Роль и место налога на добычу полезных ископаемых в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 03.02.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

История налогообложения доходов физических лиц в России.
Особенности налогообложения налогом на прибыль организаций отдельных видов юридических лиц.
Особенности налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых
Водный налог, специфика его уплаты


Введение:

 

Налог является необходимым звеном в современных экономических отношениях общества, возникших с появлением государства. Это главный экономический рычаг, с помощью которого государство влияет на рыночную экономику. Непременным компонентом налоговой системы являются ресурсные платежи.  

Любое государство заинтересовано не только в денежной стороне налога на добычу полезных ископаемых. Основную роль играет регулирование исчерпаемых и возобновляемых природных ресурсов, где налог выступает в качестве регулятора рационального использования природных ресурсов. Это одна из главных задач государства в настоящее время, когда с каждым годом все больше ценится качество, а не количество предлагаемых ресурсов.  

Этот конкретный налог обеспечивает правоотношения между организациями, индивидуальными предпринимателями, которые могут использовать недра, и государством.

Тема курсовой работы по налогу на добычу полезных ископаемых выбрана не случайно. Сегодня экономика страны опирается в основном на огромный и разнообразный ресурсный потенциал, поэтому регулирование и контроль производства играют важную роль. 

Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе Российской Федерации, рассмотреть особенности исчисления этого налога.

Предметом работы является сущность налога на добычу полезных ископаемых. Объект исследования - НДПИ в налоговой системе Российской Федерации. 

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе описываются характеристики налога на добычу полезных ископаемых, роль и значение конкретного налога в государстве, а также анализируются аналогичные налоги на товары в других странах.

Во второй главе мы рассмотрим основные элементы налога на добычу полезных ископаемых, рассчитаем налоговую базу на нескольких примерах, а также оценим текущий налог сейчас и будущие перспективы.

В данной работе методами исследования являются системный анализ, исследование операций, метод сравнения и обобщения.

Я думаю, что все знают такие популярные высказывания о налогах, как:

«В жизни неизбежны две вещи - смерть и налоги» Б. Франклин

«Налог - это разрешенная форма грабежа» Томаса Аквинского.

Долгое время, в том числе и в начале 20-го века, мы изучали главный элемент государственной экономики - налоги. Смысл фраз не изменился после нескольких веков. В сущности кроется богатый многовековой жизненный опыт людей, который передается из поколения в поколение.  

Теоретические основы горного налога полезных окаменелостей в России и за рубежом 

Характеристика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и его роль в налоговой системе Российской Федерации

Налог на добычу полезных ископаемых считается одним из самых «молодых» в Российской Федерации.

В системе налогообложения за пользование недрами, существовавшей до НДПИ, использовались три налоговых платежа:

  • Плата за пользование недрами;
  • Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ОВМСБ);
  • Акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Платежи за пользование недрами осуществлялись в виде разовых взносов или регулярных платежей в течение срока предоставленного права. Порядок, условия оплаты и критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации индивидуально для всех вкладов. При определенных условиях недропользователям предоставлялся довольно широкий спектр льгот, вплоть до освобождения от уплаты вышеуказанных платежей. МПК были нацелены и были направлены только на увеличение минерально-сырьевой базы.   

В законодательстве Российской Федерации, действовавшем до 2002 года, который включал разделы о платном использовании недр, имелись некоторые недостатки - рамочный характер и нечеткое определение основных элементов налогообложения при исчислении налога при использовании недра. В ходе налоговой реформы 1 января 2002 года Федеральный закон № 126-ФЗ принял главу 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, в Российской Федерации законодательно установлена ​​обязательная, индивидуально безвозмездная плата, взимаемая с пользователей недр при добыче полезных ископаемых из недр (отходы, потери). Платежи за использование недр для добычи полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и газовый конденсат отменены. 

В результате исследования 2012 года Россия вновь приобрела статус великой сырьевой державы, в том числе одного из лидеров по добыче нефти и газа. Около года российские компании добывают 0,5 миллиарда тонн нефти, и почти половина нефти экспортируется. Кроме того, страна контролирует более 20% мирового экспорта газа с показателем 179 млрд кубометров.  

После введения в 2002 году налога на добычу налоговые поступления и таможенные платежи топливно-энергетического комплекса в федеральный бюджет значительно выросли и продолжают расти по сей день.

В течение длительного периода времени основными источниками поддержания федерального бюджета России были налоги на: добавленную стоимость, добычу полезных ископаемых, прибыль организаций и все таможенные пошлины. Около 85% приходится на общий доход бюджета от перечисленных налогов. 

Налог на добычу полезных ископаемых направляется в федеральный бюджет (60%) и бюджет субъектов Российской Федерации (40%). Исключением является налог в виде углеводородов, который почти полностью поступает в федеральный бюджет (95%). 

Давайте четко увидим, какая доля НДПИ в федеральном и консолидированном бюджете России за последние 6 лет - рис. 1.

График показывает, что роль налога на добычу полезных ископаемых в доходах федерального бюджета растет с каждым годом, начиная с посткризисного времени. В 2009 году доля доходов от налога на добычу полезных ископаемых значительно снизилась по сравнению с предыдущим годом и составила 39,3%, к концу 2010 года она выросла на 4,1%, а к концу 2011 года - на 5,6% по сравнению с первоначальным показателем. Это связано с ростом цен на нефть. Увеличение выручки связано с тем, что с каждым годом доля добываемого природного сырья растет, так как увеличивается количество разведанных месторождений. Основная причина такого быстрого роста заключается в том, что доходы от налогов на добычу полезных ископаемых в форме нефти и газового конденсата были централизованы в федеральном бюджете с 2010 года из-за очень неравномерного распределения этих видов полезных ископаемых в Российской Федерации. ,   

Далее мы рассмотрим динамику изменений в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации.

Из построенного графика видно, что налог на добычу полезных ископаемых в бюджетах субъектов Российской Федерации в 2008 и 2009 годах быстро снизился, а затем остановился на отметке 0,7%. По итогам 2010 года мы можем наблюдать резкое снижение суммы полученного налога более чем в 2 раза. Как упоминалось ранее, поступления от налога на добычу полезных ископаемых были централизованы с 2010 года, и это является основной причиной столь значительного сокращения доходов. До этой меры 5% налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат было перечислено в бюджеты 32 стран. субъекты Российской Федерации. Эти суммы возникли в результате погашения налоговой задолженности за предыдущие годы.    

Финансовая роль платежа имеет большое значение - налог на добычу полезных ископаемых является основой доходов бюджетных систем на различных уровнях Российской Федерации. Каждый год темпы производства растут, и перспективы остаются прежними. 

С введением улучшенного налога правящие круги изменили и упростили систему налогообложения в добывающей промышленности, направив природопользователей к рациональному и бережному использованию природных ресурсов. Средства, полученные от налога на добычу полезных ископаемых, должны стать основным источником финансирования восстановительных мероприятий и поддержания естественного баланса в окружающей среде. Русская природа уникальна и индивидуальна и все больше и больше вы начинаете беспокоиться о состоянии земельных и водных ресурсов. Для дальнейшей успешной государственной политики просто необходимо периодически проводить экономические реформы в сфере естественного налогообложения. Совмещение развития и эффективного использования природно-ресурсной базы является основной задачей на пути к современному росту российской экономики.    

Товарные налоги в развитых странах

Рациональная и правильная политика использования природных богатств дала толчок развитию экономик таких стран, как Канада, США и Австралия. Швеция в XVII веке благодаря доходам от добычи меди вырвалась вперед. Выращивание кофе помогло развитию Бразилии, но Южная Африка все еще продолжает добывать золото. 

Нынешняя налоговая система в России очень молода и сформировалась пару десятилетий назад во времена политической нестабильности, новых экономических реформ и перехода к рыночным отношениям. Неопытность страны в этом вопросе и непродолжительное время для выполнения требования также повлияли на формирование налогообложения. Большая часть системы заимствована у развитых зарубежных стран, поскольку их налоговая система отвечает общим требованиям мировой экономики.  

Как известно в развитых странах, сложилась правильная система государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Существуют различные методы регулирования этого процесса, в том числе различные скидки на цены, кредиты, займы, прямые и косвенные субсидии на реализацию природоохранных мероприятий. Различные формы управления окружающей средой, используемые в настоящее время, позволяют относительно разделить экономическое бремя затрат при реализации экологических проектов между тремя субъектами предпринимательской деятельности: государством, фирмами и домашними хозяйствами.  

Среди иностранных налогов и платежей в сфере недропользования в мировой практике чаще всего используются следующие:

  • Роялти - плата за право пользования недрами, которая представляет собой выплату рентного дохода в государственный бюджет;
  • Налог на сверхприбыль, также направленный на выплату арендного дохода;
  • Отчисления на восстановление и охрану полезных ископаемых и природных ресурсов;
  • Акцизный сбор - один из видов косвенного налога в конкретном случае, направленный на охрану окружающей среды, который также входит в сумму налога;
  • Аренда - вид платежа, который дает постоянный доход государству с момента заключения договора. Сумма налога может быть установлена ​​как для всей территории разработки месторождения, так и для единицы его территории; 
  • Дополнительная плата за выбросы в окружающую среду при добыче полезных ископаемых.

В США, для сравнения, очень интересная налоговая система. Он отличается многоуровневой природой и несет в себе множество специфических особенностей. Система американского налогообложения сама по себе носит социальный характер, и именно это позволило вывести экономику страны на самый высокий уровень, где один из самых высоких показателей уровня жизни в мире. Все штаты страны имеют право индивидуально устанавливать на своей территории налоговые ставки, которые соответствуют конституционным принципам налогообложения США. Все компании в стране являются плательщиками федерального корпоративного налога, а также в основном корпоративного налога их штата.    

Налог на добычу и переработку нефти и других полезных ископаемых взимается в большинстве штатов страны. Налоговые ставки и перечень налогооблагаемых природных ресурсов варьируется от штата к штату. 

В Соединенных Штатах широко используется косвенный метод экологического регулирования, где структура расходов на охрану окружающей среды выглядит следующим образом: государственные расходы составляют 20%, расходы частного бизнеса - 60%, а потребительские расходы - 20%. Иная ситуация в странах Европейского Союза, где преобладает метод прямого экономического регулирования. В странах процент государственных расходов значительно выше - 55%, а доля потребительского сектора в компенсации экологических издержек составляет всего 6%.   

Опубликованный благоприятный рейтинг налоговой системы на 2013 год поставил Россию на 56-е место, и, как вы уже догадались, тройку лидеров заняли страны Персидского залива. Лидером рейтинга являются Объединенные Арабские Эмираты, несколько уступающие Катару и замыкающие тройку лидеров Саудовская Аравия.

Рассмотрим налоговую систему Объединенных Арабских Эмиратов - российских коллег по товарному бизнесу. В ОАЭ нет НДС, хотя это предвещает его появление, также почти нет корпоративных и социальных налогов. Единственным исключением являются иностранные нефтяные компании и филиалы иностранных банков. Нефтяные компании, разрабатывающие местные месторождения, несут налоговую нагрузку в размере 50% от выручки (в Дубае все 55%). Весь нефтяной сектор и банковский сектор платят налоги на прибыль и капитал, налоги на прибыль, корпоративные налоги. Компании с большими денежными потоками также подлежат налогообложению. Крупнейшая государственная компания, которая реализует практически все проекты в нефтегазовом секторе, называется Нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC) и определяет стратегию добычи нефти и газа. Компания оставляет за собой право получать до 60% акций крупных товарных проектов. Можно догадаться, насколько государство контролирует нефтегазовую отрасль. 

В успешной Норвегии, которая принадлежит клубу развитых западных цивилизаций, нефтяные компании жертвуют в казну 78% прибыли. Бюджетные средства выделяются на социальные нужды населения, обеспечивая один из лучших стандартов жизни в мире. 

В стране нефтегазовые компании облагаются большим количеством налогов: роялти, корпоративный налог, уплата лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых, специальный налог на прибыль нефтяных организаций, налог на выбросы углекислого газа. оффшоры. Ставка подоходного налога очень высока, но в Норвегии также существует большое количество налоговых вычетов, которые относительно компенсируют крупные выплаты. 

Особенно эффективным в норвежском нефтяном опыте является все возрастающая роль государства и законодательного органа в экономике страны. Государство максимально завладевает ресурсной рентой, являясь собственником недр. 

Основной целью налоговой системы в отношении минерального сектора экономики страны является обеспечение государства пошлинами за использование природных ресурсов, что, в свою очередь, будет распределять доходы для устойчивого экономического развития, долгосрочной прибыли, а также защиты и восстановление природных ресурсов.

Порядок расчета налога на получение полезных ископаемых

Основные элементы налога на добычу полезных ископаемых

Одним из основных этапов анализа экономической сущности налога является рассмотрение элементов налогообложения. К элементам налогообложения относятся: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога и срок его уплаты. 

Плательщиками МЕТ являются организации и индивидуальные предприниматели, которые признаны недропользователями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Недропользователями являются субъекты предпринимательской деятельности, такие как участники простого товарищества или иностранные граждане, граждане Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции, юридические лица, частные предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц.

В Российской Федерации практически все добываемые полезные ископаемые (общие исключения: мел, песок, некоторые виды глины) являются государственной собственностью. Для получения недр для использования необходимо оформить специальное государственное разрешение в виде лицензии. Далее пользователь регистрируется по месту нахождения используемого участка недр.  

Объектами налогообложения являются:

  • полезные ископаемые, добываемые из недр территории Российской Федерации;
  • полезные ископаемые, полученные из отходов в горнодобывающей промышленности, которая подлежит отдельному лицензированию;
  • полезные ископаемые, добываемые из недр, расположенных за пределами территории Российской Федерации, но под ее юрисдикцией (а также сданной в аренду). 

Одним из основных элементов налога является налоговая ставка. При его начислении налог на прибыль взимается в денежном выражении в виде процентов, указанных в Налоговом кодексе. Существуют твердые налоговые ставки в абсолютной сумме, которые не зависят от размера дохода, пропорциональные ставки, которые взимают такой же процент от полученного дохода, несмотря на его стоимость и прогрессивные ставки, которые увеличиваются по мере увеличения реального дохода.  

Налог на добычу полезных ископаемых исчисляется по фиксированной ставке налога, то есть каждый объект налогообложения имеет собственный процент от дохода. Ставка зависит от типа полезного ископаемого, например, существует ряд облагаемых налогом объектов, которые имеют налоговую ставку 0%. Вот они: попутный газ, подземные воды, содержащие полезные ископаемые или используемые в сельскохозяйственных целях, полезные ископаемые, остающиеся в вскрышных породах, вмещающие породы, отвалы, отходы перерабатывающих отраслей.  

Основные и общие ставки налога:

  • 3,8% - калиевая соль;
  • 4% - торф, каменный уголь, бурый уголь;
  • 5,5% - неметаллическое сырье, соли природного и чистого сырья, бокситы;
  • 6,5% - драгоценные металлы, являющиеся полезными компонентами сложной руды (кроме золота);
  • 7,5% - минеральные воды и лечебные грязи;
  • 8% - редкие металлы, природные алмазы и другие драгоценные и полудрагоценные металлы.

Ставка на самое популярное в России сырье - нефть, рассчитывается по-другому. Фиксированная ставка с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно составляет 493 рубля. Он оплачивается за 1 тонну обезвоженной, обессоленной и стабилизированной сырой нефти, а также умножается на коэффициент, описывающий динамику мировых цен на нефть, коэффициент, характеризующий степень истощения данного участка недр, и коэффициент, описывающий запасы. рассматриваемого участка недр. Одна тонна добытого газового конденсата будет стоить 647 рублей (с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года включительно).   

Помимо «налоговой льготы» в виде ставки 0%, Налоговый кодекс также включает понижающие коэффициенты, налоговые вычеты и исключения из объектов налогообложения.

Плательщики налога имеют право на снижение коэффициента 0,7%, если добыча ведется на месторождениях, которые они начали разрабатывать до введения главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, и при наличии еще нескольких условий. К сожалению, мало кто может воспользоваться этим преимуществом. 

Налоговые вычеты в основном распространены на уголь и нефть. Можно уменьшить сумму налога на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, связанных с обеспечением безопасных условий труда для добычи полезных ископаемых. 

Добыча полезных ископаемых считается исключением из добычи полезных ископаемых, что не предусмотрено в Налоговом кодексе Российской Федерации. Разница между нулевой ставкой и общим освобождением от налога отличается только тем, что в первом случае недропользователи должны периодически отчитываться перед налоговыми органами, а во втором - нет. 

Особенности расчета налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых

В процессе налогообложения добытые полезные ископаемые признаются как все продукты, имеющиеся в минеральном сырье, извлеченные из недр, полученных во время добычи и в горнодобывающей промышленности. Он должен соответствовать национальному, региональному, международному стандарту качества, в противном случае - стандарту организации. 

Существует несколько способов определения стоимости добываемых полезных ископаемых:

  1. В зависимости от преобладающих цен при продаже добываемых полезных ископаемых;
  2. В зависимости от преобладающих продажных цен, когда бюджетные субсидии не учитываются для компенсации разницы между оптовой ценой и сметной стоимостью;
  3. В зависимости от оценочной стоимости добытых полезных ископаемых, здесь применяется метод оценки, если в текущем налоговом периоде нет продаж. Метод оценки, основанный на оценочной стоимости полезных ископаемых, применяется, если они не были проданы в соответствующем налоговом периоде.

Плательщик налога самостоятельно определяет налоговую базу в виде стоимости добытых полезных ископаемых и рассчитывается индивидуально для каждого добытого полезного ископаемого. Существует два способа расчета массы (объема). Прямой метод предполагает подсчет количества минералов с использованием измерительных приборов. Косвенный - расчет по показателю содержания извлеченного вещества в извлеченном сырье, например, по пропорции содержания.   

Чтобы найти сметную стоимость, необходимо учитывать следующие виды расходов:

Прямые затраты - все материальные затраты, например, затраты на оплату труда, страховые взносы, амортизация. Эти расходы, собранные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и незавершенными работами в конце налогового периода. 

Косвенные затраты - расходы, связанные с добычей полезных ископаемых в налоговом периоде. К ним относятся все оставшиеся материальные затраты, включая расходы на ремонт основных средств и разведку природных ресурсов, прочие расходы. 

Суммы косвенных и внереализационных расходов - средства, потраченные не только в процессе добычи, но и на другие виды деятельности, распределяются пропорционально доле прямых затрат.

Чтобы найти расчетную стоимость конкретного минерала, необходимо выбрать из общей суммы затрат ту часть, которая соответствует доле добытого минерала в общем объеме добычи.

В соответствии со статьей 341 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добычу полезных ископаемых является долей налоговой базы, рассчитанной на основе соответствующей налоговой ставки.

В настоящее время российское законодательство фактически использует четыре модели для расчета налога на добычу полезных ископаемых. Модели отличаются только порядком расчета налоговой базы и установленными налоговыми ставками. 

Первая модель включает в себя подавляющее большинство минералов. Налоговая база здесь соответствует стоимости добытого полезного ископаемого, а ставка налога устанавливается как адвалорная, то есть выражается в процентах от суммы денежных средств.  

Вторая модель - налогообложение природного газа, которое включает оценку добытого полезного ископаемого в физических метрах (кубических метрах), а также использование определенной ставки налога на газ.

Третья модель применяется только к драгоценным металлам, являющимся исключением в Налоговом кодексе Российской Федерации. Налоговая база рассчитывается либо как стоимость драгоценных металлов, оценка которых зависит от продажных цен химически чистого продукта или от цены фактической продажи (при добыче самородков), во всех случаях используется адвалорная налоговая ставка , 

Последняя, ​​четвертая модель относится только к добыче нефти. Налоговая база рассчитывается в физических метрах (тоннах) и используется конкретная ставка налога. 

В трех рассмотренных моделях существуют различия в формировании налоговой базы и установлении налоговой ставки. Все остальные элементы налогообложения полезных ископаемых одинаковы и установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. 

Попробуем подсчитать сумму налога, используя железную руду в качестве примера. Предположим, что он добывается на одном участке недр. Добыча за истекший налоговый период составляет 5000 тонн. Предположим, что оптовая цена реализации железной руды составляет 400 руб / т с НДС 61 руб. Транспортировка добытого полезного ископаемого в соответствии с составленным договором произошла за счет покупателя. Государственные субвенции, то есть денежные пособия местным органам власти от государства отсутствовали. Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых в рассматриваемом налоговом периоде составит:       

5 тыс. Тонн * (400–61) руб. / Т = 1695 тыс. Руб.

При ставке налога 4,8% сумма налога составит 81,36 тыс. Руб.

Рассмотрим расчет налога по четвертой модели добычи, в центре расчета - нефть. Количество добываемых полезных ископаемых в этом случае определяется напрямую. Напомним, что ставка НДПИ на нефть рассчитывается на основе базовой ставки (с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно, она составляет 493 рубля за 1 тонну) с использованием ряда факторов.

Например, в мае 2014 года организация добыла 200 тонн нефти, в том числе фактические потери 7 тонн. Стандарт потерь был утвержден на уровне 4,52%.

Цена добываемой нефти Urals на мировых рынках нефти в мае 2014 года составляла 106,73 доллара за баррель, а средний курс доллара - 34,65 рубля.

Значение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть в июне, налогоплательщик определил самостоятельно (ст. 342 НК РФ):

Kts = (106,73 долларов США / баррель. - 15 долларов США / баррель.) H 34,65 рублей / доллар. США / 261 = 12,18 

В связи с тем, что степень истощения в поле составляет менее 0,8, предполагается, что он равен 1.

Таким образом, сумма налога на добычу полезных ископаемых на нефть должна рассчитываться следующим образом:

? ВСТРЕТИЛИСЬ? = 200 * 493 * 12,18 * 1 = 1 200 948 руб.    

Это означает, что с учетом вышеуказанных мировых цен на нефть и курса доллара фактическая ставка налога на добычу полезных ископаемых составляет 6004,74 рубля за тонну.

Налог должен уплачиваться ежемесячно (налоговый период составляет 1 месяц) не позднее 25-го дня, следующего за последним налоговым периодом для каждого минерала. Налог должен быть уплачен в бюджет по месту нахождения соответствующего участка недр, который в настоящее время используется налогоплательщиком. 

Начисленная сумма налога на добытые полезные ископаемые за пределами территории Российской Федерации уплачивается в бюджет по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Перспективы изменения и развития налога на добычу полезных ископаемых

Министерство финансов Российской Федерации обсуждает крупный налоговый маневр в нефтяной отрасли. С 2015 года Российская Федерация не сможет устанавливать ограничения для Беларуси и Казахстана, поэтому агентство думает о снижении в 2015 году российской экспортной пошлины на «черное золото» до размера Казахстана до 80 долларов за тонну (для сравнения : текущая пошлина в Российской Федерации составляет 384,4 долл. США за тонну). В то же время министерство финансов хочет повысить налог на добычу полезных ископаемых для черного золота. Предположительно, предельная ставка экспортной пошлины на нефть в 2014 году снизится с 60% до 59%, в 2015 году - до 57%. В то же время базовая ставка НДПИ на нефть увеличится в 2014 году с 470 руб. до 493 рублей, в 2015 году - до 530 рублей. Можно предположить, что все горнодобывающие компании получат дополнительную нагрузку, и сама ситуация повлияет на снижение финансовых показателей. Первоначальная задача пополнения бюджета страны приведет к тому, что часть доходов, на которые рассчитывает Минфин, будет пропущена, так как ряд проектов станет убыточным.       

Как и любая существующая налоговая система, российская имеет некоторые недостатки. Нагрузка на сырьевые предприятия распределяется неравномерно, но это не главная проблема при добыче природной ренты. В этом случае страны, обладающие большим запасом природных ресурсов, а также Россия, ввели налоговые льготы для сверхприбылей от ресурсных компаний. В результате добывающие отрасли практически выходят из рыночной системы и теряют стимул к увеличению производства.   

Поэтому аналогичный пример освобождения от налогов сверхприбылей, то есть природной ренты, считается недостаточно успешным. Есть несколько предложений по развитию налогообложения в таких ситуациях. 

В условиях глобальной экономической глобализации перспектива дальнейшего развития экономической системы, богатой различными природными ресурсами, должна быть реализована максимально эффективно. Рассмотрим альтернативный налоговый механизм для добычи природной ренты - прямое участие государства в капитале горнодобывающей компании.     

Принцип отказа от выплаты дополнительной прибыли в бюджет при добыче нефти в обмен на передачу государственной собственности на акции нефтяных компаний обеспечит полный государственный контроль практически над всеми нефтяными организациями. Этот метод может быть реализован путем принятия соответствующего закона, который предусматривает необходимую дополнительную эмиссию акций нефтяными организациями для передачи их в государственную собственность в обмен на отмену экспортных пошлин на налог на добычу нефти и полезных ископаемых. 

Капитализация натуральной ренты благополучно затронет как государство, так и владельцев горнодобывающих компаний. С отменой экспортных пошлин на полезные ископаемые доходы организаций в этой сфере значительно возрастут, что обеспечит увеличение их рыночной стоимости. При дифференцированном налогообложении добычи нефти на основе индивидуальных ставок и перспективе введения налога на сверхприбыль при добыче углеводородов предусматривается потенциальная реформа налогообложения твердых полезных ископаемых.  

Конечно, невозможно быстро реализовать идею изменения структуры собственности в сырьевых отраслях, необходима более тщательная подготовка и разработка метода для дальнейшей постепенной реализации. Но начало можно сделать уже сейчас - капитализация природных рен и установление государственного контроля над сырьевой отраслью. Интернационализация структуры собственности компаний добывающих отраслей может быть начата не ранее, чем через 5 лет, однако обсуждение вопросов вероятного вхождения крупнейших стран-потребителей сырья в капитал российских горнодобывающих компаний не может быть отложено ,  

Передача доли капитала в российских сырьевых секторах, вероятно, будет расценена многими политиками как частичная потеря суверенитета. Однако нынешняя ситуация и тенденция глобального развития указывают на неверность этой оценки. С каждым годом зависимость отдельных стран друг от друга будет возрастать, тем самым повышая интерес крупнейших влиятельных государств к обеспечению условий для устойчивого развития мировой экономики. Россия могла бы способствовать созданию таких условий, став первой в интернационализации структуры собственности мировой сырьевой индустрии. Став инициатором интернационализации сырьевых отраслей, наша страна могла бы стать одним из лидеров глобализации мировой системы, тем самым повысив свою роль в мире и обеспечив соблюдение своих национальных интересов.    

Вывод

Основной и незаменимой частью налоговой системы Российской Федерации являются платежи за ресурсы, в частности налог на добычу полезных ископаемых.

Из исследования об уплате налогом на добычу полезных ископаемых организаций в государственный бюджет можно сделать вывод о значении того или иного налога в нашем государстве. Доля налога на добычу полезных ископаемых в доходах страны все еще довольно высока, но правительство сосредоточено на сокращении в ближайшем будущем и развитии высокотехнологичных отраслей. 

Расчет налоговой базы и суммы налога, подлежащего уплате при добыче полезных ископаемых в России, относительно несложен. Нужно только правильно рассчитать объем добываемых полезных ископаемых, учесть, при необходимости, коэффициенты и отследить последние изменения в федеральном законодательстве. 

Цель, поставленная в начале курсовой работы, полностью выполнена - раскрыта роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе Российской Федерации, а также рассмотрены особенности исчисления этого налога.

Проведение рыночных преобразований в экономике страны немыслимо без эффективной налоговой системы. Эта система является основным проводником интересов государства в регулировании экономики, источником формирования бюджета, ограничителем роста цен и инфляции в любой рыночной стране. 

Наша страна обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом. На территории России находится огромное количество объектов мирового и национального наследия, которые имеют важное экологическое, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и рекреационное значение. Жизнь будущего поколения России полностью зависит от эффективного использования природного потенциала сейчас. Поэтому в контексте создания устойчивого развития приоритет следует отдавать охране, восстановлению и воспроизводству природных ресурсов. Три группы налоговых платежей должны быть основой налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами, платежи за загрязнение окружающей среды; платежи за чрезмерное, нерациональное использование природных ресурсов. И, самое главное! - налоговая система должна предусматривать снятие экономической ренты в пользу всего общества, и теперь Налоговый кодекс Российской Федерации не решает эту ситуацию.