Рыночная экономика

Содержание:

  1. Современная рыночная (товарная) экономика как сочетание конкуренции и монополий
  2. Теоретические модели рынка, рыночной экономики
  3. Американская модель
  4. Немецкая модель
  5. Рыночная инфраструктура и институты
  6. Роль государства в рыночной экономике
  7. Вывод:
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.09.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Научное знание как система, его особенности и структура

Особенности управленческого учета в строительных организациях

Анализ бизнес-процесса

Авторское исследование проблем развития конкретного предприятия с применением методов управленческой экономики

 

Введение:

Современная рыночная экономика представляет собой сложный организм, состоящий из огромного количества различных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне обширной системы правовых норм ведения бизнеса и объединенных единым понятием - рынок.

Наиболее упрощенное определение рынка - это место, где люди, как продавцы, так и покупатели, находят друг друга.

В современной неоклассической экономической литературе чаще всего используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924). "Рынок - это не конкретный рынок, на котором продаются и покупаются предметы, а, как правило, любая область, где сделки между покупателями и продавцами настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". В этом определении критерием для определения рынка является свобода обмена и установления цен.

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия определения рынка выдвинул "тесные" отношения между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок - это любая группа людей, которые вступают в тесные деловые отношения и заключают сделки с любым товаром.

Основным недостатком этих определений является то, что рыночное содержание ограничивается только сферой обмена.

При определении сущности рыночных отношений следует исходить из того, что термин "рынок" имеет двойное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок означает продажу, которая осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он действует как комплексный механизм экономического функционирования, основанный на использовании различных форм собственности, товарно-денежных отношениях и финансово-кредитной системе.

Помимо обращения как такового, к рыночным отношениям относятся:

  • отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, где отношения между двумя субъектами осуществляются на рыночной основе;
  • обменные процессы совместных предприятий с иностранными фирмами;
  • Процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
  • кредитные отношения при предоставлении кредитов под определенный процент;
  • процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, которая включает в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Современная рыночная (товарная) экономика как сочетание конкуренции и монополий

Конкуренция является важнейшим условием существования рыночной экономики. Свободная конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и определяет, что и для кого производить, с учетом потребностей общества. Но в ходе конкуренции слабые неэффективные производители уходят с рынка, а сильнейшие, наиболее производительные остаются и расширяют производство. Постепенно они начинают влиять на рынок, приобретают рыночную власть и возникают монополии. Появление и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, а в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенных технологий. Потребители платят более высокие цены на получаемую ими продукцию, их реальные доходы снижаются, а доходы монополий увеличиваются, но не за счет эффективности производства, а за счет перераспределения доходов через механизм высоких цен. В целом это означает, что конкуренция ограничена, а рыночная система начинает использовать ограниченные ресурсы неэффективно.

Государство проводит антимонопольную политику для поддержки конкуренции. Во многих странах существуют законы о конкуренции и государственные органы для их реализации. В соответствии с этим законодательством государство ограничивает слияния крупных производителей, контролирует долю рынка, контролируемую крупной фирмой. Кроме того, общество влияет на цены на продукцию естественных монополий, которые действуют в сфере производственной инфраструктуры (предприятия водоснабжения, энергетики, газоснабжения, железной дороги и т.д.).

Наличие внешних или побочных эффектов. Внешние эффекты - это затраты или выгоды, которые несут "третьи лица", не участвующие в рыночной сделке. То есть, внешние эффекты оказывают влияние на производителей или потребителей, которые не вовлечены в процесс покупки и продажи продукта.

Например, негативные внешние эффекты (затраты третьих сторон) возникают в результате загрязнения окружающей среды. Предположим, что текстильная фабрика использует речную воду для окрашивания продукции. Потраченная вода сбрасывается в реку. В результате исчезает рыба, загрязняются прилегающие луга, некачественное сено приводит к ухудшению качества молока, дети болеют. Все эти потери и общественные затраты не включаются в цену ткани. Цена ниже фактических затрат. Получается, что рынок формирует цену, которая не отражает реальные затраты на производство товара. Спрос на дешевые ткани растет, и в их производство вовлекаются дополнительные ресурсы. Это провал рынка, который общество нейтрализует посредством государственного регулирования. В этом случае регулирование внешних эффектов включает в себя налоги на загрязнение окружающей среды, установление санитарных норм, контроль за технологией производства.

Проблема производства общественных благ. Большая часть производимых товаров предназначена для личного потребления (частные блага). Их особенность в том, что они не могут быть потреблены другими. Но есть преимущества, которые могут одновременно потреблять многие люди, такие как свет маяка на море, оборона, уличное освещение. Это общественные блага. Что такое неэффективность рынка? Дело в том, что есть потребность в общественных благах, но рынок не формирует платежеспособного спроса и предложения этих благ. Никто не хочет платить за это благо, считая, что может обойтись и без него. Это значит, что никто его не производит. Это так называемая проблема "бесплатного проезда". ("фрирайдер"). Люди могут получать выгоду от общественных благ, не платя за них. Их нельзя исключать из потребления этих благ, и поэтому они обычно не заинтересованы в том, чтобы за них платить. Решая эту проблему, правительство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему государственных закупок. Для этого оно должно получать средства от общества через систему общих и местных налогов. Таким образом, проблема производства общественных благ в условиях рыночной экономики приводит к возникновению государственного предпринимательства, развитию системы государственных закупок, развитию налоговой системы.

Теоретические модели рынка, рыночной экономики

В настоящее время в России создается рыночная модель функционирования всей экономической системы.

Все страны имеют свои подходы, особенности рыночной конъюнктуры.

В то же время, все модели рынка имеют общие черты, которые включают в себя:

  • наличие различных форм собственности;
  • наличие свободных цен на товары и услуги;
  • развитая система свободной конкуренции;
  • Распределение предпринимательской деятельности;
  • детерминированная система государственного регулирования экономики.

Существует семь характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.

Американская модель

Эта модель была названа "либеральной моделью капитализма". Ее характерные особенности заключаются в следующем: "либеральная модель капитализма":

  • малая доля государственной собственности. В конце 70-х годов доля государственной собственности в уставном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США - 10%, в Германии - 18, в Великобритании - 24, во Франции - 34, в Италии - 38%;
  • минимальная регулятивная роль государства в экономике. Как правило, такое вмешательство инициируется экономическим кризисом (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики (60-е годы - борьба с бедностью, рост социальных программ). Кризис 1973 года привел к тому, что президент Никсон уже в 1974 году вынужден был сократить расходы на социальные программы. В начале 1980-х годов Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, отмены ценового регулирования, сокращения аппарата центрального правительства и закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер была модернизирована существующая экономическая модель, в которой возросла роль рынка и снизилась роль правительства;
  • Поддерживает предпринимательство. В 80-е годы малый бизнес ежегодно обеспечивал около 80 процентов новых рабочих мест в США;
  • Там есть резкая разница между богатыми и бедными;
  • большая разница в уровне заработной платы, которая составляет 110-кратный разрыв между руководителем фирмы и работниками;
  • приемлемый уровень жизни для малообеспеченных групп населения.

Японская модель. Формирование современной модели управления происходило в условиях специфического развития. Оставив военные расходы, Япония сконцентрировала все свои ресурсы на "мирных целях" и, прежде всего, на создании экономического потенциала в промышленности. Во многом это было достигнуто за счет свободного приобретения американских и западноевропейских патентов и лицензий, более низких цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизны японской рабочей силы и отсутствия значительных военных расходов.

К основным особенностям японской модели относятся:

  • высокий уровень влияния государства на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малых автомобилей, а с 70-х годов - производство электроники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-х годов избежать глубоких кризисов и обеспечить динамичное экономическое развитие;
  • составление 5-летних планов по укреплению и развитию сил самообороны, которые разрабатывались с 1957 года. В настоящее время завершено составление 8-го пятилетнего плана на 1991-1995 годы. Перед "японским чудом" был разработан 30-летний стратегический план по выводу экономики из кризиса и созданию высокоэффективных производств. В Европе и США, когда 20 лет назад разразился энергетический кризис, были разработаны государственные планы развития энергетики. В их реализации принимали участие фирмы, но общий процесс реализации этих планов проходил под руководством государства с использованием прямых инвестиций, определением налоговой и ценовой политики, политики в области заработной платы;
  • Широкое распространение пожизненной занятости работников на фирмах; объединение их общих интересов; вовлечение работников в процесс управления и принятия решений;
  • Незначительная разница в уровне заработной платы, которая является семнадцатикратной разницей между руководителем фирмы и работниками;
  • социальная ориентация модели. Государство борется с социальным неравенством и контролирует соблюдение социальных прав граждан в случае болезни, безработицы и выхода на пенсию. Обязанности по решению социальных проблем работников в основном возлагаются на корпорации и объединения.

Немецкая модель

По своему социально-экономическому содержанию она близка к японской модели. Главный идеолог социальной рыночной экономики - Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы новой немецкой экономики.

Отличительными особенностями немецкой модели являются:

  • сильное влияние государства на экономику, которое проявляется в основном в решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование;
  • Германия одной из первых ввела принцип таргетирования (планирования) ключевых макроэкономических показателей в начале 70-х годов. Здесь также был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие сотрудников компании в ее собственности;
  • В немецкой модели, как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставляется полная автономия;
  • Как и в японской модели, разница в уровне заработной платы незначительна и составляет разницу в двадцать - три раза между руководителем фирмы и работниками.

Шведская модель. Отличительными особенностями шведской модели являются: социальная ориентация, уменьшение имущественного неравенства, забота о бедных. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция имеет высокий уровень жизни и гражданские права. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. За последние 110 лет (с 1870 по 1980 год) валовой национальный продукт в Швеции ежегодно увеличивался в среднем на 2,5% на душу населения. Характерной чертой шведской модели является низкий уровень безработицы, который с 1945 года до начала 70-х годов составлял всего 2%. В Швеции очень высокий уровень государственного сектора. Например, в 1988 г. общие государственные расходы составляли 62% валового национального продукта. Субсидии домохозяйствам и предприятиям составили более половины этих расходов. В Швеции существует концепция: "Государственный сектор, если он начал расти и достиг определенных размеров, может начать развиваться "самостоятельно", основываясь на собственной внутренней логике механизма принятия политических решений. (Эклунд К. Эффективная экономика - шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 159). Большая часть услуг в Швеции предоставляется государственным сектором и является бесплатной. Государство довольно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

Французская модель. У нее нет ярких черт. Эта модель - середина между американской и немецкой. Во французской модели, регуляторная роль государства высока. Во Франции с 1947 года составляются пятилетние планы - ориентировочные. А. Самуэльсон отметил, что французское "государственное планирование" является замечательным вкладом Франции в государственное планирование. "Такая система оказалась невероятно успешной, если учесть неформальный полувольный характер мер, принимаемых для ее реализации" (Samuelson P. Economics. M.: IHL "Algon", VMIISI, 1992. T. 2. P. 406-407). Французская модель характеризуется значительным масштабом прямой деловой активности государства, широким вмешательством государства в процесс накопления капитала.

Южнокорейская модель. Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе экономического развития позволило Южной Корее за короткий промежуток времени превратиться из отсталой страны в развитую индустриальную страну. В 1962 году, до начала экономических реформ, национальный доход на душу населения составлял 82 доллара в год. В 1988 году он достиг 4,04 тыс. долларов, т.е. за 16 лет вырос почти в 50 раз. Отличительной особенностью южнокорейской модели является очень сильное регулятивное влияние государства на экономическое развитие.

Она включает в себя следующие экономические рычаги:

  • планирование экономического развития. Это делает государственный плановый орган - Совет по экономическому планированию. С 1962 года он разрабатывает пятилетние планы, имеет право утверждать крупные инвестиционные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их финансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер. Переход к ориентировочному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и Всемирного банка. Точно так же была создана мощная металлургическая компания, которая сейчас выплавляет около 20 млн. тонн стали в год, почти столько же на душу населения, сколько было выплавлено в СССР в 1990 году;
  • В Южной Корее государственная монополия в финансово-кредитном секторе существует уже давно. Частные банковские и кредитные организации появились только в первой половине 80-х годов. Такая политика позволила правительству сконцентрировать финансовые и валютные ресурсы в своих руках и эффективно использовать их для развития приоритетных отраслей;
  • Регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта, тем самым поддерживая развитие собственного производства.

Проблема экспорта находилась под особым контролем. Президент ежемесячно проводил совещания по этим вопросам в присутствии крупных экспортеров. Экспортные задачи планировались по отдельным отраслям, которые были поставлены на год по кварталам и месяцам и при необходимости корректировались.

После оживления экономики в предыдущие пять лет (1987-1991) правительство приступило к реализации социальных программ. Были созданы фонды стабилизации цен и созданы новые рабочие места. Снижалась безработица, уровень заработной платы рос на 29% в год. Рост заработной платы был обусловлен только профсоюзной деятельностью. В результате начала расти инфляция. В 1992-1996 гг. в течение следующих пяти лет правительство решило бороться с инфляцией путем повышения подоходного налога и сокращения государственных расходов.

Централизованное использование средне- и долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных задач и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами управления позволило Южной Корее за относительно короткое время преодолеть барьер недостаточного развития и занять достойное место в мировой цивилизации.

Китайская модель. Реформа китайской экономики началась с трансформации сельского хозяйства. Произошел переход от "народных коммун" как основных хозяйствующих субъектов к системе семейных контрактов. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный контракт был завершен к концу 1984 года. Семейный контракт основан на управлении крестьянским хозяйством силами семьи на землях, переданных в пользование на 15-20 лет, а местами на 30 лет. Работы на земле осуществляются с помощью орудий и сельскохозяйственной техники, находящихся в собственности двора или нескольких дворов. Крестьянские дворы отдают часть продукции государству по договорам, часть - в счет налогов, часть - в фонды местных органов власти, а остальную продукцию крестьянские семьи могут использовать по своему усмотрению: сдавать государству по более высоким закупочным ценам, продавать на рынке.

Малые подвальные хозяйства имеют ограниченные возможности для формирования сбережений, использования техники и повышения конкурентоспособности. Учитывая эти обстоятельства, в настоящее время обсуждаются проблемы дальнейшего развития села - на пути объединения крестьян в различные формы кооперации в сфере обращения и производства или концентрации земли в руках сильнейших крестьянских хозяйств с привлечением рабочей силы.

Реформа в городах началась в 1984 году после того, как село было полностью преобразовано в дворцовый контракт. При выборе модели экономического развития Китая китайские ученые разработали "смешанную модель", варианты которой внедрялись в Венгрии с 1968 года, а в Чехословакии - с середины 60-х годов. Суть этой модели заключается в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Его наличие способствует улучшению плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон - государства, предприятия и отдельного работника, оно предполагает плановое управление на макроуровне, рыночное регулирование - на микроуровне и функционирование различных типов рынков, регулируемых государством. В результате был запланирован переход от модели "Централизованной плановой экономики" к модели "Социалистической плановой товарной экономики", суть которой заключается в том, что социалистическое производство является товарным, а взаимодействие между производителями основано на развитии товарно-денежных отношений. В то же время, определяющими положениями являются социальная форма собственности на важнейшие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.

Используя разработанные теоретические положения, XIII Съезд КПК выдвинул принципы, которые легли в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление экономической деятельности предприятий государственного сектора путем разделения собственности и права управления. Это предполагает использование таких форм управления, как заключение договоров подряда с коллективами и физическими лицами, выпуск акций предприятий на безвозмездной основе. Предлагалось активно развивать прямые экономические связи между предприятиями. Большое внимание уделяется созданию системы рынков, в том числе фондовых, рынков услуг, информации, оборудования и технологий. Переход к рыночным методам управления предлагается осуществлять наряду с совершенствованием и укреплением системы макроэкономического регулирования.

Экономические реформы привели к развитию промышленности в сельской местности. За последнее десятилетие там было создано около 80 млн. рабочих мест.

В промышленности в результате экономических преобразований возник новый экономический механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов управления. В то же время ведущую роль по-прежнему играют социальные формы собственности. Об этом свидетельствуют следующие данные: на долю государственного сектора приходится 56% промышленного производства, на коллективные предприятия - 36%, на частные предприятия - 5%. Новый механизм дал предприятиям возможность покупать, производить и продавать свою продукцию вне плана. В результате доля сверхплановой продукции резко возросла. Предприятия получили возможность продавать свою сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20% выше установленных правительством. Все это способствовало восстановлению экономики и обеспечило самый высокий в мире рост промышленного производства за последние годы.

Рыночная инфраструктура и институты

Инфраструктура рынка - совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, которые обслуживают рынок и обеспечивают нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

  • облегчает участникам рынка покупку или продажу товаров;
  • повышает эффективность и оперативность работы игроков рынка;
  • организует регистрацию рыночных отношений;
  • облегчает экономический и правовой контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и трудового.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, фирмами-посредниками необменного характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование трудовой миграции и др.

Таким образом, основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.

Кроме того, успешное функционирование рынка невозможно без рекламных, информационных и консалтинговых услуг, а также без контрольно-ревизионных учреждений.

Реклама (от лат. reclamo - крик) - это распространение информации о товарах или услугах с целью повышения спроса на них.

Для информации. Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме коммерческие сообщения писали на деревянных, медных или костяных досках и громко читали городские глашатаи. В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкуренции. С середины 70-х годов утвердилась рекламная индустрия с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как часть маркетинга.

Информация (от лат. information - пояснение) - информация, используемая для анализа и прогнозирования состояния рынка. Любой компании необходима информация о спросе и предложении, уровне прибыли, где можно продать дороже и дешевле купить. На основе этой информации фирма разрабатывает стратегию своего поведения.

Современный этап развития рыночной инфраструктуры характеризуется переходом от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.

Консалтинг - управленческий консалтинг, предоставляемый специализированными фирмами на коммерческой основе. Услуги предоставляются по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и др. Также предоставляются юридические услуги. Фирмы широко используют консалтинг, так как оплата за такие консультации обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.

Аудиторские организации (аудитор) - организации, осуществляющие комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью оценки возможностей его деятельности. Аудиторские компании, как правило, получают специальные полномочия от государственных органов, осуществляющих надзор за деятельностью акционерных обществ.

Таким образом, рыночная инфраструктура генерируется самими рыночными отношениями. Она призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и придать им цивилизованный характер.

Роль государства в рыночной экономике

Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их взаимоотношения между собой. По отношению к другим субъектам государство имеет определенный статус, что позволяет ему занимать особое место среди экономических агентов.

В данном случае имеются в виду следующие отличительные особенности:

  • Прежде всего, это суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вне ее. Точнее, государство имеет самую высокую и неограниченную власть на своей территории, поэтому оно является единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех остальных субъектов.
  • Во-вторых, это монопольное право издавать законы и правовые акты, обязательные для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур.
  • В-третьих, это монопольное право взимать налоги и сборы с населения и предпринимательского сектора. Эта особенность позволяет сделать вывод о "нерыночном" происхождении государственных доходов. Как известно, доходом будет являться рыночный доход, если он создается и увеличивается за счет участия субъекта в производстве, хозяйственном управлении, доходов от средств, вложенных в банки и другие финансовые институты, акций, других ценных бумаг и т.д. Если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доходы государства возникают в результате неэкономических действий - как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства.
  • В-четвертых, государство - регулирующий орган.

Роль государства в рыночной экономике является основной проблемой экономической теории, которая обусловлена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений масштаба и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальные меры и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления его деятельности.

Можно выделить следующие функции:

  • легально;
  • репродуктивный и технологический;
  • защита конкуренции;
  • стабилизирую;
  • прогностический;
  • регулирующий.

Правовая функция - это своего рода институт общественной жизни, призванный регулировать важнейшие отношения между хозяйствующими субъектами, которые нуждаются в государственной защите. Она касается регистрации статуса хозяйствующего субъекта, установления норм и правил управления, формирования организационной структуры управления, регулирования имущественных отношений, уточнения правил создания и ликвидации предприятий и т.д.

Функция воспроизведения определяет нормальный ход процесса воспроизведения. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворения людей материальными и духовными благами, а также условий для образования, воспитания и жизни. Две подфункции здесь заслуживают того, чтобы считаться независимыми: перераспределение доходов и ресурсов. Особая важность этих вопросов обусловлена тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их решить и, следовательно, существует необходимость их государственного регулирования.

Функция защиты конкуренции. Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определяет ее как конкуренцию субъектов хозяйствования, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулировать производство товаров, необходимых потребителю. Абсолютно противоположным является монополия, под которой понимается ситуация, когда количество продавцов становится бесконечно малым, что позволяет им влиять на объемы производства и, соответственно, на цену. Согласно кривой спроса на свою продукцию, монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к уменьшению первого и росту второго. В результате ресурсы распределяются таким образом, чтобы отвечать интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что приводит к нерациональному распределению ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги. Прежде всего, необходимо тщательно изучить рынки, рассчитать коэффициенты концентрации для них и на этой основе выявить конкурентоспособные и монополизированные отрасли. Следует отметить, что государство должно дифференцированно подходить к монополиям. Дело в том, что в данном случае речь идет о сохранении зоны естественной монополии в экономике, в то время как по отношению к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

Стабилизационная функция - это деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и ценовой стабильности. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объемов производства необходимо увеличить общие затраты, которые рыночная экономика не в состоянии обеспечить. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Чтобы достичь полной занятости, правительство должно увеличить общие затраты. Это возможно за счет увеличения собственных общих расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снизить налоговые ставки. В случае инфляционной экономики правительство имеет диаметрально противоположную цель - сокращение расходов. Это достигается за счет сокращения государственных закупок и повышения налогов на частный сектор.

Прогнозная функция. Определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые разрабатываются на основе прогнозирования экономического развития; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночной экономики, обеспечения занятости и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает настройку гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными и экономическими структурами общества.

Регулирующая функция представляет собой наиболее обширную и многогранную деятельность государства.

В то же время, правительство преследует такие цели:

  • минимизация негативных последствий функционирования рыночной экономики
  • создание правовых, финансовых и социальных основ функционирования рынка
  • социальная защита.

Для достижения этих целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированную экономику, для чего использует монетарные, ценовые и налоговые инструменты.

Вывод:

В заключение можно отметить некоторые тенденции коррекции указанных недостатков рыночной экономики. Среди них выделяется функция государственного регулирования экономики и структурные изменения в формах предпринимательской деятельности. Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, прежде всего, насыщенностью товаров массового производства, жесткой ориентацией на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, она характеризуется гибким, адаптивным производством, способным удовлетворить самые сложные запросы потребителей. В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему является основным стимулом для предпринимательства, фирмы заинтересованы в: расширении рынка, модификации продукции, повышении качества и снижении затрат для поддержания конкурентоспособности. В-четвертых, меняются формы предпринимательской деятельности, малый бизнес стал значительной экономической силой наряду с корпорациями, государством и профсоюзами. В последнее время корпорации идут на разделение, создание субфирм, которые функционируют достаточно самостоятельно и быстро реагируют на меняющуюся рыночную ситуацию. В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как за счет углубления разделения труда, повышения информированности всех хозяйствующих субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и за счет принимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции. В-шестых, в современной рыночной экономике идет процесс формирования нового типа трудовых отношений, который подразумевает участие работников в управлении и собственности фирмы.

Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования стихийные регуляторы неизбежно вступают в силу. Государственное регулирование осуществляется через законодательство, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе постановлений правительства. И мы делаем вывод: там, где государство не управляет, правит мафия, рэкет, олигархи и коррумпированные чиновники.

Мы понимали многогранные функции рыночной экономики как системы, ее сущность и принципы.

Как единая экономическая система, рыночная экономика развивается по единым законам для всех стран. Их универсальность определяет общую природу рыночной экономики, которая проявляется не только в общности предпосылок, но и в ее функциях и механизмах на всех стадиях развития. В то же время, в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны, эти общие закономерности реализуются в различных "страновых" моделях рыночной экономики. Совокупность регуляторных функций, выполняемых рынком, превращает рыночную экономику в саморегулирующуюся, саморегулирующуюся систему. Этой системе присуща способность автоматически "увязывать" частные и общественные интересы. Это придает ей необходимую гибкость и динамизм. С точки зрения истории бизнеса, рыночная экономика - это экономическая система, управляемая и регулируемая механизмом спонтанных рыночных операций в адекватной институциональной среде и доминированием соответствующих институтов.

Таким образом, приведенный выше анализ позволяет говорить о непрерывном развитии рыночной экономики реальных стран в направлении сглаживания некоторых противоречий, что, однако, не мешает возникновению новых.