Роль крупных предприятий в экономике россии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Общеэкономическое значение рекламы и ее особенности в россии  
Валовой внутренний продукт (ввп) и общественное благосостояние  
Основные подходы к исследованию отношений собственности  
Аутсорсинг как элемент современного рыночного хозяйства и его роль в современной экономике  


Введение:

Крупный бизнес является основой экономики страны, и с этой точки зрения анализ последних тенденций его развития всегда является актуальной темой. 

Роль крупного бизнеса в России имеет большое значение. Появление рыночной экономики в России привело к появлению частного бизнеса, в том числе крупного, в лице интегрированных бизнес-групп и компаний. Их влияние на экономическое развитие многих регионов очень велико. 

Обладая значительными ресурсами, крупный бизнес становится важным политическим и социальным фактором в регионах и городах, где базируются его предприятия. Это способствует развитию экономики страны, обеспечивает россиян рабочими местами и повышает уровень жизни населения.

Проблема крупного отечественного бизнеса, его формирования и места в экономике страны представляет большой общественный интерес. Тем не менее, не только еще не решена, но даже не поставлена ​​всерьез задача комплексного описания российского крупного бизнеса в целом. 

Тема курса: «Особенности развития крупного бизнеса в России» очень актуальна в современных условиях. Исходя из вышеизложенного, цель работы - очертить роль крупного бизнеса и его значение в российской экономике. 

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 

  • рассмотреть этапы развития и пространственные стратегии крупного бизнеса, его теоретические аспекты; 
  • проанализировать деятельность крупнейших предприятий России за последние два года;
  • проанализировать особенности крупного бизнеса в России по сравнению с другими странами; 
  • определить аргументы за и против крупного бизнеса; 
  • сделать выводы по результатам анализа. 

Результаты этого анализа помогут нам найти пути решения некоторых проблем развития крупного бизнеса в России. 

Сущность и понятие крупного бизнеса 

Теоретические подходы к определению крупного бизнеса

Понятие «большой бизнес» является традиционным для экономического анализа, однако нет общепринятых критериев для его выделения. Обычно подразумевается, что крупный бизнес - это то, что не совсем вписывается в стандартную рыночную структуру, то есть уже не бизнес. Более того, не только в России, но и в развитых экономиках, где эта концепция часто выступает в качестве триады «большой бизнес - большие профсоюзы - большое государство», выступая против свободной конкуренции. Поэтому в качестве значимого критерия для присвоения конкретной структуры крупному бизнесу мы приняли его способность изменять экономические институты (правила игры) в сфере своей деятельности.

Вы также можете использовать математическую аналогию. Крупный хозяйствующий субъект - это экономический агент, способный оказывать настолько сильное влияние на пространство вокруг себя, что его топология меняется («изгибается», «ломается»). Более того, речь может идти как о пространстве всей национальной экономики, так и о некоторой значимой отрасли и секторе». 

Перейдем к раскрытию понятия «функции крупного бизнеса». Это понимается как Осуществление производственной деятельности и обменных операций между предпринимателем и другими элементами экономической среды. 

Таким образом, бизнес включает в себя следующие функции: 

  1.  ведение финансов и бухгалтерского учета 
  2.  персонал 
  3.  логистика 
  4.  производство 
  5.  маркетинг

Вы также можете выделить второстепенные функции, такие как: 

  • Поддержка предпринимательства. 
  • Исследовательская и проектная работа 
  • Связи с общественностью 

Вышеуказанная модель показывает бизнес с его пятью основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, управление персоналом и логистика) предполагает взаимодействие с внешними подразделениями. Эти учреждения составляют непосредственную среду предприятия, или «микроуровень». Внутри предприятия функция должна взаимодействовать с любой другой функцией.

Основным элементом капиталистической экономики, носителем эволюционного процесса в экономике, является обеспечение стабильности рыночной экономики и ее основных составляющих: цены, структура производства. Большинство продуктов, поставляемых массой, произведено сегодня. Именно благодаря крупным предприятиям развивается бизнес, в основе которого лежат механизмы снижения себестоимости продукции. Крупные фирмы являются носителями научно-технического прогресса, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства. 

В современной России большой бизнес существует в трех основных формах:

  1. Независимое предприятие. Это какой-то неделимый хозяйствующий субъект. Во-первых, единая производственная структура (производящая товары или услуги и связанная с реальным или финансовым сектором), а во-вторых, один экономический агент. В то же время с гражданско-правовой точки зрения предприятие может действовать в форме одного или нескольких юридических лиц. Но деление на несколько юридических лиц, как правило, носит номинальный и ситуативный характер, и здесь можно говорить о «правовой маске».
  2. Компания. Это объединение или относительно изолированные экономические комплексы (не являющиеся юридическими лицами), которые имеют объективное экономическое значение - производство или воспроизводство. Такая ассоциация может быть построена либо вокруг одного продукта - компании, состоящей из одного продукта, либо вокруг группы продуктов - диверсифицированной или по определенной технологической цепочке - вертикально интегрированной. У компании есть единый центр управления, и все ее предприятия имеют общую группу контролирующих владельцев. Таким образом, компания выступает единым экономическим агентом по всем вопросам, кроме того, возможно, операционным. Но в то же время его составляющими являются отдельные производственные единицы, которые в принципе способны существовать независимо в рыночной экономике.
  3. Интегрированная бизнес-группа (IBG). Это определенный набор предприятий и компаний, работающих в разных отраслях и секторах экономики (часто как в реальных, так и в финансовых) и являющихся независимыми юридическими лицами, но в ряде важных случаев действуют в целом. Эта целостность и вытекающие из этого синергетические эффекты обеспечиваются присутствием общей группы владельцев (контролирующих или, по крайней мере, наиболее влиятельных) и топ-менеджеров. В IBG нет технологического или другого естественного единства. 

Крупные компании с большими производственными мощностями имеют два важных преимущества при прочих равных условиях. Во-первых, они могут извлечь выгоду из эффекта масштаба, а во-вторых, они могут производить большие объемы благодаря эффекту кривой производительности.

Экономия на масштабе обусловлена ​​тем, что по мере увеличения объема производства средняя стоимость единицы продукции уменьшается. Это снижение затрат связано с более низкими удельными затратами на единицу продукции при приобретении и эксплуатации производственного оборудования, из-за более низких удельных издержек на единицу продукции с точки зрения затрат на инфраструктуру и управление. 

Эффект, описываемый кривой роста производительности (кривой опыта), заключается в том, что по мере увеличения объема производства компания накапливает опыт наиболее эффективных методов производства, благодаря чему снижаются производственные затраты.

Крупные компании часто используют оба эти преимущества в качестве своей конкурентной стратегии: сначала строят крупный завод со значительной экономией на масштабе, а затем используют относительно низкие затраты для реализации агрессивных стратегий ценообразования и продаж. Затем, в результате увеличения продаж, они движутся вниз по кривой производительности быстрее, чем их конкуренты, что позволяет компании еще больше снижать цены и увеличивать производство. 

Чтобы получить больше чистой прибыли, крупные предприятия должны постоянно расширять масштабы своей деятельности. 

Есть много объяснений положительной и отрицательной экономии от масштаба. Экономия на масштабе обусловлена ​​тем, что с ростом размера предприятия расширяются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении; крупные предприятия могут использовать высокопроизводительное и дорогое оборудование; больше возможностей для диверсификации деятельности, развития вторичных отраслей, производства продукции на основе отходов основного производства.

Негативная экономия от масштаба возникает в связи с нарушением управляемости в слишком крупной фирме: эффективность взаимодействия между ее отдельными подразделениями снижается, фирма становится «неуклюжей», гибкость теряется; становится трудно контролировать выполнение решений, принятых руководством компании; в отдельных подразделениях возникают местные интересы, которые противоречат интересам фирмы в целом; С ростом размера компании увеличиваются затраты на передачу и обработку информации, необходимой для принятия решений.

При оценке поведения крупного отечественного бизнеса используются два основных конкурирующих теоретических подхода - неоклассический и альтернативный. В настоящее время в российской науке доминирует первое направление. Согласно этой теории, анализ и прогнозирование поведения фирм может осуществляться с использованием принципов маржинализма. Такой подход позволяет утверждать, что доходы между людьми распределяются абсолютно справедливо в соответствии с предельной эффективностью труда и капитала.

Основой для использования неоклассической теории при изучении крупного российского бизнеса является предположение, что приватизация большинства государственных предприятий способствовала трансформации их поведения в соответствии с рыночными принципами. Утверждается, что новые акционеры максимизируют выгоды и подчиняют стратегии производства, ценообразования и инвестиций именно этой цели. Поведенческие особенности российских компаний, не соответствующие этой схеме, объясняются плохим административно-командным наследованием. Соответственно, неоклассические теоретики считают, что ограничение государственного вмешательства в экономику поможет увеличить инвестиции.

Непропорциональная структура цен оказывает чрезвычайно сильное влияние на крупный российский бизнес, вызывая постоянное неравенство цен в пользу экспортных отраслей. Оно возникло после шоковой либерализации начала 90-х годов. Адаптация экономики к новым ценам в краткосрочной перспективе оказалась невозможной из-за стабильности технических пропорций. Это привело к резкому экономическому спаду производства, способствовало снижению объемов и прибыльности инвестиций в обрабатывающую промышленность. Компании постепенно приспосабливаются к неравенству цен, внедряя трудоемкие технологии. 

Положительные и отрицательные стороны крупной предпринимательской деятельности

Крупный российский бизнес играет роль локомотива народного хозяйства. Он все еще гораздо эффективнее, чем основная масса средних и малых компаний, с точки зрения производительности труда, рентабельности и, наконец, темпов роста. Благодаря своему особому положению, за годы реформ крупный российский бизнес сосредоточил в своих руках основные денежные потоки. В результате ему удалось сформировать довольно сильные команды из высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров. Особенностью функционирования крупных предприятий в российской экономике является то, что все более заметная роль крупных отечественных компаний характерна для посткризисного восстановления российской экономики. 

Есть четыре основные фундаментальные причины, которые стимулируют рост корпораций:

  1. стремление к экономии от масштаба производства (технологическая экономика). Он формируется с увеличением объема выпуска данного продукта за счет снижения затрат на единицу продукции. Это сокращение достигается за счет изменения характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации занятого труда, внедрении автоматики, в том числе автоматических сборочных линий. Расширение предприятия способствует развитию концентрация производства на крупных предприятиях, формирование многопрофильных и отраслевых монополий.
  2. стремление к экономии от масштаба в сфере деятельности (другой термин - экономия на различных промышленных товарах и рынках сбыта). Этот вид экономики, названный английским экономистом Э. Пенроузом экономящимся на росте, формируется из-за дисбаланса в росте фирмы, которая постоянно создает новые неиспользованные производственные и финансовые ресурсы. Экономия от использования этих ресурсов также становится стимулом для расширения сферы деятельности фирмы. Это зависит от конкретного набора производственных ресурсов, которыми обладает фирма, поэтому большинство фирм стремятся проникнуть в те области, в которых технологические и рыночные факторы совпадают с основным производством фирмы. Эффект масштаба позволил создать крупные многопрофильные, многопрофильные и многонациональные компании. Инструментами для их формирования были вертикальная интеграция (комбинация), диверсификация (включая конгломерацию) и интернационализация с ее высшей формой - глобализация.
  3. экономия на транзакционных издержках. Эти затраты связаны с реализацией рыночных договорных отношений и возникают при переходе товаров или услуг из одной технологически обособленной структуры в другую, то есть при совершении сделки - сделки, операции, договора, договора. О. Уильямсон, опираясь на исследования по изменению организационных форм корпораций в Соединенных Штатах за 150 лет, которые привели к созданию современной фирмы, назвал эти затраты «главным фактором организационной эволюции корпораций». Современная корпорация, по его мнению, является продуктом ряда организационных инноваций, целью и результатом которых является снижение операционных издержек. Другими словами, современная корпорация является средством снижения этих затрат.

Кроме того, большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на мировых рынках, что позволяет им воспользоваться относительно дешевыми ресурсами мировой экономики, размещая различные этапы производства в разных странах. Эти свойства крупного бизнеса наиболее ярко проявляются в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние, благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации, способны создать для себя эффективный рынок и социальную инфраструктуру. Приезжая в менее развитые страны, сами ТНК создают коммуникации, формируют модель поведения для работников и потребителей и активно влияют на внутреннее и международное законодательство.

Помимо конкурентных преимуществ, у крупного бизнеса есть и слабые стороны. Проблема крупного отечественного бизнеса, его формирования и места в экономике страны представляет большой общественный интерес. Некоторые из его аспектов - финансово-промышленные группы и модернизация, роль крупных банков, проблемы корпоративного управления и строительства, «олигархические» связи бизнеса и власти - достаточно подробно изучены российскими и зарубежными специалистами. Тем не менее, задача комплексного описания российского крупного бизнеса в целом еще не решена, но даже не поставлена ​​всерьез. Следовательно, обоснованный национально-экономический анализ и прогноз его влияния на экономические и социальные процессы в стране по-прежнему невозможны.

К негативным аспектам крупной предпринимательской деятельности можно отнести:

  1. чрезмерная концентрация экономики. 
  2. локализация экономических отношений. 
  3. блокирование горизонтальных экономических связей, которые не выходят за пределы конкретной компании. Негативные ожидания связаны с угрозой свободной конкуренции, неэффективностью межсекторального перераспределения ресурсов, монопольной практикой и, в конечном итоге, с ограничениями политической демократии.

Рост фирмы часто сопровождается снижением ее эффективности управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы для повышения эффективности и делает большой бизнес негибким. Эти характеристики крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и малых размерах. 

Роль крупных предприятий в современной рыночной экономике

Существуют различные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной экономики. Один из них назначает ему роль главной движущей силы. В соответствии с этим не только развитие, но и экономический прорыв обеспечивается тесным взаимодействием и взаимопомощью крупных компаний и государства, проводящего активную дирижистскую политику. Более того, такие компании - «национальные чемпионы» (одна или несколько) должны появляться или создаваться во всех значимых отраслях народного хозяйства. Эта идея господствовала в СССР в первые годы перестройки и, похоже, сейчас набирает популярность.

Согласно диаметрально противоположной точке зрения, крупный российский бизнес, в основном ориентированный на сырьевые ресурсы, играет лишь роль трубы, по которой из страны во внешний мир выкачивается рента природных ресурсов. А надежды на экономическое развитие и социальную модернизацию возлагаются в основном на малый бизнес, который, опять же, должен особенно охраняться государством. Мировоззренческая основа этих идей - общедемократический пафос и однозначно негативная оценка трансформации отечественной экономики в 1990-х годах.

Обе эти позиции, как и положено крайности, далеки от реальности. Как показывает опыт всех успешных стран, крупный бизнес является основой национальной экономики, его основным представителем в мировой экономике, важнейшим партнером и противником государства в разработке и реализации промышленной политики. Но основная часть занятости, доходов и налогов, а также инноваций поступает из среднего бизнеса (конечно, в масштабах соответствующих стран). Классический малый бизнес в основном выполняет социальные функции, предоставляя огромному количеству людей приемлемый уровень дохода и статуса, а некоторые из них также имеют опыт предпринимательской деятельности плюс начальный капитал для карьерного роста.

Описанная модель верна для России с двумя поправками. Первый связан с увеличением доли аренды природных ресурсов в первичном доходе. В результате большой бизнес, который контролирует подавляющую часть сырьевого сектора, является нашим основным налогоплательщиком, а также донором для остальной экономики. Во-вторых, большой внутренний бизнес, вероятно, будет играть и будет играть более важную роль, чем в других странах, в процессах внедрения, тиражирования и распространения инноваций. Однако поправки не меняют основного содержания модели. Следовательно, в России темпы и качество роста, инновационная активность и другие составляющие успеха в экономике критически зависят не от крупного, а от среднего бизнеса.

Именно последнее должно стать основным двигателем экономического развития страны. В то же время мы называем субъект крупного бизнеса таким экономическим агентом, который своим существованием меняет правила игры (то есть экономические институты вокруг себя) - в экономике в целом или, по крайней мере, в соответствующей отрасли. промышленность. За весь рассматриваемый период нижней количественной границей «крупного бизнеса» можно считать оборот (продажи) около 500 млн. Долл. В год. В будущем эта граница, конечно, будет значительно поднята. Экономическая роль крупного бизнеса чаще оценивается положительно, чем отрицательно: 35% респондентов считают, что это положительно влияет на экономику страны, а 28% - отрицательно.

Особенности крупного бизнеса в развитых странах 

Вся российская экономика основана на бизнесе. Они основаны на малом бизнесе, но особое внимание уделяется крупному бизнесу как наиболее прибыльному виду деятельности. Большой бизнес в России равносилен среднему бизнесу в других странах. 

Крупный бизнес в зарубежных странах является основой экономической стабильности. В странах со стабильными демократическими традициями крупный бизнес находится в положении, когда для реализации своих планов он вынужден вести переговоры с другими субъектами городской среды.

Большой бизнес не поддается простому определению. Обычно понятие «большой бизнес» применяется к таким гигантам, как IBM и General Motors. По словам эксперта, в число крупнейших компаний входят крупнейшие компании мира: General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США), Nippon Telegraph & Telephone (Япония), Exxon (США) Среди 500 компаний мира, которые получили наибольшую балансовую прибыль по данным Fortune, были: General Motors (США), Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Иточу (Япония).

Корпорации являются одной из ведущих форм организации современного бизнеса. В настоящее время исследователи выделяют три основные модели, существующие в странах с развитой рыночной экономикой: англо-американская, японская и немецкая. 

Американская модель корпорации была создана с учетом ориентированной на рынок финансовой системы, на основе развитого рынка капитала, широкого спектра различных финансовых инструментов. Сегодня в Соединенных Штатах распространились два основных типа корпораций. В первом случае банковский холдинг является консолидирующим ядром, а во втором - производственно-технологическим комплексом. Отношения внутри корпораций строятся на основе установления гибких связей со свободным потоком капитала из одной отрасли в другую.

Японские корпорации (сюданы) представляют собой самодостаточные универсальные диверсифицированные экономические комплексы, в которые входят финансовые учреждения (банки, страховые, трастовые компании), торговые фирмы, а также производственные предприятия, которые составляют весь спектр отраслей. Компании тяжелой и химической промышленности были консолидирующим ядром сюданов с момента их создания после Второй мировой войны. Широкое использование корпорациями заемных средств является одной из причин экономических достижений Японии.

Характерной чертой немецкой традиции корпоративного образования является тесная связь между банками и промышленностью. На основе акционерных, финансовых и деловых связей происходит межотраслевая интеграция промышленных концернов с финансовыми институтами в устойчивые горизонтальные производственные и финансовые ассоциации. Координация в немецких корпорациях обеспечивается присутствием относительно небольшого круга должностных лиц, которые одновременно являются членами правления различных компаний и фирм, входящих в эту корпорацию.

Представленные схемы корпоративного контроля не являются взаимоисключающими. Их сосуществование в ведущих странах мира подтверждает, что ни одна модель не имеет явных преимуществ перед другими и не является универсальной для национальных экономик. Более того, ведущие специалисты в области экономических систем указывают на возможность объединения отдельных компонентов разных моделей. Критерием в этом случае является степень влияния того или иного инструмента корпоративного управления на достижение экономического роста.

Аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) подготовила очередной рейтинг глобальной конкурентоспособности стран (Индекс глобальной конкурентоспособности 2010-2011), проанализировав ситуацию в 139 странах. GCI состоит из 12 условий конкурентоспособности, которые подробно характеризуют конкурентоспособность стран мира на разных уровнях экономического развития. К таким терминам относятся: «Качество учреждений», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здравоохранение и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность труда рынок »,« Развитие финансового рынка »,« Технологический уровень »,« Размер внутреннего рынка», Рейтинг глобальной конкурентоспособности за 2010–2011 годы был на первом месте в Швейцарии, которая также заняла первое место в рейтинге прошлого года. Коррупция, доступ к финансам и налоговое регулирование - это основные проблемы, которые мешают России войти по крайней мере в тридцатку самых конкурентоспособных стран мира. До настоящего времени Российская Федерация была удостоена только 63 места из 139 возможных соседних государств, таких как Шри-Ланка и Уругвай. 

Развитие крупного бизнеса в России

Развитие крупного бизнеса от начала рыночных преобразований до финансового кризиса 1998 г.

В настоящее время мы можем говорить о 17-летней истории российского крупного бизнеса. Это следует учитывать из указов президента и указов российского правительства, в соответствии с которыми были сформированы «Газпром», РАО «ЕЭС России» и первые три вертикально интегрированные нефтяные компании - ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Сургутнефтегаз. Эти нормативно-правовые акты появились осенью 1992 года - весной 1993 года. Приватизация убыточных предприятий осуществляется в кратчайшие сроки указом президента. Как показала практика, кризисная реформа в стране проводилась непоследовательно и необдуманно. Именно бессистемное законодательство нового государства послужило источником всех социальных и экономических катаклизмов.

Бывшие гиганты отрасли к 1995 году стали представителями "люмпен-бизнеса". Они перестали производить товары, предпочитая зарабатывать на аренде собственных помещений, сдавая их в аренду зарождающемуся малому бизнесу. В результате когда-то крупные предприятия создали на своих площадках своеобразные бизнес-центры. И в тот момент такая ситуация была абсолютно естественной, поскольку создание частного предприятия напрямую зависело от наличия помещений, что было подкреплено законом. При регистрации частного предприятия, вид деятельности которого еще не может быть определен, предприниматель уже был обязан предоставить договор аренды. Таким образом, в новых экономических реалиях создается гипер-спрос на недвижимость.

И все же эта ситуация не вечна. Успешная приватизация - это не бизнес. Крупное предприятие построено на производстве товаров, которые в условиях свободной конкуренции способны захватить рынок. В ближайшее время рента не принесет такой огромной прибыли - любая монополия рано или поздно заканчивается. 

И, стремясь уничтожить мелких конкурентов, крупный бизнес выкапывает дыру для себя. Наличие всех форм деловой жизни является неизменным условием для гармоничного развития экономики. Малый бизнес является экономической основой для развития большая, поскольку, как и любая река, начинается с ручья, бизнес-гиганты вырастают из развитой бизнес-идеи.

Развитие крупного бизнеса после финансового кризиса 1998 года и до настоящего времени 

В 1998 году произошел очень сильный кризис, который напугал всех, который неожиданно принес пользу всем. Выход из кризиса оказался неожиданно быстрым и бесконфликтным, после чего начался реальный экономический рост, темп которого, который нам кажется недостаточным, по мировым стандартам весьма приличный. Началась некая стабилизация (социальная, структурная, политическая), в результате которой изменились потребности и намерения владельцев крупного бизнеса.

В самых сложных условиях восстановление страны после катастрофы в августе 1998 года было в значительной степени обусловлено ускоренным ростом экспорта и сдерживанием импорта. Но в четвертом квартале 2000 года импорт впервые, хотя и незначительно, обогнал экспорт - рост составил 23,5 и 21,9% соответственно. 

Период с 2000 года по настоящее время очень сложен и противоречив. Но постепенно достижения российского бизнеса признаются и на Западе. 

За 2009 год Россия также вошла в список 300 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации. Это 28-й Газпром с капитализацией 118,61 млрд долларов, Сбербанк на 201-м (28,09 млрд) и Сургутнефтегаз (242, 24,49 млрд долларов).

Основным критерием отбора крупнейших российских компаний является показатель, характеризующий объем продаж продукции (работ, услуг). В тех случаях, когда этот показатель из-за специфики деятельности компаний не может быть применен (например, для банков, страховых компаний), используются данные финансовой отчетности, которые максимально приближены к нему с точки зрения экономического значения. Также используются: рыночная стоимость компаний (капитализация (см. Приложение № 1)), объем продаж, прибыль, параметры фондового рынка. Для банков - сумма процентного дохода (до вычета расходов) и непроцентного дохода (нетто) расходов на операции с ценными бумагами и иностранной валютой). Для страховых компаний - сумма чистых страховых взносов по страхованию жизни и другим видам страхования.

Рейтинговое агентство «Финанс» ежегодно составляет список крупнейших компаний России. Этот список наиболее точно иллюстрирует ситуацию, сложившуюся в корпоративной России. 

Анализ процесса формирования интегрированных компаний нефтегазохимического комплекса в России позволил выявить их положительные и отрицательные стороны. Как минимум четверть века российскую экономику называют "сырьем". Кто-то может утверждать, что это тенденции только в последние годы. Но это не так. С конца 70-х годов развитие экономики определялось ценами на сырье и, прежде всего, топливо.

Если вы посмотрите в топ-10 крупнейших компаний России, вы не заметите ничего нового. Позиции холдингов изменились, но отраслевая структура осталась неизменной. Пять компаний из нефтегазового сектора, одна из металлургии, другая из электроэнергетики. И только три фирмы работают в несырьевом бизнесе. Это РЖД, Сбербанк и группа ВТБ. На нефтегазовый сектор приходится 29% от общей выручки рейтинга «Финанс-500», в то время как доля «Газпрома» составляет 8%, то есть почти 1/12.

После почти полного коллапса российской экономики и промышленности в 90-х годах крупнейшими компаниями стали акционерные общества, львиная доля которых принадлежит государству. В последние годы все они выросли еще больше и вышли на международные фондовые рынки. Таким образом, акции Газпрома высоко ценятся на мировом рынке ценных бумаг. Основными лидерами среди крупнейших компаний являются сырьевые компании. Это свидетельствует о высокой зависимости российской экономики от экспорта сырья. Большой бизнес стал более консервативным и сдержанным. Стратегия быстрого экстенсивного роста заемных средств была заменена стратегией повышения эффективности. Сырьевые компании столкнулись с проблемами сбыта, прежде всего на зарубежных рынках. Это привело к корректировке производственных планов и сокращению производственных затрат.

В целом можно отметить, что экономическая ситуация в России значительно улучшилась за последние годы по сравнению с 90-ми годами. Государственный бюджет имеет положительное сальдо, доля экспорта превышает долю импорта. Перспективы промышленного восстановления появились. Российская экономика стала привлекательной для инвесторов. Ведутся активные переговоры о вступлении России в ВТО, что может придать дополнительный импульс развитию нашей экономики.

Проблемы и перспективы развития крупного бизнеса 

Подводя итог, можно сказать, что бизнес в России не развивается на достаточном уровне. Для успешного и успешного развития крупного бизнеса в России необходимо создать для этого благоприятные условия.

А именно: 

1. Малые фирмы должны быть объединены в одно крупное предприятие. Если мы обратимся к реальному положению дел, то подавляющее большинство фирм были созданы на основе единоличного владения, а основная часть продукции производится корпорациями. 

2. Фирмы должны составить бизнес-план как минимум на 3 года. Это поможет крупным предприятиям прогнозировать и планировать развитие своего бизнеса.

3. Крупные компании должны участвовать в различных конкурсах. Это должно быть сделано, потому что соревнования фиксируют профессиональные достижения, а звание победителя и лауреата отражает степень признания в конкретном сообществе. Самые известные всероссийские бизнес-конкурсы: «Лучшее российское предприятие», «Менеджер года», «Продукт года». Самыми престижными наградами считаются «Деловой Олимп». 

4. Помимо участия предприятия в конкурсах, необходимо участвовать в выставках инвестиционных проектов. Подобные ярмарки необходимо организовывать чаще, чтобы привлечь сотрудников и клиентов. 

5. Необходимо провести обучение в компании как минимум по четырем направлениям: 

  •  Для адаптации новых сотрудников;
  •  Повысить эффективность работы компании в целом; 
  •  Повысить эффективность работы отдельных групп работников и подразделений; 
  •  Повысить эффективность работы отдельных сотрудников. 

Это позволит компании повысить уровень профессионализма, так как в этой компании будут работать только хорошо обученные и высококвалифицированные сотрудники. 

6. Необходимо также выполнять различные действия не только для увеличения продаж, но и для того, чтобы научить людей пользоваться товарами, которые производит это крупное предприятие. 

7. Компания нуждается в рекламе. Реклама, как вы знаете, является основным двигателем торговли. Таким образом, это может привлечь больше клиентов и сотрудников, а также иностранных инвесторов. Реклама может быть разной природы: от стендов на улицах города до рекламы в Интернете.

8. Для крупных предприятий важную роль играет веб-сайт компании в Интернете. Это удобно не только для клиента, который может легко ознакомиться с достижениями предприятия, но и для иностранных инвесторов, которые хотели бы инвестировать в развитие этого предприятия. 

Если крупной компании удастся выполнить все критерии успешного развития своего бизнеса, то эта компания не только внесет свой вклад в развитие крупного бизнеса в России, но и достигнет определенных успехов в своей сфере деятельности.

Заключение 

Теперь давайте подведем итоги. Бизнес является важным элементом современного рыночного механизма, без которого рыночная экономика не будет работать эффективно. Он осуществляется за счет собственных или заемных средств на свой страх и риск и под свою ответственность устанавливает основную цель получения прибыли и развития собственного бизнеса. 

Существует 3 формы организации фирмы: предприятие, определяемое как единоличное владение или единоличное владение, товарищество или товарищество и корпорация. 

В свою очередь, у крупного бизнеса есть свои формы организации. К ним относятся холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансовые и промышленные группы, консорциумы, которые имеют место. Эти формы направлены на использование большого капитала. 

В результате проделанной работы я узнал, что бизнес в России не развивается на достаточном уровне. То, что в России называют крупным бизнесом, в других странах это только средний бизнес. Чтобы решить эту проблему, необходимо выполнить некоторые условия для реализации роста развития крупных фирм. 

В данной курсовой работе мы поставили цель: дать рекомендации о том, как улучшить развитие крупного бизнеса в России.

Для достижения этой цели были решены следующие задачи: 

  • проанализированы особенности крупного бизнеса в России по сравнению с другими странами; 
  • аргументы за и против крупного бизнеса были раскрыты; 
  • проведен сравнительный анализ деятельности крупных фирм и их роста.

Результаты этого анализа помогли нам найти пути решения некоторых проблем развития крупного бизнеса в России. 

Подводя итог вышесказанному, отметим, что для развития крупного бизнеса необходимо внести существенные изменения не только в систему контроля и стимулирования крупномасштабной предпринимательской деятельности, но и в общие экономические условия, определяющие формирование фундаментальные характеристики крупного предпринимательства. Без понимания ответственности государства за направление, результаты и социальную стоимость реформ эта проблема не может быть решена.

Процесс создания крупного предпринимательства, вопреки ожиданиям многих, оказался гораздо более сложным, противоречивым и трудоемким делом, чем это первоначально предполагалось. Это обусловлено характером и ходом социально-экономических реформ, от которых зависит общий успех рассматриваемого процесса. В свою очередь, этот процесс влияет на ход реформ.

Это возможность альтернативного проявления новых реальных форм собственности в рамках многоуровневой национальной экономики, изменения структуры общественного производства. Нынешняя ситуация в целом неблагоприятна для функционирования крупного бизнес-корпуса в России. Но даже в этих сложных и противоречивых условиях налицо положительный опыт развития предпринимательской деятельности, что позволяет считать процесс формирования этого явления необратимым.