Роль иностранного капитала в международных инвестиционных проектах на примере

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 25.05.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль государства в экономике: ретроспективный анализ

Информационно-аналитическая справка по представителям бизнес-сообщества Польши

Основы управления недвижимостью

Научно-техническая революция

 

Введение:

 

Инвестиции (от латинского investire - площадь) - все виды собственности и интеллектуальных ценностей, вложенные в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которых создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Такие ценности включают наличные деньги, целевые банковские депозиты, акции, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, права собственности, вытекающие из авторских прав, ноу-хау, опыт и другие интеллектуальные ценности, право на использование земли и других природных ресурсов.

Иностранные инвестиции - это долгосрочное вложение капитала иностранными владельцами в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие секторы экономики: экспорт отечественного капитала в другие страны. Экспорт предпринимательского капитала осуществляется в основном за счет создания филиалов или дочерних предприятий монополиями за рубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национального капитала.

Вопросы иностранных инвестиций в экономической литературе представлены неоднозначно. Таким образом, в большей части советской экономической литературы иностранные инвестиции представлялись как вывоз капитала монополией одной страны в другие страны с целью его наиболее выгодного использования. Сейчас такие представления существенно изменились, поскольку любая предпринимательская деятельность связана с получением определенной прибыли.

Современная мировая экономика не может успешно развиваться без иностранных инвестиций. Многие страны мира активно вкладывают свои средства в экономику других стран, получая определенный доход и развивая определенные отрасли национальной экономики этих стран.

Роль иностранных инвестиций очень важна для нашей страны, поскольку на основе полученных кредитов создаются благоприятные условия для обновления и развития всех необходимых секторов национальной экономики, повышения эффективности производства и выпуска конкурентоспособной продукции.

 

Сущность и ценность иностранных инвестиций в мировой экономике

 

Результаты фундаментальных исследований украинских и зарубежных ученых однозначно свидетельствуют о том, что процессы обновления и роста экономики определяются размером и структурой инвестиций, качеством и скоростью их реализации. Более того, исследователи отмечают, что без инвестиционной экономии и соответствующих материальных ресурсов в инвестициях никаких позитивных сдвигов не происходит.

Создание современного капитала и обеспечение конкурентоспособности товаропроизводителей на внешнем и внутреннем рынках невозможно без инвестиций. Процессы структурного и качественного обновления мирового товарного производства и рыночной инфраструктуры происходят исключительно за счет инвестиций. Чем интенсивнее он проводится, тем быстрее происходит воспроизводственный процесс, тем активнее происходят эффективные рыночные преобразования.

В настоящее время, как никогда ранее, многие страны мира сталкиваются с объективной необходимостью активизировать инвестиционную деятельность для создания конкурентоспособных экономических систем, модернизации и реконструкции существующих структур, а также обеспечения диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований.

Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них невозможно быстро преодолеть экономические кризисы и выйти на рубежи экономического роста, обеспечить увеличение социального эффекта, сбалансированную макроструктуру, повышение заработной платы до уровня, стимулирующего ее высокую производительность и платежеспособность рынка, что является мощный катализатор общего экономического подъема и прогрессивных сдвигов.

В стратегии инвестиционной деятельности важную роль играет разумный выбор инвестиционных направлений - насколько они будут соответствовать будущим национальным интересам того или иного государства. Реализация долгосрочных инвестиционных проектов, как известно, формирует перспективную макроэкономическую структуру страны, изменения во внутреннем (региональном и отраслевом) и внешнем разделении труда, определение соответствующей ниши страны в структуре мирового рынка.

Будущее экономическое развитие стран мира следует рассматривать в контексте и тенденциях развития мировой экономики. Эпоха вхождения народов в новое столетие характеризуется тектоническими сдвигами в социально-экономической и технологической структуре с соответствующей трансформацией институциональных основ всей современной экономики. Локальные экономики отдельных стран постепенно теряют потенциал саморазвития, интегрируясь в общепланетарный экономический организм с универсальной системой регулирования.

Уже сейчас транснациональные корпорации (ТНК) и другие мощные экономические структуры играют решающую роль в мировом развитии. По данным зарубежных исследователей, совокупность 37 тысяч ТНК с 200 тысячами своих филиалов охватила почти всю планету. Это своего рода экономически стабильная и динамичная экономическая система планетарного типа, в которой сосредоточена треть всех производственных фондов планеты, производится около 40% всего планетарного продукта, осуществляется более половины внешней торговли, более 80%. торговли новейшими технологиями и контролирует более 90% вывоза капитала.

Если добавить к этому национальные формы крупного бизнеса в каждой экономически развитой стране, то станет совершенно ясно, на чем основана современная мировая экономика и что движет ее быстрыми темпами. Это не малый или даже средний бизнес, занимающий свои рыночные ниши, но не значительный инвестор и не просветитель крупного капитала.

Также следует отметить, что сейчас активно формируются глобальные мировые рынки закрытого типа, охватывающие группы стран в огромных регионах мира. Среди них - единый рынок ЕС, рынки стран Американского континента во главе с США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона во главе с Японией и Китаем.

В то же время технологическое лидерство является определяющим фактором прогресса. По этому критерию оценки страны были разделены на группы:

  • а) быстро прогрессирующая, производительность труда у которой самая высокая;
  • б) страны со средним уровнем технологического развития и производительности труда;
  • в) технологически отсталые страны с низким уровнем научно-технического развития и производительности труда.

В большинстве случаев они выступают сырьевыми придатками экономически развитых стран, выпадающими из перспектив лидерства, а иногда даже с региональных мировых рынков конечной потребительской продукции из-за неконкурентоспособности.

Таким образом, капитал в основном сосредоточен в экономически развитых странах с высокой производительностью труда. Сюда же поступает значительная часть финансового капитала экономически отсталых стран, их природных ресурсов и талантов.

 

Условия для иностранных инвестиций

 

Иностранные инвестиции возникают, когда есть два основных фактора: стимулы и регулирование. Каждый инвестиционный процесс осуществляется и развивается в конкретных и во многом уникальных внутренних и внешних социально-экономических и политических условиях. Его импульсы и стимуляторы определяются рядом факторов, которые, в зависимости от комбинации, определяют методы капитальных вложений.

Сложность действия важнейших мотивов современного иностранного инвестирования требует использования многофакторного подхода к его изучению. Это связано с тем, что, во-первых, на динамику притока внешних средств одновременно влияют несколько основных факторов: политические, экономические (валютные, инфляционные, стоимостные, конъюнктурные), социальные, технологические и т. д. разные факторы проявляются не изолированно, а во взаимодействии.

Практическая неограниченная и значительная вариативность спектра их действия объективно определяет использование избирательного подхода к выявлению наиболее важных из них при анализе стимулов для иностранных инвестиций. Квалификация последних и наличие четкой взаимозависимости с основными экономическими параметрами (политическая и макроэкономическая стабильность, экономический рост, научно-технический прогресс, портфельные инвестиции, структура экономики, занятость, экспорт, платежный баланс, обменный курс, процентные ставки, инфляция и др.) требуют их учета при реализации внешнеэкономической политики.

По имеющимся данным, за 1985 - 1995 гг. Мировые потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) увеличились в 5,5 раза - с 56,8 млрд долларов до 314,9 млрд долларов, в том числе в 4,7 раза в развитые страны - с 43,1 млрд до 203,2 млрд долларов, в развивающиеся страны. стран в 7,3 раза - с 13,7 млрд до 99,7 млрд и в страны Центральной и Восточной Европы в 604 (!) раза - с 0,02 млрд до 12,8 млрд долларов.

Иностранные инвестиции сопровождаются увеличением открытости экономик стран для иностранных инвесторов. На современном этапе интернационализации экономических процессов либерализация регулирования иностранных инвестиций происходит повсеместно: в 1991 г. 35 стран внесли изменения в либеральный план своих инвестиционных режимов, в 1992 г. - уже 43, в 1993 г. - 57, в 1994 г. - 49, а в 1995 г. - 64 страны. Количество изменений, связанных с либерализацией иностранных инвестиций в эти годы, соответственно: 80, 79, 101, 108, 106. В их структуре в 1995 г. 32% изменений были связаны с предоставлением льгот, 30% - условиями. для продуктивного функционирования, 15% - условия собственности, 9% - увеличение гарантий и 4% - ослабление контроля.

Экономическая стабильность - естественный фактор внешних инвестиций. Существует четкая взаимосвязь между экономическим ростом и темпами притока прямых иностранных инвестиций; некоторые исследователи считают рост экономики принимающих стран решающим фактором положительной динамики их потоков. В частности, увеличение валового национального продукта развивающихся стран в среднем на 1% стимулирует увеличение потоков ПИИ примерно на 10 миллиардов долларов.

Развитие иностранных инвестиций привело к созданию международного производства. При этом прослеживается тенденция к концентрации национальных предприятий на территориях своих регионов, то есть к группировке иностранных инвестиций вокруг страны базирования. В частности, США инвестируют в Центральную и Южную Америку, европейские фирмы - в другие европейские страны, включая Восточную Европу, японские инвесторы размещены в ряде азиатских стран. Помимо снижения транспортных расходов, это также определяется определенными преимуществами, такими как языковые и культурные связи, схожесть менталитета, а также возможность более тесных контактов за счет экономии времени в пути.

При инвестировании, особенно в высокотехнологичные отрасли, одним из важнейших факторов является использование интернализации. Последнее в первую очередь практикуется в условиях внутрифирменного международного производства транснациональных корпораций и в некоторой степени может служить возобновлением их создания и принципом организации и роста любой фирмы. В его рамках внешнеэкономические операции осуществляются на внутренней основе - без смены собственника передаваемых ресурсов. Интернализация представляет собой лучший вариант в быстро меняющейся технологии. Преимущества в последнем и объем продаж определяют круг отраслей и фирм, которые будут вести инвестиционную деятельность.

Фактически, ни одна фирма не могла бы понести дополнительные операционные расходы, если бы не было преимуществ владения перед ее конкурентами. Увеличение объема прямых иностранных инвестиций в этом аспекте определяется наличием ряда нематериальных преимуществ, которые могут быть перенесены за границу с небольшими затратами; это обеспечивает рентабельность таких инвестиций. Благодаря таким нематериальным активам некоторые фирмы расширяют свою деятельность и создают концентрированные производственные структуры.

Наряду с объективными факторами существенное влияние на развитие иностранных инвестиций оказывают субъективные факторы, включая деятельность людей, социальных групп, политических сил и звеньев государственного аппарата. К ним также относятся действующее бизнес-законодательство, государственное регулирование экономики и общая политическая стабильность. Уровень последнего напрямую определяет увеличение или уменьшение объема иностранных инвестиций. В первую очередь это касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Считается возможным констатировать наличие долгосрочной зависимости между политической стабильностью принимающей страны и темпами притока (оттока) иностранных инвестиций. Реальным примером в этом контексте может служить Южно-Африканская Республика, которая в свое время добилась значительных успехов в привлечении прямых иностранных инвестиций, но из-за длительной практики апартеида и, как следствие, социальной нестабильности, она потеряла иностранный капитал, отток которых продолжался до 1994 г.

В частности, иностранные инвесторы уделяли приоритетное внимание политической стабильности и социальному порядку при принятии решений об инвестировании в Тайвань. На втором месте была озабоченность отношением к иностранным инвестициям в стране (в первую очередь это касалось США и стран ЕС, которые недостаточно знали об инвестиционном климате). Фактор стоимости рабочей силы был важен только для японских инвесторов, что, на наш взгляд, также свидетельствует о необходимости учитывать менталитет родной страны для страны-реципиента.

Также желательно учитывать дифференциацию менталитета при реализации чисто инвестиционного процесса. Характерной чертой стратегии японских предпринимателей и инвесторов является долгосрочная ориентация и использование долгосрочных кредитов. Поэтому при развитии производства для них характерно не постоянное отслеживание котировок акций на бирже, а концентрация усилий на решении стратегических задач. Напротив, американские менеджеры во многом зависят от размера дивидендов и поэтому должны сосредоточиться на максимизации текущей прибыли.

Это касается и менталитета принимающей страны. В частности, рост японских инвестиций в Тихоокеанский регион (прежде всего в Южную Корею, Сингапур, Малайзию и Таиланд) связан не только с наличием хорошо обученной и дисциплинированной рабочей силы, но и с ее легким восприятием японского менеджмента.

Попытки отечественных фирм вывести деятельность за пределы национальных границ могут быть объяснены агрессивными или защитными причинами: увеличением или защитой прибыли, удержанием рынка или проникновением на него.

В целом выбор места инвестирования в принимающей стране определяется на основе учета таких параметров, как размер рынка, наличие факторов производства, затраты, степень развития инфраструктуры, торговая политика, конкуренция, режимы входа и выхода. , собственность, трудоустройство и т. д. Инвестор выбирает место инвестирования, также принимая во внимание характер соответствующей технологии, стратегию фирмы и ее представителей в отношении степени риска и потенциальной выгоды.

Одна из основных движущих сил иностранных инвестиций - фактор стоимости. Его умелое использование определяет значительную доходность вложения денег для страны, в которую вложен капитал. Примером может служить политика Китая по привлечению иностранных инвестиций, которая характеризуется успешным использованием разницы в ценах на землю по сравнению с соседними странами. В результате, в зоне Шанжень эффективность использования капитала составила 75%.

Следует отметить, что наличие дешевой неквалифицированной рабочей силы и возможность снижения уплачиваемых налогов важны при выборе места для иностранных инвестиций. Аргументом в пользу этого положения является стоимость рабочей силы в Мексике, которая составляет всего 12% от стоимости в Соединенных Штатах. Это стало решающим фактором в закрытии крупнейших производителей телевизоров из Японии, Тайваня и Южной Кореи своих заводов в США и переезде через границу в Тихуану с дальнейшими намерениями инвестировать сюда в 1996–1997 годах почти 1 миллиард долларов на строительство новых заводов. Например, в трех городах, граничащих с США, включая Тихуану, сосредоточено 90% корейских и почти половина японских ПИИ в Мексике.

Инвестиции основаны прежде всего на прагматических мотивах. Поэтому также учитывается, что доход от инвестиций в развивающиеся страны на данном этапе намного выше (как правило, на 10–12%), чем в развитых странах. В частности, прибыль американских инвесторов от вложений в 7 наиболее развитых стран в 1992-1994 гг. в среднем 8%, тогда как его размер от инвестиций в 8 крупнейших развивающихся странах составлял 21%. Аналогичная отдача от инвестиций из Юго-Восточной Азии и Тихого океана достигает 12,1% по сравнению с 9,4% из Западной Европы.

Еще одна особенность современного периода - валютный фактор стал одной из движущих сил, определяющих уровни и пропорции иностранных инвестиций. Его ценность на каждом товарном рынке сугубо индивидуальна. Однако эмпирические наблюдения показывают, что на рынки с относительно однородной и стабильной номенклатурой особенно влияет валютный фактор.

Таким образом, можно сформулировать условие, согласно которому укрепление национальной валюты страны базирования определяет рост ее иностранных инвестиций. Примером может служить Япония: укрепление иены в 1993–1995 годах. увеличили стоимость и цену продукции на 20%, сделали ее экспорт невыгодным и вынудили все большее количество фирм переносить свою деятельность за границу и создавать международное производство. Отсюда следует, что инвесторы в странах с завышенным обменным курсом, как правило, направляют свои средства в страны с заниженным обменным курсом.

Немаловажное значение для осуществления иностранных инвестиций имеет наличие стабильной денежно-кредитной и финансовой системы в стране-импортере капитала. В частности, Япония, Южная Корея и другие страны, которые развили свою экономику за счет эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций, смогли получить их только после обуздания инфляции и установления финансовой стабильности.

Динамика иностранных инвестиций во многом зависит от связей страны-получателя с неправительственными международными организациями. Изучение мировой практики позволяет вывести неформальную зависимость, согласно которой инвестиции в конкретное государство начинают поступать после подписания соглашения с Международным валютным фондом и страхования. Немаловажную роль в этом контексте играет наличие внешнего долга: его значительный размер обуславливает более низкий уровень притока внешних средств.

Также можно выделить факторы, при которых иностранные инвестиции не осуществляются. Недостаточное развитие инфраструктуры, неразвитость сырьевой базы, внешний долг, низкий кредитный рейтинг, обесценивание национальной валюты, низкие доходы потребителей, проблемы с репатриацией прибыли, политическая нестабильность и т. д. Снижают активность иностранных инвесторов. В то же время это также определяется спецификой экономической политики страны. Таким образом, крайне незначительный приток ПИИ в Японию - 908 миллионов долларов в 1994 году и всего 39 миллионов долларов в 1995 году - объясняется как высокой стоимостью рабочей силы и земли, так и откровенно протекционистской внутренней политикой в ​​сочетании с экспансией за границу.

Приватизация имеет большое значение для иностранных инвестиций, а также для системных преобразований и перехода к рыночной экономике. Это происходит на фоне одновременного признания необходимости дальнейшего дерегулирования экономической деятельности и либерализации деятельности частного сектора.

Инвестиции ПИИ через покупки или приватизацию более часты, чем открытие новых предприятий, и являются одними из наиболее распространенных и эффективных форм иностранных инвестиций. Подавляющее большинство отечественных фирм становятся более конкурентоспособными после поглощения ПИИ; продажа активов иностранцам определяет немедленный поток средств и, в конечном итоге, приводит к дальнейшим инвестициям, реинвестированию прибыли и т. д.

В современных условиях процессы приватизации осуществляются в основном в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. 1988 - 1992 гг. Последний получил от продажи госактивов 60 миллиардов долларов.

Крупнейшими получателями доходов от приватизации являются страны Латинской Америки - 10,6 млрд долларов в 1993 году и 7,7 млрд долларов в 1994 году, что составляет наибольшую долю - 37% - в развивающихся странах. Второе место - 6,2 миллиарда долларов или 29,7% - принадлежит странам Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Продажа госпредприятий в Европе и Центральной Азии в 1994 г. осталась на уровне 1993 г., ее общий объем в 1988-1994 гг. Составил 16,3 млрд. Долларов, или 15%.

Можно отметить еще один момент, согласно которому увеличение объемов приватизации (и, соответственно, открытости экономики) сопровождается увеличением участия и увеличением в ней доли прямых и портфельных иностранных инвесторов. Об этом свидетельствует размер внешнего финансирования приватизации в 1994 году, который увеличился на 13,1 миллиарда долларов по сравнению с 11,8 миллиардами долларов в 1993 году. В целом в 1988-1994 годах иностранные инвестиции обеспечили почти 42% (47 миллиардов долларов) поступлений от приватизации. 63% из них пришлись на прямые иностранные инвестиции.

В последнее время в процессе иностранных инвестиций необходимо выделить появление субъективного обстоятельства - международного роста коррупции. Этот момент был особенно подчеркнут во время работы секции по глобальному управлению инвестиционными рисками на Всемирном экономическом конгрессе в США в сентябре 1996 года. Подкуп иностранных должностных лиц, решающих судьбу кредитов, международных тендеров и программ помощи, имеет тенденцию распространяться в международных экономических отношениях. .

Анализ условий развития иностранных инвестиций в первой половине 90-х годов показывает, что они были сконцентрированы в странах, регулирующих их привлечение. В первую очередь это относится к странам, которые имели наиболее общие детерминанты: стабильная макроэкономическая политика, отсутствие повышения процентных ставок, высокий уровень национальных сбережений, значительные инвестиции в промышленность, относительно умеренный бюджетный дефицит, высокие темпы роста экспорта и низкие ожидания в отношении краткосрочных доходов. . капитал, осуществление внутренних структурных преобразований (приватизация, либерализация законодательства, открытие рынков ценных бумаг для иностранных инвесторов, ослабление валютного контроля, сокращение долга). Конечно, к ним можно отнести и другие, но именно они имеют решающее значение.

В свете сформированных условий и анализа инвестиционного и предпринимательского климата можно констатировать, что, например, в Украине не созданы политические, экономические и организационные условия для привлечения серьезных и эффективных внешних средств в необходимых объемах. и формы. Следствием этого является крайне малый приток иностранных инвестиций: 266,6 млн. долларов в 1995 г., что составило 0,08% от их мирового объема и 2,2% от полученных странами Центральной и Восточной Европы. Умеренность доходов также характерна для 1996 года - 606 миллионов долларов и первого квартала 1997 года - 116,6 миллиона долларов. По оценке экспертов Европейского исследовательского центра, риск инвестирования в Украину составляет 80%. Увеличение внешнего долга (8,8 млрд долларов на февраль 1997 г.) вместе с указанными факторами естественным образом определили тот факт, что, согласно отмеченному рейтингу, в 1993, 1994 и 1995 годах наше государство занимало, соответственно, 146-е, 147-е место и 152-е место в мире.

 

Основные формы международных инвестиций в современную мировую экономику

 

Перспективным направлением интеграции стран в систему мировой экономики и развития международной инвестиционной деятельности является создание особых (особых экономических зон (СЭЗ)). Это одна из наиболее привлекательных форм интереса иностранных инвесторов, позволяющая активизировать предпринимательство, увеличить экспортный потенциал, сформировать рыночную инфраструктуру и ускорить развитие отдельных регионов и секторов экономики.

Мотивы создания ОЭЗ в разных странах очень разные. Они могут быть созданы как чистая зона свободной торговли или как особые зоны, где регулируются не все аспекты экономической деятельности. В странах, политика которых ориентирована на внутренний рынок, ОЭЗ жестко регулируются, имеют мало свободы в инвестиционной сфере и развиваются с меньшей активностью; если экономическая политика страны ориентирована на внешнюю экономику и предпринимаются попытки как можно меньше вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия для притока иностранных инвестиций.

Для нас очень актуален опыт Китая, где внедрение рыночных элементов в экономику и открытость для иностранных партнеров стали важнейшими целями правительства КНР. К началу 80-х было создано 4 ОЭЗ - Шэньчжэнь, Джухай, Шаньчжоу и Сяньмэнь, к середине 80-х годов стали экономически открытыми 14 прибрежных городов и остров Хаймынь. Впоследствии районы в долинах Янцзы и Цзюцзян, полуостров Фуцзянь, полуостровы Шаньдун и Лаодунь также стали открытыми экономическими регионами, и к концу 80-х годов было принято решение сделать остров Хайминь провинцией и превратить его в провинцию. самая большая провинция Китая. СЭЗ, провинции Гуандун, Фуцзянь, Цзянсу были объединены в одну из крупнейших экспериментальных экономических зон, а стратегия развития прибрежных районов была переформулирована с целью дальнейшего расширения открытости экономики. Таким образом, был создан экспериментальный экономический район с населением более 100 миллионов человек, который в Китае образно называют «открытым окном». Цель его создания - использовать иностранный капитал и современные зарубежные технологии, создать на этой основе крупный экспортный сектор экономики.

По мнению экспертов, опыт создания ОЭЗ в Китае можно считать очень успешным, учитывая, что за 10 лет, прошедших с момента принятия решения о их создании (1979 г.), иностранные инвестиции в ОЭЗ составили 2,5 млрд долларов. Что соответствует всех иностранных инвестиций в Китай за указанный период.

Одна из причин зарубежной инвестиционной активности заключается в том, что в Юго-Восточной Азии 30 миллионов китайцев живут за пределами своей страны и часто преуспевают в бизнесе или, как это типично для Гонконга или Макао, ориентируются на материковый Китай. Действительно, на первом этапе предприятия из Юго-Восточной Азии преобладали среди предприятий, вкладывающих деньги в китайские ОЭЗ, только позже появились американские, европейские, а затем и японские предприятия.

Ведущей целью создания ОЭЗ в странах мировых лидеров отрасли является упрощение выхода национальных концернов на внешние рынки, что находит отражение в формировании зон свободной торговли. Максимальное их количество (более 130) зафиксировано в США. На их территории экспортная продукция комплектуется импортными единицами, не облагаемыми пошлинами, им предоставляются маркетинговые и инженерные услуги, осуществляется факторинг.

В 1988 году на Окинаве была создана первая в Японии зона свободной торговли.

В последнее десятилетие очень динамичными были научно-технические ОЭЗ, в том числе технополисы, такие как Кремниевая долина в Калифорнии (США), которые обеспечивают рост научного и промышленного потенциала и сокращение сроков внедрения открытий в производство.

Для развивающихся стран ОЭЗ открывают возможности присоединиться к “новым индустриальным державам”, создать новые рабочие места, перенять технологии, привлечь иностранный капитал. После бума ОЭЗ к середине 80-х годов в почти 50 развивающихся странах насчитывается свыше 110 таких зон с числом занятых в диапазоне сотен-десятков тысяч человек. Так ОЭЗ Тайваня дала 70 тыс. дополнительных рабочих мест и свыше ½ всех валютных поступлений. В Маврикии за счет ОЭЗ практически полностью (с 23 % до 4 %) ликвидирована безработица, а в отраслях НТР даже ощущается нехватка профессионалов - рабочих и ученых. В Ирландии ОЭЗ обеспечивает занятость 8 работников и 20 % промышленного экспорта. К началу 90-х годов только экспортно-производственных зон в развивающихся странах насчитывалось свыше 200, до 100 – формировались и еще 50 были в стадии разработки; общий экспорт из них оценивался в 13-15 млрд. долларов, а численность занятых превышала 1,5 млн. человек.

В последнее время значительное распространение получила такая форма иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных предприятий (СП), особенно в станах СНГ. СП – форма сотрудничества партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления совместной производственно-хозяйственной деятельности, управления и распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок.

Очень много СП создано в Украине. Так только в Одессе их насчитывается около 2 тысяч. Для совместных предприятий, которые функционируют на территории Украины, является характерным такое размещение в сфере народного хозяйства: в сфере услуг и сбыта – 30,5 % от общего количества, производства продукции – 21,8 %, производства товаров народного потребления – 14,2 %, в разработках и проектировании – 10,9 %, в производстве ЭВМ – 7,1 %, машин и оборудования – 6,3 %, научно-исследовательских и конструкторских разработках – 5,9 %, производстве продовольственных товаров – 3,3 %.

Такая структура распределения СП по отраслям общественного производства не является прогрессивной, поскольку больше трети их приходится на инфраструктуру. Но в целом, функционирование СП на территории Украины дает возможность увеличить масштабы производства продукции, улучшить их качество, повысить научно-технический уровень производства, расширить народнохозяйственные связи Украины с зарубежными партнерами.

Сегодняшние СП созданы под будущие инвестиции. Чтобы последние состоялись и эффективно реализовались, необходимо углублять и активизировать экономическую реформу, вести тщательно обоснованную и последовательную государственную внутреннюю политику.

В мировой практике известны и иные многообразные формы инвестирования:

  1. Лизинг.
  2. Лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному партнеру).
  3. Франчайзинг.
  4. Совместное производство.
  5. Субподряд.
  6. Строительство заводов, объектов “под ключ”.

Преимущества в размере прибыли иностранные партнеры имеют при использовании неакионерных форм инвестирования по сравнению с созданием СП благодаря взиманию разнообразных платежей за предоставление услуг. Спектр этих услуг весьма широк: маркетинг, закупочная деятельность, перевозки, страхование, инструкции и пособия по пользованию оборудованием, рекламная деятельность, техническое обслуживание и т.д.

 

Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой экономики и в частности Украины

 

Курс нашей страны на переход к рыночной экономике предусматривает обновление общества, оздоровление и структурную перестройку отечественной экономики, подъем производства и слияние социальной напряженности. Решение данных проблем требует привлечения в нашу экономику иностранного капитала, то есть выхода страны мировой рынок.

Спрос внутреннего рынка Украины на иностранные инвестиции достаточно высок. По данным Министерства Экономики Украины, потребность в них сегодня составляет свыше 40 млрд. долларов (по некоторым данным, 50 млрд.). В дополнительных средствах нуждаются прежде всего металлургия (7 млрд. долларов), машиностроение (5,1 млрд.), химия и нефтехимия (3,3 млрд.), транспорт (3,7 млрд.).

 

Роль иностранного капитала в международных инвестиционных проектах на примере

Общеизвестно, что на мировом рынке спрос на свободные инвестиционные ресурсы значительно превышает предложение. С появлением нового государства – Украины, конкурентная борьба на этом рынке обострилась. Так, согласно данным ЮНКТАД, объем прямых иностранных инвестиций в мире составил в 1995 году 315 млрд. долларов (в 1994 – 226 млрд.), причем большая часть инвестиций направлялась в США, Западную Европу и Азию. Две трети мировых капиталовложений пришлось на 10 стран мира. Крупнейшие инвесторы – США, Великобритания, Германия, Япония, Франция. В развивающиеся страны – преимущественно в азиатские, было инвестировано 100 млрд. долларов. А на долю 100 стран – наименьших реципиентов, включая Украину и Россию, пришлось лишь 1 % от инвестиций.

Обращает на себя внимание и направленность использования прямых иностранных инвестиций. Большая часть их в 1995 году (229 из 315 млрд. долларов) была связана со слиянием и приобретением компаний. Среди стран лидировали США (49 и 38 млрд. соответственно). Слияние и приобретение компаний происходили преимущественно в таких секторах экономики, как энергетика, телекоммуникации, фармацевтика, финансовые услуги. Таким образом, получает подтверждение тезис о том, что в развитых капиталистических странах покупка остается главной формой приобретения зарубежных филиалов (компаний). В развивающихся странах такие филиалы возникают путем создания новых дочерних фирм 1 .

Приток ПИИ в страны наших постсоциалистических соседей в Европе возрос почти в 2 раза с 6,6 млрд. долларов в 1994 году до 12,8 в 1995 году. Три четверти капиталовложений пришлось на три страны – Венгрию (3,5 млрд. долларов), Чехию и Польшу (по 2,5 млрд.).

Необходимость вывоза инвестиционного капитала конкретной страной-донором связана со следующими факторами: относительным перенакоплением капитала, ростом потребностей монополии в расширении общих масштабов накопления, усилением отраслевой монополизации в национальной экономике, развитием интернационализации производства.

Рассмотрим причины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию. Такое решение обуславливается широким спектром мотиваций, как например:

  1. Политика правительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям.
  2. Географические условия принимающей страны.
  3. Стремление получить более высокую норму прибыли благодаря использования разницы в национальных уровнях затрат производства.
  4. Распределение и перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, в зависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.
  5. Перевод из страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения, чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.
  6. Подведение финансовой базы под разнообразия схемы международной специализации и кооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению и взаимодополнению отраслей.
  7. Доступ к техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговым маркам, знакам и пр.
  8. Маневрирование затратами на научно-исследовательские и наукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах и лабораториях за рубежом.
  9. Экономия на транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров.
  10. Доступ к рынкам капитала многих государств, что позволяет при минимальных собственных затратах осуществлять капиталовложения за границей.
  11. Стабильность прибыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельных отраслей и стран; в научно-технической политике правительств, торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве.
  12. Учет социального климата в принимающих странах, стабильность их экономики и политических режимов.

Пользуясь аппаратом векторного анализа, можно предположить, что на окончательное решение об инвестировании влияет абсолютная величина (длина), или мотиватор, интегрального вектора, представляющего собой суперпозицию разнообразного спектра названных факторов с соответствующими весовыми (“взвешенными”) коэффициентами (величиной от 0 до 1), которые являются наибольшими, что очевидно, для последующего фактора. Причем основная совокупность факторов не изменяется во времени, то есть, является перманентной (я полагаю, доминируют первые три и последний факторы). В каждый конкретный промежуток времени могут доминировать (путем варьирования величин весовых коэффициентов) одни факторы (или группа их) над другими (рецессивными); может, также, расширяться их спектр в соответствии с новыми формами иностранного инвестирования (например, в зависимости от типа инвесторов и цели осуществления инвестирования).

Рассмотрим тенденции привлечения иностранных инвестиций в украинскую экономику в 1996 году. По данным Министерства статистики Украины, объем иностранных инвестиций составлял 1,275 млрд. долларов, что в пересчете на душу населения равно приблизительно 25 долларам (для сравнения: в 1995 году эти показатели составляли, соответственно, 483,5 млн. долларов и 14,5 долларов). Наибольшие объемы инвестирования в 1996 году осуществили резиденты-доноры из США (245,3 млн. долларов), Германии (182,9 млн. долларов), Нидерландов (119,2 млн. долларов), России (114,1 млн. долларов), Великобритании (94,8 млн. долларов) , Кипра (72,9 млн. долларов). Среди отраслей отечественной экономики по объемам инвестирования лидируют внутренняя и внешняя торговля (445,1 млн. долларов), пищевая и легкая промышленность (198,2 млн. долларов), машиностроение и металлообработка (138,9 млн. долларов).

Иностранные инвестиции получили 5263 предприятия Украины (из них 4117 – совместные, на них пришлось 66,8 % общей суммы инвестиций). Наибольшие объемы инвестиций вложены в предприятия Киева (556,5 млн. долларов), Одесской области (114,7 млн. долларов), Крыма (92,6 млн. долларов), Донецкой (76,3 млн. долларов) и Львовской областей (54 млн. долларов).

Динамику притока ПИИ в отечественную экономику нельзя признать удовлетворительной, несмотря на устойчивую тенденцию к безостановочному микроросту, начиная с 1991 года. Анализ тенденций динамики, отраслевой и региональной структуры ПИИ за 1996 год убеждает в том, что отечественный рынок инвестиционных ресурсов остается нестабильным; это определяется малой величиной соответствующих весовых коэффициентов составляющих интегрального вектора в Украине (точно так же, как у ее ближайшего геополитического соседа – России). Это подтверждает высокую степень политических и экономических рисков на фоне нестабильного правового поля и неразвитости инвестиционной инфраструктуры.

По некоторым прогнозам, привлечение ПИИ в постсоциалистические страны Восточной Европы достигнет в 1996-2000гг. таких объемов: свыше 30 млрд. долларов получит Россия (что понятно, так как у нее есть нефть и газ, золото, лес, алмазы); а вот Польша получит в 14 раз больше чем Украина, Чехия – в 10 раз, Венгрия – в 12 раз, страны Балтии в 1,5 раза больше, несмотря на то, что по населению и по площади они в 6-7 раз уступают Украине. Войти в число лидеров среди реципиентов Украина смогла бы, только радикально увеличив внутренний инвестиционный рынок со всеми его атрибутами, при условии соблюдения интересов национальной безопасности.

Сегодня основными национальными инвесторами чаще всего являются средние и малые зарубежные компании при рецессивности крупных всемирно известных транснациональных компаний и корпораций (Кока-Кола, Аматил и др.). что касается, на сегодняшний день пока немногочисленной группы, существует убеждение, что потеря для ТНК нескольких, а то и десятков миллионов долларов существенно на их судьбу не повлияет. Кроме этих двух групп инвесторов существуют и те, кто спешит разбогатеть, воспользовавшись неразвитостью инфраструктуры украинского инвестиционного рынка, а также коррумпированностью государственный чиновников. Еще одна разновидность инвесторов - это те, кто хочет пристроить капитал криминального происхождения.

 

Краткое описание типов иностранных инвесторов

 

Мы проведем более подробный анализ различных типов иностранных инвесторов, присутствующих на украинском инвестиционном рынке, в соответствии с их экономическими и политическими интересами, уровнями противоречий, формами и методами организации бизнеса, добросовестностью или недобросовестностью доноров.

Первый тип инвесторов («стратегический») - это в основном ТНК. Они стремятся максимально широко использовать природные ресурсы Украины и получать прибыль от инвестиций за счет их экспорта, создания собственной производственной и дилерской сети в Украине. Такие компании стремятся заключить с госорганами договоры на определенный срок на разведку и добычу природных ресурсов (в частности, полезных ископаемых).

К этому типу инвестора относятся ТНК из США, Германии, Южной Кореи и др.

Второй тип инвесторов («акции») связан с множеством фондов и подобных организаций, которые в последнее время в большом количестве появились. Эти инвесторы, как правило, во всех цивилизованных странах стремятся диверсифицировать собственные вложения, чтобы обеспечить своим инвесторам достойный уровень прибыли. В последние годы они активизировали свою деятельность, особенно в тех случаях, когда их действия поддерживаются официальными кругами и финансовыми учреждениями в их собственных странах. Это, например, фонды Сороса, Фулбрайта, Евразия и др.

Третий тип инвесторов («самые массовые») - это те, чья цель - производство промышленных и потребительских товаров на территории Украины с использованием (в основном, пассивно) местных основных фондов, «сырья», дешевой рабочей силы, инфраструктуры. Это именно те инвесторы, с помощью которых страна обогащается технологическим и организационным опытом. Среди них наиболее востребованы инвесторы, которые снабжают украинские предприятия технологической оснасткой, материалами, комплектующими для технологических линий и т. д. - всем, что снижает зависимость от импорта и, соответственно, способствует расширению экспортных возможностей.

Для таких инвесторов получение стабильного дохода и возможность самореализации являются ключевыми характеристиками, и поэтому вполне понятно, что когда их ожидания не оправдываются, они обращаются за помощью в украинский суд или даже к своим законодателям (особенно если последние представляют высшие законодательные органы страны-донора, от которых напрямую зависит объем помощи, выделяемой Украине). Таким образом, нарушение украинской стороной условий соглашения по Борщаговскому химическому комбинату создало конфликтную ситуацию, которая была рассмотрена в Сенате США. Далее с 1992 года простаивает инвестиционный проект по реконструкции Дарницкой ТЭЦ в Киеве на сумму 150 млн долларов с участием канадской компании «Нортленд-Пауэр»; скандальная история об отказе Макулана инвестировать в реконструкцию Бессарабского квартала в Киеве после заключения договора и т. д. получила огромный резонанс. Эти и другие факты воспринимаются иностранными инвесторами как нежелание правительства стимулировать производительные прямые инвестиции как элемент своей экономической политики.

Четвертый тип инвесторов («экспансионисты» и «сырьевые производители»). Основная цель этих инвесторов - ввоз в Украину инвестиционных (в первую очередь строительных) товаров и готовой продукции (товарная экспансия), закупка «сырья» и полуфабрикатов на экспорт из Украины. Их роль, с одной стороны, заключается в насыщении внутреннего рынка товарами и услугами. С другой стороны, массовый экспорт сырья превращает Украину в сырьевой «придаток» и углубляет ее технологическую зависимость от импортеров, не улучшая макроэкономическую ситуацию в целом.

Пятый тип инвесторов («дочерние компании») - это те, кто вкладывает свой капитал в производство товаров (услуг) в интересах «основных» инвесторов, то есть помогает последним в расширении экспорта. Таковы, например, зарубежные филиалы. С помощью дочерних компаний происходит захват местных рынков и подавление национальных конкурентов. Размещая капитал зарубежных филиалов в принимающих странах, инвестор также пытается добиться большей мобилизации иностранных ресурсов.

На решение о создании дочерней компании также сильно влияет фактор стоимости рабочей силы. Так, по словам эксперта Немецкой консультативной группы по экономическим реформам в Украине Штефана фон Крамон-Таубаделя, средняя заработная плата в нашей стране сегодня составляет 80 долларов, в то время как, например, в Венгрии - 300-350 долларов, а в Германии. - 3000 долларов 1. Преобразования, происходящие в Европе, способствуют появлению региональных производственных сетей, и при определенных обстоятельствах украинские предприятия, войдя в состав дочерних компаний, могут стать их отдельными звеньями.

Шестой тип инвесторов («постсоциалистический») - это в основном инвесторы из Восточной Европы и республик бывшего СССР, которые уже пытаются наладить сотрудничество с украинскими предприятиями на новых принципах, часто используя неформальные отношения, производственные связи и знание рынка.

Седьмой тип инвестора («авантюрный» и «криминальный»). К первым относятся те, кто, услышав рассказы о «новых украинцах», которые якобы мгновенно стали миллионерами из-за неразвитости украинского рынка и гиперинфляции, тоже решили выложиться на полную. Но сегодня, когда годовой уровень инфляции находится в пределах 25-30%, чудес с быстрым обогащением уже не бывает, поэтому иностранные инвесторы очень часто уходят неохотно.

Ко второй группе относятся бизнесмены, разбогатевшие на уголовных делах (оружие, наркотики, незаконная торговля, мошенничество и т. д.) и стремящиеся отмыть свои деньги. Колумбийская наркомафия уже пыталась вторгнуться в Украину; наблюдается рост инвестиций из офшорных зон (например, Кипр) - так активно отмываются деньги, накопленные в результате продажи отечественного сырья (химическая продукция, металл, зерно, семечки и т. д.).

Восьмой тип инвесторов («эксперт») относительно новый. Они связаны прямо или косвенно с консалтинговым бизнесом в Украине или за ее пределами и могут выступать в качестве «основного» инвестора или его посредника - эксперта. По оценкам экспертов, лишь около 10% иностранных и 1% отечественных экспертных посредников эффективно работают на внутреннем рынке, привлекая ПИИ. Остальные просто «зарабатывают». Многообещающие горы золота, «эксперты» бесплатно получают от потенциального получателя или инвестора ценную экономическую информацию, а часто и деньги за «консультационную оценку инвестиционной привлекательности» и на разработку бизнес-планов и / или поиск инвесторов, после чего они бесследно исчезают. Ведь известно: владелец информации - владеет миром. Согласно мировой статистике, только 7-8% инвестиционных проектов находят своего истинного стратегического инвестора.

Иностранных инвесторов также можно классифицировать по размеру вложенного капитала, по отраслевому или региональному распределению финансовых ресурсов, по стране происхождения или другим критериям.

На современном этапе прямые иностранные инвестиции являются одним из наиболее эффективных способов интеграции отечественной экономики в систему международного экономического сотрудничества. Однако он может как расширяться (за счет более эффективного использования ограниченных ресурсов и увеличения их количества), так и ограничивать экономические возможности страны (из-за того, что он находится под влиянием внешних факторов, которые трудно или невозможно исправить). Можно вспомнить жесткие требования крупнейших доноров Украины - МВФ и ЕБРР к макроэкономическим показателям развития нашей экономики.

Заключение


Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что иностранные инвестиции играют важную роль в успешном развитии мировой экономики. Наиболее активно ПИИ используются в таких перспективных секторах экономики, как энергетика, телекоммуникации, фармацевтика, финансовые услуги.

Основная часть иностранных инвестиций направляется в США, Западную Европу и Азию, где экономические результаты от их деятельности самые высокие. Крупнейшие иностранные инвесторы - США, Великобритания, Германия, Япония и Франция.

На развитие иностранных инвестиций существенное влияние оказывают условия организационно-хозяйственной деятельности в странах пребывания. Очень важно проанализировать различные типы иностранных инвесторов, присутствующих сегодня на инвестиционном рынке, в соответствии с их экономическими и политическими интересами, формами и методами организации бизнеса.

Иностранные инвестиции имеют большое значение для развития национальной экономики стран с переходной экономикой, к которым принадлежит Украина. Объем иностранных инвестиций в эти страны не соответствует их потребностям, и принимаются меры по привлечению дополнительных средств.

Значительная часть иностранных инвестиций поступает в виде различных кредитов, а также путем создания особых экономических зон и совместных предприятий.

Иностранные инвесторы стремятся получить от своей деятельности как можно больше прибыли.

Также следует отметить, что иностранные инвестиции ни в коем случае не панацея от всех бед мировой экономики. Использование иностранного капитала - это неоднозначный по своим последствиям процесс для страны-реципиента, проявляющийся в сложном взаимодействии комплекса положительных и отрицательных тенденций на макро-, мезо- и микроуровнях.