Роль информации при принятии решений в стратегическом менеджменте

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 13.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Ордолиберализм как идейная основа «экономического чуда» ФРГ

Понятие предприятия, юридического лица, основные признаки и учредительные документы

Применение на практике методов оценки объектов недвижимости

Анализ структуры конечных расходов и потребления населения

 

Введение:

 

Характер отношений между участниками экономической организации в рамках власти и иерархии формирует каналы коммуникации между этими участниками, а также между организацией и ее институциональной средой, особенно рынком. Когда организация принимает управленческие решения, это означает, что она обрабатывает серию информационных сообщений, чтобы принять решение о действии, которое само станет сигналом, информацией для других единиц, принимающих решения, то есть для других организаций.

Одна из функций экономической организации - обработка и производство информации. Поскольку управление в организации осуществляется через людей, наиболее важным инструментом управления в руках менеджера является имеющаяся в его распоряжении информация.

Используя и передавая эту информацию, а также получая сигналы обратной связи, он организует, направляет и мотивирует подчиненных, и многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы было достигнуто наиболее адекватное восприятие ее теми, кому она предназначена. 

 

Понятие информации в процессе принятия решений

 

Информация - один из основных элементов социального управления. С точки зрения кибернетики как науки об общих принципах управления, «процесс принятия управленческих решений всегда и в любом случае сводится к передаче и обработке информации».

В общепринятом смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее любую информацию об объектах, явлениях, событиях и т. д. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, до сих пор нет общепринятого определения понятия информации.

В литературе по социальному менеджменту различают понятия «данные» и «информация».

Данные - первичная информация, полученная путем непосредственного наблюдения за событиями в объекте или процессе управления, записанная в виде чисел, символов, знаков и слов. Под информацией понимается информация, полученная в результате обработки данных. Другими словами, понятия «данные» и «информация» похожи по содержанию, но не идентичны. Данные - это сигналы, из которых извлекается информация. Следовательно, информация - это продукт управленческой деятельности.

В теории информации она определяется как конечная информация, являющаяся объектом хранения, передачи, преобразования. В то же время теория информации изучает информационные процессы как вероятностные, используя методы математической статистики.

Его семантическое содержание имеет большое значение для понимания сути социальной информации. Не все знания можно считать информацией.

С точки зрения классической теории информации, понятие информации определяется как мера уменьшения неопределенности знаний об улучшении события.

Информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его выполнения. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективнее принимаются управленческие решения и, как следствие, результаты их реализации.

Информационное обеспечение - это основа, на которой строится управленческая деятельность государственного аппарата. Информацию здесь следует рассматривать как своего рода совокупность различных сообщений, информации, данных о соответствующих объектах, явлениях, процессах, взаимосвязях и т. д. Эта информация, собираемая, систематизируемая и трансформируемая в удобную для использования форму, играет исключительную роль в управлении. .

Как научная категория информация в структурах управления характеризуется рядом характеристик (свойств), в том числе известной независимостью данных; возможность их многократного использования, сохранения с передающей или принимающей стороной; пригодность для обработки, объединения и «сжатия» объема за счет исключения дублирующейся, повторяющейся и параллельной информации; допустимость математического анализа; последовательность, общение.

Информация, циркулирующая в государственных органах, неоднородна и разнообразна. Это может касаться внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической ситуации. Информация этих типов также имеет самостоятельную ценность для соответствующих региональных структур управления, когда они действуют как органы принятия решений в пределах своей компетенции. Кроме того, он служит основой для нормативных документов.

Необходимая информация может содержаться в законах, иных нормативных актах, судебных решениях, письмах, справках, сводках, обзорах, информационных бюллетенях, умах сотрудников государственного аппарата и т. д.

 

Информационная система государственного управления

 

Исходя из того, что система государственного управления является разновидностью социальной системы, можно сказать, что эффективность этой системы напрямую зависит от накопления, обработки и использования информации, созданной инфраструктуры для ее доведения до различных категорий потребителей.

Значение информации в функционировании органов государственной власти определяется как внешними, так и внутренними факторами.

Внешние факторы связаны с необходимостью повышения жизнеспособности общества, обеспечения его устойчивости. Для этого необходимо всесторонне учитывать информационные законы человеческой цивилизации и направлять стихийные потоки информации на организацию и созидание. В свою очередь, решение творческих задач невозможно без наличия достоверной информации обо всех процессах, происходящих в обществе, и свободы использования информации всеми заинтересованными общественно-политическими силами и простыми гражданами. Как сказал основатель кибернетики Н. Винер, «эффективно жить - значит жить с правильной информацией».

Внешние факторы также отражают необходимость обеспечения безопасности государства. О роли информации в обеспечении безопасности государства можно судить по результатам проигранной СССР холодной войны с развитыми странами Запада в конце 1980-х годов.

Поэтому следует учитывать тот факт, что у России есть реальные возможности превратить информацию в мощный фактор защиты национальных интересов.

Внутренние факторы связаны с иерархической структурой органов государственной власти, управленческим характером их деятельности, необходимостью постоянного общения между субъектами и объектами управления, что предопределяет ценность информации в управлении. Отсутствие достоверной информации приводит к параличу всей системы государственного управления. Он начинает бездействовать и в конце концов умирает, как организм, лишенный кислорода.

Все это свидетельствует об огромном значении информации в системе власти и государственных органов.

Говоря о системе государственного управления как информационной системе, можно сказать, что это разветвленная сеть линий связи и баз данных, по которым информация циркулирует, поступает во все структуры, подразделения государственных органов.

В обществе в целом и в государственном управлении в частности всегда существовала и в каждый данный момент существует определенная информационная система, которая охватывает саму информацию (ее совокупный массив), формы, методы и средства ее обработки, а также людей, участвующих в ней. информационные процессы. Поэтому, когда мы говорим о создании и совершенствовании информационной системы государственного управления, мы имеем в виду не просто систему, функционирование которой связано с формированием, регистрацией, сбором, обработкой и хранением информации, отражающей состояние определенных объектов. и предметы в их динамике, качественно и принципиально новое явление. Проблема не ограничивается простым внедрением новейших компьютерных технологий в управление, созданием сетей и компьютерных программ, как считали многие ученые и практики в 60-е годы. Это гораздо больше, сложнее, глубже и труднее разрешить. Использование микроэлектроники, информатики, микропроцессоров, роботов и других современных сервисных средств открывает возможность переноса всей работы с информацией на новый научно-технический уровень, создания рациональных и эффективных информационных технологий.

Как отмечает Г.Л. Смолян, «автоматизация - это новая интеллектуальная« технология », охватывающая в принципе все возможные объекты управления - операции, ресурсы, оценки. Переход к этой новой «технологии» с использованием компьютеров с исторической точки зрения кажется гораздо более революционным, чем появление производственных линий, конвейерных линий и систем автоматического управления. «Нетрадиционный» характер проблемы заключается в том, что при ее решении закладываются предпосылки, фундамент того будущего общества, которое обозначается понятием «информационное». Без соотнесения сути этого ( предполагается) общества и информационной системы государственного управления, невозможно понять и сформулировать концепции последнего.

Создание информационной системы государственного управления - это не применение новых технических средств к раздутой и забюрократизированной государственной машине, а построение новой системы государственного управления, основанной на плюрализме форм собственности, гражданском обществе, широком развитии механизмов самоуправления, полноты прав и свобод личности, верховенства закона и др. демократические принципы и ценности. При этом современная организация контролируемых объектов и их взаимодействия, характер технологий обработки информации, возможности новейших средств связи (спутники, лазеры, световоды и др.) И другие факторы определяют единство и полноту информационная система государственного управления. В управлении нельзя ограничиваться региональными и отраслевыми, кластерными и другими локальными информационными системами. В государстве должна быть общая система государственного управления с построенной в ней единой информационной системой. Тогда можно надеяться на рациональность и эффективность государственного управления.

Информационные и технологические инновации в государственном управлении носят комплексный характер, связанный с одновременным и скоординированным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, состава и структуры всей управленческой деятельности, характера и построения управленческих отношений и других управленческих явлений.

Особенно важно формирование системы информационного наполнения, необходимой для рационального и эффективного управления государством. Среди единиц такой информации следует выделить:

  • информация, отражающая материальные, производственные, социальные, технические и технологические параметры контролируемых объектов;
  • данные о нормах, стандартах, стимулах, регулирующих производственную, социальную, духовно-культурную и другую потребительскую деятельность контролируемых объектов;
  • материалы, определяющие деятельность государственных органов в области управления (законодательные и иные нормативные правовые акты, договорные обязательства и плановые задания, указания вышестоящих органов, результаты контрольных актов и др.);
  • информация о количественном и качественном составе, уровне подготовки.

Такие единицы информации должны соответствовать уровню и масштабу подсистем управления и их связей и должны быть включены в первую очередь в информационные системы, работающие в их рамках. Им также необходимы данные о развитии научно-технической мысли и ее последних достижениях, о передовом управленческом опыте в стране и за рубежом.

 

Способы модификации и улучшения информационной системы государственного управления

 

Созданная ранее информационно-коммуникационная система перестала полностью отвечать современным требованиям. В первую очередь это связано с тем, что переход страны к рыночной экономике потребовал нового подхода к информационному и информационно-аналитическому обеспечению в сфере государственного управления. Информация стала рассматриваться как ресурс, без которого невозможно использовать современные технологии и методы управления. В связи с этим информационная система государственного управления постоянно меняется, совершенствуется, приобретает новое качество.

Роль информации при принятии решений в стратегическом менеджменте

Прежде всего, это достигается за счет использования современных автоматизированных систем управления информацией, новых компьютерных технологий и других средств связи. В настоящее время очевидны сдвиги в техническом оснащении рабочих мест в системе государственного управления, хотя потребность в компьютеризации не будет полностью удовлетворена в ближайшее время. В зависимости от возможностей технических средств различают механизированные, автоматические и автоматизированные информационные системы в управлении.

Набирают популярность комбинированные информационные системы, сочетающие в себе механические средства ручной обработки информации, электронные компьютеры и человеческий разум. Есть несколько направлений деятельности по формированию таких систем. Одна из них чисто техническая и технологическая, ее решают кибернетики и другие специалисты в области электронных вычислительных технологий и информатики. Другой - непосредственно управленческий - заключается в стандартизации и унификации управленческой информации, и прогресс в этом направлении все еще медленный.

В результате возникают как бы две подсистемы в управлении, которые недостаточно взаимосвязаны: подсистема управленческой информации, которая обрабатывается вручную, передается обычными почтовыми, телеграфными и телефонными средствами, часто выражается в произвольной форме и субъективно ориентированный контент; другой адаптирован к условиям и требованиям электронных вычислительных технологий, обрабатывается и передается им.

Информатика как новая механизированная технология сбора, передачи, обработки и использования информации на базе новейших компьютеров и периферийных устройств, средства связи и взаимосвязи человека с информацией занимает незначительное место в информационном обеспечении государственного управления.

Третье направление связано с тем, что информация в государственном управлении, при ее обработке и хранении любыми способами, в значительной степени носит правовой характер, основана на правовых нормах и часто служит правовой основой для принятия управленческих решений. Сегодня можно не только предоставлять информацию для обработки на машины и затем использовать подготовленные ими материалы, но и через информационную систему, точнее, средствами информатики, разрабатывать и осуществлять целеполагающие, организационные и регулирующие воздействия, получать и оценивать отчетную, учетную и контрольную информацию, вести прямой диалог с другими управляющими и контролируемыми компонентами.

Для этого необходимо юридически решить вопросы непосредственной связи информационной системы и системы государственного управления, а также полномочий должностных лиц на совершение юридически значимых действий путем внесения соответствующей информации в информационную систему.

Во-вторых, разграничив информационные потоки и создав на их основе специализированные банки данных. Большое значение в этой связи имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 226, в соответствии с которым утверждено «Временное положение о государственном учете и регистрации баз данных и банков данных». Как указано в Положении, государственный учет и регистрация баз данных и банков данных осуществляется в целях:

  • информирование граждан и организаций об информационных ресурсах, содержащихся в базах данных и банках данных, а также о порядке доступа к ним.
  • организация информационной поддержки органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с постановлением правительства проводится большая работа по систематизации информационных ресурсов, их накоплению по отраслям, группам отраслей народного хозяйства в государственных органах, что обеспечивает более эффективное использование информации.

В-третьих, организационные меры сильно влияют на улучшение государственной службы как информационно-коммуникационной системы. В стране создается единая система федеральных, региональных и муниципальных информационно-аналитических служб. На федеральном уровне эту роль выполняет Федеральное агентство государственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Процесс создания аналитических служб на муниципальном уровне более сложен из-за незавершенности их формирования. В 1994-1995 гг. В Администрации Президента проведен ряд встреч руководителей информационно-аналитических служб, что способствовало выработке единых принципов и унификации информационного обеспечения государственных органов.

В-четвертых, жизнеспособность государственной власти как информационной системы в решающей степени зависит от уровня подготовки государственных и муниципальных служащих, их умения пользоваться современными информационными технологиями, автоматизированными системами управления. Положительно то, что значительная часть управленческого персонала прошла за последние годы некий «технический минимум» по освоению нового оборудования и информационно-коммуникационных технологий, приобрела опыт использования технических новинок в практической работе.

Большая работа с персоналом по освоению основ информатики ведется в образовательных учреждениях: ЗАГСе, региональных академиях государственной службы (например, наша Дальневосточная академия государственной службы), других вузах, где госуправление персонал обучен. Проведенная работа положительно сказывается на качестве использования информации персоналом, составляющим профессиональное ядро ​​государственной службы.

В-пятых, улучшение информационно-коммуникационных отношений внутри государственных органов обеспечивается подключением информационных сетей к аналогичным системам в Западной Европе и странах СНГ, что обеспечивает расширение информационных потоков и обогащает их контентную насыщенность. Такая практика позволяет использовать обогащенную информацию в различных областях, в том числе в области экономики, науки, образования, культуры.

Все это в определенной степени характеризует информационную систему государственного управления как открытую для взаимодействия с другими информационными системами общества, что не является маловажным фактором развития информационной системы государственного управления.

 

Информация как фактор оптимизации системы управления

 

Остановимся на анализе информации как факторе достижения согласованности в действиях менеджеров.

Термин «информация» используется в двух значениях: как уменьшение неопределенности в отношении ожидаемых событий и как значимое сообщение, определенная сущность коммуникационного потока, ресурс.

Каждая сложная замкнутая система управления представляет собой совокупность субъекта и объекта управления, взаимодействие между которыми происходит по прямым каналам и каналам обратной связи, по которым проходят информационные потоки. Сам процесс управления во всех системах осуществляется по единой схеме, предусматривающей прием, хранение, обработку и передачу информации. Повторение этой азбуки управления оправдано тем, что оно позволяет нам вывести «аксиому»: информация является субстратом управленческих процессов.

Информационное обеспечение управления - это практика технологизации процесса управления, определяющая влияние на все элементы управленческой деятельности, обеспечение всех звеньев и сотрудников необходимой профессиональной, экономической, правовой и другой информацией.

При формировании системы информации для управления необходимо прежде всего определить функциональную структуру деятельности учреждения, а именно: какие цели и задачи стоят перед организацией и какие виды управленческого воздействия она осуществляет. Зная это, можно переходить к системе критериев оценки выполнения конкретных функций, а затем к формированию системы информации, характеризующей деятельность организации, т. е. в этом случае к целевому сбору информации об объекте будет осуществляться управление, что позволит добиться принятия конкретных управленческих решений.

Следует отметить, что существует разная потребность в информации для разных видов управленческой деятельности.

стратегическое управление (планирование) предусматривает будущее взаимодействие организации и окружающей среды. Это требует информации из внешних источников, не очень точной и подробной, но имеющей достаточно широкие границы, четкость тенденций.

Управленческий контроль, осуществляемый менеджерами высшего и среднего звена, основан на различном виде информации: из внешних и внутренних источников, более детализированном, имеющем более узкие границы, более точном, более конкретном, регулируемом по временным параметрам.

Оперативный контроль требует информации о повседневной деятельности - очень точной, узкой и актуальной. Он должен поступать почти исключительно из внутренних источников. Кроме того, вам нужна конкретная информация, относящаяся к области конкретной профессиональной деятельности, отражающая внешние обстоятельства, в которых работает организация.

Распространение информации, стандартов и достигнутых результатов является ключом к эффективному контролю.

Существуют различные способы генерации информации: самонаблюдение (собственные источники информации во многом зависят от уровня подготовленности и коммуникации руководителя, его образования, опыта, знаний), взаимодействие, сообщения (письма, файлы), аналитический анализ.

Информационный поиск до принятия решения - это процесс сбора и обработки информации с учетом требований определенных шаблонов.

Информационный цикл охватывает ряд последовательных процессов, в каждом из которых информация, представленная на начальном этапе в виде фактов, цифр, информации, данных, т.е. необработанный информационный материал, обрабатывается и преобразуется в сообщения, которые имеют смысл (значимость) для адресат, заказчик - лицо, принимающее решение. В этой форме информация становится информацией.

Таким образом, информация как категория управления - это новая информация, которая характеризует управленческую ситуацию, снижает уровень неопределенности в отношении будущего, воспринимается, понятна и оценивается как полезная для решения определенных проблем управления. Информация в управлении - это не какая-либо информация, сообщения, данные, а только используемая в процессе формирования решения.

Качество управленческой информации как понятие неотделимо от процедур принятия управленческих решений.

Наряду с качественным определением информации возникает проблема ее количественного измерения. Недостаток информации приводит к тому, что центр принятия решений реализует себя в условиях неопределенности или риска, вынужден привлекать, искать дополнительную информацию или действовать в соответствии с прошлым опытом (по аналогии), интуитивно. Избыток информации также может быть вредным, поскольку может привести к потере целостности.

Организационная структура объединяется в целое посредством сети потоков информации. Между системой информационного обеспечения и организационной структурой управления имеется органическая взаимосвязь и взаимозависимость. Система информационного обеспечения выступает по отношению к организационной как внутренняя основа. Если изменяется организационная структура управления, неизбежно меняется распределение информационных потоков. Чрезмерное дробление подразделений, нечеткая координация и связь между ними затрудняют прохождение информационных потоков, так же как частная организационная перестройка разрушает информационную управляющую подсистему, мешает ее гибкости и динамизму.

Следовательно, информация в управлении должна удовлетворять ряду требований т.е. быть:

  • опережающей, т.е. содержать в себе элемент предвидения хода событий, постановку целей, разработку планов и программ, стратегии действий в будущем
  • своевременной, оперативной
  • надежной (основными параметрами надежности информации принято считать ее достоверность, объективность, полноту)
  • оптимальной (характеристика меры в соотношении необходимой и достаточной информации)
  • доступной и простой в восприятии (параметры: краткость, наглядность, выразительность). Необходимо также соблюдать соотношение между звуковой и зрительной информацией, учитывая, что скорость восприятия зрительной информации очень высока
  • логичной и лаконичной (максимальная смысловая нагрузка при минимальных размерах носителя информации, краткости временного интервала передачи сообщения)
  • комплексной, системной
  • соответствующей компетенции, полномочиям субъекта управления
  •  ориентированной (допускающей) на машинную обработку.

Основные трудности, которые возникают на пути сбора и распространения информации, связаны с коммуникационными проблемами. Несмотря на то что измерения проводят компьютеры, большая часть информации обрабатывается человеком, что может вызвать искажения информации. Здесь неизбежны субъективные оценки, опасные побуждения сотрудников выдавать непригодную информацию, т.е. заниженные цели, завышенные объемы необходимых ресурсов. Поэтому информация как важное направление повышения эффективности управления должна быть осмыслена не только как технический, а главным образом – социальный процесс. Роль технической базы значительна, но наиболее сложные проблемы на этом пути находятся в сфере социальных (экономических, юридических, культурных) преобразований. Нельзя преуменьшать роль человека в управлении, его интеллекта и информационной культуры, которая отнюдь не сводится к компьютерной грамоте. Это очень широкое понятие, включающее умение ориентироваться в информационном пространстве, обостренное чувство времени, желание повысить кпд своей умственной работы и даже умение говорить по телефону.

 

Заключение

 

Из природы взаимоотношений между участниками организации в рамках власти и иерархии будут созданы каналы коммуникации между этими участниками и между организацией и ее окружающей средой. Принятие решения можно рассматривать как процесс целенаправленного преобразования исходной информации о состоянии и условиях функционирования объекта управления в информацию о наиболее рациональном пути достижения этим объектом желательного состояния в будущем.

Исключительная роль информации в современном хозяйстве привела к пониманию информации как ресурса, или точнее как фактора производства. Учитывая это, информация обладает характеристиками общественного блага, если понимать под ним нечто такое, чем дополнительно может воспользоваться человек (организация).