Российский малый бизнес: эволюция, проблемы, государственная поддержка

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные направления развития конкуренции в условиях экономики России
Современная экономическая система и ее структура
Анализ структуры занятости в неформальном секторе
Экономическая природа дефицита государственного бюджета и методы его регулирования


Введение:

В настоящее время в российской экономике развитие малого бизнеса является ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения.

Бизнес - это деятельность, осуществляемая отдельными лицами или организациями для извлечения естественных выгод, производства или предоставления услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, что ведет к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.

Малый бизнес очень разносторонний и гибко маневрирует в рыночных условиях (рыночные условия - это экономическая ситуация, преобладающая на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения).

Малый бизнес затрагивает все сферы нашей жизни - экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т. д. Малый бизнес быстро окупается, создает конкуренцию, без которой рыночная экономика невозможна. На данный момент малый бизнес активно развивается, это позволяет вам иметь определенный доход для достойной жизни.

Малый бизнес - это возможность начать бизнес с небольшим стартовым капиталом. Однако у малого бизнеса также есть определенные недостатки. Таким образом, сравнительно небольшой капитал сужает объем производства, ограничивает возможности использования дополнительных ресурсов. Это также приводит к определенной экономической нестабильности малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Целью данной работы является изучение малого бизнеса, его особенностей, проблем.

Эволюция малого бизнеса в России

После распада СССР личная собственность, которая ранее не использовалась в интересах общества, приобрела производительный характер и стала составлять определенную долю в производстве ряда товаров и услуг. Был принят на вооружение опыт малого бизнеса в развитых зарубежных странах, который прошел довольно длительный период адаптации к условиям развивающегося российского рынка. В современной истории России предпринимательство как социально-экономическое явление существует уже более десяти лет. Его разработка началась в 1985 году, когда был издан Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

Согласно закону, личная собственность приобрела продуктивный характер и стала составлять определенную долю в производстве ряда товаров и услуг (ремонт квартир, автомобилей и бытовой техники).

Прототипом малых предприятий стал кооператив (хозяйственное предприятие). Более 80% кооперативов были созданы при государственных предприятиях, у которых они арендовали 58% основных фондов. Только 36% средств принадлежали кооперативам. К 1991 году кооперативы охватывали более 20 видов производств и услуг.

Период с 1985 по 1987 год можно обозначить как первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Деятельность малого бизнеса в этот период носит экспериментальный характер. Таких предприятий было мало; они были представлены центрами научно-технического творчества, временными творческими коллективами.

Сфера малого бизнеса расширяется на втором этапе (1987-1988), когда он развивается в основном в форме кооперативов. Количество людей, принявших в этом участие, увеличилось. Молодое поколение предпринимателей явно возникло. В начале 1991 года в России было 134,6 тысячи кооперативов. Они произвели товаров и услуг на сумму 42,6 млн руб. Доля кооперативов в общем объеме производства товаров народного потребления увеличилась с 0,4 до 2,9%, в объеме розничного товарооборота - с 0,6 до 1,1%, в целом объем продаж потребительских услуг населению - с 4,6 до 18,4%.

За годы существования кооперативов в их структуре появились новые тенденции по видам деятельности.

Третий этап (1989-1990)

Этот период стал началом формирования законодательной базы, регулирующей деятельность малого бизнеса. Частное предприятие было легализовано. Это привело к увеличению числа частных предприятий. Так, в 1990 году в Российской Федерации их было около 200 тысяч, на них было занято около пяти миллионов человек, а объем производства оценивался в 40 миллионов рублей. Можно сказать, что развитие малого бизнеса дало первые положительные результаты. Это сдерживало безработицу и приводило к появлению конкуренции среди предпринимателей, в том числе к приобретению знаний в области менеджмента и маркетинга.

Четвертый этап (1991-1992)

Коммерциализация * и появление среднего и крупного бизнеса появляются. (* перевод или перевод чего-либо на коммерческую основу; заключение инноваций). Этот период стал началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей использовать «серые» схемы, «черные» кассы, двойную бухгалтерию и т. д. Количество малых предприятий в сфере науки и научных услуг увеличилось в 3,4 раза, в сфере сельского хозяйства оно увеличилось в 3,1 раза. раз. Но произошло резкое снижение доли малых предприятий в сфере материального производства. Пятый этап (1993-1994). Период масштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Основы рыночных отношений были заложены. Сформированные столицы способствуют расширению инвестиционной деятельности. Но в то же время появляются некоторые негативные аспекты, например, свертывание деятельности малых предприятий в капиталоемких и наукоемких отраслях. Шестой этап начинается в 1995 году и продолжался до 1998 года. Многие малые предприятия, в основном торговые, посреднические и научные консультации, прекратили свое существование. Усиливающаяся конкуренция привела к концентрации и централизации капитала, в результате чего стали появляться случаи поглощения предприятий.

Седьмой этап (1998 - настоящее время). Седьмой этап начался в 1998 году и продолжается по настоящее время. Анализ показывает, что малые предприятия формируются и развиваются в сложных экономических, социальных и политических условиях.

Расширение масштабов предпринимательской деятельности в России требует государственной поддержки малого бизнеса на всех уровнях. Государственная поддержка еще не оказала эффективного влияния на развитие малого бизнеса. Требования для малого бизнеса ужесточаются. Отныне при регистрации вам необходимо пройти через множество различных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, ФОМС и т. д.). Мировой опыт показал, что «этому малому бизнесу нет равных в адаптивности и способности оживить экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг».

Особенности малого бизнеса

Российский малый бизнес начал свое развитие сравнительно недавно, но уже прошел сложный путь. Отметим ряд особенностей малого бизнеса в России.

Низкий процент венчурной * специализации (* малый бизнес, который осуществляет рискованные проекты).

В России основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция. Сегодня это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса - развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

Низкая легитимность * малого бизнеса (* согласие народа с правительством, когда он добровольно признает ее право принимать обязательные решения).

Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании сокращают свои налоговые платежи, а, следовательно, и поступления в бюджет страны. Корни этой проблемы возникли в начале 90-х годов, когда с предпринимателей были наложены большие налоги. С тех пор налоговое время резко сократилось, и многие малые предприятия не могут выйти из тени из-за страха конкуренции. В настоящее время это целая проблема на государственном уровне.

Постоянное отсутствие финансирования.

Весь стартовый капитал поступает в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает со временем обращения капитала. Таким образом, малому бизнесу необходимо взять кредит для бизнеса. Но недостатком является то, что, по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки за кредитование малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротами.

Изменчивость малого бизнеса.

Нестабильность малого бизнеса в результате отсутствия финансирования и части внешних факторов (инфляция). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России в конце концов становится банкротом или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

Основные характеристики малого бизнеса в России:

  1. Гибкость малого бизнеса. Малый бизнес быстрее адаптируется и перестраивается, что наглядно демонстрирует история развития малого бизнеса.
  2. Рентабельность малого бизнеса. Начать малый бизнес сравнительно легче, чем начать крупную компанию.
  3. Узкая специализация малого бизнеса. Именно узкая специализация малого бизнеса в полной мере способствует наилучшему удовлетворению потребительского спроса.
  4. Развитие регионального рынка. Малый бизнес играет важную роль в развитии регионального рынка, формировании местной инфраструктуры. Таким образом, транспортные расходы на межрегиональные перевозки также снижаются, а доля валового продукта региона увеличивается.

Проблемы малого бизнеса

Малый бизнес в России сталкивается с большими трудностями в своей деятельности.

Основные проблемы:

  1. Организационные, связанные с юридической регистрацией и регистрацией, открытием банковского счета.
  2. Материально-техническое обеспечение: отсутствие производственных мощностей и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защита деятельности.
  3. Финансовые (инвестиционные) проблемы. Регистрация предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление отношений с поставщиками.
  4. Кредитная ненадежность.

Представители предприятий сами распределяют свои проблемы по степени важности следующим образом:

  • Недостатки налоговой системы.
  • Недостаток оборотных средств.
  • Низкий платежеспособный спрос населения.
  • Высокая арендная плата.
  • Экономическая политика государства.
  • Недоступность кредитов.
  • Высокая стоимость сырья.
  • Слабое развитие внутреннего рынка.
  • Высокие тарифы на перевозку.
  • Недостаток производственных площадей.

Давайте подробнее рассмотрим основные проблемы предпринимательства.

Недостаток финансовых ресурсов.

Проблема нехватки финансовых ресурсов, как собственных, так и заемных, для расширения деятельности очень актуальна для бизнеса. По мнению экспертов, сегодня удовлетворяется лишь небольшая часть - около 30% существующей потребности в кредитах для малого бизнеса, а по микрокредитам (до 300 тыс. Руб.) - даже 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему предпринимателю.

Административные барьеры.

Одним из факторов является чрезмерное государственное регулирование предпринимательской деятельности - так называемые административные барьеры. Чем меньше в стране препятствий на пути создания компаний, получения лицензий, привлечения кредитов, регистрации прав собственности, найма работников, выхода на зарубежные рынки, чем комфортнее чувствует бизнес, тем эффективнее создаются рабочие места.

Уровень налогообложения, сложность налоговой и бухгалтерской отчетности.

Существующая громоздкая система заполнения налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов также вызывает множество жалоб. Таким образом, большинство индивидуальных предпринимателей перешли на эти специальные налоговые режимы.

Доступ к исполнению государственных заказов.

Специфика государственных нужд предполагает наличие потребностей, которые могут быть удовлетворены только малым бизнесом, поскольку такие заказы часто не представляют большого интереса для крупных компаний.

Проблема нежилых помещений для предприятий.

Существует значительный дефицит нежилых помещений, приспособленных для предпринимательской деятельности.

Нехватка нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, которые хотят начать собственный бизнес, так и успешно функционирующие предприятия, которым необходимы помещения для расширения своей деятельности.

Проблема продвижения товаров и услуг на рынке.

Многие предприниматели имеют ограниченные возможности в организации продаж товаров, организации рекламы и продвижения товара на рынке, испытывают трудности с поиском клиентов, установлением отношений с поставщиками и потребителями. Маркетинговые исследования хозяйствующих субъектов еще не стали обычной практикой, что повышает вероятность ошибочных решений и связанных с ними финансовых потерь.

Потребность в деловой информации.

Предприятиям необходимо своевременно получать полную и достоверную деловую информацию о различных аспектах ведения бизнеса для нормального функционирования рынка, для принятия управленческих решений.

Низкая квалификация персонала.

На предприятиях часто не хватает квалифицированных специалистов. В конкурентной среде лучшие таланты зарабатываются компаниями с большими бюджетами, которые могут предложить более высокую заработную плату и льготы.

Причины торможения развития

Анализ текущей бизнес-среды в стране позволяет выделить ряд причин, препятствующих прогрессивному развитию малого бизнеса в России:

  • Сложная финансово-экономическая ситуация в стране (инфляция, спад производства, высокие процентные ставки, слабая правовая защита предпринимателей).
  • Низкий уровень экономических и правовых знаний (отсутствие надлежащей деловой этики)
  • Негативное отношение определенной части населения.
  • Недостаточная проработка организационно-правовой базы.
  • Слабость механизма государственной поддержки малого бизнеса.
  • Резкий рост цен на все факторы производства в результате финансово-экономического кризиса.

Экономическая ситуация негативно сказывается на малом бизнесе во всех сферах. Инфляция и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. Прежде всего, предприятия, занимающиеся производством товаров для дома и бытового обслуживания населения, потребляют сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Нынешние экономические условия подрывают стимулы для предпринимательства, ослабляют предпринимательский дух.

Я сформулирую следующие проблемы малого бизнеса в России:

  • Налоги;
  • Законодательство;
  • Инфляция;
  • Экономическая ситуация в целом;
  • Поставки, дефицит;
  • Трудности с получением кредита и высокая процентная ставка по кредиту;
  • Неплатежеспособность партнеров, клиентов; <f> несовершенство банковской системы;
  • политическая ситуация;
  • Бюрократия;
  • Недостаток производственных площадей, офисов;
  • Действия правительства, власти;
  • Коррупция, взятки;
  • Недостаток материальных ресурсов;
  • Финансовая политика государства;
  • Действия Центробанка России;
  • Продажи, поиск клиентов, потребителей;
  • Высокие цены на сырье и материалы;
  • Монополия государства, государственных предприятий;
  • Разрыв экономических связей;
  • Недостаток культуры, опыта;
  • Дополнительные партнеры;
  • Имущественные проблемы;
  • Кадровые проблемы;
  • Недостаток собственных средств и т. д.

Перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, указывают на то, что условия, необходимые для развития предпринимательства в целом и малого предпринимательства в частности, еще не сформированы, несмотря на активную роль последних в экономике.

Государственная поддержка

Пресловутые «лихие девяностые» и все процессы, которые происходили с частным бизнесом в этот сложный период, привели к появлению ряда стереотипов в отношении предпринимательской деятельности в нашей стране. Самые, пожалуй, самые распространенные из них - это сложно для малого бизнеса, и в первую очередь - в финансовом отношении. И все потому, что начинающие предприниматели предоставлены самим себе, и их возможное финансовое благополучие - дело только самих частных предпринимателей, и никого другого.

Между тем прошло два десятилетия - и российская экономика сильно изменилась. Как и государственная экономическая политика. В настоящее время поддержка малого бизнеса является одним из ключевых направлений. В рамках этой поддержки в настоящее время действует несколько программ, которые находятся под пристальным контролем правительства России. Вот почему, прежде чем начать свой собственный бизнес, стоит ознакомиться со списком этих программ - возможно, именно благодаря им начинающий предприниматель ожидает финансового успеха.

В настоящее время государственная поддержка малого бизнеса регулируется ФЗ-209, а также рядом других нормативных правовых актов - региональных и местных. Каждая из реализованных программ характеризуется своей продолжительностью, собственным бюджетом и особенностями.

Кроме того, система государственной поддержки предпринимателей включает ряд учреждений (как коммерческих, так и некоммерческих), которые выступают в качестве подрядчиков:

  • Банки,
  • Инвестиционные фонды,
  • Венчурные фонды,
  • Бизнес-школы,
  • Общественные организации,
  • Государственные учреждения.

Они были созданы специально для того, чтобы служить связующим звеном между государством и предпринимателями. С каждым годом система взаимодействия всех звеньев этой цепочки упрощается, а само взаимодействие становится все более и более эффективным. Одним словом, есть все основания полагать, что финансовая поддержка малого бизнеса в 2015 году в той или иной степени станет доступной подавляющему большинству российских предпринимателей.

На какую финансовую помощь может рассчитывать российский предприниматель?

Если гражданин Российской Федерации уже зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (для которого имеется соответствующее подтверждение в форме записи в USRIP) или выступает учредителем ООО, то он имеет полное право обратиться к Государство на материальную помощь - это субсидия. Основным условием получения субсидии для малого бизнеса является то, что регистрация физического / юридического лица состоялась не ранее, чем два года назад: в этом случае предприниматель считается начинающим и подпадает под действие программы.

Какая финансовая помощь может быть предоставлена? Это зависит от многих факторов, не в последнюю очередь - от региона, в котором зарегистрирован бизнес. Так, для столицы максимальный размер субсидии составляет полмиллиона рублей, для субъектов федерации - 300 тысяч рублей.

Важно понимать, что государство выдает средства предпринимателю на условиях софинансирования, то есть невозможно открыть бизнес под ключ на выделенную сумму - вы также должны инвестировать собственные средства.

Кроме того, эта субсидия является целевой: существует регламентированный перечень областей, в которых она может быть потрачена:

  • Оплата аренды (если она не более 3 600 рублей за «квадрат» в год);
  • Покупка основных средств;
  • Оснащение рабочих мест;
  • Закупка сырья и материалов (на эти цели можно потратить не более одной пятой выделенных средств).

О том, что субсидия, полученная предпринимателем, было потрачено на цели, указанные в списке, и больше нигде ему не придется сообщать - представлять документальное подтверждение расходов контролирующему органу.

Итак, государственная поддержка малого бизнеса в нашей стране действительно существует. Главное знать, где его искать. И, конечно же, есть большое желание развиваться и вносить вклад в экономику страны.

Вывод:

При написании курсовой работы я попытался раскрыть темы, которые я выделил в начале, а именно:

  • Изучил особенности малого бизнеса;
  • выявленные проблемы;
  • Рассмотрены причины торможения развития;
  • заглянул в историю малого бизнеса.

Я определил, что малый бизнес играет довольно большую роль в экономике. Он является неотъемлемой частью и затрагивает все сферы нашей жизни: экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т. д. Обеспечивает стабильность рыночных отношений, втягивает большинство граждан страны в эту систему отношений, открывая собственный бизнес, обеспечивая высокий уровень Эффективность производства за счет глубокой специализации и кооперации производства, что благотворно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Перспективы в малом бизнесе всегда рассчитаны на тех, кто заранее готовится ко всем ситуациям, минимизирует затраты, не обременен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет инновационные технологии в производственный процесс и всесторонне изучает рынок своей деятельности и больше ориентируется на конечный результат.