Роль центрального банка в денежно-кредитной политике

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Федеральная резервная система США и особенности ее денежной кредитной политики 
Денежная система России в современных условиях 
Эволюционное направление экономической теории 
Собственность и институты в экономической системе 


Введение:

Несомненно, тема центральных банков сегодня актуальна, так как от них во многом зависит благосостояние страны в целом. Для нас, граждан Российской Федерации, наиболее интересным является Центральный банк Российской Федерации или просто Банк России. 

Со времени появления первых банков денежно-кредитная и финансовая экономика многих стран постоянно претерпевала структурные изменения. Кредитная система перестраивается, появляются новые виды кредитно-финансовых учреждений и операций, меняется система отношений между банками и финансово-кредитными организациями. 

Существенные изменения происходят в функционировании банков: растет независимость и роль банков в национальной экономике; расширяются функции существующих и создаются новые финансово-кредитные учреждения; поиск путей повышения эффективности банковских услуг для внутренних и внешнеэкономических связей; ведется поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; Новое банковское законодательство разрабатывается в соответствии с задачами современного этапа экономического развития. Центральные банки играют важную роль во всем этом. 

Эффективное функционирование банковской системы является необходимым условием развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск эффективных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение опыта стран с рыночной экономикой, накопленного в этой области. Денежно-кредитная политика, реализуемая в этих странах, является одним из компонентов экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой мер регулирования, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. 

В связи с этим большой интерес представляют различные аспекты деятельности центральных банков, которые являются основными агентами официальной денежно-кредитной политики. Подробно рассматриваются роль и операции Центрального банка, их функции как эмиссионного центра, валютного центра, банка банков, государственного банкира, центра денежно-кредитного регулирования экономики. В этой работе я постараюсь максимально полно охватить тему центральных банков в целом, Центрального банка Российской Федерации и его роли в денежно-кредитном регулировании. 

Денежно-кредитная политика и место центрального банка в ней

Денежно-кредитная политика это политика правительства и центрального банка страны, направленная на изменение денежной массы (денежной массы) и процентных ставок. Денежно-кредитная политика является одной из основных форм государственного регулирования экономики. Конечные цели денежно-кредитной политики: рост национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. 

Банки это финансовые учреждения, которые накапливают и хранят средства, предоставляют кредиты, осуществляют денежные переводы, а также другие операции на финансовых рынках.

Появление центральных банков исторически связано с централизацией выпуска банкнот в руках нескольких наиболее надежных коммерческих банков, пользующихся всеобщим доверием, чьи банкноты могут успешно выполнять функцию общего кредитного инструмента обращения. Такие банки стали называть эмиссионными банками. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку банкноты, выпущенные для выдачи ссуд многочисленными небольшими банками, были лишены возможности обращения в случае банкротства эмитентов. В конце XIX начале XX в. в большинстве стран выпуск всех банкнот был сосредоточен в одном банке, который стал называться центральным банком-эмитентом, а на современном этапе просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы. 

Независимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически сложились тесные связи между банком и правительством, которые особенно усиливаются на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении его экономической политики. 

Однако тесные связи центрального банка с государством не означают, что последний может оказывать неограниченное влияние на его политику. Центральный банк, независимо от права собственности на его капитал, юридически независим: его собственность отделена от собственности государства, центральный банк распоряжается им как собственником. Определенная степень независимости центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию стабильности денежно-кредитной и валютной политики, что часто противоречит краткосрочным целям правительства, которое обеспокоено, скажем, Приближение следующих выборов. Это особенно важно с точки зрения ограничения способности правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия дефицита бюджета. 

В то же время независимость центрального банка носит относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без координации и тесной координации его основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочной перспективе политика центрального банка напрямую определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает в себе черты как банка, так и государственного органа. 

Перед любым центральным банком стоит тройная задача обеспечить стабильность покупательной способности и обменного курса национальной валюты, стабильность и ликвидность банковской системы, а также эффективность и надежность платежной системы. Для решения этой проблемы центральный банк выполняет пять основных функций: монопольный выпуск банкнот, валютное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, банк банков и государственный банк. 

В отличие от коммерческих банков, центральный банк не имеет дело непосредственно с предпринимателями и общественностью. Основная клиентура коммерческие банки. Последние выступают посредниками между экономикой и центральным банком. Здесь хранятся свободные денежные средства коммерческих банков, то есть их денежные резервы. Исторически эти резервы размещались коммерческими банками в центральном банке в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. В XX в. в большинстве стран коммерческие банки по закону обязаны хранить часть своих денежных резервов в центральном банке. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное отношение обязательных резервов к своим обязательствам по вкладам (коэффициент обязательных резервов). Взяв на хранение денежные резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, то есть кредитором последней инстанции. Как «банк банков», центральный банк выступает в качестве основного регулятора платежной системы страны. Он организует межбанковские расчеты, координирует и регулирует организацию расчетных (в том числе клиринговых) систем и служит расчетным центром банковской системы. 

Основными направлениями надзора и контроля центрального банка над коммерческими являются следующие:

  • выдача лицензий на банковскую деятельность, на определенные виды операций (валютные, с ценными бумагами, с драгоценными металлами);
  • проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, выездные проверки;
  • установление норматива обязательных резервов и системы экономических нормативов, контроль за их соблюдением. Минимальные резервы являются юридически обязательной нормой для размещения ресурсов в Центральном банке, определяемой нормативным процентом от общей суммы средств, привлеченных коммерческим банком. Обязательные резервы хранятся в ЦБ РФ и других кредитных и банковских учреждениях. С увеличением норм обязательных резервных требований Центральный банк сокращает количество свободных денег в распоряжении коммерческих банков и используется для расширения активных операций; уменьшение коэффициента резервирования, напротив, увеличивает возможности кредитования. 

В настоящее время в Российской Федерации ставка отчислений в обязательный резервный фонд от всех видов привлечения составляет 10%, для вкладов населения 7%. Предполагаемый срок выполнения резервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны исключения. 

Как отмечается, независимо от форм собственности капитала центральные банки тесно связаны с государством. Как банкир правительства, центральный банк выступает в роли кассира, кредитора и финансового консультанта. Счета правительства и правительственных ведомств открываются в центральном банке. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Государственные доходы от налогов и займов зачисляются на беспроцентный казначейский счет (Министерство финансов) в центральном банке, и все государственные расходы покрываются с этого счета. 

Центральный банк предоставляет ссуды государству, консультирует Министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора сроков выпуска и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от ситуации на рынке, управляет государственным долгом. Управление государственным долгом относится к операциям центрального банка по размещению и погашению кредитов, организации платежей по доходам от них, конвертации и консолидации.

Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:

  • покупает или продает государственные облигации, чтобы влиять на их ставки и доходность;
  • меняет условия продажи;
  • повышает привлекательность государственных облигаций для частных инвесторов различными способами.

Все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство и банки, он одновременно создает кредитные инструменты обращения, осуществляя выпуск и погашение государственных обязательств, влияет на уровень кредитных процентов. 

Это определяет особую позицию, которую центральный банк занимает в банковской системе, и создает объективные предпосылки для того, чтобы он мог выполнять свою важнейшую функцию функцию денежно-кредитного регулирования.

Центральный банк Российской Федерации. История создания

В банковской системе России Центральный банк Российской Федерации определяется как главный банк страны и кредитор последней инстанции.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был создан 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Государственного банка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он изначально назывался Государственным банком РСФСР. 

2 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, основным банком РСФСР и подотчетен Верховный Совет РСФСР. Законом определены функции банка в области организации денежного обращения, денежного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. 

В ноябре 1991 года в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Вооруженных Сил РСФСР Центральный банк РСФСР был объявлен единственным органом государственного валютного и валютного регулирования Экономика республики на территории РСФСР. На него были возложены функции Государственного банка СССР по выпуску и определению курса рубля. До 1 января 1992 года Центральному банку РСФСР было приказано взять на себя полный экономический контроль и управление материально-технической базой и другими ресурсами Государственного банка СССР, сетью его учреждений, предприятий и организаций. 

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен, а все его активы и обязательства, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Через несколько месяцев банк стал известен как Центральный банк Российской Федерации (Банк России). 

В течение 1991-1992 гг. Под руководством Банка России в стране была создана широкая сеть коммерческих банков на основе коммерциализации филиалов специальных банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РЦК) Центрального банка и началась их компьютеризация. Центральный банк Российской Федерации начал покупать и продавать иностранную валюту на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. 

В декабре 1992 года Банк России начал процесс передачи функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному казначейству.

Банк выполняет свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (статья 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (статья 22), независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекты федерации и органы местного самоуправления.

В 1992-1995 гг. В целях поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и проверки коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. Будучи агентом Министерства финансов, Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и начал принимать участие в операции. 

С 1995 года Банк России прекратил использование прямых займов для финансирования дефицита федерального бюджета и прекратил предоставление целевых централизованных займов секторам экономики.

В целях преодоления последствий финансового кризиса 1998 года Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. Неплатежеспособные банки были выведены с рынка банковских услуг в установленных законом рамках. Создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета по содействию развитию банковской деятельности в России (МУС) также имело большое значение для восстановления банковской деятельности в посткризисный период. В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МСС банковский сектор экономики в середине 2001 года в значительной степени преодолел последствия кризиса. 

Денежно-кредитная политика Банка России была направлена ​​на поддержание финансовой стабильности и создание предпосылок для устойчивости экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменения реального спроса на деньги, помогал поддерживать растущую динамику экономики, снижать процентные ставки, инфляционные ожидания и темпы инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального курса рубля и стабильности финансовых рынков. 

В результате сбалансированной денежно-кредитной политики и политики обменного курса, проводимой Банком России, золотовалютные резервы Российской Федерации увеличились, и нет резких колебаний обменного курса.

В 2003 году Банк России начал реализацию проекта по совершенствованию банковского надзора путем внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Центральный банк Российской Федерации. Правовой статус

Статья 75 Конституции Российской Федерации устанавливает особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определяет его исключительное право эмиссии денег (часть 1) и, в качестве основной функции, защищает и обеспечивает стабильность рубль (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации также определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями Банка России являются: защита и стабильность рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Прибыль не является целью Банка России. 

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает в качестве особого публично-правового института с исключительным правом выпускать деньги и организовывать денежное обращение. Он не является органом государственной власти, при этом его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает использование мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляются Банком России независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 

Роль центрального банка в денежно-кредитной политике

Нормативные полномочия Банка России предполагают его исключительные права на издание нормативных актов, обязательных для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другие федеральные законы. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не имеет права инициировать законодательство, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, также обеспечивается тем, что проект Федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, касающиеся осуществления Банком Россией своих функций, должны быть направлены на заключение в Банк России. 

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, а Банк России наделен имущественной и финансовой независимостью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, установленными Банком России. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России имеет право защищать интересы в суде, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и арбитражных судах. 

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как Банк России не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не несет ответственности по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не несут ответственности по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства. 

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по предложению Президента Российской Федерации) и членов Совет директоров Банка России (по предложению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); Направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в пределах своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает решения по ним. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, ее структурной части подразделения и учреждения. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. 

Банк России формирует единую централизованную систему с вертикальной структурой. Система Банка включает в себя центральный офис, территориальные офисы и местные филиалы. Национальными банками республик являются региональные отделения Центрального банка Российской Федерации. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения нормативного характера. 

Функции Банка России и методы денежно-кредитной политики

Банк России выполняет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение стабильности рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России выполняет следующие функции: 

  • в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и осуществляет единую денежно-кредитную политику;
  • монополистически выпускает денежные средства и организует денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • установить правила проведения расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • ведет счета бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, путем расчетов от имени уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, которые несут ответственность за организацию исполнения и исполнения бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает банковские лицензии кредитным организациям, приостанавливает и отзывает их;
  • контролирует деятельность кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или от имени Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных операций, необходимых для выполнения функций Банка России
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами мероприятий по организации операций по покупке и продаже иностранной валюты, выдаче, приостановлению и отзыву разрешений на валютных биржах для организации операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Банк России будет выполнять функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений на валютные биржи для организации операций по купле-продаже иностранной валюты с даты вступления в силу федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов Мероприятия"); 
  • анализирует и прогнозирует состояние экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитным, валютно-финансовым и ценовым отношениям, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • выполняет другие функции в соответствии с федеральными законами.

Центральные банки-монополисты выпускают наличные и организуют их обращение, обеспечивают стабильность и стабильность национальной валюты, организуют систему безналичных расчетов.

Центральный банк Российской Федерации несет ответственность за: 

  1. прогнозирование и организация производства, транспортировки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов;
  2. установление правил хранения, транспортировки и инкассации денежных средств для кредитных организаций;
  3. установление признаков платежеспособности банкнот и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  4. определение порядка проведения кассовых операций для всех предприятий и организаций;
  5. разработка и реализация в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение стабильности рубля;
  6. установление правил осуществления как наличных, так и безналичных расчетов в Российской Федерации.

Методы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика это единая государственная политика, которая разрабатывается и осуществляется Центральным банком России (ЦБ РФ) в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации. Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 

Цели этой политики, как следует, определяются задачами общеэкономической политики государства. Конечной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции. Однако следует отметить, что ЦБ РФ не может напрямую достичь конечной цели, он должен выбрать промежуточную цель, достижение которой повлияет на конечную цель. 

Промежуточной целью может быть достижение целей роста денежной массы, уровня обменного курса и процентных ставок. Любая одна цель выбирается в качестве промежуточной, поскольку невозможно достичь всех целей одновременно. 

Обычно при проведении денежно-кредитной политики Центральный банк придерживается соблюдения целевого показателя роста денежной массы, который называется «таргетинг» (от англ. Target цель). Целевой показатель роста денежной массы определяется на определенный период, например, за год, но он может быть скорректирован в течение этого периода. Размер денежной массы напрямую зависит от денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, и в то же время тесно связан с общими изменениями в экономической ситуации в стране. 

Методы денежно-кредитной политики Центрального банка разнообразны. Наиболее широко используемые: 

  • изменения процентных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальная учетная ставка, ставка рефинансирования, залоговая ставка);
  • изменение обязательных резервов банков;
  • операции на открытом рынке, то есть операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;
  • политика обменного курса или политика обменного курса.

Эти методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, поскольку они влияют на операции всех коммерческих банков и рынок ссудного капитала в целом.

Кроме того, выборочные (выборочные) методы также могут использоваться для регулирования определенных форм кредитования (например, потребительского кредита) или кредитования различных отраслей (жилищное строительство, экспортная торговля).

Методы отбора проб включают в себя: 

  • Прямое ограничение размера банковских ссуд для отдельных банков или ссуд (так называемых кредитных потолков) и регулирование условий выдачи конкретных видов ссуд, в частности, установление размера маржи, то есть разницы между суммой залог и размер кредита, разница между ставками по депозитам и ставками по кредитам. 
  • Традиционный метод регулирования заключается в изменении процентных ставок центрального банка. Одной из функций Центрального банка является предоставление кредитов коммерческим банкам. По этим кредитам начисляются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме векселей) или ставкой рефинансирования (в других формах кредитования). Повышение официальной ставки снижает способность коммерческих банков получать кредиты для пополнения своих резервов, что, в свою очередь, приводит к сокращению их кредитов, что означает предложение денег и повышение рыночных процентных ставок. Повышая ставки, центральный банк проводит политику ограничения кредита, то есть ограничения кредита. 
  • Повышение процентных ставок также отражается на состоянии платежного баланса и уровне обменного курса, поскольку это приводит к привлечению иностранного краткосрочного капитала в страну. В результате платежный баланс становится более активным, увеличивается предложение иностранной валюты, что означает снижение курса иностранной валюты и повышение курса национальной валюты. Снижение ставки центрального банка является одним из методов политики кредитной экспансии кредитной экспансии. Изменения официальных ставок играют роль сигнала для всего рынка ссудного капитала: повышение ставок означает начало политики ограничения кредитования, а снижение означает расширение кредита. 
  • Изменения в обязательных резервах оказывают существенное влияние на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на их способность предоставлять кредиты. Увеличение обязательных банковских резервов означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах в центральном банке и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате банковские кредиты и денежная масса сокращаются, а проценты по кредитам растут. Снижение ставки банковских резервов увеличивает возможность расширения банковских кредитов и предложения денег, что приводит к снижению рыночного интереса. Распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке (ООП). Под операциями открытого рынка понимаются покупка и продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с последующей обратной сделкой. 

Чтобы оживить экономику, Центробанк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует ставку, по достижении которой он скупает любой предложенный объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг этого типа, независимо от ставки предложения. Если целью Центрального банка является сокращение резервов банковского сектора, то он действует на стороне предложения на открытом рынке, проводя тем самым договорную политику, которая ведет к увеличению доходов от государственных ценных бумаг и к потере часть их резервов кредитными организациями. 

Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков за счет объема их ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на сумму приобретенных ценных бумаг. Соответственно, их способность предоставлять кредиты уменьшается. Вашим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на свои корреспондентские счета, что расширяет возможности банков по выдаче кредитов. 

Во-вторых, ООП могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг. Операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями традиционно используются для регулирования краткосрочных процентных ставок. Продажа их ограничивает доступность рынка наличности и ведет к повышению рыночных процентных ставок. Если центральный банк не желает допустить повышения рыночной процентной ставки, он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам. Кроме того, покупка и продажа казначейских векселей, краткосрочных государственных облигаций приводит к изменению спроса и предложения и, следовательно, к скорости и доходности этих ценных бумаг, что влияет на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень Национальная валюта. 

Традиционными средствами регулирования долгосрочных процентных ставок являются операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает рост их рыночной ставки (в результате возросшего спроса на них). Увеличение цены облигаций означает уменьшение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночной ставке. Снижение фактической доходности по долгосрочным облигациям приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает снижение их ставки и увеличение доходности облигаций, а следовательно, и долгосрочных процентных ставок. 

Важным методом денежно-кредитной политики является политика обменного курса или политика обменного курса. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к росту цен на внутреннем рынке, в первую очередь на импортные, а затем отечественные товары, т. е. к снижению покупательной способности национальной валюты. В условиях постоянного обесценивания национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке определяются не столько издержками производства, сколько падением национальной валюты. Амортизация становится фактором инфляции. 

Регулирование обменного курса центральным банком с помощью валютной интервенции (то есть покупки и продажи иностранной валюты на валютном рынке с целью влияния на объем рублевого предложения и курс рубля) имеет прямое влияние на денежное обращение. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа к ее уменьшению. 

Аналогичным образом, изменение официального курса с целью регулирования обменного курса оказывает соответствующее влияние на рынок ссудного капитала и денежное обращение.

Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и регулирует его, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за ее пределами. , принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса ... 

Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютными организациями и представляет страну в этих организациях.

Заключение

Основные задачи, стоящие перед всеми центральными банками, заключаются в поддержании покупательной способности национальной валюты и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Монетарное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одним из компонентов экономической политики государства, в то же время позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностью быстрой корректировки мер регулирования.

Основным видом деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Одним из важнейших направлений деятельности центрального банка является рефинансирование кредитных и банковских учреждений, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструменты рефинансирования центрального банка включают предоставление кредитов под векселя и ломбардные кредиты, то есть заимствование на краткосрочной и среднесрочной основе. Чтобы повысить уровень ликвидности банковских учреждений, центральные банки с различной степенью интенсивности рефинансируют их в разных странах. В то же время, только стабильные банковские учреждения, испытывающие временные трудности, могут использовать кредиты рефинансирования. 

Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти. предприятия государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно как способ решения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. 

Центральный банк является проводником государственной денежно-кредитной политики, направленной главным образом на регулирование обменного курса. Выбор режимов обменного курса, используемых центральными банками (фиксированный, свободно плавающий, «ползучий», двойной, множественный обменный курс), осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ по отношению к конкретным экономическим условиям данной страны. 

Стратегические направления валютной политики определяются рядом факторов: структурой центрального банка, характером его денежно-кредитной политики, уровнем инфляции и состоянием государственного долга.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении денежно-кредитной политики, преследуя при этом конкретные цели: регулирование экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции и достижение баланса во внешнеэкономических отношениях.