Роль и значение иностранного капитала в экономическом развитии Узбекистана

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Китай в международном движении капитала
Анализ миграции капитала как экономического явления
Роль крупных корпораций в развитии региона
Финансово-промышленные группы (ФНП)


Введение:

Сегодня, в условиях развитого процесса глобализации, все страны мира нуждаются в инвестициях, в частности иностранных, для того чтобы поднять свою экономику на высокий уровень. Правительства этих стран пытаются создать благоприятный инвестиционный климат для иностранных предпринимателей, так как чем больше инвестиций, тем выше рост ВВП страны.

Для курсовой работы я выбрал тему роль и значение иностранного капитала в экономическом развитии Узбекистана. Актуальность данной темы заключается в том, насколько важен иностранный капитал для развития и совершенствования экономики Узбекистана. В то же время мы должны будем изучить влияние иностранного капитала на развитие экономики нашей страны. Сегодня в Республике Узбекистан создан хороший инвестиционный климат для инвесторов. Иностранные инвесторы имеют льготы и преференции. Инвесторы, которые вкладывают более 100 миллионов рублей. доллары США освобождаются от различных видов налогов, таких как земельный налог, налог на имущество, в течение 7 лет. А другие инвесторы, на 3 года.

Целью данной статьи является изучение и рассмотрение сущности иностранных инвестиций и их вклада в развитие экономики Узбекистана. Сегодня Узбекистан создает свободные промышленно-экономические зоны в городах Навои, Ангрен и Джизак. Эти зоны привлекают иностранных инвесторов из разных стран, особенно из Южной Кореи, Китая, Японии и Германии. Предприятия, созданные этими инвесторами, вносят свой вклад в развитие экономики Узбекистана.

Целями данной курсовой работы являются определение понятия и видов иностранного капитала, выявление роли иностранного капитала в экономическом развитии принимающей страны, рассмотрение глобальных тенденций движения иностранного капитала и изучение тенденций привлечения иностранного капитала и его роли в экономике Узбекистана.
Объектом данной работы является сущность и роль иностранного капитала в экономическом развитии стран, прежде всего Узбекистана.

Предметом настоящего исследования являются иностранные инвестиции.
Эта работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность иностранного капитала и его роль в экономике стран, раскрываются понятие и виды иностранного капитала, а также мировые тенденции движения иностранного капитала. Во второй главе будут рассмотрены тенденции привлечения иностранного капитала и его роль в экономике Узбекистана, текущая динамика и перспективы притока иностранного капитала в экономику страны.


Сущность иностранного капитала и его роль в экономике стран

Прежде всего, следует дать определение термину капитал. Капитал - это фактор, используемый для производства товара с целью получения прибыли. Капитал включает в себя машины, оборудование, промышленные здания, машины и технологии, деньги и предпринимательские способности людей.

В мировой экономике, современные экономические системы кандидат экономических наук Э. Р. Махмудов определяет международное движение капитала следующим образом, размещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью получения прибыли Э. Р. Махмудовым. Это означает, что капитал перемещается между странами мира в денежной или товарной форме.

А в работе русского ученого Е. Ф. Авдокушина фраза международное движение капитала трактуется именно так, встречное движение капитала между странами, приносящее их владельцам соответствующий доход. Многие страны являются одновременно импортерами и экспортерами капитала, существуют так называемые перекрестные инвестиции Е. Ф. Авдокушина. Япония и Соединенные Штаты являются примерами этого. Японская автомобильная компания Тойота открыла свой филиал в США, вложив в него свой капитал. А в свою очередь американская компания Уолл-март открыла свои супермаркеты в городах Японии.

С глобализацией мировой экономики происходит вывоз капитала из одной страны в другую, иными словами, международная миграция капитала. Чтобы расширить свою деятельность, крупнейшие корпорации мира вкладывают свои капиталы в бизнес в других странах.

Существует также несколько причин для инвестирования в другие страны. Они звучат примерно так:

  • Наличие большого количества свободных денежных средств в крупных корпорациях. Крупные корпорации (например, GM, Coca-cola, Samsung, LG, Nokia и др.) получать большую сумму дохода каждый год. Впоследствии на счетах этих корпораций накапливается значительная сумма денег. В этом случае они вкладывают свои деньги в другие страны;
  • Использование дешевой рабочей силы в развивающихся странах. Всем известно, что рабочая сила в развивающихся странах намного дешевле, чем в развитых. ТНК в развитых странах открывают свои филиалы и филиалы в развивающихся странах. Примерами этого являются дочерние компании Apple, Nokia, Samsung, LG и другие. в Китае, так как Китай является развивающейся страной;
  • Открытие новых рынков сбыта. Как только внутренние рынки будут насыщены их продукцией, успешные компании попытаются найти новые рынки для своего бизнеса;
  • Использование природных ресурсов других стран. Поскольку развивающиеся страны богаты в основном природными ресурсами и добывающей промышленностью, ТНК создают дочерние предприятия в этих развивающихся странах. Например, российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ создает совместные предприятия в Узбекистане, Казахстане, Азербайджане и 8 других странах;
  • Снижение налоговых платежей;
  • Преодоление импортных барьеров в других странах.

Прямые инвестиции - это вложение денег с целью создания нового предприятия или расширения существующего. При этом доля иностранного инвестора должна составлять не менее 10% (в зависимости от законодательства принимающей страны) основного капитала или акций предприятия. Кроме того, прямые инвестиции дают инвесторам право участвовать в управлении данным предприятием.

В свою очередь, повышение уровня технологического развития требует наличия квалифицированных рабочих рук. Таким образом, иностранные инвестиции стимулируют рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу, повышают уровень благосостояния населения, так как инвестирующие предприятия страны платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами.

Инвестиции иностранного капитала также повышают конкурентоспособность принимающей страны. Приток инвестиций, как упоминалось ранее, повышает производительность труда. Инвестиции также повышают качество выпускаемой продукции, а это влияет на конкурентоспособность продукции, выводит ее на международный уровень, то есть расширяет связи с внешними рынками.

Эти положительные последствия инвестирования иностранного капитала, на мой взгляд, являются наиболее значимыми для экономики принимающей страны.

Несмотря на очевидные преимущества внедрения иностранных инвестиций, существуют и определенные недостатки.

Было отмечено, что иностранные инвестиции повышают спрос на высококвалифицированную рабочую силу, что повышает уровень благосостояния населения, так как иностранные инвесторы платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Но прибыль местных фирм соответственно снижается из-за недобросовестной конкуренции. Иностранные инвестиции стимулируют производство промежуточной продукции, так как создают на нее спрос. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, потому что они не производили бы эту продукцию, если бы не было спроса со стороны иностранных компаний и стран.

Глобальные тенденции движения иностранного капитала

Сегодня, с глобализацией мировой экономики, поток иностранного капитала между странами достиг высокого уровня.

Объем иностранного капитала, действующего за рубежом, огромен. Ежегодно международные потоки капитала оцениваются примерно в $ 0,7-1,2 трлн, в том числе прямые инвестицииоколо $ 0,13-0,24 трлн, а портфельные инвестиции, $ 0,12-0,67 трлн. Только объем накопленных прямых инвестиций в мире составляет около $ 3 трлн. Таким образом, картина современной международной экономической жизни создается, прежде всего, теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют туда. Это надежный способ проникновения и расширения своего присутствия на внешнем рынке.

Динамика экспорта капитала традиционно опережает динамику экспорта товаров (в последние годы более чем в 2 раза).

В общем объеме экспорта капитала возрастает роль и доля экспорта государственного капитала (около 25%).

Из общего объема экспортируемого капитала в развивающиеся страны 90% приходится на государственный капитал, а в страны Восточной Европы и СНГ, 35% (в виде льготных кредитов, 35%, беспроцентных кредитов, 65%).

Более 50% мигрирующего капитала в мировой экономике принадлежит частным структурам (корпорациям, ТНК, банкам, инвестиционным, пенсионным, страховым фондам и др.) в последние десятилетия наметилась тенденция к снижению доли банков с 50 до 25% и одновременному увеличению доли капитала ТНК. Растет объем миграции частного капитала между промышленно развитыми странами (около 75%).

Увеличивается доля прямых инвестиций в общем объеме частного и государственного капитала.

Растет число международных слияний и поглощений фирм (около 79% от общего объема прямых иностранных инвестиций).

Наблюдается сдвиг отраслевой структуры иностранных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли промышленности и сферы услуг (более 55%).

С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки капитала вывозятся из промышленно развитых стран. Существует также активная миграция капитала между этими странами.

Миграцию капитала в промышленно развитых странах следует рассматривать на нескольких уровнях: 

  • Между странами триады, США - Западная Европа - Япония;
  • Между отдельными промышленно развитыми странами;
  • Между теми же отраслями промышленности промышленно развитых стран.

В послевоенный период Западная Европа стала наиболее интенсивным регионом миграции капитала. Ведущие позиции в Европе занимают Великобритания, Германия и Франция.

США, крупнейший финансовый центр (центр производства денег). Выпустив доллар в мировое обращение, они получают кредиты в той валюте, которую зарабатывают для своего непомерного потребления. Однако большую часть этого движения составляют портфельные инвестиции в наиболее ликвидные ценные бумаги, государственные облигации США.

Нидерланды, Швеция и Швейцария также являются крупными экспортерами на европейском континенте. США - это основной объект инвестиций. В то же время половина инвестиций поступает из Великобритании. Далее в порядке убывания следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на Великобританию, за ней следуют Франция и Швеция. Соединенные Штаты являются лидером среди других промышленно развитых стран по объему привлеченных инвестиций и вывозимого капитала. Почти 1/3 внутренних инвестиционных потребностей США покрывается за счет импорта капитала. В среднем на долю промышленно развитых стран приходилось до 85-87% мирового импорта заемных средств.

Среди современных тенденций в экспорте капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Произошел переход от участия в бизнесе через портфельные инвестиции к прямым инвестициям. Начиная с 50-х годов наблюдается последовательная переориентация прямых иностранных инвестиций с добычи полезных ископаемых на обрабатывающую промышленность, а также в сферу услуг.

За последние два десятилетия наблюдается более быстрый рост инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями не только в горнодобывающую промышленность, но и в обрабатывающую промышленность.

Основная часть прямых инвестиций направляется в обрабатывающую промышленность. Доля инвестиций в добывающую промышленность падает, а доля инвестиций в сферу услуг, включая транспорт и торговлю, растет.

Согласно отчету о мировых инвестициях за 2012 год, мировые прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в 2011 году выросли на 16% по сравнению с 2010 годом, что отражает более высокие прибыли ТНК и относительно высокие темпы экономического роста развивающихся стран в течение года. Мировой рынок ПИИ вырос на 3 процента, достигнув 20,4 триллиона долларов.

Рост был широко распространен, охватывая все три основные группы стран-развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой, хотя причины этого роста во всем мире различны. Приток ПИИ в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой вырос на 12 процентов, достигнув рекордного уровня в 777 миллиардов долларов, главным образом за счет продолжающегося роста новых проектов. Приток ПИИ в развитые страны также увеличился-на 21 процент, - но в их случае этот рост был в значительной степени обусловлен трансграничными иностранными ТНК.

Тенденции привлечения иностранного капитала в Узбекистан и его роль в экономике

21 ноября 2012 года была утверждена инвестиционная программа Республики Узбекистан на 2013 год. Она направлена на модернизацию производственных мощностей как крупных промышленных и инфраструктурных объектов, так и небольших перерабатывающих предприятий частного сектора.

Программа предусматривает капитальные вложения на общую сумму 27,1 трлн сумов, из которых 6,7 трлн сумов-централизованные инвестиции.

Включая:

  • 1,3 трлн сумов. Инвестиции, финансируемые из государственного бюджета. Из них 408 миллиардов сумов. выделяются на развитие агропромышленного комплекса, в основном на развитие обрабатывающих производств;
  • 925,2 млрд. сумов. Республиканский дорожный фонд инвестирует в строительство, ремонт и реконструкцию автомобильных дорог, а также необходимой инфраструктуры;
  • 20 миллиардов долларов. Программа предусматривает адресную поддержку инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением прямых иностранных инвестиций и кредитов;
  • Около 1,2 миллиарда долларов. Они будут инвестированы для ввода в эксплуатацию объектов и производственных мощностей в 2013 году. Это также позволит вам создать 8,5 миллиона рабочих мест.

К числу крупных инфраструктурных проектов относятся: 

  • Строительство линий электропередачи ВЛ-500 кВ Талимарджанская ТЭС, подстанция Согдиана;
  • Строительство двухпутной электрифицированной железной дороги протяженностью 187 км Джизак-Янгиер;
  • Модернизация и реконструкция объектов водоснабжения Сурхандарьинской области, что позволит увеличить мощность по обеспечению населения питьевой водой до 108,8 тыс. м3;
  • Строительство высших учебных заведений на 9,4 тыс. учащихся, колледжей и лицеев на 6,6 тыс. учащихся, средних школ на 61,5 тыс. учащихся, 112 детских спортивных учреждений.

В 2012 году объем инвестиций составил 22,9% ВВП. При этом более 22 процентов, иными словами, более 2,5 миллиарда долларов имеют иностранные инвестиции, из которых более 79 процентов, прямые иностранные инвестиции, доклад Президента Республики Узбекистан. И. А. Каримов на заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2012 году и важным приоритетным направлениям экономической программы на 2013 год.

Мировой финансово-экономический кризис продолжает оказывать негативное влияние на экономическое развитие многих стран. Однако в Узбекистане, благодаря реализации эффективных превентивных мер, удалось создать условия для высокой инвестиционной активности. В настоящее время Узбекистан входит в число мировых лидеров по ключевым макроэкономическим показателям. Темпы роста ВВП страны за последние 5 лет превысили 8%. Динамично развивается промышленное производство, в частности-машиностроение, фармацевтика, химическая и нефтехимическая промышленность, которые в последние годы стали важной составляющей национальной экономики.

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, выступая на торжествах по случаю 21-летия независимости, отметил, что "сегодня только государство, способное противостоять суровым требованиям стремительно нарастающей глобализации и все более усиливающейся беспощадной конкуренции на мировом рынке, настойчиво и настойчиво продвигаясь вперед, имея собственные стратегии развития на долгосрочную перспективу, может достичь своих высоких целей на пути прогресса. Учитывая эти актуальные вопросы, поставленные временем, мы должны прежде всего решить такие приоритетные задачи, как последовательное и неуклонное продолжение наших преобразований путем обновления и модернизации страны, углубление демократических реформ и процесса либерализации, дальнейшее повышение уровня и качества жизни народа." Это возможно только при значительном расширении инвестиционного потенциала, совершенствовании структуры источников инвестиций, создании благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Экономическая политика страны должна способствовать активизации инвестиционной и инновационной деятельности в контексте эффективных инструментов привлечения и поддержки инвестиций.

Перспективы привлечения иностранного капитала в экономику Узбекистана

Правительство Узбекистана взяло на особый контроль реализацию стратегически важных инвестиционных проектов и обеспечило тщательную разработку проектно-сметной документации, своевременное проведение конкурсных торгов, заключение контрактов на поставку оборудования и выполнение строительно-монтажных работ в установленные сроки. Эти меры оказали положительное влияние на стимулирование инвестиционной активности.

Так, в 2012 году реализуется комплекс мер, направленных на дальнейшее повышение конкурентоспособности реального сектора экономики, углубление приватизационных процессов, реструктуризацию и диверсификацию производства, глубокое обновление национальной экономики. В соответствии с концепцией налоговой и бюджетной политики Узбекистана на 2013 год планируется дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику страны с 21,6%, ожидаемой в 2012 году, до 21,3% ВВП, что позволит расширить инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов. Также планируется исключить нематериальные активы из объекта налогообложения на имущество юридических лиц, что послужит важным фактором для широкого внедрения инноваций в деятельность предприятий.

На наш взгляд, основные задачи инвестиционной стратегии государства на среднесрочный и долгосрочный периоды можно сформулировать следующим образом: 

  • Реализация целенаправленной политики, направленной на углубление структурных преобразований в национальной экономике, направленных на повышение ее конкурентоспособности;
  • Поддержка приоритетных отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, в целях повышения их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках и развития экспортного потенциала;
  • Усиление роли государственных инвестиций в приоритетные проекты развития региональной инфраструктуры;
  • Создание благоприятных условий для дальнейшей активизации инвестиционной и инновационной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов;
  • Активизация развития международной кооперации в производственной сфере, направленной на совместное производство продукции с высокой добавленной стоимостью с использованием современных технологий.

Реализация этих задач позволит улучшить условия для расширения инвестиционной деятельности, что необходимо для дальнейшего реформирования, обновления экономики Республики Узбекистан и ее перехода на инновационный путь развития. В то же время необходимо создать условия для отбора инвестиционных проектов, имеющих наибольший экономический и социальный эффект. Для этого каждый инвестиционный проект должен оцениваться с точки зрения рентабельности вложенного в него капитала. Это требует разработки и уточнения существующих методик расчета экономического и социального эффекта, совершенствования налоговой, антимонопольной и ценовой политики государства.

Узбекистан планирует поглотить иностранные инвестиции в 2013 году в размере 3,017 миллиарда долларов по 151 инвестиционному проекту, что предусмотрено инвестиционной программой на следующий год, утвержденной Указом Главы государства Ислама Каримова.

По данным статистического комитета Республики Узбекистан, в 2013 году планируется использовать иностранные кредиты под государственную гарантию на сумму $ 836,5 млн по 56 проектам и $ 2,18 млрд по 95 проектам за счет прямых иностранных инвестиций.

Наибольший объем иностранных инвестиций, $ 2,002 млрд по 34 проектам-планируется направить в топливно-энергетический комплекс. Из них 1,724 миллиарда долларов планируется вложить в 22 проекта в нефтегазовой отрасли за счет прямых инвестиций иностранных компаний.

В 2013 году российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ инвестирует $ 678,5 млн в реализацию двух СРП в Узбекистане общей стоимостью $ 4,3 млрд. Консорциум корейских компаний во главе с Kogas продолжит строительство Устюртского газохимического комплекса на северо-западе страны общей стоимостью 4,1 миллиарда долларов. В 2013 году в проект планируется направить 602,3 миллиона долларов иностранных инвестиций. Китайская CNPC инвестирует $ 260 млн в строительство третьей нитки узбекского участка газопровода Центральная Азия-Китай общей стоимостью $ 2,1 млрд.

Заключение

Как уже отмечалось выше, иностранные инвестиции играют важную роль в экономическом развитии стран. Потому что с помощью иностранных инвестиций в разных странах мира создаются новые предприятия, которые будут производить новые виды товаров, что расширит спектр экономик стран. Таким образом, в наши задачи входило определение понятия и видов иностранного капитала, выявление роли иностранного капитала в экономическом развитии принимающей страны, рассмотрение глобальных тенденций движения иностранного капитала и изучение тенденций привлечения иностранного капитала и его роли в экономике Узбекистана.

В качестве рекомендации мы должны сказать, что нам нужно привлечь в страну больше иностранных инвесторов. Однако нам придется быть осторожными, чтобы иностранные инвесторы не вытеснили отечественных производителей с внутреннего рынка и не установили монополию. В то же время необходимо поддерживать национальных производителей.