Рынок как саморегулирующийся механизм. Общее и частичное равновесие

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития
Границы государственного вмешательства в экономику
Базовые условия отраслевого рынка со стороны спроса
Государственный бюджет и налоговое бремя


Введение:

Уже сейчас можно сказать, что основы рыночной экономики в России созданы: субъекты рыночных отношений начали функционировать, а государство сформировало инструменты экономического влияния на этих субъектов (налоговую систему, денежные инструменты и т. д.). Российская экономика реагирует на использование этих инструментов практически так же, как любая развитая экономика. Поэтому целенаправленное, грамотное использование созданных рычагов и инструментов позволит решить большинство экономических проблем.

Чтобы определить роль и место рыночного механизма в экономической системе, следует использовать тот кусочек рыночных отношений, который характеризует рынок как способ координации, когда люди адаптируют свои действия к условиям, основанным на информации, стимулах их непосредственного воздействия. среда в условиях товарного производства. Рыночный механизм гарантирует, что решения отдельных хозяйствующих субъектов сообщаются друг другу, что эти решения связаны через систему цен и конкуренции, а также взаимное влияние спроса и предложения. Рынок является саморегулирующейся системой, и это является одним из ее основных преимуществ. Такое саморегулирование рынка обеспечивается его механизмом. рыночная экономическая конкуренция

Суть этого механизма одинакова на любом рынке, но он сам испытывает различные воздействия от внешних факторов, что определяет различия в его организационных формах. Если мы абстрагируемся от воздействия всех внешних факторов, за исключением изменений в потребностях, то увидим, как рыночный механизм регулирует производство и поддерживает пропорции между производством и потреблением, между спросом и предложением, то есть рынок существует как саморегулирующийся. система. Но в современных условиях на рынок влияют различные факторы: монополии, государство, профсоюзы и т. д., Которые вмешиваются в рыночный механизм. Это может быть выражено в различных формах.

Таким образом, профсоюзы препятствуют новому набору рабочей силы, когда расширение производства необходимо, приток дополнительного капитала задерживается; Монополии затрудняют своевременное отслеживание изменений в потребностях, поскольку они контролируют цены на основных рынках и т. д. Все это не способствует нормальному функционированию рынка.

Однако рыночный механизм в конечном итоге справляется с этими трудностями: ему помогают государство, законы и другие методы регулирования рыночной экономики. Только один элемент рыночного механизма не терпит какого-либо вмешательства извне - цены. Именно через цены воспринимаются все изменения спроса и предложения, и если цены не меняются, то рынок не может реагировать на изменения, у него нет информации. Поэтому стабильные цены всегда означают отсутствие рыночных отношений. Объектом работы является рынок. Предметом является формирование рыночного механизма.

Целью работы является: рассмотрение рыночного механизма, установление равновесия на рынке.

Исходя из этой цели, можно выделить следующие задачи:

  1. раскрыть сущность рыночного механизма;
  2. рассмотреть специфику спроса и предложения;
  3. проанализировать теорию рыночного равновесия;
  4. Охарактеризовать изменения рыночного механизма.

Теоретические аспекты функционирования рыночного механизма

Сущность рыночного механизма

Исследователи различают различные толкования понятия «рынок», по-разному раскрывают сущность его содержания. В частности, в содержание понятия «рынок» могут входить все бизнес-операции, осуществляемые в определенной области экономики или в определенном месте; а также состояние и формирование спроса и предложения в определенной области экономики (например, они говорят о падении цен на рынке зерна или дефиците на рынке труда); и страна происхождения продукта (например, бразильский рынок кофе); и, наконец, место взаимодействия спроса и предложения товаров, услуг и капитала. Все эти (как и другие) интерпретации рынка имеют право на существование, поскольку они описывают определенные аспекты этого сложного экономического явления.

Сегодня в экономической литературе под рынком понимается определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления с использованием ценового механизма. Ценовой механизм является основным элементом рыночных отношений, поскольку именно он связывает производителей и потребителей, продавцов и покупателей, балансируя спрос и предложение на товары и услуги. Очевидно, что любой экономический механизм представляет собой совокупность экономических законов, определяющих динамику развития элементов экономических механизмов, а также организационную структуру экономической системы.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цен, конкуренции и основных экономических законов. Эти элементы можно определить как основные параметры рынка, за которыми следуют производители и потребители в своей экономической деятельности в условиях рыночной экономики.

Рыночный механизм основан на следующих экономических законах: спрос и предложение, установление равновесной цены, конкуренция, полезность. Со стороны производителя - это предложение, со стороны потребителя - спрос. Они тесно связаны друг с другом, но противостоят друг другу на рынке. Их можно противопоставить как две силы, действующие в противоположных направлениях. В определенных условиях спрос и предложение могут быть сбалансированы в течение определенного периода времени. Спрос и предложение могут быть спонтанно выровнены или изменяться в зависимости от степени государственного регулирования рынка.

Следует отметить, что рыночный механизм заставляет производителей, основной целью которых является получение прибыли, действовать на благо потребителей. Как это произошло?

Спрос, который по какой-либо причине не удовлетворяется, увеличивает цену спроса, но не полностью удовлетворяет потребность. Производители имеют следующие варианты. Первый вариант заключается в расширении производства и снижении цены, что позволит удовлетворить потребности большего количества покупателей. Другой вариант - поддерживать высокую цену до тех пор, пока конкуренты не выпустят аналогичный продукт на рынок, получая не только сверхприбыль (от повышения цен), но и прибыль. Высокая вероятность второго варианта побуждает производителя своевременно расширять производство, снижать цены на свой товар до тех пор, пока рынок не будет полностью насыщен. Такой механизм работает в условиях достаточно высокой конкуренции на рынке.

Воздействие этого механизма основано не на правительственном принуждении, а на желании участников рынка удовлетворить свои потребности. Поэтому, чтобы рыночный механизм вступил в силу, ничего не нужно, кроме свободы производителей и потребителей. Чем меньше вмешательств, тем эффективнее механизм саморегулирования рыночной экономики.

Рынок - это место встречи продавца и покупателя, которые, рискуя, совершают различные сделки. Риск выражается в том, что предприниматель может инвестировать свои деньги в производство товаров, которые не будут востребованы, производить больше других товаров, чем требуется на рынке, и в конечном итоге понести убытки. В то же время он может выиграть, представив продукт, не имеющий аналогов на рынке, и получить сверхприбыль, минуя конкурентов.

Таким образом, на рынке часто возникают различные коллизии, которые разрешаются с помощью рыночного механизма.

Ситуация на рынке представляет собой совокупность экономических условий, возникающих на рынке в определенный момент времени, при котором осуществляется процесс продажи товаров и услуг.

Это определяется следующими рыночными показателями: взаимодействие спроса и предложения, уровень цен, платежеспособные потребности потребителей, наличие товарных запасов и т. д. В то же время взаимосвязь между спросом и предложением имеет решающее значение. поскольку именно эти отношения определяют дальнейшее развитие ситуации на рынке.

Национальная экономическая ситуация, в отличие от рыночной ситуации, представляет собой совокупность экономических условий и особенностей, которые влияют на процесс общественного воспроизводства в целом и характеризуют общее состояние экономики (а не только рынка) в настоящий момент. Главное для любого производителя на рынке - получение прибыли. Факторы, влияющие на прибыль, включают: цены, объем производства, скорость оборота капитала.

Подводя итог, отметим, что рыночный механизм включает в себя элементы: саморазвитие, влияние государства на спрос, предложение, цены и конкуренцию.

Особенность рыночного механизма заключается в том, что все его элементы тесно связаны с ценой, которая может использоваться для воздействия на спрос и предложение. Давайте рассмотрим эту зависимость более подробно.

Спрос как элемент рыночного механизма. Закон о спросе

Экономическим спросом считается количество товаров и услуг, которые будут приобретены по разумной цене в течение определенного периода времени. Спрос на рынке представлен потребителем, или скорее покупатель. Спрос должен рассматриваться как потребность в товарах и услугах, представленных на рынке, подлежащих удовлетворению и обеспеченных денежным эквивалентом, то есть платежеспособной потребностью. Давайте сначала рассмотрим качественную сторону спроса. Очевидно, что спрос наиболее тесно связан с потребностями людей. Однако далеко не все потребности могут и учитывают рынок. Для этого он должен стать платежеспособным. Другими словами, спрос данного потребителя характеризуется не столько тем, что он хотел бы купить, но тем, что он фактически способен купить в данной ситуации. Часто говорят, что спрос определяется максимальной способностью покупателя или его максимальной готовностью платить за данный товар.

В то же время любое явление имеет и количественную сторону. И именно в связи с количественными характеристиками спроса у нас много заблуждений. Прежде всего, те конкретные ограничения, при которых имеет смысл говорить о величине спроса, не всегда реализуются. А величина (или объем) спроса определяется в точности максимальным количеством данного товара, которое данный покупатель (и) может приобрести в течение определенного периода времени при данных условиях.

В этом определении важны обе квалификации. Во-первых, объем спроса - это поток во времени. Следовательно, всегда необходимо четко определять, к какому периоду времени относится данное количество спроса. Во-вторых, условия, при которых формируется определенный объем спроса, чрезвычайно важны, поскольку они характеризуют среду, в которой наш потребитель принимает решение о покупке.

Попробуем выделить в этой среде основные факторы, влияющие на выбор покупателя:

  • цена данного товара (П);
  • цены на товары, которые заменяют данные в потреблении или заменяют товары (ПС);
  • цены на товары, которые дополняют данный товар в потреблении, или бесплатные товары (шт.);
  • доход потребителя, выделенный им на покупку этого товара (Y);
  • вкусы и предпочтения потребителя;
  • объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);
  • ожидания потребителей (E).

Используя присвоенные им обозначения, мы можем теперь перейти от словесной модели, описывающей набор факторов, влияющих на объем спроса, к аналитической. Функция спроса - это зависимость спроса от значений, соответствующих указанным факторам.

Функция спроса, взятая в такой обобщенной форме, позволяет описать взаимосвязь между этими переменными даже в случае, когда точная количественная взаимосвязь между ними неизвестна:

Конечно, мы могли бы расширить этот список факторов, влияющих на спрос (детерминанты спроса). Однако данного агрегата вполне достаточно, чтобы обречь практику на долгие наблюдения и расчеты. Поэтому чаще всего они поступают наоборот: уменьшают количество учитываемых факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что другие факторы считаются неизменными (применяется правило при прочих равных условиях). В крайнем случае зависимость объема спроса от цены данного товара получается.

Эту зависимость уже довольно легко оценить путем проведения соответствующих измерений и обобщения данных, полученных в ходе статистических наблюдений, в виде таблиц (шкал) или графиков.

В соответствии с законом спроса спрос падает, если при прочих равных условиях цена товара увеличивается. Если производители решат произвести больше товаров сегодня, чем вчера, то увеличенное количество может быть продано только по более низкой цене. Следовательно, спрос является переменной величиной. В этом случае следует различать изменение объема спроса или объема спроса и изменение характера спроса. Величина спроса изменяется, когда изменяется только цена данного товара. Характер спроса изменяется при изменении факторов, которые не изменяют ранее постоянные значения. Графически изменение объема спроса выражается в виде движения вдоль кривой спроса вниз или вверх. Изменение характера спроса выражается в «движении» кривой спроса, ее смещении вправо или влево. Это возможно, например, в случае увеличения доходов населения. Тогда цена каждого товара будет соответствовать большему объему спроса, а прямая линия сместится вправо из положения D в положение D2. Напротив, уменьшение дохода сместит линию спроса влево в положение D1. Можно видеть, что сдвиг в линии спроса приводит к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене, и что разные цены соответствуют одному и тому же объему спроса при смещении линии спроса.

Предложение как элемент рыночного равновесия. Закон о поставках

Предложение - это количество товаров или услуг, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Очевидно, что соотношение между ценой и предложением уже не обратное, а прямое.

Давайте рассмотрим, как предложение зависит от цены. Производители стремятся установить цены на продукт как можно выше, чтобы окупить затраты и максимизировать прибыль. Кривая предложения показывает взаимосвязь между рыночными ценами предложения и количеством товаров.

Кривая предложения имеет положительный наклон, который обусловлен реакцией предложения на цену и объясняется следующими причинами:

  1. предприятия, когда цены растут, используют резерв или новые производственные мощности, что приведет к увеличению объемов производства;
  2. В случае длительного и устойчивого роста цен в этой отрасли появятся конкуренты из других отраслей, что приведет к еще большему предложению.

Однако в краткосрочной перспективе увеличение предложения не происходит сразу после повышения цены. Возможно, не останется места для увеличения производства (существующее оборудование работает с максимальной производительностью в три смены), а расширение мощностей (например, найм дополнительных работников) и капитал из других отраслей обычно не могут быть реализованы быстро. Но в долгосрочной перспективе увеличение предложения всегда следует за ростом цены. В дополнение к ценовому фактору функция предложения отражает влияние неценовых факторов (или изменение при прочих равных условиях: неценовые детерминанты), что графически показано смещением кривой предложения вправо или влево по той же цене. В этом случае сама функция изменяется.

Основные неценовые детерминанты предложения включают в себя:

  • технологии производства - с внедрением новой технологии снижаются затраты на единицу продукции, что увеличивает ее выпуск;
  • цены на экономические ресурсы - снижение себестоимости ведет к расширению производства и увеличению предложения;
  • количество производителей - их увеличение приводит к увеличению предложения;
  • налоги - увеличение налогов уменьшает предложение;
  • субсидии - ведут к расширению производства;
  • ожидания ценовых изменений.

Теории рыночного равновесия

Сущность рыночного равновесия

Спрос и предложение взаимосвязаны, они «работают» вместе и одновременно как две ножницы (знаменитые «ножницы» А. Маршалла). Их взаимодействие (пересечение) устанавливает равновесную цену товара и объем его продажи. В результате достигается рыночное равновесие - термин, означающий, что все рыночные факторы сбалансированы.

Потребители определяют максимальную цену, которую они готовы заплатить, а продавцы определяют минимальную цену, за которую они готовы продать единицу своего продукта. В этом случае объем продаж будет равен объему спроса. Это состояние называется рыночным равновесием, которое четко представлено тремя способами: аналитическим, табличным и графическим.

Равновесие - это рыночная ситуация, в которой спрос и предложение совпадают или эквивалентны по приемлемой цене для потребителя и производителя. Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, мы объединяем кривую спроса и кривую предложения на одном графике.

Этот график отражает одновременное поведение спроса и предложения для отдельного продукта и показывает, в какой точке две линии пересекаются. На данный момент, равновесие достигается. Точка равновесия показывает, что в данной рыночной ситуации спрос и предложение, будучи противоположными рыночным силам, сбалансированы. Равновесная цена означает, что столько продуктов и услуг производится, сколько требуется потребителям. Это равновесие показывает максимальную эффективность рыночной экономики, так как в этом состоянии рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет стимула нарушать это равновесие. Поскольку при любой другой цене, которая не является равновесной, рынок не сбалансирован, и покупатели, и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке. Таким образом, равновесная цена - это цена, которая уравновешивает спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Если рыночная цена выше равновесной цены, то объем спроса по данной цене будет ниже, чем объем предложения. В этом случае производители решат снизить цену, а не продолжать выпускать продукцию в объеме, значительно превышающем объем спроса. Избыток будет оказывать давление на цену, тем самым снижая ее. Если реальная рыночная цена ниже равновесной цены, то возникнет дефицит. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате превышение окажет давление на цену. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет установлено равновесие, при котором объемы спроса и предложения будут равны.

Впервые формулировка общего экономического равновесия была предложена Л. Вальрасом, который, в отличие от К. Маркса, пытался абстрагироваться от социальной системы производства и рассматривал полезность в качестве начальной категории. В своих работах А. Маршалл пытался объединить теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и теорией издержек производства. Сначала он исследовал категории «цена предложения» и «цена предложения». Это послужило толчком для дальнейшего развития теории стоимости труда. По словам А. Маршалла, цена спроса - это цена, по которой каждый конкретный продукт способен привлечь покупателя в течение определенного периода времени. В то же время это максимальная цена, по которой покупатели соглашаются купить товар или услугу. Рыночная цена не может превышать рыночную цену, поскольку у потребителей нет возможности совершить покупку. Цена предложения - это цена, по которой товар продается на конкурентном рынке, или минимальная цена, по которой производители готовы продавать свои товары или услуги. Рыночная цена не может упасть ниже цены предложения, так как производство и продажа становятся убыточными.

Равновесие считается устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвратом в исходное состояние. В противном случае происходит неустойчивое равновесие.

Модели равновесия Л. Вальраса и А. Маршалла

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальрас и А. Маршалл. Главное в подходе А. Маршалла - это разница между ценами P1 и P2. А. Маршалл полагал, что продавцы в первую очередь реагируют на разницу между ценами покупки и продажи. Чем выше этот разрыв, тем выгоднее для производителя, тем больше стимулов можно найти для изменения предложения. Изменения в объеме предложения уменьшают эту разницу и тем самым способствуют достижению равновесной цены.

По словам Л. Вальраса, в условиях дефицита товаров, т. е. Дефицита, покупатели активны, а в условиях избытка товаров - продавцы. Напротив, А. Маршалл считал, что производители играют важную роль в формировании рыночных условий. Равновесная цена обычно ниже максимальной цены, принятой покупателями на сумму излишка потребителя, которая образует излишек, в первую очередь, для состоятельных потребителей, которые могли бы купить продукт выше равновесной цены PE до максимальной Pmax, но точно купить продукт по рыночной цене.

Таким образом, из вышесказанного следует, что если рыночная цена не равна равновесной цене, то действия покупателей и продавцов смещают ее в сторону равновесия. Если объем предложения не равен равновесному, то, ориентируясь на цену спроса, продавцы увеличивают или уменьшают объем предложения до уровня равновесия, на котором устанавливается равновесная цена. Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения Л. Вальраса и графиками этих функций А. Маршалла, но это не влияет на результаты анализа взаимодействия спроса и предложения.

Поскольку, по словам Л. Вальраса, цены являются инструментом для построения равновесия на рынке, построенная им модель характеризует ситуацию на рынке в краткосрочной перспективе. Рыночные процессы в долгосрочной перспективе, когда возможно изменить объемы производства и продаж путем увеличения или уменьшения количества используемых факторов, лучше описываются моделью Маршалла.

Рынок автоматически, при поддержке механизма «невидимая рука», способствует формированию равновесных цен. Превышение цены спроса над ценой предложения приводит к перераспределению ресурсов в пользу предприятий, производящих продукцию с высоким платежеспособным спросом. Относительно высокие цены указывают на относительную нехватку товаров, что обусловливает увеличение их производства и тем самым более полное удовлетворение потребностей. Поскольку равновесная цена значительно превышает затраты тех отраслей, чьи затраты ниже среднего, это способствует перераспределению ресурсов от неэффективных производителей к эффективным. Это повышает эффективность функционирования народного хозяйства в целом.

Паутина модель

Ситуация равновесия с точки зрения временных характеристик характеризуется паутиноподобной моделью. Эта модель анализирует временной интервал между изменениями цен и соответствующими изменениями в масштабах производства.

Возможны несколько вариантов.

Наклон кривой предложения совпадает с наклоном кривой спроса.

SS 'показывает количество товаров, доступных в период t1 и проданных по разным ценам в течение периода t1. DD '- это кривая, показывающая движение цены, SS' - это кривая, показывающая изменения в объеме производства. В период t1 количество товаров Q1 предлагалось по относительно низкой цене P1. Эта низкая цена стимулирует производство в период t2 относительно небольшого количества товара, что впоследствии соответствует цене P2 выше, чем P1. Цена P2 стимулирует производство большего количества товаров Q2, что соответствует уже более низкой цене P3. Этот процесс повторяется от одного периода к другому. Производство и цены проходят этапы Q2P2Q3P3. Эта ситуация характеризует случай, когда равновесие никогда не будет достигнуто. Существуют постоянные колебания цен по отношению к равновесной цене. Наклон кривой предложения круче кривой спроса.

Происходят растущие колебания цен: от одного периода к другому цены уходят все дальше от равновесной цены. Наклон кривой предложения меньше, чем наклон кривой спроса.

Объем производства, и цена все больше приближаются к уровню равновесия. Существует сужение ценовых колебаний.

Модель паутины может применяться с достаточной степенью точности только к определенным продуктам, поскольку она не учитывает ряд важных факторов (например, влияние климатических условий, изменения потребительского спроса и т. д.). Однако у него есть определенные преимущества, так как он показывает зависимость функционирования рынка от времени отклика в сфере предложения и форму кривой спроса и предложения. Достижение стабильного равновесия не означает остановки в развитии производства, поэтому стабильность рыночного равновесия является относительной. Рост доходов покупателей, развитие их потребностей приведут к изменению объема спроса при тех же ценах. Увеличение спроса при постоянном предложении вызывает сдвиг во всей кривой.

Изменения в рыночном равновесии

Изменение равновесия во времени

Рост доходов покупателей, появление новых или развитие старых потребностей приводят к изменению объема спроса по тем же ценам. Увеличение спроса при постоянном предложении вызывает смещение всей кривой спроса вправо вверх, после чего устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем продаж товаров. И наоборот, уменьшение спроса (когда вся кривая) смещается влево вниз с постоянным предложением, приводит к установлению более низкого уровня равновесной цены и более низкого уровня продаж товаров.

На основании этого анализа могут быть определены следующие правила спроса и предложения:

  1. увеличение спроса вызывает увеличение как равновесной цены, так и равновесного количества товаров;
  2. снижение спроса приводит к снижению равновесной цены и равновесного количества товара;
  3. увеличение предложения товаров влечет за собой снижение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров;
  4. сокращение предложения приводит к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Используя эти правила, вы можете найти точку равновесия в случае любых изменений спроса и предложения. На конкурентном рынке для любого продукта баланс спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие - это закон любого конкурентного рынка. Равновесие на каждом рынке поддерживает баланс экономической системы в целом..

В теории рыночного равновесия большое значение придается элементу времени:

  • мгновенный баланс при неизменности предложения;
  • кратковременное равновесие, когда запас растет без увеличения оборудования;
  • долгосрочное равновесие «нормальной цены», когда производители заменяют и увеличивают оборудование, а количество самих производителей может меняться из-за их свободного входа и выхода из отрасли.

В трех различных типах равновесия, в зависимости от наличия времени, товаропроизводители могут: вообще не предпринимать никаких действий; или переменные факторы производства будут адаптированы к новым условиям; Все факторы производства будут скорректированы с учетом измененной цены.

Такая ситуация долгосрочного равновесия или «нормальной цены», которая долго держится на высоком уровне, стимулирует адаптацию экономических условий к соответствующему уровню спроса.

Существование равновесия на рынке возможно при наличии одной или нескольких неотрицательных цен, при которых объемы спроса и предложения равны и неотрицательны. Рассмотрим две ситуации, когда линии спроса и предложения не имеют общих точек, но существует равновесие.

Объем предложения превышает объем спроса по любой неотрицательной цене. Например, атмосферный воздух доступен в таких количествах, что наши потребности полностью удовлетворяются по нулевой цене, то есть бесплатно. Следовательно, равновесие существует при нулевой цене, если при этой цене предложение превышает спрос. Если воздух будет очищен, он больше не будет бесплатным товаром, и, очевидно, вам придется платить за его потребление.

Цена предложения превышает цену предложения для любого неотрицательного количества продаж товаров. Количество денег, которое потребители готовы платить за данный продукт, недостаточно для компенсации затрат на его производство и продажу. Тогда производство экономически нецелесообразно, хотя технологически возможно. Например, вы можете сделать автомобиль из золота, но продать его будет крайне сложно. Здесь равновесие существует при нулевом равновесном объеме, если цена предложения превышает цену спроса (P2). Цена предложения означает максимальную цену, которую покупатель соглашается заплатить за определенный объем предлагаемого товара. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара.

До сих пор мы рассматривали ситуации на рынке, когда существует равновесие с одной комбинацией значений цены и объема. Но возможна ситуация, когда линии спроса и предложения имеют две общие точки.

В этом случае линия предложения меняет «знак» наклона, когда цены растут, тогда как линия спроса имеет «нормальный» вид - характерный отрицательный наклон. Это приводит к существованию двух положений равновесия в точках E1 и E2. Такая кривая предложения возможна на рынке труда. У этого есть положительный наклон с относительно низкой заработной платой. Другими словами, увеличение заработной платы стимулирует увеличение предложения труда, но до определенной точки (точки). Тогда работники предпочитают свое свободное время более высоким доходам, предложение рабочей силы уменьшается. На рынке также возможно, что линии спроса и предложения имеют общий сегмент.

В этом случае равновесие на рынке достигается при любой цене в диапазоне от P] до P2 и равновесном объеме Qе. Изменение цены в этом диапазоне не вызывает изменений в объеме спроса для потребителей, а для производителей - в изменении объема предложения. На линий спроса и предложения также имеют общий сегмент. Здесь равновесие возможно для любого объема продаж в интервале от Q1 до Q2 и равновесной цены Pe. Изменение количества продуктов, проданных в этом интервале, не приводит к изменению цены спроса и цены предложения, равной ей.

Важно подчеркнуть, что равновесная цена устанавливается в конкурентной рыночной среде. Однако невозможно соблюсти все условия конкурса. Механизм рыночного равновесия цен - это механизм приближения к совершенству, который никогда полностью не достигается. 

И все же на практике, согласно закону равновесия между спросом и предложением, цена любого товара формируется. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если в рыночном механизме нет элементов монопольного вмешательства, которые изменяют модель конкурентного равновесия.

Государственное вмешательство в рыночное равновесие

Самым мягким и «цивилизованным» инструментом вмешательства государства в работу рыночного механизма по праву считаются налоги. Они не меняют условия рыночных процессов и не ограничивают свободу действий участников рынка. В результате повышения налоговых ставок на рынке будет установлено новое равновесие, при котором объем товаров будет уменьшаться, а цена будет увеличиваться.

Менее подходящим инструментом влияния государства на рынок является регулирование цен, поскольку оно уже влияет на саму работу рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Здесь опять-таки у государства есть два метода: установка верхнего («потолочного») и нижнего («нижнего») ценовых пределов.

Например, введение максимального верхнего ценового предела (так называемая «социальная низкая цена»), установленного, конечно, ниже равновесной цены, чтобы, например, защитить интересы бедных потребителей этого продукта, вызывает не только возникновение дефицита этого продукта из-за превышения по такой цене объема спроса QD объема предложения Qs, но и превращение этого дефицита в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита При увеличении цены недостающего товара и увеличении объема его поставки блокируются.

Покупатели такого «социально регулируемого» продукта сталкиваются с необходимостью нормировать его распределение (нормирование) теперь неценовыми методами: карточками, очередями, списками, тратой времени и нервной энергии, не только стоя в очередях, но и ища правильная очередь и без гарантии получения желаемого товара. Очевидно, что возникающее «равновесие» не может быть стабильным. Способность покупателей оплачивать определенное количество товаров определяется их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса PD в каждом конкретном случае.

Поэтому в рамках этой цены они согласятся заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитный продукт и избавиться от потери времени, возможной потери других выгод и неприятных переживаний. Эта дополнительная плата будет основана на принципе альтернативных издержек и будет тем выше, чем дороже будет время и спокойствие каждого отдельного покупателя. С другой стороны, продавцы, которые недовольны низкой государственной ценой, наверняка будут выдвинуты из своих рядов энтузиастов, которые готовы нести дополнительные расходы для «получения», а затем производства дефицитных товаров и оказания необходимой поддержки со стороны властей, в том числе подкуп государственных чиновников, сотрудников правоохранительных органов и т. д. и т. д.

В результате теневая экономика или «черный рынок» становится почти неизбежным дополнением к довольно долгосрочному государственному контролю над ценами. Можно отметить, что цена всегда будет выше равновесной цены свободного конкурентного рынка, а общий объем товаров, продаваемых на регулируемых государством и дополняющих черных рынках, всегда будет меньше соответствующего объема на свободном рынке.

Таким образом, даже государственное ограничение сверху, «дополненное» теневой экономикой, однозначно ухудшает результаты функционирования свободного рынка. Правительство может попытаться уменьшить серьезность этих проблем и выровнять объемы спроса и предложения в течение определенного периода путем увеличения предложения путем использования его резервов в размере дефицита товаров (QD-QS).

Еще одним вариантом государственного регулирования цен является установление их минимального нижнего предела («минимальный уровень»). Чаще всего это связано с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (например, сельского хозяйства или новых высокотехнологичных отраслей) и часто дополняется ограничениями во внешней торговле. В этом случае уже объем предложения Qs начинает постоянно превышать объем спроса QD, и возникновение в этом случае затоваривания в количестве qs-qd также становится хроническим.

На свободном рынке накопление непроданных товаров на складах неизбежно ведет к снижению цен на них и последующей продаже с увеличением скидок. Если такая возможность ценового регулирования возникшей ситуации сопровождается административными запретами, то объем фактически проданных товаров на рынке остается на низком уровне, ограниченном объемом спроса, который явно ниже, чем на нерегулируемом рынке, и цена все еще превышает рыночную цену.

Кроме того, здесь также могут быть случаи незаконной продажи излишков по цене ниже государственной или даже «теневой» равновесной цены, а также поиск обходных путей, которые охватывают такую ​​продажу части накопленных неликвидных активов по фактически сниженные цены (например, те же услуги по счетчику или связывание таких продаж со сделками с дефицитными товарами в одной упаковке). И это, опять же, будет означать появление дополнительных каналов для формирования теневой экономики. Конечно, государство чаще всего вынуждено, сказав «А», сказать «В», и предоставить различные способы покупки товаров, которые не были проданы по таким завышенным ценам, а также (возможно, такими способами, как выплата бонусов). тем производителям, которые согласны сократить производство) стремится сократить объем предложения, приблизив его к объему спроса.

Но это только приводит к смещению внешних признаков «болезни» в другие области, но фактически загоняет ее внутрь, например, увеличивает нагрузку на государственный бюджет, что вынуждено финансировать такие покупки и последующие неизбежные меры , Так, при административном регулировании цен, независимо от того, ограничено ли действие рыночного механизма ценообразования верхними или нижними пределами, объем продаваемых товаров неизбежно уменьшается, даже с учетом его количества, учитываемого «черным рынком» , Это означает меньше возможностей для экономического развития.

Само же административное вмешательство в рыночное ценообразование часто напрямую стимулирует формирование и рост теневой экономики, которая никоим образом не способствует укреплению государства и установлению правопорядка.

Еще одним способом влияния государства на рыночные процессы является регулирование количества товаров, обращающихся на рынке. Для стран с развитой рыночной экономикой такими инструментами, как правило, являются лицензии и квоты, устанавливающие максимально возможные количества товаров, которые будут проданы или приобретены, чаще всего связанные с экспортно-импортными операциями. Очевидно, что они должны быть меньше, чем равновесные величины на свободном рынке, иначе ограничения не будут иметь эффекта.

В этом случае кривая предложения товаров по квоте снова приобретает форму вертикальной пунктирной линии при достижении объема квоты, и цена, установленная на таком рынке, увеличивается по сравнению с равновесной ценой свободного рынка. Эта ситуация аналогична той, которая возникает в результате установки верхнего ценового предела на уровне с той лишь разницей, что в этом случае «черный рынок» может не возникнуть, поскольку он фактически легализован в области котируемого объема. Разумеется, это не исключает его существования в «нормальной» форме, уже обсуждавшейся выше, когда продавцы начинают обходить административные запреты, продавая товары сверх установленного лимита, в том числе путем контрабанды.

Единственное, на самом деле, внешнее отличие результирующих теневых процессов от случая регулирования цен состоит в том, что возникающая цена «черного рынка» не больше, но меньше, чем законная цена, но обе они все еще выше, чем цена. равновесная цена свободного рынка.

В странах с национальной экономикой теневые процессы, возникающие, когда объем спроса превышает объем предложения аналогично ограниченного (например, планируемого) количества товаров, и возникающая в результате конкуренция покупателей, теневые процессы могут иметь дополнительную специфику работа пресловутого «механизма затрат». В странах с централизованной национализированной экономической системой возможен другой результат влияния государства на объем товаров, предлагаемых на рынке, когда количество товаров, запланированных и произведенных в соответствии с таким планом, превышает равновесное количество. Такие субсидии также являются неотъемлемой частью функционирования того же «механизма затрат».

Можно отметить, что в дополнение к самим дополнительным государственным расходам «по плану» такие субсидии часто стимулируют потребление этих товаров в количествах, превышающих необходимые. В то же время, стимулы для производства и потребления более качественных товаров-заменителей ограничены, и это оказывает прямое негативное влияние на научно-технический прогресс и экономическое развитие. Подводя итог анализу влияния государства на рыночное равновесие, следует подчеркнуть, что ни одна страна не может обойтись без него. Но в то же время важно правильно понимать последствия административного вмешательства и выбирать средства, наиболее подходящие для преследуемых целей. Модель спроса и предложения может предсказать последствия и затраты различных программ регулирования рыночной цены.

Вывод:

Рыночный механизм основан на следующих экономических законах: спрос и предложение, установление равновесной цены конкуренции, полезности. Со стороны производителя - это предложение, со стороны потребителя - спрос. Они тесно связаны друг с другом, но противостоят друг другу на рынке. Их можно противопоставить как две силы, действующие в противоположных направлениях.

В определенных условиях спрос и предложение могут быть сбалансированы в течение определенного периода времени. Спрос и предложение могут быть спонтанно выровнены или изменяться в зависимости от степени государственного регулирования рынка. Воздействие этого механизма основано не на правительственном принуждении, а на желании участников рынка удовлетворить свои потребности. Поэтому, чтобы рыночный механизм вступил в силу, ничего не нужно, кроме свободы производителей и потребителей. Чем меньше вмешательств, тем эффективнее механизм саморегулирования рыночной экономики.

Равновесие - это рыночная ситуация, в которой спрос и предложение совпадают или эквивалентны по приемлемой цене для потребителя и производителя. Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействия спроса и предложения. Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальрас и А. Маршалл.

И все же на практике, согласно закону равновесия между спросом и предложением, цена любого товара формируется. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если в рыночном механизме нет элементов монопольного вмешательства, которые изменяют модель конкурентного равновесия.