Российская приватизация и проблема воссоздания института собственности

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности развития экономической науки в России
Сущность, причины и виды безработицы
НТП: основные направления и характерные черты
Роль фискальной политики в государственном регулирование экономики РФ (2010-е гг.)


Введение:

Тема моей курсовой работы «Приватизация и ее методы. Особенности приватизации в России».

Я выбрал эту тему, потому что считаю, что она в настоящее время очень актуальна, поскольку приватизация в России в 90-х годах прошла не совсем так, как планировали ее идеологи и организаторы. Был сделан ряд грубых ошибок. Поэтому я считаю необходимым изучить и проанализировать допущенные ошибки, а также сравнить их с опытом, результатами и механизмами приватизации в других странах в процессе их изучения.

Задача:

  1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
  2. Рассмотреть основные пути приватизации;
  3. Изучить специфику приватизации в России.

Задача работы - проанализировать ряд вопросов:

  1. Понятие приватизации;
  2. Методы приватизации;
  3. Приватизация в России.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе рассматриваются понятие и виды имущества, необходимость приватизации. Вторая глава раскрывает понятие приватизации и денационализации, методы, формы и этапы приватизации. И наконец, в третьей главе анализируется ситуация, сложившаяся при переходе от административно-командной экономики к рыночной экономике в России, цели приватизации, государственная программа приватизации в России, два этапа приватизации (свободная и денежная), По результатам поставленных целей программы, реализации поставленных задач, а также проблема воссоздания института собственности в России.

Собственность. Предпосылки для приватизации

Формы собственности

В развитой рыночной экономике важную роль играют экономические институты и государство. Отменив советскую модель в ее различных проявлениях, правительства ряда стран выразили желание ввести рыночную экономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно-командной к рыночной системе экономики, нельзя не сказать о собственности.

Радикальная реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в российской экономике. Это связано с тем, что имущественные отношения составляют основу любой экономической системы. Имущественные отношения, сложившиеся в России более 70 лет, легли в основу административно-командной системы экономики. Если они останутся неизменными, то система рыночных отношений обречена на провал. Для перехода к рыночной экономике необходим ряд условий, среди которых наиболее важным является наличие различных форм собственности.

Проблемы содержания имущественных отношений как экономической категории являются важнейшими методологическими проблемами экономической теории. Они являются предметом самого пристального внимания многих академических экономистов. Эти проблемы были предметом теоретических споров и дискуссий на протяжении более десятка лет. 

История знает различные типы собственности, основные из которых являются общими и частными. Исторически общая собственность была источником. Он был основан на совместном труде и совместном присвоении. Позже появилась частная собственность. В России в соответствии с законодательством признаются частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.

Частная собственность - это форма, в которой отдельное лицо (семья) имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться, включая передачу или продажу имущества и доходов. Здесь собственность проявляется в двух формах: рабочая и не рабочая. Субъекты труда частной собственности - отдельные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. Второй тип частной собственности характеризуется обогащением за счет чужого труда.

Государственная собственность - это система отношений, при которой управление и распоряжение имущественными объектами осуществляется представителями государственной власти. Государственная собственность существует на уровне всего народного хозяйства (федеральная собственность); на уровне района, города, поселка (муниципальная собственность).

Коллективная собственность - это система экономических отношений, в которой трудовой коллектив совместно владеет, использует и распоряжается средствами и продуктами производства. Формами коллективной собственности в России являются кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и др. 

Собственность традиционно принадлежит к важнейшим элементам народного хозяйства и затрагивает проблемы политики и общественных отношений. Формы централизованного и индивидуального использования имущества, средств производства, недвижимости определяют существенные характеристики социальной системы. Процесс и эффективность экономической реформы тесно связаны с эффективностью управления собственностью как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях. 

Известно, что ни один рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому вопрос перехода от государственной собственности к частной собственности был одним из кардинальных даже на этапе «перестройки», когда советская экономика приближалась к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к множеству его формы. 

Необходимость и предпосылки приватизации в России

Приватизация - это процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность является ключевым институтом рыночной экономики, так же важна, как и свободные ценности. Существуют рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, но в которых нет только государственного сектора или в котором доминирует государственный сектор. Если это происходит, экономика перестает быть рыночной экономикой. В то же время его эффективность также уменьшается. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции. Снижение их эффективности происходит, когда доминируют государственные монополии (ослабление или отсутствие конкуренции являются внешними факторами), а также вследствие ослабления экономических мотивов (отсутствие собственника, эффективного собственника - внутренние факторы). Это основные факторы. Именно они определили упадок и падение коммунистической утопии. Поэтому вопрос частной собственности и приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение. Реформаторы были полностью убеждены (как и прежде марксисты), что процветающую экономику можно создать только на основе частной собственности. 

Кроме того, тенденции монополизации и национализации, которые имели место в развитых странах даже после Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с возвратом экономического либерализма, были заменены противоположной тенденцией: приватизация стала повсеместной модой , Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании, в рамках которых осуществлена ​​приватизация значительной части угольной промышленности. В Соединенных Штатах были проведены эксперименты с передачей даже тюрем и таможенных служб в частные руки. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Социалист Ф. Миттеран предпринял последнюю крупную попытку национализации во Франции, которая полностью провалилась, и он сам был вынужден отступить. Именно в этой атмосфере начались российские реформы.

По сути, мы пошли не вперед, а отошли от основного пути цивилизации и зашли в тупик, из которого мы сейчас пытаемся выйти. Попытка правительства найти выход из сложившейся ситуации заключалась в создании рыночной экономики в России. Для этого требовалось создание условий для формирования рынка, рыночной инфраструктуры: приватизация собственности; независимость субъектов рынка; система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене; достаточное количество производителей, формирующих предложение товаров; стабильность рубля и денежного обращения; демонополизация экономической деятельности и экономических связей; наличие конкуренции; независимая судебная система, необходимая сеть институтов государственного арбитража; развитие внешнеэкономических связей; формирование рыночных норм поведения у людей.

В ходе приватизации в России государство, являясь практически основным инвестором и владельцем огромного количества убыточных и маржинальных предприятий, отказалось от этого бремени в рыночной экономике.

Целью приватизации было создание условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в процессе трансформации отношений собственности в национальном масштабе можно формировать новые мотивы хозяйствующих субъектов и предпосылки для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и увеличения национального дохода.

При участии государства в процессе приватизации структура собственности в конечном итоге смогла обрести следующую форму: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные государственные предприятия. Эта структура типична для многоструктурной рыночной экономики. Рынок необходим российскому государству как средство решения многих экономических и экономических проблем, возникающих в результате долговременного сохранения административно-командного механизма управления экономикой в ​​России.

Приватизация

Понятие приватизации и разгосударствления

Экономические отношения об ассигнованиях изменчивы. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными способами.

Приватизация (лат. Privatus - частная) - передача государственного или муниципального имущества за плату или бесплатно в частную собственность. Приватизация является одним из направлений разгосударствления имущества, которое заключается в передаче его в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами акционерных обществ (товариществ) у органов государственной власти и местного самоуправления в собственность: предприятий и их подразделений, разделенных на самостоятельные предприятия; материальные и нематериальные активы предприятий; доли (доли, доли) государственных и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); акции (доли, доли), принадлежащие приватизированным предприятиям, в капитале других предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупные промышленные предприятия, малые и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы обслуживания, жилищного фонда, жилищного строительства, сельскохозяйственные предприятия и т. д. 

Приватизация может быть скрыта, например, долгосрочная аренда государственного имущества частными лицами или компаниями; может быть частичным, когда, например, продана только часть акций; может осуществляться в форме разгосударствления и повторной приватизации.

Масштабы приватизации в данной стране зависят от того, насколько широко они использовали метод национализации частного сектора в предыдущий период. В странах, где метод национализации использовался редко (США, Германия, Япония), тенденция к приватизации была слабой. В тех странах, где процесс национализации зашел довольно далеко (Великобритания, Франция), приватизация проводится в больших масштабах. 

В современной России приватизация стала широко распространенной. Его механизм был определен Законом о приватизации.

Он заложил основы для приватизации:

  1. Были определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.
  2. Созданы две государственные структуры. Первый - это комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом. Второе - имущественные фонды. Функции первого включали подготовку планов приватизации и реализацию мер, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Последний осуществлял продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.
  3. Объекты приватизации и их денежная стоимость определены. Особое значение было придано стоимости имущества. Было принято решение оценить предприятия исходя из остаточной стоимости основных средств.

Приватизация является частью более широкого процесса - денационализации экономики. Денационализация - это переход от преимущественно государственного регулирования производства к его регулированию, преимущественно на основе рыночных механизмов. Результаты денационализации: во-первых, структура собственности меняется в пользу частной собственности и сокращения государственной собственности. Во-вторых, меняется экономическая роль и функции государства: оно перестает быть хозяйствующим субъектом, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменения экономических условий жизни; обязательные правительственные назначения уступают место системе государственных закупок; государство отказывается от функций распределения имеющихся ресурсов; государственная монополия во внешнеэкономической деятельности постепенно ликвидируется.

Разница между приватизацией и денационализацией сводится к тому, что первая отражает процесс радикальной трансформации отношений собственности, а вторая становится феноменом, направленным на разрушение диктата государства и создание условий для функционирования экономики как сферы социальная активность людей не зависит от государства.

Н. Ридли, «главный архитектор» и руководитель британской программы приватизации, утверждал, что приватизация действительно является средством повышения эффективности экономики, поскольку государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя. Они финансируются не потребителем, а государством, что порождает зависимость. Частный сектор ведет бизнес более эффективно, потому что непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Ридли рекомендует списать долги и мотивировать владельцев сделать предприятие прибыльным.

Приватизация - это длительный процесс. В Японии это проводилось в течение 10 лет, в Западной Европе - 10-15 лет. Правительство России намеренно намерено приватизировать только в 1992 году 50-60% государственных предприятий. При проведении приватизации необходима большая подготовительная работа, чтобы развязать монополистические ассоциации, создать ряд компаний, эффективный механизм ценообразования, с помощью которого можно было бы более надежно оценить стоимость предприятия. Целесообразно начать приватизацию с сегмента продуктов питания, торговли и услуг. Чтобы предотвратить попадание государственной собственности в криминальные круги, важно, с точки зрения экономической теории, создать много конкурентов. Государству рекомендуется учитывать ограничения для иностранцев при приватизации стратегических секторов (энергоснабжение, водоснабжение, нефть, оборона и т. д.). Однако сегодня крайне необходимо привлечь иностранный капитал в другие отрасли народного хозяйства, иначе будет сложно выйти из кризиса. Нет оснований опасаться, что западные фирмы купят наши акции по низким ценам и станут владельцами значительной доли нашего национального богатства. В условиях нынешней политической и экономической нестабильности они не устремляются на наш рынок.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

  • Приватизация государственного и муниципального имущества основана на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности государственных и местных органов власти.
  • Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату или путем передачи акций открытых акционерных обществ в государственную или муниципальную собственность, в уставном капитале которых государство или муниципальная собственность внесена).
  • Приватизация муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Экономические реформы проводятся с начала 1990-х годов XX в. В России и странах Восточной Европы конечной целью является формирование современной конкурентоспособной рыночной экономики. Однако последствия господства административно-командной системы не позволяют решить эту проблему в короткие сроки.

Методы и формы приватизации

Существуют различные способы передачи прав собственности из рук государства в руки физических лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Лидер приватизации в Великобритании предложил следующие методы приватизации: продажа и распределение акций; контракты на обслуживание; продажа государственного жилья арендаторам; отказ от государственной монополии с целью развития конкуренции. Всего в мировом опыте 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и функций частному сектору.

Наряду с существующими методами приватизации был создан ряд новых:

  • преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества, 100% акций которых находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • внесение государственного и муниципального имущества в уставный капитал субъектов хозяйствования;
  • Отчуждение государственных и муниципальных акций владельцем государственных и муниципальных ценных бумаг.

Нельзя обойти процесс корпоратизации как способ приватизации на первом этапе. В этом случае огромную роль сыграли созданные в то время инвестиционные фонды, которые сформировали основной рынок ценных бумаг (например, акций). С их помощью акционерные предприятия сегодня стали основной доминирующей организационной формой в России. Фонды предоставили руководящие принципы для понимания огромного океана ценных бумаг акционированных предприятий. В целом к ​​1 июня 1993 г. более 17 тысяч крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или корпоратизации). В процессе корпоратизации чековые аукционы также играли важную роль (например, в декабре 1992 года - июне 1993 года на чековых аукционах в 72 регионах страны было представлено в общей сложности 2 108 акций российских акционерных компаний, представляющих почти все Основные отрасли экономики и с 2,38 работниками. Общий уставный капитал этих предприятий (доля акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено для ваучерных аукционов). Основными участниками ваучерных аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, ваучерные фонды, а также крупные институциональные и частные инвесторы.

Нынешняя модель приватизации в 1992 году предусматривала некоторые основные идеи - акцент на бесплатной, льготной приватизации трудовых коллективов.

Платная приватизация, которая предусматривала полную покупку имущества по рыночной цене, была наиболее подходящей для формирования рыночной экономики. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому было невозможно быстро пополнить государственный бюджет за его счет. Платная приватизация получила широкое распространение в Венгрии.

Бесплатная приватизация, что означает выдачу купонов, облигаций, инвестиционных вкладов гражданам. Его необходимость была обоснована двумя моментами. Это рассматривалось, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющий населению вернуть изъятое у них имущество, и, во-вторых, как «принудительная» приватизация, проводимая с целью ускорения преобразования собственности в условиях психологической неподготовленности. населения вкладывать свои средства в ценные бумаги. В той или иной форме он использовался в России, Польше, Чехословакии, Румынии.

Льготная приватизация, которая предполагает скидки и льготы для определенных категорий населения (трудовых коллективов). Такие скидки и льготы были особенно велики в России и Югославии. Кроме того, в ряде государств процесс повторной приватизации получил широкое распространение - возвращение имущества его бывшим владельцам или их наследникам (Чехословакия). Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.; Питер, 2006.384 с .: илл. - (Серия «Учебник для вузов»).

Формальная приватизация. Эта форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частно-правовую форму. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в отношении капитала к труду предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимая подготовительная стадия для материальной приватизации.

Реальная приватизация. Государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Эта форма приватизации встречается в основном на муниципальном уровне.

Открытый и ограниченный тендер. С этим методом можно достичь широкого круга потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; другие критерии также могут играть важную роль. В отличие от массовой приватизации, здесь может быть значительный приток капитала.

Аукцион. Цель этого метода - продать предприятие по самой высокой цене. Это не учитывает специфику или профиль инвесторов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, и оценка имущества на данном этапе была главной проблемой. Это была важная особенность процесса, который в то же время был эффективным способом борьбы с коррупцией. При других методах прямых продаж трудно было даже представить возможный масштаб коррупции - это было бы колоссально. Прямая продажа. По стратегическим причинам предпочтение отдается ведению переговоров напрямую с отдельными инвесторами. Важнейшую роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Управленческий бай-ин: Компания приобретается руководством третьей стороны. В этом случае новые владельцы осуществляют полную или частичную смену предыдущего руководства.

Этапы приватизации

Наиболее распространенными являются следующие подходы к этапам и формам приватизации:

  1. Малая приватизация, распространяющаяся на малые и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа осуществлялась в основном на аукционах, коммерческих тендерах и обеспечивалась полным выкупом.
  2. Масштабная приватизация, распространяющаяся на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.

В середине 90-х. приватизация проводилась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Это позволило в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать их финансовым учреждениям, организованным на коммерческой основе.

Говоря об этапах приватизации в России, следует выделить два основных: первый - это ваучерный этап (или, точнее, массовая приватизация в России, поскольку процесс приватизации собственности начался до того, как появился приватизационный чек (или ваучер)). ). Этот этап длился около 3 лет в России. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в Российской Федерации, стал Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы трансформации владение средствами производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий с целью создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Особенности приватизации в России

Понятие приватизации в России

Концепция приватизации государственных и муниципальных предприятий была дана в Законе Российской Федерации "О приватизации" от 3 июля 1991 года, в котором говорится, что "приватизация государственных и муниципальных предприятий - это приобретение гражданами акционерных обществ (товарищество товариществ" ) из государственных и местных советов народных депутатов в частные предприятия, мастерские, производства, площадки, другие подразделения этих предприятий (действующие и ликвидированные по решению органов, уполномоченных принимать такие решения от имени собственника); акции (акции) , доли) государственных и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».

Что касается приватизации земельных и жилищных фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то это регулируется другими законодательными актами Российской Федерации и республик на территории Российской Федерации.

Цели, приоритеты и ограничения в ходе приватизации в Российской Федерации были определены государственной программой приватизации.

Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991 году реформистское крыло вступило во владение. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1991 года было принято решение поддержать приватизацию. Но августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытой передаче власти антикоммунистическим силам.

Во главе этих сил стояла часть партийно-экономической номенклатуры, которая делала ставку на чиновников, т.е. на открытый переход к превращению социалистической общественной собственности в частную капиталистическую, что коренным образом изменило место, социальную и правовую роль представителей правящего класса в их отношении к собственности.

Вторая фракция КПСС, образованная в Коммунистической партии РСФСР во главе с И.К. Полозков в июне 1990 года выступал за сохранение старой системы. Третья фракция, покинувшая дно КПСС летом 1991 года и пришедшая к власти в России в результате августовских событий 1991 года, была идеологами и представителями новой буржуазии. Последние были заинтересованы в первую очередь закрепить свою победу; направить процесс приватизации в выгодном направлении; заложить основы формирования тех социальных сил, которые станут их будущей опорой в неизбежной борьбе с остатками номенклатуры, чьи фактические позиции во всех сферах жизни общества были еще очень сильны; создать предпосылки для экономического возрождения страны на основе господства частной собственности.

В этих условиях принятие официального решения о приватизации было явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная ситуация: развал правительственных органов старого Союза, обвал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости национальной экономики, потеря старых идеологическая и идеологическая поддержка во всех слоях общества, бедность населения, отсутствие массовой поддержки из-за рубежа - это далеко не полный перечень проблем, стоящих перед новым правительством.

С другой стороны, всем этим трудностям противостояли два фактора, которые сыграли решающую роль. Во-первых, было очевидное желание бывшего правящего класса номенклатуры в контексте быстрого краха старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжелым трудом многих поколений. Именно эта уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в частную собственность - причина быстрого, относительно легкого и бескровного краха устаревшей (умирающей) системы. Большая часть правящего класса решила юридически «замаскировать» и в исторических моментах предстать в облике частного владельца того, что ранее принадлежало ему только как классу в целом.

Во-вторых, наличие огромного экспортного потенциала (прежде всего, нефтегазового комплекса) является спасательным кругом российской экономики, спасением как для старых, так и для новых властей.

Борьба за государственную программу приватизации отражает борьбу различных сил как внутри нового правительства, так и между новой и старой номенклатурой. В то же время сложность разработки и политической координации вариантов программ приватизации, создание необходимых правовых и административных форм, временные ограничения не могли не сказаться на времени подготовки и качестве принятой программы приватизации. В течение 1992 года закончился период подготовки к государственной приватизации. Было принято решение о двух этапах приватизации - ваучер (бесплатно) и наличные (платно).

Цели российской приватизации

Основными целями приватизации в 1992 году были:

  • Формирование слоя частных собственников, способствующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;
  • Повышение эффективности деятельности предприятий;
  • Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, полученных от приватизации;
  • Содействие в процессе стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
  • Создание конкурентной среды и содействие демонополизации национальной экономики;
  • Привлечение иностранных инвестиций.

Следует отметить, что цели, поставленные для программы приватизации, были в значительной степени противоречивыми и не учитывали текущую макроэкономическую ситуацию и социальную ситуацию. 

Государственная программа приватизации

Закон определил государственную программу приватизации. Программа была разработана на следующие три года и состояла из задачи на текущий год и прогноза на следующие два года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, которые не подлежали и не подлежали приватизации в ближайшем будущем. К ним относятся: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железные дороги, трубопроводы и автомагистрали объекты, которые являются национальной собственностью. Это также включает в себя подавляющую часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже перешли на производство гражданских товаров, объектов немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. услуги, коммунальные услуги, жилье, малые и средние предприятия, муниципальный транспорт и т. д .; объекты, оставшиеся в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, гиганты отрасли, определяющие структуру, фармацевтическая промышленность, предприятия детского питания и другие объекты особой важности). В программе также установлены требования к местным программам приватизации, назначения государственным органам и ведомствам на приватизацию государственного имущества, предпочтительные методы приватизации и формы оплаты, льготы членам трудовых коллективов приватизированных предприятий, условия кредитования, условия использования в приватизация иностранных инвестиций, прогноз доходов от приватизации в определенный период и нормы их распределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели порядок взаиморасчетов имущественных фондов разных уровней между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевые средства для инвестиций в наиболее отсталые регионы в социально-экономическом развитии Российской Федерации, структурная перестройка народного хозяйства, рез торация природной среды или другие цели.

Программа также установила список государственных предприятий, ассоциаций или их подразделений, которые не подлежали приватизации. Организация приватизационной компании в соответствии с Законом от 3 июля 1991 года была поручена Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Ваучерный этап приватизации

Понятие чека (или ваучера) связано с источниками оплаты при приватизации. В связи с этим следует сказать, что идея бесплатной передачи собственности населению, существовавшая в свое время, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон практически никогда не вступал в силу - его цели на практике выполнялись Указом о приватизационных проверках.

Приватизационный чек - это государственное обеспечение на предъявителя, используемое гражданами Российской Федерации в качестве платежного средства при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов. Разрушение системы расчетно-платежных отношений в России, когда даже обычные взаимные условия теряются, осуществляется с большим трудом, что делает использование приватизационных счетов нереальным. Если бы к этому общему беспорядку добавилось 150 миллионов владельцев текущих счетов, то денежный паралич был бы неизбежен. Как показал предыдущий опыт, возможности для различных финансовых операций со счетами открываются фантастически. Но, самое главное, это задержало бы приватизацию на долгое время, что, конечно, было нежелательно как в социальном, так и в экономическом плане. Поэтому было решено заменить счета приватизационными чеками, которые, по сути, выполняли ту же функцию, но в то же время были документом «на предъявителя».

Положительной стороной приватизационных чеков был тот факт, что чековая приватизация предопределила масштабность и высокие темпы процесса - в конце концов, чеки были распространены среди всего населения, и сроки их проведения были ограничены. Таким образом, большое количество населения было вовлечено в процесс приватизации, и 90% государственной собственности стали объектами приватизации, о которых история разгосударствления других стран не знала. Это имеет свою специфику приватизации в России на начальном этапе.

Ваучерный этап приватизации в России имеет точную дату завершения - 1 июля 1994 года. Для точной оценки результатов ваучерной приватизации данных явно недостаточно, достоверных данных о поступлении средств от приватизации нет ( официально приведенные данные противоречивы и не совпадают по ряду параметров), а также нет точной информации об участии иностранного капитала в приватизации. Среди экспертов статистика обращения ваучеров и деятельности ваучерных инвестиционных фондов ставится под сомнение в условиях, когда юридические и фактические возможности сокрытия информации предприятия под предлогом сохранения коммерческой тайны никем не были преодолены, за исключением очень ограниченное количество дел, а также заинтересованность официальных кругов и непосредственных участников приватизации в положительной оценке ее результатов.

Тем не менее, необходимо подвести итоги этого этапа приватизации. Это можно сделать путем сравнения имеющихся данных, во-первых, с заявленными целями ваучерной приватизации; во-вторых, с опытом приватизации в других странах; в-третьих, с точки зрения влияния приватизации на макроэкономическую ситуацию.

Результат ваучерной приватизации: во-первых, приватизация в России, независимо от того, как ее оценивать, была проведена и проводится. Можно много спорить о многих вещах, но факт остается фактом: большинство предприятий, подлежащих приватизации, были приватизированы, в том числе путем корпоратизации. Во-вторых, дело в активности более 500 ваучерных фондов, если, опять же, абстрагироваться от оценки их деятельности. В-третьих, население России сейчас далеко от того, что было накануне приватизации. Можно говорить о качественном улучшении образования на первичном экономическом рынке большинства граждан страны, несмотря на то, что этот уровень все еще остается низким. В-четвертых, создана инфраструктура рынка ценных бумаг, хотя, конечно, она еще далека от полной и совершенной. В-пятых, приватизация не встретила существенного противодействия со стороны широких слоев населения, что явилось одной из причин сохранения относительного социального мира на территории России, несмотря на экономические трудности этого периода и социальную напряженность. В-шестых, независимо от оценки результатов приватизации в 1992-1995 гг. ее реализация является объективным шагом на пути к созданию частной собственности, помимо ее основных характеристик.

В результате ваучерной приватизации 70% промышленных предприятий перешли в частную собственность, 40 миллионов россиян стали акционерами, а более миллиона стали владельцами малого бизнеса. По данным Государственного комитета статистики, к середине 1994 года было приватизировано около 100 тысяч предприятий, то есть около 2/3 их общего числа. Госкомстат РФ. 

Ваучерная приватизация по определению является бесплатной, льготной и не может способствовать финансовой стабилизации. Консолидированный финансовый баланс за 1996 г. показывает, что доходы от приватизации и коммерческого использования государственного и муниципального имущества в 1993 г. составили 0,4% всех доходов, а в 1994 г. - даже меньше. Данные Госкомимущества о 1 млрд. Долларов иностранных инвестиций в 1994 году относятся к так называемым будущим инвестициям и не являются статьей доходов бюджета любого уровня. 

Приватизация монопольных предприятий вовсе не является средством борьбы с монополией. Наоборот, оно усиливает такое из-за уменьшения государственного контроля над деятельностью монополистов. Сокращение гигантов-монополистов, осуществляемое механически, чаще всего приводит к увеличению числа монополистов, поскольку разрыв одной технологической цепочки, зачастую единственной уникальной в национальной экономике, приводит к увеличению общих затрат, поскольку каждое новое звено в разорванной цепочке в большинстве случаев само становится монополистом на своем сайте, и совокупные накладные расходы увеличиваются в совокупности из-за желания новых монополистов взвинчивать свои цены. Демонополизация эффективна только тогда, когда государство выращивает конкурентов и создает конкурентную среду.

Таким образом, из всех задач, поставленных Государственной программой приватизации, фактически была достигнута одна - создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации.

Что касается создания частной собственности и частных собственников, то ситуация в этой сфере более сложная. Большинство акционированных предприятий выбрали второй вариант предоставления льгот трудовым коллективам, согласно которому трудовой коллектив получает 51% уставного капитала, что в значительной степени отсекает приватизированное имущество «эффективных» собственников, которые не хотят вкладывать деньги в предприятия, где они не будут суверенными владельцами. В результате крупные предприятия приобрели много формальных владельцев, относительно небольших, у которых нет капитала, который необходимо инвестировать в реконструкцию или реанимацию производства. В то же время, до сих пор нет развитой системы управления пакетом акций, принадлежащим государству. И у таких акционеров тоже нет средств. Поэтому фактическое управление бывшим государством, а теперь и акционерными предприятиями осуществляет прежняя администрация, которая теперь еще менее контролируется владельцем (когда-то - государством, а теперь - акционерами).

В то же время процесс перераспределения имущества происходит в результате тщательно замаскированных действий: манипуляций с закрытыми подписными и чековыми аукционами, выкупа акций у членов трудовых коллективов после длительного периода невыплаты заработной платы под предлогом объективных трудностей и т. д. На сегодняшний день до сих пор нет принципиальных отличий в большинстве государственных и акционерных предприятий, нет реальной ответственности за результаты деятельности обоих. Среда, в которой работают оба типа предприятий, меняется очень медленно. Многие акционерные предприятия все еще сосредоточены на политике из бюджета, помощи со стороны государства и получении от нее различных выгод. Частные предприятия, представленные их лидерами, очень медленно переориентируются на изменение мотивов экономического поведения: руководители акционерных предприятий используют свои позиции для укрепления своих личных позиций в будущей борьбе и для кратковременного обогащения. Это проявляется в ориентации на торговые и спекулятивные операции, на махинации, на выбивание выгод и преимуществ, а не на решение стратегических задач, связанных с переориентацией производства на рыночные критерии, реконструкцией предприятий.

Объективно это частично оправдывается тем фактом, что общая экономическая ситуация мало влияет на такую ​​переориентацию.

Вряд ли можно предположить, что политические лидеры, стоявшие у истоков и у руля приватизации в 1992-94 гг., Не предвидели, по крайней мере, его основных последствий. Ответственность, которую они взяли на себя, требовала и все еще требует, чтобы реформы имели положительный эффект в течение короткого периода времени, а не в течение тысячелетий. Опыт Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Словакии, Польши свидетельствует о наличии такой возможности. Между тем предварительные итоги приватизации в России показывают, что наша ситуация далеко не самая плохая. Почти две дюжины бывших социалистических стран и бывших советских республик бывшего СССР получили результаты, намного хуже российских, судя по таким параметрам, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада. Сравнивая предварительные результаты приватизации в России с этими странами, можно констатировать, что переход к частной собственности в нашей стране идет в среднем темпе и с относительным успехом. 

Денежный этап приватизации

К началу 1994 года около половины приватизационных чеков было отменено - около 90 миллионов. Но из-за того, что до окончания ваучерной приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было проложить путь к завершению этапа реформы 1991-1993 годов. и переход к следующему, новому этапу - денежной приватизации, формированию вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур для нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Нынешняя программа, как и предыдущая, поставила своей целью формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Все основные методы приватизации были сохранены, предыдущие три варианта льгот (резко увеличены стимулы для третьего варианта), принципы бесплатной ваучерной приватизации, действующий механизм ваучерных аукционов и т. д. Программа также ограничила применение Указа Президента об обращении векселей: предприятия с государственной долей собственности более 25% были исключены из ее сферы действия. Имущество этих предприятий было продано за ваучеры, и только после завершения приватизации ваучеров могли применяться другие принципы. Все предприятия, которые обанкротились, должны были пройти приватизацию.

Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения на участие иностранных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как за деньги, так и за чеки.

Программа также предусматривала усиление роли инвестиционных фондов. Им было разрешено увеличить долю акций одной компании в их активах до 25% вместо прежних 10%. Это позволило фондам по-настоящему участвовать в управлении акционерными компаниями, некоторые из фондов собрали только тысячу ваучеров и, понимая, что они просто не могли функционировать, были вынуждены уступить свои акции более крупным и сильным коллегам. Эта практика «поглощения» одних средств другими была узаконена Программой.

Нельзя было забыть о главном принципе приватизации - предотвращении банкротства. Эта проблема двух параллельных процессов - приватизации и банкротства была решена, когда были найдены ключевые идеи и принципы, которые позволили не только не навредить приватизации, но и значительно ускорить процесс смены собственников, а приватизация позволила избежать массовой ликвидации обанкротившихся предприятий. Федеральное ведомство было создано для начала процесса банкротства.

И, наконец, третий путь - это обязательная смена собственника, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен. Такое положение было заложено в указе, в котором Федеральному ведомству по делам о несостоятельности было поручено принимать решения о принудительной приватизации. В этом случае трудовой коллектив больше не получал всех льгот, предусмотренных в ходе обычной приватизации, поскольку речь шла не о перераспределении собственности, а о восстановлении экономики предприятия. Ему нужно было найти инвестора, продать необходимый пакет акций на инвестиционном конкурсе на условиях, которые будут утверждены потенциальным покупателем. Конкурсные и аукционные торги были необходимы в таких случаях: это предотвратило возможную коррупцию и в то же время позволило более четко и сбалансированно ускорить процесс принудительной приватизации.

Результаты приватизации. Проблема воссоздания института собственности

Рыночная экономика не может быть социально ориентированной, особенно в период первоначального накопления капитала, когда компании выживают, следуя агрессивной стратегии развития - стратегии захвата относительно небольших и средних фирм с целью увеличения собственного капитала компании посредством процессов централизации капитала ,

Скорее всего, здесь произошла путаница понятий: «государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», может быть социально ориентированной, о чем говорится в статье 7 Конституции Российской Федерации.

Повышение эффективности предприятий путем их приватизации - (следующая цель приватизации) не может быть достигнуто в применяемых вариантах приватизации через акционирование, поскольку все три варианта приватизации в 1992 году основывались на предоставлении льгот трудовым коллективам предприятие или льготы для инициативной группы работников предприятия, подписавшей соглашение с руководством Госкомимущества о предприятии, чтобы в короткие сроки превратить его в высокодоходные и перспективные, что само по себе не способствует повышение эффективности производства.

Кроме того, для повышения эффективности работы промышленных предприятий в России, помимо приватизации, необходимо было решить следующие насущные задачи:

  • Создать структуру народного хозяйства, соответствующую структуре развитых стран;
  • Создать финансовый рынок и его хорошо развитую инфраструктуру, способствующую притоку капитала в отрасль, обеспечивающую наивысшие нормы прибыли на вложенный капитал;
  • Привлечь значительный приток капитала к реальному производству в долгосрочной перспективе.

Очевидно, что ваучерная приватизация не могла способствовать решению какой-либо из задач. Здесь вы можете проследить довольно четко выраженные зависимости. Во-первых, повышение эффективности промышленного производства, т. е. повышение фондоотдачи, сокращение материального потребления готовой продукции, выпуск продукции с учетом платежеспособного спроса на нее, требует действия механизмов рыночной экономики, которые на первом этапе приватизации могли бы не работают, поскольку условия для конкуренции не созданы. Во-вторых, создание рыночного механизма потребовало структурной перестройки национальной экономики, что подразумевает «постепенное сокращение сокращающихся отраслей и переподготовку рабочей силы, вытесненной из них, и стимулирование развития новых наукоемких отраслей. 

Основным регулятором в формировании отраслевых пропорций, распределении труда и средств производства по направлениям экономической деятельности являются механизмы рыночной экономики. Развитые страны в 70-х годах ХХ века. Прошел период реструктуризации, который сопровождался серьезными кризисами - экономическим, сырьевым, топливно-энергетическим, валютным и финансовым.

Влияние государства на отраслевую структуру, т. е. структурная политика государства в развитых странах, включает:

  • Выбор наиболее бесперспективных направлений научно-технического развития, требующих интенсивной государственной поддержки;
  • Поддержка отраслей, которые являются основой национальной экономики;
  • Создание механизма стимулирования частных капиталовложений в реализацию научно-технических достижений.

Структурная политика государства в развитых странах осуществляется в тесной взаимосвязи с фискальной политикой и политикой денежно-кредитного регулирования.

В России структурная перестройка осуществляется одновременно с созданием условий для формирования и развития рыночной экономики и исключительно за счет структурной политики государства. Для реализации структурной политики и контроля за ее реализацией Постановлением Правительства Российской Федерации от 25-4-5 апреля 1994 г. № 391 была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по структурной перестройке.

Его основными задачами являются:

  • Организация разработки целевых федеральных программ в целях реализации государственной избирательной политики;
  • Подготовка предложений по определению приоритетов развития отраслей экономики страны и ее регионов;
  • Разработка форм и методов реализации государственной избирательной структурной политики и ее практическая реализация;
  • Прогнозирование потребностей в финансовых ресурсах и подготовка предложений по источникам финансирования;
  • Определение критериев отбора предприятий, нуждающихся в государственной поддержке.

Что касается двух других важнейших условий эффективного функционирования промышленных предприятий (создание финансового рынка и привлечение капитала к реальному производству), следует отметить, что на первом этапе приватизации происходит только формирование финансового Рынок и формирование его инфраструктуры состоялись. Коммерческие банки прошли этап первоначального накопления капитала, и поэтому даже при самых благоприятных условиях капитал не мог быть направлен на долгосрочной основе в реальные активы. Кроме того, в 1992-1993 годах гиперинфляция. сделало невозможным долгосрочное вложение капитала в реальное производство, поскольку из-за высоких рисков текущая стоимость будущих денежных потоков, определяемая как дисконтированная стоимость, не обеспечивает возмещение капитальных вложений.

Среди заявленных целей первого этапа приватизации особое место занимает социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, полученных от приватизации. Следует отметить, что нереальность такой цели стала очевидна довольно быстро. В информационно-аналитическом обзоре состояния рынка акций приватизированных предприятий по состоянию на февраль 1995 года было отмечено: «В результате ваучерной приватизации работники не стали собственниками своих предприятий, хотя сегодня число приватизированных предприятий достигает 26 тысяч По большей части руководство сохранило власть, которая либо по-старому руководствуется государственной поддержкой своих отраслей и не хочет нести полную ответственность за свою деятельность на рынке, либо, наоборот, использует недостатки в регулировании первого этапа приватизации, накапливая первоначальный личный капитал. скрывается за интересами основной массы акционеров. Акции, принадлежащие работникам большинства приватизированных предприятий, по-прежнему рассматриваются ими не как право владеть уставным капиталом их предприятия, что, по сути, является сущностью понятия «безопасность», а как финансовый документ с определенная денежная цена, хотя нет понимания, что эта цена вообще не отражает ее реальной стоимости. 

Содействие процессу стабилизации финансовой ситуации в Российской Федерации как цели приватизации на ее первом этапе не могло быть достигнуто, поскольку на 1992-1995 годы были созданы условия для массового банкротства коммерческих банков.

Создание конкурентной среды и содействие демонополизации национальной экономики как одной из целей приватизации могут быть достигнуты при условии, что приватизация начнется с относительно малого и среднего бизнеса (как питательной среды для создания рыночной экономики) и в более медленном темпе. Аналитики Всемирного банка в начале 1992 года отметили, что необходимо ускорить приватизацию малых предприятий, где возможны самые быстрые результаты. Приватизация оптовиков, розничных торговцев и транспортных услуг будет играть важную роль в создании конкуренции на рынке, что является необходимым элементом программы реформ.

Следует отметить, что темпы приватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране. Крупные предприятия унаследовали от системы административного планирования послереформенной России. В 1987 году на промышленных предприятиях страны работало в среднем 821 человек (примерно в два раза больше, чем в Польше и в десять раз больше, чем в западных странах с рыночной экономикой). 952 предприятия составляли менее 4% от общего числа предприятий, но на них приходилось более 54% производства и почти 40% всех работников. Крупнейшие промышленные предприятия зачастую были единственным производителем определенных видов товаров, особенно в металлургической, машиностроительной, нефтехимической и топливной промышленности.

Приватизация промышленных предприятий путем корпоратизации не смогла преодолеть монопольное положение ведущих предприятий и, следовательно, создать конкурентную среду в столь короткие сроки. Предполагалось, что крупные предприятия будут превращены в корпорации на уровне наименьших действующих юридических лиц, а затем приватизированы. Предусматривались возможности для разделения крупных предприятий на группы на основе конкурентоспособности, особенно на различных этапах технологического процесса, и ограничения видов деятельности, которые касаются ассоциаций и других антиконкурентных организаций, многие из которых были созданы на основе бывшие отраслевые министерства, могли бы заниматься. Однако поставленные задачи не могли быть решены из-за сильного сопротивления корпуса директоров и работников отраслевых министерств.

Привлечение иностранных инвестиций в качестве цели первого этапа ваучерной приватизации было преднамеренно нереальным, поскольку в то время Россия характеризовалась повышенными страновыми рисками, определяемыми:

  • Политическая и социально-экономическая нестабильность,
  • Негативное отношение подавляющего большинства населения к частной собственности и особенно к иностранному капиталу;
  • Влияние организованной преступности;
  • Высокая инфляция и падение покупательной способности национальной валюты;
  • Нестабильность налогового законодательства;
  • Неопределенность в отношении владельца, особенно природных ресурсов, в сочетании со спорами и препятствиями, создаваемыми различными уровнями власти.

Таким образом, цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реальную социально-экономическую ситуацию в стране и поэтому не были достигнуты.

Очевидно, что как при формулировании основных задач, стоящих перед приватизацией, так и при формулировании основных задач, стоящих перед приватизацией, а также при выявлении недостатков первого этапа ваучерной приватизации, реальные социально-экономические условия реализации программы должным образом не учитывались. Известно, что любая проблема имеет решение только при определенных жестких ограничениях. Если таких ограничений нет, то проблема не имеет решения. 

Рассмотрим социально-экономические условия реализации программы приватизации на ее первом этапе, которые являются реальным ограничением в решении проблемы.

Макроэкономическую ситуацию тех лет можно охарактеризовать следующим образом:

  • В 1991 году и в первой половине 1992 года страна переживала системный кризис - политический. Старые стимулы к работе были утеряны, а новые не появились. В этих условиях трудно было ожидать повышения эффективности производства;
  • Возникли крайне неблагоприятные экономические и социальные условия, поскольку к середине 1992 года стоимость жизни возросла более чем в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, главным образом из-за либерализации цен в начале года. Реальный объем производства продолжал снижаться и, по оценкам, был на 15% ниже уровня середины 1991 года (который, в свою очередь, был значительно сокращен по сравнению с 1990 годом);
  • Структурные и институциональные реформы были отложены, законодательная база, институциональная структура и система регулирования конкурентной рыночной экономики не были созданы;
  • Инфляция превзошла все прогнозы: в первые два месяца 1992 года оптовые цены выросли почти в девять раз, розничные цены выросли в пять раз за первые три месяца, что практически уничтожило сбережения населения. Однако быстрый рост цен не прекратился, и общая инфляция в 1992 году составила около 2500%, что значительно превысило уровень инфляции, сопровождавший реформы в других странах (например, в Польше в 1990 году инфляция составляла 250%);

Высокие темпы инфляции привели к снижению стоимости основного капитала промышленных предприятий, а валовые инвестиции (чистые инвестиции плюс амортизационные отчисления) упали ниже уровня амортизационных отчислений. Был запущен механизм самоиндукционного сокращения инвестиций: Распад Советского Союза разрушил традиционно установленные связи между промышленными предприятиями, создал трудности с поставками и маркетингом, поскольку старая система централизованного распределения продуктов была разрушена, а новая рыночная еще не была создана.

Мы должны признать сложность ситуации, неизбежность системного кризиса и необходимость перестройки. В этих условиях государственная программа приватизации могла решить только одну из главных задач - создать определенный социальный слой, заинтересованный в рыночных реформах. Эта задача была еще более насущной, потому что руководящий корпус, трудовые коллективы воспитывали идеи выравнивания распределения, местные власти демонстрировали неприятие и сопротивление идеям реформ.

Интересно, что, по мнению аналитиков Всемирного банка, программа массовой приватизации была разработана для ускорения приватизации крупных и средних предприятий, оказания политической поддержки самой программе и увеличения капитала предприятий путем распределения акций среди населения в целом. Практика приватизации показала, что одна из перечисленных задач была решена, но самая важная на тот период - создание социального слоя, который обеспечивал политическую поддержку рыночных реформ и делал их необратимыми.

Эта задача, решаемая в процессе приватизации, обусловлена ​​специфической ситуацией в России, необходимостью перехода к рыночной экономике, которая, в отличие от плановой административной экономики, показала свою жизнеспособность в течение длительного периода.

Если говорить о целях приватизации в современной рыночной экономике, то очевидно, что во всем мире приватизация проводится с целью повышения эффективности предприятий и привлечения инвестиций от новых собственников.

Приватизация является ключевым элементом новой мифологии, воплощенной в официальном курсе российских реформ предыдущего десятилетия. Принудительная передача большей части бывшей государственной собственности в частные руки с самого начала провозглашалась главной, почти решающей предпосылкой перехода к рынку. Можно констатировать, что эта цель была достигнута с подавляющей энергией, последовательностью, беспрецедентными темпами и в неслыханных ранее масштабах. Государство фактически исключило себя из полноценного использования даже тех имущественных прав, которые оно де-юре не передавало частным юридическим и физическим лицам. Устранение барьеров в коммерческой деятельности должностных лиц органов исполнительной власти и управления предприятиями, которые формально оставались в государственной собственности, открыло путь к растрате и растрате государственной собственности совместными усилиями «лидеров» приватизированного и неприватизированного секторов. российской экономики. Оказавшись неспособным эффективно защитить свою собственность (реализовать «священный» принцип собственности в отношении своей собственности), государство неизбежно пытается компенсировать это, нарушая права частных собственников и используя чисто рычаги влияния на экономику - посредством налоговая пресса, манипулирование бюджетными расходами, непосредственное участие в разборках между противоборствующими экономическими группами новых собственников.

Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой и предоставила узкому кругу частных лиц возможность бесконтрольно распоряжаться огромной массой национальной собственности (для которой была осуществлена ​​ее катастрофическая амортизация), отчасти по праву право собственности перешло к ним, и в основном путем фактического контроля над акционированными активами. предприятия, в отличие от рассредоточенных имущественных прав многих простых акционеров. Но приватизация не предусматривала создание механизма децентрализованной взаимной ответственности субъектов частного предпринимательства, который заменил бы механизм ответственности администрации государственных предприятий в директивно контролируемой экономике. В результате степень безответственности экономических решений в российской экономике резко возросла.

Дискуссии вокруг конкретной формы собственности не должны затенять главную проблему - восстановление института собственности в нашей стране в целом. Еще раз подчеркнем, что основой этого института является свобода перераспределения прав собственности между различными субъектами предпринимательской деятельности. Каждый хозяйствующий субъект должен быть наделен четко определенными правами и иметь возможность свободно передавать их любому другому лицу (физическому или юридическому). Соответственно, он может подать в суд в суд за нарушение его прав и получить компенсацию в размере упущенного дохода.

Теперь характер отношений между государством и экономикой принципиально не изменился, за исключением того факта, что безответственность отдельных лиц стала наравне с безответственностью властей. В ходе экономических реформ в России задача воссоздания института собственности в этом смысле была заменена приватизацией государственной собственности, причем без соблюдения требований социальной справедливости. Поэтому ожидания эффекта от старой институциональной системы беспочвенны. Передел собственности, начатый под флагом приватизации, ничего не даст. В конце концов, права собственности могут существовать только при условии, что разделение политической и экономической власти уже произошло, то есть автономизация экономики зашла достаточно далеко. Ключевой предпосылкой успешных реформ является именно автономизация экономики, а не приватизация как таковая. Как ясно показывают события эры «постприватизации» в России в последние годы, разделение и перестановка собственности будут продолжаться до тех пор, пока нынешние и с нетерпением ожидающие новых участников этого катастрофического процесса сохранят возможность и беспрецедентные стимулы играть игра.

За ширмой реформистских лозунгов перераспределение экономической власти осуществлялось с помощью политической власти, с одной стороны, и путем решения политических проблем путем пожертвования лакомых кусков общественного достояния, с другой. Таким образом, вопрос о собственности в нашей стране остается открытым как в реальной практике, так и в теории, что никак не может отойти от грубой дихотомии государственной и частной собственности. 

Вывод:

Изучив материалы на тему «Приватизация и ее методы. Особенности приватизации в России ». Я пришел к выводу, что радикальная реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в российской экономике.

В ходе реформ вопрос приватизации приобрел первостепенное политическое, идеологическое и практическое значение.

Целью приватизации было создание условий для нормального функционирования будущей рыночной системы.

Процессы приватизации в России начались гораздо раньше, чем была сформирована концепция предприятий и официально признана концепция частной собственности. Первоначально произошла некая приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что деньги государственных предприятий и общественных организаций начали собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства предприятий и объединений, формально независимых от государства. В результате произошла некая приватизация государственных финансовых ресурсов и на ее основе приватизация экономики в целом.

В настоящее время не менее 80% всех крупных коммерческих предприятий в России создаются на основе государственного капитала, который начал свое движение и оборот в самом начале перестройки.

Процессы приватизации и денационализации в последние годы резко изменили структуру собственности в России. Появление новой тенденции в развитии собственности очевидно. Монополистическое господство его первой формы было заменено реальным полиформизмом собственности, разнообразием ее форм и основанных на них типов управления. Однако на развитие этих процессов влияет ряд факторов, одним из которых является отсутствие законов или существенные пробелы в законодательстве, вызванные многолетним невниманием к правовой стороне собственности в нашей стране.

Приватизация - длительный процесс, требующий тщательной и тщательной подготовки, а темпы приватизации в Российской Федерации не имеют аналогов ни в одной стране.

В заключение необходимо подчеркнуть, что денационализация и приватизация не ведут к эффективному экономическому управлению, а являются основой для формирования конкурентной среды для рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством улучшения эффективность экономики и повышения благосостояния трудовых коллективов, регионов и из США

Очевидно, что цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реальную социально-экономическую ситуацию в стране и поэтому не были выполнены.