Роль семьи в воспитании эстетических качеств ученика

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Этапы педагогического общения
Учет возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся в воспитательной работе
Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания школьников
Педагогическое мастерство учителя


Введение:

Эстетическое воспитание играет большую роль во всестороннем развитии личности ребенка, так как оно развивает художественный вкус, чувство красоты, восприимчивость к красоте, способность наслаждаться произведениями искусства и творчество.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к реальности. Такое отношение с появлением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощалось в сфере материальной и духовной деятельности людей. Это связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в реальности, их наслаждения, эстетического творчества человека. 

Актуальность работы заключается в том, что в условиях развитого современного общества эстетическое воспитание как средство формирования всесторонне развитой гармоничной личности с широким кругозором, разносторонними знаниями и развитыми способностями занимает значительное место. В настоящее время проблема эстетического воспитания является одной из важнейших проблем, стоящих перед школой и родителями.

Воспитание ребенка должно осуществляться не только школой, но и семьей. Она закладывает основы в процессе эстетического воспитания младшего школьника. Под влиянием родителей у ребенка формируются эстетические вкусы, развивается интерес к различным видам искусства. Вовлечение родителей в учебный процесс школы является проблемой в наше время. Большинство родителей не знают, что они оказывают самое сильное влияние на своих детей. Родители, которые с первых дней жизни уделяют ребенку должное внимание, являются для него авторитетом. Без авторитета невозможно воспитать ребенка, сформировать в нем качества хорошего человека. Очень важно, чтобы семья укрепляла навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе.

Единые согласованные требования семьи и школы являются основным условием эффективного осуществления процесса эстетического воспитания детей. 

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Для того чтобы взрослый стал духовно богатым, особое внимание следует уделить эстетическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев считает, что период дошкольного и начального школьного детства является, пожалуй, самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование отношений с миром, которые постепенно превращаются в черты личности.

Младший школьный возраст - это период, когда активное участие семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самообразования. Это должно включать последующую самореализацию собственных способностей и способностей ребенка, формирование которых определяется воспитанием детей.

Вопрос о роли эстетического воспитания, поставленных перед ним целях и задачах решали более одного поколения российских и зарубежных ученых, таких как А.С. Макаренко Д.Б. Кабалевский Н.И. Киященко, Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая А.Б. Щербо и многие другие. В работах учителей, исследовавших эту проблему, раскрывается значение и необходимость эстетического воспитания для гармоничного и всестороннего развития личности на всех возрастных этапах.

Задача исследования: каковы условия эстетического воспитания младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы?

Решение этой проблемы является целью исследования.

Объект исследования: взаимодействие семьи и школы в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать сущность и особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
  • Рассмотреть, как школа и семья взаимосвязаны в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста.
  • Проанализировать опыт использования метода семейно-школьного взаимодействия на уроках в начальной школе и выявить условия развития эстетического воспитания и творческой активности младших школьников. Проанализировать развитие эстетического воспитания младших школьников (2 класс) во взаимодействии семьи и школы.

Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: организация учителем взаимодействия семьи и школы будет способствовать развитию эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:

  • Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
  • Эмпирический (практический):
  • работа со студентами (беседа, наблюдение, сравнение, тестирование);
  • коллективная и индивидуальная работа студентов;
  • анализ результатов творческой работы студентов.

Экспериментальной базой являлось Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы, средняя школа с углубленным изучением английского языка № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова, 2 класс. 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников в семье и школе

Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников в семье и школе

Возможности эстетического воспитания в современной начальной школе

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка, чтобы развить его способность видеть красоту мира, искусство и создавать его. 

Эстетическое воспитание начинается с первых лет и осуществляется на протяжении всей жизни человека. Чем раньше это начнется, тем эффективнее будет результат.

Особый вклад в развитие эстетического воспитания внес А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Они уделили особое внимание духовно-нравственному воспитанию и развитию творческих способностей детей. Вице-адмирал Сухомлинский считал, что школа для ребенка должна быть «школой радости», в которой учитель познакомит ребенка с миром моральных и духовных концепций и идей.

С приходом ребенка в школу учеба становится ведущей деятельностью.

Учитель становится значимым человеком для ребенка, который помогает преодолевать трудности, возникающие в школе. С помощью учителя дети познают мир.

Эстетическое воспитание в школе начинается с начальных классов в процессе изучения языка, литературных произведений, на уроках музыки, изобразительного искусства и естествознания. Смысл этой работы состоит в том, чтобы познакомить студентов с различными видами искусства на практике, научить их эстетическому восприятию и элементарным эстетическим суждениям. Результат работы будет зависеть от подготовки самого учителя. Он должен обладать способностью писать красиво, выразительно и эмоционально читаю стихи и рассказы; иметь навыки музыкального и визуального искусства. Педагогическая подготовка и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для того, чтобы дети испытывали внутренние противоречия между существующим и необходимым уровнем их эстетического развития, но и вызывают необходимость ознакомления с искусством. 

Чтобы способствовать художественному восприятию у младших школьников, важно использовать метод сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и просмотре картин и поощрении их оценивать эти произведения, выражая свое собственное отношение к ним. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится конкретная картина или музыкальное произведение в конкретном произведении, улучшает их восприятие и приводит к ценностным суждениям.

При воспитании эстетического восприятия младших школьников необходимо широко применять запоминание стихов, песен и демонстрацию репродукций картин. 

Художественно-эстетическое воспитание школьников реализуется в учебном процессе. Школьные предметы способствуют развитию эстетического воспитания. Особую роль играют предметы художественного цикла: литература, искусство, музыка.

Их целью является всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, сочетающее элементы искусства, науки и практической деятельности.

В младшем школьном возрасте дети формируют знания о художественной литературе: истории литературы, художественной литературе, стилях и жанрах произведений.

На уроках литературы ребенок совершенствует навыки чтения, учится анализировать литературные произведения. Развитие воображения, речи, мышления, чувств расширяет кругозор. Восприятие студентами литературного произведения доставляет эстетическое удовольствие. Учителя специально отбирают литературные произведения, которые попадают в круг детского чтения. Познание жизни с помощью художественной литературы помогает студентам сформировать у них идеологическое, нравственное и эстетическое воспитание личности.

В области музыки формируются знания: история музыки, жанры, структура произведений, средства музыкальной выразительности и разнообразие музыкальных инструментов.

На уроках музыки ребенок осваивает навыки прослушивания музыки, воспринимает и анализирует звучание музыки, учится и исполняет хоровые произведения, изучает музыкальные обозначения и элементы музыковедения, осваивает навыки игры на музыкальных инструментах, развивает музыкальные способности.

Музыка воздействует на нравственную, эстетическую и психическую сферы личности.

В визуальной деятельности дети формируют знания: о произведениях искусства и их жанрах, теории зрительной деятельности и элементах истории искусства.

На уроках изобразительного искусства ребенок приобретает навыки наблюдения и практического описания явлений и предметов, навыки творческого самовыражения, учится анализировать содержание и выразительные средства работы.

Произведения вызывают глубокие эстетические чувства. Творческая зрительная активность развивает способность видеть и анализировать эстетические. Формируется эстетическое чувство, умение восхищаться красотой произведений искусства.

В эстетическом воспитании природа имеет большое значение. Следя за ее красотой, у человека развиваются эстетические чувства, воображение. Человек на протяжении всей своей жизни учится понимать и чувствовать природу.

K.D. Ушинский назвал природу одним из лучших воспитателей. «И воля, и необъятность, природа ... и эти ароматные овраги и раскачивающиеся поля, и розовая весна и золотая осень, - писал он, - не были нашими воспитателями? ... Из впечатлений своей жизни я глубоко убежден, что прекрасный пейзаж оказывает такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, что трудно конкурировать с влиянием учителя.

Студенты знакомятся с красотой природы на экскурсиях, организованных преподавателем. Ученики наблюдают за сезонными изменениями в природе, собирают гербарии, рисуют пейзажи. Важно воспитывать у детей бережное отношение к природе и ее сохранению.

При реализации теоретического и практического развития системы эстетического воспитания необходимо учитывать возраст, индивидуальные психологические и физиологические особенности детей, их интересы, увлечения, уровень художественного развития, доступность, систематическое и последовательное содержание. 

Важным условием эстетического воспитания является среда ученика:

  • Предметно-пространственная среда школы: здания и помещения школы, школьная площадка, классы, кабинеты, столовая, тренажерный зал; мебель, оборудование;
  • Элементы предметно-пространственной среды: картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные произведения.
  • Результаты работы субъектов педагогического процесса: выставки поделок, рисунков, школьная газета, аудитория;
  • Активная работа самих студентов: создание эстетической среды еще не определяет успешность эстетического воспитания ребенка; Одежда и личные вещи учителей и учеников: внешность человека несет в себе информацию не только о человеке, но и об обстановке его пребывания.

Вся обстановка благодаря содержанию, внешнему виду и цвету способствует формированию эстетического вкуса, восприятия, эстетических чувств, оценок.

Совместная деятельность учителя и ученика очень важна в эстетическом воспитании. Это способствует развитию творческих способностей, восприятию художественных ценностей. Эстетическое восприятие явлений в жизни индивидуально и избирательно. Ребенок всегда реагирует на прекрасное в природе, объективный мир, искусство, на добрые чувства людей. Большое значение имеет личный опыт, стремления, опыт, мотивация.

Методы эстетического воспитания разнообразны. Они зависят от объема и качества художественной информации, форм организации и деятельности, возраста ребенка.

В современной игре начальной школы широко используются методические приемы. Ребенок успешно усваивает различные виды деятельности, если учитель создает игровые ситуации, художественный материал представляется в интересной для ученика форме, возникает соперничество между учениками.

Важность игровой формы заключается в том, что это такая форма организации жизни детей, при которой формируются определенные отношения между ними, формируются их эстетические чувства. Игры приносят много радости детям и в то же время развивают их восприятие прекрасного, воображения, наблюдения, воображения.

Одним из личных качеств человека в эстетическом воспитании является эстетический (художественный) вкус. Он развивается у ребенка с самого начала познания мира. Обучение в школе является наиболее эффективным периодом в формировании эстетического вкуса, так как происходит детальное знакомство с искусством и развитие творческих способностей. Преподаватель в воспитательной и воспитательной работе ориентируется на эстетические качества явлений жизни и искусства. Эстетический вкус студента также педагогически контролируется. Основываясь на знаниях об эстетических предпочтениях ученика, учитель может выбрать ученику материал, необходимый для улучшения его вкуса.

Система эстетического воспитания, помимо классной формы обучения, предполагает различные формы внеклассной и внеклассной творческой деятельности ребенка. Эта тема изучалась у А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В организованных ими учебных заведениях учащиеся принимали участие в подготовке спектаклей, творческих драматических импровизаций. Ученики часто слушали музыкальные произведения искусства, посещали и обсуждали театральные представления и фильмы, работали в кружках и студиях и проявляли себя в различных видах литературных произведений. Все это послужило эффективным стимулом для развития лучших личностных качеств и качеств.

На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для проявления своих способностей. Вне школьного времени продолжается углубленное формирование эстетического воспитания у детей на основе личных предпочтений и интересов. Любительское искусство играет особую роль в эстетическом развитии ученика. Это для детей способ отражения и познания мира, обеспечивает условия для самовыражения человека. Студент в процессе жизни и обучения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание текущих событий и проявить творческую активность.

Самостоятельная деятельность расширяет жизненный опыт и эстетические отношения, помогает детям через личный опыт осуществить переход к более глубоким знаниям искусства, к пониманию серьезного искусства. Ученики изображают то, что они сами наблюдают в жизнь, запоминайте красивые виды на природу, учите стихи, участвуйте в различных мероприятиях.

Любительское искусство также является эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, визуального, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, сфера эмоциональных переживаний расширяется, обогащается и углубляется. Организуя художественные самодеятельности, педагоги способствуют развитию эстетических чувств у детей посредством специальной подборки содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Любительские спектакли знакомят ученика с секретами художественного творчества, развивают его таланты, формируют и закрепляют технические исполнительские навыки, а также доставляют удовольствие от участия в творческом процессе. Ребенок, играющий роль на сцене, побуждает его творчески воплощать образ воображаемого героя. На репетициях он развивает способность выразительно и ясно выражать фразы, вовремя давать подсказки, соблюдать условности и правильно перемещаться по сцене. Участие в творческой деятельности, студент испытывает чувство удовольствия, радости, разочарования и преодоления, побуждает его к усердию и усердной работе над собой, к самообразованию.

Внешкольные учреждения, которые осуществляют эстетическое воспитание учащихся, - это дома творчества, дворцы творчества, центры дополнительного образования детей, различные клубы, детские студии, вокзалы, школы различных видов искусств, парки и музеи. Художественное образование средствами искусства является их главной целью. Широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, кинолюбители, художники, живописцы, графика, скульптуры, бальные танцы, художественная вышивка и вязание, художественная фотография.

Пение, занятия в оркестре, в хореографических коллективах, художественные студии пробуждают у студентов любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащают духовный мир учащихся, формируют их чувства, мысли, вкусы, идеалы. В то же время они развивают музыкальность, четкое визуальное восприятие и развивают навыки в культуре общения и поведения. Основная универсальная задача - духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

В школах создаются центры эстетического воспитания, работают музыкальные школы и школы изобразительного искусства, а также работают музыкальные, театральные и художественные студии.

В наше время каждая школа в воспитательной работе не может обойтись без комплекса искусств.

Все вышеперечисленное доказывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать значительное место в комплексе образовательных и внеклассных занятий в начальных классах.

Взаимодействие школ и семей в воспитании детей младшего школьного возраста

Взаимодействие семьи и школы - это процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного образования.

Традиционно воспитание ребенка начинается с семьи. То, что ребенок получает в детстве в семье, он сохраняет на всю жизнь. Семья влияет на воспитание детей по-разному - как положительно, так и отрицательно.

Главное в воспитании - это связь родителей с ребенком. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт.

Важной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс. Многие родители не понимают, насколько важно участвовать в образовании своих детей. Именно родители оказывают самое сильное влияние на детей. При правильном воспитании и отношении к ребенку родители являются примером для него. Без авторитета невозможно воспитать ребенка, сформировать в нем качества хорошего человека.

Взаимодействие школы и семьи поможет распознавать ребенка с разных сторон, а также повысит качество образования и воспитания.

Сегодня в семье все меньше внимания уделяется воспитанию и развитию ребенка. Некоторые родители безответственны и не участвуют в жизни своих детей, оставляя их себе. Поэтому школа является важным звеном в воспитании, обучении и развитии личности ребенка.

Некоторые родители считают, что когда ребенок приходит в школу, роль семьи в его воспитании уменьшается, потому что дети проводят большую часть своего времени в школе, а это значит, что теперь есть кто-то, кто будет воспитывать и заботиться. На самом деле влияние семьи увеличивается. Детям нужно внимание родителей к своим успехам и неудачам, помощь в решении трудностей. Со временем дети должны делиться своим опытом, узнавать мнение своих родителей.

Родители должны поддерживать ребенка, давать право выбора, но не опекать его, делая его независимым.

Для ребенка важно чувствовать доброжелательное отношение взрослого к себе независимо от ситуации и при оценке действий и навыков ребенка. Родители не должны заходить слишком далеко, оценивая деятельность ребенка, хвалить или ругать его - только в меру. Также недопустимо сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей.

Взаимодействие школы и семьи в настоящее время является проблемой, поскольку школа не всегда взаимодействует с семьей в вопросах воспитания ребенка. Школа в период воспитания ребенка в ней оказывает на нее огромное влияние, что должно сочетаться с воспитанием в семье.

Эффективность обучения младших школьников зависит от наличия партнерских отношений между школой и родителями и единства их действий. В условиях современной школы важно при создании системы образования сформировать у родителей целостное понимание и представление образовательного процесса, привлечь их к организации образовательного процесса.

Связь между школой и семьей - классный руководитель. Он организует свою деятельность через родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в этом классе. Учитель должен поддерживать связь с семьей учащегося, координировать действия с родителями для усиления образовательного воздействия, давать педагогические советы, поддерживать семью.

В школе много задач:

  • Подготовить ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих.
  • Создать условия для успешного взаимодействия учителя и семьи, в результате чего создаются благоприятные условия для воспитания и развития ребенка.
  • Улучшить учебный процесс
  • Использовать разнообразные методы и формы организации обучения, стимулирующие познавательную деятельность студентов.
  • Включить родителей в учебный процесс
  • Помогать родителям воспитывать детей
  • Направить совместные усилия на всестороннее воспитание и развитие детей

Со стороны семьи и школы ребенок оказывает умышленное воздействие - воспитание. Понятие «образование» имеет два основных значения: широкое (социальное) и узкое (педагогическое). В широком социальном смысле образование понимается как социальный феномен, функция общества, которая заключается в подготовке молодого поколения к жизни. На это направлены усилия всей социальной структуры общества: семьи, детского сада, школы, СМИ, церкви и т. д. Образование в педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс, способствующий развитию личности.

Учитель класса должен следить за влиянием семьи на воспитание ребенка, придерживаясь следующих правил:

  • Принимать активное участие в семейной жизни
  • Выделить время для разговора с ребенком
  • Заинтересоваться проблемами ребенка, предоставляя помощь и поддержку
  • Не оказывать никакого влияния на ребенка, помогая стать независимым
  • Уважать собственное мнение ребенка
  • Относитесь к ребенку как к равному партнеру
  • Поддержка ребенка в его устремлениях и начинаниях. Работа учителя с родителями детей младшего школьного возраста: систематическое комплексное педагогическое воспитание родителей.
  • Вовлечение родителей в активное участие в образовательном процессе
  • Сформировать желание родителей к самообразованию
  • Социально-педагогическое исследование семей
  • Работа с «трудными» детьми
  • Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе

Без помощи семьи школа не может обеспечить высокие результаты обучения. Семья действует на ребенка на протяжении всей его жизни, а это значит, что он имеет сильное влияние и большие возможности в формировании его личных качеств.

Как привлечь родителей к совместному учебному процессу? С первых дней необходимо выстраивать отношения учителя с родителями учеников. Это первый контакт, который помещает их к учителю. На первом родительском собрании официальную информацию лучше не давать. Обе стороны нуждаются в плодотворном сотрудничестве. Родители смогут укрепить авторитет учителя, помочь в проведении школьных и школьных мероприятий, а также принять участие в работе школьного и школьного родительского комитета.

Преподаватель использует различные формы учебного взаимодействия с семьями учащихся:

  • Урок - наблюдение

Мониторинг деятельности учителя и детей позволяет родителям следить за тем, как строится система обучения, какие методы и приемы использует учитель, как развиваются его отношения с детьми, как дети общаются со своими сверстниками и какие трудности возникают. Осознание школьной жизни, образовательный процесс оказывает огромное влияние на формирование авторитета школы в глазах

родители. Многие родители после урока - наблюдают, пересматривают свое отношение к ребенку, учителю, школе.

  • Урок - практическое участие

Практическое участие знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, учит детей, родителей и учителей совместным действиям. На этом уроке родителям предлагается роль активных участников. Изучая тему вместе с детьми, они чувствуют себя вовлеченными в учебный процесс.

  • Урок - соревнование

Конкуренция между детьми и родителями - это особая форма урока, которую необходимо тщательно продумать. Не каждый родитель готов снизить свой авторитет в глазах своего ребенка. Но урок заключается в том, что конкуренция создает ситуации успеха учащихся в образовательной деятельности, стимулирует познавательный интерес, поэтому его использование целесообразно.

Важным является взаимодействие учителя с родительским комитетом. Родительский комитет поддерживает учителя, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На встречах с родительским комитетом, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители обсуждают способы реализации идей, принятых на собрании. Родительский комитет стремится привлекать родителей и детей к организации классных занятий и решению проблем жизни команды.

Изучение семьи позволяет учителю лучше узнать ученика, понять образ жизни семьи, ее образ жизни, традиции, духовные ценности, методы и приемы воспитания, отношения ученика с родителями.

Учитель класса может использовать методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, изучение школьной документации (личные дела ученика, медицинские записи и т. д.). Разговор - используется для изучения психологических особенностей личности ребенка (его убеждений, стремлений, отношения к коллективу, семья), семьи (состав, финансовое положение, состояние здоровья членов семьи, профессиональные интересы, экологическая культура и т. д.).

Для эффективности разговора необходимо составить план разговора, включающий вопросы, интересующие преподавателя.

Анкетирование - опрос значительного круга лиц по определенной схеме. Используя анкету, вы можете узнать интересы, пожелания, мнения родителей и учеников по ряду вопросов.

Наблюдение - используется при изучении различных видов деятельности. Его эффективность зависит от следующих условий: цель наблюдения, план, фиксация наблюдений.

Посещение студенческих семей и ведение бесед на дому помогает учителю лучше знать:

  1. Состав семьи и общие сведения о ее членах.
  2. Общая информация конкретно о детях (студентах).
  3. Жилищные условия, материальная поддержка.
  4. Общая атмосфера, микроклимат в семье (взаимоотношения).
  5. Общий порядок в доме (оборудованное место для учащегося, чтобы учиться, проводить свой досуг и отдых).
  6. Образовательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Кто занимается студентом или контролирует его учебную деятельность. Контроль за соблюдением распорядка дня. У ребенка есть семейные обязанности.
  7. Отношение родителей к взглядам ребенка на успехи в школе, поведение, перспективы будущей профессиональной деятельности. Деятельность родителей. Семейные профессии. Традиции. Самостоятельный выбор ребенка.
  8. Совпадение взглядов семьи и школы в оценке воспитания учащегося и эффективности мер, направленных на повышение его образовательного уровня, воспитания и общего развития.
  9. Увлечения в семье. Вовлечение детей в эти интересы. Как родители формируют познавательные интересы, организацию, упорство, трудолюбие ребенка, используя его увлечения. 

На основании диагностической работы по изучению семьи, составляется социальный паспорт для класса, школы, выделяются типы семей, планируется дифференцированная работа с ними, составляются акты семейной проверки.

В обязанности учителя, помимо диагностики, входит проведение психолого-педагогического воспитания родителей.

Основными формами организации психолого-педагогического образования являются:

  • Родительские собрания

Встречи родителей в школе проводятся один раз в год. Они обсуждают вопросы, связанные с основными направлениями, задачами и результатами школы. эстетическое воспитание семейная школа

Классные родительские собрания проводятся один раз в месяц (чаще или реже, на усмотрение учителя и родителей). Они обсуждают задачи и планирование воспитательной работы в классе, решают пути сотрудничества семьи со школой, решают актуальные проблемы в обучении и воспитании.

Чтобы успешно провести родительское собрание и создать дружескую атмосферу на собрании, учителям класса рекомендуется рассмотреть следующие правила проведения родительских собраний:

  • Учитель класса при проведении собрания должен контролировать эмоциональную среду.
  • При необходимости студенты присутствуют на собрании.
  • Учитель должен объяснить родителям их значение в образовательном процессе.
  • Встреча - это эквивалентный диалог между учителем и родителями.
  • В конце встречи необходимо прийти к одному мнению, чтобы потом не было разногласий между родителями и учителем с родителями.
  • На встречах всегда необходимо вести индивидуальные беседы с родителями.

Индивидуальная работа с родителями необходима и важна. Преимущество состоит в том, что, оставаясь наедине с учителем, родители могут открыто говорить о своих проблемах, о которых они никогда не говорили бы с посторонними. Эта информация должна быть конфиденциальной. Родители должны быть уверены, что все сказанное учителю остается между ними.

Необходимо тщательно рассмотреть просьбы родителей обратиться к учителю и учесть их работу. Индивидуальное общение помогает учителю правильно влиять на родителей, оказывая им помощь и поддержку в воспитании детей.

Помимо встреч, учитель и родители могут объединить свои усилия в учебном процессе на мероприятиях:

  • Каникулы
  • Выставки
  • День открытых дверей
  • Конференции
  • Экскурсии

Во взаимодействии школы и семьи могут возникнуть некоторые трудности, которых следует избегать:

  • Родители тратят мало времени на школьную жизнь
  • Нет контроля в домашней работе
  • Дети не готовятся к урокам
  • Плохое воспитание детей
  • Перегружать детей домашней работой
  • Безразличие учителя к детям и их проблемам
  • Плохая атмосфера в классе
  • Плохая организация мероприятий и досуга для детей

Школа и семья должны взаимодействовать, понимая, что родители и учителя являются воспитателями одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным, когда учителя и родители становятся союзниками.

Их союз должен основываться на взаимопонимании, уважении, доверии и ответственности.

Методы организации эстетического воспитания, направленные на взаимодействие семьи и школы

Эффективность эстетического воспитания младших школьников зависит от единства действий семьи и школы. Большинство родителей имеют достаточный уровень общей культуры, чтобы помочь учителю в эстетическом развитии детей. Но внимание не всегда уделяется этой работе. Лишь небольшое количество родителей знакомят детей с культурой и занимаются их эстетическим воспитанием. Именно учитель должен говорить с родителями о важности эстетического воспитания своих детей. Во время беседы с родителями учитель должен знать культурный уровень семьи, увлечения родителей, чтобы понять, как они могут способствовать развитию эстетического воспитания своих детей. 

Говоря о значимости и обучении родителей, учителя, которые занимаются культурой и искусством, а также учителя кружков и секций могут быть приглашены на родительские собрания.

Для развития эстетического воспитания важно участие родителей в школьных и классных мероприятиях. Они могут помочь в изготовлении украшений для украшения класса или сцены, в изготовлении костюмов и изображений детей, а также актеров или судей на соревнованиях.

В школе можно проводить выставки работ, выполненных детьми с семьей. Таким образом, происходит взаимодействие школы, семьи и самого ученика. Также для развития эстетического воспитания родители в школе сами могут организовывать кружки и секции. Родители также могут помочь в оформлении обстановки классной комнаты (эстетической обстановки): хороший ремонт, качественная и удобная мебель (парты, стулья, шкафы), оформление окон (шторы, гардины, жалюзи), наличие стендов с плакаты и столы, классная отделка уголка, современная электронная техника, игровая и развлекательная зона, наличие

развивающие и эстетически развивающие игры и литературу.

Вместе со школой родители организуют поездки (экскурсии) на мероприятия, которые способствуют развитию эстетического воспитания у детей:

  • Музеи
  • Театры
  • Фильм
  • Выставки
  • Галереи
  • Леса и парки

Общаясь со взрослыми, с учителями, ребенок многому у них учится. Младший ученик склонен подражать. Он копирует речь, манеры, вкусы, привычки, поведение взрослых. Если в классе и дома ученик будет находиться в атмосфере красоты, целостности, творческой страсти, он будет эстетически развиваться.

Наличие в доме произведений искусства: картин, скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства, художественной литературы, музыкальных произведений также будет эстетически развивать ребенка. Ребенок с раннего детства должен быть окружен произведениями искусства.

Эстетика поведения и внешнего вида ученика должна постоянно контролироваться родителями и школой. Пример родителей и учителей имеет огромное влияние в этом вопросе. Внешность учителя показывает его эстетический вкус: одежда, обувь, прическа, украшения, использование косметики.

Культура общения также имеет значение. Общение между взрослыми и детьми, а также общение в детской команде. Опыт общения внутри команды глубоко пережит человеком. Этот опыт, стремление занять желаемое положение среди людей, является мощным внутренним стимулом для формирования личности.

Благополучие, эмоциональное благополучие, состояние безопасности, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих наклонностей школьников, улучшает отношения друг с другом.

Эстетические отношения: дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в отношениях различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на личность детей, делая их поведение красивым или безобразным. Через совокупность отношений формируется нравственно-эстетический облик ребенка.

Наиболее важным источником эмоционального опыта для школьников являются семейные отношения. Формирующая и развивающая значимость семьи велика. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко говорят о красоте окружающих предметов, природе, о посещении культурных мероприятий. Учитель должен помогать таким детям, стараться восполнить недостаток эмоционального опыта, с особой тщательностью в классе. Задача учителя класса - вести беседы, лекции с родителями по эстетическому воспитанию школьников. 

Одним из способов организации эстетического воспитания, направленного на взаимодействие семьи и школы, является родительская неделя. В течение недели родители полностью погружаются в учебный процесс школы. Заранее вместе с учителем составляется план, который учитывает все пожелания родителей. Родители приходят на уроки, рассказывают о себе то, что будет полезно и интересно слушать детям (о профессии, об интересном жизненном случае, о подвигах). Таким образом, положительное влияние на детей происходит. Родители также организуют различные мероприятия (конкурсы, спортивные соревнования, мастер-классы) и даже участвуют в них со своими детьми. Такая работа повышает активное участие родителей в образовательном процессе, улучшает отношения между детьми и родителями, сближает родителей и школу.

Организация эстетического воспитания, в котором взаимодействуют семья и школа:

  1. Презентация проектов, выпускные концерты в кружках и секциях, открытые уроки, конкурсы между родителями и детьми, праздники - презентация достижений учащихся, развитие познавательных интересов и творческой активности, вовлечение родителей в учебный процесс школы.
  2. Родители организуют экскурсии по месту работы, проводят встречи и беседы с интересными людьми - профориентация, воспитание трудолюбия.
  3. Беседы, направленные на ознакомление учащихся с различными этическими концепциями, проведение аудиторных занятий на моральные темы, проводимых родителями, участие в мероприятиях, экскурсии в музеи, культурные центры, постановка спектаклей - формирование морали, культуры поведения
  4. Обучение детей и родителей по вопросам здоровья, пропаганда здорового образа жизни на образовательных и внеклассных мероприятиях, привлечение детей к секциям и кружкам, проведение дней здоровья, спортивных соревнований - формирование потребности в здоровом образе жизни.

Методы эстетического воспитания:

  • Отображение, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого (знакомство детей с искусством)
  • Отображение, упражнение, объяснение, метод поиска ситуаций (формирование навыков в художественной деятельности)

Принципы работы по эстетическому воспитанию:

  1. Осуществление эстетического воспитания в сочетании со всей воспитательной работой школы
  2. Вариативность содержания, форм и методов эстетического воспитания
  3. Индивидуальный подход
  4. Единство обучения и формирования самостоятельного художественного творчества
  5. Комплексное использование различных видов искусства
  6. Использование произведений, созданных детьми в классной жизни

Еще один способ взаимодействия учителей и родителей - через родительскую газету. Родители сочиняют газеты на конкретные темы. Это эффективный способ воспитания родителей и детей. Преимущество групповой газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей и учитывает их уровень образования, потребности и интересы. Газета пишет о детях, их достижениях и проблемах. Газету читают родители. В газетах отсутствует элемент принуждения к родителям, о котором психологи с беспокойством говорят, подчеркивая, что именно он отталкивает родителей и мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, просматривать, читать и применять в практике воспитания собственного ребенка.

Выпуск газеты - довольно трудоемкая работа, требующая некоторой подготовки, потому что вам нужно продумать саму форму, поскольку газета написана своими руками. Все преподаватели, работавшие над газетой, искренне стремились грамотно и качественно завершить это дело. 

Принципы взаимодействия педагогов с родителями:

  • Доброжелательность

Самым сильным фундаментом, на котором строится вся школьная работа с родителями, является позитивный настрой. Педагог, общаясь с родителями детей, не должен быть категоричным и применять требовательный тон.

Общаясь ежедневно, учитель должен понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к школе

  • Принцип индивидуального подхода

Индивидуальный подход важно применять не только при работе с детьми, но и во взаимодействии с родителями. Хороший учитель всегда должен контролировать ситуацию и чувствовать настроение родителей.

  • Сотрудничество вместо наставничества

Большинство современных родителей осведомлены о вопросах воспитания детей. Зачастую пропаганда педагогических знаний и методических указаний не приносит положительных результатов. Наилучший подход - создать дружескую атмосферу и поддержать семью в сложных педагогических ситуациях. Если учитель выражает искреннее желание помочь и заинтересован в понимании проблем семьи, результат не заставит себя долго ждать.

  • Подготовка к работе с родителями

Если учитель тщательно готовит каждое, даже самое маленькое событие для работы с родителями, он обращает внимание не на количество, а на качество деятельности, необходимые результаты и взаимопонимание, безусловно, принесут свои плоды.

  • Динамизм

Современная школа - это развивающийся, а не функционирующий институт. Важно, чтобы учителя немедленно реагировали на изменения в социальном составе родителей, на их запросы в области образования и воспитания и, в зависимости от их потребностей, меняли направление и формы школьной работы с семьей. 

Планируя работу с родителями, каждый учитель должен изучить социальный состав своих учеников, знать их настроение и желание учиться. Анкетирование и личное общение позволяют нам эффективно выполнять эту работу, помогают находить интересные индивидуальные формы работы с семьей.

Работа по организации активного взаимодействия школы и родителей находится в стадии динамичного развития.

И если несколько лет назад было довольно сложно привлечь родителей в школу, то сегодня ситуация кардинально изменилась:

  • Родители стали намного активнее и часто сами предлагают новые формы общения.
  • Учителя стали более профессиональными, активно используя в своей работе современные технологии и новые методы обучения.
  • Изменились формы общения между учителями и родителями, которые сегодня взаимодействуют не только с активным подразделением, но и со всеми родителями. Несмотря на то, что при подготовке к групповым мероприятиям инициатива часто исходит от учителей, хорошо, что родители охотно поддерживают эти инициативы.
  • Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и медиа, которые активно внедряются в российские учебные заведения. 

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на основе Интернета сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования учителей. Все школы активно используют такие современные ресурсы, как электронный дневник, электронный журнал, приложение Skype, Viber, WhatsApp и электронную почту для взаимодействия с родителями учащихся.

Совместная деятельность учителей и родителей положительно сказывается на образовательном процессе.

Эффективные способы взаимодействия родителей и учителей:

  • Занятия по развитию основных качеств для эффективной работы в школе.
  • Вместе с родителями учителя проводят учебные экскурсии, оздоровительные поездки.
  • Активно развивающаяся благотворительная деятельность. Родители проводят кампании по подготовке к большим праздникам, собирают добровольные пожертвования на пошив костюмов, украшают сцену, украшают помещения школы.
  • Регулярно проводимые выставки. Их предметы отражены в годовом генеральном плане воспитательной работы.
  • Одна из разновидностей выставок остается интересной для детей и полезной с точки зрения развития познавательной сферы, а также развития речи - это коллекционная выставка. После посещения коллекций дети приобретают новые навыки, знания, учатся рассказывать увиденное, описывать свойства предметов. Что ж, родители приобретают ценный опыт создания коллекций, учатся объяснять ребенку назначение традиционных предметов и их функции.
  • Выставки коллективного творчества - это одна из самых интересных форм творческого взаимодействия родителей и педагогов в области воспитания и развития эстетических вкусов и художественных способностей детей.
  • Конкурсный обзор - это мероприятие, проводимое для выявления наиболее активных и творчески одаренных родителей. Основная цель - создать в школе наиболее благоприятную творческую, комфортную, информативную, разнообразную, безопасную и доступную развивающуюся объектно-пространственную среду для детей и активное вовлечение родителей в эстетическую деятельность.
  • Мини-музеи являются интересной формой взаимодействия родителей и учителей для создания благоприятных условий для развития культуры поведения детей и расширения их общего кругозора.
  • Совместные каникулы и отдых. Учителя и родители совместно организуют праздники и веселье.

Таким образом, правильно сформированные отношения учителя с семьей позволят полностью раскрыть эстетические способности младших школьников.

Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста в семье и школе

Констатирующий эксперимент

Для диагностики эстетического воспитания младших школьников использовались различные методы: опрос (опрос, тестирование, беседа), наблюдение, ранжирование. 

Многие из методов не только позволили выявить особенности проявления определенного качества, но и оказали воспитательный эффект.

Пилотное исследование было организовано с целью выявления формирования эстетического воспитания младших школьников.

Опытно-промышленная работа проводилась в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы с углубленным изучением английского языка № 1208 имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова.

В исследовании были задействованы дети второго класса: 2 «Б» - экспериментальный класс (27 человек) и 2 «А» - контрольный класс (27 человек).

В ходе работы над теоретической частью была сформулирована гипотеза: учительская организация взаимодействия семьи и школы будет способствовать развитию эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Исходя из гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования: проверить эффективность занятия по эстетическому воспитанию и развитию творческой активности младших школьников во взаимодействии семьи и школы.

Диагностика 1

Констатирующий эксперимент включал диагностику учащихся, целью которой было изучение и выявление уровня формирования эстетического воспитания у учащихся начальных классов.

Для опроса студентам задавали вопросы: дайте ответ (да / нет / иногда):

  1. Идя спать, вы помните места, которые вам понравились (музеи, театры, выставки, концерты)?
  2. Вам нравится придумывать несуществующих героев и рассказывать о них?
  3. Вам нравится слушать звуки природы: пение птиц, шум листьев, журчание ручья и т. д.
  4. Можете ли вы рассмотреть картину, зеленый лист, травинку, цветок, жука на листе и т. д.
  5. Вам нравится рассказывать родителям о чем-то, что вас волновало (о фильме, о музыке, о книге и т. д.).
  6. Вы посещаете библиотеку?
  7. Вам удобно, удобно, когда вы чисто одеты?
  8. Вы вежливы в общении с одноклассниками?
  9. Ты читаешь литературу по искусству?
  10. Вы посещаете сайты в Интернете, которые говорят о классической музыке и живописи?

В графе «Ответы» ответ «да» оценивается в 3 балла, «иногда» - 2 балла, «нет» - 1 балл.

Критерии оценки:

  • 30-21 балл - высокий уровень 20-11 баллов - средний уровень 10 или менее баллов - низкий уровень.
  • Высокий уровень - четко продемонстрированный продемонстрированный интерес к художественной деятельности.
  • Промежуточный уровень - выражается в наличии интереса к различным видам искусства, но с предпочтением развлекательной направленности, не в фокусе на высокохудожественных, классических музыкальных стандартах.
  • Низкий уровень - характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусства и разным видам художественной деятельности.

По результатам исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (2 «В») 11 детей имеют высокий уровень, 9 детей имеют средний уровень и 7 детей имеют низкий уровень.

Результаты исследования контрольного (2 «А») класса: 13 детей имеют высокий уровень, 9 детей имеют средний уровень и 5 детей имеют низкий уровень.

Проведенная работа позволила судить об уровне формирования эстетического воспитания учащихся начальных классов. Результат исследования показал, что уровень формирования эстетического воспитания у школьников преобладает высокий и средний.

Диагностика 2

Целью методологии является выявление значимости эстетических концепций для младших школьников.

Исследование поставило школьников перед выбором значимых понятий. Предметы, помещенные из предложенного списка слов (музей, кинотеатр, театр, зоопарк, картинная галерея, концерт, столовая, улица) в порядке приоритета в соответствии со степенью личной значимости.

Критерии оценки:

  • Высокий уровень - дети предпочитают посещать художественные галереи, музеи, ходить на концерты классической музыки.
  • Средний уровень - театр, кинотеатр, зоопарк, цирк.
  • Низкий уровень - столовая, дискотека, улица, магазины.

Результаты исследования приведены на диаграмме 2. «Уровень значимости эстетических концепций для учащихся начальных классов».

По результатам исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (2 «В») 14 детей имеют высокий уровень, 10 детей имеют средний уровень и 3 ребенка имеют низкий уровень.

Результаты контрольного исследования (2 «А») класса: 13 детей имеют высокий уровень, 11 детей имеют средний уровень и 3 ребенка имеют низкий уровень.

В этом классе дети часто посещают культурные учреждения. Они ходят туда с удовольствием. Но некоторые студенты считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком.

Вывод:

Изучив литературу по теме курсовой работы, мы обнаружили, что в педагогике эстетическое воспитание понимается как целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития его способности видеть красоту мира, искусства и создавать его. Поэтому, если мы говорим об эстетическом воспитании, мы имеем в виду практическое ознакомление студентов с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и элементарным эстетическим суждениям.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Б.Т. Лихачев считает, что период дошкольного и начального школьного детства является, пожалуй, самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. Мы подтвердили эти слова на практике, доказав, что учебный проект является эффективным методом формирования информированных представлений об авиации, способствует познавательной активности детей и развитию интереса к работе.

Тема, которую мы выбрали для исследования, действительно актуальна, так как существует проблема внедрения эстетического воспитания младших школьников перед школой и родителями в современной методологии. Решение этой проблемы было частично достигнуто, так как это очень широкая тема, и было просто невозможно всесторонне, глубоко, тщательно изучить психолого-педагогическую проблему, наша работа лишь наметила способ достижения указанного результата.

Изучив теоретические основы и взаимосвязь школ и семей в развитии эстетического воспитания детей младшего школьного возраста и проведя экспериментальную работу, мы убедились, что младшие школьники должны быть эстетически образованы. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования эстетического отношения человека к реальности.

Эстетическое воспитание младших школьников во взаимодействии семьи и школы проходило по специально разработанной системе, что позволило частично решить поставленные задачи и получить высокие результаты. Проведенная серия занятий позволила привлечь детей к выполнению сложных заданий и доказала необходимость такой работы.

Эффективность обучения младших школьников зависит от наличия партнерских отношений между школой и родителями и единства их действий. В условиях современной школы важно при создании системы образования сформировать у родителей целостное понимание и представление образовательного процесса, привлечь их к организации образовательного процесса.

С первых дней необходимо выстраивать отношения учителя с родителями учеников. Школа и семья должны взаимодействовать, понимая, что родители и учителя являются воспитателями одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным, когда учителя и родители становятся союзниками. Их союз должен основываться на взаимопонимании, уважении, доверии и ответственности.

Правильно сформированные отношения учителя с семьей позволят полностью раскрыть эстетические способности младших школьников.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

  • Подтверждена гипотеза исследования, организация взаимодействия учителя и семьи между школой и школой будет способствовать развитию эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. (2 класс);
  • Поиск самостоятельного решения проблем в начале формирующего эксперимента вызвал трудности, особенно у детей, работающих в группах. Но в процессе работы способность находить выходы из любых ситуаций сработала, и трудности исчезли;
  • Почти все дети претерпели значительные изменения личности: дети стали более активными, инициативными, способными принимать самостоятельные решения;
  • Интерес к различным видам искусства и художественной деятельности
  • Формируется умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • Развитие эстетического воспитания влияет на всестороннее развитие детей
  • Значительную роль в развитии эстетического воспитания младших школьников играют взрослые (учителя, родители) и их взаимодействие в этой деятельности.