Романтизм в Русской литературе 19 века

Содержание:

  1. Романтизм как направление в искусстве
  2. Романтизм в России
  3. Русский романтизм в литературе, живописи и театре
  4. Романтизм в русской литературе
  5. Романтизм в русском изобразительном искусстве
  6. Романтизм в русском театральном искусстве
  7. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой.
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу.

 

По этой ссылке вы сможете посмотреть на образец титульного листа реферата и научиться его оформлять:

 

Титульный лист реферата

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Лидерство и руководство в организации

 

Первые научные системы – геометрия Евклида и математика Пифагора

 

Этические проблемы в искусственном интеллекте и когнитивных вычислениях

 

Влияние технологических факторов на остаточное напряжение при обработке твердых сплавов

 

Введение:

Актуальность темы исследования. XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это эпоха национального просвещения, величайших научных достижений и славного расцвета всех видов искусства. Именно в этот период значение переписывается, создается художественная ценность.

Изучение культурных процессов,особенностей духовной жизни, бытовых традиций значительно обогащает понимание тех или иных этапов исторического развития. В то же время понимание культурного наследия необходимо и в современной жизни. Историко-культурные темы приобрели особое значение в эпоху идеологического вакуума, образовавшегося в нашей стране в последние годы, став одной из детерминант идеологической сферы.

Романтизм утвердился в жизни под влиянием определенных социально-исторических обстоятельств, глубоко проник в сознание людей того времени и захватил различные сферы умственной деятельности. Писатели-романтики пытались избежать порабощения личности социальными и материальными обстоятельствами. Они мечтали об обществе, в котором люди связаны не материальными, а духовными связями.

Социальные тенденции в творчестве романтиков являются результатом критического отношения к действительности. Им хорошо известны "пороки" рабства и феодализма. Таким образом, романтическая мечта - это мечта о социальном существовании, о Золотом веке человечества, когда распадаются социальные законы и рождается чисто человеческая духовная связь.

Романтики также критически относились к истории. По их наблюдениям, его развитие не сопровождалось ростом духовной свободы. Поэтому романтики"естественного государства", чей уход в доисторическое прошлое в жизни людей не был социально пассивным, когда действовали законы природы, а не искусственные институты коррумпированной цивилизации. Они критиковали общество, в котором духовное приносится в жертву материальному. Это был протест против духовного посягательства личности в условиях феодальной и буржуазной действительности.

Романтизм в России развивался по пути постоянного сближения с жизнью. Изучая реалии своей специфической исторической и национальной самобытности, романтизм постепенно раскрывал тайны исторического процесса. Отвергая регенталистскую точку зрения, они стали искать источник исторического развития социальных факторов. История предстает в их произведениях как место борьбы сил тьмы и света, тирании и свободы.

Привнося идеи историзма, внимание к трагическим судьбам людей, субъективные составляющие творчества, гуманистическое изобилие, стремление к идеалу, условные годы жизни.

Романтики никоим образом не сводят свою работу к познанию действительности, отмечая тем самым специфику романтизма по сравнению с наукой. В своих программных выступлениях они акцентируют внимание на гуманистических, воспитательных функциях искусства, объясняя его огромную социальную значимость. Решая свои частные художественные задачи, романтический мыслитель глубоко проник в гносеологическую сущность искусства и раскрыл его важнейшие законы. Их великая заслуга заключается в определении места и роли субъективных начал в художественном творчестве.

Если искусство не теряет своей истинной сущности, то романтический-это, прежде всего, эстетический идеал, включающий в себя представление художника о прекрасной жизни и прекрасном человеке.

Романтизм как направление в искусстве

Основные черты романтизма

Роман - (фр. романтизм, от средневекового фр. Rome-Рим) - направление искусства, сформировавшееся в рамках общего литературного направления на рубеже немецкого XVIII-XIX вв. Во всех странах, которые были распространены, самый высокий пик Западного романтизма приходится на первую четверть XIX века.

Французское слово romantisme восходит к испанскому роману (в Средние века испанский роман, затем рыцарский роман) под романтизмом подразумевалось "странное", "фантастическое", "живописное". Романтизм в начале XIX века становится символом нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу "классицизма" - "романтизма", направление предполагало противоположность классических требований правил для романтической свободы от правил. Центром художественной системы романтизма является личность, главным конфликтом которой является личность и общество. Решающей предпосылкой для развития романтизма были события Великой Французской революции. Возникновение романтизма связано с антипросвещенческим движением, причина которого кроется в разочаровании в цивилизационном, социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, что противоречит новому противопоставлению.

Просвещение проповедовало новое общество как наиболее "естественное" и "рациональное". "Лучшие умы Европы оправдывали и предвидели это будущее общество, но действительность есть "разум", будущее – непредсказуемое, иррациональное, протест современной социальной структуры против неприятия человеческой природы и его неприятия этим обществом, духовность и эгоизм отражаются в сентиментализме и предромантизме. Романтизм наиболее резко выражает это неприятие. Романтизм также противостоял просвещению в словесном плане: слова романтических произведений "просты", которые стремятся быть естественными и доступными для всех читателей.

У позднейших западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы и становится "болезнью века". Характер многих романтических произведений характеризуется чувством безнадежности и безысходности, которое приобретает универсальный характер. Совершенство будет потеряно навсегда,миром будет править зло, и древний хаос будет возрожден. Тема "страшного мира", характерная для всей романтической литературы, - это так называемый "черный жанр" (романтический "готический роман" - А. Рэдклифф, К. Мэтьюрин, "драма рока" или "трагедия рока").

В то же время романтизм основан, помимо всего прочего, на идее свободы, бросающей вызов "страшному миру". Разочарование в романтизме - это разочарование в реальности, но прогресс и цивилизация - это только одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации - это путь к идеалам, путь в вечность, абсолютный путь. Этот путь должен разрешить все противоречия и полностью изменить вашу жизнь. Это "цель, которую нужно искать для объяснения за пределами видимого". Это путь к совершенству. Для некоторых романтиков миром правят непостижимые и таинственные силы. Для других "зло в мире" провоцирует протесты, требует мести, борьбы (ранний А. С. Пушкин). Их объединяло то, что все они видели в человеке единую сущность, способную не только решать повседневные проблемы. Напротив, не отрицая повседневности, романтизм разгадал тайну человеческого бытия, обратился к природе, попытался довериться религиозным и поэтическим чувствам.

Романтический герой - это сложный и страстный человек, чей внутренний мир очень глубок и безграничен. Романтиков интересовали все страсти высокие и низкие, которые были противопоставлены друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая жадность, честолюбие, зависть. Низменная материалистическая практика романтизма была противопоставлена духовной жизни, особенно религии, искусству и философии. Интерес к сильным и ярким эмоциям, ко всем страстям, тайным движениям души - черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности, то есть человеке с сильными страстями и высокими устремлениями, несовместимыми с обыденным миром. Такие черты характера сопровождаются исключительными обстоятельствами. Художественная литература, народная музыка, поэзия и сказки становятся привлекательными для романтиков. Романтизм характеризуется утверждением свободы, суверенности личности, повышенным интересом к личности, уникальности человека, культом личности. Уверенность в собственной значимости человека превращается в протест против судьбы истории. Часто героем романтических произведений становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классическое "подражание природе" контрастирует с творческой энергией художника, которая изменяет реальность. Она создает свой собственный особый мир, более прекрасный и более реальный, чем реальность, воспринимаемая эмпирически. Творчество - это смысл бытия, высшая ценность Вселенной. Романтики рьяно отстаивали творческую свободу и фантазию художника, считая, что гений художника не следует правилам и творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекала их оригинальность, привлекали экзотические и загадочные страны и ситуации. Интерес к истории стал одним из прочных достижений института искусства романтизма. Это выражается в создании жанра исторической фантастики, основоположником которого является это роман, который считается шотландским и, в общем-то, приобрел лидирующие позиции в рассматриваемую эпоху. Романтические детали точно воспроизводят и исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические персонажи даны вне истории, они обычно находятся на вершине ситуации одновременно, романтики воспринимают этот роман как средство понимания истории, проникли в современную психологию из истории и соответственно проникли в модерн. Интерес к истории есть и в школе французского романтизма (О. Тьерри, Ф. Гизо, F.O.It это также нашло отражение в трудах историков (Менье).

В эпоху романтизма происходит открытие средневековой культуры, и восхищение античностью, характерное для эпохи прошлого, также не ослабевает в конце XVIII-XIX вв. Богатство единого целого мира состоит в сочетании этих индивидуальных особенностей, и изучение истории каждой страны, как выразился Берк, является продолжением последовательных новых поколений.

Эпоха романтизма ознаменовалась расцветом литературы, и одной из ее особенностей было обращение к социальным и политическим проблемам. Пытаясь понять роль человека в исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности,конкретности и достоверности. В то же время их произведения часто ставятся в необычных для европейцев условиях–например, на Востоке и в США, или для русских – на Кавказе, а значит, романтические поэты в большинстве своем являются естественными писателями и поэтами, и поэтому их творчество (но во многом как и у прозаиков) не является редкостью. если море, горы, небо, то главный герой по своей природе может напоминать страстную натуру романтического героя, но вы также можете противостоять ему.

Необычные и яркие картины природы, быта, быта и обычаев далеких стран и народов также оказали влияние на романтиков. Они искали функции, которые составили бы основу национального духа. Появилось национальное самосознание, в основном устное народное творчество. Поэтому интерес к фольклору, обработка произведений фольклора, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Заслуги романтизма - развитие жанра исторической фантастики, фантастических рассказов, лирических эпосов, баллад. Их новшества проявились также в использовании лирики, особенно многозначной,в развитии ассоциативной, метафорической и версификационной, метрической, а также в открытии в области ритма.

Романтизм характеризуется синтезом рода и жанра, их взаимопроникновением. Романтическая художественная система была основана на синтезе искусства, философии и религии. Например, для таких мыслителей, как Гердер, изучение языка,философские доктрины и путешествия помогают найти способы революционизировать культуру. Многие достижения романтизма унаследовал реализм XIX века. - Склонность к фантастике, гротеску, смешению высокого и низкого, трагедии и комического, открытие "субъективного человека".

В эпоху романтизма появилась не только литература, но и социология, история, политология, Химия, Биология, эволюция, философия (Гегель, Д. Юм, И. Кант, Фихте, натурфилософия, сущность которой составляет одно из одеяний Бога "Божественная жизнь".

Романтизм - это культурный феномен в Европе и Америке. В разных странах его судьба имела свои особенности.

Романтизм в России

К началу второго десятилетия XIX века романтизм занимает важное место в русском искусстве, более или менее полно раскрывает свою национальную самобытность, сравнивая старый "романтизм" русского романтизма и европейской литературы, видит направление этого процесса и его темп, его силу.

Это вынужденное развитие наблюдалось уже в предыстории русского романтизма-в последнем десятилетии XVIII века. - В первые годы девятнадцатого века, когда произошло необычайно тесное переплетение течения классицизма и предромантических и сентиментальных тенденций.

Переоценка разума, гипертрофия чувствительности, преклонение перед естественностью и естественностью, меланхолия и эпикуризм Элегии сочетаются с моментом систематичности и рациональности, особенно в области поэтики, упорядоченности стиля и жанра мин (главным образом усилиями Карамзина и его последователей) и его "гармонической точности" (школа, характерная для Жуковского и школа, созданная Батюшковым).

Скорость развития наложила свой отпечаток и на более зрелую стадию русского романтизма. Плотность художественной эволюции объясняет, что в русском романтизме трудно распознать определенный хронологический порядок. Историки литературы делят русский романтизм на следующие периоды:первый период (1801-1815), период зрелости (1816-1825) и период развития после октября. Это примерная схема. По крайней мере два из этих периодов(первый и третий) качественно разнородны, например, существуют принципы, отличающие период романтизма от немецкого Йенского и Гейдельбергского.

Романтическое движение в Западной Европе, особенно в немецкой литературе, началось под знаком полноты и совершенства. Натурфилософия, социология, теория познания, психология-индивидуальная, социальная и, конечно же, художественное мышление, объединяющее все эти импульсы и дающее новую жизнь, разделено.

Личность, индивид - с целым, с людьми; интуитивное знание - с логическим; с подсознательными элементами человеческой психики - с лучшей сферой рефлексии и разума. Соотношение противоположных моментов иногда казалось противоречивым, но стремление к единству сопровождалось ярким и преобладающим главным тоном, особым эмоциональным тоном многоцветного и пестрого романтизма.

Идея синтеза надежды растворилась в идее отчуждения и конфронтации, а большое настроение оптимизма привело к чувству разочарования и пессимизма.

Русский романтизм знаком как на начальном, так и на завершающем этапах этого процесса. Прежде чем первая форма достигла расцвета, появилась последняя форма. На фоне западноевропейской литературы Русский романтизм казался все более романтичным: он уступал по широте изобилия, раздвоенности, размерам, но это было не так.

Важнейшим социально-политическим фактором, повлиявшим на формирование романтизма, является декабризм. Преломление декабристской идеологии в лице художественного творчества - очень сложный и трудоемкий процесс. Но не будем упускать из виду тот факт, что она приобрела именно художественное выражение.

Часто "литературный декабризм" отождествляется вне императива некоего художественного творчества, когда все художественные средства подчинены внелитературным целям. На самом деле все было гораздо сложнее.

Давайте посмотрим на русскую поэзию с этой точки зрения, чтобы составить хотя бы приблизительное представление о ее многообразии и единстве с лирикой этого периода, то есть о лирическом отношении к миру, о главном тоне и ракурсе авторской позиции, об "авторском образе" вообще.

Русские романтические стихи раскрывают довольно широкий спектр "авторских образов", иногда сходящихся, напротив, противостоящих и контрастирующих друг с другом. Но всегда "образ автора" - это сгущение чувств, настроений, мыслей или обыденных и биографических деталей(лирическое произведение содержит "фрагменты" линий авторского отчуждения, разорвана индивидуальная и целостная связь). Дух оппозиции и дисгармонии поражает авторский образ, даже если он кажется ясным сам по себе.

Романтизм в Русской литературе 19 века

До-романтики в основном знали две формы выражения лирических противоположностей. Развивайте романтические стихи и индивидуализируйте их с усложнением серии.

Но приведенная выше форма важна сама по себе, но, конечно, не исчерпывает всего богатства русского романтизма.

Русский романтизм в литературе, живописи и театре

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм, в отличие от Европы с ее ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранил большую связь с Просвещением и принял в нем участие-военные события 1812 года в народе оказали большое влияние на развитие русского романтизма. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев российского общества, но и признание особой роли народа в жизни государства. Думается, что, понимая дух народа в работе с очень важным русским писателем-романтиком, ставшим личностью, они участвовали в идеальном начале жизни. Понимание "души народа" было иным, но стремление к национальности отмечало творчество всех русских романтиков.

Например, для Жуковского национальность - это, прежде всего, гуманное отношение к бедноте крестьянина и генерала. Он видел ее сущность в народных обрядах, лирических песнях, народных преданиях, суеверных стихах.

В творчестве романтиков-Декабристов представление о душе народа было связано с другими чертами. Для них характер государства - это героический характер, самосознание государства. Она коренится в национальных традициях народов. Наиболее яркими представителями души народа они считали таких деятелей, как Князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин, Пожарский. Так, явными национальными идеалами поэмы Рылеева являются "Войнаровский", "Наливайко", его "мысли", рассказ А. Бестужева, Южная поэма Пушкина, а позднее - "песня о купце Калашникове"и цикл стихотворений о Кавказе Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэты-романтики в 20-е годы особенно увлекались моментами кризиса-татаро-монгольским игом, дружбой между вольным Новгородом и Псковом.

Интерес поэтов-романтиков к истории России был порожден высоким чувством патриотизма. Русский романтизм расцвел во время Отечественной войны 1812 года и принял ее как одну из основ идеологии. В художественном плане романтизм, как и сентиментализм, уделял большое внимание внутреннему образу человека. Но в отличие от писателя-сентименталиста, превозносившего "тихую чувствительность" как выражение "усталого, печального сердца", романтизм предпочитал описание особых приключений и пламенных страстей. В то же время абсолютные достоинства романтизма, особенно его прогрессивная направленность, являются началом действенной и сильной воли человека, такого характера высоких целей и идеалов, которые поднимают человека над повседневной жизнью, например, английского поэта это была работа Толкина. Байрона, влияние которого ощущалось многими русскими писателями в начале XIX века.

При глубоком интересе к внутреннему миру человека романтизм был равнодушен к внешнему виду персонажа. В этом романтизм радикально отличался от классицизма и имел обязательную гармонию между внешним обликом персонажа и его внутренним содержанием. Романтики же, напротив, пытались обнаружить контраст между внешним обликом и духовным миром героя. В качестве примера можно привести странного Квазимодо с благородной благородной душой (В. Можно вспомнить"Собор Парижской Богоматери" Гюго).

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Она служит своеобразным украшением для романтиков, которое подчеркивает эмоциональную напряженность поведения. Описание природы указывало на ее "духовность", на связь между человеческой судьбой и предназначением. Александр Бестужев был ярким мастером лирических пейзажей.Даже в его ранних романах пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В рассказе "Ревельский турнир" он нарисовал живописный вид Ревеля, который соответствовал настроению героев. Яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и вдали небесный полог лишь касался воды с бахромой серебристых облаков. Яркие спицы Ревельской колокольни горели поперек бухты, а серые бойницы Вышгорода, склонившись над обрывом, вырастали в небо, и глубина зеркальной воды. Как бы переворачивалась.

Своеобразию темы романтических произведений способствовало использование определенной лексики. Таким образом, романтическим символом свободы было море, ветер. Ночь олицетворяла зло, преступление и враждебность. Символ вечной изменчивости-морская волна, а нечувствительность-камень.

Основоположником русского романтизма является считается Жуковский (1783-1852). Уже в первые годы XIX века он прославился как поэт, воспевавший яркие чувства, любовь, дружбу, сказочные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы природы. Жуковский стал создателем Национального лирического пейзажа в русской поэзии.

Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и преданий нашла свое выражение во многих последующих произведениях Жуковского.

В более поздний период своего творчества Жуковский сделал много переводов, сочинил стихи и баллады сказочного и чудесного содержания ("Ундина", "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна"). Баллады Жуковского полны глубокого философского смысла, они отражают черты, присущие его личному опыту, мыслям и, в целом, романтизму.

Жуковскому и другим русским романтикам было присуще стремление к нравственным идеалам. Этим идеалом для него была человечность и независимость личности. Они были подтверждены его работой и его жизнью.

В литературных произведениях конца 20-30-х годов романтизм сохранил свои прежние позиции. Однако она развивалась в разных социальных средах и приобретала новые уникальные черты. Элегия Жуковского и революционный пафос стихотворений Рылеева сменяются романтизмом Гоголя и Лермонтова. Их творчество было пережито общественным сознанием этих лет, в котором особенно проявились измена прежним прогрессивным убеждениям, склонность к своекорыстию,"умеренность"и внимание философии.

Таким образом, в романтизме 30-х годов преобладает мотив разочарования в современных реалиях, а критические принципы, присущие этому направлению по своей социальной природе, некоему идеальному миру-обращение к истории, попытка осмыслить современность с позиций историзма.

Романтический герой предстал как человек, потерявший интерес к земным благам и осудивший могущественных и богатых людей этого мира. Противопоставление героя обществу породило трагическое мировоззрение, характерное для романтизма этой эпохи. Разрушение нравственных и эстетических идеалов, которыми являются красота, любовь и высокое искусство, есть, как говорил Гоголь,"личная трагедия человека, наделенного великими чувствами и мыслями, исполненного гнева."

Самое яркое и эмоциональное настроение эпохи отразилось в стихотворениях, особенно в творчестве великих поэтов XIX века. У Лермонтова даже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, бросающей вызов рабству. В этом отношении важны были стихи "Новгород" и "последний сын свободы", а Лермонтов упоминал историю Новгорода, любимый сюжет Декабристов.

Черты романтизма, тяготение к национальному происхождению, тяготение к фольклору проявляются и в последующих произведениях Лермонтова, например: "песни о царе Иване Васильевиче, молодом Опричнике и смелом купце Калашникове. "Тема борьбы за независимость Родины - одна из любимых тем творчества Лермонтова. Кавказ воспринимался поэтом в духе свободолюбивой поэзии Пушкина 20-х годов - его дикая и величественная природа, "плен душного города", "жилище священной свободы" Лермонтов горячо сочувствовал свободолюбивым людям Кавказа. Поэтому герой повести "Измаил-Бей" отказался от личного счастья во имя освобождения Родины.

Эти же чувства испытывают и герои поэмы "Мцыри". Его образ полон тайн. Мальчик, которого подобрали русские генералы, живет как узник монастыря и тоскует по свободе и Родине: "я знал только власть Думы. Там, где облака скрывают скалы. Люди свободны, как орлы...". Тоска по свободе сливается в сердцах юноши с тоской по родине, по свободной и мятежной жизни, к которой он так отчаянно стремился. Поэтому любимые герои Лермонтова, как и романтические герои Декабристов, отличаются агрессивной волей, ореолом избранника и борца. В то же время герои Лермонтова предвидят трагические последствия своих поступков, в отличие от романтиков 20-х гг. с чертами романтического героя предыдущего десятилетия-повышенными чувствами,"страстью страсти", высоким лирическим пафосом, любовью как "сильнейшей страстью" - они несут в себе признаки времени - скептицизм, разочарование.

Исторические темы особенно популярны среди писателей-романтиков, которые увидели эффективность использования опыта прошлых лет, а также то, как можно узнать национальный дух в истории. Самым популярным писателем, писавшим в жанре исторического романа, является М. Загоскин и др. был Лажечников.

Романтизм в русском изобразительном искусстве

Возникновение и развитие романтизма в русском изобразительном искусстве относится к тому же периоду, когда этот процесс происходит в литературе и театре.

Романтизм в живописи и скульптуре создавался теми же социальными факторами, что и в литературе. У обоих были одинаковые основные характеристики. Однако романтизм в изобразительном искусстве, в отличие от литературного романтизма, получил более сложное преломление, сочетаясь в значительной мере с элементами классицизма и сентиментализма.Орловский, Ф. Толстой, С. Щедрин, в отличие от литературного романтизма, в котором течения активного и пассивного романтизма были четко разделены, кроме того, "в изобразительном искусстве это разделение не столь ясно." И проявление демократического и протестантского настроения в русской живописи и скульптуре проявилось в совершенно иной форме, чем в литературе. Поэтому нет таких произведений, как "мысли" Рылеева или "свобода" Пушкина. Принцип активного романтизма находит иное выражение в русском искусстве. Они проявляются прежде всего в интересе к человеку, его внутреннему миру; более того, в отличие от академизма, художника привлекает сама человеческая личность, независимо от ее благородного происхождения или высокого положения в обществе.

Глубокие чувства, роковые страсти привлекают внимание художников. В области искусства пронизано чувство драматизма окружающей жизни, сопереживание передовым идеям эпохи, борьба за личную и народную свободу.

Однако путь от классицизма к новому видению мира и его художественному выражению был нелегок. Традиция классицизма сохранялась на протяжении многих лет даже в работах мастеров, склонных к романтизму в своих взглядах и художественных исканиях. Это к. выделяет работы многих художников 20-40-х годов XIX века, в том числе и Брюллова.

Карл Брюллов был, пожалуй, самым известным русским художником первой половины XIX века. Его картина "Последние дни Помпеи" (см. Приложение 1) не только принесла огромную радость его современникам, но и принесла этой теме европейскую известность.

Посетив раскопки Геркуланума и Помпеи, Брюллов был потрясен фотографиями их страшной гибели. Постепенно зреет идея нового полотна, посвященного изображению этой катастрофы. Через два года, готовясь к написанию картины, художник погрузился в изучение письменных источников и археологических материалов, сделав множество эскизов и решений наиболее выразительных композиций, к 1833 году картина была закончена.

Творчество художника основано на типичной идее романтизма, то есть на противостоянии людей жестоким силам природы. Эта идея заключается не в главном герое, окруженном второстепенными персонажами, как того требует классическая традиция, а в привлечении на народную сцену народных масс, интерпретация сюжета которых включает в себя явные черты классицизма. Композиционно картина представляет собой ряд человеческих групп, объединенных общим страхом перед извержением, но разными реакциями на опасность: преданные дети рискуют собственной жизнью и разделением этой моральной добродетели и пороков, а в совершенной красоте и пластичности людей в страхе чувствуется явное влияние классических норм. Это было замечено в самые наблюдательные времена. Так, н. в. Тем не менее, помимо прочих соображений, Гоголь в статье, посвященной живописи Брюллова, восхвалял "как яркое возрождение нашей живописи, долгое время находившееся в полувкусном состоянии. Влияние классицизма заметно также в цветовой гамме картины,освещенности лица на переднем плане, условной чистоте и яркости цвета. Примером наиболее яркого выражения романтических черт в изобразительном искусстве является O.A.It это работа Кипренского.

Художественные и гражданские взгляды художника укрепились в годы, последовавшие за Отечественной войной. Он писал стихи, любил и знал театр, изучал скульптуру и даже написал трактат об эстетике - писатели, поэты, художники, скульпторы, философы: Киплинг и другие - богатые и разнообразные таланты.

Одна из лучших работ Кипренского - портрет А. С. Пушкина (1827) (см. Приложение 2). Дружба с великим поэтом, влияние романтической поэзии Пушкина на творчество Кипренского, преклонение последнего перед высоким даром первого поэта в России - и Кипренский отнесся к этому блестяще. Портреты излучают вдохновение освещения. Художник не запечатлел дорогого друга веселой молодежи, который является не простым писателем, а великим поэтом. Пушкин, кажется, слушает только то,что может слышать, но он находится во власти поэзии. Однако строгая простота внешности, печальное выражение глаз, много повзрослевший поэт, изменил свое мнение и достиг вершины творчества.

Таким образом, наряду с романтической экзальтацией образа, портрет является одним из решающих и важнейших качеств портретиста Кипского, сумевшего передать романтическую страсть в своем творчестве, это понимание идей и чувств своего времени, которое обусловлено не только психологией поэта, но и глубоким проникновением в суть его творчества.

Русский романтизм возник из бурных и бурных времен начала XIX века с его внешними и внутренними катаклизмами. Кипренский, участвовавший в создании нового художественного направления, первых русских революционеров, гуманизма, патриотизма, близких к свободе, лучших чувств и идей своего времени, духовное содержание живописи также требовало новой формы выражения, поиска новой формы современного индивидуального характера, более правдивой и тонкой передачи мыслей и чувств. Все это не только привело к отклонению от академической нормы портретного жанра, но и стало важным шагом вперед на пути реалистического воплощения действительности. В то же время, верный духу романтической школы, художник, игнорируя повседневную жизнь, может выявить высокие эмоциональные начала природной силы.

Романтизм в русском театральном искусстве

Романтизм как художественное направление в театральном искусстве России получил распространение в основном со второго десятилетия XIX века.

В социальном и художественном плане романтизм пьесы имел некоторое сходство с сентиментализмом. Подобно сентименталисту, романтическая драма раскрывала патетический опыт изображаемого человека, в отличие от рационализма классической трагедии. Однако, утверждая важность человеческой личности с ее индивидуальным внутренним миром, романтизм в то же время поддерживал изображение исключительных персонажей в исключительных обстоятельствах. Романтические драмы и романы характеризовались фантастическими сюжетами и введением в них некоторых мистических ситуаций: призраков, привидений, и в то же время романтические драмы более динамично разжимаются в актерских монологах, чем классические трагедии и сентиментальные драмы, где сюжет в значительной степени разворачивается описательно, определяющим исход сюжета является поведение героев, происходящее взаимодействие людей с социальной средой.

Романтическая драма и сентиментализм начали развиваться в двух направлениях в 20-40-е годы, отражая консервативную и прогрессивную социальные линии. Драматургическому произведению, выражающему лоялистскую идеологию, противостояло создание декабристской драматургии, представляющей собой полную версию драмы и социального бунта.

Интерес к театру Декабристов был тесно связан с их политической деятельностью. Образовательная программа "Союза благоденствия", побуждавшая его членов участвовать в литературном обществе или кружке, в котором можно было влиять на мировоззрение широкого круга дворян, уже является одним из первых литературных кружков, связанных с "Союзом благоденствия"- "зеленой лампой", проблема пьесы становится одним из постоянных предметов обсуждения. Знаменитая статья Пушкина "моя речь в Русском театре" сложилась в результате театрального конфликта в "Зеленой лампе".

Позднее публикации Декабристов Мнемозины и Поляриса, Рылеева, Кюхельбекера и Бестужева говорили о проблемах театрального искусства в России, и это новое понимание театрального искусства, наметившее новое, демократическое понимание искусства как прежде всего национального и гражданского, также диктовало особый спрос на произведения театрального искусства. "Я бессознательно отдаю приоритет тому,что движет душой, что возвышает ее, что трогает сердце",-писал он. Что касается содержания пьесы, то Бестужев у Пушкина в марте 1825 года. A.In кроме трогательного и возвышенного сюжета драмы, как считал Бестужев, всегда должно быть четкое различие между добром и злом, которое должно быть разоблачено и высмеяно.

Именно поэтому "Полярная звезда" восторженно приветствовала появление комедии Александра Грибоедова "Горе от ума". Талантливый драматург декабристского движения, также член тайного общества П. А. Катенин был драматургом, переводчиком, театральным энтузиастом и педагогом многих выдающихся русских актеров. Будучи разносторонним, образованным и талантливым человеком, он переводил пьесы французских драматургов Расина и Корнеля, а также старательно писал свои собственные драматические произведения, которые также были национальностями и самобытностями сценического искусства. Его трагедия "Ариадна", в частности "Андромаха", была наполнена свободным и любящим гражданским духом. Дерзкие выступления Катенина вызвали неодобрение властей, и в 1822 году ненадежная театральная публика была изгнана из Петербурга.

Противоположный полюс романтической драмы был представлен произведениями консервативных писателей. К таким произведениям относятся Шаховский, Н. пьесы полевого, кукольники и подобные им драматурги. Тема таких работ часто была взята из истории государства.

Н. в. пьеса кукольника была мысленно схожа с произведением Шаховского. Его пьеса имела успех благодаря определенному занимательному сюжету и верноподданническому духу, при непоколебимом одобрении определенной части публики и властей. Многие темы кукольного спектакля также были взяты из русской истории. Но эпизоды, имевшие место в прошлом, использовались автором как полотно, в котором создавался совершенно фантастический сюжет, подчиненный главной морали-трону.

Талантливых драматургов этого направления нет и не особенно был полевой. Как известно, этот талантливый публицист смог избавиться от Ф. после того, как власти запретили его журнал "Москва-Телеграф" и долгих мытарств. Я стал сотрудником Булгарина. Обратившись к драматургии, он создал множество оригинальных и переведенных пьес. Это такие пьесы, как "Иголкин" (1835), где изображен подвиг купца Иголкина, который пожертвовал своей жизнью, чтобы защитить честь своего государя-Петра I. "Дед русского флота" (1837) был пьесой верного Духа со времен Петра I, за которую царь подарил кольцо полевому. Подобно кукольному театру, они лишены исторической достоверности, у них есть много чудесных эффектов и таинственных происшествий. Персонажи очень примитивны:это либо злодеи с черной душой, либо нежные ангелы. В 1840 году Полев завершил свою самую знаменитую драму "Параша-сибирячка". Добравшись до короля, девушка просит у него прощения за своего отца. В таком финале автор вновь подчеркивает справедливость и милосердие царского режима. В то же время тема спектакля пробудила память о декабристах общества, которым в прошлом симпатизировал сам полевой.

Таким образом, романтическую драму можно увидеть даже на основе краткого обзора, классическую трагедию и отчасти сентиментальную драму инсценировали более интересным и динамичным сюжетом, повышенной эмоциональностью и другими идеологическими формами романтической драмы, нравственным рационализмом, присущим предыдущему драматургу, хотя ее протяженность и не одинакова. жанр романтической драмы очень долговечен, главным образом благодаря своим возвышенным чувствам и красивой импульсивности и занимательной прорисовке сюжета

Подобно тому, как романтические драмы переняли некоторые черты классического и сентиментального театра, театральное искусство актера романтической школы характеризуется постепенным переходом от классицизма к романтизму, этот переход произошел в ходе поэтапной деятельности поколения русских актеров, которое в свою очередь постепенно унаследовало черты классицизма. в то же время выраженная в патетических словах искусственная изящная пластика, умение в полной мере носить исторические костюмы, наряду с внешней театральностью, романтические школы допускали реалистичность передачи внутреннего мира и внешнего облика персонажей. Однако этот реализм имел своеобразный и несколько условный характер. В реальной жизни черты изображенных персонажей романтической школы художника как бы набрасывали некую поэтическую завесу."

Одним из наиболее типичных представителей романтизма на русской сцене был для многих современников Василий Андреевич Каратыгин, талантливый представитель крупного исполнителя. У Каратыгина был высокий, сильный и даже громовой голос, благородный, как будто природа предназначила его для грандиозного монолога. Никто лучше него не умел носить великолепные исторические костюмы из шелка и парчи, блистать золотым и серебряным шитьем, сражаться на мечах и позировать для картин. В начале своей сценической карьеры В. А. Каратыгин привлек к себе внимание публики и театральных критиков. Дана негативная оценка состояния русского театра той эпохи. Бестужев выбрал "мощное выступление Каратыгина". И это не случайно. Публика была очарована трагическим путем его таланта. Некоторые сценические образы, созданные Каратыгиным, придавали социальную направленность будущим участникам событий 14-го 1825 года—это образ мыслителя Гамлета (Шекспировский"Гамлет"), мятежного Дона Педро (де Ламотта"в де-де-ла-касте") и др. Симпатия к передовым идеям сблизила молодое поколение семьи Каратыгиных с прогрессивными писателями. В. А. Каратыгин и его брат П. А.Каратыгин - это А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, А. Н.Одоевский, В. К. Кучербекер, А. А. И Н. А. Мет Бестужев. Но 14 декабря 1825 года В. А. Каратыгин отошел от литературного мира и увлекся театральной деятельностью. Постепенно он становится одним из первых актеров Александрийского театра, пользующимся двором и благосклонностью самого Николая I.

Любимыми ролями Каратыгина были исторические персонажи, легендарные герои, в основном люди высокого происхождения или статуса - цари, генералы и дворяне. В то же время он с большим энтузиазмом относился к внешним историческим взглядам. Хороший рисовальщик, он делал эскизы костюмов, используя в качестве образцов старинные гравюры и скульптуры. С таким же вниманием он занимался созданием портретного грима. Но это сочетается с полным пренебрежением к психологическим особенностям изображаемых персонажей. В своем характере, согласно классическому методу, актер видел только исполнителя определенной исторической миссии.

Если Каратыгин считался премьером столичной сцены, то П. С. Мочалов доминировал на сцене Московского драматического театра этих лет. Один из выдающихся актеров первой половины XIX века, он начал свою сценическую карьеру как актер классической трагедии. Но из-за его страсти к мелодраме и романтической драме, его талант улучшился в этой области,и в своем творчестве он приобрел популярность как романтический актер, пытаясь создать образ героической фигуры. В исполнении Мочалова даже претенциозные персонажи кукольников и пьес полевого приобрели духовность подлинного человеческого опыта, воплотили высокие идеалы чести, справедливости и доброты, а в годы политической реакции, последовавшей за разгромом восстания декабристов, творчество Мочалова отразило сложившиеся общественные настроения.

П. С. Мочалов счастливо стал западноевропейским классиком, в драме Шекспира и Шиллера. Роли дона Карлоса и Франца (в драме Шиллера "Дон Карлос и разбойники"), Фердинанда (в драме Шиллера "предательство и любовь") и Мортимера (в драме Шиллера "Мария") его наибольшим успехом была роль Гамлета. Образ Гамлета был новаторским по сравнению с общепринятой традицией трактовки шекспировского героя как неудачника, а Мочаловский Гамлет воли был героем, который мыслил и действовал агрессивно. - Оно требовало самых больших усилий, но было бессмысленным, бесполезным, очищенным от неба. Он был обречен на подвиги, но освободил свою душу в игре "7мочалов" отсутствовала тема борьбы за трон, которую Каратыгин подчеркивал, играя эту роль. Гамлет-Мочалов вступил в борьбу за права человека, за добро, за справедливость, так что этот образ, сделанный Мочаловым, в середине 1830-х годов передовой демократический господин Белинский из русского общества видел Мочалова в этой роли 8 раз. В этой статье он объясняет, что зритель не такой шекспировский, как Гамлет мочаловский, а исполнитель дает Гамлету "больше сил и энергии, чем человеку, находящемуся в борьбе с самим собой". Это принесло ему больше горя и меланхолии, чем Шекспировский Гамлет. "Но в то же время Мочалов" проливает новый свет на это шекспировское творение в наших глазах."

Белинский считал, что главный герой Шекспира проявил большую и сильную, но и слабость. В лучшем творчестве Мочалова проявилась слабая и сильная сторона его метода игры. Белинский считал его актером, который "был исключительно назначен на напряженные и экстатические роли", не был глубоким, сосредоточенным и меланхоличным. Поэтому не случайно мхаров привнес в образ Гамлета много энергии и сил. Это не образ мыслителя, а образ героя-борца с миром насилия и несправедливости, то есть типичного романтического героя.

В заключение можно сделать вывод, что романтизм как направление искусства появился во многих европейских странах на рубеже XVIII и XIX веков. Наиболее важными вехами, определившими его хронологические рамки, были Великая Французская революция 1789-1794 годов и буржуазная революция 1848 года.

Романтизм был сложным идейно-философским явлением, отражавшим реакцию различных социальных групп на буржуазию и буржуазное общество.

Антибуржуазные протесты были характерной чертой как консервативных кругов, так и прогрессивной интеллигенции. Отсюда чувства разочарования и пессимизма, характерные для западноевропейского романтизма. Для некоторых писателей-романтиков (так называемых пассивных) протесты против "денежного мешка" сопровождались призывами к возвращению феодального средневекового порядка.

Основные направления русской литературной революции первой половины века были те же,что и на Западе:сентиментализм,романтизм, реализм. Однако появление каждого из этих этапов весьма своеобразно, и эта специфика сливается с тесным переплетением уже известных элементов, а литература Западной Европы известна.

Заключение

И в силу того, что позднее развивался русский романтизм, долгое время это была не только традиция "бури и натиска" или "готического романа", но и взаимодействие с просвещением, последнее, как и в романтизме Западной Европы, культивировало идею самостоятельного и оригинального творчества, причем под знаком антипросвещения и антирационализма, по сути, не исключало и не ограничивало первоначальные установки.

Таким образом, романтизм как историко-литературное явление не может быть сведен к одному субъективному. Его сущность проявляется в ряде функций. Романтики, как и реалисты, обладали сложным мировоззрением, многогранным отражением современной действительности и исторического прошлого.