Роль личности педагога в воспитательном процессе

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Профессиональная компетентность и культура педагога
Возникновение и становление педагогической профессии
Школа: обучение или воспитание?
Имидж преподавателя в процессе обучения


Введение:

Обращение к разработке теоретических основ формирования личности педагога как субъекта педагогической деятельности обусловлено рядом обстоятельств.

Социально-экономические изменения, резкий рост объема научной информации на фоне общего кризиса системы образования привели к необходимости значительного обновления целей, задач и содержания педагогического образования, что, в свою очередь, требовало разработка новой образовательной парадигмы, отвечающей потребностям обновленного общества.

В настоящее время резко возрос интерес к личности учителя, к индивидуальным психологическим характеристикам учителя, его педагогическим навыкам и профессионализму. В меняющемся мире профессий, общее количество которых составляет несколько десятков тысяч, профессия учителя (преподавателя) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.

Цель курсовой работы: изучить особенности влияния личности учителя на учебный процесс и методы диагностики успешности педагогической деятельности.

Объект исследования: личность учителя в образовательном процессе.

Предмет исследования: особенности влияния личности учителя на учебный процесс.

Научно-исследовательские цели:

  • на основе теоретического анализа литературы раскрыть содержание профессиональной деятельности учителя;
  • рассмотреть сущность и структуру личности современного учителя;
  • охарактеризовать личность учителя как определяющий фактор эффективности образовательного процесса;
  • изучить образовательный потенциал личности учителя и особенности его использования.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анализ, обобщение, обобщение.

Особенности личности учителя в общеобразовательном учреждении

Профессиональная деятельность учителя: понятие и характеристика

По своей природе педагогическая деятельность является производной деятельности, а ее конкретное содержание зависит как от целей профессии, от социальной роли и признания, так и от других факторов.

Педагогическая деятельность изначально характеризуется всеми признаками активности в целом, которые определяют ее как:

  1. непрерывный, живой, чрезвычайно пластичный, изначально неопределенный процесс взаимодействия человека с окружающим его миром;
  2. система наблюдаемых извне действий, противопоставленных сознанию как внутренней программе, управляющей этими действиями;
  3. трансформация субъектом предметов и явлений мира;
  4. форма выражения внутренних жизненных смыслов ее субъекта;
  5. носитель и показатель внутреннего опыта и мышления субъекта.

Но, тем не менее, он остается специфической деятельностью и имеет существенную особенность, по которой он отличается от других видов профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность изначально двойственна и потому противоречива. Это можно рассматривать как совместную деятельность конкретного учителя и ученика на фоне развивающегося события. Следуя традиции, заложенной в педагогической теории и практике, исследования Ю.Н. Кулюткин и В.А.Сластенин полагают, что образовательный процесс является объектом педагогической деятельности, а деятельность другого человека является его субъектом.

В широком смысле слова учитель - мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им найти свой путь в жизни. Учителя часто являются зачинщиками новых социальных идей. В педагогическом, а следовательно, и более узком и прямом значении учитель-учитель является специалистом, ведущим воспитательную работу со студентами.

В педагогической деятельности можно выделить субъективные (характеризующие пополнение, сохранение достигнутого уровня профессиональной деятельности и содержащие возможность актуализации в соответствующих условиях окружающей среды) объектные (отражающие процесс конструирования и осуществления педагогической деятельности) компоненты.

Педагогическая деятельность - это системное, иерархически организованное образование. Его структура включает в себя мотивационно-ориентационные, проектно-исполнительские и оценочно-рефлексивные компоненты, каждый из которых представлен определенной системой компонентов и представляет собой трехуровневое образование. В то же время он рассматривается как носитель личностных и профессиональных качеств учителя.

Можно утверждать, что задача каждого учителя - овладеть этим искусством, стать настоящим учителем, учителем с большой буквы, идеалом, который правильно формирует личность его учеников.

K.D. Ушинский писал: «Главная дорога человеческого образования - это убеждение, а убеждение может быть основано только на убеждении. Каждая программа обучения, каждый метод обучения, каким бы хорошим он ни был, который не перешел в убеждения педагога, останется мертвой буквой, которая в действительности не имеет силы. Самый бдительный контроль в этом вопросе не поможет. Педагог никогда не может быть слепым исполнителем инструкций: не согретый теплотой своего личного убеждения, она не будет иметь никакой власти».

Стратегия современного педагогического образования заключается в развитии и саморазвитии личности учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных условиях, действовать ответственно и профессионально в условиях решения насущных проблем образования. Эта стратегия воплощается в ориентации содержания, форм и методов образовательного процесса на формирование духовно развитой, культурной личности учителя с целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями и всесторонней реализацией его творческого потенциала в профессиональной деятельности. При моделировании личности учителя необходимо преодолеть наблюдаемый разрыв между учителем и человеком, гражданином и специалистом. Личная позиция будущего учителя должна стать неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Формирование и развитие этого внутренне интегрального единства должно происходить в одном процессе.

Современное понимание педагогического процесса предполагает синтез обучения и воспитания, формирование личности студента в процессе обучения. Современный компетентностный подход смещает акцент в подготовке специалиста на профессиональное развитие его личности, поскольку компетенции - это способности, являющиеся неотъемлемой частью личности профессионала. По нашему мнению, одно из лучших определений личности было дано М.Н. Таланчук, который утверждал, что личность - это не набор данных качеств, а способность показать свое отношение к миру и к себе. При разработке этого тезиса можно определить человека как сознательную и ответственную социальную позицию человека как субъекта, то есть его позицию по отношению к себе, другим людям и обществу в целом (иными словами, личность - это система социальных установок субъекта).

Очевидно, что только один человек может воспитать другого человека, что выдвигает особые требования к учителю. Процесс оказания помощи в развитии личности ученика, ученика должен основываться на опыте учителя в сознательном формировании его собственной личности. В свою очередь, развитие личности является реализацией субъектом психологической культуры. В современном понимании культура - это система норм и правил, которые направляют человека и общество в целом на то, чтобы превзойти, превзойти природные данные как с точки зрения внешней, объективной деятельности, так и интрапсихической.

Все народы и во все времена были особенно авторитетными, выдающимися учителями и деятелями педагогической науки. Таким образом, в Китае Конфуция считали великим учителем, его учения не подвергались сомнению и обсуждению. Чешский гуманистический педагог Ян Амос Коменский был первым, кто развил педагогику как самостоятельную отрасль теоретических знаний; он относится к введению таких универсально используемых понятий, как «класс», «урок», «отпуск», «обучение». Швейцарский учитель Иоганн Генрих Песталоцци активно заботился о сиротах, не обращая внимания на расходы и собственные нужды. Великими учителями Казахстана были Абай, Ю. Алтынсарин, М. Жумабаев, С. Торайгыров, Ш. Кудайбердив и другие. Особо указывалось на важность роли знаний в развитии и становлении нравственного, гуманного человека.

Основная задача учителя - установить контакт со студентами, затем передать знания, развить навыки, соответствующие конкретной предметной области, определить общественные цели и сосредоточить усилия других людей на их достижении.

Педагогическая деятельность как профессионала происходит в специально организованных обществом учебных заведениях: дошкольных учреждениях, школах, профессиональных училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Другой характер педагогической деятельности является стихийным, в связи с тем, что на человека влияют различные внешние и внутренние факторы, влияющие на его развитие.

Профессионально-педагогическая деятельность носит системный характер, проявляется в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основной исторически установленной целью педагогической профессии является образование. Педагог, осуществляя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности человека, способного к успешной жизни в современном обществе, с учетом возможностей самореализации человека, исходя из его интересов и устремлений.

Социальная значимость педагогической деятельности предъявляет особые требования к личности учителя, его интеллектуальному потенциалу и нравственному характеру. Исторически сложилось так, что любая теория обучения и воспитания студентов выдвигает свои требования к личности и деятельности учителя. Таким образом, важно научить один из этапов современного образования не только определенному (определенному) объему знаний, как привить желание, способность приобрести эти знания и использовать их. Это насущное требование в корне меняет роль учителя в образовательном процессе. Сегодня от школьного учителя требуется больше, чем быть носителем и «передатчиком» научной информации. Целесообразно стать организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы,

Сущность и структура личности современного учителя

Педагогическая профессия относится к типу «человек - человек». Этот вид профессии определяется следующими качествами человека: устойчивое благополучие при работе с людьми, потребность в общении, умение мысленно поставить себя на место другого человека, быстро понять намерения, мысли, настроение другие люди, быстро понимают взаимоотношения людей, запоминают и хорошо держат в уме, знают личные качества многих и разных людей и т. д.

Человек этой профессиональной схемы характеризуется: умением руководить, учить, воспитывать, «выполнять полезные действия для удовлетворения различных потребностей людей»; умение слушать и слушать; широкие горизонты; речевая (коммуникативная) культура; «Ментальная ориентация ума, наблюдение за проявлениями чувств, ума и характера человека, его поведения, способности или способности мысленно представлять, точно имитировать его внутренний мир, а не приписывать ему свой или иной, знакомый по опыту »; «Дизайнерский подход к человеку, основанный на убеждении, что человек всегда может стать лучше»; способность к эмпатии; наблюдение; «Глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.

Именно личность (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) определяет сущность педагогической деятельности и общения: для чего работает учитель, какие цели он ставит, что выбирает пути для достижения целей и решения проблем. Поэтому личность является центральным фактором в работе учителя.

По мнению Д.А. Леонтьев, ряд самых серьезных требований предъявляется к личности учителя. Среди них основные и второстепенные. И среди основных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного учителя, есть стабильные, постоянно присущие учителю и педагогу всех эпох, времен и народов и изменчивые, в силу особенностей этапа социально-экономического развития. развитие общества, в котором учитель живет и работает.

Основным и постоянным требованием к учителю является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональные знания различных методов обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Их приобретает систематическая и тяжелая работа, огромная работа учителя над собой.

Основа педагогического призвания - любовь к детям. Это фундаментальное качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность личности учителя.

Среди этих качеств учение долга и ответственности.

Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит помочь детям и взрослым, всем, кто в этом нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требует себя, строго следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является преданность учителя.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями к учителю являются общительность, артистичность, жизнерадостность, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.

Основные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность учителя, благодаря которой каждый хороший учитель является уникальной и своеобразной личностью. Для того, чтобы сделать ученика личностью - и теперь как никогда нам нужны личности, отвечающие требованиям времени - сам учитель должен обладать самостоятельностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их в себе.

В.М.Галузяк и Н.И. Сметанский отмечает, что для того, чтобы успешно справляться со своей работой, учитель должен обладать выдающимися педагогическими способностями - определенными психологическими характеристиками личности, которые являются условиями для достижения ею как у учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей:

  • дидактические способности, позволяющие учителю успешно выбирать содержание и методы обучения, можно представить учебный материал, вызывающий познавательную активность у самих учащихся;
  • выразительные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала программы;
  • Способности восприятия - выражаются в психологическом наблюдении учителя по отношению к ученикам, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей образованного;
  • организационные навыки, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; вдумчивое использование каждой минуты урока, создание дружного и сплоченного коллектива студентов;
  • внушающие или авторитарные способности - способность вдохновлять, сильное эмоционально-волевое влияние учителя на учащихся и способность на этой основе завоевывать авторитет в их глазах; академические способности связаны с усвоением знаний, умений и навыков в соответствующей области науки.

Структура личности учителя включает в себя:

  • личностная мотивация (личностная ориентация и ее виды);
  • черты личности (педагогические способности, характер и его особенности, психические процессы и состояния личности);
  • интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал), определяющие уникальность и уникальность личности учителя.

Мотивация личности обусловлена ​​ее ориентацией, в том числе ценностными ориентациями, мотивами, целями, смыслами, идеалами. Ориентация личности определяет систему основных отношений человека с миром и с самим собой, семантическое единство его поведения и деятельности, создает стабильность личности, позволяя ему противостоять нежелательным воздействиям извне или изнутри, является основой самости -развитие и профессионализм, ориентир для моральной оценки целей и средств поведения.

Педагогическая направленность - это мотивация профессии учителя / преподавателя, главное в которой - эффективная ориентация на развитие личности учащегося. Устойчивая педагогическая ориентация - это желание стать, быть и оставаться учителем / учителем, помогая ему преодолевать препятствия и трудности в его работе. Ориентация личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизни и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитие педагогической направленности облегчается смещением мотивации учителя с предметной стороны его работы в психологическую сферу и интереса к личности студентов.

К качествам личности учителя относятся его способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и т. д.).

Способности обычно рассматриваются как индивидуальные черты личности, способствующие успешной реализации его деятельности. Педагогические способности определяются как индивидуальные устойчивые личностные качества, заключающиеся в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогической работы и созданию продуктивных моделей для формирования желаемых качеств и личности образованного.

Различают две большие группы педагогических способностей:

  • перцептивно-рефлексивные способности, которые определяют проникновение учителя в индивидуальную идентичность личности учащегося и его понимание себя;
  • Проективные, конструктивные, управленческие способности связаны с умением действовать на другого человека.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают способность изучать другого человека, понимать, сопереживать, способность принимать его точку зрения и смотреть на себя. Эта группа способностей является «ядерной», не компенсируемой при ее отсутствии. Это типично для работы учителя, поскольку свидетельствует о его ориентации на умственное развитие студента.

Управленческие педагогические способности включают в себя: способность влиять на индивидуальные действия другого человека и его поведение в целом, апеллировать к мотивам и целям учащегося и через них контролировать поведение, не превращая управление в манипуляцию другим человеком.

Другим свойством личности учителя является его характер - система устойчивых эмоциональных отношений учителя с типичными ситуациями профессиональной жизни и связанные с этим стереотипы профессионального поведения (один учитель гибкий и непосвященный, другой импульсивный, взрывной, автономный по своим проявлениям, и т.д.). Сам персонаж не определяет поведение, напротив, в зависимости от ориентации он может меняться.

Психические состояния примыкают к персонажу. Психическое состояние представляет собой одновременную комбинацию различных психических процессов в определенный период времени.

В работе учителя временные психические состояния могут возникать как реакция на ситуацию. Впоследствии они могут превращаться в стабильные функциональные состояния и в этом отношении являются своеобразным резервом развития личности.

Интегральные характеристики личности сочетают в себе ее разнообразные свойства. Прежде всего, они включают профессионально-педагогическое самосознание, то есть набор представлений учителя о себе как о профессионале.

Следующая неотъемлемая характеристика личности учителя - индивидуальный стиль его деятельности и общения.

Следующий параметр - это динамические характеристики. Это: гибкость - традиция; импульсивность - осторожность; стабильность - нестабильность по отношению к изменяющейся ситуации; стабильное позитивное эмоциональное отношение к студентам - нестабильное эмоциональное отношение; наличие личной тревоги - отсутствие личной тревоги; в неблагоприятной ситуации - ориентация на размышления о себе, ориентация на обстоятельства, ориентация на других.

И, наконец, продуктивные характеристики, а именно: однородность - неоднородность уровня знаний студентов, устойчивость - нестабильность учебных навыков студентов, высокий - средний - низкий уровень интереса к предмету.

Личные качества учителя и их роль в воспитании студентов

Личность учителя как определяющий фактор эффективности образовательного процесса

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в образовании, которые реализуются специально обученным и образованным человеком. Дети добровольно следуют за воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на чисто формальных основаниях, внешних требованиях, теряют свое положительное воспитательное значение и оказывают негативное влияние.

Личность учителя как определяющий фактор эффективности образовательного процесса всегда вызывала большой интерес и беспокойство у представителей психолого-педагогической науки.

Преподаватель - это не только профессия, суть которой заключается в передаче знаний, но и высокая миссия создания личности, как своей, так и ученика, или, по словам В.А. Сластенин, «человек в человеке».Великий учитель В. А. Сухомлинский был убежден, что учитель вместе со своими учениками идет важным путем становления личности. Это зависит от того, какой человек учитель, какого учителя он воспитывает. Василий Александрович выдвинул очень высокие требования к личности учителя как руководителя и организатора образовательного процесса: «Мы должны быть примером для подростков в богатстве духовной жизни; только при этом условии мы имеем моральное право на образование. «Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать бесспорным авторитетом для детей.

Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого в раскрытии лучших черт человека является наиболее благоприятной средой для обучения человека. Сам учитель должен быть высоконравственным человеком, чтобы добиться успеха в воспитании детей. Сухомлинский утверждал, что «разум воспитывается разумом, совесть - совестью, преданность Родине - истинным служением Родине».

Роль личности учителя, его влияние на успешность учебного процесса подчеркивает Р.К. Янкелевич и Р.Ф. Юровский. По их мнению, учитель любого уровня, являясь важнейшим генератором духовности между поколениями, не обладает монополией на образовательное влияние. Универсальность, часто полярность образовательных импульсов ставит проблему эффективности, актуальность которой возрастает по мере взросления человека, чье рационально-критическое отношение к окружающей среде, включая воспринимаемую образовательную и педагогическую информацию, возрастает. Сила образовательного воздействия чаще всего определяется не его направленностью (идеями патриотизма, гуманизма, честности), а теми, кто и как их проводит. Поэтому определяющим фактором эффективности образовательного процесса является личность учителя.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. В процессе развития общество постепенно осознало необходимость передачи опыта, накопленного предками. В древности все люди, взрослые и дети занимали равные позиции во всех сферах жизни, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала формироваться и укореняться новая сфера жизни людей - в определенной степени организованная передача знаний и навыков новому поколению. Улучшение общества и повышение уровня работы способствовали необходимости более эффективной организации обучения и предоставления этого определенным людям. Итак, постепенно сформировалась определенная группа людей - педагоги и учителя. В то же время понятие «образование» появилось гораздо раньше, чем понятие «образование», это связано с тем, что осознание людьми знаний и навыков как определенной ценности произошло намного позже, чем необходимость адаптации детей к жизнь в условиях среды, что изначально было главной задачей образования.

С момента образования педагогической профессии учителя были закреплены, прежде всего, образовательной, единой и неделимой функцией. Учитель - это учитель, наставник.

Основными видами педагогической деятельности традиционно являются образование и преподавание. Воспитательная работа подчинена цели гармоничного развития личности. В рамках образовательной деятельности учитель должен организовать команду учеников и направить свою деятельность на решение образовательных задач, ведущих к достижению цели. Успешность решения проблем воспитания определяется наличием позитивных изменений в сознании учащихся, проявляющихся в поведении, эмоциях и повседневной деятельности.

Педагогическая деятельность отличается отсутствием формализации конкретных действий учителя, он может только прогнозировать свои действия и направлять учеников. В каждом случае выбор средств и методов обучения зависит от индивидуальных особенностей ученика или атмосферы и состава коллектива учеников. Оценить результат работы учителя довольно сложно, так как он не имеет строго определенных критериев и оценок, во многом определяется начальным состоянием воспитания прихода.

Учитель, конечно, должен быть авторитетом для ученика, воспитывать его своими знаниями, своим отношением, любовью и, наконец, своей личностью. Вот почему можно утверждать: педагогическая деятельность - это тоже искусство, произведение не менее творческое, чем произведение писателя или композитора. И, возможно, более сложный и ответственный, потому что образ учителя, особенно первого, хранится в памяти человека в самых ярких внешних характеристиках: «... вы можете забыть имя учителя» написал И.Г. Дубов, - важно, чтобы слово «учитель» осталось!

Как пишут авторы пособия «Проблема личного обращения учителя», учитель недавно превратился из «центральной фигуры» в «фон» психолого-педагогических разработок. Его позиция сводится к реализации функции, предписанной ему обществом - быть педагогом. При таком толковании ребенок выступает в качестве субъекта саморазвития, и индивидуально-личностный аспект деятельности педагога (например, растворение в таком определении, как «индивидуальный подход к образованию») оказывается за скобками интересы исследователей и практиков.

В соответствии с идеей М.И. Рожкова о социальной ситуации развития, движущих силах развития личности ребенка содержится в механизме межиндивидуального формирования высших психических функций. Как было показано во введении, взрослый для ребенка является не просто условием личностного развития, но одним из непосредственных участников этого процесса, его субъектом. Эта ситуация вынуждает радикально пересмотреть основную схему психолого-педагогического исследования: не только ребенок, но и взрослый не могут рассматриваться как объект программирования со стороны общества. Для каждого остается возможность свободного самоопределения, право выбора самого себя.

Среди основных навыков, которые учитель передает ученику, - способность служить другим людям, работать, добросовестно выполнять свои обязанности по отношению к семье и гражданскому обществу.

Не отрицая важности уровня образования учителя, основанного на постоянном самообразовании и самосовершенствовании, следует сказать, что ведущая роль в формировании личности ребенка принадлежит личности учителя, его авторитету. Действительно, учитель преподает не первые уроки не словом, а примером.

Основываясь на том факте, что преподавание - это взаимодействие между учителем и учениками, эффективность этого взаимодействия зависит от того, насколько хорошо учитель использовал свою уникальность для умелого осуществления своих целей. При обучении других людей следует иметь в виду, что решение профессиональных проблем зависит от системы восприятия или системы восприятия, которой владеет ученик, готовящийся стать учителем, т. е. от характера своего личного мировоззрения. Центральным звеном в этой индивидуальной эпистемологии является так называемое «феноменальное я», которое состоит из восприятия и оценки человеком своего места в мире.

Личные качества, характеризующие профессионально-педагогическую направленность учителя, являются обязательным условием и концентрированным выражением его авторитета. Если в рамках других профессий выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т. д. Знакомы, учитель может иметь единый и неделимый авторитет индивида.

Основой всех видов деятельности учителя является его идеологическая убежденность, которая определяет его нравственную основу. Выбор профессии учителя должен, прежде всего, основываться на любви к детям, стремлении помочь им в самосовершенствовании и самореализации, открывая им пути для достижения этих целей. Профессиональная ориентация учителя выступает в качестве основы, вокруг которой формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного учителя является его самоотверженность, его готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя свой профессиональный долг превыше всего.

В деятельности учителя идеологическая убежденность определяет все другие черты личности и характеристики, которые выражают его социальную и моральную ориентацию, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданскую ответственность. Идеологическая убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Вот почему это по праву считается самой глубокой фундаментальной характеристикой человека.

Можно утверждать, что формирование личности студента возможно только в целостном педагогическом процессе, обязательным условием которого является единство образования и обучения. Преподаватель, участвующий в этом процессе, должен сам иметь целостность - не только владеть системой научных знаний и уметь применять ее на практике, но и быть человеком с сформированной системой духовных и нравственных ценностей, которые являются основой его мировоззрения, с глубоким пониманием смысла жизни, взаимоотношений между людьми, осознанием своего места.

Одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личные качества учителя. Личность учителя в учебном процессе занимает первое место, те или иные его свойства будут увеличивать или уменьшать образовательное влияние.

Образовательный потенциал личности учителя и особенности его использования

С момента образования педагогической профессии педагогам была поручена в первую очередь образовательная, единая и неделимая функция. Учитель - это воспитатель, наставник. Это его гражданская, человеческая судьба.

Деятельность современного учителя является важнейшим звеном в образовательной системе образовательного учреждения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к ученикам. Именно благодаря современной задаче учебное заведение ставит перед мировым сообществом, государством, родителями - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его самобытности, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, психического, физического развития. совершенство.

Воспитание - это не набор определенных действий и операций, которые преподаватель может обучить и выполнять, которых он гарантированно достигнет успеха, а деятельность, которую учитель должен построить сам, определяя свои цели, насыщая его ценностями, выбирая методы и средства, в соответствии с условиями, отражающими процесс этой деятельности.

Рассматривая различные подходы к определению понятия «образование», можно указать общие черты, которые выделяют большинство исследователей:

  • целенаправленное воздействие на ученика;
  • социальная направленность этих влияний;
  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  • освоение человеком комплекса социальных ролей.

Образовательный процесс можно рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель развития личности образованного человека, реализуемая во взаимодействии учителя и ученика. Образовательный процесс является неотъемлемым ядром педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогической деятельностью является деятельность взрослых членов общества, профессиональная цель которых - воспитание подрастающего поколения.

В то же время организация образовательного процесса не ограничивается его масштабами и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.

Роль личности учителя в образовательном процессе не просто огромна. Эта роль является фундаментальной. Образовательный процесс - это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия учителя и ученика - их взаимное влияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, опытом. Учитель должен не только удовлетворить стремление человека к знаниям, но и максимально усилить его мотивацию на этом пути. Как показывает практика, студенты более охотно изучают предмет, преподаватель которого вызывает уважение и сочувствие. Ученик, ученик, любой ученик воспринимает учителя прежде всего как личность.

Система знаний, которые она формирует, ее образовательные возможности воспринимаются учащимися при преломлении индивидуальности учителя, как нечто личное, переходя от человека к человеку. Вот что имеет особое значение и значение.

Личность учителя выступает своего рода «живым зеркалом», в которое ученик постоянно «смотрит». Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его отношение к работе так или иначе влияют на всех учеников.

В учебно-воспитательной деятельности педагогов всегда есть место для творчества, которое чаще всего реализуется на основе его педагогической импровизации.

Учитель не просто имеет право импровизировать, он не имеет права не импровизировать, он обязан постоянно работать над собой, чтобы быть в состоянии импровизационной готовности, готовности создавать и искать лучшие решения на уроке в Для того чтобы в полной мере и эффективно реализовать свой план.

Чтобы эффективно влиять на детей, вступать с ними в образовательные взаимодействия, стимулировать их инициативу, необходимо глубокое знание законов, в соответствии с которыми происходит процесс усвоения знаний, навыков, формирования отношения к людям и явлениям мира. происходит. Преподаватель должен научиться использовать эти знания на практике, овладеть опытом, умением, искусством их умелого применения. Педагогическая практика часто требует оценки текущей ситуации и срочной педагогической реакции. Интуиция приходит на помощь учителю, который является сплавом опыта и высоких личных качеств. Педагогический опыт развивает способность выбирать из арсенала педагогических качеств именно то, что отвечает требованиям момента.

При организации учебного процесса нельзя игнорировать такой мощный педагогический фактор, как характер педагога, свойства и качества его личности. У одного учителя слишком сильный характер и сильная воля, большая социальная активность. Он старается все делать сам, подавляет стихийность детей, оставляет их безучастными и равнодушными зрителями. Другой мягкий; он не может требовать элементарного порядка от студентов. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолевать себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают возможность прямого, спорадического проявления природы: характера, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Выходом из этой ситуации является правильное понимание того, что определяет характер образовательных отношений. Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в образовании, которые реализуются специально обученным и образованным человеком. Дети добровольно следуют за учителем-воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на чисто формальных основаниях, внешних требованиях, теряют свое положительное воспитательное значение и оказывают негативное влияние.

Учитель предсказывает, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся в своем классе. Современный учитель в своей работе использует не только известные формы воспитательной работы, но и в свою практику включает новые формы работы со студенческой командой. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: разговоры, дискуссии, игры, конкурсы, поездки и экскурсии, конкурсы, общественно-полезная и творческая работа, художественно-эстетическая деятельность, ролевое обучение и т. д. Настоящий учитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый педагог, который знает, как видеть в каждом из своих учеников уникальную, уникальную личность; который глубоко изучает каждого ученика на основе педагогической диагностики, гармонизирует с ним отношения, способствует формированию детской команды, основанной на личностно-ориентированном подходе.

Педагог конструирует образовательную систему класса с детьми, учитывая их интересы, способности, желания, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Нужно помнить, что любая деятельность может воспитывать: умственную, физическую, организационную. Нужно лишь, чтобы она была педагогически оснащена, а именно развивала ребенка, его таланты и в то же время помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает, и благодарность окружающих.

Основная задача образования - «сформировать» не ум, не мышцы и физические навыки, не чувства, не волю, не общительность, а мотивы и мотивационную сферу личности ребенка, то есть его желания, стремления, должны быть социальными, человеческими, моральными, которые поддерживаются разумом и чувствами, волей и привычкой. Современное образование - это деятельность учителя, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения основных психосоциальных потребностей учащегося.

Вывод:

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которой является другой человек. Суть педагогической профессии заключается во взаимодействии с людьми, направленном на улучшение, трансформацию, формирование личностных качеств человека. Будучи связанной с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга.

Будущее поколение не сможет внести необходимый вклад в решение проблем национального развития, если у него нет соответствующего образования. Поэтому личный потенциал учителя нового века означает систему ценностей и норм поведения, которые могли бы обеспечить развитие науки, техники, производства, искусства и культуры нации.

В настоящее время, на наш взгляд, такие качества, как креативность, инициативность, стремление к совершенствованию должны стать приоритетными чертами учителя. Современный учитель должен иметь чувствительность к потребностям общества, гибкость, чтобы отойти от стереотипов. Он должен уметь формулировать альтернативы, уметь оценивать новые подходы и тенденции и быть готовым к применению инноваций. Другими словами, учитель должен осуществлять педагогическое творчество: применять новые комбинации из ранее опробованных методов обучения, создавать принципиально новые методы, формы, концепции, то есть становиться исследователем, создателем, новатором.

Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности учителя, а именно, он должен иметь устойчивую социальную и профессиональную позицию, что выражается в его отношении к миру, профессии и предметам педагогики. В положении учителя проявляются его личность, характер социальной направленности, тип гражданского поведения и деятельности.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что учитель - это не только профессия, суть которой заключается в передаче знаний, но и высокая миссия создания личности, утверждения личности в человеке.

В связи с этим цель педагогического образования и воспитания может быть представлена ​​в виде непрерывного общего и профессионального развития учителя нового типа, который характеризуется:

  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • любовь к детям, потребность и умение дать им свое сердце;
  • подлинный интеллект, духовная культура, желание и способность работать вместе с другими;
  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность создавать новые ценности и принимать творческие решения;
  • необходимость постоянного самообразования и готовности к нему;
  • физическое и психическое здоровье, профессиональная деятельность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.