Роль Центрального банка в современной экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 18.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно описывать актуальность темы курсовой работы:

 

Как описать актуальность темы курсовой


Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема монополизации российского рынка
Международная миграция рабочей силы
Инфляция и причины её возникновения, инфляция спроса и инфляция издержек
Издержки и эффективность производства в рыночных условиях


Введение:

Крупные экономические словари включают в себя следующие определения для центральных банков: Государственная кредитная организация, которая имеет право выпускать банкноты, регулировать денежное обращение, кредитные и обменные курсы, а также сохранять официальные золотовалютные резервы. Это «банк банка» и представитель правительства, который управляет государственными бюджетами.

Принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России), его статус, обязанности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о центральном банковском деле и другими федеральными законами.Российская банковская система определяет Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) как основной банк страны и последний кредитор. Он принадлежит государству и на него возложена общая регулирующая функция деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой валютной системы страны. Центральный банк должен действовать в соответствии с общими экономическими стратегиями и выступает в качестве ключевого агента государственной денежно-кредитной политики. ЦБ РФ, с другой стороны, в основном использует методы экономического управления, а в некоторых случаях только управленческие.

Центральные банки являются основным звеном в современных банковских системах. Он является национальным регулятором экономики, которому необходимо укреплять валютный цикл, защищать и обеспечивать стабильность национальной валюты и ее обменного курса по отношению к иностранным валютам, а также развивать и укреплять национальную банковскую систему.

В настоящее время центральный банк обладает эксклюзивностью в отношении выпуска банкнот, что позволяет центральному банку регулировать денежное обращение. Особая роль центрального банка в кредитной системе заключается в том, что он обслуживает главным образом коммерческие банки и государства и является их последним кредитором.

Центральный банк также является центром регулирования, надзора, исследований и информации национальной кредитной системы.

Центральный банк России: история создания, место в современной экономике

Центральный банк Правовой статус и история

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был создан 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Государственного банка СССР. Отчетность перед Верховным Советом РСФСР изначально называлась Госбанком РСФСР. 2 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон о Центральном банке (российском банке) РСФСР. Закон определил функционирование банков в сферах денежного обращения, финансового регулирования, организации внешнеэкономической деятельности, а также регулирования совместной и совместной банковской деятельности.

В июне 1991 года был утвержден устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетный Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 года в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением профсоюзной структуры РСФСР объявил центральный банк РСФСР единственной национальной валютой и валютным регулятором экономики республики на территории РСФСР. Ему были делегированы функции Государственного банка Советского Союза по выпуску и определению курса рубля. До 1 января 1992 года центральный банк РСФСР включил в себя все управление экономикой и выделил материально-техническую базу и другие ресурсы Государственного банка Советского Союза, сети его учреждений, предприятий и организаций. Вам было поручено управлять.

20 декабря 1991 года Советский государственный банк был упразднен, и все его активы и пассивы, а также активы территории РСФСР были переданы центральному банку РСФСР (Банку России). Через несколько месяцев банк стал известен как Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Под руководством Российского банка в период с 1991 по 1992 год в стране была создана обширная сеть коммерческих банков, основанная на коммерциализации специальных банковских отделений.

После упразднения советского государственного банка план счетов был изменен, была создана сеть расчетно-кассовых центров (РЦК) центрального банка и началась компьютеризация. Центральный банк Российской Федерации начал торговать иностранной валютой на валютных рынках, которые он организует для установления и публикации официальных курсов обмена рубля.

В декабре 1992 года Банк России начал процесс передачи кассовой функции государственного бюджета во вновь созданное Федеральное казначейство.

Банки определяются Конституцией Российской Федерации (статья 75) и «Законом о Центральном банке Российской Федерации (российском банке)» (статья 22) независимо от федеральных агентств, федеральных государственных органов и органов местного самоуправления.

Роль Центрального банка в современной экономике

В целях поддержания стабильности банковской системы 1992-1995 гг. Банк России создал систему надзора и проверки коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и управления. Банк России начал участвовать и управлять Государственной биржей ценных бумаг (ГКО) по поручению Министерства финансов.

С 1995 года Банк России прекратил использовать прямое финансирование для финансирования дефицита бюджета федерального правительства и прекратил оказывать целенаправленное централизованное финансирование экономическому сектору.

Для преодоления последствий финансового кризиса 1998 года Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы с целью улучшения операций и ликвидности коммерческих банков. В рамках закона неплатежеспособные банки вышли с рынка банковских услуг.

Критическое значение для восстановления банковской деятельности после финансового кризиса имело создание Организации реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета по продвижению российского банковского дела (МКК). В результате эффективных действий российского банка, АРКО и МТП банковский сектор в середине 2001 года существенно преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России направлена ​​на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок для обеспечения устойчивости экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на фактические изменения потребностей в финансировании и поддерживал динамику экономического роста, низкие процентные ставки, инфляционные ожидания и устойчивую инфляцию. Это обеспечило некоторое улучшение реального обменного курса рубля и стабильности финансового рынка.

В результате сбалансированной денежно-кредитной и курсовой политики, проводимой Банком России, золотовалютные резервы Российской Федерации увеличились, и в обменном курсе не было резких колебаний.

Деятельность Банка по развитию платежных систем была направлена ​​на повышение доверия и эффективности в целях обеспечения финансовой и национальной экономической стабильности. Российские банки отчитывались по банковским кредитным и территориальным агентствам о платежах с учетом международного опыта, методологий и практик мониторинга платежных систем, чтобы повысить прозрачность информации в функционировании платежных систем. был введен.

В 2003 году Банк России приступил к реализации проекта по совершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности путем внедрения Системы международных стандартов (МСФО).

Предполагается, что будет предпринят ряд действий, в том числе обеспечение надежных систем учета и отчетности кредитных организаций, повышение требований к содержанию, объему и частоте предоставления публичной информации, а также внедрение подходов учета и отчетности, признанных лучшей международной практикой. Кроме того, информация о фактическом владельце кредитной организации раскрывается, отслеживая статус финансовой организации и повышая требования к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Российский банк уделяет особое внимание многим вопросам. Один из них связан с динамикой цены отдельных финансовых активов и тем фактом, что некоторые недавние риски, связанные с условиями на рынке недвижимости, начинают играть все более важную роль. Практика кредитования связанных сторон приводит к тому, что риск концентрируется на многих банках. В связи с этим Банк России совершенствует банковское регулирование и надзор в направлении развития значимого (основанного на риске) банковского надзора.

Еще одна проблема, на которую российские банки обращают особое внимание, это фиктивная капитализация банков.

Чтобы противостоять использованию банками различных типов схем для искусственного завышения или недооценки обязательного коэффициента, Банк России в 2004 году заявил, что Принят ряд документов, в том числе «Правила о мандатах» и «Приказ об обязательных банковских коэффициентах».

В связи с растущим кругом кредитных организаций, предоставляющих ипотечные кредиты населению, в 2003 году Банк России издал директиву под названием «Проведение единовременного обследования по ипотечному кредитованию».

С принятием Федерального закона об ипотечных ценных бумагах кредитные учреждения, гарантирующие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, будут иметь юридически определенную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам посредством выпуска этих ценных бумаг.

В 2004 году в соответствии с Законом Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Российском банке)" и Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал распоряжение " Он был выпущен. Расчет характеристик и стоимости, размера, методики определения дополнительного обязательного соотношения кредитных организаций, выпускающих ипотечные ценные бумаги.

В декабре 2003 года был принят федеральный закон "Страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Это правовая, финансовая и институциональная основа для функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц банков Российской Федерации, а также способность, формирование и деятельность организации для выполнения функции обязательного страхования вкладов, возмещения вкладов. Процедура оплаты была решена.

В настоящее время большинство банков участвуют в системе страхования вкладов. В них сосредоточено почти 100% всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 года Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации приняли Стратегию развития банковского сектора Российской Федерации к 2008 году.

Согласно этому документу, основной целью развития банковского сектора в среднесрочной перспективе (2005-2008 гг.) Является повышение его стабильности и операционной эффективности.

Правовой статус

Статья 75 Конституции Российской Федерации устанавливает особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определяет исключительное право эмиссии денег (часть 1) и, в качестве своей основной функции, стабильность рубля. Защищать и гарантировать (часть 2). Статус, назначение, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «Центральный банк Российской Федерации (Банк России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) целью Банка России является: Чтобы защитить и гарантировать стабильность рублей. Развивать и совершенствовать банковскую систему Российской Федерации и обеспечивать эффективное и бесперебойное функционирование платежных систем.

Важным элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который в основном функционирует как особый публично-правовой институт с исключительным правом российского банка выпускать деньги и организовывать распределение денег. Появляется в том, что Это не публичное учреждение, но оно связано с функционированием государственных полномочий, поскольку в число юридических полномочий входит применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Центральный банк Российской Федерации (Российский банк)", не зависят от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Работает Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации и в статьях 1 и 2 Федерального закона «Центральный банк Российской Федерации (Банк России)».

Нормативный орган Центрального банка Российской Федерации охватывает федеральные государственные органы, субъекты Российской Федерации и органы государственной власти местных органов власти, всех юридических и физических лиц по вопросам, связанным с полномочиями Федерального закона «О Центральном банке». Российская Федерация (Банк России) и другие федеральные законы, означающие исключительное право издавать обязательные нормативные акты. Хотя российский банк в соответствии с Конституцией Российской Федерации не имеет прав в законодательной инициативе, участие в законодательном процессе требует, чтобы, помимо выдачи собственных юридических действий, Россия, функции которой также гарантированы нормативно-правовым поведением учреждения, должна быть направлена ​​в Банк России для заключения.

Русский Банк является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью, а Банк России наделен имущественной и финансовой независимостью. Право Банка России на владение, пользование и распоряжение имуществом Российского банка, включая золотовалютные резервы, в соответствии с целью в соответствии с методикой, установленной Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Российском банке)", непосредственно принадлежит Банку России. Осуществляется Снятие и ответственность имущественных обязательств Банка без согласия Банка России не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России отражается в том, что Банк России осуществляет расходы за счет собственных доходов. Банк России имеет право защищать интересы судопроизводства, в том числе международных, иностранных и арбитражных.

Государство не несет ответственности за Банк России и его обязательства по обязательствам государства. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, а кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России, если только российский банк или кредитная организация не берет на себя такие обязательства.

Банк России в своей деятельности отвечает за Государственную палату представителей Российской Федерации и возглавляется Российской Федерацией (по предложению Российской Федерации) и членом Совета директоров Российского банка (по предложению председателя Российской Федерации). Назначение и увольнение); направить представителя Палаты представителей в Государственный банковский совет Банка России в рамках задания, отзыва, основного направления единой национальной денежно-кредитной политики и ежегодного Банка России Рассматривайте отчеты и принимайте решения по ним. По предложению Совета Государственного банка при Банке России Государственная палата представителей вправе принимать решение о финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и проверке учреждения Счетной палаты Российской Федерации. Кроме того, Палата представителей проведет парламентские слушания о деятельности российского банка с участием его представителей и заслушает доклады о деятельности российского банка о деятельности российского банка.

Функции Центрального банка Российской Федерации

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и другими федеральными законами. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение стабильности рубля, а валютные эмиссии осуществляются исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Центральный банк Российской Федерации (Банк России)». Банк России выполняет следующие функции:

  1. Работа с Российской Федерацией по разработке и реализации единой денежно-кредитной политики.
  2. Mon Мы монополизируем проблему наличности и организуем распределение наличности.
  3. Является последним кредитором кредитных организаций и организует систему рефинансирования.
  4. Установить правила примирения Российской Федерации.
  5. Установить банковские правила.
  6. Если иное не предусмотрено федеральным законом, урегулирование всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем урегулирования от имени утвержденных исполнительных органов и государственных внебюджетных фондов, которые организуют и исполняют бюджеты. Вести бюджетный счет.
  7. Обеспечивает эффективное управление золотовалютными резервами российского банка.
  8. Принять решение о государственной регистрации кредитной организации, выдать лицензию кредитной организации на банковские услуги, приостановить и прекратить деятельность.
  9. Контролирует деятельность кредитных организаций и банковских групп.
  10. Зарегистрировать выпуск ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральным законом.
  11. Выполняет все виды банковских и иных операций, необходимых для выполнения функций Российского банка, самостоятельно или от имени Правительства Российской Федерации.
  12. Организовать и осуществлять валютное регулирование и контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  13. Определить процедуры сверки с международными организациями, зарубежными странами, корпорациями и частными лицами.
  14. Установить правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации.
  15. Установить и опубликовать официальный курс обмена иностранных валют на рубли.
  16. Участвовать в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать подготовку платежного баланса Российской Федерации.
  17. Установить процедуры и условия на иностранной валюте для организации торговли иностранной валютой, а также разрешить, выпускать, приостанавливать и отменять иностранную валюту для организации торговых операций с иностранной валютой. (Банк России выдал, приостановил и выдал разрешения на обмен валюты для организации бизнеса по купле-продаже иностранных валют с даты внесения поправки в Федеральный закон «О признании определенных видов деятельности» Федерального закона. Выполнить функцию отмены).
  18. Анализировать и прогнозировать финансовое состояние Российской Федерации в целом и по регионам, главным образом финансы, финансы, финансы и цены, а также публиковать соответствующие материалы и статистику.
  19. Выполнять другие функции в соответствии с федеральным законом.

Организационная структура центрального банка и органа управления Центрального банка Российской Федерации

Организационная структура

Российский банк формирует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Российская банковская система включает в себя центральные офисы, территориальные агентства, расчетно-кассовые центры, компьютерные центры, полевые агентства, образовательные учреждения и другие компании, учреждения и организации, включая подразделения безопасности и российские коллекторские ассоциации, необходимые для осуществления банковской деятельности. Он включен.

Лицензионный капитал и имущество государственного центрального банка является федеральной собственностью. Российский банк использует их для владения, использования прав и прав распоряжения. Российский банк несет расходы за счет собственных доходов. Не финансируется. У российского банка есть определенные привилегии. Несмотря на то, что является юридическим лицом, оно не зарегистрировано в налоговых органах (и, следовательно, не платит налоги). Однако существуют некоторые ограничения на деятельность центрального банка (например, центральный банк Российской Федерации не может участвовать в капитале российской кредитной организации, а также в капитале международных организаций).

Кроме того, следует подчеркнуть, что государство не несет ответственности по обязательствам российского банка и что российский банк не несет ответственности по обязательствам государства.

Как предусмотрено статьей 2 Федерального закона "О банковской деятельности и банковской деятельности", правовые ограничения банковской деятельности регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Российский центральный банк (Российский банк)" и " И другие федеральные законы и нормативы российского банка.

Конституция Российской Федерации устанавливает принципы независимости российского банка (пункт 2 статьи 75). Кроме того, Конституция Российской Федерации (раздел «g», раздел 71) классифицирует финансы, валюту, правила кредитования и эмиссию валют как исключительные полномочия Российской Федерации. Таким образом, невозможно принять меры регулирования субъектов Российской Федерации по банковским вопросам. В соответствии с Конституцией Российской Федерации исключительной денежной единицей Российской Федерации является рубль.

Кроме того, выдача денег осуществляется только Центральным банком Российской Федерации. Ввод и выдача других денег в Российской Федерации не допускается (статья 75 (1).

Банк России издал нормативные акты, обязывающие федеральные государственные органы, субъекты Российской Федерации и государственные органы местного самоуправления, всех юридических и физических лиц регулировать финансовую сферу по вопросам в пределах своих полномочий.

Регламенты Российского банка соответствуют федеральному законодательству и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Банк России имеет утвержденный капитал в размере 3 млрд. Рублей за счет своей прибыли, создает резервы и средства различного назначения в объеме, необходимом для выполнения его функций, а также в составе прибылей и убытков. Создайте фонд переоценки для вашего бизнеса, независимо от его стоимости в валюте.

Порядок формирования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров.

Таким образом, Центральный банк Российской Федерации, как и большинство центральных банков в крупных капиталистических странах, является юридическим лицом и национализирован, а его действия и полномочия основаны на четкой законодательной базе. Регулировать банковский сектор путем издания обязательных правил.

Руководящий орган

Высшим органом Банка России является Совет директоров. Это сообщество, которое определяет основные направления деятельности Банка России, а также управляет и управляет Банком России.

В состав совета директоров входят председатель правления российского банка и 12 членов правления. Члены Совета директоров постоянно работают в Банке России. Председатель Банка России будет назначен на четыре года большинством голосов Палаты представителей. Кандидат на назначение Управляющего Банком России представляется Управляющим Российской Федерации за три месяца до истечения срока полномочий Управляющего Банком России. В случае отклонения кандидата на пост главы банка Президент Российской Федерации представит нового кандидата в течение двух недель. Кандидат не будет представлен более одного раза. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех лет подряд.

Члены Совета директоров назначаются на четыре года Палатой представителей на основании предложения председателя Российского банка, согласованного с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов членов Совета директоров, на которых присутствует кворум из семи членов, и при обязательном участии Председателя Банка России или его заместителя. Правление собирается не реже одного раза в месяц.

Плата выполняет следующие функции:

  1. Работа с Российской Федерацией по разработке и обеспечению реализации ключевых направлений единой национальной денежно-кредитной политики.
  2. Утвердить годовой отчет Российского банка и представить его в Государственную палату представителей.
  3. Утвердить с учетом сметы расходов Российского банка на следующий год и понесенных расходов, не указанных в сметах.
  4. Определите структуру российского банка.
  5. Примите решение.
  6. О создании и ликвидации учреждений и организаций российского банка.
  7. Establishment Об установлении основных стандартов кредитных организаций.
  8. Размер обеспечения требования.
  9. Изменения процентной ставки российского банка.
  10. Установление ограничений на операции на открытом рынке.
  11. Участие в международных организациях.
  12. Участие в капитале российского банка, его учреждений, организаций и организаций, поддерживающих деятельность его сотрудников;
  13. Покупка и продажа недвижимости для поддержки деятельности российского банка, его учреждений, организаций и сотрудников.
  14. Что касается применения прямых количественных ограничений.
  15. Выдача и изъятие из обращения банкнот и монет, а также общая сумма выданных наличных денег.
  16. Относительно порядка формирования резервов кредитными организациями.
  17. Утвердить внутреннюю структуру российского банка.
  18. Определить условия въезда иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

 

Денежно-кредитная политика Центрального Банка

Основные цели, задачи и формы финансового регулирования

Финансовое регулирование, осуществляемое центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства, меняющей предложение денег в обращении, объем кредитов, уровень процентных ставок и другие показатели денежного обращения, а также рынка ссудного капитала. Он представляет собой серию мер, направленных на: Мы стремимся к стабильному экономическому росту, низкой инфляции и безработице. Законодательство о центральном банке подчеркивает ответственность за стабильность валютного цикла и за обменный курс национальной валюты.

Центральные банки, проводящие денежно-кредитную политику, оказали влияние на кредитную деятельность коммерческих банков, продиктовали нормативные акты по расширению или сокращению кредитования экономики, достижению стабильного развития отечественной экономики, укреплению валютного цикла, баланс внутренних экономических процессов. Таким образом, влияние на кредит позволяет нам достигать более глубоких стратегических целей для общего экономического развития.

Денежно-кредитная политика основана на теории денег, конкретно изучая процесс денег и то, как денежно-кредитная политика влияет на состояние экономики в целом.

В современных условиях государства с рыночной моделью экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

  1. Политика кредитной экспансии или «дешевые» деньги.
  2. Кредитные лимиты или «дорогие» деньги.

Увеличение кредита центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков и увеличивает количество денег в обращении в результате выданных кредитов. Кредитные ограничения включают ограничение способности коммерческих банков выдавать кредиты, тем самым насыщая экономику деньгами.

Денежно-кредитная политика Банка России основана на ст. Статья 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ежегодно Банк России представляет в Палату представителей к 26 августа проект основного направления единой национальной денежно-кредитной политики следующего года, а к 1 декабря - основного направления единой национальной денежно-кредитной политики следующего года. Предварительно проект будет представлен Президенту и Правительству России.

Палата представителей примет во внимание основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в следующем году и примет решения, соответствующие принятию Государственной палатой федерального закона о федеральных бюджетах в следующем году. Таким образом, цель единой денежно-кредитной политики и денежно-кредитной политики достигнута.

Денежно-кредитная политика реализуется с использованием конкретных методов и инструментов.

Методы и инструменты денежно-кредитной политики

Подход денежно-кредитной политики представляет собой серию подходов, в которых субъекты денежно-кредитной политики - центральный банк как национальный орган денежно-кредитного регулирования и коммерческий банк - "проводник" денежно-кредитной политики - для воздействия на объекты (спрос на деньги и предложение).

Способ реализации ежедневной денежно-кредитной политики также называют тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система инструментов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификация методов денежно-кредитной политики может проводиться по ряду причин. В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные способы регулирования финансовой сферы.

Прямой подход носит характер контрольных мер в виде различных директив центрального банка относительно объема денежной массы и цены финансовых рынков. Реализация этих мер будет иметь самый быстрый эффект, особенно в контексте экономического кризиса, с точки зрения центральных банков, контролирующих цены или максимальные депозиты и кредиты. Однако с течением времени прямой путь воздействия, если возникает «неблагоприятное воздействие» с точки зрения деятельности экономического агента, может вызвать «теневую экономику» или отток и отток средств за границу.

Косвенные методы регулирования финансовой сферы используют рыночные механизмы для воздействия на мотивацию организации. Неудивительно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития финансового рынка. В переходной экономике, особенно на первых этапах перемен, используются как прямые, так и косвенные инструменты, причем первые становятся все более тесными из-за последних.

Помимо разделения прямых и косвенных методов денежно-кредитного регулирования, он также различает общие и альтернативные способы реализации денежно-кредитной политики центрального банка.

Method Общий метод в основном косвенный и влияет на весь финансовый рынок. Избирательный метод регулирует определенные виды ссуд и является по существу предписывающим.

Эти цели касаются решения определенных проблем, например, ограничения выдачи кредитов определенными банками, ограничения выдачи определенных видов кредитов и рефинансирования отдельных коммерческих банков на льготных условиях. Центральные банки сохраняют способность централизованно перераспределять кредитные ресурсы, используя выборочные методы.

Центральный банк выбирает тип денежно-кредитной политики исходя из экономической ситуации в конкретном случае и соответственно комплекса мер по регулированию деятельности коммерческих банков. Основное направление денежно-кредитной политики, разработанное на основе этого выбора, было одобрено законодательными органами. В этом случае вам необходимо учитывать временную задержку между реализацией конкретной меры финансового регулирования и реализацией ее эффекта. Эффективность применения различных видов денежно-кредитной политики зависит от степени монетарной нестабильности, вызванной «чистыми» финансами, а не от общих экономических и политических факторов.

Влияние объекта денежно-кредитной политики на объект осуществляется с использованием набора специальных инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики я понимаю средства и методы центральных банков как институтов денежно-кредитного регулирования на предмет денежно-кредитной политики.

Федеральный закон о Центральном банке Российской Федерации (статья 35) определяет основные инструменты денежно-кредитной политики:

  1. Операция на открытом рынке.
  2. Нормы для резерва, требуемые центральным банком (резервные требования).
  3. Процентные ставки по операциям центрального банка.
  4. Рефинансирование кредитных организаций.
  5. Форекс вмешательство.
  6. Установите ориентир для роста денежной массы.
  7. Прямые количественные ограничения.
  8. Выпуск уникальных облигаций.

Рассмотрим более подробно основные инструменты денежно-кредитной политики Российской Федерации.

Операция на открытом рынке:
Экономические меры, которые регулируют денежно-кредитную политику, также включают операции центрального банка на открытых рынках с ценными бумагами. Политика открытого рынка называется покупкой и продажей государственных ценных бумаг центральным банком для воздействия на финансовые рынки. С апреля по июль 2010 года ликвидность банка была значительно избыточной, финансирование кредитных организаций под депозитные счета и облигации Банка России увеличилось, но объем и задолженность по продуктам рефинансирования сократились ,

Банковское рефинансирование:
Первоначально политика рефинансирования центрального банка коммерческих банков использовалась только для влияния на состояние финансового распределения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все чаще используется в качестве инструмента для оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Кредиты рефинансирования минимизируют запас ликвидных активов в результате использования заимствований центрального банка.

Рефинансирование кредита зависит от:

  1. Залоговая форма - учетные и ломбардные кредиты.
  2. Условия использования - краткосрочные (один или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев).
  3. Предложите метод - Прямые кредиты и кредиты, проданные центральным банком через аукционы.
  4. Характер целевых модифицированных и сезонных кредитов.

Политика процентной ставки или официальная учетная ставка.
Традиционная функция центрального банка заключается в предоставлении кредитов коммерческим банкам. Процентная ставка, по которой выдаются эти кредиты, называется ставкой дисконтирования или рефинансирования. Изменяя эту ставку, центральные банки могут влиять на банковские резервы и расширять или уменьшать свою способность предоставлять кредиты населению и предприятиям.

Согласно решениям Российского банковского совета от 30 июня и 30 июля текущего года, процентные ставки рефинансирования и уровень процентных ставок в российском банковском бизнесе остались без изменений. Текущие параметры процентной политики российского банка и другие факторы формирования ставки денежного рынка в настоящее время обеспечивают приемлемый баланс между наличием заемных средств и риском инфляции, обусловленным монетарными факторами.

Валютное регулирование
Необходимость регулирования обменного курса обусловлена ​​негативными последствиями его внезапных и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильного курса национальной валюты очень важно для обеспечения стабильности цен и обращения валюты. Снижение курса национальной валюты приводит к росту цены на внутреннем рынке, то есть к снижению покупательной способности национальной валюты.

Учитывая постоянное обесценивание национальной валюты, цена товаров на внутреннем рынке важнее, чем стоимость производства, а не обесценивание внутренней валюты. Центральный банк регулирует обменные курсы через:

  1. Внедрение денежно-кредитной политики.
  2. Валютная интервенция.

Использование международных платежных инструментов или заемных средств государственного резерва.

Денежно-кредитная политика использует две основные формы: скидки и лозунги.

Дисконтирующая (учетная) политика может быть направлена ​​на изменение условий рефинансирования для отечественных коммерческих банков, а также на контроль обменных курсов и платежного баланса. При покупке и продаже иностранных валют (mots) центральный банк меняет курс национальной валюты в правильном направлении. Это девиз политики. Такая операция называется «интервенционное вмешательство».

Кризисная реакция Центрального банка России. Общая цель системы реагирования на кризис, внедренной российским правительством и центральным банком, состоит в том, чтобы минимизировать масштабы экономического кризиса и смягчить его воздействие на население и экономику.

Валютная политика

Ставка рефинансирования центрального банка была повышена с 11% до 13%, чтобы предотвратить неограниченную девальвацию рубля и противодействовать оттоку капитала. Введены экономические меры для снижения привлекательности валютных спекуляций. Центральный банк повысил процентные ставки по инструментам ликвидности при финансировании ломбардов и валютных свопов. Границы валютного коридора постепенно отходят, так что курс рубля можно плавно регулировать.

Поддержка банковской системы

Правительства и центральные банки стремятся предотвратить банковские кризисы и массовый отток депозитов, а также предоставить дополнительные денежные средства (ликвидность) кредитным организациям. И, тем самым, создать предпосылки для восстановления нормального кредитования реального сектора населения и экономики. Для этой цели были приняты следующие меры: Требуемый уровень готовности был снижен (выпущено около 380 миллиардов рублей). Условия кредитования были смягчены с использованием определенных видов обеспечения (эти меры позволяют центральному банку размещать в банках до 1,5 триллиона рублей. Предоставляются необеспеченные кредиты (потенциальные ограничения) - до 3,5 трлн руб., фактически предоставлено - более 1,7 трлн руб.). Ожидается, что срок кредитования будет продлен до одного года. 143 банка имеют право на получение займов, а 124 финансовых учреждения используют его. Центральный банк получил право частично компенсировать коммерческим банкам убытки от операций на рынке межбанковского кредитования в результате отзыва лицензий у банков-корреспондентов (необходимо восстановить рынок межбанковского кредитования).

Поддержка финансовых рынков и защита российских компаний от враждебных поглощений. Строгие правила были введены для приостановки торгов в критических случаях (из-за сокращения (роста) сделок на 5% и более). Маржинальная торговля была временно запрещена. Центральный банк имеет право делать ставки на фондовом рынке. На поддержку финансовых рынков было выделено 250 миллиардов рублей. Поддержка предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики. Общая логика действий правительства.

Восстановление нормального кредитования бизнеса, стимулирование спроса, защита внутреннего рынка. Был составлен список из примерно 1500 стратегически важных компаний, который несет значительную социальную нагрузку и станет крупным работодателем. Поддерживается как на федеральном, так и на региональном уровнях. В том числе - при необходимости, субсидировать капитал проблемной компании, субсидируя проценты по кредиту и гарантируя займы.

Малый бизнес

Основная цель помощи малым предприятиям - использовать их потенциал для создания новых рабочих мест. Программа финансирования МСП Внешэкономбанка увеличится до 30 млрд руб. 10,5 млрд. Рублей будет выделено из бюджета федерального правительства для поддержки создания новых и эффективных МСП (кредиты, субсидирование процентных ставок, государственные гарантии, технологические парки развития инфраструктуры МСП и бизнес-инкубаторы-гранты и обучение). программа). Принят закон, который отдает приоритет МСП в выкупе арендованных государственных и муниципальных активов.

Розничный бизнес

Было достигнуто соглашение с крупным банком о возобновлении кредитования текущей деятельности магистральной розничной сети.

Организационная поддержка реализации кризиса

Планы действий, направленные на улучшение ситуации в финансовом и отдельных секторах экономики, были утверждены. Предусмотрен ряд законов с целью развития финансовой и банковской инфраструктуры:

  1. Улучшение реструктуризации коммерческих организаций, в том числе кредитных, путем устранения безусловных прав кредиторов на досрочное погашение задолженности в случае реструктуризации.
  2. Совершенствование механизмов контроля за банкротством финансовых учреждений.
  3. Улучшение безопасности во время процедуры банкротства.
  4. Расширенные инвестиционные возможности для пенсионных накоплений для застрахованных лиц, которые не воспользовались правом выбора инвестиционного портфеля.
  5. Обеспечить доступ к профессиональным участникам рынка ценных бумаг для операций рефинансирования центрального банка.
  6. Снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов предприятия, для повышения его способности привлекать кредиты.
  7. Разработать механизмы для предвидения банкротства и снижения риска злоупотреблений со стороны владельца и руководителя организации во время банкротства.
  8. Внедрение учета ипотечного депозитария для упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотеки. Сократить расходы на выдачу ипотеки.
  9. General Общее собрание держателей облигаций было введено в качестве механизма интеграции мнений держателей облигаций.
  10. Разъяснение условий выпуска биржевых облигаций.

Анализ организационной структуры Центрального Банка

Российский банк формирует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Система ЦБ РФ включает в себя центральный офис, крупные агентства по управлению территориями, национальные банки, расчетно-кассовые центры, региональные информационные центры, компьютерные центры, банковские школы и другие организации.

Национальный банк Республики, основной территориально-распорядительный и расчетно-кассовый центр, является территориальным органом ЦБ РФ, не имеет правового статуса и права принимать предписывающие решения, а также гарантий и поручительств, векселей и других обязательств выдается без разрешения совета.

Высшим органом Банка России является Совет директоров.

Это сообщество, которое определяет основные направления деятельности российского банка. Правление выполняет функции стратегического управления. Действующей администрацией Банка России руководит председатель Банка России. Все члены Совета директоров постоянно работают в Банке России. Члены Совета директоров и председатель Российского банка назначаются Государственной палатой сроком на четыре года. Совет директоров во главе с председателем Банка России принял решение предпринять стратегические шаги, такие как установление резервных требований для коммерческих банков, установление обязательных нормативных требований, изменение процентных ставок российских банков и применение прямых количественных ограничений на деятельность коммерческих банков.

Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Центральный банк осуществляет расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не несет ответственности по обязательствам ЦБР, а центральный банк не отвечает по обязательствам государства. Российский Центробанк создал за счет законных резервов и средств различного назначения. Банк России несет ответственность за нижнюю палату Российской Федерации. По вопросам, находящимся в его компетенции, он имеет право издавать нормативные акты, которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц. Банк России ежегодно отчитывается о своей деятельности перед нижней палатой.

Этот отчет включает годовые балансы, отчеты о прибылях и убытках, распределение прибыли, отчеты о состоянии отечественных банков и аудиторские отчеты о годовых отчетах российских банков.

Прибыль не является целью российского банка. Прибыль после того, как центральный банк был распределен между различными резервами и средствами, перечисляется в федеральный бюджет. Кроме того, российский банк и его учреждения освобождены от всех российских налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Банк России выполняет следующие функции, определенные действующим законодательством (статья 4 Федерального закона):

  1. В сотрудничестве с российским правительством сформулировать и реализовать единую национальную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение стабильности рубля.
  2. Монополизировать проблему денежных средств и организовать их распределение.
  3. Станьте последним кредитором кредитных организаций и организуйте системы рефинансирования.
  4. Установить правила расчетов на территории России.
  5. Установить правила банковского дела, учета и отчетности в банковской системе.
  6. Осуществлять государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций и организаций, участвующих в их проверках.
  7. Надзор за деятельностью кредитных организаций.
  8. Зарегистрировать выпуск ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральным законом.
  9. Самостоятельно или от имени Правительства Российской Федерации осуществлять любые виды банковских операций, необходимые для осуществления основных операций Банка России.
  10. Внедрить валютные правила, в том числе операции, связанные с покупкой и продажей иностранной валюты. Определите порядок сверки с зарубежными странами.
  11. Организовывать и осуществлять управление валютой напрямую и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  12. Участвовать в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать подготовку платежного баланса Российской Федерации.
  13. Для выполнения этих функций мы анализируем и прогнозируем экономическую ситуацию на всей территории Российской Федерации и по регионам, главным образом финансовые, финансовые, финансовые и ценовые отношения. Публикуйте соответствующие материалы и статистику.
  14. Выполнять иные функции в соответствии с федеральным законом.

Основным органом управления банковскими операциями является Центральный банк Российской Федерации.

Русский Банк является регулятором банковского регулирования и кредитных организаций. Он постоянно следит за банковским законодательством, нормативными актами Российского банка и, в частности, за соблюдением кредитными организациями установленных ими основных стандартов.

Основными целями банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России устанавливает правила ведения банковской деятельности, ведения бухгалтерского учета, а также составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Эти правила обязательны для кредитных организаций.

Российский банк регистрирует кредитную организацию в национальном реестре кредитной организации, выдает банковские лицензии кредитной организации и отзывает ее.

Банк России в соответствии с федеральным законом определил порядок формирования и масштабирования резервов (фондов) кредитной организации для покрытия убытков по кредитам для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан. вы.

Следует отметить, что российская банковская система не выполняет свою вторую основную функцию - кредитование. В результате половина российских промышленных компаний не полагаются на банковские кредиты из-за высокой стоимости кредитования.

Заключение

Денежно-кредитная политика Банка России направлена ​​на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок для обеспечения устойчивости экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на фактические изменения потребностей в финансировании и поддерживал динамику экономического роста, низкие процентные ставки, инфляционные ожидания и устойчивую инфляцию. Это обеспечило некоторое улучшение реального обменного курса рубля и стабильности финансового рынка.

В результате сбалансированной денежно-кредитной и курсовой политики, проводимой Банком России, золотовалютные резервы Российской Федерации увеличились, и в обменном курсе не было резких колебаний.

Деятельность Банка по развитию платежных систем была направлена ​​на повышение доверия и эффективности в целях обеспечения финансовой и национальной экономической стабильности. Российские банки отчитывались по банковским кредитным и территориальным агентствам о платежах с учетом международного опыта, методологий и практик мониторинга платежных систем, чтобы повысить прозрачность информации в функционировании платежных систем.