Роль олигополии в российской экономике

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 07.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться выбирать тему и правильно оформлять рефераты:

 

Как выбрать тему реферата и как правильно написать и оформить

 

Посмотрите похожие темы, возможно, они вам могут быть полезны:

 

Значение физической культуры и спорта в жизни человека

Эластомеры: самолет аэроплан

 

Совершенствование методов контроля пищевой безопасности молока и молочных продуктов

Виды рынков несовершенной конкуренции: монополия, олигополия

 

Введение:

Нынешняя российская рыночная система, которая начала складываться в 90-е годы ХХ века, имеет особую структуру: высокую долю рынка занимают лишь несколько компаний, что характерно для металлургической промышленности, черной и цветной металлургии, химического производства и машиностроения. Данная структура рынка называется олигополией. Для России олигополистический рынок очень важен, так как отечественная экономика находится в олигополистических предприятиях, которые зависят от ее развития.

По данным Forbes, ведущего российского нефтедобытчика Роснефти, который является репрезентативным примером олигополистических предприятий, "Северсталь" в России является олигополистическим предприятием в металлургической промышленности, на одного работника больше, чем государственная бразильская компания Petrobras, и в 3,5 раза менее производительна, чем Шанхайская steelpo group в Китае, и в 4 раза менее эффективна, чем бразильская Gerdau, а новая японская химическая компания в 24 раза менее производительна, чем Саудовская SABIC. Сбербанк в 2,4 раза менее эффективен, чем китайские банки, и в 8 раз менее эффективен, чем бразильский Banco Brasil.

По этим сравнительным показателям Россия занимает по регионам первое место в мире, 6-е место по численности населения и олигополии, владеющей большей частью внутренних ресурсов. Этот факт является важным аспектом российских экономических исследований, поэтому изучению олигополий посвящен именно этот тезис. В ней рассматриваются различные виды, особенности и общие характеристики олигополии как рыночной структуры, а также роль олигополии в современной России. Для написания работы мы использовали такие научно-популярные методы, как сбор источников и их анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и сравнение.

Олигополия - центральной чертой рыночной олигополии отраслей экономики развитых капиталистических стран, в которой отдельные крупные предприятия монополизируют производство и реализацию основной массы своей продукции и конкурируют между собой, является ее малочисленность. Если на рынке товаров и услуг доминирует относительно небольшое количество компаний, то эта отрасль является олигополистической. Рыночная модель олигополии находится в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией.

Олигополия может быть однородной или дифференцированной, то есть олигополистическая отрасль может производить стандартизированный или дифференцированный продукт. Много промышленных продуктов:сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, промышленный спирт, является стандартизированным продуктом в физическом смысле и производится в условиях олигополии. Многие отрасли промышленности, производящие потребительские товары-автомобили, шины, моющие средства, табак и многие бытовые приборы, - представляют собой дифференцированную олигополию.

История развития олигополии

Слово "олигархия" было построено на греческом языке и введено в Европейский лексикон английским гуманистом и политиком Томасом Мором. В современной науке это слово используется экономистами, как термин, обозначающий тип рыночной структуры, в которой предложение представлено небольшим числом крупных компаний-продавцов однородной продукции.Олигополия, как это сделал Мор, определяется не как небольшое количество рынков, а как"небольшое количество конкуренции", что подчеркивает основные черты этого типа рыночной структуры.

На олигополистических рынках значительная доля общего объема производимых товаров может влиять на цены для некоторых компаний. Продавец осознает эту взаимозависимость. Считается, что все компании отрасли признают, что изменения цен и объемов производства вызывают реакцию со стороны конкурирующих фирм. Отдельные продавцы на олигополистическом рынке должны учитывать реакцию конкурентов. Эта реакция является одним из основных факторов, определяющих решение предприятия и влияющих на баланс олигополистического рынка.

Во многих случаях олигополии защищены теми же барьерами для входа, что и монополии. Естественно, что существование естественного случая олигополии является предметом споров среди экономистов, когда по сравнению со многими малыми и средними компаниями для экономии на масштабе лишь немногие крупные компании имеют преимущества в долгосрочной средней стоимости.


Почему возникает и существует олигополия? На это есть несколько причин. Во-первых, это эффект масштаба. Мы говорим о позитивном масштабе в долгосрочной перспективе, и мы стараемся, чтобы на рынке было не так много компаний. Второе - это наличие барьеров. Третье - это патентные и лицензионные методы, исключающие будущих конкурентов. Четвертый должен тратить деньги на рекламу компании и ее продуктов, что может стать препятствием для появления новых компаний на рынке. Пятое - контроль над стратегическим сырьем отрасли и снижение потенциала конкурентов, а также стратегические действия ведущих компаний (например, наводнение рынка товарами, самые низкие цены, когда новая компания входит в шестое и самое основное - это консолидация более двух компаний в союз, что позволяет значительно увеличить их рыночную долю и добиться большей экономии за счет масштаба).

Следует отметить, что единой модели олигополии не существует. Существует две основные причины, по которым трудно использовать формальный экономический анализ для объяснения ценового поведения олигополий: разработать множество моделей, объясняющих поведение компаний в конкретной ситуации, исходя из того, какие предположения делают компании о реакции своих конкурентов. Прежде всего, олигополия включает в себя целый ряд особых рыночных условий. Это препятствует выработке единого обобщенного объяснения или модели того, как олигархия определяет цену и объем производства. Однако есть две основные характеристики цены олигополии: цена олигополии имеет тенденцию быть негибкой, они реже являются чистой конкуренцией, чем условия монопольной конкуренции; когда монопольная цена изменяется, компания изменяет цену все вместе и компания изменяет цену вместе. Олигополистическое поведение - это согласованное или сговорчивое поведение в ценообразовании и изменении цен.

Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята в 1838 году сделано Курно. Его интересует вопрос олигополистической взаимосвязи, то есть о необходимости для каждой фирмы учитывать действия своих конкурентов при определении рыночной стратегии. Для того чтобы понять действия конкурирующих компаний, вовсе не обязательно делать простые предположения о реакции каждой компании на действия своих конкурентов. В самом общем виде суть теории крутых узлов можно объяснить на примере отрасли, состоящей из двух компаний (дуополия). Каждая компания запрашивает определенную цену, которая максимизирует прибыль при любой цене, которую может установить конкурент. Эти цены выражаются в виде кривой реакции, которая может быть определена кривой затрат и кривой спроса для каждой из этих двух компаний. Равновесная цена будет являться пересечением кривой реакции этих компаний.

Спустя столетие после Курно, в 1939 году, был сделан еще один значительный вклад в теорию олигополии. Это британский экономист Р. Л. Холл и К. И. Хитч а также Американский экономист примерно в то же время его предложил свизи. Теория начинается с простого предположения, что олигополистические фирмы реагируют на колебания цен конкурентов. Все компании исходят из того, что если вы снизите цену, ваши конкуренты поддержат ее, но если вы повысите ее, то компании не последуют за вами.

Другая модель олигополии связана с теорией игр. Существует простая и сложная игра в олигополию. Они отличаются тем, сколько каждый игрок знает о других действиях, сколько раз игра повторяется, количеством игроков и структурой расходов. Также были разработаны игры, в которых участники случайным образом меняли свою реакцию на действия конкурентов и использовали "смешанную стратегию".

Лидерство цены - это следующая модель поведения олигарха, о которой мы поговорим более подробно чуть позже.

Олигархи могут действовать по принципу "затраты плюс". В этом случае они используют формулы или методологии для определения себестоимости единицы продукции,а для определения цены к себестоимости добавляются шапки. Однако с изменением удельной себестоимости изменяется выпуск продукции, предприятие имеет несколько представителей производства на плановом уровне. В то же время компания нацелена на определенную плановую прибыль или окупаемость инвестиций.

Другая модель олигополии - это неценовая конкуренция. Олигархи не любят ценовой конкуренции, и обычно определенные методы ценообразования сопровождаются неценовой конкуренцией. Обычно именно из-за неценовой конкуренции определяется рыночная доля каждой компании.

Для этого есть две причины:

  • Существует риск катастрофической ценовой войны. Олигарх считает, что неценовая конкуренция может обеспечить долгосрочное преимущество перед конкурентами;
  • Олигархи обладают значительными финансовыми ресурсами для участия в неценовой конкуренции.

 

Особенности олигополистического рынка

Олигополия - это своеобразная рыночная структура, характеризующаяся стратегическим взаимодействием небольшого числа компаний, конкурирующих за объем продаж. В качестве определенияххарактеристики признаков олигополистического рынка необходимо указать следующие: ограниченное число предприятий, значительная концентрация производства на отдельных предприятиях, доступ к промышленности.

Рынок олигополии может быть представлен как стандартизированный (чистая олигополия), так и дифференцированный (дифференцированная олигополия) продукт. Несмотря на это, олигополистический рынок всегда характеризуется наличием компаний со значительными рыночными силами и снижением кривой спроса на продукцию отдельных компаний. Однако их особенность заключается в том, что в условиях олигополистического взаимодействия (реакции на действия друг друга) фирмы сталкиваются не только с реакциями потребителей, но и с реакциями конкурентов.

В условиях олигополии конкурентное взаимодействие компаний затрагивает все сферы конкуренции - цену, объем продаж,долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновации, и в зависимости от сервисной ситуации компании могут выбирать различные конкурентные стратегии. Таким образом, на олигополистическом рынке нет единой точки равновесия, к которой стремится предприятие.

Поскольку общей модели олигополии не существует, компании одной отрасли могут взаимодействовать как с монополистами, так и с конкурентами. Все зависит от характера взаимодействия между компаниями. Когда компании в отрасли имитируют цены и координируют свои действия посредством конкурирующих стратегий друг с другом (кооперативные стратегии), цены и поставки имеют тенденцию быть монополистическими, а если компании в этой стратегии следуют некооперативной стратегии, то они реализуют независимую стратегию,направленную на укрепление позиций компании, и цена и предложение будут близки к конкурентным. Крайняя форма такого поведения - "ценовые войны".

Модели олигополии

Картель и его виды

Картель - это форма сговора между группами компаний, которые действуют совместно и согласовывают производственные и ценовые решения.

Целью создания картеля является полное или частичное устранение конкуренции между предприятиями и максимизация прибыли на этой основе. Основной проблемой, стоящей перед картелем, является проблема согласования решений между компаниями-участниками и установления системы ограничений (квот) для этих компаний.

Чтобы сформировать картель, вам нужно сделать следующее:

  • Убедитесь, что существуют барьеры для входа в отрасль, чтобы другие компании не могли продавать свою продукцию после повышения цен;
  • Компиляция всех производителей продукции устанавливает совместный ориентир для всего уровня выпуска продукции;
  • Установить квоты для каждого члена картеля;
  • Установить порядок выполнения утвержденных заданий.

Картель штрафует тех, кто не выполняет контракт сверх квоты. Картель сталкивается с проблемами при принятии решений о монопольных ценах и уровнях производства. Компании с более высокими средними издержками стремятся к более высоким ценам картеля. Есть разногласия и по поводу разделения территорий.

В современных условиях картели существуют в более гибкой и разнообразной форме:патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы для научных исследований.

Картель:

  • Картель с целью контроля за условиями продажи;
  • Картель с целью установления цен;
  • Картель с целью разделения деятельности, регионов, сбыта и потребителей;
  • Картель с целью создания доли в определенной сфере бизнеса.

В Соединенных Штатах и Европейском сообществе картели, связанные с фиксированием цен, разделением рынка, ограничением производства и производственных мощностей, законодательно запрещены.

Существует два основных типа картелей:

Картель стремится максимизировать общие или отраслевые выгоды, его целью является распределение и фиксация доли рынка картеля.

Ломаная кривая спроса

Модель была разработана в 1939 году экономистом полом Свизи. Основной задачей авторов модели является объяснение жесткости цен в условиях несогласованной олигополии.

Скажем, три крупные компании А, В и с производят почти одинаковую продукцию, и каждая из них владеет 1/3 рынка. Все компании продают свою продукцию по общей цене Р*. Объем продаж компании а по этой цене равен Q*. Если компания а решит в одностороннем порядке изменить цену своей продукции, то как отреагируют олигополии В и с?

Если компания а упадет ниже текущей цены Р *, то конкуренты не потеряют клиентов и, скорее всего, последуют ее примеру, чтобы не допустить усиления компании а за свой счет.

Если компания А поднимется в цене выше текущей цены отрасли, то компании В и с ничего не сделают, кроме как увеличат свою долю рынка за счет покупателя компании А.

Роль олигополии в российской экономике

Если конкуренты игнорируют повышение цен на олигополистическом рынке, но реагируют соответственно на снижение цен, то кривая спроса компании а, точка перегиба кривой спроса в момент преобладания цены, отличающейся вверх или вниз от преобладающего уровня цен, приведет к приостановке кривой предельного дохода sunsection.

Роль олигополии в российской экономике

Как видно из рисунка, оптимальным выходом является Q*, а оптимальной ценой-P*. Если по какой-то причине стоимость увеличивается и кривая MS смещается вправо в сегменте VS (например, в позицию MS), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не изменятся.

Аналогично можно рассмотреть ситуацию, когда меняется рыночный спрос. 1.2, соответствующий сдвиг рыночного спроса увеличивает и кривую маржинальной прибыли, но для поддержания рыночной цены не изменяется, вызывая оптимальное увеличение объема.

Роль олигополии в российской экономике

По мнению ее создателей, модель ломаной кривой спроса объясняет причины ценовой стабильности на олигополистическом рынке при незначительном изменении стоимости или рыночного спроса на продукт.

Исключение составляет ситуация, когда издержки олигополистических компаний сильно отличаются друг от друга и компании с наименьшими издержками могут установить более низкую цену, чтобы воспользоваться этим преимуществом. Если компания сформировала высокую приверженность к бренду среди своих клиентов, они готовы заплатить высокую цену за покупку лучшего продукта.

Практические наблюдения не противоречат выводам этой модели. Результаты исследований показывают, что в условиях чистой или низко сегрегированной олигополии, как правило, выравниваются цены (на рынке алюминия, цемента и стали), высокодифференцируются отрасли промышленности.

Однако предположение, что конкурент может отреагировать, не всегда верно.

Снижение цены любой олигополией можно рассматривать не как попытку ценовой конкуренции, а как результат того, что:

Продукт устарел и имеет проблемы с продажей.

Компания находится в сложном финансовом положении, пытаясь расширить рынок сбыта. Поэтому реакция конкурентов зависит от их видения ситуации.

С другой стороны, тенденция игнорировать инфляцию не применима в условиях инфляции, когда уровень цен в экономике в целом на некоторое время повышается.

Или когда происходит большое изменение стоимости отрасли или спроса на рынке.

Модель ценового лидерства

Модель ценового лидерства.

Несмотря на все преимущества согласованных действий, иногда компании не могут легально сформировать картель. В этих условиях реализуется политика сознательного параллелизма. Чтобы максимизировать прибыль в долгосрочной перспективе, компании корректируют свою деятельность так, как будто есть договоренность.

В отличие от картелей, именно ценовое лидерство позволяет сохранять полную независимость и свободу функционирования компаний, не противореча антимонопольному законодательству.

С точки зрения ценового лидерства, рынок состоит из ведущих компаний и конкурентной среды. Ценовой лидер берет на себя первый риск корректировки цены в соответствии с изменившимися рыночными условиями, предполагая, что другие компании последуют его решению. Если этого не произойдет и компания-последователь не согласится с изменением цены, то ценовой лидер будет терпеть убытки до тех пор, пока не вернется к исходному ценовому уровню. Критическим риском первого шага является относительная жесткость олигополистической отрасли, что приводит к росту цен и их незначительным колебаниям.

Нет никакого сговора основанного на лидерстве основной цены:

  • Доминирующее корпоративное лидерство с точки зрения цены;
  • Барометрическое лидерство компании.

Цена лидерства компании. Если компания может управлять важной частью производства и продаж и влиять на рынок через свои собственные решения. Если его себестоимость производства является самой низкой в отрасли(для лучшей технологии, лучшего управления, более квалифицированной рабочей силы и т. д.). Если товар выгодно сравнивается с глазами потребителя (из-за высокого качества, рекламы и т. д.). Такая компания имеет все шансы стать лидером по цене на рынке.

Что нужно для того, чтобы компания сохранила свои лидирующие позиции?

Компании, стремящиеся сохранить свои позиции ценовых лидеров, должны избегать краткосрочной максимизации прибыли. Установка на максимизацию долгосрочной прибыли (при этом будут активно использоваться неценовые формы конкуренции (выпуск новой продукции, снижение издержек, улучшение обслуживания клиентов и т. д.) с относительно низкими ценами, чтобы предотвратить расширение малого и среднего бизнеса и не допустить выхода на рынок новых конкурентов); Фокус на мультипродуктах, диверсифицированном производстве, препятствующем другим компаниям выходить на рынок с аналогичными продуктами.

Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята в 1838 году французским математиком, философом и экономистом Антуаном Огюстеном Курно (1801-1877). Однако его книга, излагающая эту теорию, не была замечена современниками. В 1863 году он опубликовал новую работу "принцип теории богатства", где изложил старые положения теории, но без математических доказательств. Только в 70-х годах XIX века верующие начали развивать его идеи.

Модель cool no предполагает, что на рынке есть только две компании,каждая компания принимает цену и выпуск своих конкурентов неизменными, а затем решает самостоятельно, у каждой есть конкурент и выпуск стабильный. Модель предполагает, что продавец не знает своих ошибок. На самом деле, предположения этих продавцов о реакции конкурентов, очевидно, меняются, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

Роль олигополии в российской экономике

Предположим, что первый дуополист1 начинает производство. Его выход составляет q1? В этом случае можно извлечь максимальную прибыль по цене P, так как она равна MR=MC=0. Для данного объема производства эластичность рыночного спроса равна единице, суммарный доход эластичного спроса равен единице, а суммарный доход достигает максимума.

Затем duopolist2 начинает производство. В этом представлении выходной объем смещается вправо на 0q1 и выравнивается с линией Aq1. Кривая рыночного спроса DD сегмент AD признается как кривая остаточного спроса, соответствующая кривой маржинального дохода MR2. Выход Duopolist2 будет равен половине спроса, который не удовлетворяется duopolist1, то есть сегментом Q1D,а величина его выхода будет равна q1q2,что является максимальным значением.

Многие экономисты не являются простыми моделями по следующим причинам: модель предполагает, что дуополисты не делают выводов из ошибок своих предположений о реакции конкурентов. Модель замкнута, то есть количество компаний ограничено и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения. Наконец, предложение о нулевых трансакционных издержках кажется нереалистичным.

Эффективность олигополии

В современной экономике возникают различные точки зрения на экономические последствия олигополий и их эффективность. Традиционная точка зрения состоит в том, что олигополии по своей структуре похожи на монополии, поэтому от них следует ожидать, что они будут действовать во многом таким же образом. Олигополия с характерным барьером для входа в отрасль других компаний оценивается как приносящая минимальную цену единицы продукции и предел выпуска до достижения соответствующей рыночной цены, которая, если не Максимальная, то принесет экономические выгоды. Неформальное соглашение о секретности между олигополистами, сохраняя видимость конкуренции между несколькими независимыми компаниями, производится по цене, сходной с той, что производится чистыми монополиями, поэтому олигополия является более чем чистой монополией, по той простой причине, что для уменьшения злоупотребления рыночной властью чистые монополии каждой страны становятся объектом более строгого национального регулирования.

Традиционному взгляду бросает вызов концепция Шумпетера-Гэлбрейта, согласно которой для достижения высоких темпов научно-технического прогресса требуются крупные олигополистические компании, обладающие рыночной властью. Поэтому только крупные олигополистические компании могут финансировать обширные исследования в области научных исследований и экспериментальных разработок (НИОКР). Во-вторых, наличие барьеров для входа дает олигополии некоторую уверенность в том, что он получит льготы, часть которых может быть потрачена на НИОКР.

Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта также показывает, что с течением времени олигополистическая промышленность была организована на быстром повышении качества продукции, снижении издержек производства на единицу продукции, низких ценах и конкурентной основе.

Сложные экономические процессы, в том числе ускоряющие научно-технический прогресс, многогранны, поэтому важно, чтобы обе точки зрения были обоснованными и имели место в реальной экономике.

Результаты олигополии

Как мы видим, олигополия является важной рыночной структурой современной экономики. Каковы последствия олигополий для экономического развития? Давайте рассмотрим конкретный пример-фрагментацию и доминирование на нефтяном рынке стран ОПЕК. Важно не только объяснить наиболее важные аспекты деятельности картелей, но и сделать более общие выводы о результатах деятельности любого типа групп, доминирующих в отрасли.

В 1960 году крупнейшие нефтедобывающие страны мира объединились в ОПЕК (организацию стран-экспортеров нефти). Их целью было достижение договоренности о цене и объемах добычи нефти, то есть, по сути, создание картеля. Однако до 1973 года ОПЕК не могла выступать в качестве картеля, поскольку на нефтяном рынке было много стран и компаний, производящих нефть на арабской земле. Ослабление этих компаний стало важным шагом на пути к созданию эффективного картеля. С 1969 по 1973 год нефтяные концессии в арабских странах постепенно ликвидировались.

В 1973 году члены ОПЕК в течение нескольких лет находились в связи с арабо-израильской войной.

Мы вводим эмбарго (запрет) на экспорт нефти с Ближнего Востока в США и другие страны.

Другие страны сочувствовали Израилю, что привело к росту цен на нефть.

После окончания периода эмбарго члены ОПЕК ограничили общий объем поставок.

Добыча нефти осуществляется путем введения квот на добычу нефти каждого участника.

В результате этих действий ОПЕК увидела огромный скачок цен на нефть с $2 за баррель накануне введения эмбарго до $11,25 после этого. Рост цен привел к резкому увеличению прибылей ОПЕК и падению реальных доходов стран-импортеров нефти.

В то же время она также создала долгосрочные факторы, препятствующие дальнейшему росту богатства этих стран. Высокие цены и высокая прибыль, получаемая картелем ОПЕК, привели к резкому увеличению поставок нефти из стран, не входящих в ОПЕК. Если в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мировой добычи нефти, то в 1979 году ее доля уже составляла менее 60%, а в 1985 году - всего 30%. Нефтяные доходы от Северного моря, Мексики, Советского Союза, США и Канады постепенно заполняли "вакуум", образовавшийся после того, как страны ОПЕК ограничили добычу. Из-за высоких цен стало выгодно осваивать многие ранее убыточные участки, и мировая добыча нефти начала увеличиваться.

Одновременно с увеличением предложения снизился спрос на нефть и нефтепродукты. Изначально это выражалось в простой экономике

Энергетические ресурсы. Со временем снижение энергопотребления стало очень заметным.

Конкретно. Один из новых, менее энергоемких типов был введен в эксплуатацию

Оборудование, а также использовалось вместо других видов нефтепродуктов

Потребители энергоносителей также стали покупать новые, более компактные и экономичные автомобили. Домовладельцы, например, начали переходить с мазута на более дешевое топливо - газ. Активизировались исследования и разработки новых технологий, использующих солнечную и морскую энергию. Все это привело к значительному снижению спроса на нефть.

Снижение спроса и увеличение предложения нефти не позволили ОПЕК еще больше взвинтить цены. Кроме того, прежняя цена позволила еще больше сократить добычу и экспорт нефти картеля. Это привело к снижению доходов ОПЕК и серьезным разногласиям между членами картеля: некоторые из них превышали установленные квоты на добычу нефти, а у картеля не хватало денег.

Дальнейшее снижение спроса и увеличение предложения нефти в других странах.

14 ноября 1983 года ОПЕК впервые за свою 23-летнюю историю форсировала события.

Необходимо снизить цену до $ 34-29 за баррель. В Июле 1985 Года

В течение многих лет страны ОПЕК не могли прийти к соглашению по квотам. Квота была отменена и каждый член картеля начал свою работу.

Принять решение об объеме производства. Это уже дальше.

Падение цен. К началу 90-х годов цена на сырую нефть была ниже 9 долларов за баррель.

Баррель его относительная цена (против всего среднего индекса цен, другие товары) были на уровне начала 70-х годов.

Учитывая конкретный пример ОПЕК, можно сделать более общие выводы о деятельности как картеля, так и олигополии.

Первый вывод.

Ограничение выпуска продукции ниже уровня, существующего в условиях совершенной конкуренции, может привести к огромному увеличению прибыли участников олигополии в краткосрочной перспективе.

Это означает, что компании, участвующие в олигополии, всегда имеют сильный стимул к координации своей деятельности для реализации возможностей рыночного контроля.

Второй вывод.

В случае сговора и ограничения предложения особенно удачны: высокая рыночная концентрация предложения продукции (в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мировых поставок нефти), отсутствие спроса на нее.

Третий вывод.

Со временем становится все труднее контролировать рынок.

Это связано с тем, что будут привлекаться новые компании.

Высокая прибыль позволит преодолеть барьеры для входа в отрасль и увеличить предложение на рынке. В то же время спрос также снижается, так как увеличиваются сбережения и появляются новые заменители этих продуктов.

Четвертый вывод.

Компании, которые доминируют на рынке, всегда будут сталкиваться с проблемами.

Выбирайте между увеличением прибыли на короткое или долгое время

Чем ближе установленная цена к уровню монопольной цены, тем выше прибыль за короткий период. Но в долгосрочной перспективе это усиливает реакцию рынка: появляется все больше новых производителей аналогичной продукции, появляется все больше альтернативных продуктов.

Пятый вывод.

Искусственное ограничение объемов производства по соглашению между несколькими компаниями достаточно сложно поддерживать в течение длительного периода времени. Это особенно актуально, если снижение спроса и усиление конкуренции со стороны новых производителей приводит к снижению доли рынка, занимаемой участниками олигополии.

Как оценить значение структуры олигополии.

Во-первых, неизбежность его формирования как объективного процесса обусловлена открытой конкуренцией и стремлением предприятия достичь оптимального масштаба производства. Во-вторых, необходимо признать объективную неизбежность ее существования, Несмотря как на положительные, так и на отрицательные оценки олигополий в современной экономической жизни. Положительная оценка олигополистической структуры связана, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. На самом деле в последние годы многие отрасли промышленности с олигополистическими структурами добились больших успехов в развитии науки и техники (космос, авиация, электроника, химия, нефтяная промышленность). Олигополии не только обладают огромными финансовыми ресурсами, они часто финансируются из государственных фондов и имеют мало конкуренции, доступной для реализации высокорентабельных проектов и программ.

У предприятия, как правило, не хватает средств на реализацию уже существующих разработок.

Негативная оценка олигополии определяется следующими моментами: это связано прежде всего с тем, что олигополии настолько близки к структуре монополий, что можно ожидать тех же негативных последствий, что и рыночные силы монополиста. Заключая тайное соглашение, они создают видимость конкуренции, ускользая из-под контроля олигархического государства, в то время как на самом деле они преследуют прибыль за счет покупателя. Ведь это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

Заключение

Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистической структуре, большая часть новых продуктов и технологий приходится на самостоятельных изобретателей, а также малые и средние компании, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, но только крупные компании, входящие в состав олигополистической структуры, зачастую обладают техническим потенциалом для реализации результатов науки и техники. В связи с этим олигархия использует возможность достижения успеха в области технологий, производства и рынка, опираясь на развитие малых и средних предприятий, не имеющих достаточного капитала для технической реализации.

На основании этой работы можно сделать вывод, что олигополии не удовлетворяют абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, но на самом деле это не так.

Активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктов и технологий, она эффективно вносит важный вклад в экономический рост.

Также эти изобретения внедряются в производство. Многие западные экономисты утверждают, что олигополистические структуры лучше всего подходят для проведения долгосрочных,дорогостоящих фундаментальных исследований и разработок и внедрения их результатов в производство.

Кроме того, участники олигополии имеют значительный объем прибыли.

Это результат наличия барьеров для входа в отрасль и возможности избежать ценовой конкуренции.