Ролевой конфликт: понятие, виды, причины
Содержание:
- Определение понятий социальной роли и ролевого конфликта
- Анализ ролевых теорий личности
- Личность и роль. Ролевая классификация
- Ролевая напряженность и ролевые конфликты
- Статусы личности как источник ролевых конфликтов
- Предписанные статусы и роли
- Приобретенные статусы и роли
- Роль напряжения
- Ролевый конфликт и его преодоление
- Вывод:
Предмет: | Социология |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 15.02.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:
Много готовых курсовых работ по социологии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Основные факторы и механизмы социализации |
Социальный конфликт: понятие, виды, основные элементы |
Понятие и основные механизмы социального контроля |
Аномия как фактор девиантного поведения |
Введение:
Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворения требований двух или более ролей, называется конфликтом ролей.
Это обычное явление для высокоорганизованных обществ, где каждый человек играет очень много ролей. Подросткам приходится сталкиваться с противоположными ожиданиями своих родителей и сверстников. Работающие родители «разрываются» между требованиями, предъявляемыми к ним на работе, и желанием удовлетворить потребности своих детей. Менеджеры должны вести себя по-разному с начальством и подчиненными. Политик, если он хочет быть избранным на новый срок, должен соответствовать ожиданиям различных социальных групп. Ролевый конфликт может также возникнуть в контексте изменения статуса карьеры, когда человек стремится поддерживать уже существующие отношения с членами своей семьи и старыми друзьями.
В ходе исследований, проведенных среди студентов, занимающихся спортом, было установлено, что черты характера, которые высоко ценятся среди спортсменов: твердость, независимость, эмоциональная сдержанность и желание победить, не соответствуют ожиданиям женщин, которых они встретили. Женщины были неприятны из-за чрезмерной жесткости и других особенностей, которые внушали оптимизм среди спортсменов. Их больше привлекали искренность, глубина чувств и умение сопереживать.
Иногда возникает конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, мы ожидаем доброжелательность и отзывчивость от коммунального работника. Однако необходимость иметь дело с чиновниками из коммунальных служб, сантехников и электриков требует уверенности и твердости. Эти противоречивые требования вызывают ролевую напряженность.
Изучение ролевых конфликтов наиболее актуально в современных управленческих процессах, особенно в контексте текущих глобальных изменений, происходящих в политике, экономике и управлении производством.
Целью данной работы является выявление причин и основных закономерностей возникновения и развития социальных ролевых конфликтов личности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать существующие ролевые теории личности, классифицировать их.
- Рассмотреть феномен личностных статусов и их влияние на возникновение ролевых конфликтов.
- Проанализировать специфику и структуру ролевого поведения личности.
- Определите ролевое ожидание и ролевое поведение как аспекты ролевого напряжения и конфликта.
- Рассмотреть способы преодоления ролевых конфликтов
Объектом исследования является человек в процессе выполнения социальных ролей.
Предметом исследования является ролевый конфликт личности, причины возникновения и способы его преодоления.
Определение понятий социальной роли и ролевого конфликта
Анализ ролевых теорий личности
Вовлечение личности в систему общественных отношений, развитие социального интеллекта наиболее четко объясняется ролевой теорией личности. Выявляются механизмы и закономерности процесса социализации как индивидуального усвоения социального опыта, его формирования как социального существа личностный конфликт социальная роль
Социальная роль - это совокупность норм, определяющих поведение лиц, действующих в социальной системе, в зависимости от их статуса или положения и самого поведения, которое реализует эти нормы.
В описании роли общество или социальная группа предстает как совокупность определенных социальных позиций - ученика, учителя, чиновника, безработного и т. д., в которых человек обязан подчиняться «социальному порядку» или ожиданиям другие люди, связанные с этой позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек выполняет один из нескольких возможных вариантов выполнения социальной роли - строгий учитель, ленивый или прилежный студент, исполнительный директор.
Концепция социальной роли была предложена независимо американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х годах.
Р. Линтон трактовал социальную роль как единицу социальной структуры, описанную в виде системы норм, закрепленных за человеком, Дж. Мид - в терминах непосредственного взаимодействия людей, «ролевых игр», во время которых, благодаря Дело в том, что человек выступает в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формирование социальных в личности.
При определенных различиях между этими подходами их объединяет идея социальной роли как узловой точки, в которой индивид и общество встречаются. Индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и склонности людей сравниваются с существующими социальными установками в обществе, в зависимости от того, какие люди выбраны для определенных социальных ролей.
Появление концепции социальной роли отражает прогрессивную тенденцию перехода от индивидуалистической интерпретации личности к пониманию ее как социального явления. Он используется в психологии, а также в современной социологии, подчеркивая безлично-ролевую природу социальных отношений.
Основанный на статической модели общества, ролевого подхода недостаточно, чтобы описать социальное развитие и основную творческую трансформационную деятельность людей. Человеческая деятельность не ограничивается ролевыми играми, то есть шаблонным поведением. За пределами социальной роли остаются различные типы девиантного и спонтанного поведения, включая инновационную деятельность человека, которая создает новые нормы и новые социальные роли.
Структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их ассимиляция и подчинение всегда предполагают особую индивидуальность, которая развивается в течение жизни человека и является очень стабильной.
Социальная роль может быть реализована только в рамках определенной смысловой установки. Как компонент исполнительных механизмов деятельности, семантическое отношение отражает в себе жизненное значение объектов и явлений реальности, на которые направлена эта деятельность, и проявляется в различных формах влияния на ход деятельности. Этот эффект можно свести к одной из четырех форм: стабилизирующий эффект, блокирующий эффект, отклоняющий эффект и дезорганизующий эффект.
Поскольку связь между обществом и индивидом опосредована социальными группами, в которых человек социализирован, и его деятельность развивается, концепция значения ролевых групп и ролевого значения является существенной. Первый обозначает фрагмент смысла, общий не для всех представителей общества, а для носителей определенной роли, обусловленных принадлежностью к определенной социальной группе. Второе обозначает отношение личности к содержанию ее деятельности, обусловленное потребностями и мотивами, также определяемыми именно групповой принадлежностью.
В настоящее время в социальных науках различают два типа ролевых теорий: структуралистская и интеракционистская.
Структурная ролевая теория занимает социологические позиции. Теоретические основы социологической теории ролей были заложены многими авторами - М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсонсом. Все они разработали проблемы коммуникации между людьми и обществом и влияние общества на человека. Большинство этих авторов рассматривали объективные аспекты ролевых теорий и практически не затрагивали их субъективные аспекты. Один Вебер однажды заметил, что социология должна учитывать субъективную мотивацию ролевого актера для объяснения его поведения.
Современные интеракционистские ролевые теории основаны на социально-психологических концепциях Дж. Мида, связанных с понятием «роль», внедренным им в повседневную жизнь социальной психологии. Мид не определил роль в представлении своих понятий, используя ее как очень аморфную и неопределенную. Фактически, эта концепция была взята из сферы театра или повседневной жизни, где она использовалась в качестве метафоры для ряда явлений социального поведения, таких как проявления сходного поведения среди широкого круга людей в сходных обстоятельствах. Мид использовал этот термин, когда разработал идею «принятия роли другого», чтобы объяснить акт взаимодействия индивидов в процессе речевого общения.
По словам Дж. Мида, «принятие роли другого», то есть умение смотреть на себя глазами партнера по общению, является необходимым условием для успешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми.
В качестве примера «принятия роли другого» Мид представил только детские ролевые игры, которые он считал одним из важнейших средств социализации человека. На самом деле это ограничивается его рассуждениями о социальной роли личности. Позднее понятия «роль» и «социальная роль» стали широко использоваться и развиваться в западной социологии и социальной психологии. Значительный вклад в развитие теории ролей внес социальный антрополог Р. Линтон. Он предложил так называемую концепцию статус-роль. По словам Линтона, такие термины, как «статус» и «роль», очень удобны для определения отношений индивида с различными системами общества.
Первоначально социальная психология заимствовала социологическое понимание роли, согласно которой роль является динамическим аспектом статуса. Статус - это социально определенная и фиксированная позиция человека в обществе, определяемая с точки зрения его прав и обязанностей, то есть чисто функциональная.
Таким образом, человек рассматривается, во-первых, как необходимый элемент социальной структуры, вовлеченной в некоторые отношения с другими его элементами, а во-вторых, как элемент, чье собственное содержание целиком определяется его местом в общей системе. Это не приводит к отрицанию личности - подобная точка зрения просто не делает ее предметом анализа, ориентируясь исключительно на социальное в человеке, более того, «внешне установленное» социальное.
Роли отличаются от других вариантов состояний и поведения человека. Такие, как, например, «смешные» и «грустные», «интровертные» и «экстравертные», в основном из-за того, что они разрабатывались в ходе человеческой истории как некоторые обобщенные модели для выполнения социальных функций, требуются шаблоны человеческого поведения. Соответственно, есть также некоторые идеи о том, как эти роли должны быть «правильно» выполнены. Эти представления называются в социологическом языке «проекциями» - ожиданиями-требованиями для носителя роли от других.
Вот почему всегда есть возможность говорить о человеке «в роли» как о хорошем или плохом родителе, лидере, программисте или бизнесмене. Учитывая явно «внешнее», социальное происхождение ролей, они всегда осознаются конкретными людьми и становятся частью их собственной истории. Последовательное выполнение ряда ролей - «послушный ребенок», «успешный школьник», «студент» или «рабочий» - является условием перехода в мир взрослых, овладения профессиями, достижения жизненных успехов.
Итак, между статусом и ролью существует промежуточная связь - ожидания людей (прогнозы). Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с этим статусом, называется ролью. Другое поведение не является ролью.
В настоящее время теория социальных ролей является одной из очень распространенных и популярных социально-психологических теорий личности. Основная концепция этого понятия: социальный статус, социальная роль и личностная уверенность - «Я».
Статус - это социальная категория, это место, положение, положение человека в системе социальных структур, связанных с определенными правами и обязанностями.
Роль рассматривается как единица культуры, определенная функция статуса.
Кон понимает роль как «нормативно одобренное поведение, ожидаемое от каждого, кто занимает эту статусную позицию. Итак, от учителя ожидаются образовательные мероприятия; Роль отца семьи предполагает участие в воспитании детей и соответствующую меру ответственности».
Из-за сложности социальных отношений каждый человек занимает много позиций, что составляет его «статусный набор». Например, преподаватель вуза, директор предприятия - профессиональная должность; член депутатской комиссии - общественный; муж, отец, брат, сын - семейное положение и так далее. Человек, занимающий определенную должность, выполняет определенную социальную роль.
Существует много определений термина «социальная роль». Один из них отмечает, что роль - это динамический аспект статуса: когда человек осуществляет свои права и обязанности, вытекающие из его статуса, он играет соответствующую роль (Р. Линтон).
Другой авторитетный исследователь этой теории, Т. Парсонс, полагал, что «роль является структурно организованным, то есть нормативно регулируемым поведением данного человека в конкретном социальном взаимодействии с конкретным социальным (ролевым) партнером». Эти определения дополняют друг друга.
Во втором из них подчеркивается фактор взаимодействия с партнером по роли: водитель - инспектор ГИБДД, врач болеет, продавец - покупатель, то есть каждая роль предполагает роль партнера.
Т. Парсонс также сделал одну из первых попыток систематизировать роли.
Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:
- эмоциональность - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;
- способ получения - одни предписаны, другие побеждены;
- масштаб - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;
- идентификация - максимальное слияние с ролью называется идентификацией на основе ролей, а среднее или минимальное - удалением от роли;
- формализация - ориентация на личную выгоду, на общее благо и так далее.
Любая роль характеризуется определенным набором этих пяти свойств.
Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ожидание роли и выполнение роли.
Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, что другие ожидают от нас. Эти ожидания связаны со статусом этого человека. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашими ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, врач должен лечить пациента, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и так далее. Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощены в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяют четыре элемента:
- описание типа поведения, соответствующего этой роли;
- рецепты (требования), связанные с этим поведением;
- оценка исполнения предписанной роли;
Санкция - социальные последствия действия в рамках требований социальной системы.
Социальные санкции по своей природе могут быть моральными, осуществляемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или правовыми, политическими, экологическими и т. д., осуществляемыми посредством деятельности конкретных общественных организаций. Смысл социальных санкций заключается в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования.
Ролевое поведение имеет свою специфику и сложную структуру. Его анализ дал известный американский социальный психолог Г. Оллпорт.
Он выделяет четыре компонента ролевого поведения:
- Роль ожидания связана с рецептами в социальной системе. Они не зависят от сознания и поведения конкретного человека и действуют как внешние, более или менее обязательные требования. Они происходят из общества или определенной социальной группы и означают, какое поведение ожидается от человека, как должна выполняться роль, и насколько поведение данного человека соответствует этим ожиданиям и служит критерием для оценки эффективности. данной роли (хорошо - плохой учитель, врач, студент, отец, мать и т. д.).
- Понимание своей роли человеком включает его понимание его функций, прав, обязанностей, связанных с этой ролью. Это показывает, насколько полно человек усвоил заповеди, сложившиеся в социальной структуре.
- Принятие или непринятие роли. Принятие означает готовность человека выполнять все требования в соответствии с ожиданиями общества. Степень принятия может быть различной: от полного слияния с ролью, отождествления с ней (женщина полностью поглощена материнством) до отказа, игнорирования обязанностей, функций, присущих этой роли, отчуждения от нее (студент игнорирует требования учителей, не считает необходимым посещать занятия).
- Исполнение роли. Это ролевое поведение, конкретные действия, предписанные ею действия. Ролевое поведение отличается от других форм деятельности тем, что оно предполагает наличие партнера по роли и определенный навык социального взаимодействия с ним.
Роли, выполняемые человеком, индивидуально и в совокупности, имеют большое значение для формирования и развития личности. Но наличие роли само по себе не определяет поведение человека. Для этого оно должно быть усвоено, усвоено, принято.
Внутренняя роль - это внутреннее определение, осознание индивидом своего социального положения, своего отношения к нему и вытекающих из него обязанностей. Как будет выполнена роль, зависит от отношения к ней, от индивидуальных психологических характеристик - отношения и ориентации, склонностей, характера, способностей, его жизненного опыта.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Основной связью между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением является характер. Это означает, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Это продукт уникального, уникального для него метода интерпретации и интерпретации роли.
Личность и роль. Ролевая классификация
Очень важным и пока мало изученным является вопрос о взаимоотношениях роли и личности. С одной стороны, социальные роли выступают как важнейший фактор развития и формирования всех структур личности. Человек осознает себя, свое «я» через свою принадлежность к присущим ему социальным ролям. Отвечая на вопрос «Кто я?», Индивид в первую очередь относится к своим ролевым позициям: мужчина - женщина (гендерные роли); юноша - девушка (возрастные роли); студент, работник, врач, юрист (специалист), сын, дочь, брат, сестра, отец, мать (семейные роли), лидер (внутригрупповая роль), друг, приятель (межличностная роль) и так далее.
Наличие социальных ролей, их «набор» способствуют личностному самоопределению, формированию самосознания, самооценки. Как показывают наблюдения из жизни и специальные исследования, исполнение роли в течение длительного времени, особенно если оно глубоко принято, оказывает значительное влияние на характер человека.
Это особенно заметно в профессиональных ролях. Под их влиянием формируются определенные привычки, образ мышления, восприятие окружающих людей и стиль общения. Иногда высокая степень интернализации профессиональной роли и ее долгосрочной реализации может привести к так называемой «профессиональной деформации» личности. Это явление заключается в том, что профессиональные стереотипы действий и отношений становятся настолько характерными для человека, что он не может выходить за их рамки в других ролях и условиях.
Так, например, И.С. Кон отмечает, что поучительная манера, выработанная в школе многими учителями, часто проявляется в сфере личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их более понятными в процессе обучения детей, может породить прямолинейность, негибкость мышления и необходимость поддерживать дисциплину в уроках, формирует в их характере чрезмерный авторитет, авторитаризм в общении вне школы. У следователей, которым часто приходится сталкиваться с мошенничеством, хитростью, жестокостью по отношению к преступникам, развивается недоверие к людям, подозрительность и повышенная критичность. В любом упущении, нарушении правил, норм они видят злобу, а в каждом подозреваемом - потенциального преступника. Это может привести к предвзятости, которая мешает работе.
Интересный вопрос: могут ли роли вызывать какие-то новые качества, которые ранее не были характерны для человека.
Очень интересные данные были получены американскими учеными - Ф. Зимбардо в своем «тюремном эксперименте» со студентами Стэнфордского университета, когда моделировалась ситуация изменения личности под влиянием роли, и С. Милграм в своих экспериментах с электрошоком в «тренировочном эксперименте». Эти исследования показали, что под влиянием психологического давления (власти, авторитета, социальной роли) люди проявляют черты, которые ранее не были характерны для них и противоречили их «Я».
Такие изменения особенно ярко и выразительно описаны в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух». В течение нескольких дней хорошо воспитанные английские мальчики, павшие на необитаемом острове, становятся, в прямом смысле этого слова, смертельными врагами, получив роль изгнанника, жертвы, палача, охранника, лидера, управляя жизнью их бывших товарищей.
Социальные роли могут показаться чем-то «внешним» для конкретного человека. Ведь человек не перестает быть собой, если он теряет какую-то роль или меняет свой «набор ролей». Более того, множество ролей, присущих каждому, сделало людей более или менее свободными, независимыми от конкретной роли в отдельности. Кроме того, существуют индивидуальные особенности людей, их разное отношение дает своеобразный колорит. Разные люди «играют» одну и ту же роль по-своему - в конце концов, есть разные типы лидеров (демократических, авторитарных, либеральных), учителей, студентов, отцов (авторитарных, авторитарных и дружественных).
Следует отметить, что индивидуальные качества человека влияют не только на выполнение ими своих ролей, но и на выбор конкретной социальной роли.
Кон в своей книге «Социология личности» цитирует исследование американского социолога М. Розенберга, в котором обнаруживается связь между представлениями студентов об идеальной работе и выбором профессии с типологическими характеристиками их личности, человек активен и Самостоятельно выбирает свою профессиональную, семейную и другие виды социальных ролей.
Таким образом, рассматривая отношения между ролью и личностью, следует отметить, что личность формируется путем включения в систему социальных ролей, но будучи сформированной в этой системе, она не является пассивным продуктом ролей, которые она играет, но он имеет право и ответственность по своему собственному выбору. Личность самоопределяется в отношении каждой роли, упорядочивает их в соответствии со степенью их значимости, как ведущей, так и вторичной.
Социальный статус человека, его класс, сословие, национальность не зависят от его воли, не являются продуктом свободного выбора, но его конкретная роль во многом зависит от того, как сам человек воспринимает и оценивает свою позицию и из чего он делает выводы. , Чтобы понять поведение человека, недостаточно знать только внешнюю, объективную систему его ролей. Также необходимо понимать их внутреннюю структуру, их значение и удельный вес в собственных глазах.
В работах, посвященных ролевым теориям, можно найти множество классификаций ролей в соответствии с различными критериями. В этих классификациях отсутствует четкое разделение между социальной ролью, которая определяется местом носителя этой роли в системе общественных отношений, и межличностной ролью, которая определяется ее положением в системе межличностных отношений.
Формальные и неформальные роли различаются как связанные, соответственно, с макро- и микроструктурой. Основное различие между ними заключается в том, что в отношении формальных ролей участники взаимодействия имеют более единообразные и четкие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, которые часто даже зафиксированы в письменной форме, чем о правах и обязанностях носителей неформальных роли.
Исходя из этого, роли делятся на «общепринятые», то есть те, в отношении которых члены общества в целом согласились, общепринятые представления о том, каким должно быть поведение участников этих ролей, и на «межличностные» в отношение к которому нет более или менее однородных представлений.
Социальные роли определяются более жестко, чем межличностные, поскольку они напрямую связаны с социально необходимыми действиями и объективными социальными отношениями. Представления о правах и обязанностях носителей социальных ролей достаточно четко отражаются в сознании членов общества, поскольку без него невозможно было бы организовать даже самые основные социально необходимые виды деятельности.
Межличностные роли гораздо более неопределенны в форме их выражения в конкретном поведении именно потому, что они связаны с субъективными отношениями, с психическими свойствами людей с гораздо большим разнообразием и неопределенностью, чем объективные законы развития и функционирования общества.
Степень единства и ясности представлений о требованиях к роли среди членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому невозможно абсолютизировать субъективное восприятие роли и отделить его от предметных, активных аспектов роль, от его связи с общественными отношениями. Этот вопрос также отражает один из методологических принципов интеракционизма - сведение социальных отношений только к межличностным.
Распределение ролей на «предписанные», то есть внешние, независимые от усилий человека, и «достигнутые», которые достигаются личными усилиями данного человека, широко распространено.
Р. Линтон выделяет активные и скрытые роли. Такое разделение связано с тем, что индивид как член общества участвует во многих отношениях и одновременно является носителем многих ролей, но в любой момент он может активно выполнять только одну роль. Он будет активным, в то время как другие будут оставаться скрытыми, каждый из которых может стать активным в зависимости от типа активности человека и конкретных обстоятельств.
Роли классифицируются в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени вовлеченности в роль. Существует семь таких этапов - от нуля, когда индивид считается только носителем роли, но, по сути, не выполняет ее, до максимального включения, которое, как считается, играет роль под влиянием веры. в сверхъестественных силах.
Они приписывают «ритуальные роли» промежуточным этапам - вторым по степени интеграции. Здесь мы имеем в виду различные роли, в том числе профессиональные, которые выполняются человеком полуавтоматически, без интереса. Далее следует «всестороннее исполнение роли», примером которого является успешное вступление в роль актера. Следующие этапы связаны с игрой в состоянии гипноза, невроза, экстаза и, наконец, под влиянием веры в сверхъестественные способности.
В приведенной выше классификации наибольшее внимание уделяется либо незначительным для человека ролям, либо их действиям в условиях, необычных для повседневной человеческой деятельности.
Большое количество теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, влияющих на восприятие и выполнение человеком определенной роли.
Можно выделить следующие группы факторов:
- знание роли или понимание прав и обязанностей, связанных с этой ролью;
- значимость выполняемой роли, то есть эмоциональный аспект;
- способность выполнять эту роль, то есть поведенческий аспект;
- способность отражать свое ролевое поведение.
Довольно большое место в ролевых теориях отводится изучению эмпатии как способности войти в роль другого, в том числе на эмоциональном уровне, то есть не только знать, но и сопереживать роли другого наряду с его исполнитель.
Эмпатия - это социально-психологическое свойство человека. Это совокупность социально-психологических способностей человека, благодаря которой это свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии.
Ряд таких способностей включает в себя: способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя на мысли, чувства и действия другого, способность использовать методы взаимодействия, которые облегчают страдания другого человека.
Эмпатия выполняет позитивную функцию для участников взаимодействия, когда взаимодействующие индивиды достигают общей цели, и негативную, когда они преследуют противоположные цели, такие как, например, солдаты враждебных армий в ходе военных действий.
Эмпатичный человек характеризуется высоким уровнем развития социальных эмоций и высокой чувствительностью к моральным чувствам вины, стыда. Он также хорошо разбирается в том, что правда и что должно быть во взаимодействии с другими с точки зрения общепринятых социальных норм.
Способность к эмпатии связана с такими качествами, как терпимость к недостаткам других, низкая эмоциональная уязвимость, альтруизм и открытость в общении.
Ролевая напряженность и ролевые конфликты
Статусы личности как источник ролевых конфликтов
В реальной жизни мы наблюдаем людей в их различных отношениях, в той материальной среде, которая создается или трансформируется ими.
Под поверхностью явных и легко фиксируемых нами явлений скрываются структуры таких объектов, как общество, территориальная общность, социальная организация предприятия и так далее. Мы рассматриваем эти объекты как сложно организованные социальные системы, включая отдельных людей и отдельные сообщества, объединенные различными связями и отношениями, имеющими социальный характер.
Общество с этих позиций можно охарактеризовать как целостную динамичную систему самоуправления. В самом широком смысле социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разных рангов. Элементами являются социальные институты, социальные группы и сообщества разных типов. Основными единицами социальной структуры являются нормы и ценности, интересы и потребности.
Для анализа феномена социального статуса рассматривается неравенство между группами людей, выраженное в социальной иерархии. В этом случае социальная структура представляется как совокупность социальных групп и социальных институтов и отношений между ними.
Социальные группы образуют мозаику горизонтальных и вертикальных отношений. В то же время важны определяющие отношения подчиненности, зависимости, подчиненности групп друг другу, то есть иерархический порядок их размещения в социальном пространстве.
Социальные институты в этом контексте выступают в качестве механизмов формирования, воспроизводства и поддержания этого порядка, этой иерархии.
На микроуровне элементами социальной структуры являются отдельные статусные позиции, заполненные индивидами, которые, подчиняясь логике социальных институтов, воспроизводят иерархические практики.
Статусы являются структурными элементами социальной организации общества, которые обеспечивают социальные связи между субъектами социальных отношений. Социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, которые в результате становятся членами общества.
Общество не только создает социальные позиции (статусы), но и предоставляет социальные механизмы для распределения членов общества на эти позиции.
Социальный статус - это место человека в иерархически организованной структуре. Под статусом подразумевается неисчерпаемый ресурс, приписываемый человеку, который открывает ему возможности влиять на общество и получать за счет этого ресурса привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ.
Социальный статус определяется многочисленными показателями, которые устанавливаются типом социокультурной системы. В современных обществах особенно важны такие критерии, как престиж профессии, уровень дохода, продолжительность и качество образования, объем полномочий, размер имущества.
Статус характеризует объективную позицию индивидов в обществе, то есть внешне определяемую статусную позицию и, соответственно, объем прав и привилегий. Другими словами, это социально-правовое положение индивида в институциональной системе этого общества.
Существует также концепция субъективного статуса, то есть самосознания статуса. В то же время статус определяется как позитивная или негативная оценка престижа, полученная людьми или должностями. Система ценностей с акцентом на личные достижения создает культурную среду, в которой самосознание ранга становится чрезвычайно важным.
Различные социальные позиции, занимаемые человеком, могут быть интегрированы в обобщенный социальный статус, который, конечно, представляет собой нечто большее, чем простая сумма частных статусов.
Этот обобщенный статус является многомерным. Например, это может определяться одновременно уровнем дохода, уровнем и качеством образования, социальным фоном, состоянием здоровья и так далее.
Когда эти переменные являются однонаправленными (то есть, если человек богат, у него хорошее образование и т. д.), социологи говорят о наличии согласованности статуса или кристаллизации статуса. Когда существуют противоречия между отдельными статусными позициями, это вопрос несоответствия статуса, который обычно приводит к напряженности в обществе, появлению различных дисфункций и других аномалий.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе.
Так, в большинстве стран феодальной Европы основной характеристикой была принадлежность к определенному классу: лорды-феодалы, свободные граждане или зависимые крестьяне; «Друзья» и «незнакомцы» были разделены по цивилизационному признаку принадлежности к определенной конфессии, в то время как француз или англичанин не имели большого значения.
В эпоху формирования национальных рынков и формирования капитализма этничность из горизонтального разделения, не ставившего человека выше или ниже, стала превращаться в вертикальную. «Арап Петра Великого», известный предок А.С. Пушкин в новых условиях мог оказаться только на нижнем ярусе социальной башни. Благородство происхождения и власти над зависимыми людьми вооруженных пожилых людей уступает место маркировке людей по богатству и имуществу.
В современных информационных обществах отмечается сосуществование и переплетение нескольких, если не равных, то относительно автономных систем неравенства (или иерархии): власть, собственность, престиж, многие добавляют образование как особую систему неравенства.
Любой человек занимает ряд должностей в обществе. Эти позиции не всегда могут быть ранжированы по значимости. Например, взять любого человека. О нем можно сказать, что он студент, молодой человек, сын, муж, спортсмен. Каждая из этих должностей, связанных с определенными правами и обязанностями, представляет собой социальный статус. В то же время не все они имеют одинаковую важность для самого человека, и окружающие могут по-разному оценивать его для конкретного человека. Например, хороший спортсмен будет социально определен окружающими в этой конкретной должности (тот факт, что этот человек также является учеником, сыном и т. д., не воспринимается окружающими его людьми как существенные характеристики). Та из позиций, которая воспринимается другими как наиболее значимая по отношению к данному человеку, называется основным статусом.
Статусы прописываются и приобретаются.
Предписанные статусы и роли
Поскольку общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди ежедневно выполняют огромное количество обязанностей, на что строго указывают внутригрупповые и межгрупповые отношения.
Самый простой способ добиться скоординированного выполнения обязанностей - разделить все виды деятельности на множество предписанных ролей и обучить каждого человека с момента его рождения до заранее определенного набора ролей. После первого тренинга на основе ролей, который начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь к успеху». Пол и возраст повсеместно используются в обществе как основа для назначения роли. Раса, национальность, класс и религиозная принадлежность также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.
Например, принцесса имеет установленный статус. Девушка с королевской наследственностью не может ударить пальцем по пальцу, а ее будущее по-прежнему остается за принцессой. Она родилась принцессой, и будет ли она красивой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется принцессой.
Предписанные статусы также включают врожденные. Таковы, например, позиции мужчин и женщин, людей разного возраста и этнической принадлежности.
Для любого общества важно назначать роли в соответствии с возрастом.
Адаптация людей к постоянно меняющимся возрастным и возрастным статусам является вечной проблемой. Человек не успевает адаптироваться к одному возрасту, когда здесь я подхожу к другому, с новыми статусами и новыми ролями.
Как только юноша начинает справляться с смущением и комплексами юности, так как он уже находится на грани зрелости, как только человек начинает проявлять мудрость, опыт, по мере наступления старости.
Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления человеческих способностей, более того, он предписывает новые статусы и требования для преподавания новых ролей. В определенном возрасте человек может испытывать проблемы, связанные с адаптацией к новым требованиям к статусу роли.
Ребенок, о котором говорят, что он старше своего возраста, то есть достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно не полностью осознает свои потенциальные детские роли, что отрицательно влияет на полноту его социализации. Часто дети чувствуют себя одинокими, ущербными.
С другой стороны, незрелый статус взрослого человека представляет собой сочетание статуса взрослого с отношением и поведением, характерными для детства в подростковом возрасте. У такого человека обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих его возрасту. Эти два примера дают неудачную адаптацию к предписанному обществом возрастному статусу.
Приобретенные статусы и роли
Приобретенный или достигнутый включает те статусы человека, которые являются результатом его жизни.
Социальная позиция, которая укрепляется посредством индивидуального выбора и конкуренции, определяется как приобретенный или достигнутый статус. Если у каждого человека есть определенное количество предписанных статусов, которые ему присвоены в группе или обществе без учета его индивидуальных способностей или предпочтений, то достигнутые статусы фиксируются с учетом способностей этого человека, его усердия и, возможно, В результате удачи.
Приобретенные статусы не даются от рождения, они могут быть приобретены только лицами, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной - это предписанный статус в зависимости от рождения, но быть борцом сумо - это достигнутый статус, который автоматически не вытекает из факта рождения человека, но зависит от поведения мужчины в будущем. Узбек или монгол - предписанный статус, но водитель автобуса или министр - достижимый статус. Никто не может быть рожден министром.
Достижение статуса достигается через собственный талант, выбор или деятельность каждого человека.
В примитивных, традиционных обществах статусы чаще всего предписываются, и занятие определенного социального положения кем-либо зависит от рождения. Например, человек с рождения готовится стать охотником, рыбаком или воином.
В современных индустриальных обществах существует большая свобода в занятии человеком определенной должности. Во многом это связано с тем, что для его успешного функционирования требуется очень значительная мобильность трудовых ресурсов, и поэтому существует четкая ориентация, главным образом, на личные качества людей, на изменение статуса в соответствии с их усилиями.
Контроль общества за справедливостью в определении статуса дает социальную систему, которая дает возможность занять значительную должность людям, которые проявляют наибольший талант к этому. В то же время он приобретет в качестве «нагрузки» неконкурентоспособность тех, кто не может «найти себя» и не способен адаптироваться к новым ролям. Это отражается в увеличении числа людей с крайне низким социальным статусом и не удовлетворенных существующей ситуацией. Достигнутый человеком статус требует от него выбора не только сферы занятости, но и друзей, места отдыха, места учебы и места проживания.
Такие его действия приводят к тому, что он получает статусы, которые не были заранее определены его родителями. В этом случае он сталкивается с ситуациями, далекими от опыта его предков, что создает ему постоянные трудности при принятии новых ролей.
Роль напряжения
Какие бы социальные роли человек ни выполнял, они все установлены, предписаны его окружением и обществом.
Поэтому, говоря о структуре роли, необходимо иметь в виду прежде всего назначение роли и ожидание роли. Это то, что общество требует от индивида, предписывает ему и в то же время ожидает исполнения.
Было бы идеально, если бы каждый человек мог достичь желаемого статуса в группе или обществе с одинаковой легкостью и легкостью. Однако лишь немногие способны на это. В процессе достижения определенного статуса и выполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевая напряженность - трудности с выполнением ролевых обязательств и неадекватность внутреннего отношения человека к требованиям роли.
Ролевый стресс может возникнуть в связи с неадекватной подготовкой ролей или сбоями, возникающими при выполнении этой роли.
Неадекватное ролевое обучение выражается в неправильном обучении человека выполнению социальных ролей. Он может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей его жизни.
Все современные сложные общества характеризуются ролевым обучением на основе разрыва, что делает опыт, полученный в одном возрастном периоде, непригодным для последующих возрастных периодов.
Таким образом, большинство родителей выполняют свою основную работу вне дома, и поэтому их дети не могут наблюдать за ней и помогать отцу или матери. Дети мало занимаются домашним хозяйством, их игровая активность очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должному воспитанию необходимых способностей для будущей деятельности.
Очень часто молодой человек, окончивший школу, не знает, кем он будет в будущем, чему он научится и какую роль он сыграет в ближайшем будущем.
Отсюда и ролевая напряженность, связанная с неправильным пониманием будущей роли, а также с плохой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли.
И может быть несколько таких критических моментов в жизни каждого человека, когда он не готов к будущим ролям.
Еще одним источником напряженности в ролевых играх является то, что моральная подготовка человека к выполнению ролей включает в себя в основном формальные правила поведения. Более того, изучение неформальных правил, которые действительно существуют в мире, в значительной степени игнорируется.
Человек усваивает идеальную картину реальности, а не реальные отношения. Молодые люди, воспитанные на чувстве справедливости и равных возможностях в проявлении своих сил и способностей, могут испытывать внутреннюю ролевую напряженность, когда замечают, что процесс получения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от знакомства, положение родителей и наличие денег.
Точно так же многие люди, которые считают политиков выдающимися общественными деятелями, убеждены, что их главная задача - идти на компромисс со священными принципами. Военные, призванные защищать отечество, могут думать об этом меньше всего и продавать оружие противоборствующей стороне. В последующий период у человека может быть очень вероятный переход от наивного идеализма к тому же наивному цинизму, который отрицает основополагающие нормы общества.
Таким образом, сама структура социальной роли противоречива и содержит предпосылки для возникновения ролевых стрессов и даже конфликтов.
Ролевый конфликт и его преодоление
Социальный статус характеризует положение человека в обществе и определяется его полом и этнической принадлежностью, социальным и финансовым положением, профессиональными навыками и так далее.
Социальная роль, в свою очередь, - это ожидаемое поведение, определяемое его статусом. Но часто возникают ситуации, когда исполняемая роль не соответствует занятому статусу или исполняемые роли, две или более, конфликтуют друг с другом. В этом случае они говорят о ролевом конфликте личности.
Разные степени серьезности и глубины конфликтов ролей связаны со следующими двумя факторами:
степень различия между ролями с точки зрения их требований - чем больше общих требований предъявляют две роли, тем менее значительным является конфликт ролей, который они могут вызвать;
степень строгости требований, предъявляемых к ролям - чем более строго определены требования к ролям и чем строже они должны соблюдаться, тем сложнее их исполнителю уклониться от выполнения этих требований и тем выше вероятность того, что Эти роли могут вызвать серьезные ролевые конфликты.
В наиболее общей форме различаются два типа конфликтов ролей: между ролями и внутри одной роли.
Часто две или более роли включают несовместимые, конфликтующие человеческие обязанности. Например, работающая жена считает, что требования ее основной работы могут противоречить ее домашним обязанностям. Женатый директор должен согласовать требования к нему как к мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как к руководителю; иногда полицейский должен выбирать между исполнением служебных обязанностей и арестом близкого друга. Конфликты такого рода относятся к конфликтам ролей между ролями.
Примером конфликта, происходящего в рамках одной и той же роли, является позиция лидера или общественного деятеля, который публично заявляет о своей точке зрения, а в узком кругу заявляет о себе как о стороннике противоположного или о человеке, который под давлением обстоятельств играет роль, которая не отвечает его интересам или его внутренним установкам.
Во многих ролях, выполняемых людьми, возникают так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честными с обществом, традициями, рабочей командой, семьей вступают в конфликт с желанием заработать больше, а не выполнить или плохо выполнить свои обязанности, чтобы скрыть нарушения. Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренней напряженности и конфликтов. Если конфликт обостряется, это может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от этой роли и внутреннему стрессу.
Существует несколько типов действий, с помощью которых можно уменьшить напряженность ролей, и человеческое «Я» защищено от многих неприятных переживаний. К ним относятся рационализация, разделение и регулирование ролей.
Первые два типа действий считаются бессознательными защитными механизмами, которые человек использует чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознанно поняты и использованы, их эффективность значительно возрастает.
Что касается третьего способа действия, он используется в основном сознательно и рационально.
Рационализация ролей является одним из способов защиты от болезненного восприятия человеком ситуации с использованием концепций, которые социально и лично желательны для нее. Рационализация скрывает реальность ролевого конфликта, неосознанно ища неприятные стороны желаемой, но недостижимой роли.
Классическим примером является сюжет басни И.А. Крылова "Лиса и виноград". Вместо того, чтобы придумывать что-то или просто уходить ни с чем, злая лиса издала целые мирские рассуждения, суть которых - рационализация ролевого конфликта. Стоит убедить себя, что «по его мнению, он хороший, но зеленый - спелых ягод нет» - и конфликт исчерпан. В этом случае, рационализируя ситуацию, она определяется таким образом, что ролевый конфликт и ролевое напряжение исчезают.
Получение разделения ролей уменьшает ролевое напряжение и устраняет конфликт ролей, временно удаляя одну из ролей из жизни и отключая ее от сознания, но поддерживая реакцию на систему требований к ролям, присущую этой роли.
Это характерно для ролей, которые требуют особого напряжения на одном или нескольких из них. Такова, например, история канцлера Германии Отто фон Бисмарка, которого за бешеный темперамент, силу воли и непримиримость по отношению к политическим оппонентам называли «диким юнкером», и в то же время он был необычайно ласковым и заботливым в общении с его жена проводила время с ее чтением сентиментальных романов. Его основная деятельность и семейная роль были полностью разделены.
Рабочая одежда, униформа и профессиональные звания помогают людям разделить их роли. Образно говоря, каждый член общества, которое успешно социализировалось, расширяет «гардероб» ролевых масок и надевает одну или другую из них в зависимости от ситуации: дома он мягкий и скромный, на работе он жестокий и официальный, в компании друзей он веселый и остроумный.
Такой процесс трансформации ролей создает возможность снятия эмоционального напряжения, когда отношения, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если человек не защитил себя разделением ролей, эти противоречия превращаются в конфликты.
Ролевое управление отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей, прежде всего, тем, что оно сознательно и продуманно. Ролевое регулирование - это формальная процедура, посредством которой человек освобождается от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли. Это означает, что общество берет на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально не одобряемые роли.
Солдаты, участвующие в боевых действиях, могут убивать вражеских солдат. Выполняя приказ командования, они не чувствуют напряженности конфликтной роли, как если бы они делали это в мирное время.
Вывод:
Человек как социальное существо взаимодействует с различными социальными группами, участвует в совместных, совместных действиях.
Однако практически нет такой ситуации, когда человек полностью принадлежит какой-либо одной группе. Например, человек является членом общественной организации, он по-прежнему является членом команды предприятия, по вторникам и четвергам он играет в футбол, а в субботу - по предпочтению. Вступая во многие социальные группы одновременно, он занимает разные позиции в каждой из них, из-за отношений с другими членами группы.
Директор предприятия, занимающий высшие позиции в этой команде, слабо защищен в футболе или постоянно берет взятки на скудных, поэтому в неформальной группе он будет новичком и глупым, то есть займет низкую позицию, а чтобы избежать напряжения и возможности конфликта ролей, ему придется покинуть любую из этих групп, или улучшить свои навыки, или воспринимать существующую ситуацию с юмором.
В результате можно сказать, что каждый человек в современном обществе из-за неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множества ролей, которые он играет, испытывает ролевую напряженность и ролевые конфликты. Тем не менее, он имеет механизмы бессознательной защиты и преднамеренного вовлечения социальных структур во избежание опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
В особых случаях используются психотерапевтические методы разрешения ролевых конфликтов.
Основным типом ролевой психотерапии как средства решения психологических проблем, связанных с ролевым развитием личности, является психодрама. Этот метод позволяет имитировать человеческую жизнь, переживать события прошлого, настоящего и будущего, как существующие, так и те, которые не были и не могли быть, воссоздать любые, даже самые фантастические роли.
С помощью психодрамы можно корректировать жизненные роли и сценарии, определять такие личные роли, которые из-за ролевой социализации оказались заблокированными, вытесненными или неразвитыми. Для этого существует особая психодраматическая техника «анти ролевой», которая помогает не только анализировать ролевый репертуар, но и развивать его, освобождая те области личности, которые были подавлены по разным причинам.
Ролевые психодраматические игры, которые проводятся на примере реальных ситуаций из жизни людей, направлены на улучшение собственного понимания своих проблем, самопознания, получение нового опыта поведения.