Российский малый бизнес: эволюция, особенности, перспективы развития и проблемы государственной поддержки

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Формирование цен на ресурсы: теория предельной производительности
Фискальная политика в России: цели и методы реализации
Деньги: функции и роль в экономике
Классическая и кейнсианская трактовки макроэкономики


Введение:

Актуальность темы курсовой работы «Российский малый бизнес: проблемы и перспективы» обусловлена ​​ролью малого бизнеса во всех экономически развитых странах. Россия в этом смысле не является исключением, поскольку развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы должны поддерживать развитие малого бизнеса в России.

Система государственной поддержки должна постоянно развиваться и совершенствоваться, чтобы малый бизнес мог развиваться дальше.

Предметом исследования курсовой работы является:

  1. Понятие критериев отбора малого бизнеса.
  2. доля малого бизнеса.
  3. проблемы малого бизнеса
  4. перспективы малого бизнеса

Цель курсовой работы - показать возможности улучшения развития малого бизнеса в России.

Значение малого бизнеса в современной экономике России

Понятие и критерии отбора малого бизнеса в России

Слово «бизнес» можно услышать в повседневной жизни так же часто, как «деньги, работа, семья». Так что же на самом деле скрывается под этим словом? Одно из самых распространенных определений бизнеса говорит вам и мне, что «бизнес» - это любая деятельность, направленная на получение прибыли путем предоставления другим людям необходимых товаров и услуг. Важной частью структуры бизнеса, о которой я хотел бы поговорить, является «малый бизнес».

В нашей стране согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятому 14 июля 1995 г., субъекты малого предпринимательства понимаются как коммерческие организации, в уставном капитале которых участвует Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, общественные и религиозные организации, благотворительные и другие фонды не превышают 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в оптовой торговле - 50; в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 30; в других отраслях и в других видах деятельности - 50 человек. Несовершенство критерия численности работников и других критериев также очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды обслуживаются несколькими рабочими.

По-видимому, нет универсальных критериев отбора малых предприятий, которые позволили бы точно сортировать предприятия. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь именно на численность работников, определить для каждой отрасли с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя отнести к категории мелких. В случае возникновения спорных вопросов, решайте их индивидуально.

Доля малого бизнеса в современной российской экономике

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), США и Японии на долю малых и средних предприятий приходится около 50% общей занятости. Их доля в ВВП превышает 50% развитие малого бизнеса в России значительно отстает по сравнению с рядом развитых стран. В рамках самого важного конечного показателя - ВВП, доля малых и средних предприятий в России составляет всего 10-11%, тогда как в развитых странах она составляет 50-60%.

К сожалению, за последние годы в России не произошло существенных изменений. По состоянию на конец 2004 года - начало 2005 года общее количество малых предприятий составило 953,1 тыс. Человек или 6,64 на 1000 жителей; Численность занятых в них (в среднем за 2004 год) - 7815 тыс. человек, или 10,7% от экономически активного населения страны. По численности работающих в 2004 году промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. Человек), что, на наш взгляд, также недостаточно. Наибольшую долю по количеству занимают торговля и общественное питание (2629,8 тыс. Человек или 33,6%). В то же время численность занятых на малых предприятиях, а также объемы производства растут незначительно, а в некоторых секторах практически не меняются.

Эти данные позволяют сделать вывод, что в нашей стране имеются большие резервы для роста малого бизнеса. Темпы роста этой сферы экономической деятельности в России в ближайшие годы будут определять развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния россиян.

Малые предприятия эффективны не только в сфере потребления, но и в качестве производителей отдельных агрегатов и небольших механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которой невыгоден для крупных предприятий. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малого бизнеса в экономике. В этой области есть большие запасы, которые можно поставить на службу России.

Проблемы и перспективы малого бизнеса

Проблемы малого бизнеса в России

Во время перехода к рыночной экономике Россия столкнулась со многими проблемами, которые необходимо было решить как можно быстрее. Прежде всего, необходимо было определить права собственности и решить, кому будет разрешено владеть предприятиями, принадлежащими государству, как, по какому механизму и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Рынки капитала, банковская, финансовая и валютная системы также должны были быть созданы. Необходимо было разработать эффективные системы планирования и учета, чтобы оценить ценность фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующее законодательство, чтобы узаконить новые формы экономических отношений, новые виды собственности и новые виды сделок.

Необходимо было выбрать и подготовить менеджеров, способных работать в рыночной системе и конкурировать в своей стране и на мировом рынке. Также необходимо было заставить население признать новые правила игры.

Задача состояла в том, чтобы сформулировать политику в области конкуренции и регулирования и найти способ решения проблем, возникающих в результате простой приватизации гигантских неэффективных предприятий, которая создает систему гигантских неэффективных частных монополий.

Необходимо было определить порядок государственного прекращения субсидий различным отраслям промышленности и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование государственной деятельности.

Наконец, необходимо было решить, будет ли разрешено закрытие неконкурентных фирм и, если да, то когда это произойдет, и создать службы социальной помощи, которые позволят решить социальные проблемы, возникающие в результате неизбежного экономического дисбаланса, как во время переходного периода. период и после его завершения.

Большинство из этих проблем также относятся к малому бизнесу.

Проблемы его дальнейшего развития в России остаются в основном такими же, которые отмечены в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:

  • недостаточный начальный капитал и собственные оборотные средства;
  • трудности в получении банковских кредитов;
  • усиление давления со стороны криминальных структур;
  • нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
  • трудности в получении помещений и чрезвычайно высокая арендная плата;
  • ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
  • отсутствие надлежащей социальной защиты и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и т. д.

Не случайно 2-я Всероссийская конференция малых предприятий (март 2001 г., Москва) получила название «Разумное регулирование цивилизованного предпринимательства». Цель конференции - выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.

Дело в том, что среди проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, чрезмерные административные барьеры стоят на втором месте после налогового бремени. Они не только препятствуют развитию предпринимательства, но и создают еще одну государственную проблему, заставляя малые предприятия уходить в теневую экономику.

В начале 2003 года Министерство экономического развития и торговли от имени Президента Российской Федерации провело инвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, сколько людей имеют непосредственное отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что в России нет общей системы государственного контроля. Контролировать и контролировать все и вся. В 43 федеральных министерствах и ведомствах действуют 65 инспекционных организаций. Только в 55 из них работают 1056 тысяч человек. Более 423 тысяч из них наделены правом прямого государственного контроля, остальные обслуживают их.

В регионах есть свои контрольные органы. В одной только Москве их 29, а госслужащих в этой массе контролеров всего 18 тысяч человек, остальных привлекают специалисты, которые не столько озабочены чеками, сколько банальным зарабатыванием денег, предоставляя коммерческие услуги участникам рынка. Существует мало сомнений в том, что эти многочисленные аудиторы сосредоточены на малых предприятиях, ограничивая и часто ограничивая их деятельность.

Эксперты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% ВВП.

По данным журнала «Эксперт», доля теневой заработной платы снизилась с 35,2% в 2000 году до 27–28% в 2002 году, все еще занимая значительную долю. Это в первую очередь относится к малому и среднему бизнесу в России.

Есть три основные причины этой ситуации:

  1. сохраняющиеся высокие налоговые ставки и, прежде всего, единый социальный налог, который не позволяет эффективно капитализировать предприятие;
  2. недоверие к власти, недоверие к стабильности социально-экономической ситуации;
  3.  страх перед криминальными структурами.

По степени значимости некоторые авторы ранжируют основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:

  1. высокий уровень налогообложения;
  2. недоступность кредитных ресурсов;
  3. административные барьеры.

Здесь, как видим, второе место среди проблем развития малого бизнеса в России занимает недоступность финансовых ресурсов. По словам А.В. Рунов, председатель правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, 13-15 тысяч предпринимателей имеют свободный доступ к финансовым ресурсам каждый год. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, покрывают только 1% потенциального рынка.

Малый бизнес в России сталкивается с большими трудностями в своей деятельности. Основная проблема заключается в недостаточной ресурсной базе, как материально-технической, так и финансовой. На практике речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор в основном отсутствовал у нас. Это, в частности, означало отсутствие подготовленных предпринимателей. Большая часть населения, которая жила от зарплаты до зарплаты, не могла иметь запас средств, необходимых для начала собственного бизнеса. Эти средства теперь должны быть найдены. Понятно, что крайне жесткий государственный бюджет не может стать их источником. Мы можем только надеяться на кредитные ресурсы. Но они незначительны и, кроме того, чрезвычайно сложны в реализации при наличии постоянной и растущей инфляции.

Ситуация вряд ли может серьезно измениться в правильном направлении, если не окончательно перейти от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. Нет оснований рассчитывать на значительное увеличение материальных, технических и финансовых ресурсов, доступных для этого, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Между тем, эффективность инвестиций в основной капитал малых предприятий подтверждается данными одноразового опроса по результатам их работы в 2000 году.

Малые предприятия вкладывают почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал в активную часть основных средств - машины, оборудование, инструменты и инвентарь, тогда как для всех инвестиций в основной капитал для этого вида основных средств активы составляют только 35,7%.

В то же время эти предприятия направляют 26,5% инвестиций в пассивную часть основных средств - зданий и сооружений, а 43,6% всех инвестиций в основной капитал приходится на этот тип основных средств. Это говорит о том, что малые предприятия имеют равные условия для лучшего и более эффективного использования инвестиций, поскольку именно машины и оборудование, а не здания, создают реальные продукты.

Если доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций в 1996 г. составляла 6,8%, в 1997 г. - 5,4, в 1998 г. - 4,7, то в 1999 и 2000 гг. Она снизилась до 2,6 и только в 2003 году 3,2%. Если принять во внимание, что доля малых предприятий в общем объеме производства в эти годы составляла 10-12%, то ясно, что при соответствующем увеличении инвестиций в основной капитал этих предприятий они могли бы значительно увеличить объемы производства. Эти данные также показывают, что при относительно низких инвестициях малые предприятия получают более высокую прибыль, чем крупные.

Тщательно откалиброванная, последовательно соблюдаемая система отбора необходима для предоставления ощутимых приоритетов тем, кто более полезен для общества. Сегодня это означает предпочтение сферы производства над сферой обращения с детальной дифференциацией самого производства на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем сдвигов и тенденций.

Необходимо создать механизмы льготного кредитования, налогообложения, различные виды льгот, в том числе связанные с внешнеэкономической деятельностью. Их смысл заключается в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема - это правовые рамки, на которые теперь может положиться малый бизнес. Пока что, мягко говоря, он несовершенен, и во многих очень важных положениях он вообще отсутствует. Сложность заключается в том, что, во-первых, нет единой единой законодательной базы для текущей деятельности отечественных малых предприятий, а во-вторых, существующие разрозненные нормативные акты далеки от полной реализации.

В настоящее время малый бизнес находится в условиях, очень далеких от тех, которые должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, существует тенденция все больше и больше окружать ее старой структурой системы планирования и управления, с ее почти всеобъемлющим планированием и строгим регулированием с помощью лимитов, средств и т. д.

Нет системы для углубленного анализа деятельности малых предприятий, нет надлежащего учета результатов их работы, практически нет отчетности по тем показателям, которые дают этим предприятиям право пользоваться налоговыми льготами.

Материально-техническое обеспечение малого бизнеса осуществляется в недостаточных объемах и вне времени. Нет машин, оборудования, приборов, предназначенных для таких предприятий и с учетом их специфики. Доступ к высоким технологиям для них ограничен, так как их покупка требует значительных единовременных финансовых затрат.

Другая проблема - персонал. К сожалению, квалифицированных предпринимателей гораздо меньше, чем действительно нужно экономике.

Сложная проблема также связана с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что система социальных гарантий и социального обеспечения, существовавшая ранее на основе распределения государственных средств, практически подорвана в современных условиях. По сути, необходимо заново выстроить эту систему по отношению ко всему обществу, а тем более по отношению к предпринимателям - новый социальный слой.

В первой половине 2005 года Всероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» совместно с ВЦИОМ провели исследование условий функционирования малого бизнеса в стране.

Выяснилось, что основным источником финансирования малого бизнеса является его собственная прибыль. Для этого треть предпринимателей используют личные сбережения, и только 16% используют кредиты, полученные от банка. В целом, только 26% российских малых предпринимателей имеют опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса. В то же время 24% сообщили, что пытались использовать кредиты банка, но либо условия получения кредита были невыгодными, либо банк отказался от кредита. Основными причинами невозможности получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а более четверти предпринимателей (27%) - невозможность предоставить залог в тех размерах, которые требуются банкам.

При кредитовании малого бизнеса российские банки устанавливают непомерные требования к залогу, завышают стоимость кредитования, долго колеблются, прежде чем ответить на запрос малого бизнеса о кредите. Самое неприятное, что малые предприятия, которые долгое время обслуживались этим банком, не имеют больше привилегий, чем новые клиенты.

Как правило, малый и средний бизнес получает только расчетно-кассовое обслуживание в банках. Проведенное в конце 2005 года исследование, в ходе которого были опрошены главные бухгалтеры и финансовые директора 200 московских малых и средних предприятий, показало, что банковские услуги, такие как проекты кредитования и начисления заработной платы, используются в основном из-за политики самих банков. И это несмотря на то, что малые предприятия являются наиболее постоянными и надежными банковскими клиентами: 65% таких предприятий работают с банками более трех лет, 2,2% - от одного до трех лет и только 13% - меньше одного год. Более того, более половины предприятий (51%) пользуются услугами только одного банка. При выборе банка малый и средний бизнес руководствуется в основном качеством обслуживания (более 1/4 респондентов), а также финансовым состоянием и надежностью банка (еще 1/4 респондентов) , Ценовой фактор вторичен: только 20% респондентов назвали его фактором, определяющим выбор банка.

Сотрудничество с одним банком позволяет малому и среднему бизнесу сократить расходы на управление банковскими счетами, снизить риск утечки информации о бизнесе. Кроме того, в этом случае предприятия надеются получить определенные льготы, хотя, как правило, они не получают таких льгот.

Есть несколько причин, по которым большинство предприятий недовольны качеством кредитования. Во-первых, как мы уже говорили выше, это отсутствие кредитных льгот для предприятий, которые давно работают с определенным банком.

Во-вторых, малый и средний бизнес недоволен необходимостью подготовки значительного пакета документов и продолжительностью рассмотрения их заявок.

В-третьих, искусственное сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогового обеспечения, в то время как список имущества, принимаемого в качестве залога, сужается, вызывает недовольство клиентов. В значительной степени это относится к «старым» клиентам, которые обслуживались этим банком более трех лет.

В-четвертых, малый и средний бизнес недоволен качеством банковских услуг. Прежде всего, это касается скорости и условий обслуживания, стоимости услуг.

Справедливости ради следует отметить, что ряд московских банков предпринимают определенные действия по улучшению обслуживания своих клиентов из числа малых и средних предприятий. Так, городской клиентский банк «Стройкредит» и некоторые другие назначают персонального менеджера каждому из своих клиентов.

Время обслуживания клиентов увеличивается, принимаются меры по сокращению сроков рассмотрения заявок на кредиты, внедряются упрощенные технологии кредитования и т. д.

Все эти меры улучшат общее кредитование малого бизнеса.

На какие цели используют кредит предприниматели, которым удалось его получить? Более половины предпринимателей (56%) использовали заемные средства для пополнения оборотных средств, а почти треть - для приобретения материальных активов, в том числе зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и, в некоторых случаях, земли. И 8% опрошенных предпринимателей приобрели нематериальные активы за счет заемных средств - лицензии, сертификаты, патенты, товарные знаки, интеллектуальную собственность - результаты НИОКР, программное обеспечение и т. д.

Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным и офисным помещениям. Такие районы во многих регионах либо имеют большой дефицит и, как следствие, являются чрезмерно дорогими, либо их покупка или аренда связана с необходимостью преодоления зачастую искусственных административных барьеров. Так, более половины опрошенных предпринимателей (55%) заявили, что в регионе существует рынок недвижимости, но цены на недвижимость непомерно высоки и недоступны для малого бизнеса. И почти 16% респондентов заявили, что в регионе практически нет рынка коммерческой недвижимости, а помещение можно приобрести только через чиновников.

Бремя арендной платы также непомерно. Более половины (54%) респондентов тратят 30% (почти треть!) Всех расходов компании на аренду, а 18-50% и более. О каком развитии малого бизнеса можно говорить здесь?

Еще одной проблемой развития малого бизнеса в России, выявленной в ходе исследования, является взаимодействие предпринимателей с местными органами власти и контролирующими органами. Мелкие предприниматели особенно обеспокоены проверками, которые часто связаны с необоснованными претензиями и прямым вымогательством. В 2004 году в среднем по России каждое малое предприятие проверялось 5 раз, а в Тамбовской, Ростовской и Московской областях и в Мордовии - по 10 раз. Проблемы с чиновниками часто решаются с помощью взяток. Почти 10% выручки тратится средним малым бизнесом на взятки различным чиновникам и инспекторам.

Правовая защита мелких предпринимателей особенно неудовлетворительна в стране. Более 60% опрошенных самих предпринимателей не заинтересованы в обращении в суд. Какие методы защиты своих прав предпочитают мелкие предприниматели? Прежде всего, это обращение к посредникам из силовых структур. Другими словами, альтернативой суду по сути является коррумпированный государственный аппарат.

Помимо связи с посредниками из государственных органов, 14% респондентов заявили, что обращаются к посредникам из криминальных структур для решения своих проблем, а 16% - к высшим должностным лицам. И только 11% респондентов надеются на помощь бизнес-ассоциаций.

Это не хорошо в малом бизнесе и в конкурентной ситуации. Исследования показывают, что региональные и муниципальные власти являются основными препятствиями для честной конкуренции и доступа на рынки. Так, областная администрация (20% респондентов), администрация города или населенного рынка (20%), а также крупные компании - монополисты (24%) затрудняют доступ к определенным рынкам. Две трети респондентов (65%) указали, что представители администраций используют свою официальную позицию для поддержки отдельных фирм. Наиболее проблематичной отраслью в этом опросе были строительно-монтажные работы: 43% представителей этой отрасли заявили, что региональные власти, имеющие собственные коммерческие интересы на этом рынке, в той или иной степени препятствуют работе независимых малых предприятий.

Подводя итог некоторым исследованиям малого бизнеса в России, следует отметить, что существует значительная разница в отношении к малому бизнесу в разных регионах. В некоторых регионах проблемы его развития в основном связаны с бюрократическим произволом. В других регионах интенсивная конкуренция становится основным барьером для выхода на рынок. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития бизнеса в целом и малого бизнеса в частности наблюдаются там, где к власти пришли прагматичные люди из бизнеса.

Определенную роль в решении проблем малого бизнеса сыграла реформа по снижению административных барьеров, которая началась в 2001 году с принятия Закона об инспекциях и проверках. Впоследствии были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения и о техническом регулировании. Данные опросов представителей малого бизнеса, проведенных Центром экономического и финансового развития с 2002 по 2005 год включительно, показали, что есть определенные, но пока не достаточные, положительные изменения.

Таким образом, количество проверок и время, затрачиваемое этими проверками у предпринимателей, несколько сократилось. Согласно последним данным, 73% лидеров малого бизнеса тратят на проверки менее 5% своего времени по сравнению с 50% четыре года назад.

Упрощение процедуры лицензирования, ее частичное аннулирование и продление срока действия лицензии привело к тому, что доля малых предприятий, обратившихся за лицензиями, снизилась с 31 до 14%. В то же время, есть случаи, когда некоторые чиновники выдают лицензии на право осуществлять розничную торговлю, тогда как этот вид деятельности малого бизнеса вообще не лицензируется.

За прошедшие годы доля малых предприятий, использующих упрощенную схему налогообложения, значительно возросла. Сейчас его используют более 60% предприятий, которые имеют на это право.

Еще много проблем, которые мешают дальнейшему развитию малого бизнеса в стране. Основным является покупка и аренда помещений и земельных участков, как для производственной деятельности, так и для офисов. Следует отметить, что за последние два года время, затраченное предпринимателями на покупку помещений и земли, увеличилось почти в 10 раз. Помимо того, что недвижимость становится дороже, ее приобретение или аренда усложняются, что является благодатной почвой для коррупции чиновников. Согласно некоторым исследованиям, коррупционный бюджет в России с 2003 по 2005 год увеличился в 11 (!) Раз. Президент Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» С. Борисов полностью с этим согласен. Особенно серьезной является ситуация с бизнес-климатом на таких территориях, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Красноярский край. Начать новый бизнес здесь, открытие нового предприятия бесполезно. В основном, здесь работает торговый бизнес, а инновационные и производственные сферы, по сути, не развиваются, поскольку нет возможностей для развития.

Можно также сделать вывод, что на федеральном уровне в России делается очень много для малого и среднего бизнеса. Исследования Всемирного банка показывают, что бизнес-среда в России значительно улучшилась за три года. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, подталкивают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Что касается недвижимости, недвижимости и аренды, то необходимо разработать и включить четкий механизм покупки недвижимости, ее регистрации, создания рынка коммерческой недвижимости для мелких предпринимателей. Необходимо создать дальновидную инфраструктуру для местных властей. То же относится и к аренде земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске недвижимости.

Также необходимо упростить процедуру банкротства. Это совершенно нормально, когда предприятия рождаются и умирают в сфере малого и среднего бизнеса. Это закон рыночной экономики. Например, в США ежегодно рождается около 500 тысяч малых предприятий и примерно столько же умирает. Там очень легко ликвидировать предприятие.

Здесь очень сложно закрыть предприятие. Поэтому статистические данные и реальное положение дел в сфере малого бизнеса в России существенно различаются. Эта проблема должна быть решена.

Тот факт, что основным препятствием для роста малого бизнеса в стране стала отечественная бюрократическая система (точнее, коррупция и административное давление), подтверждается исследованием «Что мешает развитию российского бизнеса?» Осуществляется Ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги» в III квартале 2005 года. По результатам исследования такой фактор, как общая политическая и экономическая нестабильность, успешно переместился со второго на четвертое место. Это свидетельствует о том, что по сравнению со II кварталом 2005 года ситуация в бизнес-среде в целом несколько улучшилась. Налогообложение по-прежнему находится на первом месте среди факторов, сдерживающих развитие бизнеса. Его оценка важности составляет около 63%. По-прежнему высок рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров - почти 46%. В общем, идея составления рейтинга факторов, сдерживающих развитие бизнеса в России.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в восстановление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такой ситуации заключается в том, что государственная поддержка малого бизнеса не получила должного развития. Между тем, эти предприятия, как наиболее нестабильная предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в диверсифицированной государственной поддержке.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий в этой сфере. Созданы ассоциации малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого бизнеса, различные фонды для развития и поддержки малого бизнеса. По мнению В.А. Рубе, 10 различных организаций в настоящее время занимаются проблемами малого бизнеса в России, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд помощи малым предприятиям в науке и технике (плюс 58 региональных отделений) Российская ассоциация развития малого бизнеса (плюс 58 региональных филиалов) и т. д. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса занимаются своими проблемами и не оказывают реальной помощи малому бизнесу.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, и малые предприятия не всегда могут их предоставить. Профсоюзы малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают гарантами по таким кредитам. Специальных банков для обслуживания малого бизнеса нет. Малые предприятия оказываются в особенно сложной ситуации: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с другими предприятиями.

В портфелях большинства российских банков кредиты малому бизнесу составляют весьма скромную долю. Таким образом, у Оргресбанка 5%, у Авангард Банка менее 0,5% ». Доля кредитов малому бизнесу заметна только у Пробизнесбанка (20%) - редкое исключение. В определенной степени это связано с размером минимальной суммы кредита, при которой банки считают это невыгодным для себя. Так, для Пробизнесбанка эта сумма минимальна - 10 тысяч долларов, для БИН-Банка и Авангард Банка - 20 тысяч, для Оргресбанка - 100 тысяч долларов.

Российские банки выдают небольшие кредиты малым предприятиям под более высокие процентные ставки, чем крупные кредиты крупным предприятиям. Так, в КМБ-Банке проценты по кредитам до 1000 долларов составляют 24% годовых и до 30 тысяч рублей. - 36%. Если кредит больше, то проценты уже составляют 15 и 28% годовых.

Одной из причин высоких процентных ставок по кредитам для малого бизнеса является высокий риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильно и неопределенно, а низкая капитализация значительно увеличивает риск невозврата кредитов.

Малые предприятия также нуждаются в информационных услугах, обучении персонала, льготных банковских кредитах и ​​другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансовой и кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные кредиты. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный период по более низким процентным ставкам, чем те, которые работают на рынке частных займов. Гарантированные кредиты предоставляют кредиторам государственные гарантии до 90% заемного капитала. Таким образом, государство пытается заинтересовать частные банки, торгово-промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала малым фирмам.

Существуют и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: предоставление государственных заказов (если такая необходимость возникает), предоставление специальных льгот предприятиям, созданным в отсталых регионах со слабо развитой промышленностью, и т. д. Сейчас малый бизнес развивается в основном в посредничестве. Сфера и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте оборудования и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических инноваций и информации, не осваивается. Это связано, с одной стороны, с недостаточным вниманием к таким проблемам структур государственного управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой - с монополией государственных научно-исследовательских институтов, которая сосредоточили весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополии государственного сектора в науке и отсутствию инновационных структур в материальной сфере.

В целях развития малого предпринимательства и обеспечения его государственной поддержки Правительством Российской Федерации был принят ряд специальных указов. В Указе «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. В этом документе также определены приоритеты развития малого бизнеса. К ним относятся производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, в том числе товаров с экспортным потенциалом, предоставление продукции, коммунальных и бытовых услуг, строительство жилья и промышленных объектов. Эти приоритеты остаются в силе и сегодня.

12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Закон определил формы и методы государственного регулирования и стимулирования малого бизнеса, разграничил полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами.

Законом названы наиболее важные направления государственной поддержки малого бизнеса:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
  • создание льготных условий для использования малыми предприятиями государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; • введение упрощенной процедуры регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий, в том числе содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными странами;
  • организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

В том же году был принят другой Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для малого бизнеса». В результате на сегодняшний день в России разработаны и действуют три системы налогообложения малого бизнеса.

Общепринятая система, в которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог и т. д.). В дополнение к общему, малые предприятия получают особые преимущества. Таким образом, для НДС с 1 января 2001 года они облагаются необлагаемым минимумом.

Упрощенная система налогообложения в виде единого налога на доходы или доходы малых предприятий (Закон 1995 года).

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объект налога здесь признается как потенциально возможный (вмененный) доход, рассчитанный на единицу физического показателя, который корректируется путем увеличения (уменьшения) коэффициентов.

Разработаны федеральные программы поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы» и «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы». В соответствии с последним, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства выделил 386,6 млн. Рублей из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы. Однако из-за отсутствия адекватного финансирования, а также из-за несогласованности действий исполнителей запланированных мероприятий эта федеральная программа не была реализована. Из 81 запланированных мероприятий только 53% были выполнены полностью, 25 частично, и 22% запланированных мероприятий не были выполнены. Ситуация с третьей программой была еще хуже. Он не был своевременно принят Государственной Думой из-за отсутствия средств из федерального центра. Но эти затраты могут окупиться во много раз.

Внимание также уделяется развитию малого бизнеса в регионах России. Практически во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, в более чем половине из них созданы специальные органы и фонды для его поддержки. Крупнейший регион России, Москва, где сосредоточена четверть всех малых предприятий, на конец 2004 года занимал первое место среди регионов по развитию малого бизнеса (196,7 тыс. Предприятий). Далее следуют: Санкт-Петербург (105,7 тыс.), Московская область (39,7 тыс.), Краснодарский край (36,8 тыс.), Регионы - Самара (32,4 тыс.), Свердловская (28,6 тыс.), Ростовская (25,7 тыс.).

Правительство Москвы уделяет внимание развитию малого бизнеса. В Правительстве Москвы создан Департамент по развитию и поддержке малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства. Развитию малого бизнеса в Москве способствуют Московская торгово-промышленная палата, Московская лизинговая компания, Московское агентство по развитию предпринимательства и др. При мэре Москвы существует общественный экспертный совет по малому бизнесу.

Москва пытается создать свои специфические условия для развития малого бизнеса. Закон г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве» был принят и действует, в соответствии с которым столица использует собственные правила создания, регистрации, лицензирования и налогообложения субъектов малого предпринимательства, что способствует их развитию. Были приняты пять комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в Москве (1994–1995, 1996–1997, 1998–2000, 2001–2002, 2003–2009 годы).

Несмотря на достаточно большое внимание к вопросам развития малого бизнеса, малые предприятия в столице сталкиваются с теми же проблемами, что и в целом по стране.

Среди них:

  • несовершенная система налогообложения;
  • отсутствие надежных правовых гарантий, явное несоответствие отдельных нормативных правовых актов;
  • финансовые трудности при получении банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования; неравенство в доступе к различным материальным ресурсам, их высокая стоимость;
  • трудности с арендой и покупкой помещений, их высокая, зачастую недоступная цена;
  • постоянные криминальные угрозы.

Помимо федеральных и региональных организаций, многие неправительственные организации работают над поддержкой малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако малые предприятия не получают от них значительной помощи или получают очень мало.

Федеральные законы от 8 августа 2001 года направлены на устранение ненужных административных барьеров на пути развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса:

  • «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;
  • «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;
  • «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.

Основной целью Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» является устранение административных барьеров, препятствующих или ограничивающих предпринимательскую деятельность. Закон в значительной степени пересмотрел существующие ранее подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничил количество оснований для внеплановых проверок и предусматривал ответственность контрольных (надзорных) органов в случае ущерба, причиненного их неоправданными действиями. О значимости этого закона можно судить по тому, что в стране существует около 80 государственных служб, так или иначе связанных с малым бизнесом.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» количество лицензируемых видов деятельности значительно сократилось, а сама процедура лицензирования была упрощена. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.

Наконец, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» значительно упрощает условия регистрации: срок регистрации ограничен пятью днями. Основания для отказа или искусственного продления сроков государственной регистрации существенно ограничены. Функции по регистрации предприятий в соответствии с законом передаются от регистрационных палат налоговым инспекциям. При Правительстве Российской Федерации создан Совет по предпринимательству, который призван обеспечить взаимодействие между исполнительной властью и малым, средним и крупным бизнесом. И у малого бизнеса в нашей стране много проблем. Если в странах ЕС и Японии количество малых предприятий на 1000 жителей достигает 45-50, то в России на шесть жителей приходится всего шесть предприятий. Чтобы приблизиться к стандартам Европейского Союза, в нашей стране должно быть не менее 5 миллионов малых предприятий. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% от общего числа работников, а доля малых предприятий в ВВП составляет более 50%. В России каждый из этих показателей не превышает 10%.

Причины такой ситуации известны: сложность получения банковского кредита и его высокая ставка дисконта, недоступная аренда, сложная и длительная процедура регистрации малых предприятий, трудности с получением юридического адреса, неразвитая структура продаж и невыносимое налоговое бремя. Преодоление этих проблем откроет возможности для дальнейшего развития малого бизнеса в России.

Одним из направлений поддержки малого бизнеса в Москве является развитие инфраструктуры. В настоящее время определено окончательное количество единиц инфраструктуры, необходимых для малых предприятий в столице. Ключевым элементом этой инфраструктуры является Московский центр развития предпринимательства, идеология которого - объединить все организации, предоставляющие услуги малому бизнесу, в одном месте. Среди эффективно работающих организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса можно назвать Межрегиональный маркетинговый центр «Москва», который позволил продвигать тысячи продуктов московских предприятий в регионы России, а также Межрегиональный центр субконтрактации и промышленности. Партнерство, в базе данных которого более 1600 были размещены только в прошлом году. заказы для малого бизнеса, что помогло наладить связи между малым и крупным бизнесом.

Финансовая поддержка малого бизнеса по-прежнему актуальна. К сожалению, наблюдается снижение инвестиций малых предприятий в основной капитал: по отношению к общей базе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве - с 34 до 22%, и только в торговые инвестиции увеличились с От 18 до 29%. В 2003 году к финансированию было рассмотрено 742 проекта малых предприятий города, из которых 257 проектов получили гранты. За два года были выделены гранты на 551 проект. Кроме того, 76 венчурных проектов получили субсидии, а 234 проекта получили кредиты от муниципальных фондов. Основными получателями штрафов были: торговля - 19,1%, производство - 14,6, инновации - 14%. Рост инвестиций в промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и инновационный бизнес сегодня актуален. Новая программа предоставляет достаточно ресурсов для привлечения малого бизнеса в эти области.

Одним из основных направлений Комплексной программы является создание единого информационного пространства для предпринимателей, свободного доступа к ресурсам и объединенных массивов деловой информации. Сеть бизнес-интернет-центров уже создана в Москве. Также была проделана значительная работа по созданию сети для предоставления информационных и консультационных услуг (уже открыто 27 муниципальных и межрайонных агентств по развитию бизнеса).

Основными нерешенными проблемами в сфере малого предпринимательства, которые в основном связаны с несовершенством федерального законодательства, являются недостаточная нормативно-правовая база, обременительная налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения и неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Бизнес. Использование нежилых помещений остается серьезной проблемой для развития малого бизнеса. Концепция обеспечения малых предприятий нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, предполагает, что эта проблема будет решена путем создания бизнес-центров, производственных и технологических зон, торговых предприятий «в шаговой доступности».

Новая Программа поддержки малого бизнеса в Москве предусматривает такие приоритеты, как поддержка малого бизнеса, работающего в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сбор и переработка вторичного сырья и работа в малой местной энергетике, а также поддержка предприятий, предоставляющих широкий спектр услуг. Сервисы.

Еще одним приоритетом является информационная поддержка малого бизнеса, в первую очередь создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. В результате реализации Программы все меры поддержки должны охватить от 60 до 120 тысяч малых предприятий города. За счет развития существующих и создания новых предприятий планируется увеличить количество рабочих мест в непристойном бизнесе до 2 млн., Общий вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт увеличится на 30%.

Малый бизнес в России возлагает определенные надежды на вновь созданные особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону, зоны могут быть двух типов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, освобождаются от налога на имущество и земельного налога на 5 лет. Ввозимое оборудование и запасные части к нему, ввозимые ими, освобождаются от уплаты таможенных пошлин на все время пребывания на территории особой зоны. Кроме того, участники зоны технологий и инноваций получают возможность платить единый социальный налог по сниженной ставке 14% вместо обычной 26.

Для резидентов промышленных и производственных ОЭЗ установлена ​​ускоренная процедура признания затрат на НИОКР и снято ограничение в 30% на перенос убытков в последующие налоговые периоды.

ОЭЗ действительна в течение 20 лет и не может быть продлена.

Для организации работы этих зон было создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

По расчетам Минэкономразвития, затраты на преодоление административных барьеров для жителей промышленных и производственных зон снизятся на 5-7%, технологически-инновационных - на 3-5%. Создание инфраструктуры за счет бюджета сэкономит резидентам ОЭЗ на 8-12%, а снижение себестоимости продукции составит 5-7%.

Положительный эффект ожидается для экономики в целом. Каждая ОЭЗ (а их на начальном этапе 10) привлечет не менее 10 миллиардов рублей. инвестиций и будет производить продукцию на сумму 6 млрд руб. в год. Будет создано 14 тысяч рабочих мест, а ежегодные выплаты в бюджет превысят 1 миллиард рублей.

Время покажет, насколько эффективными будут особые экономические зоны для развития малого бизнеса.

Перспективы развития малого бизнеса в России

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего, малый бизнес должен быть защищен от бюрократии. сделать процедуру регистрации максимально простой, сократить количество регулирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения количества лицензированных видов деятельности и продуктов. Коррупция должна быть искоренена, что не только опасно с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, значительно увеличивает издержки и искажает конкуренцию.

Необходимо существенно снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей, прежде всего в таких видах деятельности, как инновации, производство, строительство и ремонтно-строительные, медицинские, на наш взгляд, следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых ресурсов, предназначенных для поддержки малого бизнеса ( федеральный и региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, всевозможные внебюджетные источники), в важнейших приоритетных областях, создать систему кредитных гарантий для него.

Вновь созданные малые предприятия требуют широкого использования лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает все больше и больше позиций в нашей стране, то лизинг только в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности среди малых предприятий должны способствовать крупные предприятия.

Необходима более активная работа для развития инфраструктуры малого бизнеса, развития банковской системы и различных фондов для поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность получать консультации и бесплатную помощь в любое время по вопросам открытия и эксплуатации, по вопросам маркетинговой стратегии, защиты своих интересов и по любым другим вопросам.

Многое еще предстоит сделать в области обучения и повышения квалификации предпринимателей. Около 8 миллионов человек работают в малом бизнесе, или почти 12% от общего числа занятых в стране, и это число будет увеличиваться из года в год. Все больше молодых энергичных людей присоединяются к малому бизнесу. Между тем, согласно опросам общественного мнения, более 70% молодых предпринимателей считают, что им необходимо приобретать специальные знания в сфере малого бизнеса. Задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий особенно актуальна. Сегодня в стране действует около 900 тысяч малых предприятий. По некоторым оценкам, только от 20 до 30% из них имеют менеджеров со специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тысячах предприятий менеджеры действуют по прихоти, учитывая их способности и опыт. Это препятствует дальнейшему развитию и эффективности малого бизнеса.

Работники предприятий этой сферы часто не знают и не пользуются своими правами. Весной и осенью 2002 года Центр экономических и финансовых исследований и разработок провел масштабное целевое исследование административных барьеров. Выяснилось, что среднее количество проверок всех видов на одном предприятии с 2001 по 2002 год уменьшилось на 26%. В то же время многие предприятия, несмотря на ряд недавно принятых законов о дебюрократизации, сталкиваются с многочисленными плановыми проверками, проводимыми одним и тем же департаментом. Однако в законодательстве четко указано, что плановые проверки проводятся одним и тем же государственным органом каждые два года.

С 2001 по 2002 год количество заявок на новые лицензии сократилось на 42%, что, несомненно, упростило жизнь мелким и средним предпринимателям. В то же время, 80% всех выданных лицензий были дороже для предпринимателей, чем сборы, установленные новым законом, и 77% всех лицензий и разрешений, которыми владеют руководители компаний, были выданы на срок менее пяти лет, установленных законом.

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ местные органы власти не имеют права вводить какие-либо разрешения, кроме лицензий, указанных в этом законе. Однако общепринятой практикой, например, является разрешение на торговлю или какой-либо другой вид деятельности, от пожарной инспекции до санитарно-эпидемиологического надзора.

Большинство респондентов второго опроса ответили, что конкуренция в настоящее время является для них более серьезной проблемой, чем государственное регулирование. Впервые с начала перехода России к рыночной экономике предприниматели определили конкуренцию как наиболее важную проблему. Такое внимание к конкуренции указывает на то, что российская экономика становится действительно рыночной экономикой, и предприниматели больше озабочены поведением конкурентов, чем поведением чиновников. Они в определенной степени адаптировались к поведению чиновников, и им придется постоянно приспосабливаться к конкуренции, учитывать этот фактор.

Согласно прогнозным оценкам экономического сценария, разработанным Министерством экономического развития до 2009 года, эффект от реализации комплекса мер по стимулированию малого бизнеса и конкуренции в форме роста ВВП составит: в 2007 году - 0–0,09 и в 2008–2009 гг. - 0-0,01 'процентных пункта.

Среди различных мер по увеличению темпов экономического роста в стране до 2009 года меры по стимулированию малого бизнеса и конкуренции находятся на последнем восьмом месте, что свидетельствует о крайне неуважительном отношении к этим двигателям экономики в нашей стране.

Таким образом, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития. По нашим предварительным расчетам, в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиться до 1,4-1,5 млн. Единиц. Продукция, которую они производят, может быть оценена в 2,8-3,2 трлн руб. (в 2004 году 2229,6 млрд. рублей). Таким образом, занимая примерно 14-15% ВВП страны (вместо 10,7% в 2002 году), малые предприятия могут занять свое законное место в российской экономике.

Вывод:

Малый бизнес в России все еще отстает от бизнеса промышленно развитых стран, но у нашей страны есть большие резервы для его дальнейшего роста.

Система государственной поддержки развития малого бизнеса, которая в настоящее время внедряется в России, недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.

В ряде промышленно развитых стран накоплен положительный опыт государственной поддержки малого бизнеса. Для успешного развития отечественного малого бизнеса необходимо использовать все, что полезно и приемлемо из опыта этих стран.

Есть много проблем в развитии малого бизнеса в России. Решение этих проблем может быть найдено только через всестороннюю государственную и общественную поддержку.

Малый бизнес в России имеет широкие перспективы для дальнейшего развития и повышения эффективности малого бизнеса. Наша задача - реализовать их.