Рыночная власть: понятие и формы проявления

Содержание:

  1. Сущность рыночной власти
  2. Источники и причины рыночной власти
  3. Основные показатели и измерение рыночной власти
  4. Коэффициенты для измерения рыночной власти
  5. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 01.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно соблюдать объём и составлять правильную струткуру курсовой работы по ГОСТ:

 

Объем и структура курсовой работы по ГОСТ

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Ограниченность ресурсов и экономический выбор
Взаимосвязь экономической и военной безопасности России
Маркетинг: необходимость, сущность, основы
Предпринимательская деятельность и её субъекты

Введение:

С развитием рыночных отношений вопрос теоретического объяснения экономических процессов и изменений становится все более актуальным. Успех экономического развития страны во многом зависит от степени развития отдельных рынков и отраслей, их конкурентоспособности и технологического уровня. Одним из ключевых факторов, определяющих состояние промышленного рынка, является рыночная власть компаний, работающих на разных рынках.

Между тем, сила рынка позволяет компаниям накапливать ресурсы для дополнительных инвестиций в производство. Это способствует развитию инноваций и экономическому росту, внедрению прогрессивного развития и техническому прогрессу и, в конечном итоге, повышению благосостояния населения в целом. Сила рынка позволяет компаниям, работающим на определенном промышленном рынке, влиять на других участников рыночных отношений, определяя тем самым дальнейшее направление развития самого рынка. Границы этого влияния определяют степень рыночной власти компании на конкретном рынке. Сила рынка указывает на то, что компания оказывает влияние на рынок, и рынок зависит от воли компании. Такая ситуация может привести к нарушению интересов других участников рынка и, следовательно, может подорвать основу отношений между рыночными формами.

Проблема монопольного положения компании на рынке и несовершенства рынка волновала многих мыслителей, изучавших экономический процесс.

Аристотель упомянул проблему монополии на рынке. А. Смит также рассматривает проблему рыночной монополии и опасности сговора в своей основной работе. Большой интерес представляет изучение К. Марксом избыточной прибавочной стоимости и формы ее проявления - сверхприбылей, а также различий и монопольной ренты.

Экономисты, являющиеся прямым вопросом влияния корпоративного рынка, начали активно участвовать в середине 1950-х годов. Однако в 20 веке интерес к этой проблеме особенно возрос за последние 20 лет. Это связано с растущей ролью транснациональных и глобальных компаний в мировой экономике. Все большее внимание уделяется созданию сильного бренда, что дает дополнительные экономические выгоды. Все это требует дальнейшего изучения вопроса оценки рыночной власти компании, ее характера, ее проявления, величины и степени ее влияния на выполнение функций промышленного рынка.

Отмар Спаннер, один из первых исследователей проблемы рыночной власти, сказал: «Цены определяются не автоматическими механизмами, а действиями определенных организаций даже в условиях законной свободы. Закон объединения предлагается с гораздо меньшей конкуренцией, чем другие организации ", - сказал картель в начале 20 века. В настоящее время оно не потеряло своей актуальности.

Сущность рыночной власти

Влияние структуры рынка на рыночную власть

Существует много аспектов структуры рынка, которые отражаются в различных показателях. Чтобы определить структуру рынка (уровень монопольной власти, свободу компании войти в отрасль, способность влиять на цены), важно определить значение концентрации продавцов на рынке. С высоким барьером для входа в отрасль, концентрация продавца может быть реализована в монопольной власти - способности устанавливать цены, которые обеспечивают достаточно высокие экономические выгоды.

Рынок это:

  1. Место продажи услуг и товаров, заключение торговых сделок.
  2. Экономические отношения, связанные с обменом товарами и услугами, которые приводят к формированию спроса, предложения и цен.

Рассматривая две крайние рыночные структуры совершенной конкуренции и чистой монополии, мы можем приблизиться к определению рыночной власти.

Рыночная власть предоставляет компаниям возможность влиять на цены и увеличивать экономическую прибыль, ограничивая производство и продажи.

Цена, прибыль и количество являются предметом рыночных сил.

Степень рыночной монополии очень полностью определяет уровень рыночной власти отдельной компании. На полностью конкурентном рынке никто в отрасли не обладает рыночной властью, поскольку на уровень цен это не повлияет.

Источники и причины рыночной власти

Рыночная власть в наибольшей степени проявляется в чистой монополии, а природа возникновения чистой монополии является источником и причиной рыночной власти.

Естественно, высокие экономические выгоды, получаемые монополиями, будут привлекать потенциальных производителей этого продукта на рынок. Следовательно, поддержание чистой монополии требует условий, которые мешают новым продавцам конкурировать с монополией. Барьерный вход в промышленность (Barrier Entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на монопольном рынке. Сохранение долгосрочной монополии требует барьеров для входа на рынок. Таким образом, если возможен свободный выход на рынок, предложение увеличится, поскольку экономические выгоды, полученные монополией, привлекают на рынок новых продавцов. Поскольку рынок в конечном итоге становится конкурентоспособным, монопольный контроль над ценой полностью исчезнет.

Рыночная власть: понятие и формы проявления

Основными причинами и источниками рыночной власти являются следующие барьеры для входа в отрасль:

  1. Эффект от масштабного производства. В некоторых отраслях эффективное и дешевое производство с использованием новейших технологий может быть достигнуто за счет массового производства и продаж. Влияние масштабирования можно увидеть в снижении средних или удельных затрат. Таким образом, учитывая определенные требования рынка, достижение низкой стоимости единицы продукции и, следовательно, низкой цены за единицу продукции, зависит от наличия нескольких крупных компаний или только одной. Это возможно в таких отраслях, как сталь, алюминий, газ, нефть и энергетика. Вступить в такую ​​отрасль может только крупный производитель с большим денежным капиталом. Такой капитал трудно получить новым производителям, без которого невозможно получить технологии и оборудование, сопоставимые с существующими крупными компаниями. Следовательно, здесь существуют финансовые барьеры, которые настолько непомерны, насколько это возможно.
  2. Естественная монополия. В этих секторах эффект масштаба производства особенно выражен, а конкуренция трудна или просто невозможна. Государства имеют исключительные привилегии в этих секторах, например, в сфере коммунальных услуг, водоснабжения, газоснабжения и транспорта. В обмен на исключительные права, признанные монопольными, государство оставляет за собой право регулировать монопольную власть в области качества обслуживания и контроля цен.
  3. Административные барьеры: лицензии и патенты. Вход в отрасль может быть ограничен государством, например, путем выдачи лицензий, таких как телекомпании, компании, которые производят крепкие алкогольные напитки, и государственные монополии, которые продают. Выдача патента на изобретение дает изобретателю исключительное право контролировать, от незаконного захвата, продукт или технологию конкурента, который не оплатил трудовые и капитальные затраты на разработку. Патенты также предоставляют изобретателям исключительный статус в течение срока действия патента. Таким образом, управление патентами сыграло значительную роль в создании крупных компаний, таких как Xerox, Polaroid и General Motors. Выгоды от использования патентов могут быть использованы монополиями для финансирования последующих научных и технических разработок и для патентования новых изобретений, тем самым усиливая монополию, полученную благодаря патентам.
  4. Владение важнейшим сырьем. В этом случае режим собственности используется монополиями как средство предотвращения входа потенциальных конкурентов в отрасль. Таким образом, благодаря управлению основным источником бокситов, Алюминиевая компания Америки сохранила свое доминирующее положение в алюминиевой промышленности и управляла сахарной редькой, управляемой Российским сахарным синдикатом, и большинством алмазных рудников в мире. Индустрия, чья компания De Beers of Africa имеет эксклюзивную позицию.

В дополнение к ключевым барьерам, которые могут помешать потенциальным конкурентам войти в отрасль и служить источниками и источниками рыночной власти, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, трудности с получением кредитов и, в конечном итоге, честная конкуренция возможна.

Однако чистые монополии очень редки. Как правило, монопольная власть распределяется между несколькими крупными компаниями (олиполией), или на рынке действует множество малых предприятий, каждая из которых производит свой продукт (монопольная конкуренция).

В этих случаях рыночные силы зависят от следующих факторов:

  1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельных компаний менее устойчив, чем рыночный спрос. Чем больше компаний появятся на рынке, тем более эластичным будет спрос на их продукцию. Из-за присутствия конкурентов отдельные компании не могут существенно повысить цены, не опасаясь потерять часть рынка сбыта.
  2. Количество компаний на рынке. Однако один этот показатель не говорит вам, насколько доминирует рынок. Общая конкурентоспособность рынка оценивается с использованием специальных факторов и показателей, которые характеризуют рыночную монополию.
  3. Корпоративное поведение на рынке. По мере того как фирмы получают большую долю на рынке и придерживаются жесткой конкуренции и стратегий с низкими затратами для подавления конкурентов, в результате цены падают почти до конкурентных уровней, а цены и предельные издержки становятся равными. вы. Монопольная власть, а следовательно, и корпоративный доход, уменьшается. Однако получение высокого дохода очень привлекательно для любой компании. Поэтому компании предпочитают явные или тайные заговоры, или разделение рынка, а не активную конкуренцию.

Основные показатели и измерение рыночной власти

Индикатор рыночной власти

Подход к определению показателей рыночной власти основан на сравнении реального рынка с полностью конкурентным рынком. Пока рынок приближается к идеалу свободной конкуренции, о нем можно судить по действиям компании с точки зрения цены и стоимости. Чем больше цена, установленная компанией, отклоняется от предельных издержек, тем больше рыночная власть у компании и тем более несовершенен рынок.

Большинство индикаторов рыночной власти прямо или косвенно измеряют величину экономической прибыли или разницу между ценой и предельными издержками.

Экономические выгоды - разница между общим доходом и затратами. Это включает в себя затраты на атрибуцию производителя (добавлены в учет, не учтены) и потерянные возможности. Чистая экономическая прибыль рассчитывается как разница между расчетной бухгалтерской и обычной прибылью.

Бухгалтерская прибыль - общая валовая прибыль компании из всех источников, за вычетом платы за ресурсы и краткосрочных процентов по кредитам.

Бухгалтерская прибыль определяется путем определения разницы между общей выручкой и денежной стоимостью, рассчитанной в соответствии с бухгалтерским документом, без учета собственных документально подтвержденных расходов компании.

Обычная прибыль - это уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, связанные с производством конкретного продукта, не были потрачены впустую на другие цели. Превышение нормальной прибыли привлечет дополнительные ресурсы для отрасли и создаст условия для новых компаний, чтобы получить доступ к отрасли. При более низком, чем обычно, уровне прибыли некоторые ресурсы изымаются из отрасли в надежде на более благоприятные возможности для производства других товаров.

Обычная прибыль является важным элементом совершенной конкуренции, и в долгосрочной перспективе вы получите только нормальную прибыль.

Предельная стоимость - дополнительные производственные затраты, необходимые для производства дополнительных производственных единиц.

Есть много показателей, которые характеризуют рыночную власть. Это связано с тем, что, с одной стороны, рыночная власть имеет много проявлений, а с другой стороны, есть разные источники. На определенных рынках в течение определенного периода времени другой индикатор может надлежащим образом отражать силу рынка, тогда как другие индикаторы могут играть вспомогательную роль. Тем не менее, в разное время на разных рынках или на этом рынке, разные показатели могут стоять первыми. Однако в большинстве случаев на рынке невозможно выбрать такой ключевой индикатор, и необходимо использовать несколько индикаторов или систему индикаторов.

В любом случае, независимо от того, является ли это отдельным индикатором или группой индикаторов, они не могут дать четкого ответа на вопрос о существовании рыночной власти компании и степени ее влияния. В любом случае, за самыми очевидными исключениями, окончательный вывод зависит от уровня квалификации эксперта. Разные специалисты с одинаковыми количественными показателями могут обосновывать и делать разные выводы о существовании и степени рыночной власти. Кроме того, разные специалисты, вероятно, будут использовать разные наборы метрик и по-разному рассчитывать значения. В этом случае выводы разных экспертов с меньшей вероятностью согласятся.

Коэффициенты для измерения рыночной власти

В настоящее время основными показателями для оценки рыночной власти компании являются:

  1. Индекс Bain (экономическая маржа).
  2. Индекс учащегося.
  3. Коэффициент Тобина.
  4. Индекс Папандреу.

Индекс Bain показывает экономический доход на доллар, вложенный в акции.

Есть несколько проблем при расчете и использовании индексов Бэйна:

  1. При оценке основных средств и амортизации.
  2. Аналогично стоимости капитала (совершается в течение одного года и может приносить доход за несколько лет) при оценке стоимости нематериальных активов (прежде всего рекламы и НИОКР) с точки зрения воздействия на корпоративное поведение.
  3. Учитывать учет подоходного налога и рисков капитальных вложений.

Индекс учащегося - Оценка степени монопольной власти с использованием этого индекса была предложена в 1934 году экономистом Абалана.

L = (P-MS) / P,

где L является мерой монопольной власти.

P цена.

MS-предельная стоимость.

По мере роста монополии ожидается, что разрыв между ценой продукта и предельными издержками его производства будет увеличиваться. Значения индекса Лернера всегда между 0 и 1. Для полного конфликта это 0.

Цена и предельные издержки связаны друг с другом ценовой эластичностью спроса. Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цен выше предельных издержек, доступных для компаний, работающих на несовершенно конкурентных рынках. Если спрос не является устойчивым, компании могут поднять цены относительно затрат значительно больше, чем условия эластичного спроса. Кроме того, чем менее эластичен спрос, тем легче доминирующей фирме ограничить вхождение в отрасль и в то же время получить экономические выгоды.

Коэффициент Тобина - показатель рыночной власти. Охарактеризуйте относительную оценку состояния компании по рынку относительно собственной внутренней оценки компании.

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость компании (измеряется по рыночной цене акций и облигаций) с альтернативной стоимостью актива.

q = P / C,

где P-рыночная стоимость активов компании.

C - это стоимость замены активов компании, которая соответствует сумме денег, необходимой для приобретения активов компании по текущей цене.

Если фондовый рынок оценивает компанию, а не стоимость обмена активов, то есть P> C (q> 1), это означает, что компания получит дополнительную прибыль. Фактический или ожидаемый уровень прибыли в отрасли выше, чем необходимо для поддержания компании в отрасли.

Согласно многим исследованиям, q-фактор в среднем очень стабилен во времени, и компании с высокими значениями обычно имеют свои собственные факторы производства или производят свои собственные товары. Компании с низким значением q работают в высококонкурентных или регулируемых отраслях.

Индекс монопольной власти Папандреу основан на концепции взаимной эластичности спроса.

Необходимым условием осуществления монопольной власти является слабое влияние цены других компаний на том же рынке на объем продаж конкретной компании.

Однако индикатор взаимной эластичности спроса сам по себе не может служить индикатором монопольной власти. Это значение зависит от двух факторов, которые влияют на монопольную власть. Увеличение числа компаний на рынке и уровня замещения товаров продавца и других компаний на рынке привело к уменьшению взаимозависимостей и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточной устойчивости. Приводит к На полностью конкурентном рынке эластичность спроса на продукцию компании обычно равна нулю. В результате увеличения дифференциации продуктов продукты компании становятся менее совместимыми с продуктами других продавцов, что снижает эластичность спроса. Но, аналогично, если крупный продавец уходит с рынка, на котором работает рассматриваемая компания, зависимость другой компании от ценообразования будет снижена, а эластичность остаточного спроса будет снижена. Из-за чистого определения монополии, продукт компании не должен включать в себя близкие замены. В результате, если доля рынка компании имеет тенденцию к постоянству, то есть, если структура рынка приближается к монополии, эластичность спроса (приближающаяся к рыночному спросу) будет стремиться к нулю.

Кроме того, влияние ценовой политики других компаний на рынке на объем продаж рассматриваемой компании ограничивается ограниченными возможностями другой компании, тем, насколько они на самом деле увеличивают свои продажи, и, таким образом, долей компании на рынке. Зависит от того, что можно уменьшить.

Чтобы преодолеть эту проблему, в 1949 году А. Папандреу предложил так называемый коэффициент проникновения. Это показывает, какой процент продаж компании изменится, когда цена конкурента изменится на 1%.

Организовывая известные источники рыночной власти с определенной степенью условности, их можно разделить на два больших класса, внутренний и внешний. Обратите внимание, что некоторые компании имеют один и тот же источник внутри, а другие - снаружи. Это идентифицирует примеры барьеров входа и выхода, которые разделены на стратегические и нестратегические барьеры. Мы считаем, что внешние источники рыночной власти могут расширить рыночную власть компании, которая напрямую не зависит от деятельности компании. Внутренний источник рыночной власти находится внутри и создается в корпоративной среде.

Заключение

В литературе существуют различные мнения о появлении рыночной власти компаний. Некоторые авторы говорят, что рыночная власть отражается в способности компании устанавливать цену выше предельных издержек. Соавторы Хей и Моррис предлагают немного другой подход и утверждают, что только активные компании имеют рыночную власть. При расчете показателей рыночной власти фирмы учитываются различные конкретные формы проявления. Коэффициент Bain - устойчивая экономическая прибыль фирмы, коэффициент Larner - отклонение цены от предельных издержек, коэффициент Тобина - превышение рыночной стоимости компании над балансовой стоимостью. Коэффициент Папанды - зависимость цены товара от изменения цены другого, отношение цены бренда к стоимости капитала компании. Компания получает дополнительный доход за счет вертикальных ограничений. В этом случае вертикальные ограничения включают в себя поддержание линейных цен, сборов за франшизу, перепродажных цен и количественную фиксацию продаж. Анализ подхода к количественной оценке рыночной власти компании позволил сделать вывод, что в принципе не существует единого показателя существования рыночной власти.