Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.05.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»)
Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»)
Патриотические стихотворения А.С.Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»)
Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание


Введение:

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С ранних лет Пушкин воспитывался в литературной среде. Его отец был знатоком литературы, имел большую библиотеку, его дядя был поэтом. Пушкинский дом посетили Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, И.И.Дмитриев.

Бабушка Арина Родионовна, дядя Никита Козлов, Царскосельский лицей, где он начал учиться в 1811 году, сыграли важную роль в жизни Пушкина. Его друзьями в лицее были: Иван Пущин, Вильгельм Кучельбекер, Антон Дельвиг. Там же он начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

После окончания лицея А.С.Пушкин переехал в Петербург в 1817 году и был зачислен в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе. В 1820 году он закончил стихотворение «Руслан и Людмила» - первое крупное произведение.

За свои работы в 1820 году Пушкин был отправлен в ссылку. Там он написал стихи «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

В 1824 году Пушкин был снова отправлен в ссылку. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, побывали его друзья. Пущин принес Пушкину «Горе от ума», и от него он узнал о восстании декабристов, в котором приняли участие многие его друзья, а также об их казни.

4 сентября 1826 года Николай I неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но уже в 1328 году был издан указ о надзоре за А.С.Пушкиным. В том же году он уехал на Кавказ.

В 1830 году Пушкин ухаживал за Н.Гончаровой. Перед свадьбой он отправился в имение в Болдино. Этот период в творчестве Пушкина называется Болдинская осень, потому что он написал большое количество работ.

15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он написал произведения: «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». Общался с В.Г.Белинским, Н.В.Гоголем, с художниками.

9 февраля 1837 года Пушкин застрелился в поединке с Дантесом, был смертельно ранен и 10 февраля скончался в своем доме на Мойке.

Первым комментатором романа «Евгений Онегин» был сам его гениальный автор: Пушкин снабдил свой роман заметками, в которых он раскрыл аллюзии на различные явления литературной современности, личной жизни, объяснил цитаты из стихов, защитил общие слова и выражения, введенные в текст. романа из реакционной критики, перевод иностранной речи.

Современный читатель романа Пушкина сталкивается с характерными деталями чуждой ему жизни. Г.А.Гуковский пишет о романе: «...уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев». Читатель может игнорировать многие вещи, которые горели для Пушкина, который беспокоил его современников с точки зрения серьезности поставленных вопросов, направленных на все детали, идеологические тенденции, даже лица, знакомые в то время, и которые в настоящее время требуют конкретное историческое раскрытие. Роман не только полон «разума холодных наблюдений и сердца печальных замечаний» автора, он полон пушкинского мировоззрения - философского, политического, эстетического. «Друг, товарищ» дворянских революционеров, он резко бичует нравы дворянской знати и отсталых групп господствовавшего класса, сочувствует передовым представителям дворянской культуры. Так возникает задача обрисовать в годы написания романа общественно-политические настроения, породившие главных героев романа, определившие их социальную судьбу, психологию, формы поведения, и раскрыть круг идей самого автора в изменявшейся при его жизни действительности, когда надежды на социальные преобразования были разбиты после поражения декабристов.

«Евгений Онегин» - роман в стихах, написанный в 1823-1831 годах.

Это уникально, потому что раньше в мировой литературе не было ни одного романа в стихах. 

Александр Сергеевич Пушкин создал его подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом.

В.Г.Белинский в своей статье «Евгений Онегин» сделал вывод: «Онегина можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

История создания

Первое упоминание о творчестве Пушкина над романом содержится в его одесском письме П.А.Вяземскому 4 ноября 1823 года: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница...».

Пушкин не рассчитывал на возможность появления романа в печати, опасаясь цензуры. «О печати и думать нечего»... «Если когда-нибудь она «моя поэма» и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не в Петербурге»... «Не знаю, пустят ли этого бедного «Онегина» в небесное царствие печати, на всякий случай попробую», - писал он в 1823-1824 гг. Вяземскому, Бестужеву и А.И.Тургеневу.

Хотя в начале своей работы поэт «еще не четко различил» «дистанцию ​​своего романа», его форма уже была продумана: в свободной жанровой форме роман должен был стать отражением общественной жизни. с обильными отклонениями от основной нити истории героя и его судьбы,он должен был стать социальным романом и романом-признанием, лирическим и сатирическим романом, «романтической поэмой» и брошюрой романа (сатирическая и едкая брошюра, которая оскорбляет любого человека), насыщенной темами живой современности и ответами от непосредственный участник, который «задыхается от желчи».

Роман был задуман в Кишиневе 9 мая 1823 года, первые строфы первой главы были начаты в ночь на 28 мая 1823 года, работа продолжалась в Одессе и была завершена 22 октября 1823 года.

Вторая глава началась на следующий день, к 1 ноября были готовы 16 строф, под XVII - XVIII строфами - отметка 3 ноября. В ночь на 8 декабря 1823 года была завершена строфа XXXIX.

Третья глава началась ночью 8 февраля 1824 года, завершено 2 октября 1824 г. (в селе Михайловском).

Четвертая глава имеет отметки: в XXIII строфе - 31 декабря 1824 года и 1 января 1825 года, под строфой XLIII - 2 января 1826 г. под строфой LI - 6 января 1826 г.

Пятая глава началась 4 января 1826 года и закончилась в том же году и переписана 22 ноября.

Шестая глава была написана в Михайловском в 1826 году, завершена 10 августа 1826 года.

Седьмая глава была написана в 1827-1828 гг., началась в Москве 18 марта 1827 года, весной (в Москве и Петербурге) Пушкин писал строфы, посвященные описанию Москвы, после длительного перерыва Пушкин возобновил работу в начале 1828 года: между XII и XIII строфами помета 19 февраля 1828 года. Седьмая глава заканчивается 4 ноября 1828 г. 19 декабря 1827 г. Пушкин написал посвящение Плетневу. Седьмой глава включает в себя «Онегин «с альбомом» - помет от 5 августа 1828 года.

Восьмая глава - позже исключенная и опубликованная под заголовком «Отрывки из путешествия Онегина» - началась 24 декабря 1829 года, но еще раньше (не позднее 1827 года) Пушкин написал строфы, посвященные Одессе. К 30 октября начало главы перед строфой «Он видит Терек своенравный» было готово, последняя строфа («И берег Сороти отлогий») датируется 18 сентября 1830 года.

Девятая глава, тогда занявшая место восьмой, была задумана в 1829 году и закончена 25 сентября 1830 года (в Болдино), летом (июль - начало августа) 1831 года поэт вставил несколько строф из путешествия Онегина в восьмую (печатную) главу, написал новые строфы (например, XIII), заменил старые (например, первые 4), переработал картину петербургского света (XXIV-XXVI строфы) и 5 ​​октября 1831 года поставил «Письмо Онегина к Татьяне». 21 ноября 1830 г. написал предисловие к «Евгению Онегину», в котором Пушкин хотел бы предварять преднамеренное издание восьмой и девятой глав вместе.

Глава десятая Запись о Пушкине сохранилась: «19 октября 1830 г. сожж. X песнь». В дневнике П. Вяземского от 19 декабря 1830 года: «Пушкин много писал в деревне, привел в порядок VIII и IX главы Онегина и заканчивает этим, из X, предполагаемой, читал мне строфы о 1812 годе и следующих - славная хроника!».

Сюжет

Роман начинается с сердитой речи молодого дворянина Евгения Онегина, посвященной болезни его дяди, которая вынудила его покинуть Петербург и уйти к постели больного, чтобы попрощаться с ним. Определив таким образом сюжет, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя, прежде чем получать известие о болезни родственника. История рассказана от имени неназванного автора, который представился хорошим другом Онегина. Сам образ автора - повествователя и одновременно «героя» романа является уникальным образом.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени -

«Служив отлично благородно,

Долгами жил его отец.

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец».

Онегин получил типичное воспитание для многих дворян - сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Пушкин подчеркивает, что воспитание Евгения характерно для человека его окружения (дворянина, которого с детства учили иностранные учителя).

Жизнь Онегина в Санкт-Петербурге была полна любовных интриг и светских развлечений, но в этой постоянной серии веселья не было места для искренних чувств, которые привели героя к состоянию внутреннего раздора, пустоты и скуки. Евгений уезжает к своему дяде, и теперь ему будет скучно в деревне. По прибытии выясняется, что его дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, но здесь его одолевает блюз.

Соседом Онегина оказался восемнадцатилетний Владимир Ленский, романтический поэт, приехавший из Германии. Ленский и Онегин согласны. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. Вечно веселая Ольга не похожа на свою задумчивую сестру Татьяну.

«Ни красоты сестры своей,

Ни свежестью ее румяной…»

Ольга, красивая внешне, лишена внутреннего содержания, что замечает Онегин:

«Неужто ты влюблен в меньшую?

- А что?

- Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

В чертах у Ольги жизни нет».

Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо, признаваясь в своих чувствах. Ее письмо «соткано» из воспоминаний из сентиментальных романов, которые составляли круг чтения героини, но чувство Татьяны искреннее и глубокое. Однако Онегин отвергает ее: он не ищет спокойной семейной жизни. Татьяна, через долгие разочарования и переживания, постепенно приходит к прозрению о глубокой сути своей избранницы (в пророческом сне она видит Евгения среди клыкастых рогатых монстров).

Ленский и Онегин приглашаются к Лариным. Онегин не доволен этим приглашением, но Ленский уговаривает его уйти.

На обеде у Лариных Онегин, чтобы разбудить Ленского, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский бросает ему вызов на дуэль. Бой заканчивается смертью Ленского, и Онегин покидает село. Именно здесь происходит окончательное понимание Татьяны. В доме Онегина, когда она посещает его наследственный «замок» после отъезда своего возлюбленного, она читает его книги. 

«Чудак печальный и опасный,

Созданье ада иль небес…»

- таким предстает теперь в сознании героини ее избранник. Главное открытие Татьяны в Онегине автор обозначает словами «подражание», «пародия». Онегин - «москвич в гарольдовом плаще, в нем все не свое, заемное. Его поведение - следование байроновским образцам.

Через три года, после поездки, он появляется в Москве и встречает Татьяну и не узнает.

Своей простотой, естественностью и в то же время величием она покорила светский Петербург.

Онегин был воспламенен любовью к ней. Он пишет ей письмо. Но Татьяна не отвечает ни на письмо, ни на преследование Онегина, несмотря на то, что Татьяна тоже любит его, но хочет оставаться верной своему мужу.

«Я вас люблю, (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Федор Достоевский, оценивая ее поступок, восклицает: «Высказала она это именно, как русская женщина, в этом ее апофеоза… разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа... Скажите, могла ли Татьяна решить иначе, с ее высокою душой, с ее сердцем, столько пострадавшим? Нет, чистая русская душа решает вот так: «Пусть, пусть я одна лишусь счастья... но не хочу быть счастливою, загубив другого!».

Автор, описывая героиню, утверждала, что, следуя ее долгу, чести, преданности себе, проявляется ее свободная воля, и поэтому она «сидит покойна и вольна».

Сюжет условно можно разделить на две части:

  • главы с первой по седьмую - история любви Татьяны к Онегину. Параллельно развивается линия Ленского и Ольги;
  • глава восьмая - возвратившийся из путешествия Онегин и его любовь к Татьяне.

Кульминацией каждого из этих сюжетов является письмо, а развязка - ответ - упрек.

Работа изображает события, способствующие развитию Онегина. В первой главе показано его однообразное монотонное существование в Санкт-Петербурге, что привело его к состоянию, которое автор назвал «русским блюзом». Затем, под влиянием иного ритма деревенской жизни, любви Татьяны, дружбы с Ленским, убийства последнего в поединке, Онегин покидает места, «где ему каждый день появлялась кровавая тень». В 8-й главе в Санкт-Петербурге появляется еще один Онегин, способный ждать свидания, любить.

Когда Татьяна отвергает его любовь, он стоит «как будто громом поражен». Финал романа принципиально открытый. Читателю предстоит размышлять, что «станет с Онегиным потом?».

Сюжетные линии:

  1. Онегин и Татьяна. Эпизоды:
  • знакомство с Татьяной;
  • разговор с няней;
  • письмо Татьяны к Онегину;
  • объяснение в саду;
  • сон Татьяны. Именины;
  • посещение дома Ленского;
  • отъезд в Москву;
  • встреча на балу в Петербурге через 2 года;
  • письмо к Татьяне (объяснение);
  • вечер у Татьяны.
  1. Онегин и Ленский. Эпизоды:
  • знакомство в деревне;
  • разговор после вечера у Лариных;
  • визит Ленского к Онегину;
  • именины Татьяны;
  • дуэль (Ленский погибает).

Действующие лица

Евгений Онегин - прототип Петр Чаадаев, друг Пушкина, был назван самим Пушкиным в первой главе.

Татьяна Ларина - одним из прототипов можно считать Авдотью (Дуня) Норову, подругу Чаадаева. На этом изображении вы также можете найти черты Марии Волконской, жены декабриста С.Г.Волконского, подруги Пушкина, а также Анны Керн, любимой Пушкина.

Ольга Ларина, ее сестра, представляет собой обобщенный образ типичной героини популярных романов, красивый на вид, но лишенный глубокого содержания.

Владимир Ленский - «энергичное сближение между Ленским и Кюхельбекер, производства Ю.Н.Тынянова».

Няня Татьяны - вероятный прототип - Арина Родионовна, няня Пушкина.

Зарецкий - дуэлянт, среди прототипов которого они назвали Федора Толстого-американца.

Муж Татьяны Ларины, не названный в романе «важным генералом», генерал Керн, муж Анны Керн.

Интересные факты

Поэтические особенности:

Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырехстопного ямба.

Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую - попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

Переводы

«Евгений Онегин» переведен на многие языки мира:

  • на английский - Уолтером Арндтом, Владимиром Набоковым и другими;
  • на французский язык - И.С.Тургеневым и Л.Виардо, Жаном-Луи Бакесом и Роже Легра, Жаком Шираком и другими;
  • на немецкий язык - Рольфом-Дитрихом Кайлем и другими;
  • на белорусский - Аркадием Кулешовым;
  • на украинский - М.Ф.Рыльским;
  • на иврит - Авраамом Шлёнским;
  • на осетинский язык - Нафи Джусойты.

В миниатюре

Одна из русских типографий в 1837 году опубликовала роман «Евгений Онегин» в миниатюре - последнее прижизненное издание Александра Пушкина. Планы типографии были таковы, что за один год весь тираж (5000 экземпляров) можно было продать по 5 рублей за книгу. Но из-за сенсации - печального исхода жизни автора - весь тираж был распродан в течение недели. А в 1988 году издательство «Книга» выпустило факсимильное издание книги тиражом 15 000 экземпляров.

Одним из наименьших полных изданий «Евгения Онегина» является микроиздание в 4 томах размером 8x9 мм 2002 г. Омск, А.И.Коненко.

Десятая глава

26 ноября 1949 года, главный библиограф Ленинградской государственной публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, Д.Н.Альшица, обнаружил рукопись второй половины XIX - го века, предположительно с текстом X главы из Онегина. Как утверждал Давид Самойлов, «в подлинность текста не верил ни один серьезный литературный критик» - стиль слишком отличается от пушкинского, а художественный уровень невысок.

Влияние на другие работы

Тип «лишнего человека», введенный Пушкиным в образ Онегина, повлиял на всю последующую русскую литературу. Наиболее близкими иллюстративными примерами являются фамилия «Печорин» в лермонтовском «Герое нашего времени», а также фамилия Онегин, произошедшая от названия русской реки. Многие психологические характеристики также близки.

В современном русском романе «Код Онегина», написанном Дмитрием Быковым под псевдонимом Брэйн Даун, идёт речь о поисках пропавшей главы рукописи Пушкина.

Жанр полноценного «романа в стихах» вдохновил А.Дольского на создание романа «Анна», который был закончен в 2005 году.

Иллюзорная идея «разборчивости» произведения скрывает от сознания современного читателя огромное количество непонятных слов, выражений, фразеологизмов, намеков, цитат. Размышление над стихом, который вы знаете с детства, кажется неоправданным педантизмом. Тем не менее, стоит преодолеть этот наивный оптимизм неопытного читателя, так что становится очевидным, насколько мы далеки от простого текстового понимания романа. Специфическая структура романа Пушкина в стихах, в которой любое положительное высказывание автора может быть сразу незаметно превращено в иронию, а словесная ткань, словно слайды, переходя от одного говорящего к другому, делает метод насильственного извлечения цитаты особенно опасны. Чтобы избежать этой угрозы, роман следует рассматривать не как механическую сумму высказываний автора по различным вопросам, своего рода антологию цитат, а как органический художественный мир, части которого живут и получают значение только по отношению к целый. Простой список проблем, с которыми Пушкин «позы» в своей работе не будут вводить нас в мир с Онегиным. Художественная идея предполагает особый тип трансформации жизни в искусстве. Известно, что для Пушкина существовала «дьявольская разница» между поэтическим и прозаическим моделированием одной и той же реальности, даже с одинаковыми темами и проблемами.

Заключение

Роман в стихах «Евгений Онегин» действительно стал «энциклопедией русской жизни» в определенную эпоху ее исторического развития. И в то же время это очень личная, светлая книга великого народного поэта, пронизанная любовью, лиризмом, авторскими мыслями, воспоминаниями и большими надеждами. Она все еще живет, читается, ставится на сцене, звучит в музыке, волнуется, помогает понять русскую душу. Не случайно Пушкин в конце второй главы романа выразил надежду, что «Евгений Онегин» останется в памяти будущих поколений, он тронет их сердца, напомнив им об авторе:               

«И этот юный стих небрежный

Переживёт мой век мятежный.

Могу ль воскликнуть, о друзья:

Воздвигнул памятник и я».