Рыночные структуры и проблема рыночной власти в российской экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Ценообразование в условиях рынка несовершенной конкуренции
Естественные монополии: сущность, специфика, регулирование, российские реалии
Сравнительный анализ регулирования естественных монополий в странах Запада и в России
Теоретические и практические аспекты ценовой дискриминации


Введение:

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации. экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы. Рассмотрим положение предприятия и его поведение в контексте различных рыночных структур. Под структурой рынка понимаются его характеристики с точки зрения влияния как рынка на положение, так и поведение отдельных производителей и отдельных предприятий на состояние рынка. Тип рынка зависит от типа продукта, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход и выход из отрасли, наличия информации о ценах, инновациях и так далее.

Знание структуры рынка необходимо для определения возможных объемов продаж на разных уровнях цен и того, как конкурирующие фирмы будут вести себя под влиянием предпринятых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентоспособности. Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Этот тип конкуренции характеризуется небольшим количеством фирм в каждой области предпринимательской деятельности, способностью любой группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на рыночные условия. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором хотя бы одно из условий чистой конкуренции не выполняется. В настоящее время, согласно этому критерию, выделяются следующие типы рынков: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. За исключением чистой или совершенной конкуренции, все остальные структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Чистая монополия и совершенная конкуренция - это два крайних случая структуры рынка, которые крайне редки в экономической практике. Промежуточным и гораздо более реалистичным этапом является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы, хотя сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм в отрасли или уже существуют. продавцы, но имеют некоторую власть над ценами своих товаров. Эта структура рынка характеризуется дифференциацией товаров, то есть многие фирмы предлагают аналогичные, но не идентичные, а также взаимозаменяемые продукты. Кроме того, эти структуры имеют место на товарных рынках и в случае конкуренции совершенно разных товаров (борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка). Несовершенная конкуренция обычно делится на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополия - самое яркое проявление несовершенной конкуренции. Всемогуществу монополиста помогает уникальность (незаменимость) продуктов последнего. Олигополия - это структура рынка, на которой работают немногие продавцы. Очень значительные барьеры не позволяют новым фирмам войти в отрасль. В основном олигополистические фирмы используют методы неценовой конкуренции.

Понятие и классификация рыночных структур

Сущность структуры рынка

Рынок является экономической категорией и как таковой тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Каковы сходства и различия между категориями, связанными с рынком? Обмен можно рассматривать с двух сторон: как процесс движения товаров и услуг, как процесс социального метаболизма; - как процесс создания определенных социальных отношений, в которые люди вступают во время этого метаболизма. В качестве экономической категории обмен выражает другую сторону, т. е. Представляет экономические отношения между людьми как производителями и потребителями относительно движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения социальных потребностей. Именно благодаря обмену соприкасаются разрозненные, экономически изолированные товаропроизводители и потребители.

Общая характеристика рыночных структур

Термин «структура рынка» понимается как совокупность условий, в которых происходит рыночная конкуренция. Структура рынка характеризуется следующими параметрами: количество и размер фирм в отрасли; характер продукта; условия входа и выхода с определенного рынка; доступность информации; контроль цен. В соответствии с этими параметрами выделяются четыре основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

Совершенная конкуренция - это структура рынка, характеризующаяся большим количеством небольших фирм, которые предлагают однородные (стандартизированные) продукты многим покупателям, возможностью свободного входа и выхода на рынок, отсутствием контроля над ценами и равной доступностью информации для всех участников рынка.

Таким образом, на рынке совершенной конкуренции выполняются следующие условия:

  1. многие конкурирующие продавцы продают стандартизированные продукты многим покупателям;
  2. каждая фирма имеет менее 1% от общего объема продаж за любой период;
  3. отдельные фирмы не рассматривают конкурентов как угрозу своей рыночной доле продаж и поэтому не заинтересованы в производственных решениях друг друга;
  4. информация о ценах, технологиях, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на меняющиеся рыночные условия;
  5. нет ограничений на вход и выход из рынка. Антиподом совершенной конкуренции является чистая монополия - модель, в которой одна фирма становится единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей, и когда другим фирмам практически невозможно войти в отрасль из-за существующих барьеров.

Между двумя крайними государствами - совершенной конкуренцией и чистой монополией, выделяются промежуточные рыночные структуры - монополистическая конкуренция и олигополия. Монополистическая конкуренция - это структура рынка, для которой характерно довольно большое количество фирм, производящих аналогичные, но не идентичные продукты, с относительно простыми условиями входа и выхода на рынок и ограниченным контролем цен. Олигополия - это ситуация, когда существует небольшое количество фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты. Следует отметить, что названные типы экономических структур являются типичными схемами или моделями, которые соответствуют реальным рыночным ситуациям. Однако, как правило, они не существуют в чистом виде. Все типы рыночных структур являются в определенной степени абстракциями, но абстракциями научного характера. Реально существующие модели рынка обычно представляют собой смесь совершенной конкуренции и монополии с преобладанием того или иного принципа. Но иногда рыночные структуры делятся на две группы: идеальные и реальные. Первая включает в себя совершенную конкуренцию и монополию, вторая - монопольную конкуренцию и олигополию.

В результате конкуренции с конкурирующей фирмой количество проданных товаров уменьшилось, хотя цены на них снизились. Следовательно, фирма является идеальным конкурентом, если кривая строго горизонтальна. Если фирма принадлежит несовершенным конкурентам, то кривая спроса носит нисходящий характер. Идеальные модели позволяют изучать поведение фирм при заранее определенной системе ограничений, определять оптимальный выбор. Сравнивая идеальные рынки с реальными, мы получаем информацию о том, как фирмы реагируют на меняющиеся рыночные условия. Целью выявления определенных типов рыночных структур является изучение особенностей поведения фирм в различных ситуациях в отношении цен, объемов производства, прибыли. В то же время сделаны два основных предположения: фирма производит только один продукт; единственная цель фирмы - максимизировать прибыль от продажи одного продукта в каждом периоде.

Рынок свободной конкуренции

Рассмотрим модель свободной конкуренции. Рынок свободной конкуренции характеризуется рядом особенностей: - объем производства отдельной фирмы настолько незначителен по сравнению с объемом производства всей отрасли и варьируется в таких пределах, что не влияет на цену товара. это продает; - отрасль, в которой работает рассматриваемая компания, свободна для входа и выхода. Это означает, что любая фирма, если она того пожелает, может начать производство данного продукта и войти в отрасль, или прекратить производство этого продукта и покинуть отрасль. Фирмы в отрасли не имеют никакого влияния на эти решения. Прежде всего, речь идет о наличии большого или неограниченного количества продавцов, что не позволяет ни одному товаропроизводителю навязать цену путем ограничения или увеличения производства из-за незначительной доли каждого из них на рынке. Каждый товаропроизводитель полностью подвержен действию рыночных механизмов, то есть власти рынка, которая определяет наиболее эффективные сектора и области экономической деятельности для вложения капитала и других ресурсов. Важным обстоятельством является то, что рынок свободной конкуренции характеризуется стандартными, то есть однородными продуктами. Равновесие в краткосрочной перспективе:

в условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены продаваемых товаров, ее единственная возможность адаптироваться к рыночным изменениям - это изменить объем производства. Поскольку в краткосрочной перспективе число отдельных факторов производства остается неизменным, благосостояние фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы. Есть два общих правила, которые применяются к любой структуре рынка. Первое из них гласит, что для фирмы имеет смысл продолжать работать, если при достигнутом уровне производства ее доход превышает переменные затраты. Фирма должна прекратить производство, если общий доход от продажи товаров, которые она производит, не превышает переменные затраты или, по крайней мере, не равен им.

Второе правило указывает, что если фирма решает продолжить производство, то она должна производить такое количество продуктов, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Основываясь на этих правилах, мы можем сделать вывод, что фирма введет такое количество переменных факторов, что при любом объеме производства она будет выравнивать свои предельные издержки с ценой товара, если цена превышает средние переменные издержки. Если рыночная цена товаров, производимых фирмой, и производственные затраты остаются неизменными, то для фирмы не имеет смысла максимизировать свою прибыль, либо уменьшать, либо увеличивать производство.

Рынок чистой монополии

Рынок достигает наибольшей монополизации в условиях абсолютных или чистых монополий (слово «монополия» происходит от греческого «монос полюин» - «единственный продавец»), что является полярной противоположностью совершенной конкуренции.

Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими особенностями:

  1. один продавец продает товар на рынке, иными словами, отрасль представлена ​​одной фирмой;
  2. продукт уникален в том смысле, что не имеет близких заменителей. Для покупателя это означает отсутствие альтернативы, поскольку он должен либо покупать товар у монополиста, либо обходиться без этого товара; 
  3. продавец торгует только своими товарами;
  4. продавец диктует цену рынку из-за полного контроля над ним. Этот факт также предопределяет место размещения рекламы, которая носит преимущественно информационный характер, не предполагает больших затрат;
  5. вход в отрасль заблокирован.

Такой рынок, по аналогии с идеальным конкурентным, является абстракцией и практически не встречается в жизни, но вполне может рассматриваться как модель, к которой приближаются высоко монополизированные рынки.

Таким образом, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, и это отсутствие конкуренции во многом объяснимо, если мы проанализируем существующие барьеры для входа в отрасль. Такими барьерами может быть все, что блокирует дополнительный вход фирм в отрасль и, следовательно, потенциальную конкуренцию.

Ограничительные условия для входа в отрасль разнообразны, среди них можно выделить следующие:

  1. эффект масштаба за счет преимуществ крупномасштабного производства с точки зрения снижения затрат. Более того, современные технологии настолько сложны и капиталоемки, что эффективное мелкое производство просто невозможно;
  2. ограничение входа государства в отрасль в виде необходимости патентов и лицензий. Лицензия дает возможность заниматься производством и продажей в связи с этим видом деятельности. Такие ограничения включают, например, экспортное лицензирование, внешнеторговую монополию;
  3. владение важнейшими видами сырья.
  4. недобросовестная, недобросовестная конкуренция посредством давления на банки с целью ограничения кредитов конкурентам, соблазнения ведущих сотрудников, дискредитации конкурентов.

Монополистическая конкуренция

Переходя к рассмотрению монополистической конкуренции, после того, как мы уже освоили рыночные структуры с чистой конкуренцией и с чистой монополией, мы должны начать с того, что это своего рода «золотая середина» между ними. Можно сказать, что монопольная конкуренция не является ни полностью конкурентной, ни полностью монопольной. Монополистическая конкуренция характеризуется значительным количеством товаропроизводителей, которое превышает не менее 25 субъектов. Хотя здесь нет четких границ. Однако важно отметить тот факт, что каждое предприятие контролирует цену в определенных пределах. Основные положения теории монополистической конкуренции были сформулированы экономистом Э. Гамберманом (США) и Д. Робинсом (Великобритания). Однако ладонь первенства самой идеи монополистической конкуренции принадлежит английскому монополисту П. Саффе, который сформулировал ее в одной из своих научных статей еще в 1920-х годах. Эта теория означает «разрушение стены между конкуренцией (полной или неполной) и монополией, связывая их друг с другом, создавая теорию, которая содержит оба, не разрушая, однако, различия между ними». Таким образом, введение монополистической конкуренции как объекта исследования положило конец биполярной классификации рынка. Это позволило провести более объективный анализ во многих отраслях и сферах экономической деятельности, рынок которых характеризуется как конкуренцией, так и монополией. В связи с тем, что монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии, можно выделить следующие особенности. Как и в случае с совершенной конкуренцией, предполагается, что в отрасли много фирм и что существует достаточно свободного входа и выхода из отрасли. Еще одной особенностью этого рынка является то, что все фирмы в отрасли имеют некоторую возможность «устанавливать» цену на товары, которые они производят, потому что каждая фирма продает свой продукт от других фирм.

Олигополия

Олигополия - это структура рынка, на которой доминирует небольшое количество продавцов, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено высокими барьерами. Наряду с монополистической конкуренцией, олигополия или структура, характеризующаяся присутствием нескольких продавцов на рынке, занимает существенное место среди рыночных структур в современной экономике. Другими словами, в олигополистические структуры входят такие рынки, на которых сосредоточено от 2 до 10 продавцов. Если два продавца являются дуополией или частным случаем олигополии, поскольку она больше не является монополией, то мы условно ограничиваем верхний предел 10 хозяйствующими субъектами, поскольку число 11 условно начинает отсчет структур монополистической конкуренции. По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на «плотные» и «разряженные» олигополии. К «плотным» олигополиям обычно относятся такие отраслевые структуры, которые представлены на рынке от 2 до 8 продавцами. Рыночные структуры, включающие более 8 хозяйствующих субъектов, классифицируются как разрозненные монополии. Такая градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях «плотной» и «разряженной» олигополии. В первом случае из-за очень ограниченного числа продавцов возможны различные виды сговора относительно их согласованного поведения на рынке, а во втором случае это практически невозможно. Исходя из критерия характера предлагаемой продукции, олигополии можно разделить на обычные и дифференцированные. Обычная олигополия связана с производством и поставкой стандартизированных продуктов. Многие стандартизированные продукты производятся в условиях олигополии - сталь, цветные металлы, строительные материалы и т. д. Дифференцированные олигополии формируются на основе производства широкого спектра одних и тех же продуктов, т.е. в тех отраслях, в которых возможно диверсифицировать производство предлагаемых товаров и услуг. Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством форм в конкретной отрасли и их долей в общем объеме продаж отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количество фирм, можно определить степень концентрации производства и, следовательно, предложения в исследуемой отрасли общественного производства.

В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосторожно сосредоточиваться только на масштабах национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровнях управления. Так, например, из-за специфики возможностей потребления готового бетона на местных рынках (в районах, малых городах) также формируются олигополистические структуры, а также на региональном уровне в сфере поставок, например, кирпич. Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии, мы не должны забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте товаров. Сила олигополии снижается под влиянием поставок продукции предприятиями других отраслей, которые имеют примерно равные потребительские свойства с продуктами олигополистов (например, газ и электричество как источник тепла, мед и алюминий как сырье материалы для изготовления электрических проводов).

Ослаблению олигополии также способствует импорт аналогичных товаров или их заменителей из других стран. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми структурами рынка. Историческая тенденция формирования олигополий основана на механизме рыночной конкуренции, который неизбежно вытесняет слабые предприятия с рынка либо банкротством, поглощением или слиянием. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской деятельностью руководства компании, так и влиянием усилий, предпринимаемых конкурентами против конкретной компании.

Проблема рыночной власти в российской экономике

Понятие и характеристика рыночной власти

Экономическая теория исходит из того факта, что целью любого предприятия в рыночных условиях является максимизация прибыли, что в большинстве случаев заставляет фирмы стремиться контролировать ситуацию на рынке товаров, чтобы устанавливать свои собственные условия для всего рынок. Западные экономисты выявили следующие взаимосвязи: если рыночная доля предприятия не превышает 7%, то его норма прибыли не превышает 10%; когда доля рынка увеличивается до 18%, норма прибыли возрастает до 14%; если доля рынка составляет не более 22%, то норма доходности не будет превышать 18%; но как только доля рынка начинает превышать 33-35%, норма доходности резко возрастает до 32%. То есть, чем больше рыночная доля предприятия, тем больше его оборот, и при одновременном увеличении нормы прибыли величина прибыли такого предприятия будет расти более быстрыми темпами, чем у конкурентов с меньшим рынком. Поделиться. В то же время рыночная власть может проявляться в том, что производитель может влиять на требования к качеству товаров, использование рекламы, брендов и т. д., В том, что предприятие может быть лидером в разработке и создание новых продуктов, в том, что предприятие продавца как-то создало приверженность покупателя к продукту. В результате, несмотря на возможные изменения цены (увеличение или уменьшение), покупатели не отказываются от покупки товара. Сила покупателя может проявляться в том, что он может отказаться от покупки и возврата товара в случае его ненадлежащего качества, в том, что покупающая компания может выбрать поставщика, может повлиять на изменение условий договора поставки и т. д. Таким образом, на практике (за исключением условий совершенной конкуренции) все покупатели и продавцы в той или иной степени обладают рыночной властью. Поэтому сила производителя или продавца различается

Монопольная власть, а власть потребителя или покупателя - монопсоническая власть, однако чаще всего речь идет о монопольной власти. Можно также отметить, что рыночная сила предприятия на рынке заключается в его власти как продавца на товарном рынке и его власти как покупателя на рынке ресурсов.

Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики в России

Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления монопольной власти опасными для общества фирмами. Антимонопольные органы действуют в одном из важнейших направлений власти. Судьба рыночных реформ и успешность их реализации напрямую зависят от результатов их работы в современных российских условиях.

Уже стало традицией каждые два года проводить семинар-совещание по очень важным и сложным вопросам, связанным с повышением конкурентоспособности российской экономики. Направлением деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации является создание финансовой инфраструктуры, эффективно выполняющей функции преобразования сбережений в инвестиции, для чего необходимо сформировать эффективный механизм накопления внутренних финансовых ресурсов. Следовательно, усиление конкуренции на рынке финансовых услуг следует рассматривать как важнейший инструмент стимулирования инвестиционного процесса и экономического развития региона. Одним из основных условий повышения эффективности финансовых рынков является развитие конкурентных отношений во всех его секторах. Необходимость в этом связана как с растущим спросом на различные финансовые инструменты на внутреннем рынке, так и с интеграцией российского рынка в мировую финансовую систему. Анализ финансовых рынков позволяет сделать вывод, что практически во всех секторах наблюдается высокая концентрация монополий, будь то рынки ссуд, депозитов или обязательного медицинского страхования, добровольного личного и имущественного страхования. В этих условиях одной из приоритетных областей должна стать задача развития инфраструктуры, как ее отдельных сегментов, так и финансовых рынков в целом.

Выравнивание условий конкуренции на рынке финансовых услуг требует определенных действий по снижению влияния органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на деятельность отдельных финансовых организаций.

Необходимо уделить должное внимание отмене решений региональных властей, которые ведут к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг. Антимонопольные органы должны усилить контроль за соблюдением правил конкурсного отбора кредитных организаций, когда они привлекаются властями для проведения операций с бюджетными средствами.

Также необходимо направить совместные усилия по снижению административных барьеров для входа на рынок финансовых услуг, внедрить прозрачный механизм конкурентного отбора при привлечении финансовых организаций властями всех уровней к реализации целевых программ, независимо от источников финансирования.

Вывод:

В ходе эволюции экономической мысли относительно моделей несовершенной конкуренции каждый раз учитывалось все больше факторов, определяющих ее. Однако ни одна из вышеперечисленных моделей несовершенной конкуренции не может ответить на все вопросы, связанные с поведением фирм на таких рынках. Тем не менее, они могут быть использованы для анализа определенных аспектов деятельности в олигополии.

Степень несовершенства рынка зависит от типа несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только со способностью производителя производить специальные, отличные от конкурентных видов товаров. В условиях олигополии несовершенство рынка является значительным и продиктовано небольшим количеством работающих на нем фирм. Наконец, монополия означает, что на рынке доминирует только один производитель. Условия, близкие к совершенной конкуренции, существуют во многих секторах экономики, где доминирует новый частный бизнес. Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики обычно сильно монополизированы. В монополизированной отрасли эффективны только крупные предприятия. Шансы возникновения монополии существуют только в том случае, если размер создает большие ценовые преимущества.

Высокий уровень монополизации и ее резко негативное влияние на экономику обуславливают необходимость проведения антимонопольной политики в нашей стране. Более того, Россия нуждается в демонополизации, то есть в радикальном сокращении числа секторов экономики, в которых установлена ​​монополия. Основная проблема и в то же время трудность заключается в специфике монополизма, унаследованного от социалистической эпохи: русских монополистов по большей части нельзя демонополизировать путем сокращения. Естественные монополии также представляют собой особую проблему. Антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов играют решающую роль в создании благоприятной конкурентной среды на рынке, правильное поведение которой способствует стабилизации всей экономики в целом.

Большинство рыночных ситуаций в реальном мире являются промежуточными между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Время от времени полезно различать характеристики чисто конкурентного рынка и характеристики других основных рыночных моделей: чистая монополия, монопольная конкуренция и олигополия.

Монополия связана с целой кучей резко негативных последствий для экономики страны: недопроизводство, завышенная цена, неэффективное производство. Клиент монопольной фирмы вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с низким качеством продукции, ее устареванием (замедлением технического прогресса), отсутствием обслуживания и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителей. Еще более опасен тот факт, что монополия полностью блокирует механизмы саморегулирования рынка. С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мер официального и неофициального характера можно добиться того, чего не могут обеспечить факторы, автоматически действующие в условиях свободной конкуренции, которые противодействуют или уравновешивают влияние монополий.