Рынок государственных ценных бумаг в России: современное состояние, тенденции

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 28.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя 
Корпорация как форма существование крупного бизнеса
Доходы населения и проблема их перераспределения в современной экономике 
Распределение доходов между семьями, черта бедности


Введение:

Важнейшим источником экономического развития, нового промышленного восстановления и преодоления финансового кризиса в России должно стать развитие рынка ценных бумаг, истинной целью которого является не только покрытие дефицита бюджета, перераспределение собственности и получение спекулятивной прибыли, но и также стимулировать инвестиции в различные отрасли экономики. Таким образом, рынок государственных ценных бумаг является, с одной стороны, одним из индикаторов состояния всей экономики, а с другой одной из болевых точек, воздействие на которые может замедлить или ускорить рыночные процессы. преобразования.

Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детальным правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций непрофессиональных участников рынка ценных бумаг. 

Рынок государственных ценных бумаг является важной составляющей мировых финансовых рынков. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом инвестиций, который привлекает корпорации и общественность, которые используются в качестве стандарта безрискового дохода, в качестве альтернативы другим капитальным вложениям. 

Таким образом, рынки государственных ценных бумаг играют важную роль в финансировании государственного бюджета, поддержании ликвидности финансовой системы и регулировании экономической деятельности.

Актуальность выбранной темы обусловлена ​​тем, что в условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризиса государственные ценные бумаги являются одной из областей неинфляционного покрытия дефицита бюджета за счет привлечения частных средств, а также могут стать важным источником средств для большого числа государственных проектов. Кроме того, формирование первичного и вторичного рынков государственных ценных бумаг способствует росту и гибкости национальной финансовой системы, позволяя частному и государственному секторам лучше реагировать на рыночные сигналы. 

Состояние и перспективы рынка государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги. Суть концепции 

В настоящее время государственные ценные бумаги занимают ведущее место на рынке ценных бумаг большинства развитых стран. Выпуск ценных бумаг государством рассматривается как важнейшее средство денежно-кредитнго регулирования экономики. Размещая кредиты, государство привлекает временно свободные средства от населения, банков, страховых и промышленных предприятий и т. д., тем самым сокращая количество денег в обращении, и наоборот. 

Государственные ценные бумаги это ценные бумаги, выпущенные государством (заемщиком). Государственные ценные бумаги классифицируются как долговые и удостоверяют отношения ссуды, при которой должником является государственный орган или правительство. 

Государство является крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг. В зависимости от характеристик эмитента государственные ценные бумаги подразделяются на: 

  • ценные бумаги центрального правительства (казначейские ценные бумаги), которые выпускаются некоторыми ключевыми министерствами (министерство финансов и т. д.) в зависимости от специфики структуры государственных органов страны. Эти ценные бумаги называются прямыми ценными бумагами; 
  • ценные бумаги местного самоуправления (муниципальные ценные бумаги), которые выпускаются региональными и муниципальными органами власти;
  • ценные бумаги, выпущенные государственными органами (отраслевыми министерствами) и государственными компаниями (например, в России РАО Газпром, РАО ЕЭС России и др.). Эти ценные бумаги выпущены под государственную гарантию и называются гарантированными. 

В зависимости от свойств обращения на фондовых рынках государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные.

Государственные рыночные ценные бумаги могут свободно торговаться и продаваться на биржевом и внебиржевом рынках. Среди них наиболее распространенными являются казначейские векселя, казначейские билеты и облигации. Нерыночные государственные ценные бумаги это ценные бумаги, которые не могут свободно торговаться на рынке. В отличие от рыночных ценных бумаг, они не могут быть куплены и проданы, не могут быть проданы их владельцами третьим лицам и не могут быть использованы в качестве обеспечения по кредитам. Возврат осуществляется только непосредственно покупателю. Нерыночные ценные бумаги включают в себя: сберегательные сертификаты, сберегательные облигации, государственные займы и т. д. 

По срокам погашения кредитов российский рынок имеет следующую классификацию: краткосрочные до 1 года, среднесрочные от 1 года до 3-4 лет, долгосрочные от 4 лет.

В российской практике долговые ценные бумаги, гарантированные Правительством Российской Федерации, включаются в государственный внутренний долг. Условия их выпуска и обращения подлежат ограничениям, предусмотренным Законом Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». 

В России государственные ценные бумаги могут быть подразделены на федеральные (выпущенные Правительством Российской Федерации), субфедеральные (выпущенные правительствами субъектов Федерации) и муниципальные (выпущенные местными органами власти).

Эмитентом федеральных государственных ценных бумаг от имени Правительства является Министерство финансов РФ. Возврат и получение дохода по этим ценным бумагам гарантируется государством. 

На российском рынке наиболее распространены следующие виды федеральных государственных ценных бумаг:

  • государственные краткосрочные облигации с нулевым купоном (ГКО);
  • облигации федерального займа с переменной купонной доходностью (ОФЗ-ПК);
  • облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);
  • облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);
  • облигации скоростных железных дорог РАО (РАО ВСМ), на которые были предоставлены государственные гарантии;
  • золотые сертификаты.

Законопроекты Минфина 1995-1997 годов выдают компенсацию коммерческим банкам за просроченную задолженность предприятий и организаций агропромышленного сектора, а также предприятий, обеспечивающих доставку продукции в районы Крайнего Севера. 

Наиболее распространенными среди российских государственных ценных бумаг были ГКО, которые являлись важным неинфляционным источником покрытия дефицита государственного бюджета.

Основными документами, регламентирующими рынок ГКО, были постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Центрального банка Российской Федерации.

Выпуск ГКО проводился периодически в виде отдельных выпусков на срок до 1 года. Они размещались со скидкой от номинальной цены. У них не было купонов ГКО. Их выпуск осуществлялся в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо». Каждый выпуск был выпущен с глобальным сертификатом в двух экземплярах, хранящихся в Министерстве финансов Российской Федерации и Центральном банке Российской Федерации. 

Участники рынка ГКО были разделены на три категории:

  1. Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. Банк России выступил генеральным агентом Министерства финансов по обслуживанию выпуска ГКО. Он должен был гарантировать своевременное погашение выпущенных облигаций. 
  2. Дилером может быть любое юридическое лицо, которое в соответствии с действующим законодательством является профессиональным участником рынка ценных бумаг и заключило с Центральным банком Российской Федерации соглашение о выполнении функций обслуживания операций с облигациями . Дилер может заключать сделки от своего имени и за свой счет, а также выполнять функции финансового брокера, выступающего в качестве комиссионера при заключении сделок с ГКО от своего имени, но за счет инвестора. 
  3. Инвесторами были юридические или физические лица, которые не являются дилерами и которые приобретают ГКО на основе права собственности или других имущественных прав, которые имеют право владеть ими в соответствии с действующим законодательством, условиями и правилами эмиссии. Инвестор был обязан заключить соглашение с дилером, в котором определялся порядок проведения операций на счете депо инвестора и порядок регистрации прав на ГКО на этом счете, а также права, обязанности и ответственность стороны при выполнении этих операций. 

Поддержание технологической части рынка торгового, расчетного и депозитария осуществляли организации, являющиеся техническими посредниками Российская торговая система, Клиринговый центр в РТС, Депозитарно-клиринговый центр.

Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет держателей облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые Центральным банком Российской Федерации.

Условия выпуска и обращения облигаций федерального займа с переменным купоном были утверждены постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 года. Согласно этому документу, Министерство финансов РФ выступало эмитентом ОФЗ-ПК от имени Правительства РФ. 

Держателями облигаций федерального займа могут быть юридические и физические лица, которые являются как резидентами, так и нерезидентами России.

В настоящее время ОФЗ-ПК находятся в обращении с одним и двумя годами обращения. Номинальная стоимость ОФЗ-ПК составляет 1 миллион рублей. (в ценах 1997 года). Минфин России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации устанавливает для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПК объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения и даты выплаты. купонного дохода. 

Доход по ОФЗ-ПК обычно должен состоять из трех основных компонентов, определяемых на основе доходности государственных краткосрочных облигаций:

  • скидка (разница между номинальной стоимостью и ценой размещения), с которой ОФЗ-ПК может быть размещена на аукционе;
  • купонный доход, который, согласно условиям выпуска, должен выплачиваться по каждому выпуску ОФЗ-ПК примерно раз в квартал (сумма купонного дохода не постоянна, а определяется и устанавливается ежеквартально как средневзвешенная доходность к погашению выпусков ГКО на вторичных торгах). Кроме того, в случае досрочной продажи ОФЗ-ПК владельцу необходимо было выплатить купонный доход, накопленный к этому моменту; 
  • колебания цен на вторичном рынке (если ОФЗ-ПК продаются до погашения).

Механизм ГКО-ОФЗ, в том виде, в котором он существовал в России во второй половине 90-х годов, работал более или менее эффективно только при обязательном сочетании двух условий. Во-первых, приток новых средств на рынок должен был превышать ставки выкупа, чтобы разница могла использоваться для бюджетных целей. Во-вторых, средства от выкупа, по крайней мере, частично, должны были инвестироваться в новые выпуски, а не выводиться с рынка. В противном случае вся эта система превращается в бремя для государства: вместо источника бюджетных средств появляются дополнительные расходы для погашения обязательств, а в отношении нерезидентов также требуются валютные расходы для перевода их средств за границу. 

Сейчас рынок ГКО практически разрушен. Разрушение рынка ГКО-ОФЗ грозит потерей очень важного элемента финансовой структуры, используемой всеми цивилизованными странами мира, а именно системы государственного кредита. В результате даже при наличии дефицита бюджета может возникнуть очень серьезная проблема покрытия пробелов в наличности, особенно с учетом того, что ситуация со сбором налогов далека от совершенства. 

Говоря о реструктуризации долга по облигациям ГКО-ОФЗ, следует отметить, что суть и главная привлекательность этих бумаг их высокая ликвидность. Их обмен, согласно предлагаемым правилам реструктуризации, на низколиквидные ценные бумаги с длительным сроком погашения вдвойне ущемляет интересы держателей. Во-первых, они не возвращают свои деньги к тому времени, которое было заранее и безоговорочно обеспечено обязательствами, и на которые они рассчитывали. Во-вторых, существует реальная опасность того, что новые облигации будут значительно обесцениваться в течение длительного льготного периода. 

Рынок ОГСЗ является самым молодым сектором на рынке государственных облигаций в России. Целью их выпуска было привлечение средств населения для финансирования государственного долга. Поэтому этим ценным бумагам были приданы такие инвестиционные характеристики, которые позволили бы им стать привлекательными в глазах отдельных инвесторов, тогда как условия их обращения наиболее удобны для населения. Для этого ОГСЗ были выпущены в бумажной (наличной) форме с номинальной стоимостью, сопоставимой даже с незначительными сбережениями 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. в 1997 году цены (на рынке государственных ценных бумаг они самые низкие), на один год с четырьмя купонами. Передача прав на эти ценные бумаги осуществлялась простой доставкой, и можно было получать квартальные купонные выплаты в любом отделении Сбербанка России. 

Однако эти ценные бумаги оказались настолько привлекательными для институциональных инвесторов, что коммерческие банки стали основными операторами в этом секторе фондового рынка, а внебиржевой межбанковский рынок стал преобладающей областью торговли.

На это есть несколько причин: 

  • рынок OGSZ менее регулируется, чем другие секторы торговли государственными облигациями, и операторы на нем имеют больше возможностей для проведения спекулятивных сделок;
  • при оплате наличными облигациями юридические лица не могут заключать договор и минимизировать формальности по совершению сделки;
  • эти облигации очень удобны при использовании в качестве обеспечения.

ОВВЗ были выпущены в 1993 и 1996 гг. Для оформления долгов перед владельцами «замороженных» счетов во Внешэкономбанке. Рынок ОВВЗ в настоящее время является вторым по величине рынком после рынка ГКО-ОФЗ. Нормативным документом, регулирующим выпуск и оборот ОВВЗ, является постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выдачи внутреннего государственного валютного займа». ОВВЗ выпускается в документарной форме. Номинал деноминирован в долларах США со сроком погашения в зависимости от выпуска до 2011 года. 

Неотъемлемой частью облигаций является набор купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций. 14 мая ОВВЗ ежегодно выплачивает купон в долларах США в размере 3% годовых к номинальной стоимости. 

ОВВЗ являются валютными ценностями, они могут быть обращены на территории Российской Федерации с учетом требований валютного законодательства, без специальных разрешений Банка России.

Денежные обязательства, возникающие в ходе обращения облигаций, могут быть выражены и оплачены в безналичной форме как в рублях, так и в иностранной валюте.

При покупке ОВВЗ на вторичном рынке часть накопленного купонного дохода включается в цену сделки, если покупка и продажа облигаций в иностранной валюте производится через определенное количество дней с даты начала купонного периода.

Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации

С начала 2000-х годов в России сложились чрезвычайно благоприятные внутренние и внешнеэкономические условия, в основном связанные с резким ростом мировых цен на углеводороды и другой традиционный российский экспорт. Среди этих условий возобновление и ускорение экономического роста, значительное снижение темпов инфляции, широкомасштабное расширение внешнеторгового оборота, беспрецедентное увеличение профицита торгового баланса и текущего счета платежного баланса соответственно. Резкое увеличение объемов экспорта валютных поступлений в страну, укрепление национальной валюты, повышение доверия со стороны бизнеса и населения к государственным органам. 

Улучшение макроэкономической ситуации позволило значительно укрепить государственные финансы и обеспечить значительное превышение государственных доходов над расходами.

В этих условиях взаимодействие между государственным бюджетом и динамикой государственного долга резко изменилось: если в 90-е годы дефицит бюджета покрывался за счет привлечения внутренних ресурсов и внешних займов, то теперь, наоборот, профицит бюджета стал основным источник погашения задолженности по ранее привлеченным кредитам. ... Однако власти также позаботились о том (что естественно), что наличие стабильного профицита государственного бюджета не привело к полному прекращению эмиссии рублевых долговых обязательств, к ликвидации внутренний государственный долговой рынок. 

На сегодняшний день на рынке государственных ценных бумаг ММВБ обращаются более 80 различных выпусков ценных бумаг. К обращению на рынке допущены краткосрочные государственные облигации (ГКО), различные типы федеральных государственных облигаций, такие как облигации федерального займа с переменной купонной доходностью (ОФЗ-ПК), облигации федерального займа с постоянной купонной доходностью (ОФЗ-ПД) облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) и облигации федерального займа с погашением долга (ОФЗ-АД). Кроме того, в соответствии с «Правилами обращения ценных бумаг на ММВБ, сделки с которыми заключаются в Торговой системе на рынке государственных ценных бумаг с расчетами по операциям в российской валюте в Секторе для расчетов по ценным бумагам федерального правительства на Организованный рынок ценных бумаг "Рынок торгует облигациями Банка России (ОБР), а также рядом выпусков еврооблигаций Российской Федерации, субфедеральных облигаций Москвы и Московской области, облигаций Республики Башкортостан, облигаций Самары область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. 

Рост объема рынка государственных ценных бумаг был в основном результатом выпуска облигаций федерального займа со сроком погашения в 2007-2008 гг. В контексте сосредоточения внимания на долгосрочных займах Министерство финансов выпустило в мае и сентябре 2008 года два выпуска нового финансового инструмента облигации федерального займа с погашением задолженности (ОФЗ-АД) со сроком погашения 4 и 6 лет. Особенностью данного инструмента является погашение основной суммы долга не единовременно, а по частям в течение последних двух лет обращения на рынке, что существенно снижает нагрузку на бюджет. Ставка купона по этим облигациям устанавливается для каждого купона; купонный доход начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости. 

Стремясь обеспечить гарантированное выполнение долговых обязательств и равномерное распределение платежей по долгам, Министерство финансов России значительно увеличивает сроки своих рыночных заимствований. В результате на 1 января 2008 года из общей суммы, выраженной в ценных бумагах государственного внутреннего долга (756,8 млрд. Рублей), обязательства со сроком погашения более пяти лет составили 60,2%, от одного года до пяти лет 30,3%, и срок погашения в течение одного года всего 9,5%. В связи с созданием накопительной пенсионной системы был сформирован еще один финансовый инструмент государственные сберегательные облигации (ГСО). Это не вторичные ценные бумаги с длительным сроком погашения. Купонная доходность по ним постоянна и примерно соответствует прогнозируемому уровню инфляции. 

ГСО предназначены для тех, кто имеет долгосрочные денежные средства, так называемых пассивных институциональных инвесторов Пенсионного фонда России, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, управляющих пенсионными накоплениями граждан, а также инвестиционных фондов и страховых компаний. Предполагается, что рынок ГСО уменьшит долю пассивных инвесторов на рынке ГКО-ОФЗ, чрезмерное увеличение которого будет чревато потерей ликвидности на этом рынке. 

Общий оборот рынка государственных ценных бумаг (общий объем всех транзакций за год, включая денежный рынок) особенно заметно вырос в последние годы. Как показано в табл. 2, согласно прогнозам в 2010 году он увеличится по сравнению с соответствующим показателем 2006 года в 22,3 раза. Во многом это будет связано с резким увеличением объема операций репо продажей государственных долговых ценных бумаг с обязательством их выкупа. В 2010 году объем всех сделок такого рода увеличится более чем в 150 раз по сравнению с 2006 годом, а по почте в 2 раза по сравнению с прогнозным уровнем 2009 года. В целом на операции РЕПО пришлось около 75% объема торгов. Динамичное увеличение масштабов операций РЕПО значительно расширяет границы рыночного обращения государственных ценных бумаг, способствует развитию рынка государственных ценных бумаг, расширяет возможности ЦБ в управлении рублевой ликвидностью. 

В 2008 году мы также наблюдаем небольшое снижение долговых ценных бумаг, но наблюдается увеличение государственного долга по краткосрочным и долгосрочным обязательствам по ценным бумагам. Это связано с нестабильной ситуацией на мировой арене, падением цен на топливно-энергетические ресурсы и развитием финансового кризиса в Российской Федерации. 

Прогнозы на 2009-2010 годы показывают, что тенденция 2008 года продолжится, но с более значительным увеличением задолженности по краткосрочным и долгосрочным обязательствам по ценным бумагам. Причинами этого могут быть: сохранение позиции финансового кризиса внутри страны, неблагоприятная ситуация на мировой арене. Структура рынка ГЦБ претерпела значительные изменения с начала этого десятилетия, в первую очередь в замене краткосрочных долговых инструментов на долгосрочные ценные бумаги. 

Таким образом, монетарные власти фактически стремятся одновременно достичь двух противоречивых целей: с одной стороны, обеспечить увеличение ликвидности рынка государственных заимствований, а с другой предотвратить необоснованное увеличение доходности долговых ценных бумаг. Рост прибыльности может увеличить государственные расходы, связанные с обслуживанием долга, вызвать повышение процентных ставок по субфедеральным и корпоративным займам, что, в свою очередь, затруднит региональным властям и частным компаниям привлечение заемного капитала на внутреннем рынке. Поэтому задача состоит в том, чтобы пройти тонкую грань между этими двумя противоположными устремлениями, найти баланс между показателями доходности ценных бумаг и рыночной ликвидности. Другими словами, государственные органы должны принимать решения, которые не подрывают прибыльность их собственных инструментов и не мешают частному сектору. 

Рынок государственных ценных бумаг в период кризиса

В подготовленном Министерством финансов РФ в 2007 году отчете о политике в сфере государственного долга на 2007-2009 годы, в частности, констатируется наличие «готовности нерезидентов расширять свое присутствие на рынке государственных облигаций». Однако в то же время в этом документе говорится; «В условиях высоких цен на нефть и связанного с этим притока иностранной валюты в страну преждевременно полностью либерализовать внутренний рынок государственных ценных бумаг, чтобы открыть доступ для него иностранным инвесторам, поскольку это может нарушить стабильность российской валюты. финансовая система. 

В сложившейся ситуации российские власти, естественно, стремятся регулировать приток иностранной валюты в страну, чтобы предотвратить рост инфляции или чрезмерное повышение реального курса рубля. Определенное ограничение притока средств нерезидентов на внутренний рынок государственных ценных бумаг также должно быть направлено на предотвращение повторения событий 1998 года, которые могут произойти в случае заметного ухудшения платежного баланса и общей ситуации. макроэкономическая ситуация в стране. Отмена с середины 2008 года всех валютных ограничений лишает власти этих средств контроля над иностранными портфельными инвестициями. Его заменяют более тонкие методы регулирования этого процесса, в основном с помощью инструментов политики в отношении процентных ставок. 

Рынок государственных ценных бумаг в России: современное состояние, тенденции

В программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 год, сформированной с учетом долговой стратегии на 2009–2011 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации в апреле 2008 года, Министерство финансов Российской Федерации наметило планы преодоления кризис и развитие рынка государственного долга в следующем году. Среди них были планы дальнейшего размещения в 2009 году основных выпусков ОФЗ на сумму 227-232 млрд рублей, а также планы по выпуску государственных сберегательных облигаций (ГСО). Планируется, что доходность по краткосрочным инструментам останется на уровне до 5%, по среднесрочным инструментам до 6,6%, по долгосрочным инструментам до 7,2 5%. 

Основными направлениями политики Министерства финансов Российской Федерации на 2009 год в разрабатываемой программе являются: сокращение государственного долга к ВВП; замена государственного внешнего долга внутренними заимствованиями; сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг. В то же время Минфин России исходит из необходимости одновременно развивать два сегмента рынка государственных ценных бумаг рынок ГКО-ОФЗ и рынок ГСО. Такая политика Министерства финансов Российской Федерации обеспечит стабилизацию кризисной ситуации, а также последовательное развитие доли рынка долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в правительство сберегательные облигации. Министерство финансов Российской Федерации считает возможным увеличить в 2009 году объем привлечения на внутреннем рынке на 60-70 миллиардов рублей. По сравнению с 2008 годом за счет размещения государственных ценных бумаг при сохранении действующего порядка выпуска государственных облигаций в 2009 году за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 305,94 млрд рублей. при выкупе государственных ценных бумаг на сумму 80,11 млрд рублей, в результате чего чистый остаток по привлечению государственных ценных бумаг в 2009 году составит 225,83 млрд рублей. 

Для проведения эффективной политики замещения внешних заимствований внутренними заимствованиями требуется стабильный и ликвидный рынок внутреннего государственного долга, на основе которого можно прогнозировать дальнейший рост ликвидности операций с государственными ценными бумагами, который будет поддерживается в рамках политики, проводимой Министерством финансов России.

В то же время, по прогнозам, государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличится с 1,03 трлн. руб. на начало 2009 года до 1,26 трлн. руб., на начало 2010 г. Объем рыночной составляющей в ее составе увеличится до 1 трлн. руб. 

В связи с увеличением государственных внутренних заимствований в 2009 году, а также в связи с ростом абсолютного размера государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, стоимость его обслуживания также возрастет и в 2009 году составит 76,8. млрд руб.

Правительство Российской Федерации рассмотрело и утвердило Основные направления политики в области антикризисного управления государственным долгом на 2008-2010 годы. Впервые в этом документе определены основные приоритеты деятельности Минфина России на внутреннем и внешнем рынках заимствований. 

Эта стратегия, в частности, предусматривает: постепенную замену внешнего долга внутренними заимствованиями; развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг; увеличение доли рыночного долга в государственных ценных бумагах; увеличение дюрации внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах; создание новых сегментов рынка государственных ценных бумаг. 

Для большинства позиций эта стратегия либо была завершена, либо будет завершена к концу этого года.

Сегодня мы можем говорить о следующих результатах реализации долговой стратегии: 

  • государственный внутренний долг за период действия долговой стратегии с 2007 по октябрь 2008 года увеличился на 25% и в настоящее время составляет 819,8 млрд рублей;
  • доля рыночного внутреннего долга, номинированного в государственных облигациях, значительно увеличилась за указанный период, как за счет осуществления активной деятельности Минфина России по размещению, так и дополнительного размещения государственных облигаций, за счет регистрация в 2007 и 2008 годах. Весь портфель Банка России в новых крупных выпусках ОФЗ. Так что если на 1 января 2007 года объем рынка внутреннего долга составлял 217 млрд руб. (33% от общего внутреннего долга по государственным ценным бумагам), сегодня он составляет 629,4 млрд руб. (76% от общего внутреннего долга в государственных ценных бумагах) увеличился на 190% за 2,5 года; 
  • значительно вырос объем невыполненных выпусков государственных облигаций. Так, если в начале долговой стратегии объем выпусков составлял 10–15 млрд. рублей, то сегодня объем нерешенных выпусков достигает 55–62 млрд. рублей; 
  • в связи с тем, что Минфин России сделал основной упор на привлечение средств от размещения долгосрочных инструментов, продолжительность рыночной части внутреннего государственного долга увеличилась до 4,8 года, то есть более чем в 3,7 раза (в начале 2008 года продолжительность составила 1,3 года). 

В 2007-2008 гг. На рынке внутреннего государственного долга Минфин России привлек 308,6 млрд рублей за счет размещения государственных ценных бумаг. (без учета операций перерегистрации) и выкупленных государственных облигаций на сумму 186,5 млрд руб. Так, за два года чистый объем привлечения по операциям с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке составил 122,1 млрд. рублей, в том числе 96,2 млрд. рублей в 2004 году. 

Таким образом, государственные ценные бумаги являются неотъемлемой частью финансовой системы любого государства, которая развивается на принципах рыночной экономики, и рынок государственных ценных бумаг находится в прямом движении. Постоянная динамика, изменения в структуре и объеме рынка. 

Анализируя различные показатели, можно увидеть, что средства, обращающиеся на рынке государственных ценных бумаг, в целом имеют положительную динамику (судя по прогнозам на 2009-2010 годы).

Государство принимает различные меры для выхода из кризиса. Разрабатываются стратегии, модели поведения и антикризисная политика, частичную реализацию которых мы уже наблюдали в этом году. Одним из ярких примеров является уменьшение внешнего долга и увеличение внутреннего долга. Также значительно вырос выпуск государственных облигаций, что позволяет привлечь больше средств. 

Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг

На первичном рынке ГКО и другого государственного долга сейчас сложилась ситуация, когда ограниченное число дилеров имеют доступ к аукционам. Это привело к тому, что доходы от операций по покупке ГКО на первичных аукционах с последующей их продажей на вторичном рынке были очень велики. Чрезмерная дилерская прибыль свидетельствует о том, что российский фондовый рынок организован гораздо менее эффективно, чем следовало бы. Одной из причин этого является высокая степень монополизации рынка дилерскими банками, что затрудняет осуществление обычной деятельности для обычных инвесторов. Так, в апреле 1995 года, на аукционе трехмесячных ГКО, доля удовлетворения заявок от банков-дилеров составляла 75%, а доля удовлетворения заявок инвесторов 25%. 

Финансовые учреждения практически всех регионов Российской Федерации практически исключены из числа дилеров, допущенных к первичным аукционам. Это лишает их доступа к высокой прибыли от операций с государственными ценными бумагами. Выходом из сложившейся ситуации является не только увеличение количества участников аукциона, но и расширение внебиржевого рынка государственных ценных бумаг как наиболее эффективного. 

Затраты на проведение операций с государственными ценными бумагами, допущенными на вторичный рынок, слишком высоки. Если сделки осуществляются через фондовую биржу, то, согласно действующим правилам, они требуют предварительного резервирования средств участников на специальных счетах. В России до сих пор нет развитой внебиржевой торговли государственными ценными бумагами и их региональными рынками. Концентрация торговли государственными долговыми обязательствами в Москве резко сужает возможности для региональных инвесторов и дорого обходится им. В результате государство несет убытки из-за искусственного сокращения рынка государственных ценных бумаг. 

По мнению специалистов Банка России, наличие узкого круга первичных дилеров связано с необходимостью жесткого контроля за участниками аукциона. В долгосрочной перспективе должны быть разработаны новые торговые правила, которые позволят региональным коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям участвовать в нем. 

Спорная роль Банка России на рынке государственных ценных бумаг. Например, на рынке ГКО он одновременно является агентом Министерства финансов, дилером и контролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка, нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда Банк России является единственным участником торгов, он может использовать всю информацию в своих целях. Здесь есть определенный конфликт интересов. В то же время интересы государства однозначны: государство заинтересовано в широкой информации о состоянии дел на рынке ГКО для всех категорий инвесторов, а также в том, чтобы сделать этот рынок более доступным. 

Большинство новых банков и небанковских учреждений в Российской Федерации не имеют прямого доступа к вторичному рынку ГКО. Высокая стоимость доступа к вторичному рынку снижает ликвидность выпущенных инструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы готовы платить за ГКО. Более высокая ликвидность приведет к росту цен на эти ценные бумаги. Закрытый вторичный рынок также снижает спрос на ГКО. 

Важной проблемой является оценка инвестиционного спроса на ГКО и другие аналогичные ценные бумаги. Этот спрос напрямую связан с динамикой месячного уровня инфляции. По подсчетам экспертов ФКЦБ, если месячный уровень инфляции находится в пределах 1-3%, то спрос на ГКО составит около 46 трлн. Рублей, в пределах 4-10% 41 трлн. рублей, более 11% 38 трлн. Руб. Таким образом, по мере снижения инфляции инвестиции в ГКО могут возрасти. Уровень инфляции не единственный фактор, влияющий на срок погашения ГКО. Для преобразования потенциального спроса в реальный, важны уровень их доходности, сроки выпуска, а также организация самой торговли этим фондовым инструментом. 

Серьезные проблемы также связаны с таким типом государственных ценных бумаг, как КО. Достаточно отметить, что с помощью СО государство фактически занимает деньги у предприятия по ставкам, в несколько раз ниже рыночных. Предприятия, нуждающиеся в средствах, продают ЧР банкам и финансовым компаниям, что приводит к перетоку финансовых ресурсов из промышленного сектора в финансовый и замедляет рост производства. Многие противоречивые аспекты можно найти в функционировании других видов государственных ценных бумаг. 

В последние два-три года развитие российского рынка ценных бумаг во многом было обусловлено государственными долговыми обязательствами. Это потенциальная опасность для российской экономики: слишком большие с точки зрения заимствования государства на фондовом рынке не только увеличивают размер непроизводительного потребления капитала в стране), большинство государственных расходов является непродуктивным), но и Сокращая предложение капитала, приводят к его удорожанию для частных эмитентов, замедляют инвестиционный процесс в стране. 

В конечном итоге мы должны стремиться к увеличению числа участников рынка государственных ценных бумаг, что положит конец тенденции к монополизации и развитию конкуренции. Для этого необходимо установить терминалы в удаленных регионах, создать систему быстрых расчетов наличными, использовать существующие и создать новые системы связи. 

Основные проблемы российского рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ) включают в себя:

  1. Краткосрочный характер государственных ценных бумаг. Государственные облигации обычно имеют срок погашения 1 год или менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации государственные ценные бумаги будут в основном среднесрочными и долгосрочными. 
  2. Государственный статус ценных бумаг. В Российской Федерации как ценные бумаги федерального правительства, так и муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг. 
  3. Налогообложение государственных ценных бумаг. Это решается по-разному для разных типов государственных ценных бумаг. С выпуском каждого нового типа облигаций выдаются соответствующие пояснения по их налогообложению. Необходимо унифицировать порядок налогообложения государственных ценных бумаг. 
  4. Предоставление единой технологии первичного размещения государственных ценных бумаг и их вторичной торговли на основе государственных (или полугосударственных) депозитарных услуг.
  5. Организация региональных рынков государственных ценных бумаг, что позволяет привлекать свободные столицы территорий на рынок государственных ценных бумаг.
  6. Необходимость привлечения свободных средств населения на рынок государственных ценных бумаг, в результате чего люди могут защитить свои сбережения от инфляции, а экономика страны, в конечном итоге, приобретает желаемые источники инвестиций.
  7. Гипертрофия рынка ГЦБ из-за слабого развития.

Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг 

В 2008 году по соглашению с Банком России Минфин России отказался от размещения краткосрочных инструментов на рынке, перейдя к размещению среднеи долгосрочных инструментов фиксированной длины 3, 5, 10 и 15. года в рамках объявленного ранее годового аукционного графика, размещенного на сайте Минфина России.

Все первичные аукционы по размещению государственных ценных бумаг, состоявшиеся за 7 месяцев 2008 года, проводились строго в соответствии с объявленным графиком.

Для обеспечения ликвидности новых выпусков гособлигаций и рынка в целом планируется размещение трехи пятилетних выпусков облигаций федерального займа с постоянной купонной доходностью в течение одного года на сумму 42 млрд. Рублей. каждый (то есть в 2009 году будут размещены два новых, соответственно, трехи пятилетние выпуски облигаций). Десятилетние выпуски облигаций с погашением долга будут размещены в течение двух лет (то есть выпуск, предложенный к размещению в 2008 году, будут также размещены в 2009 году), а 15-летние выпуски облигаций с погашением задолженности будут размещены в течение трех лет (то есть То есть, предлагаемый к размещению в 2008 году выпуск будет размещен в 2009 и 2010 годах). В то же время общий объем выпусков будет увеличен, соответственно, для десятилетних выпусков облигаций с амортизацией долга до 80-85 млрд. рублей, а для 15-летних выпусков облигаций с погашением задолженности до 90-100 млрд. рублей. 

В условиях возросшего спроса на рублевые инструменты, включая государственные ценные бумаги, Министерство финансов России проведет дополнительное размещение ценных бумаг путем проведения аукционов по дополнительному размещению облигаций, которые не были размещены на первичных аукционах. Размещение государственных облигаций на вторичном рынке без проведения аукционов будет минимальным по объему. 

Так, за 7 месяцев 2008 года Минфин России осуществил:

  • 10 первичных аукционов. В то же время объем заимствований составил 67,305 млрд руб., Или 65,34% от общей суммы заемных средств; 
  • 12 аукционов для дополнительного размещения облигаций, которые не были размещены на первичных аукционах. В то же время объем заимствований составил 32,741 млрд рублей, или 31,78% от общей суммы заемных средств. 

Без проведения аукциона Минфин России осуществлял дополнительное размещение гособлигаций в 2008 году только дважды в феврале и мае. Более того, следует отметить, что даже в этих случаях дополнительное размещение государственных ценных бумаг было объявлено заранее. В общей сложности при таком способе размещения государственных облигаций привлечение составило 2,968 млрд руб., Или 2,88% от общей привлеченной суммы. Так, Минфин России привлек 97,12% от общего объема средств, привлеченных за 7 месяцев 2008 года на первичных аукционах и аукционах для дополнительного размещения. 

Следствием политики заимствований, проводимой Министерством финансов России в 2008 году на рынке государственного внутреннего долга, стало изменение общего объема объявленных к размещению новых государственных ценных бумаг на сумму 98,0 млрд. Рублей. Облигации были размещены по номиналу на сумму 97,655 миллиарда рублей или 99,65 процента. 

Четкое представление о правильности политики заимствований, проводимой Министерством финансов России, дает статистика проведения первичных аукционов Минфина России по размещению государственных ценных бумаг за 7 месяцев 2008 года. Таким образом, за 7 В 2008 году средний коэффициент размещения на первичных аукционах составлял 0,6748, тогда как в 2007 году средний коэффициент размещения на первичных аукционах составлял 0,5176.

Несколько слов о государственных сберегательных облигациях (ГСО). Министерство финансов России подготовило положение об обслуживании ГСО и в настоящее время находится в процессе согласования. 

Следует отметить, что СНО изменили свою целевую ориентацию в ходе доработки нормативной базы. Теперь ГСО по большей части превращается в инструмент размещения пенсионных накоплений для государственной управляющей компании и Пенсионного фонда России. Рыночное размещение ГСО будет незначительным. 

В 2008 году доходность к погашению государственных облигаций, обращающихся на рынке, как и в предыдущие годы, существенно зависит от текущей ситуации на валютном и денежном рынках.

В течение 2006-2008 гг. Уровень доходности по государственным облигациям (индекс портфеля ГКО-ОФЗ) был значительно ниже текущих показателей, характеризующих инфляцию. 

Существуют причины, которые влияют на уровень процентных ставок на рынке ГКО-ОФЗ в разных направлениях.

Основными причинами, сдерживающими рост доходности на рынке государственных ценных бумаг, являются:

  • консервативная политика Минфина России на рынке государственных внутренних заимствований;
  • сохранение высокого внутреннего спроса на российские долговые инструменты в связи со значительным увеличением объема рублевой ликвидности на фоне увеличения золотовалютных резервов в 2006 году на 29,145 млрд долларов, в 2007 году на 47,603 млрд долларов, в 2008 году на $ 56,034 миллиарда долларов;
  • нежелание российских инвесторов фиксировать значительные убытки в условиях резкого роста доходности государственных ценных бумаг.

Среди причин, способствующих росту прибыльности, можно выделить две: сохранение высокой стоимости обязательств для российских кредитных организаций (основных инвесторов на рынке государственных ценных бумаг) и высокий уровень инфляционных показателей, поэтому значение Индекс потребительских цен в январе-июне 2008 года составил 7,9%. При определении цены отсечения на аукционах Минфин России учитывает влияние вышеуказанных причин. 

В то же время следует отметить, что в настоящее время наблюдается значительное превышение срока действия федеральных облигаций над сроком действия корпоративных и субфедеральных облигаций.

Заключение

Если говорить о реальной доходности на рынке государственных ценных бумаг, то можно с полной уверенностью сказать, что ситуация с отрицательной реальной доходностью будет продолжаться в течение всего этого года. В апреле 2008 года Правительство Российской Федерации рассмотрело перспективы долговой политики на следующий трехлетний период на 2008–2010 годы, что является логическим продолжением стратегии, подготовленной Министерством финансов России в 2008 году. В результате начинает формироваться система качественного среднесрочного планирования долговых операций Министерства финансов Российской Федерации, что позволяет повысить эффективность управления государственным долгом в Российской Федерации и обеспечить прозрачность операций. 

Основные приоритеты, определенные в стратегии на 2006-2009 гг. Для внутреннего рынка, остаются в силе и в 2008-2010 гг. Это включает: 

  • сбалансировать источники финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках вместе с поступлениями от приватизации и продажи государственных резервов и средств из Стабилизационного фонда Российской Федерации;
  • сохранение объема и структуры государственного долга, что позволило бы гарантировать выполнение обязательств по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать задолженность независимо от состояния федерального бюджета;
  • реализация государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отрасли и регионы;
  • изменение структуры государственного долга Российской Федерации в условиях дальнейшего увеличения доли внутреннего долга в структуре общего государственного долга при одновременном сокращении внешнего долга, особенно его нерыночной части.

Такая политика Минфина России, учитывающая рыночные изменения, позволила значительно сократить спреды между федеральными и корпоративными и субфедеральными облигациями и, соответственно, возросла привлекательность государственных федеральных ценных бумаг за счет возросшего интереса к ним. от все более широкого круга участников.