Россия в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 29.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Платежный баланс страны: принципы составления, структура, методы государственного регулирования
Европейская валютная система
Международная стандартизация систем управления качеством
Современная экономика Китая: перспективы, угрозы, недостатки

 

Введение:

Международные валютные организации возникли сразу после Второй мировой войны. Международная валютно-финансовая система впервые получила гармоничную организационную структуру и соответствующие институты. С точки зрения международно-правового статуса эти организации рассматриваются как международные правительственные организации, созданные в рамках Организации Объединенных Наций. Со временем эти организации получили статус наднациональных, тем самым подавив инициативу отдельных государств.

Основными задачами международных финансовых организаций (МФО) являются координация национальных финансовых рынков, содействие функционированию системы международных валютных отношений, регулирование процессов, происходящих на мировом рынке капитала. В то же время МФО следует рассматривать как обычных участников международных валютно-финансовых и кредитных отношений, действующих в обычном режиме финансового рынка. 

Необходимость участия России в международных финансовых организациях

Реформы в Российской Федерации заложили основу для ее активного включения в мировую экономику. Этот процесс сложен и многогранен. Это подразумевает, прежде всего, полное признание всех конвенций, договоров и существующих принципов. Включение России в международные валютно-финансовые отношения связано с активной либерализацией внешнеэкономической деятельности, с открытием внутреннего валютного рынка. 

Непосредственным толчком для появления России на международных финансовых рынках стало ее вступление в МВФ и МБРР. Участие в международных валютно-финансовых отношениях стало важной опорой развития российской экономики. Глобальные финансы помогли найти дополнительные источники капитала, привлечь иностранные инвестиции и вывести российский капитал за рубеж. Российская банковская система предприняла определенные шаги для привлечения иностранных банков. В то же время российские банки пытаются проникнуть на зарубежные рынки банковских услуг. 

Есть несколько причин, по которым Россия нуждается в сотрудничестве с МФО:

  1. реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих условия для долгосрочного экономического роста;
  2. поддержка институциональных изменений в государственном управлении;
  3. поддержка социальной инфраструктуры;
  4. содействие интеграции России в мировую экономику и использование членства в МФО для продвижения ее геополитических интересов;
  5. использование международного опыта.

Основные виды кредитов, предоставляемых России международными финансовыми организациями

Заявка на вступление России в Международный валютный фонд была впервые подана 7 января 1992 года. Она сопровождалась разработкой меморандума об экономической политике Российской Федерации, который охватывал меры по реализации как программы стабилизации экономики, так и радикальная структурная реформа. Меморандум был направлен на рассмотрение руководства МВФ и одобрен им. 27 апреля 1992 года Совет управляющих МВФ проголосовал за принятие России в фонд; 22 мая того же года Верховный Совет Российской Федерации принял резолюцию о вступлении страны в МВФ. Это означало фактическое появление России как равноправного субъекта международных валютно-финансовых отношений. Соглашение с МВФ о членстве подтвердило тот факт, что Россия уважает и полностью разделяет международные соглашения. 

Членство в МВФ накладывает на Россию определенные обязательства и в то же время открывает некоторые возможности. Членство в фонде позволило России взять значительные кредиты в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и восстановления платежного баланса. Первый резервный кредит был предоставлен России в августе 1992 года на сумму 1 млрд. Долл. США сроком на 5 лет с отсрочкой платежа 5 лет и 3 месяца; второй кредит в 1993 году на сумму 1,54 млрд. долл. США сроком на 10 лет с отсроченным погашением на 4,5 года; в 1994 году кредит в размере 1,5 млрд. долл. США на 10 лет с отсрочкой погашения в 4,5 года; в 1995 году кредит на сумму 5 млрд. долл. США на 5 лет с отсрочкой погашения в 3 года и 3 месяца для каждого отдельного транша. 

В апреле 1996 года между правительством Российской Федерации и МВФ была достигнута договоренность о получении кредитов в рамках расширенной программы кредитования для углубления рыночных реформ в России. Кредит был предоставлен на сумму 10,4 миллиарда долларов. После августа 1998 года российское правительство отказалось от получения последующих траншей кредита (было получено только 4 транша на сумму около 3,8 миллиарда долларов). В процессе реализации этого соглашения отношения между Россией и МВФ стали более напряженными. 

Август 1998 года стал важной вехой в отношениях России и МВФ. Российское правительство приступило к резкому сокращению программ внешних заимствований. Новые макроэкономические условия развития российской экономики показали недостаток получения внешних займов. С 1999 года правительство выбрало новый курс отношений с МВФ, направленный на отказ от кредитов и быстрый приоритетный возврат долгов МВФ. 

В целом за 1992-1999 гг. МВФ одобрил семь соглашений по кредитам России на сумму 36,6 млрд долларов и фактически предоставил 23,2 млрд долларов. В 1999 году Россия была крупнейшим заемщиком МВФ: на конец апреля ее долг составлял 17,4 миллиарда долларов. и на его долю пришлось 19,2% от общего объема кредитов Фонда, не погашенных странами-членами. В результате регулярного погашения Россией долга перед фондом она упала до 3,33 млрд долларов. в ноябре 2004 года наша страна переместилась с первого места на пятое по этому показателю. А в 2005 году долг был полностью погашен. 

16 июня 1992 года Российская Федерация присоединилась к Международному банку реконструкции и развития и стала крупнейшим заемщиком группы Всемирного банка. Квота в России составляет 5,4 млрд долларов (оплачено 6,2%) и по доле в капитале (2,58%) соответствует ее квоте в МВФ. Россия имеет такое же количество акций (44 795), как Индия, Италия, Канада и Саудовская Аравия, по количеству и стоимости акций она делит 7-11 места с этими странами. 

МБРР определил цель представления кредитов России: «Содействие максимально быстрому переходу к рыночному финансированию путем усиления роли частного сектора, укрепления институтов государственного сектора посредством правовых, институциональных и финансовых реформ, а также содействия привлечению частного сектора. 

Инициация проектов поддержки структурных реформ осуществляется Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов, а инвестиционные проекты федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации путем подачи заявления в Министерство экономического развития. , Приложение содержит концепцию проекта, которая включает в себя оценку ожидаемого эффекта от его реализации для развития экономики страны, структуру проекта, предварительный финансовый план расходов и погашения кредита. 

МБРР проводит тщательные предынвестиционные исследования, обзоры и аудиты предлагаемых проектов. Проходит несколько лет с момента, когда кредит выделен на фактическое кредитование объекта. Срок использования кредита составляет от 6 до 9 лет (бюджет замещения кредитов на структурную перестройку от 1 до 3 лет). 

В России было реализовано и реализуется более 50 различных проектов, финансируемых МБРР, средняя сумма расходов которых составляет не менее 100 миллионов долларов в месяц. Общий объем кредитов, выданных через МБРР, превышает 50 миллиардов долларов. 

Сегодня МБРР представляет кредиты Российской Федерации на следующих условиях: срок кредитования от 3 до 17 лет, отсрочка погашения основного долга до 5 лет, процентная ставка около 7% годовых. Отсутствие капитальных вложений, которые не могут быть привлечены из внутренних источников в таких важных секторах экономики, как социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика, привело к быстрому росту кредитного портфеля в 1992-1997 годах. Несмотря на это, наш долг перед Всемирным банком остается в несколько раз меньше, чем заимствования Бразилии, Китая, Индии, Индонезии, Мексики и других стран. 

На начальном этапе сотрудничества с МБРР Россия получила три кредита на общую сумму 760 миллионов долларов. Первое кредитное соглашение с МБРР было подписано 16 ноября 1992 года и предусматривало предоставление России реабилитационного кредита на сумму 600 миллионов долларов США. покрыть расходы, связанные с перестройкой российской экономики, включая поддержание валютного рынка и рубля, а также закупку товаров для сельского хозяйства, здравоохранения, транспорта и угольной промышленности. Второй заем (70 млн. Долл. США) предназначался для покрытия расходов на создание системы социальной защиты граждан при переходе к рыночной экономике (создание и оснащение бирж труда, организация пособий по безработице и т. д.). 

В августе 1993 года Россия получила еще один кредит на восстановление нефтяной промышленности и поддержку энергетических реформ на сумму 610 миллионов долларов. С учетом второго займа на реабилитацию нефти в размере 500 млн. Долл. США, предоставленного России в 1994 году, и займа на ликвидацию загрязнения нефтью в 1995 году, инвестиции МБРР в нефтяную промышленность составили 1209 млрд. долл. США.

За последние годы сотрудничество со Всемирным банком постепенно стало более систематическим и конструктивным. Разрыв между общей суммой подписанных кредитов и фактическим расходом средств этих кредитов по-прежнему остается самой серьезной проблемой. Такое отставание можно объяснить недостаточно глубокой проработкой проектов на начальном этапе. 

Другим аспектом проблемы является принятие ряда законодательных актов, в частности в области налогообложения, которые ухудшают финансовое положение субъектов хозяйствования и имеют обратную силу, что часто делает дальнейшую реализацию проектов невыгодной. По этой причине 280 миллионов долларов уже были аннулированы. от займов МБРР. 

В настоящее время основными приоритетами при заимствовании у МБРР являются высокоэффективные проекты развития инфраструктуры, обеспечивающие перспективы экономического развития; реструктуризация приватизированных предприятий; содействие реформам в сельскохозяйственном и социальном секторах; развитие экспортного потенциала несырьевых отраслей; развитие регионов страны. 

За 1992-2008 годы Всемирный банк предоставил России кредиты (11,3 млрд долларов) в трех формах: 

  • бюджетозамещающие (63%), аналогичные кредитам МВФ, в форме кредитов федеральному бюджету Российской Федерации, даже если они официально назывались «уголь» (для реорганизации угольной промышленности) или «социальный» (для поддержки система социальной защиты работников кредитной отрасли). Эти кредиты, особенно первые, использовались крайне неэффективно, главным образом для погашения задолженности по бюджету по заработной плате, другим текущим расходам бюджета, а не для структурных отраслевых реформ; 
  • сопутствующие займы для определенных целей охраны окружающей среды, оснащения налоговых служб, статистических реформ и т.д.;
  • инвестиционные кредиты или гарантии, предназначенные для совместного финансирования инвестиционных проектов в России с привлечением кредиторов из других стран.

При кредитовании инвестиционных проектов ВБ помогает российским банкирам в подготовке комплексной документации вместе с российскими специалистами, анализирует и контролирует возможности кредитования. Российские банки используют опыт ВБ в организации проектного финансирования. Условия кредитов Всемирного банка России корректируются с учетом особенностей кредитуемых инвестиционных проектов. Всемирный банк помогает подготовиться к внедрению международных стандартов финансовой отчетности в российских банках и обучает российских банкиров. 

После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократил кредитование российской экономики и только в 2003 году возобновил сотрудничество.

Сотрудничество с ВБ повышает рейтинг России как получателя инвестиций, способствует развитию российских специалистов, а также является катализатором для привлечения иностранных инвестиций и технической помощи.

Россия не получает средств от Международной ассоциации развития, поскольку ее ВВП на душу населения превышает порог в 1095 долл. США (по состоянию на начало 2009 года), однако, как страна-донор, она участвовала в 15-м, последнем по счету пополнении Ресурсы MAP, составляющие сравнительно небольшое количество.

Через Международную финансовую корпорацию первые инвестиции в России были сделаны после присоединения к этой организации в 1993 году.

Объем средств, предоставленных в рамках проектов IFC в России, по состоянию на 30 июня 2008 года составил 2,7 млрд долларов. В регионе Восточной Европы и странах СНГ Россия вышла на первое место по общему объему инвестиций IFC. Сферами деятельности корпорации в России являются финансовый сектор, промышленное производство и телекоммуникации. Крупнейшей инвестицией IFC в российскую экономику в 2007 году стал кредит, предоставленный МДМ-Банком для кредитования немосковских малых и средних предприятий и улучшения ипотечного портфеля банка. Размер кредита составил 100 мл. 

Во второй половине текущего десятилетия в России активизировалась деятельность Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (МИГА). По состоянию на 30 июня 2007 г. Россия получила наибольший объем гарантий через МИГА (почти 17% от общего объема гарантий Агентства). В то же время менее половины портфеля застраховано самим Агентством, и на оставшуюся сумму заключены договоры перестрахования с другими иностранными страховщиками. Участие МАГИ считается наиболее востребованной в нефтегазовой отрасли, сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и финансового секторов российской экономики, а также в услугах и телекоммуникационных отраслях . В 2007 финансовом году МИГА предоставил гарантии двум иностранным банкам, работающим в России, Центральному банку Райффайзен (Австрия) и Сосьете Женераль (Франция), на общую сумму 420 миллионов долларов США. 

Сотрудничество российских банков и компаний с Европейским банком реконструкции и развития развивается очень плодотворно. СССР был одним из основателей ЕБРР в 1990 году. Его доля в первоначальном капитале этой организации составляла b% (720 миллионов долларов). После распада СССР Россия унаследовала большую часть своих акций (4% капитала Банка). 

Россия является крупнейшим заемщиком ЕБРР. Его доля в общем объеме банковских кредитов на конец 2008 года составила 30%. Ключевыми элементами стратегии ЕБРР в России, как и в других странах, являются: кредитование банков и предприятий в различных секторах экономики (минимальный кредит сумма 5 миллионов долларов); долевые вложения в банки и компании преимущественно в частном секторе (как правило, до 35% от общей стоимости инвестиционного проекта); предоставление гарантий от всех или отдельных рисков. ЕБРР постоянно расширяет спектр финансовых инструментов, используемых в России (кредиты под складские сертификаты, рублевые дисконтные счета, лицензионные операции). Кредиты ЕБРР используются для содействия приватизации и структурной перестройке экономики. Банк обычно не требует государственных гарантий. 

После кризиса 1998 года ЕБРР резко сократил кредитование России. Однако с 2000 года объем кредитов ЕБРР в России увеличился (с 804 млн евро в 2001 году до 3,5 млрд евро в 2008 году). Общее количество проектов, реализованных в России с участием ЕБРР, составило 596, а общий объем инвестиций составил 8,9 млрд евро. Большая часть инвестиций (85%) была вложена в частный сектор экономики. Более того, более 90% инвестиций было направлено в регионы России и менее 10% в Москву и Санкт-Петербург. 

Россия в системе международных валютно-финансовых и кредитных отношений

Накопленные инвестиции ЕБРР в российскую экономику распределяются следующим образом (в%): корпоративный сектор (агробизнес, обрабатывающая промышленность, недвижимость, туризм, телекоммуникации 33; энергетика 14, финансовый сектор 32, другие сектора инфраструктуры (муниципальная и экологическая инфраструктура) 16, финансовая поддержка малых и средних предприятий.

На современном этапе ЕБРР помогает России в разработке и внедрении Кодекса корпоративного управления, в привлечении ведущих иностранных стратегических инвесторов и реструктуризации естественных монополий.

Стратегия ЕБРР в России направлена ​​на инвестиции в частный сектор. Более того, ЕБРР не собирается сокращать инвестиции в Россию. 

Проблемные вопросы взаимоотношений России и международных финансовых организаций

В России в переходный период рыночная экономика возлагала большие надежды на приток внешних ресурсов. Их рассматривали как стимул для инвестиционного процесса и экономического роста. Но реальность развеяла эти иллюзии. Внешние факторы сыграли негативную роль в развитии кризиса 1998 года, что свидетельствует о необходимости сбалансированного подхода к привлечению внешних ресурсов и их эффективному использованию. 

В 1992 году Россия вступила в МВФ. Членство в МВФ накладывало на Россию определенные обязательства и в то же время открывало некоторые возможности. С 1992 года МВФ предоставил России кредиты на сумму 21,3 миллиарда долларов. На каких условиях МВФ предоставлял многомиллиардные кредиты. Формально фонд не выдвигал никаких условий, но достигал своих целей другим способом. Сотрудники МВФ привезли первые версии соглашений в Москву и представили им своих российских партнеров. Затем начались торги и последующее подписание документов, в которых упоминались лишь некоторые пожелания фонда. 

Хорошо известным ключевым требованием фонда было требование фонда к российскому правительству взять на себя обязательство сформировать жесткий бюджет, ускорить реализацию программы приватизации и увеличить сбор налогов.

Наряду с экономическими, торговыми и политическими требованиями были выдвинуты требования со стороны США, которые являются основным акционером фонда. Например, Вашингтон неоднократно требовал от России свернуть сотрудничество с Ираном в строительстве атомных электростанций, ссылаясь на то, что их отходы могут быть использованы для производства ядерного оружия. 

Политика МВФ по ускорению приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилила негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротство, дефолты, коррупция и т.д.).

Август 1998 года стал важной вехой в отношениях России и МВФ. Достигнутые в 1998 и 1999 годах договоренности о предоставлении пакета антикризисных кредитов (11,2 млрд. Долл. США) и резервного кредита (4,5 млрд. Долл. США) были выполнены лишь частично, поскольку, по мнению Фонда, требования, выдвигаемые Это относительно реформирования российской экономики не было выполнено. Российское правительство приступило к резкому сокращению программ внешних заимствований. Новые макроэкономические условия развития российской экономики показали недостаток получения внешних займов. С 1999 года правительство выбрало новый курс отношений с МВФ, нацеленный на отказ от кредитов и быстрый приоритетный возврат долгов МВФ. 

МБРР, как и МВФ, предоставляет не только стабилизационные, но и структурные займы (для реализации программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимосвязана, они дополняют друг друга. Более того, только член МВФ может стать членом МБРР. Вступление России в МБРР позволило ей взять кредиты в иностранной валюте у этого глобального инвестиционного банка и получить доступ к мировому рынку ссудного капитала. 

Результаты первого десятилетия сотрудничества с ВБ свидетельствуют об определенной позитивной роли его кредитов в развитии экономики и кредитно-банковской системы России.

Среди негативных результатов кредитного сотрудничества ВБ с Россией можно назвать следующие. Условия кредитов ВБ (особенно в первый период) включали политические требования (развитие демократии, многопартийность, независимость СМИ и т. д.). 

Всемирный банк часто представлял Россию как заемщика с жесткими экономическими требованиями (например, срочной реорганизацией угольной промышленности) без учета российской специфики.

Стоимость кредитов ВБ завышена (по мнению экспертов, на 10-20%) из-за высокой оплаты западными экспертами и консультантами ВБ разработки модели финансирования проекта. Применяемая неэффективная схема предоставления займа ВБ Правительству РФ через федеральный бюджет. Откуда появились кредиты предприятиям-заемщикам, привело к образованию просроченной задолженности перед бюджетом, через которую обслуживается государственный внешний долг. Кроме того, Министерство финансов России недостаточно контролировало целевое использование кредитов ВБ и учет оборудования, приобретенного по этим кредитам. 

В результате только 70% кредитов ВБ, утвержденных и выделенных России, были использованы в связи с неэффективным законодательством, высокими рисками, бюрократией и коррупцией.

После кризиса 1998 года МБРР, как и МВФ, сократил кредитование российской экономики и только в 2003 году возобновил сотрудничество.

Учитывая противоречивые результаты первого десятилетия кредитного сотрудничества, Всемирный банк и Россия разработали новую стратегию в целях поддержки реализации комплексной программы реформ Правительства Российской Федерации, в частности в форме целевого кредитования для конкретные инвестиционные проекты.

Парижский клуб, объединяющий ведущих стран-кредиторов, возник в 1956 году, когда лидеры этих государств стали проводить нерегулярные встречи, связанные с решением долговых проблем. Парижский клуб имеет тесные связи с МВФ. На практике ни одно правительство не может прибегнуть к арбитражу и помочь Парижскому клубу без получения предварительного резервного займа от МВФ (это должно гарантировать желание страны-должника исправить финансово-экономическую ситуацию в кратчайшие сроки). Чтобы отложить выплату долговых обязательств или изменить их структуру, как Парижский клуб, так и коммерческие банки ведущих стран мира требуют от должников согласия на осуществление стабилизационных программ МВФ. 

В 1997 году Российская Федерация стала 19-м членом Парижского клуба. Россия имеет двойную позицию в Парижском клубе; он выступает в качестве крупного кредитора и в то же время в качестве крупного должника. Задолженность Российской Федерации перед странами-членами Парижского клуба на 1 января 2002 года составила 41,2 млрд. Долларов США. В то же время обязательства России перед другими странами, имеющими официальные соглашения с Парижским клубом, на момент вступления Российской Федерации в этот клуб оценивались в 52 миллиарда долларов.

Реструктуризация задолженности перед Парижским клубом остается серьезной проблемой для России. Поиск согласия Парижского клуба на реструктуризацию обязательств России по внешнему долгу бывшего СССР остается в настоящее время основным резервом для дальнейшего сокращения внешнего долга России. Усилия России по достижению согласия Парижского клуба на пересмотр советского долга затрудняются тем фактом, что Россия формально не относится к той категории стран, которые, согласно методологии Парижского клуба, могут полагаться на льготные варианты переоформления своего долга. 

По состоянию на 1 января 2005 года долг России перед Парижским клубом составил 43,1 миллиарда долларов. 2005-2006 гг. стал периодом полных и окончательных расчетов Российской Федерации с Парижским клубом, а также с МВФ. В январе 2005 года Российская Федерация досрочно выплатила МВФ 3,3 миллиарда долларов и погасила свою задолженность перед Международным валютным фондом. В июле 2005 года Россия преждевременно выплатила Парижскому клубу 15 миллиардов долларов, а в августе 2006 года наконец-то выплатила Парижскому клубу. 

Лондонский клуб кредиторов занимается урегулированием задолженности с частными коммерческими банками. В 1994 году на сессии МВФ в Мадриде было решено, что Внешэкономбанк (ВЭБ) будет выступать в роли должника России перед Лондонским клубом. В 1995 году правительство Российской Федерации и члены банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации задолженности бывшего СССР на сумму 32,3 миллиарда долларов сроком на 25 лет. с семилетним льготным периодом (в течение которого нужно было только платить проценты по льготной ставке). В это же время началась работа по сверке задолженности. 

Результатом этой работы стало подписание в конце 1997 года Россией с Лондонским клубом самого соглашения о реструктуризации долга бывшего СССР (то есть "старого" долга) членам Лондонского клуба, с учетом всех предварительных договоренностей.

В феврале 2000 года было подписано соглашение с представителями Лондонского клуба, согласно которому 36,5% от общей суммы задолженности в размере 31,8 млрд долларов было списано в Россию. В то же время качество и ответственность оставшейся неписаной части долга изменились: если Внешэкономбанк ранее отвечал за эту задолженность, то после подписания соглашения Правительство Российской Федерации. 

В последние годы России удалось решить ряд проблем внешнего долга с другими кредиторами. Это относится, в частности, к долговым обязательствам СССР перед другими странами-членами СЭВ. Таким образом, решение долговых проблем в отношении Чехии и Германии было успешным. 

Обслуживание внешнего долга является серьезной проблемой для российской экономики. Фактические платежи по внешнему долгу составили: в 1992 году 3,6 миллиарда долларов, в 2002 году 17,3 миллиарда долларов. Только в 2001-2003 гг. Россия заплатила (вместе с процентами) 56 миллиардов долларов. Тем не менее, серьезность этой проблемы с начала 2000-х годов. значительно снизился. Успешной оплате долговых обязательств и сокращению внешнего долга России способствовало значительное улучшение внешнеэкономической ситуации, в первую очередь благодаря росту мировых цен на нефть и другие виды топлива и сырья с 1999 года. 

Однако одновременно с сокращением государственного внешнего долга России вырос частный (корпоративный) внешний долг. Если в начале 1999 года государственный внешний долг был в 5 раз больше, чем корпоративный внешний долг, то к середине 2005 года корпоративный внешний долг уже был на 16,5% больше, чем государственный внешний долг. На начало 2007 года государственный долг составлял 50 миллиардов долларов, а корпоративный долг 260 миллиардов долларов, а общий внешний долг, соответственно, 310 миллиардов долларов. В результате в связи с быстрым ростом корпоративного внешнего долга наблюдается негативная тенденция роста совокупного (государственного и корпоративного) внешнего долга России. 

Итак, международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) являются универсальными. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных организациях открывает широкие возможности для привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. Но привлечение внешних заимствований сопряжено как с преимуществами, так и с рисками, и конечный эффект для экономики и банковского сектора во многом зависит от того, является ли уровень внешнего долга оптимальным и насколько эффективно государство и банки управляют рисками, связанными с привлечением внешнего финансирования. 

Россия и ВТО: последствия вступления

Россия начала процесс вступления в ВТО в 1995 году. С тех пор были проведены многочисленные переговоры об условиях вступления нашей страны в эту организацию. Основной проблемой переговоров является степень соответствия российской экономики в целом и регулирования внешней торговли в частности требованиям ВТО. Следует отметить, что мнения экспертов, занимающихся изучением последствий вступления России в ВТО, неоднозначны. И, несмотря на то, что недавно было сказано, что этот процесс оказывает незначительное влияние на российскую экономику, вероятность возникновения негативных факторов все еще достаточно высока. 

Одним из принципов ВТО является торговля без дискриминации, которая предполагает взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (НБН). Этот принцип закреплен в статье 1 ГАТТ, а также в соглашениях о торговле услугами и интеллектуальной собственности. Согласно этим соглашениям, страна обязуется распространять на третьи страны все тарифные и налоговые льготы и привилегии, предоставляемые одному из ее торговых партнеров. 

Этот принцип направлен против дискриминации товаров в международной торговле на основе их страны происхождения или страны назначения. С одной стороны, это позволило бы России после вступления в ВТО расширить возможности российских экспортеров по защите своих прав, если иностранные страны будут применять торговые ограничения против российского экспорта. 

С другой стороны, в России как минимум две трети всего внешнеторгового оборота приходится на страны, с которыми Россия поддерживает режим НБН на взаимной основе или такие режимы, как зона свободной торговли, таможенный союз и торговые преференции. Кроме того, ВТО предоставляет торговые преимущества прежде всего тем странам, которые экспортируют товары с высокой долей добавленной стоимости, то есть трудоемкими и наукоемкими. В современной России большую часть экспорта составляет сырье, импортная пошлина на который в зарубежных странах либо нулевая, либо очень маленькая. 

Участие в ВТО не гарантирует прекращения антидемпинговых процедур ни для одной из стран, включая Россию. Большая часть дел о демпинговых и антидемпинговых разбирательствах происходит именно между самими членами ВТО, поскольку либерализация торговли и соблюдение правил ВТО не означает, что страна полностью лишена законной возможности защитить свой внутренний рынок в случае необходимости. 

В 2008 году по результатам 208 антидемпинговых расследований, инициированных 18 странами, участвующими в ВТО, было введено 138 новых антидемпинговых мер. Наиболее активными были Индия (29 антидемпинговых мер), США (23), ЕС (14), Республика Корея (12), Бразилия и Турция (по 11). В первой кризисной половине 2009 года страны ВТО начали на 19% больше антидемпинговых расследований, чем за тот же период 2008 года. 

Другим принципом ВТО является либерализация международной торговли: снижение таможенных тарифов, а также отмена импортных квот и других нетарифных ограничений. По итогам переговоров планируется, что снижение доли российской ввозной пошлины в цене импортируемых товаров после вступления в ВТО будет не очень значительным, однако по многим товарным позициям конкурентоспособность иностранных поставщиков будет увеличение, которое может привести к падению внутреннего производства или желанию снизить цены российских производителей за счет снижения прибыли, заработной платы или снижения издержек производства. 

Средний уровень устаревших основных фондов на российских предприятиях составляет до 70%, а в некоторых секторах даже выше. Проблема технического и технологического переоснащения, модернизации отечественной промышленности и относительно высоких издержек производства делают российские товары довольно слабыми конкурентами в ВТО. Кроме того, ввиду отсутствия длинных денег и инвестиций в России, обязательство не препятствовать импорту высокотехнологичной продукции из других стран может привести к еще большей остановке в развитии высокотехнологичных отраслей. 

Снижение таможенных пошлин может также способствовать увеличению импорта продовольствия, вытеснению российских продуктов питания, а также снижению производства в сельском хозяйстве и агробизнесе, включая пищевую промышленность.

Следует отметить, что одной из проблем продовольственной безопасности в России является импорт продуктов питания, запрещенных к продаже в зарубежных странах из-за нарушений установленных стандартов качества, а в некоторых случаях и сроков хранения. Что касается продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы (ГМО), то наибольшую опасность представляет проникновение на территорию России полностью непроверенных генетически модифицированных продуктов, находящихся на экспериментальной стадии. Вступление в ВТО также связано с определением размера бюджетной поддержки сельского хозяйства, что в будущем также может повлиять на объем и качество продукции. 

Помимо либерализации товарного рынка, правила ВТО требуют равного доступа частного капитала к предоставлению любых услуг (транспорт, телекоммуникации, строительство, инжиниринг, финансы, страхование) и открытой международной конкуренции в этой области. Например, открытие филиалов иностранных банков и страховых компаний может предоставить российским предприятиям и компаниям возможность использовать более крупные, более длинные и дешевые кредитные ресурсы. Это связано с разной ресурсной базой дочерних компаний иностранных банков, высоким уровнем банковских технологий и другими мерами по минимизации затрат. В результате иностранные компании, с одной стороны, смогут финансировать российские обрабатывающие и наукоемкие отрасли, предварительно приобретя их. С другой стороны, у них будет возможность активно перемещать производство в Россию, используя свои новые технологии, используя дешевую рабочую силу и энергоресурсы, что даст им возможность получить конкурентное преимущество перед российскими предприятиями. 

В то же время российские банки могут начать более активно привлекать более дешевые и долгосрочные средства от банков-нерезидентов (их филиалов в России) для развития своей деятельности, что может привести к еще большему долгу. Неспособность российских банков погасить свои обязательства перед иностранными банками может привести к неблагоприятной экономической ситуации в стране. 

Еще одна проблема, которая может возникнуть в связи с вступлением России в ВТО, это недостаточная конкурентоспособность малых и средних предприятий с иностранными компаниями в области технологий управления и менеджмента. Опыт международных предприятий показывает, что основным требованием со стороны ВТО в отношении бизнеса является качество управления, прозрачность корпоративного управления и финансовая отчетность, что служит ориентиром для инвесторов и клиентов. Бухгалтерский учет и внешний аудит финансовой деятельности предприятий необходимо будет проводить в соответствии с требованиями глобальных стандартов финансовой отчетности, принятых во всем мире. 

В то же время сегодня руководители малых и средних предприятий сталкиваются с проблемой нехватки информации о деятельности ВТО и о том, что конкретно должны предприниматели делать, чтобы успешно конкурировать в рамках ВТО, какие условия должны быть созданы. за это на уровне федеральных и региональных властей. Часть этой проблемы возникла из-за того, что в этой области недостаточно организаций, которые бы занимались просветительской деятельностью, в то время как существует много малых и средних предприятий. Предприниматели получают основную информацию о процессе вступления в ВТО из региональных и федеральных СМИ, а также из всемирного Интернета. 

Основные опасения, которые касаются руководителей малых и средних предприятий в регионах, связаны с возможностью:

  1. Появление более жесткой конкуренции товаров народного потребления иностранного производства с аналогичными группами отечественных товаров.
  2. Отсутствие достаточно эффективного управления для гибкого управления бизнесом.
  3. Приток трудовых мигрантов.
  4. Подчинение международным правилам ценообразования и отсутствие возможности самостоятельно выстраивать ценовую политику.

Без обоснованных экономических расчетов баланса выгод и убытков от этого шага сегодня невозможно сделать однозначный вывод о необходимости вступления России в ВТО. Вопросы, связанные с этим вопросом, являются основополагающими и входят в плоскость выбора новой модели экономической политики страны, включая весь спектр ее взаимосвязанных аспектов (четкое формулирование целей и задач, обеспечение национальной экономической безопасности страны, национальная промышленность, научно-техническая и инновационная политика, финансовое равновесие, решение проблем вывоза капитала и др.). 

Эффективная конкуренция требует сильной внутренней экономики и сильного внутреннего бизнеса. Более того, эти меры должны быть скоординированы между собой и осуществляться с учетом реальной ситуации. Полномасштабную либерализацию внешних связей следует проводить по мере укрепления внутриэкономической ситуации в стране, ее компаниях и банках. Спешка законодательных мер без адекватной экономической базы, экономических условий может вызвать негативные последствия для всей экономики страны. 

Кроме того, в настоящее время экономическая политика России направлена ​​на развитие национальной экономики: промышленности, сельского хозяйства, нанотехнологий. Защита малого и среднего бизнеса, а также меры, принимаемые сегодня Россией для создания комфортных условий для развития российских предприятий и увеличения занятости, скорее всего, будут противоречить требованиям экономической либерализации, введенным ВТО. Поэтому в контексте вступления России в ВТО необходимо определить такую ​​модель участия нашей страны в этой организации, при которой позиции отечественных производителей на внутреннем рынке будут стабильно защищены и значительно укреплены во внешних, поскольку слияние национальных и международных рынков может привести к потере национального контроля над некоторыми отраслями экономики. Эта угроза все еще остается для России при вступлении в ВТО. 

Заключение

Отличительной чертой мировых экономических отношений XX XXI веков является интенсивное развитие международных экономических отношений. Наблюдается глобализация финансовых рынков, расширение экономических связей между странами, интернационализация финансово-экономических связей и повышение открытости национальных экономик. И Россия, как и многие государства, участвует в этом процессе. 

В 1992 году Россия присоединилась к многочисленным международным финансовым институтам (МВФ, МБРР, BIS и т. д.). Области их деятельности разные. Некоторые международные финансовые институты предоставляют кредиты, что открывает странам-заемщикам доступ к мировому рынку заемного капитала. Другие стали форумом для межправительственных дискуссий, достижения консенсуса и рекомендаций по денежно-кредитной, кредитной и финансовой политике. Третьи предусматривают сбор и распространение информации, выпускают статистические и исследовательские публикации по текущим экономическим, в том числе денежно-кредитным и банковским вопросам. Некоторые международные финансовые институты выполняют все эти функции. 

Участие России в международных финансовых организациях позволяет:

  • занимать у них средства на определенных условиях, что повышает его кредитный рейтинг и открывает доступ к мировому рынку заемного капитала;
  • привлекать зарубежные ресурсы для долгосрочного финансирования проектов;
  • изучать и использовать рекомендации международных организаций по совершенствованию банковского надзора, получать техническую помощь для обучения банкиров, разрабатывать международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности для организаций, в том числе банков, и унифицировать правила основных форм международных расчетов.

Объединить накопленный мировым сообществом богатый опыт регулирования валютно-кредитной и финансовой сфер.

Но участие России в международных финансовых организациях имеет не только преимущества, но и недостатки:

  • заимствование кредитов, особенно МВФ, не всегда отвечает интересам самой России, поскольку МВФ выдвигает условия, которые позволяют им влиять на экономику, денежное обращение, банковскую систему, чаще всего негативно, а ВБ, предоставляя кредиты, требует реализация его рекомендаций по развитию кредитной отрасли без учета специфики этой отрасли в самой России;
  • Россия одновременно является крупным должником и кредитором. Как кредитор, она сталкивается с неспособностью, а иногда и с нежеланием должников из развивающихся стран погашать свои обязательства, а в качестве заемщика она сталкивается с серьезными трудностями и неоднократно прибегала к процедуре урегулирования государства (суверенный долг); 
  • финансовые риски смещаются в сторону частного сектора, поскольку международные финансовые потоки через государственную линию сокращаются и растут по частным каналам.