Российские субъекты хозяйствования на мировом рынке: масштабы и особенности функционирования

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 27.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Международная конкуренция и ее особенности в современных условиях

Рынок алкогольной продукции в Свердловской области

Роль трубопроводного транспорта в ЕТС и его конкурентные преимущества по сравнению с другими видами транспорта

Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве и в России

 

Введение:

 

Развитие интеграционных процессов - важнейшая характеристика современной мировой экономики. Во второй половине ХХ века в различных регионах мира заметно активизировались процессы международной экономической интеграции.

Международную экономическую интеграцию можно определить как процесс экономического и политического объединения стран, основанный на развитии глубоких стабильных отношений и разделения труда между национальными экономиками, взаимодействии их воспроизводительных структур на различных уровнях и в различных формах.

Интернационализация экономической жизни во второй половине ХХ века стала ведущей тенденцией развития современной мировой экономики. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мировой экономики в результате развития международного разделения труда и международной производственной кооперации проявляется в формировании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее сильных сторонников. развитые страны. Эти страны и группы государств становятся своеобразными центрами интеграции, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные континенты в океане мирохозяйственных связей.

Процесс эффективной интеграции России в мировую экономику, становление ее равноправным участником системы международных экономических отношений, международного разделения труда находится в самом начале.

 

Показатели открытости экономики

 

Открытая экономика - это экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда.

Для характеристики степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы страны в практике принято использовать две группы показателей-индикаторов: прямые и косвенные.

К прямым (основным) показателям открытости национальной экономики относятся:

  • удельный вес внешней торговли (экспорт + импорт) в валовом внутреннем продукте (ВВП), или внешнеторговая квота;
  • доля экспорта в национальном производстве, или экспортная квота;
  • доля импорта в национальном потреблении товаров и услуг, или импортная квота;
  • удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним.

Кроме того, это группа индикаторов открытости распадается на более частные показатели, характеризующие различные стороны открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы. Например, пороговые (предельно допустимые) значения этих показателей определяют степень экономической (продовольственной, технологической и др.) безопасности.

Вторую (косвенную) группу показателей-индикаторов открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы составляют, как правило, количественные значения экспертных оценок различных процессов и явлений, происходящих в экономике страны. Например, объем ввоза/вывоза иностранной валюты в/из России; число свободных экономических зон различных типов, функционирующих в экономике страны; участие страны в межгосударственных экономических союзах, договорах, соглашениях и др.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в настоящее время наметилась тенденция к резкому сокращению числа стран с закрытым типом экономики при быстром росте числа государств, ориентирующихся на открытый тип хозяйствования. Эта тенденция обусловлена действием не только сугубо экономических причин, но и факторами политического, исторического, этнического характера. Наибольшее воздействие на развитие этой тенденции, а следовательно, на набор показателей, характеризующих ее как на общемировом, так и на национальном уровне, оказывают масштаб социально-экономического развития страны, ее размеры, обеспеченность природными ресурсами, местоположение, степень включения в международное разделение труда и др.

Для реализации международных и некоторых региональных инвестиций необходимо привлекать государственные и частные капиталы. Внутренние инвестиции можно обеспечивать методами экономического и политического принуждения, но для крупномасштабных проектов этого уже недостаточно. Хотя бы потому, что импорт российских энергоносителей сокращается. Важно иметь в виду и следующее обстоятельство - Россия остро нуждается в иностранных технологиях. Кстати, сооружение двух подводных газопроводов базируется на западных (преимущественно, итальянских) технологиях.

Мировой опыт показывает, что автаркичная экономика обречена на техническое отставание. В то же время, чрезмерное привлечение иностранных инвестиций, пусть даже и в обновление промышленности, может удушить национального производителя. По этому поводу в России конкурируют полярные позиции.

Либеральная позиция коротко сводится к следующему. Не надо вводить никаких формальных ограничений по критерию стратегической важности. А «реальный сектор» экономики сможет оздоровиться, только если будет полностью открыт для мирового рынка.

Позиция же «государственников» направлена на необходимость развивать модель государственного протекционизма, добиваться экономической самодостаточности. Сторонники этой позиции считают, что в ходе реформ российская экономика чрезмерно открылась для иностранцев. В связи с этим предлагается запретить иностранный и частный российский капитал в сферах исключительной государственной компетенции и значительно расширить перечень «стратегических отраслей».

Известно, что иностранный и, в первую очередь, транснациональный капитал генерируют многообразные формы зависимости от себя. В переходной экономике он может ослабить некоторые отрасли, которые ранее, в автаркической системе, воспринимались как вполне здоровые (наглядный пример - российский «автопром»). И все-таки, скорее всего, если Россия начнет придерживаться такой идеологии, это приведет к изоляции России и регрессу.

Но и позиция «рыночников» не столь уж корректна. Многие страны ЕС, а также США, Южная Корея, Тайвань не использовали политику открытого рынка до той поры, пока не перешли определённый рубеж экономического развития. То есть либерализм, как идеология, побеждает тогда, когда страна осознает себя развитой и уверена в конкурентности своей национальной экономики.

Есть и другая сторона проблемы. Можно ставить вопрос о том, какие сектора нашей экономики интересны для иностранного капитала. А можно и иначе: где именно и когда этот капитал нужен России?

Эти острые углы инвестиционной политики ярко проявились в стратегии развития ТЭК Восточной Сибири. Месторождения газа здесь находятся на начальной стадии освоения. Но уже сейчас ясно, что проект окупится лишь при годовой добыче 30 – 40 млрд куб.м, в то время как внутренний потребитель региона нуждается не более, чем в десятой доле этого объёма. Промышленность и инфраструктура здесь еще не развиты в достаточной степени, к тому же газ не выдерживает конкуренции с углём и электроэнергией от каскада мощных гидростанций.

Ясно, что проект реален лишь при ориентации на экспорт (Китай и Япония), и привлечении до 15 млрд долл. инвестиций (минимальная оценка). Из-за неопределённости экономической политики России, соглашений с потенциальными импортерами до сих пор нет, соответственно, нет и требуемых 15 млрд долл. Известно, что для поощрения нефтяного проекта государство отказалось от экспортной пошлины при поставках по нефтепроводу в Китай.

Но эти проекты не корреспондируют с требованиями о закрытии приграничных районов для иностранного капитала, в основе которых - страх перед ожидаемой волной мигрантов из густонаселённых сопредельных государств (запрет на владение недвижимостью для китайцев и корейцев в некоторых регионах вводился еще в царской России).

Инвестиции будут, если допустить иностранцев к участию в деятельности российских корпораций, но против этого - мощная оппозиция крупного отечественного капитала и политиков-«государственников». Следует признать, что в иностранном инвестировании «природного ресурса Востока» скрыта реальная угроза. Опасность заключается в том, что правительство рискует потерять контроль над экспортными поставками из новых месторождений - например, из Восточной Сибири в Китай и Индию. Россия может стать сырьевым придатком этих стран, если не предложит собственную инновационную модель развития.

По существу, наличествует дилемма: или мы «откроем» иностранному капиталу наукоемкую промышленность, или останемся неконкурентными в постиндустриальном мире. Для нефтяной и газовой промышленности - это геофизика, работы на шельфах, бурение горизонтальных скважин, добыча из сланцевых пород, программно-аппаратное обеспечение и пр. Отечественным добычным, геофизическим и геологическим компаниям необходим инжиниринг от иностранных фирм. Все это потребует нового подхода к сотрудничеству с иностранными компаниями и изменений законодательства.

 

Конкурентные преимущества и недостатки России

 

Россия обладает элементами национального богатства, природных ресурсов, экономического потенциала, которых нет во многих странах мира:

  • мощная природно-ресурсная база (минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы, значительная часть которых имеет глобальное значение);
  • несмотря на физический и моральный износ значительной части основных фондов, Россия в целом сохраняет значительный производственный потенциал;
  • несмотря на значительные потери (в том числе связанные с так называемой «утечкой мозгов»), сохраняется значительный научно-технический и интеллектуальный потенциал;
  • на основе этого потенциала в ряде отраслей (прежде всего в оборонно-промышленном комплексе) существуют и разрабатываются передовые уникальные технологии;
  • В России есть высококвалифицированные кадры по всем основным направлениям деятельности.

Наряду с отмеченными преимуществами российской экономики она характеризуется рядом недостатков и слабых позиций, ухудшающих положение страны на фоне глобального экономического развития:

  • сохраняющаяся высокая стоимость и ресурсоемкость производства;
  • отставание от ведущих стран мира по производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве;
  • растущее технологическое отставание от ведущих индустриальных стран;
  • рост физического и морального износа основных фондов во многих отраслях промышленности и в аграрном секторе (достигающий критического уровня в ряде отраслей);
  • ограниченные возможности для внутреннего накопления, что вместе с бегством капитала усиливает зависимость экономического роста в стране от иностранных инвестиций;
  • сохраняющаяся неравномерность социально-экономического развития регионов России;
  • значительная доля в экономике страны так называемой теневой экономики, бюрократизация и криминализация части российской экономики.

Отмеченные положительные и отрицательные аспекты предопределяют реальные конкурентные преимущества и недостатки России в системе международных экономических отношений в начале XXI века.

К сожалению, на протяжении 90-х гг. преимущества, присущие российской экономике, не использовались, либо использовались недостаточно, либо фактически были потеряны. В этот период:

  • сократились работы по геологоразведке и разработке недр;
  • ускорился процесс физического и морального износа основных фондов в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте в результате недофинансирования, увеличились темпы выбытия основных фондов;
  • продолжается отток специалистов из науки и промышленности в торговлю, банковский сектор и за рубеж;
  • Россия во многом утратила традиционные для сбыта своей продукции рынки (развивающиеся страны, страны Центральной и Восточной Европы, а затем и рынки стран СНГ);
  • не имея возможности конкурировать с иностранными фирмами, предприятия ряда отраслей в России теряют для себя внутренний рынок.

По данным международных экономических организаций, Россия занимает сильные конкурентные позиции в черной и цветной металлургии, электроэнергетике, нефтяной, нефтехимической, газовой, лесной и оборонной отраслях. На некоторых рынках режущий инструмент, продукция российской электротехнической промышленности и энергетики, электронные компоненты, комплектное оборудование для тепловых электростанций и т. д. Являются конкурентоспособными на некоторых рынках. Российские автомобили, станки, тракторы, дизельные двигатели и готовая продукция электронной промышленности в настоящее время неконкурентоспособны.

Сильными сторонами международной конкурентоспособности России являются:

  • индекс условий торговли (соотношение динамики цен на экспортную и импортную продукцию);
  • недавняя диверсификация экспортных рынков;
  • положительный торговый баланс;
  • низкие цены на электроэнергию для промышленных потребителей;
  • невысокая стоимость работы в обрабатывающих отраслях;
  • высокий образовательный уровень населения;
  • значительное количество научных работников (около 10% в мире) и некоторые другие.

Слабые стороны включают:

  • низкий уровень расходов на НИОКР (на душу населения);
  • общий размер внешнего долга по-прежнему значительный;
  • низкие темпы роста прямых иностранных инвестиций;
  • недостаточные стимулы для инвестирования в наукоемкое производство;
  • отсутствие финансовых ресурсов для поддержки экспорта готовой продукции;
  • низкий уровень инвестиций, защиты патентов и авторских прав;
  • низкая доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции (менее 1%).

В 2000 г. Россия вошла в десятку наиболее динамично развивающихся стран, заняв:

  • 1-е место по темпам роста социальной производительности труда и сокращению задолженности федерального бюджета;
  • 2-е место среди 30 ведущих стран-экспортеров по темпам роста экспорта;
  • 4-й - по темпам роста ВВП на душу населения и валовых внутренних инвестиций;
  • 6-е место - по росту промышленного производства;
  • 7-е место - по объему сельскохозяйственного производства и прироста ВВП.

В 2009 году Россия снова оказалась в конце списка, заняв 51-е место из 58 возможных в рейтинге конкурентоспособности IMD. Это худший результат с 2006 года.

Среди развивающихся экономик БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) в рейтинге Россия оказалась самой низкой. Таким образом, Китай занял 16-е место в рейтинге, Индия - 31-е, а Бразилия - 38-е.

Украина и Венесуэла замыкают рейтинг конкурентоспособности из 58 стран.

В рейтинге IMD за 2008 год, в который вошли 55 стран, Россия заняла 47 место. В рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ за 2008 год, который включает 131 страну, Россия заняла 58-е место.

IMD оценил четыре основных критерия - экономическое благополучие, деятельность правительства, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры, которые, в свою очередь, подразделяются на более чем 300 более конкретных показателей.

Среди сильных сторон России в рейтинге - низкий госдолг, эффективность налогово-бюджетной политики, объем резервов и дешевые тарифы на электроэнергию для компаний.

Если брать индивидуальные параметры, то в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности Россия входит в первую десятку стран всего по двум показателям: 1-е место по запасам сырья (30 трлн долларов США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет) старый).

В то же время снижение рейтинга России было вызвано дефицитом бюджета и снижением собираемости налогов. Кроме того, сказалась зависимость от внешнего финансирования и сырьевого сектора.

Россия заметно проигрывает в качестве государственных институтов, профессионализме управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим показателям, по эффективности бизнеса (степень соответствия с принципами инноваций, рентабельности и социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качества управления), показателей инвестиций в традиционную и технологическую инфраструктуру, в образование и непрерывное обучение рабочей силы, взаимозависимость заработной платы, производительности труда и налоги, индикаторы сокращения неравенства между богатыми и бедными, индикаторы состояния инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитие базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), индикаторы состояния образования, здравоохранение и окружающая среда.

В настоящее время конкурентоспособность России находится на уровне, не достойном такой страны. Это еще раз свидетельствует о том, что проблема определения конкурентоспособных отраслей, отраслей, товаров и т. д. действительно актуальна.

 

Проблемы международной специализации в России

 

Сложившаяся структура международной специализации России ставит развитие внешнеэкономического оборота и всей национальной экономики страны в зависимость от колебаний конъюнктуры мировых сырьевых рынков. В результате стабильность экономического роста страны напрямую определяется стабильностью развития международных рынков топлива и сырья, которые периодически испытывают взлеты и падения цен. Устойчивый экономический рост обеспечивается за счет диверсификации экспорта, в котором значительную роль играет продукция обрабатывающих производств, в первую очередь наукоемких.

Учитывая относительно ограниченный объем ресурсов, которые можно использовать для поддержки экспорта, система поощрения экспорта должна в первую очередь ориентироваться на развитие и расширение экспорта, ориентированного на инновации. Поэтому с учетом международного опыта при разработке программ стимулирования развития экспорта России следует ориентироваться на продукцию обрабатывающих производств, высокотехнологичных производств. России необходимо начать создание эффективной системы поддержки и стимулирования экспорта, отвечающей потребностям увеличения поставок российской продукции из обрабатывающих производств за рубежом.

Российские субъекты хозяйствования на мировом рынке: масштабы и особенности функционирования

Практически все промышленно развитые страны, развивающиеся страны, а в последнее время и страны, переходящие к рыночной системе, имеют системы государственной поддержки и стимулирования национального экспорта. Придерживаясь принципов рыночного фундаментализма, Россия потеряла много времени в этой сфере. Одним из важнейших препятствий на пути развития национального экспорта различных государств является так называемый ресурсный барьер. Для отечественных экспортеров ресурсный барьер имеет гораздо большее значение, чем для иностранных экспортеров, и его следует рассматривать в более широком смысле, чем это делают западные экономисты. Отечественным экспортерам не хватает средств не только на выполнение перечисленных выше работ, напрямую связанных с экспортными поставками. Во многих случаях у российского экспортера нет достаточных ресурсов для модернизации производства; ему систематически не хватает ресурсов для пополнения оборотных средств, не говоря уже о расходах на НИОКР.

Например, согласно репрезентативному опросу российских предприятий, организованному в мае 2004 г., 72% опрошенных предприятий считают, что устаревшее оборудование препятствует расширению их экспорта. Однако собственных средств на модернизацию нет. Спрос на ресурсы у российских экспортеров намного острее, чем у зарубежных поставщиков товаров на мировой рынок. Для преодоления барьеров на пути развития экспорта необходимы большие финансовые ресурсы.

Анализ показывает, что экспортный сектор обрабатывающих производств России в целом в современных условиях не в состоянии самостоятельно изыскивать ресурсы для значительного увеличения экспортных поставок и изменения их структуры. В то же время можно сказать, что, хотя конкурентоспособность многих обрабатывающих производств в целом низкая, существует значительный набор наукоемких производств, которые имеют хорошие показатели конкурентоспособности и могут расширить свой экспорт за счет необходимых финансовых ресурсов. Продукция с достаточно высокой конкурентоспособностью доступна в атомной и космической отраслях, энергетике, электротехнике и некоторых других отраслях обрабатывающей промышленности.

Экономисты, представляющие либеральное направление российской науки, выступают против активного вмешательства государства в формирование структуры промышленности и экспорта. По их словам, государство не может знать, какие виды производства окажутся наиболее перспективными и прибыльными в будущем. И только рынок способен формировать наиболее благоприятную структуру промышленного производства в России.

История мировой экономики дает ответ на этот вопрос. Развитие национальных экономик и внешнеэкономических связей промышленно развитых стран происходило таким образом, что к настоящему времени в структуре экспорта преобладает обрабатывающая промышленность, в том числе производство высоких технологий. Более того, развитие этих отраслей, особенно их экспорта, на протяжении многих лет получало активную государственную помощь.

Таким образом, мировой опыт дает ответ на вопрос, какая структура экспорта наиболее эффективна: в какой структуре преобладает продукция обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичной, а не сырьевая. Таким образом, перед национальной экономикой России стоит задача диверсификации экспорта, прежде всего за счет увеличения предложения высокотехнологичной, инновационной продукции. Решение проблемы развития высокотехнологичного экспорта требует государственной поддержки.

При развитии системы государственной поддержки экспорта в условиях ограниченных финансовых ресурсов возникает проблема выбора подсекторов и отраслей, заслуживающих поддержки. Для этого необходимо разработать систему критериев отбора отраслей, заслуживающих государственной поддержки.

Из теории оптимального функционирования экономики известно, что отдельные производственные ячейки работают оптимально для национальной экономики в целом только в том случае, если они стремятся реализовать локальный критерий, который представляет собой максимальную прибыль, рассчитанную в оценках оптимального плана. В данном случае последние характеризуют меру влияния определенных ресурсов (продуктов), поступающих в хозяйственный оборот, на глобальный критерий эффективности (оптимальности).

Следовательно, если частное предприятие, имеющее определенные производственные ресурсы, имеет информацию о национальных экономических оценках всех конечных и промежуточных ресурсов и продуктов, с которыми оно имеет дело, то, стремясь максимизировать свою собственную прибыль, оно также будет максимизировать глобальный экономический критерий эффективности. (оптимальность). Другими словами, его поведение будет оптимальным (рациональным) как с точки зрения коммерческих структур, так и с точки зрения экономики страны в целом.

Таким образом, необходимой предпосылкой согласования частных коммерческих и глобальных экономических интересов в процессе хозяйственной деятельности предприятий и фирм является не только наличие локального критерия эффективности (прибыли), но и наличие национальных экономических оценок, т.е. оптимального плана. 

В современных условиях в значительной степени устранена проблема значительного несоответствия внутренних цен на продукты общественно необходимым затратам, характерная для централизованной плановой экономики. Наличие данной проблемы привело в прошлом к ​​необходимости использования при расчетах эффективности очень сложных подходов к определению общественно необходимых затрат на продукцию, участвующую во внешнеэкономическом обороте. На практике это привело к необходимости получения значительного объема информации и проведения громоздких расчетов. В современной экономике внутренние цены на большинство товаров приближаются к ценам равновесия и отражают социально необходимые издержки. Однако на ряд важных товаров внутренние цены отклоняются от общественно необходимых затрат. Например, цены на энергию и транспорт значительно отклоняются от социально необходимых затрат. В таких случаях использование внутренних цен при оценке макроэкономической эффективности приводит к искажению национальной экономической эффективности внешнеэкономических связей не только конечной продукции и услуг, входящих во внешнеэкономический оборот, но и продукции, при производстве которой такие товары и услуги используются.

Как в развитых, так и в развивающихся странах большое внимание уделяется развитию и участию в экспорте малого и среднего бизнеса. Во многих зарубежных странах созданы специализированные организации, способствующие развитию экспорта малого и среднего бизнеса. В одних странах эти организации финансируются государством, в других - за счет средств малых и средних компаний. Но во втором случае организации по продвижению экспорта координируют деятельность с государственными ведомствами и получают от них поддержку.

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы подчеркнуть: перспективы дальнейшего изменения места России в мировой экономике, создания зоны свободной торговли между странами ЕС и превращение РФ в органическую часть общеевропейского экономического пространства зависят не только от эффективности внешнеэкономической политики, но и в наибольшей мере – от успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем.

Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее оптимальной интеграции в мировые хозяйственные связи для повышения, в конечном счете, благосостояния народа.

В целом место и роль России в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.