земельный рынок: проблемы и особенности.

Объекты и субъекты рынка земли

Земля является ресурсом для специального использования в сельскохозяйственном секторе; это сложный, а иногда и полностью невоспроизводимый фактор производства, который требует особого отношения к себе.

Объектом рынка земли является земля. Однако в структуре земельного фонда имеются совершенно и относительно ограниченные земли для их использования в качестве средства производства.

Можно привлечь дополнительные земельные ресурсы в сельскохозяйственный оборот, но эти возможности быстро исчерпаны. Дополнительные земельные ресурсы в большинстве случаев не так удобны или доступны, как земля, которая уже используется. Лучшие типы почв также не могут быть свободно воспроизведены. Повышать качество земли можно только в ограниченных пределах. А поскольку невозможно свободно воспроизводить все типы и типы земель в соответствии с их производительными возможностями и эффективностью, существующие различия в плодородии участков сохраняют свое особое значение.

Практически везде имеются запасы вакантных, но относительно непродуктивных земель, которые могут быть вовлечены в оборот сельского хозяйства, но их использование требует значительных затрат труда и капитала, которые могут не окупиться, то есть целесообразность их эксплуатации весьма сомнительна.

Эта специфика земли, как особого ресурса, заставляет нас по-разному интерпретировать предельную доходность расширения производства и, следовательно, его целесообразность и полезность. Кроме того, если вы берете конкретный участок земли, то всегда наступает момент, когда малейшее увеличение инвестиций в труд и капитал перестает оплачиваться. Существует предел рентабельности интенсификации производства на данном участке земли при определенных условиях.

Материальные условия определяют землю как специфический сельскохозяйственный ресурс, стоимость которого неуклонно и довольно быстро увеличивается со временем. Последнее связано с увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию (из-за роста населения) и сокращением ресурсов (из-за эрозии почвы и приобретения земли для промышленного и городского строительства). Это глобальная тенденция. В результате размер сельскохозяйственных угодий на душу населения уменьшается.

Особенности земледелия и огромная зависимость всего живущего на земле от его состояния предопределяют определенную специфику проявления экономических законов в развитии сельскохозяйственного производства. Использование земли давно регулируется различными системами экономических отношений и, прежде всего, имущественными отношениями.

Частная собственность и монополия на землю в определенной степени препятствуют проникновению капитала в сельское хозяйство. Ограниченная земля, пригодная для ведения сельского хозяйства, приводит к тому, что все участки заняты различными фермами, а используемые формы земледелия и землепользования чужды капиталу. Чтобы закрепиться в аграрной экономике, капитал вынужден разрушать или подчинять все предыдущие формы земельных отношений. В то же время ему приходится мириться с наличием земельной ренты, которую он до сих пор корректирует по-своему. Капитал постоянно меняется и нуждается в свободе применения. Коллективная собственность на землю обеспечивает большую свободу для капитала.

Монополия экономики на землю, порожденная ограниченными земельными ресурсами и невозможностью их воспроизводства, заставляет нас по-другому относиться к использованию и движению земли на рынке ресурсов. Ограниченное использование сельскохозяйственных земель связано с использованием как пространственно удаленных районов, так и районов, расположенных в непосредственной близости от сельскохозяйственных рынков и точек снабжения сельского хозяйства средствами производства.

И здесь речь идет о неразделенном монопольном использовании относительно более благоприятных или, наоборот, менее благоприятных условий производства в данной экономике. Особенно благоприятные природные факторы производства в сельском хозяйстве не всегда могут быть воспроизведены в процессе труда, и поэтому не все предприятия могут использовать более благоприятные производственные условия, создаваемые самой природой, снижая стоимость производства продукта. В то же время другие предприятия, которые монополистически используют участки земли с худшими условиями производства, вынуждены преодолевать трудности, связанные с производством аналогичного продукта, за счет дополнительных трудовых и материальных затрат.

Сельскохозяйственные продукты являются уникальными; они удовлетворяют основные потребности людей, которые не могут быть заменены. Рост населения и рост доходов обеспечивают рост спроса на продукты растениеводства и животноводства, что объясняет вторичный спрос на землю.

Запас земли фиксированный, неэластичный. Колебания в предложении возможны только в пределах общего количества, с учетом качества земли. Спрос на продукцию превышает производственные мощности этих земель. Цены поддерживаются на таком уровне, что становится экономически выгодным производить в худших районах. В такой ситуации на рынке, на землях самого высокого качества, получается дополнительная прибыль, которая принимает форму дифференциальной ренты.

Все имеющиеся в России земли не могут быть использованы для сельскохозяйственного производства. Важны их качественные характеристики: естественное и искусственное плодородие, степень влажности, сумма активных температур и т. д.

Субъектами рынка аграрной экономики являются два типа собственников - полный собственник и потребитель потребления (владелец, пользователь). Ограниченная земля и невозможность ее производства способствуют возникновению двух типов земельных монополий. Полный владелец осуществляет монополию на частную собственность: он может свободно отдавать или не разрешать предпринимателю вкладывать капитал в свою землю; можно сдать в аренду. После заключения договора аренды определяется конкретный пользователь земли, который осуществляет монопольное право на управление землей.

В аграрной сфере часто происходит расслоение совокупности прав собственности. Владелец земли за определенную плату передает права на коммерческое использование земли арендатору, который производит сельскохозяйственную продукцию и платит землевладельцу доходы от ее продажи.

Особенностью аграрного сектора в России является слабое распространение арендных отношений на селе. Земля обычно обрабатывается самим владельцем.

Земля как фактор производства носит товарный характер; это куплено и продано, и его цена на рынке зависит от спроса. Но прежде чем средства производства появятся на рынке, они имеют первоначальную экономическую оценку в виде земельного кадастра.

Земельный кадастр включает четыре основных направления: сбор информации и документов о правовом статусе земельных участков, данных о субъектах земельной собственности, собственности на землю и аренды земельных участков, целевом назначении земельных участков, способе их использования; учет количества и качества земли; оценка земель с целью обоснования их наиболее эффективного использования и размера платы за землю; земельно-кадастровая продукция, в том числе выполнение геодезических работ; сбор данных о земельных участках, их собственности, форме собственности, содержащих топографическую, техническую, кадастровую информацию; формирование цифровых картографических баз данных.

Сейчас в России сложилась ситуация, когда рыночная оценка, хотя и начинает использоваться на практике, еще не вписывается в существующее законодательство. Это препятствует развитию вторичного рынка. Даже нормативные оценки земли и недвижимости искажены.

Проблема создания развитого земельного рынка еще не решена. Теперь мы можем выделить три основных типа хозяйств (они также являются владельцами и пользователями, но еще не владельцами): акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, созданные на месте бывших колхозов и совхозов, индивидуальные хозяйства (личные подсобные хозяйства). крестьянских хозяйств и огородных дачных участков горожан), использующих практически только труд членов семьи, без достаточной технической и финансовой поддержки. Это субъекты земельного рынка. К этому нужно добавить само государство и коммерческие банки.

В настоящее время в России ликвидирована государственная монополия на владение землей, введено платное землепользование, введены различные формы собственности и пользования землей. Постепенно формируется новая система земельных отношений, включающая рынок земли, аренду, цены на земельные участки, земельный налог, аренду, цены на ипотеку.

Следующий этап реформы предполагает разработку комплексного механизма земельных отношений, стимулирующего землевладельцев и землепользователей эффективно использовать земельные ресурсы, сохранять их. Необходимо решить вопрос о более полном использовании земли в качестве источника средств для пополнения центрального и местного бюджетов.

Особенности функционирования рынка земли

Позже или раньше, но России придется начать создавать нормально работающий рынок земли. В противном случае этот рынок будет полностью функционировать в рамках «теневой экономики», то есть возможность использовать землю будет получена за взятки, как это часто бывает сегодня.

Но создать рынок земли непросто, потому что он имеет ряд особенностей. В первую очередь они связаны с тем, что общее предложение земли в любой данный момент времени является постоянным и не может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения цен. Это означает, что ценовая эластичность рыночного предложения равна нулю: независимо от того, как растет цена, которую покупатели готовы платить за участки, рыночное (общее) предложение этих участков не может значительно увеличиться. Ведь площадь этих участков физически ограничена (и, более того, они в основном уже проданы). Поэтому, если мы построим кривую предложения земли на рынке в зависимости от иены, то в течение коротких периодов времени эта кривая примет форму вертикальной линии.

Правда, если говорить о более долгосрочной перспективе, то, применяя определенное количество труда и капитала, можно увеличить количество полезных земель во всей стране. Это, например, произошло в СССР после освоения казахских целинных земель или мелиоративных работ в болотах Беларуси. И, например, голландцы увеличивают площадь сельскохозяйственных земель, отбирая их у моря: они строят плотины, а затем заполняют плодородный слой и получают отличные урожаи.

Это означает, что ценовая эластичность предложения земли становится, хотя и небольшой, ненулевой. Следовательно, если вы наметите предложение земли для страны в целом и на долгосрочную перспективу, то линия предложения (идущая вертикально вверх в течение коротких периодов времени) превратится в наклонную прямую линию.

Однако обратим внимание на следующее обстоятельство. Хотя общее (рыночное) предложение на рынке земли неэластично, отдельные покупатели (фирма или человек) этого не замечают. С их точки зрения, предложение земли довольно эластично по цене - требуемая площадь земли в требуемой зоне почти всегда может быть куплена. Если, конечно, мы не предлагаем его нынешним владельцам такую ​​высокую цену, что они хотят расстаться со своей собственностью. В результате произойдет смена владельцев определенных земельных участков, но не увеличится площадь владения землей.

Вот почему в экономике принято отличать доход владельца земли от ее продажи в особой категории - рента (от французской «рента» - «фиксированный доход»), поскольку это доход владельца ресурс, который физически не поддается увеличению. Этот доход получают владельцы земли, а также владельцы уникальных способностей (например, певцы, спортсмены, звезды кино и театра). Как формируется размер арендной платы (если мы возьмем в качестве примера рынок земли).

Рента - это общее название дохода владельцев земли и владельцев всех тех ресурсов, чье предложение жестко фиксировано.

Из-за неизменности предложения (его неэластичность в цене) рыночная цена земли - арендная плата - формируется в зависимости от того, сколько можно заплатить максимум за площадь земли, выставленной на продажу. И если кривые спроса и предложения пересекаются в точке C, образуя цену земли (площадь B) на уровне равновесия A, то доход владельца будет равен площади заштрихованного квадратного OACB (определяемого как произведение площадь земли по арендной плате за единицу земли, например, за гектар).

Поэтому увеличение спроса на землю фактически не приводит к увеличению предложения, а к увеличению арендной платы - цены на земельные участки, полученные их владельцами.

Увеличение спроса на землю (что соответствует смещению кривой спроса вправо и вверх - от позиции «Спрос на землю-1» к позиции «Спрос на землю-2» ) не привело к увеличению объема земельных участков, выставленных на продажу ... Только их цена (арендная плата) увеличилась - с уровня А до уровня О. И соответственно, сумма дохода собственников земли, которая была получена от их продажи , вырос.

Если на предыдущем уровне спроса они могли получить сумму, равную площади прямоугольника OACB для их земли, то теперь их доход будет ODEB, то есть он увеличится на площадь прямоугольника ADEC.

Обратите внимание, что землевладельцам не нужно было предпринимать каких-либо усилий для получения большего дохода: они стали богаче за счет роста спроса на те ресурсы, которые по объему являются постоянными, которыми они владеют.

Но что определяет цену, которую покупатели готовы платить за право владения или пользования землей? Ответ на этот вопрос прост: «Выгода, которую можно получить от использования земли и которая создает спрос на землю».

Спрос на землю представлен покупателями, которых можно разделить на две группы:

  1. сельскохозяйственные пользователи;
  2. несельскохозяйственные пользователи.

Все сельскохозяйственные пользователи используют плодородие почвы для производства сельскохозяйственной продукции любого типа.

Несельскохозяйственные пользователи - все, кому нужна земля для строительства зданий, промышленного производства или других целей, не связанных с использованием плодородия почвы.

Для сельскохозяйственных пользователей цена земли определяется ее плодородием и, в определенной степени, ее местоположением, от которого зависят как почвенные, так и климатические условия производства, а также стоимость доставки ресурсов и готовой продукции.

Для несельскохозяйственных пользователей существует два основных фактора формирования цен на землю:

  1. готовность сайта к использованию (сайт, на который уже подведены вода, газ, электричество и телефонный кабель, будет стоить дороже, чем сайт, на который все эго еще не доставлено);
  2. расположение сайта.

Таким образом, в городах цены на земельные участки (а также на жилье, которое представляет собой не более чем пространство над земельными участками) тем выше, чем ближе они находятся к центру города или центру деловой активности.

Например, в Новосибирске в ноябре 2000 года средняя стоимость 1 кв. М общей площади квартир составила 6216 рублей. (около 223 долларов). Более того, в центре города 1 кв. Метр стоил более 9200 рублей, а в отдаленных районах средняя стоимость жилья составляла всего 4834 рубля. за метр. Как отметил новосибирский журналист Сергей Рымов: «Значительная разница объясняется не столько вопросами престижа, сколько тем, что Новосибирск является третьим по величине городом в России, а расстояния там довольно большие».

Таким образом, на цену земли также влияет транспортный фактор, то есть удобство связи с теми местами, куда необходимо доставлять готовую продукцию или куда люди идут на работу. Таким образом, открытие линии метро в Москве до Бибиревского района, которая облегчила дорогу жителям, сразу же вызвало увеличение спроса на жилье в нем.

Конечно, мы нарисовали идеальную модель рынка земли, которая позволяет нам понять его основные законы. В реальной жизни земельные спекулянты играют важную роль в функционировании рынка земли, то есть покупателей, которые приобретают землю не для прямого использования, а для перепродажи с прибылью, когда арендная плата увеличивается (что может быть спровоцировано фактическими действиями спекулянта). ). Просто невозможно полностью исключить спекуляцию землей, не нарушив сам механизм земельного рынка. Но вполне возможно сильно ограничить такие спекуляции, и во многих странах для этого созданы специальные законы. Например, вы можете запретить изменение характера использования земли (например, вы не можете превратить пахотную землю в место для фабрики, коттеджного поселка или свалки токсичных отходов).

В заключение нашего знакомства с особенностями функционирования земельного рынка отметим два важных обстоятельства.

Во-первых, говоря о рынке земли, следует помнить, что это рынок для производного спроса. Спрос на землю зависит от спроса на те товары или услуги, для создания которых необходимо иметь возможность использовать конкретный участок земли. И если в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» Лопахин покупает поместье с этим садом для строительства там дачи, то причины этого очевидны: он обнаружил повышенный спрос граждан на услуги в сфере отдыха и развлечений. И это дает ему возможность заплатить высокую цену за участок с садом - он уверен, что оплатит эти расходы.

Из-за возникновения спроса, цена одного и того же участка земли может сильно колебаться, и, следовательно, размер арендной платы не всегда увеличивается. При определенных условиях он может упасть.

Во-вторых, следует различать понятия земли и полезного пространства. Новое полезное пространство гораздо проще получить, чем увеличить размер земли. Так, например, если на месте двух смежных одноэтажных домов возводится многоэтажный небоскреб, то размер земельного участка останется прежним. Но полезная площадь значительно увеличится, так как она равна произведению площади этого участка на количество этажей. Следовательно, объем предлагаемого пространства очень гибко реагирует на цену, которую покупатели готовы платить за такое пространство. Именно это экономическое обстоятельство в конечном итоге объясняет рождение такого архитектурного явления, как массовое многоэтажное строительство, которое позволяет смягчить экономические последствия высокой стоимости земли. И наоборот, свободные земли стали одним из факторов распространения малоэтажного строительства в СССР.

В то же время характерной чертой ландшафта Токио или нью-йоркского района Манхэттена являются небоскребы со многими десятками этажей: ведь земля здесь баснословно дорогая.

Рынок земли в России

Земля в России до сих пор не может стать полноценным товаром. У одной земли есть цена, а у другой - только арендная ставка. Например, землю в пригороде можно легко продать или купить. И любая операция с сельскохозяйственными угодьями окружена огромным количеством законодательных «если» и «но», разбросанных по многим документам.

Сегодня, по данным Аграрного института Российской академии сельскохозяйственных наук, более 60% сельскохозяйственных земель России принадлежит гражданам. Конституция гарантирует этим гражданам все права настоящих владельцев. Но если вы спросите владельца, сколько стоит его земля, он вряд ли сможет вам ответить.

Цена рождается на рынке. «Открытие» цены, как говорят фондовые трейдеры, происходит, когда покупатель и продавец, спрос и предложение, сходятся. Чтобы узнать, сколько стоит земля, ее нужно вытеснить из экономического забвения на свободный рынок. В России этот процесс идет, но крайне неравномерно. Несколько очень маленьких секторов суетились в течение долгого времени, и цена определяется рынком. В основном это дачи, участки под жилье, отдельные виды земельных участков в городах (например, земля под зданиями приватизированных предприятий).

Но большую часть потенциального рынка земли в нашей стране составляют сельскохозяйственные угодья, общая стоимость которых, по словам директора Американского института развития сельских районов Роя Протермана, составляет 5 триллионов долларов. И эта земля практически вне рынка и, следовательно, не имеет рыночной цены.

Федеральный закон 1991 года «О плате за землю» ввел понятие «нормативной цены», которая должна была использоваться при передаче земли в собственность, установлении коллективной собственности, наследовании, пожертвовании и получении банковского кредита. Стандартная цена должна была быть рассчитана на основе ставки земельного налога. Средние налоговые ставки для регионов были указаны в самом законе, и местные налоговые службы должны были указывать их в зависимости от качества земли, удаленности участков от областных центров и других показателей. Указом марта 1997 года «О порядке определения нормативной цены на землю» была отменена обязательная обязательная ставка налога. Теперь местные власти могут повышать или понижать цену "по мере развития рынка земли" при условии, что он "не превышает 75% рыночной цены для типичных земельных участков соответствующего целевого назначения". Получается, что эталоном для нормативной цены, которая, по идее, должна служить трамплином для выхода на рынок, в свою очередь является рыночная цена, но откуда она берется, если не было рынка для сельскохозяйственных земель и нет рынок?

Однако трудности начинаются гораздо раньше. Подавляющее большинство сельскохозяйственных земель находится в так называемой долевой собственности, то есть люди не имеют конкретного участка, но имеют долю в общей массе бывшего колхоза (совхоза). Чтобы продать или подарить его, сайт должен быть выделен «в натуральной форме» с согласия всей команды владельцев. Но тогда владельцу земельной доли не так легко ею распоряжаться. Согласно Земельному кодексу, земля должна использоваться только по прямому назначению, поэтому она не может быть продана какой-либо компании, скажем, для строительства завода. Таким образом, получается, что сделки с акциями по-прежнему заключаются, как правило, между родственниками в деревне, и даже тогда, потому что выгоднее организовать продажу и покупку с налоговой точки зрения, чем дарение.

Необходимо отметить специфику формирования цен на сельскохозяйственную продукцию. В отличие от других сфер экономической деятельности в сельском хозяйстве цены диктуются худшими условиями производства, то есть рыночные цены основаны на ценах на сельскохозяйственную продукцию, полученную из худших участков земли. В связи с этим на лучших и средних землях благодаря более высокой урожайности становится возможным получать больший доход в виде дополнительной или избыточной прибыли. Диктат цен для худших с точки зрения плодородия и расположения земельных участков объясняется тем, что земля является ограниченным ресурсом. Далеко не любая земля может быть вовлечена в хозяйственный оборот. Необходимость обеспечить продовольствием население и многие отрасли перерабатывающей промышленности объективно определяет участие худших земель в хозяйственном обороте. Конечно, понятие «худшие земельные участки» является историческим, относительным во времени и пространстве. На одном историческом этапе этот земельный участок был непригоден для сельского хозяйства, на другом, в результате появления технологий и средств возделывания земель, он был вовлечен в хозяйственный оборот. Следовательно, те земельные участки, которые считались худшими, переводятся в категорию средних, а их место занимают другие, хуже по сравнению с ними.

В случае прямой продажи земли ее цена напрямую зависит от суммы арендной платы, получаемой от продаваемой земли, и обратно зависит от процентной ставки.

Что касается цены на сельскохозяйственную продукцию, сформированной с учетом арендных платежей, она состоит из следующих компонентов: издержки производства, средняя прибыль, абсолютная рента и дифференциальная рента.

Анализ земельных ресурсов Российской Федерации

В последние годы земельные ресурсы Российской Федерации становятся все более привлекательными для инвесторов. Причин этому явлению много: от практического неконтролируемого роста денежной массы в руках населения до довольно успешных преобразований в области земельного законодательства в Российской Федерации. Сделки с земельными ресурсами Российской Федерации регистрируются все чаще, но, по некоторым оценкам, рынок земельных ресурсов Российской Федерации по-прежнему обладает более чем значительным потенциалом, который пока не раскрыт инвесторами.

В 2008 году земельному рынку Российской Федерации исполняется шесть лет. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». До этого времени, конечно, рынок земельных ресурсов в Российской Федерации существовал, но в зачаточном виде, без какой-либо правовой основы. Истоки этого лежат в земельной реформе 1995-1998 годов. Он был реализован на основании президентских указов, которые «насаждали» институт частной собственности на землю и распределяли земельные доли между акционерными обществами, товариществами собственников, кооперативами и отдельными гражданами. Именно эта реформа заложила основы для стихийного рынка земельных ресурсов Российской Федерации и путаницы на рынке земельных ресурсов Российской Федерации, которую мы имеем сегодня.

Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятый с ожесточенными дебатами и необоснованными претензиями отдельных депутатских объединений к властям, сделал ситуацию на российском рынке земельных ресурсов более предсказуемой. По состоянию на 1 января 2004 года 129,2 миллиона гектаров земли были переданы в частную собственность гражданам и юридическим лицам, а около 97% из них принадлежали к категории сельскохозяйственных земель: можно констатировать, что закон работал. С 2005 года на российском рынке земельных ресурсов ежегодно регистрируется около 5 миллионов сделок с земельными участками. По формальным критериям рынок земельных ресурсов в Российской Федерации можно считать действующим.

Несмотря на впечатляющий успех 6 лет формального существования рынка земли в Российской Федерации, его фундаментальные проблемы не были решены. Первое и главное из них заключается в том, что рынок земельных ресурсов Российской Федерации фактически не контролируется ни государством, ни другими игроками. Прогрессирующая кадастровая оценка земельных ресурсов Российской Федерации на территории России не упростила процесс передачи прав и контроля за ним со стороны государства. Причиной этого является избирательный подход к кадастровой оценке. Оно не проводилось в направлении создания подробных кадастровых планов, а планировалось в направлении оценки наиболее перспективных земельных ресурсов Российской Федерации с точки зрения налогообложения. Это логично для бюджета, но не для системной государственной политики. Ситуация усугублялась тем, что даже такая «усеченная» версия кадастровой оценки не была завершена. На 2004 год было описано только 96% запланированной области оценки. В результате государство не знает полных характеристик собственных земельных ресурсов РФ и не может ими управлять из-за физического отсутствия органа, ответственного за этот процесс. Возможно, передача Роснедвижимости в сферу ответственности Министерства юстиции и непрекращающийся ряд проблем с резервированием и изъятием земельных ресурсов Российской Федерации для государственных нужд побудит государство предпринять активные шаги, как в правовой сфере, так и в землеустройстве. политика и финансовая поддержка земельных сделок.

Тем не менее 6 лет земельной реформы принесли свои плоды - ситуация с оценкой земельных ресурсов в Российской Федерации стала более определенной.

В ходе кадастровой оценки были значительно уточнены границы населенных пунктов, объем сельскохозяйственных угодий, объем лесных угодий, объем земель водного фонда, то есть все основные категории земельных ресурсов. Российской Федерации сегодня. Попутно отметим, что эта классификация, как в версии 1996 года, так и в версии 2004 года, абсолютно непрозрачна в отношении земельных ресурсов Российской Федерации, используемых гражданами для личных, бытовых нужд и, в частности, индивидуального жилья. строительство, которые до сих пор являются источником основной части сделок. с земельными ресурсами Российской Федерации на открытом рынке.

Согласно отчету Роснедвижимости «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2006 году», в течение 2006 года прогресс кадастровой оценки шел к уточнению границ населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий. Увеличение земельного фонда по категориям, по большей части, происходило за счет земельных ресурсов Российской Федерации.

Обратите внимание, что структура, была создана Роскадастром в соответствии с текущим правовым состоянием земли. Реальная структура распределения земельных ресурсов Российской Федерации может отличаться от той, которая дана в том или ином направлении, как из-за неполной кадастровой регистрации, так и из-за законодательных нововведений, позволяющих, например, существование лесов за пределами классифицированных земель как лесные ресурсы (Лесной кодекс).

Тенденции в перемещении земельных ресурсов Российской Федерации из одной категории в другую по сравнению с динамикой прошлых лет были достаточно оживленными. Фонд перераспределения земельных ресурсов Российской Федерации в сельскохозяйственных целях в связи с ликвидацией сельскохозяйственных предприятий в отдельных регионах Российской Федерации увеличился на 3 647 тыс. Га. (примерно 1% от общей площади сельскохозяйственных земель в Российской Федерации на начало 2007 г.). В то же время тенденция добровольного отказа сельхозпредприятий от земельных ресурсов Российской Федерации превалировала в связи со сложной экономической ситуацией. Также за счет сельскохозяйственных земельных ресурсов Российской Федерации в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье» по расширению и строительству населенных пунктов в 2006 году было освоено около 13,7 тысячи гектаров земельных ресурсов Российской Федерации. при условии, что большая часть из них (10,7 тыс. га) была выведена из категории пахотных земель Российской Федерации в сельскохозяйственных целях.

Изменение объема земель в населенных пунктах в начале 2007 г. произошло в основном за счет межевания земельных участков в пределах существующих границ населенных пунктов, а также приведения структуры земель населенных пунктов в соответствие с законодательством. Последнее, в основном, привело к изъятию земель различных категорий, переданных под юрисдикцию городских и сельских администраций, в соответствии с прежним ведомственным подходом к распределению земельных ресурсов. Общая площадь городских поселений на 1 января 2007 года составляла 7,8 млн. Га, а общая площадь сельских поселений - 11,3 млн. Га. Как и прежде, на землях населенных пунктов преобладают сельскохозяйственные угодья в городах, поселках и сельских поселениях; их площадь составляет 9,1 млн. га, или 47,6% от общего объема земель, включенных в эту категорию. Земельные участки под застройкой составляют всего 3,4 млн га или 17,7%.

Уже на основании данных о динамике земель выбранных категорий можно сделать вывод о значительном потенциале земельных ресурсов в Российской Федерации. Другим фактором высокого потенциала может быть сохраняющаяся преобладающая государственная и муниципальная собственность на земельные ресурсы. Структура структуры собственности, а также структура по категориям является динамичной, но основная причина другая - возвращение земельных ресурсов Российской Федерации в государственную, муниципальную или частную собственность по решению суда. В дальнейшем, по мере развития судебной практики и совершенствования законодательства, динамика изменения структуры земельных ресурсов Российской Федерации по формам собственности будет только возрастать.

Влияние мирового финансового кризиса на земельный рынок в Российской Федерации

Цены на землю и недвижимость претерпели понижательное изменение. Но финансовый кризис в России сыграл здесь довольно позитивную роль, спасая рынок недвижимости от искусственного завышения стоимости объектов и его непрерывного роста.

Мировой финансовый кризис привел к росту стоимости строительных кредитов в России. Об этом говорится в обзоре ключевых сегментов российского рынка коммерческой недвижимости Московского региона за первое полугодие 2008 года, подготовленном Colliers International.

В опросе отмечается, что первое полугодие прошло в ожидании последствий мирового финансового кризиса для России, но на российском рынке коммерческой недвижимости не было никаких признаков рецессии.

По данным компании, наиболее значительным последствием глобального кризиса ликвидности 2007 года для игроков рынка стал рост процентных ставок по строительным кредитам на 2-4%. Также можно поговорить об усложнении процедуры получения кредита. Особенно это сказалось на кредитовании девелоперских проектов в регионах. Крупные российские банки не испытывают проблем с ликвидностью, однако они осторожны при кредитовании проектов недвижимости. Все больше разработчиков начинают искать финансовых партнеров на ранней стадии.

В нынешних условиях эксперты Colliers International прогнозируют рост популярности мезонинного финансирования. «Этот вид кредитования позволяет банку вступить во владение обеспечением в кратчайшие сроки в случае неисполнения обязательств по платежам. Ярким примером мезонинного кредита на рынке является кредит, полученный РосЕвроДевелопмент в размере 165 миллионов долларов. Финансирование было организовано Газпромбанком и Goldman Sachs. Кредитный агент - Газпромбанк, агент по безопасности - ABN Amro », - говорится в обзоре.

В исследовании отмечается, что за последние два года в связи с ростом рынка увеличился масштаб проектов, которые в настоящее время находятся в стадии строительства. Однако сейчас инвесторы проявляют осторожность, и в посткризисных условиях они не готовы вкладывать такой объем средств в один проект, это особенно важно для инвесторов с институциональным капиталом. Желание разработчиков построить самый масштабный проект также легко объяснимо. Процесс получения участка для строительства и согласования является дорогостоящим и трудоемким, поэтому разработчик стремится получить максимальную прибыль от участка.

По мнению экспертов, на рынке коммерческой недвижимости наблюдается тенденция вторичной продажи объектов, приобретенных в качестве инвестиционной покупки. В качестве примера можно назвать продажу торгового центра «Москвичка» (в 2003 году торговый центр был приобретен холдингом «Синдика» за 16 миллионов долларов), а также продажу офисного центра «Дукат II» инвестиционной компании Sponda. «Действительно, многие инвесторы настороженно относятся, пресса регулярно прогнозирует кризис на российском рынке. Мы можем ожидать, что инвесторы захотят зафиксировать прибыль, пока рынок все еще «подогревается», насколько это возможно », - подчеркивается в обзоре.

Предприятия агропромышленного комплекса России испытывают трудности с кредитованием из-за продолжающегося мирового финансового кризиса. Предприятия агропромышленного комплекса России испытывают трудности с кредитованием из-за продолжающегося мирового финансового кризиса. Об этом заявил во вторник министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев на встрече с представителями отечественных отраслевых союзов и ассоциаций. Представители 17 отраслевых союзов и ассоциаций приняли участие в рассмотрении мер по преодолению негативных последствий финансового кризиса для сельскохозяйственных предприятий, производящих и реализующих продовольственные товары.

«Сегодня мы получаем информацию от региональных органов управления агропромышленного комплекса, коммерческих организаций, союзов и ассоциаций о трудностях кредитования промышленности», - цитирует Гордеева пресс-служба министерства. «Речь идет не только о поддержке инвестиционных кредитов, но и о займах для пополнения оборотных средств, что вызывает особую обеспокоенность у Министерства сельского хозяйства России», - сказал он.

По словам министра, «два с половиной года назад мы довольно серьезно подогревали интерес частных инвесторов к сельскому хозяйству в целом».

«Достаточно сказать, что в настоящее время в отставании находится более трех тысяч животноводческих комплексов, которые строятся и реконструируются на современной технологической основе», - заявил Алексей Гордеев.

Кроме того, он отметил, что «несмотря на большие объемы импорта и интерес к российскому рынку со стороны известных стран-экспортеров, наблюдается устойчивый рост производства в отечественном животноводстве».

«Поворотным моментом также стал урожай в сельском хозяйстве, прежде всего в производстве зерна, инвесторы убеждены, что есть возможность инвестировать в землю на долгосрочной основе», - добавил министр сельского хозяйства.

«Сейчас для нас крайне важно проанализировать текущую ситуацию, рассчитать все риски, чтобы крупные инвесторы не покинули отрасль, банки не остановили процесс кредитования, и в агропромышленном комплексе не было стагнации», подчеркнул глава Минсельхоза России. Обсуждая возможные пути решения проблем, вызванных финансовым кризисом, участники встречи уделили особое внимание обеспечению реализации всех инвестиционных проектов, включенных в государственную программу, а также кредитованию предприятий, производящих и реализующих продукцию на внутреннем рынке в целях пополнения. рабочий капитал.

В ближайшее время отраслевые союзы и ассоциации направят в письменном виде в Министерство сельского хозяйства России свои предложения о мерах по преодолению последствий финансового кризиса для отрасли, где они будут обобщены, а затем представлены на рассмотрение в министерство. экономического развития Российской Федерации и правительства Российской Федерации.

Международный финансовый кризис привел к значительному сокращению объемов кредитования российских банков за рубежом. Более того, именно иностранные деньги являлись основным ресурсом развития ипотечного кредитования в стране. Эти средства были предоставлены на длительный срок (средний срок погашения ипотечного кредита составляет 7 лет) и по низким процентным ставкам (в последнее время банки стали предоставлять более дешевые ипотечные кредиты, и поэтому они стали пользоваться большим спросом).

В России, по мнению банкиров, очень сложно найти «длинные» и дешевые ресурсы для развития долгосрочного кредитования.

Кроме того, для стабильной работы ипотеки необходимо ее рефинансирование - продажа портфелей ипотечных кредитов с баланса банка. Накопление значительных ипотечных активов на балансе банка влечет за собой трудности с предоставлением других кредитов (это требует увеличения обязательств, что не всегда возможно - легче продать ипотечные кредиты и удалить их из баланса).

Перед началом международного финансового кризиса отечественные банки начали осваивать схему международной и внутренней секьюритизации ипотечных активов (выпуск облигаций, обеспеченных кредитами, что позволяет списывать их с баланса). Однако финансовый кризис остановил этот процесс. АИЖК также приняло более осторожный подход к выкупу закладных, что ограничило рост этих кредитных портфелей.

Таким образом, банки теперь имеют двусторонние ограничения на выдачу жилищных кредитов: отсутствие долгосрочных денежных ресурсов и невозможность рефинансировать кредитные портфели.

Проблемы и перспективы развития рынка земли в Российской Федерации

Россия является крупнейшим в мире владельцем земельных ресурсов. Земельный фонд Российской Федерации составляет 1 709,8 млн. Га, на его территории расположены практически все природные и минеральные вещества планеты, около 45% пресных и около 20% морской воды находятся в зоне влияния, около 70% Территория расположена в сейсмоустойчивых районах. Однако эффективность использования самых богатых земельных ресурсов в России остается на низком уровне. В течение двадцатого века. Курс государственной земельной политики дважды менялся: в 1917 году земля была национализирована и полностью исключена из рыночного оборота, в 1993 году Конституция Российской Федерации определяла различные виды собственности на землю, в том числе частную.

Рыночная трансформация российской экономики определила направленность земельной реформы на развитие рынка земли, участие земельных участков в свободном гражданском обороте. Только в 2001 году, после долгих обсуждений, Государственная Дума приняла новую редакцию Земельного кодекса, соответствующую новым конституционным положениям. В то же время споры вокруг Земельного кодекса не прекращаются до сих пор.

Тем не менее, процесс формирования института частной собственности на землю в России активно развивается. Показатели государственной отчетности свидетельствуют о том, что земля входит в рыночный оборот, то есть сделки совершаются с земельными участками, предусмотренными гражданским законодательством. В то же время земля как пространственная основа существования государства и его граждан, как связующее звено в экосистеме, требует пристального внимания со стороны государства для обеспечения политической, экономической, экологической безопасности, социальной защиты населения, защиты историко-культурных основ существования страны и ее граждан.

Одним из ключевых направлений социально-экономического развития России является повышение эффективности использования объектов земельно-имущественного комплекса и управления национальным богатством путем развития различных форм собственности. Высокий эффект может быть получен в основном за счет использования городских земель, поскольку, во-первых, в городской среде рыночные отношения значительно опережают аналогичные в сельских районах. Во-вторых, позиция науки и общества по включению городских земель в рыночный оборот вполне определенная, чего нельзя сказать о сельскохозяйственных угодьях. В-третьих, несмотря на то, что доля городских земель незначительна, именно на них сосредоточены жизненно важные отрасли промышленности, они аккумулируют в своих границах до 75% социально-демографического и производственно-экономического потенциала России. Финансовые ресурсы также сосредоточены в основном в городах, что дает им статус потенциального кредитора для остальных территорий. Поэтому социально-экономическое значение городских земель в последние годы значительно возросло, возникла острая необходимость в формировании цивилизованного рынка городских земель.

Важным направлением государственного регулирования отношений собственности (и особенно для стран с переходной экономикой) является процесс формирования и воспроизводства эффективного собственника. В условиях рыночной экономики городская земля рассматривается не только как пространственная основа для управления экономикой и жизнеобеспечения населения, но и как важный источник прибыли для предпринимателей, регулярный приток средств в региональные и муниципальные бюджеты.

В России с начала 90-х гг. XX век. земельная реформа проводится, но ни правовая база, ни общая федеральная концепция этой реформы еще не созданы полностью. Стратегия развития земельно-имущественных отношений не связана с задачами перестройки экономики в целом. Решение многих проблем в этой области оставлено на усмотрение местных властей, которые к концу 90-х годов породили. XX век. множество региональных моделей развития земельно-имущественных отношений.

Формирование цивилизованных рыночных отношений предполагает переход земельно-имущественного комплекса на качественно новый этап развития, а именно превращение земли в реальный высокодоходный производственный ресурс путем обоснованного применения различных механизмов государственного управления. В связи с этим, исследования, которые отвечают на вопросы: какие направления развития рынка городской земли возможны в России, какие социальные, политические, экономические последствия этих процессов возможны, какие существуют механизмы государственного регулирования рынка земли?

В целях изучения проблем развития рынка земли в России, изучения состояния нормативного, кадрового, информационного, методического обеспечения органов государственной и муниципальной власти, занимающихся землеустройством, был проведен социологический опрос руководителей и работников Управление Роснедвижимости по Нижегородской области и его структурные подразделения, которые выступали в качестве экспертов в области государственного управления земельными ресурсами и регулирования оборота земель. Анализ результатов исследования, а также экспертный опрос членов территориальных торгово-промышленных палат, предпринимателей и посредников в ходе процедур, связанных с недвижимостью и землей, проведенных в рамках «Исследования сделок» с земельным участком и недвижимостью в Российской Федерации », позволил сделать ряд выводов.

Уровень осведомленности населения и его «правовой грамотности» в вопросах владения, распоряжения и пользования землей, по мнению большинства экспертов, является низким, что, несомненно, негативно сказывается на развитии рынка земли.

На развитие рынка земли в России влияют следующие (по степени снижения влияния) экономические, правовые, организационные, политические, социальные и культурно-исторические факторы.

По мнению экспертов, развитие рынка земли может привести к ряду негативных и позитивных последствий. Большинство экспертов обеспокоены процессами деградации земель и ростом социальной напряженности в результате перераспределения земельной собственности. Кроме того, существует высокая вероятность того, что в результате развития рыночных отношений увеличатся объем платежей за землю и число владельцев земли. Покупка больших площадей российской земли иностранными гражданами не вызывает беспокойства. Относительно того, сможет ли рынок распределить земельные участки в руках наиболее эффективных собственников, эксперты были далеко не однозначны.

Эксперты считают, что для создания благоприятных условий для более эффективного использования земельных ресурсов необходимо продолжить приватизацию земель населенных пунктов, упростить процедуру предоставления земельных участков и значительно увеличить долю частной собственности (50-70%) в этой категории. земля. Более того, оборот земель поселений должен в большей степени регулироваться рыночными механизмами. Что касается приватизации сельскохозяйственных земель, эксперты были более сдержанными, полагая, что доля частной собственности на сельскохозяйственные земли не должна превышать 25%. В то же время государство должно четко контролировать оборот сельскохозяйственных земель.

Цена, по которой в настоящее время продаются земельные участки сельскохозяйственного назначения, ниже целевой (то есть земля недооценена), и в ближайшие 5 лет она, вероятно, останется на том же уровне или немного возрастет. Цена земли в населенных пунктах в большинстве случаев соответствует ее реальной стоимости (что указывает на достаточно развитый рынок земельных участков), и в течение следующих 5 лет, по объективным причинам, стоимость земельных участков в городах и поселках возрастет.

Деятельность федеральных и региональных органов власти, по мнению большинства экспертов, оказала положительное влияние на развитие рынка земли. В то же время деятельность муниципальных органов власти была оценена экспертами в меньшей степени позитивно в отношении реформы земельных отношений.

Информационная и кадровая поддержка государственных и муниципальных органов власти, занимающихся управлением земельными ресурсами, была в целом признана удовлетворительной. Знания и навыки в области земельного законодательства, государственного и муниципального управления, экономики наиболее востребованы руководителями государственных органов.

Целый ряд факторов препятствует полному вовлечению земли в хозяйственный оборот, одним из наиболее важных является наличие административных барьеров на пути предпринимателей к покупке земельных участков для хозяйственной деятельности.

Ценовая ситуация на частном рынке земли характеризуется сильной переоценкой земельных участков, в то время как рынок частных компаний, предоставляющих посреднические услуги в области земельных отношений, признается экспертами в значительной степени свободными, что предполагает наличие барьеров. созданию новых компаний. Наличие таких барьеров неизбежно ведет к его монополизации, что создает предпосылки для подрыва конкурентной среды и постепенного ослабления стимулов для повышения конкурентоспособности предприятий. В числе причин существования ограничений на рыночную свободу, прежде всего, следует отметить деятельность бюрократического аппарата, который характеризуется низким уровнем компетентности, а в некоторых случаях - умышленное оппортунистическое поведение работников, направленное на извлечение ренты с административного ресурса.

Процедура предоставления земельных участков, по мнению экспертов, гораздо менее удобна и доступна для малого и среднего бизнеса (по сравнению с покупками на частном рынке). Трудность успешного завершения процедуры предоставления земельных участков государственными или местными властями отмечается как один из наиболее важных факторов, ограничивающих способность малых предприятий приобретать право собственности на землю. Помимо значительных затрат на получение необходимых разрешений, межевание и согласование с инженерными службами часто превращаются в широкое поле для коррупционных действий сотрудников и руководителей соответствующих служб. Существует значительное количество доказательств противоречивых действий органов местного самоуправления: после решения о предоставлении земельного участка часто выдается решение об отмене предыдущего. В то же время оспаривание отмены решения в суде редко приводит к положительному результату для предпринимателей. Бывают отдельные случаи, когда чиновники удерживают компании от подачи заявок на приобретение земельных участков в собственность, поскольку для них арендные отношения более удобны. В связи с этим многие компании даже не пытаются подать заявку на предоставление и продолжают сдавать землю в аренду.

Зачастую при принятии решений властями муниципалитетов антимонопольное законодательство существенно нарушается. Инспекции Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации систематически выявляют нарушения, в основном в области предоставления земельных участков для жилищного строительства.

Несмотря на то, что в целом земельные участки на рынке оцениваются экспертами как доступные для малых предприятий, следует отметить, что в большинстве случаев малому бизнесу трудно (в основном даже невозможно) конкурировать на тендерах и аукционах за продажа государственной или муниципальной земли с участием представителей крупного бизнеса ... Следует сделать вывод, что, как правило, малые предприятия имеют доступ к земельным участкам из сегмента, который не представляет большого интереса для крупного бизнеса.

Вывод:

Земля должна принадлежать человеку, который на ней работает. Как это ни парадоксально звучит, но сегодня в наших условиях нет другого способа реализовать этот справедливый принцип, кроме частной собственности на землю. Однако дело не в самой частной собственности, а в тех правовых нормах, в которых она вводится и развивается. Частная собственность на землю является обоюдоострым мечом. Если вы не примете надежных ограничительных мер, не направите процессы в правильном направлении, все может закончиться криминальной покупкой земли чиновниками и богатыми людьми, но необходимо ввести частную собственность на землю, но сделать это в таким образом, что только те, кто работает на земле, извлекают выгоду из этого.

Формирование цивилизованных рыночных отношений предполагает переход земельно-имущественного комплекса на качественно новый этап развития, а именно превращение земли в реальный высокодоходный производственный ресурс путем обоснованного применения различных механизмов государственного управления.

Сегодня из-за дефицита бюджета наше государство, отказавшись от контроля за арендной платой за землю и природные ресурсы, передает в частные руки огромные финансовые ресурсы. Аренда земли во всех ее формах и проявлениях должна рассматриваться как доход собственника, а использование ренты и природных ресурсов России на благо всего общества должно стать государственной политикой, которая позволила бы использовать огромную аренду доходы, создаваемые землей, полезными ископаемыми и всей инфраструктурой государства на благо каждого. гражданин всего общества в целом.