Рождение литературы и искусства, философии и теоретического и политического мышления в Древней Греции

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 20.01.2018

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Минойская и крито-микенская культуры
Общий обзор и периодизация культуры Древней Греции: на пути от Мифа к Логосу
Древнегреческий полис как фактор европейской истории культуры
Древнегреческий театр – свидетельство пробужденного сознания


Введение:

В Греции в архаичный период, по мнению исследователей, были записаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, которые существовали ранее в устной форме.

Литературное творчество, письменное народное искусство и историография появляются. В архитектуре преобладают колонны дорического и ионического орденов, изделия из керамики, каменные скульптуры. На них изображены в основном реальные люди, герои, боги в облике людей. Доминирует голый молодой мужчина и одетая женщина. Ремесла и сельскохозяйственное производство и военные дела развиваются. В VIII-VI веках до нашей эры была создана реальная основа для расцвета древнегреческой культуры.

Быстро развивалось искусство: архитектура, скульптура, поэзия и проза, театр, музыка. Творения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана были широко известны. Афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей, а театр в городе Эфес - 60 тысяч. Человек в древнегреческом искусстве предстает как независимый активный человек с явными акцентами героизма и возвышения. Он способен на творчество, и боги помогают ему в этом. Свободная конкуренция в видах искусства и физического воспитания связана с постоянно сопутствующим вооруженным насилием. Их сравнение подтвердило уважение к порядку и добродетелям, закону и сформировало неприятие деспотизма и тирании.

Жизнь в городе-полисе воспринималась не только как необходимое и лучшее средство, но и как противодействие хаосу и грубости (варварству). Например, известно, что только Аристотель описал 158 греческих политик. Пантеон богов достиг более 3 тысяч.

Была создана уникальная для того времени библиотека. По разным данным, оно насчитывало от 100 до 700 тысяч рукописных книг и других письменных источников. Книжное знание предназначалось не только для богатых греков, но и для дня развития духовной культуры, совершенствования производства, торговли, обращения с людьми и других целей. Библиотека существует более 250 лет. Затем его часть сгорела в 47 г. до н.э., часть была уничтожена завоевателями в 391 г. н.э., а остатки - в 7-8 вв.

Искусство Древней Греции архаического и классического периодов

Древнегреческая мифология делится на докессалийскую (предолимпийскую), фессалийскую (олимпийскую) и диосийскую. Предфессалийская мифология сочетает в себе самые древние мифы и в основном является тератологией, то есть сочетанием легенд о монстрах: циклопах, сторуких геконхейрах, о собаке Цербер - хранителе царства мертвых, о гидре Лерне, Немейскомлеве, и т.д. Фессалия (или олимпийская) мифология содержит легенды о богах. Местом пребывания была гора Олимп - в Фессалии. Во главе этого войска богов, который был официальным пантеоном древней Греции, был Зевс Громовержец.

Представления о богах сделали возможным мифологический опыт древних греков. Для мифологического сознания функции богов примерно соответствуют функциям причинных законов в контексте науки и качествам, определяемым на основе этих законов. Под мифологическими качествами понимаются отдельные индивидуумы, которые не допускают деления на сферы идеального и реального. То, что, по нашему мнению, относится к идеалу (порядок, мудрость, мера, справедливость и т.д.), для мифического сознания предстает как персонифицированная сущность - Бог. Каждый из богов отвечает только за то, что соответствует его сущности. Гелиос направляет движение солнца. Афина отвечает за практическую мудрость и справедливое суждение, Аполлон - за пророческое видение и музыкальные навыки. Такие характеристики богов мифологические качества.

Поэтому боги в смысле прототипов и процветания составляли краеугольные камни мировоззрения древних греков, а сам мир воспринимался через призму специфических божественных свойств - сфер компетенции богов. Каждое мифологическое качество разворачивалось как история того или иного бога. Эта история понималась как священное время, которое не линейно, а циклично, поскольку в нем происходит одно и то же повторяющееся событие (смена времен года, рождение дня и ночи и т.д.).

Во всех греческих мифах существует различие между священным, вечным миром богов и миром смертных. Мир смертных, в отличие от мира бессмертных, отличается именно тем, что ничто в нем не подлежит повторению, но все движется и изменяется или исчезает полностью без следа. В этом мире прошлое, настоящее и будущее строго разделены: прошлое необратимо, будущее неизвестно, настоящее - неуловимый момент. Священный колодец, наоборот, сам по себе снова и снова возвращается обратно. Это делается в основном во время религиозных праздников. Такие праздники - это не просто подражания, представления о событиях святого времени, это культовые события, в которых прошлое воспроизводится в настоящем, в самой реальной форме.

Большую роль в жизни Греции сыграли священники храма Аполлона в Дельфах, где находился главный греческий оракул. С ним связались за советом по всем критическим вопросам. Однако дельфийские священники, обладая большой властью, сами не входили во властные структуры греческих городов-государств и не регулировали социальные и культурные нормы, а отвечали исключительно за религиозные дела. Поэтому религиозная жизнь в Греции отличалась определенной свободой. Гомерский эпос стал сгустком культурной самобытности греков, а канонические священные тексты отсутствовали. Стихи Гомера рассматривались прежде всего как «жизненный гид». В греческой культуре укоренились идеи божественности поэзии, и широко использовались легенды о поэтах, чья работа была связана с божественным наплывом.

С 7-го века до нашей эры. вместо эпических поэм, излагающих мифологию, с присущим им объективизмом действия и слабым развитием отдельных персонажей, появляется более индивидуалистическая и анархистская лирика. Известна даже точная, хотя и несколько произвольная, дата рождения древней лирики: 6 апреля 648 г. до н.э. было солнечное затмение, описанное лирическим поэтом Архилохом (2-я половина н.э.). Конечно, была более древняя лирическая поэзия - лирическая песня. Имена древних лирических певцов также известны. Это Орфей, Филаммон, Лин, которые превзошли самого Гомера как по старшинству, так и по искусству. Тем не менее, все эти имена, скорее всего, являются вымышленными.

Лирические настроения этой эпохи были ограничены либо описанием физических условий человека, либо описанием борьбы аристократии против демократии или войн греческих городов с деспотами Востока. Лирическая поэзия отразила достигнутый уровень индивидуальной свободы, выход из кланового сообщества, сопровождавшийся проявлениями индивидуализма и анархизма.

Например, если для героя Гомера бросить щит на поле битвы означало нанести беспрецедентный стыд самому себе, то Архилох, который неоднократно видел, как солдаты бросают щиты, в своей поэзии выступает за спасение жизни ценой щита и чести. Индивидуалистические мотивы также характерны для лирики Мимнерма из Колофона (VII век до н.э.), для лирики VI века до н.э. - Анакреонта (1-я половина I в. до н.э.), Сапфо (ок. 610 - 580 гг. до н.э.), Алкея (конец VII - 1-я половина 1 в. до н.э.).

Была разработана в Греции и хоровая лирика, сочетающая поэзию, музыку и танцы. Из музыкальных инструментов использовалась лира и ее более совершенная версия, кифара. Был духовой инструмент avlos, иногда ошибочно называемый флейтой. Видимо, греки не знали ни полифонии, ни гармонии в нашем понимании. Музыкальные инструменты обычно использовались для сопровождения пения. Видные хоровые песни были Алькман (седьмой век), Стесихор из Гимеры (граница 7 - 6 - й века), Симонид из Кеосса (557/6 - 468), Пиндар из Фив (с 518. - 442 или 438 г. до н.э.).

В классический период произошел конфликт с официальными олимпийскими богами из культа Диониса, бога виноделия, олицетворяющего порождающие силы природы. Поклонение этому культу было оргиастическим (от греческого оргии - ритуал, ритуал, священное действие) и поразило воображение древнегреческого.

Культ Диониса стал источником трагедии. Я пел дифирамб (буквально «песня топора» - церемониальная хоровая песня, сопровождающая жертвоприношение), постепенно становясь актером и хором - основой греческой трагедии.

Другая форма культа Диониса была представлена Мистериями, в которых принимали участие только посвященные. Самыми древними были Элевсинские мистерии, возникшие на основе культа богини земледелия и плодородия Деметры. Человек, посвященный в Элевсинские таинства, как бы переживал судьбу дочери Деметры Коры, похищенной Аидом. Он присоединился к страданиям Коры, и на стадии, соответствующей возвращению богини, он также «воскрес» и коснулся вечной «блаженной» жизни. Главным в Мистериях был непосредственный опыт «потустороннего» божественного опыта, который давал надежду на его повторение в посмертном существовании души. Идея «божественного» происхождения души, ее «падения» и возвращения в прежнее «небесное» состояние стала основой довольно гармоничного орфического учения, возникшего в VI веке до н.э.

Первым афинским трагедием считается Феспид, который в Великий Дионисий (534 г. до н.э.) устроил свою трагедию, используя вместе с хором актера-чтеца.

Сюжеты для трагедий были взяты из греческой истории и мифологии, которые были преломлены и истолкованы в духе Диониса - бога героев. Решающим в рождении трагедии стало установление афинским тираном Писистратом национального праздника Великого Дионисия, благодаря которому народный культ Диониса начал опираться на поддержку властей.

Эсхил (ок. 525 - 456 до н.э.), прославивший победы греков на Марафоне, Саламине и Плато, первым стал известным трагиком мировой литературы и старейшим из классических греческих трагедий. Он создал 70 трагедий, в которых монументальность сочеталась с патетикой. Наиболее известны трагедии Эсхила «Персы», «Семь против Фив», «Орестея», «Связанный Прометей».

Другой великий греческий трагик Софокл (ок. 466-406 до н.э.) создал 120 трагедий, в том числе Аякс, Антигона, Царь Эдип, Эдип Колонский.

Самым молодым из классических трагиков был Еврипид (ок. 480 - 406 до н.э.). Среди его трагедий - Алкестида, Медея, Ипполит, Гекуб и другие.

Эсхил все еще думал полностью в религиозных терминах. Границы истины справедливости, благословения очерчены в его трагедиях богами, вознаграждая за добро и наказывая за зло. Неизбежный закон справедливого возмездия проявляется в судьбах почти всех героев Эсхила.

Если Эсхил обладает волей богов, то Софокл обладает всемогуществом, и ее этический смысл скрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла заключается в драматическом противостоянии человека и неизбежного рока, судьбы. Пытаясь предотвратить исполнение гадания, человек обрекает себя на неизбежное возмездие. Самым известным развитием этой темы является трагедия Царя Эдипа.

Еврипид в своей работе достиг уже прямого божества. Боги по его образу жестоки и частичны, но даже не боги, а безудержные вспышки человеческой души определяют судьбы людей, ввергая их от одного страдания к другому.

Целью трагедии было добиться катарсиса души - очищения страстей через стимулирование сострадания к героям. Обычно они давали три трагедии подряд, затем была «Драма Сатара» - еще один инсценированный эпизод из мифологии, но в освещенном забавном свете, который позволил зрителям снять напряжение от трагедий. Трагические сюжеты были взяты в основном из мифологии, хотя были исключения - «Персы» Эсхила, «Завоевание Милета» Фриниха.

Помимо трагедии была комедия. Среди наиболее известных комиков - Евполид (ок. 445 - 411 до н.э.), Кратет (расцвет творчества в 450 - 423 гг. до н.э.), Аристофан (ок. 445 - ок. 386 г. до н.э.). Только комедии Аристофана дошли до наших дней полностью.

Греческие трагедии и комедии сильно отличались от современной драмы. Хор в трагедии сыграл не меньшую роль, чем актеры, что приближает греческую трагедию к нынешней опере или оратории. Монологи из сотен стихов фактически уничтожили всю логику и динамизм жизни. Символы были монолитными и монохромными. Проклятие, обычно обремененное героями, лишило трагедию подлинной драмы. Судьба, руководящая действиями героев, во многом напоминала слепой случай. Развязка принадлежала богам.

Тем не менее, нельзя преуменьшать значение греческой трагедии на том основании, что в ней нет психологии. И мысли, и чувства, и переживания в этой трагедии передавались в особой пластической интерпретации. Пластика, как стиль греческой культуры, подчеркивала скульптурные интуиции, скульптурный мир. Пластическое скульптурное мировоззрение отличало всю греческую культуру в целом, но наиболее заметно воплощалось в скульптуре и архитектуре.

Греческие скульпторы архаичного периода в основном изображали победителей спортивных состязаний. Это так называемые курос (скульптурное изображение юных фигур) и кора (скульптурное изображение девичьих фигур). Статуи архаичного периода характеризовались условностью. Хотя скульпторы добились точности деталей, они не смогли придать статуям гармонию и целостность, что выражалось, например, в «архаичной улыбке» - застывшей гримасе куросов и коров.

В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, который получил название «суровый». Создатели этого стиля известны нам только по имени: Калм, Главкиад из Эгины, Агелад из Аргоса, Пифагор из Регии. Идеал человека в классическую эпоху был воплощен великими Фидиями (начало V в. до н.э. - 432 - 431 гг. до н.э.) в больших культовых статуях Афины Парфеносской, выложенных золотом и слоновой костью, а также Зевса Олимпа. Второй классикой греческой скульптуры был Мирон (середина 5 века до н.э.). Его «Бал для обсуждения», изображающий спортивную фигуру при всех физических нагрузках, показывает расстояние, которое отделяет классическую греческую скульптуру от архаичных куросов и коры.

Третьим великим скульптором был Поликлет (вторая половина V в. до н.э.) из Аргоса. Он установил канон, то есть определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Этот канон доминировал в греческом искусстве более ста лет, ориентируя скульпторов на идеал могучего величия, силы и достоинства изображенной фигуры, на гармонию и равновесие. Однако уже в конце классической эпохи, в IV в. до н.э., скульптура с плавными, гибкими, изящными линиями и тонкими лицами была более популярной. Это было ясно проявлено в работе Praxiteles (ок. 390 - ок. 330 г. до н.э.). Его «Афродита Книдская» стала прообразом многих более поздних изображений богини любви.

Несколько иной была работа Скопаса (IV век до н.э.). Од создал патетический стиль. Под его влиянием оказался Лечар (середина 4-го века до нашей эры), которому приписывают создание бронзового оригинала знаменитой скульптуры Аполлона Бельведера, известного своей мраморной римской копией.

Великим скульптором 4 века до нашей эры был также Лисипп (2-я половина. IV век до н.э.). Он не только оставил потомкам красивый бюст Александра Македонского, но и разработал новый пластиковый канон с более легкими и более объемными пропорциями.

Основные достижения греческой архитектуры связаны со строительством храмов. Светские здания были очень хрупкими и скромными. Предположительно в VIII в. до н.э. Были выявлены две пропорциональные системы зданий, два порядка: дорический и ионический. Дорический орден отражал стремление к монументальности, к совершенству пропорций. Ионический орден характеризовался великой грацией и причудливыми линиями.

Древнегреческое искусство

История греческого изобразительного искусства обычно делится на два больших периода: искусство ранней классики или строгого стиля и искусство высокой или развитой классики. Искусство ранней классики. Искусство этой эпохи освещается идеями освободительной борьбы против персов и триумфа полиса. Героический характер и повышенное внимание к гражданину-человеку, который создал мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличается искусством ранней классики. Искусство освобождается от жестких рамок, которые связывали его в эпоху архаики, это время поиска нового и, вследствие этого, интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнообразных произведений. Два типа фигур, которые преобладали в скульптуре - курос и кора - заменяются гораздо большим разнообразием типов. Скульптуры стремятся передать сложные движения человеческого тела. Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождаются принципиально новые вещи - урбанизм. Две его основные характеристики характеризуют его схему: регулярность плана города, при котором улицы пересекаются под прямым углом, создание системы прямоугольных кварталов и зонирование, то есть четкое распределение различных функциональных зон города. Эволюция живописи в основном шла в том же направлении, что и скульптура. Согласно древним авторам, Афинский Аполлодор обнаружен в конце пятого века. Эффект Кьяроскуро, т.е. положил начало живописи в современном понимании этого слова. Паррасий стремился передать средства рисования умственных движений. В вазе второй половины пятого века. Все больше места занимают повседневные сцены.

Этапы развития философии в Греции

Несмотря на наличие различных специальных знаний в Элладе в дофилософские времена, древнегреческая наука возникает одновременно с философией. Однако древняя традиция единодушна в том, что первые древние философы прошли предварительную подготовку в Египте и частично в Вавилонии, где они узнали о достижениях ближневосточной пронауки. Согласно известному мифу, сама Европа является финикийцем, похищенным Зевсом. Европейский брат Кадм, оказавшись в Греции в поисках сестры, не только основал Фивы, но и принес финикийский алфавит грекам.

Уже первые древние философы начали превращать афроазиатскую вычислительную математику в дедуктивную науку. Исходя из этого, возникновение античной философии стало возможным как рационализированное мировоззрение, стремясь к существенной основе вселенной. Философия в Элладе рождается как стихийный материализм, как естественная философия или физиофилософия на основе собственной философской и ближневосточной научной предфилософии в условиях антиаристократической социальной революции.

Древняя западная, древняя, сначала только греческая, а затем римская философия существовала более тысячелетия (с 6-го века до нашей эры до 6-го века нашей эры). За это время он прошел, как и вся древняя культура, порочный круг от поколения к цветению, а через него - к упадку и смерти. 

В соответствии с этим история древней философии делится на четыре периода:

  • происхождение и формирование (6 век до н.э. ); 
  • зрелость и процветание (5 - 4 века до нашей эры );
  • закат - это греческая философия эллинистической эпохи и латинская философия периода Римской республики (3 - 1 века до нашей эры);
  • период упадка и смерть в эпоху Римской империи (1-5 вв. н.э.).

Несмотря на разнообразие философских школ и традиций, в этот период можно выделить некоторые объединяющие черты. Древняя философия синкретична, что означает, что она характеризуется большей сплоченностью, недифференцированностью проблем, чем в последующей философии. В современной философии тщательное деление мира осуществляется, например, на мир природы и мир человека. Каждый из этих миров характеризуется своим расчленением. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него только мужчина может быть хорошим. Древний философ, как правило, распространял этические категории по всему космосу. Древняя философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, включая человеческий мир. Такое универсальное покрытие не всегда характерно для современной философии. Древняя философия многого достигла на концептуальном уровне - концепция идей Платона, концепция формы Аристотеля, концепция значения среди стоиков. Однако она вряд ли знает законы науки.

Этическое учение древности - это прежде всего этика добродетелей, а не этика долга или ценностей. Древняя философия действительно функциональна, а это значит, что она призвана помочь людям в их жизни.

Антифилософская дофилософская мифология существовала в трех разновидностях: гомеровской, гесиодианской и орфической. Этот период характеризуется мифологическим подходом к мировому порядку и мировоззрению. В орфиках господствует мистический подход к пониманию мира.

Следующим этапом в развитии античной философии является ионическая философия. Если мы примем, что древняя философия является плодом древнегреческого мифологического мировоззрения и ближневосточной научной предфилософии, то сам факт появления философии в Ионии неудивителен. Иония - это авангард эгейского мира. Он был расположен на западном побережье полуострова Малая Азия и состоял из двенадцати независимых политик (Милет, Эфес и т.д.). Иония - родина эпической поэзии и лирики. Ионийцы были первыми логографами, то есть «пишущими словами» (подразумеваемыми прозой) и первыми историками. Среди них Кадм из Милета, автор книги «Основание Милета», географ Гекатей из Милета с его «Описание Земли», историк Геродот.

Ионийская философия была представлена ​​главным образом милетской школой и одиноким философом Гераклитом. Ионическая философия в целом стихийно материалистична и наивно диалектична, что не исключает наличия в ней элементов идеализма. Ионическая философия - это протофилософия. Для него также характерно отсутствие поляризации по материализму и идеализму, что объясняет спонтанность его материализма и его сосуществование с зачатками идеализма, наличие множества образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие философской терминологии. Собственно и аллегория, связанная с этим, представляет физические процессы в контексте моральных вопросов, что говорит о том, что древняя философия в определенной степени рождалась как этика.

Представителями милезийской школы были естествоиспытатели Фалес (640-546), Анаксимандр (610-547), Анаксимен (575-528), которые также интересовались глубоко философскими вопросами. Они были озадачены поиском единого основания и началом существования: «Из чего все это?» Фалес увидел его в воде, Анаксимандра в апейроне, Анаксимена в воздухе.

Таким образом, милетские мудрецы, все еще отягощенные мифологическими взглядами, пытались выйти за пределы прямой видимости и дать естественное объяснение мира. Эту линию греческой философии продолжает Гераклит Эфесский (540-480 до н.э.). Он также пытается для множества явлений, которые постоянно меняются и исчезают, изолировать основу существования и рассматривает огонь как таковой - материальный и, прежде всего, изменяющийся от природных элементов.

Гераклита также интересует еще одна проблема - состояние мира: как оно существует? «Все, что существует, - отвечает философ, - течет (движется), и ничто не остается на месте». Чтобы описать вечную изменчивость, динамизм мира, Гераклит использует образы «огня», которые дают представление о ритмической природе мирового процесса, а реки - неукротимого потока, в который вы не можете войти дважды. Идя дальше в своих рассуждениях, он поднимает вопрос о причине изменения и называет это борьбой противоборствующих сил: холодной и горячей, мокрой и сухой и т.д.

В конце 6 в. до н.э. центр зарождающейся европейской философии перемещается с Дальнего Востока Эгейского мира на Дальний Запад от Ионии до «Великой Греции» (как римляне называли эту часть греческого мира) или «Великих Эллад» (как греки называли это). Итальянская философия (Аристотель) стала еще одним шагом в развитии древней философии после ионийской философии. Итальянский пифагорейский союз, элеатская школа и Эмпедокл принадлежали итальянской философии.

Пифагор (570-497 гг. до н.э.) создает собственную школу и обосновывает математический подход к познанию реальности, объяснение которого исходит не от природы, а от числа - математического начала. Он рассматривает космос как упорядоченное гармоничное целое, выраженное в цифрах. «Число владеет вещами», «число является основой существования», «наилучшие числовые отношения - это гармония и порядок» - таковы основные суждения Пифагора и его учеников, которые излагают учение о числовом строении вселенной. От пифагорейцев философия силой разума превращает миф в теоретические конструкции и превращает образы в понятия. Наблюдается тенденция к освобождению философии от мифологии и формированию рационально-концептуального мировоззрения.

Элеонской школе удалось еще больше перейти от фигуративно-мифологического мировоззрения к философско-теоретическому, представителями которого были Ксенофан (570-548 гг. до н.э.), Парменид (520-440 гг. до н.э.), Зенон (490-430 гг. до н.э.). Как и их предшественники, предметом обсуждения стала проблема сущности мира и путей его существования. Сила разума, согласно Пармениду, заключалась в том, что с его помощью можно переходить от бесконечного числа фактов к какой-то их внутренней основе, от изменчивости к стабильности при условии соблюдения определенных правил, например, закона, запрещающего противоречия. Только так можно раскрыть основание мира, отвлекаясь от его разнообразия, чтобы выделить общее, присущее ему и всем вещам, и увидеть неизменное за изменяющимся миром. Парменид считает, что таково бытие. Следуя закону противоречия, он приходит к выводу: «Бытие есть, нет небытия». Бытие наделено такими качествами, как неделимость, неподвижность, совершенство, безвременье, вечность.

Заслуга Парменида и элеанской школы огромна. Концепция существования как фундаментальной философской категории была выделена и тем самым заложила основу для важнейшей отрасли философии - онтологии. Также была обозначена проблема постоянных и меняющихся в мире и предпочтение было отдано устойчивым отношениям.

Вершиной философской мысли досократовского периода была идея древнего атомизма, которая была разработана в философии Демокрита (460-370 до н.э.). В своих рассуждениях он пытается разрешить противоречие, к которому пришла школа Элейн, - противоречие между чувственно воспринимаемой картиной мира и его умозрительным пониманием.

В отличие от Парменида, Демокрит допускает небытие, которое «существует не меньше, чем бытие». Под этим он подразумевает пустоту. В то же время, существо понимается как совокупность мельчайших частиц, которые взаимодействуют друг с другом, вступают в различные отношения, движутся в пустоте. Таким образом, учение о двух состояниях мира: атомах и пустоте, бытии и небытии, противопоставляется неподвижному существу элеатов, а бытие делимо. Атомы - это самые маленькие, неделимые, неизменные и непроницаемые, абсолютно плотные, бесконечные по количеству тельца, которые, отличаясь друг от друга по размеру, форме и положению, сталкиваясь и переплетаясь, образуют тела.

Классический период - это период расцвета древнегреческого общества и его культуры с полис-демократией, который открыл большие возможности для улучшения личности, давая свободному греку право участвовать в управлении государственными делами и, следовательно, принимать независимые решения и в то же время требуют ответственности и мудрости. Человек осознавал себя как суверенного человека. Проблема человека, его познавательных и деятельностных возможностей и места в обществе встала остро.

В философии признается необходимость понимания этих проблем. И первыми являются софисты - древние просветители и учителя мудрости. Перед лицом софистов философское мировоззрение древней Греции ставит человека в центр исследований мировоззрения. Софисты распространяют свой релятивизм на религиозные догмы. В целом, релятивизм имеет одну положительную черту - это антидогматично. В этом смысле софисты сыграли особенно большую роль в Элладе. Там, где они появились, догма традиции была потрясена. Относительно исторической последовательности можно говорить о «старших» и «младших» софистах. Среди старших софистов выделялись Протагор, Горгий, Гиппи, Продик, Антифонт, Ксениад. Из младших софистов, которые действовали в конце 5 - начале 4 в. до н.э. Наиболее интересными являются алкид Тразимено, Критий и Калликл.

Дальнейшее развитие античной философии связано с именами Сократа, Платона, Аристотеля - титанов античной философии.

В целом этот период древней философии характеризовался космоцентрическим направлением философской мысли, стихийным материалистическим подходом в онтологических учениях. Большое значение имеет морально-эпистемологический релятивизм софистов, имевших общую антидогматическую направленность.

Идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания эпохи античности. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и работал тот или иной мыслитель. Но в то же время многие из этих идей имеют непреходящее значение. Вместе они образуют фундамент, на который опираются мыслители последующих эпох при построении новой политической теории. Поэтому изучение истории политической мысли способствует пониманию современных политических проблем.

Политические знания в древности существовали в философско-этической форме. Политические идеи древнегреческих мыслителей являются неотъемлемой частью их космоцентрического мировоззрения, в котором доминирует идея целостности мира, взаимосвязанности природы, общества и человека, сходства их структур, общих оснований все уровни жизни. Они еще не проводят различия между обществом и политикой, политика выступает как выражение неотъемлемых свойств общества. Реальной основой для конструирования первых политических понятий мыслителей древности является политика города-государства, в которой не было четкого различия между функциями и элементами государства и общества. Каждый гражданин полиса выступает одновременно как частное лицо, член городского сообщества, а также как субъект государственной и общественной жизни, участвующий в процессе управления. Слово «политика» буквально означало «участие в управлении политикой».

Целью данной работы будет изучение политических взглядов древнегреческих мыслителей. В задачи входит рассмотрение трех основных периодов развития политической мысли: раннего (IX-VI вв. до н.э.), расцвета политической мысли (V- первая половина IV в. до н.э.), эллинистического периода (вторая половина IV- II век до н.э.).

Краткая политическая история Древней Греции

Становлению самобытности греческой государственности во многом способствовали природные условия. Гористая местность, наличие полезных ископаемых, удобное морское побережье, незамерзающее море со множеством островов, отсутствие крупных рек, преобладание каменистых почв - все это способствовало образованию небольших независимых государств.

Первые города в Греции возникли на островах Эгейского моря в 3-м тысячелетии до нашей эры. Примерно в это же время на острове Крит формируется так называемая минойская цивилизация. Уже в XXI веке до нашей эры. На Крите начинается строительство дворцов, в которых находились политические, экономические, религиозные и культурные центры.

На территории материковой Греции в начале II тысячелетия до нашей эры под влиянием минойской культуры возникли собственные государства, центрами которых стали Микены, Тирин, Пилос, Афины, Фивы. Политическая история этого времени мало известна, крупнейшим событием стала Троянская война рубежа XIII-XII веков до нашей эры.

XI-IX века до н.э. в Греции историки называют «темными веками». В этот период греческие земли были захвачены племенами дорийцев, которые еще находились на стадии разложения первобытного общества. В целом в этот период развитие Греции было временно приостановлено; именно в это время сформировались предпосылки для дальнейшего социально-политического расцвета греческих земель.   

В VIII-VI вв. до н.э. формирование греческой политики происходит. Эта политика представляла собой комбинацию частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными ремеслами и ремеслами, которые, будучи полноправными членами этой организации, имели право на собственность. Жители политики были поделены на граждан политики, рабов и представителей свободного населения, которые не имеют гражданских прав. Для большинства политик на первом этапе характерна борьба между демосами (от греческого народа) и аристократией. С конца XVII в. до н.э. во многих направлениях политики для нормализации ситуации устанавливается особая форма государственной власти - тирания, то есть единоличное правление. К концу 6-го века в большинстве политик тирания была отменена, и сформировались два основных типа полисной системы: демократия и олигархия.

Кризис древнегреческой политики относится к общественно-политической сфере и связан с активным развитием экономики. Рост товарно-денежных отношений способствовал росту роли неграждан в жизни городов-государств, усилению роли денег, разрушению традиционной коллективистской политической морали, обострению социальной борьбы в политике и постоянным конфликтам между ними. Вся эта ослабленная Греция была завоевана македонскими королями, затем разделена на множество независимых государств и оказалась во власти Римской империи.

Все эти процессы нашли свое отражение и теоретическое понимание в политических учениях древней Греции.

Заключение

Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли с точки зрения ее идеологического содержания, разнообразия школ, типов мышления и идей. Здесь философия действительно стала самой собой. Фактически, греческая философия была мировоззрением освобожденного человека, который отличился от Космоса и осознал свою независимость и ценность. Русский культурный исследователь А.Ф.Лосев отметил, что античная философия является «всем лицо, из одной части, живая и неотъемлемая историческая структура».

Для классиков античности важной философской проблемой была проблема государственной правовой системы. Видя реальность перед ними, философы понимали, что ни одна из греческих политик не имела идеального контроля, и неудовлетворенность культурой вызывала у них, соответственно, волну ценных научных размышлений. Поэтому в своих поисках они пытались смоделировать некое идеальное государство, идеальную форму правления, образ идеального правителя и законодательство этого идеального государства. Из форм правления, которые существовали в то время, симпатии мыслителей были либо на стороне аристократии (Сократ, Аристотель), либо монархии (Платон). Демократия для выдающихся греческих философов была не самой лучшей и, в любом случае, «слабой» формой правления, представляющей собой низкую эффективность и скрывающуюся в себе много опасностей.

Усилия Сократа, Платона, Аристотеля и других исследователей по изучению актуальных проблем эпохи имели непреходящее значение для философии культуры и политической философии. Древние мыслители, несомненно, внесли огромный вклад в философское понимание политической культуры в целом. Во многом они были первыми исследователями, которые отправили мощный культурный код, содержание которого до сих пор расшифровывается современной наукой.