Роль государственного регулирования экономики

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Институциональный основы устойчивого развития национальной экономики
Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия
Теория потребительского выбора
Отношение собственности в рыночной экономике


Введение:

Государство играет важную роль в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы. На протяжении всей истории своего существования государство наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны выполняло определенные функции в экономической сфере.

Механизмы и конкретные правила управления экономикой и ее связями в каждой стране складывались веками. В частности, опыт и народнохозяйственные традиции западных стран, сложившиеся на протяжении веков на основе мелкого производства, мало пригодны для России. Из-за крайне сложных природно-климатических условий и обширных просторов России, общинных народных традиций, которые диктуют необходимость усиления централизованного управления экономикой, концентрации и взаимного страхования материальных и трудовых ресурсов.

Внутренняя стабильность и международный авторитет современного государства, престиж его руководящих органов определяются богатством страны (совокупным среднегодовым национальным доходом). Ни одно заметное событие внутри государства или на международной арене не происходит без затрат на продукцию материального производства. В настоящее время практически во всех странах производственный сектор и его составляющие - предприятия находятся в центре внимания государственных органов.

В современных условиях любое государство регулирует национальную экономику с различной степенью государственного вмешательства.

Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В то же время, регулируя экономику, государство использует широкий спектр средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, денежно-кредитная политика, экономическое законодательство и т. д.

Поиск новых средств и методов регулирования в контексте трансформации социально-экономической структуры является главной задачей государства. Ведь будущая судьба страны зависит от этих средств и методов государственного регулирования экономики - сможет ли она выйти из глубочайшего экономического кризиса в приемлемые сроки, удастся ли в будущем создать современную экономическую систему, обеспечивающую динамичное и эффективное развитие и повышение благосостояния людей.

Как бы то ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики и, как следствие, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, следовательно, заслуживает самого пристального внимания.

Объектом исследования курсовой работы является система государственного регулирования экономики.

Предметом исследования являются методы, средства и границы государственного регулирования в российской экономике.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение целей, методов и средств государственного регулирования экономики, обоснование необходимости вмешательства государства в экономику и выявление роли государства в современной экономике России.

Задачи:

  1. Рассмотрим понятие государственного регулирования, определим, на какие его цели и задачи, функции, методы направлены. Понять, какие существуют инструменты государственного регулирования.
  2. Проанализируйте особенности развития государственного регулирования экономики и найдите границы ее вмешательства.
  3. Выявить проблемы современного развития рыночной экономики в России и пути их решения.

Цель и задачи, поставленные в этой работе, определили структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Первая глава данной курсовой работы разделена на 3 параграфа, в которых даны понятия, цели и задачи государственного регулирования экономики. Также в зависимости от разнообразия задач, стоящих перед государством, определяются экономические функции, выполняемые государством. Далее рассмотрено разнообразие форм, методов и средств воздействия государства на экономику.

Вторая глава раскрывает инструменты, с помощью которых государство может регулировать экономику.

Третья глава разделена на три раздела: первый посвящен этапам развития государственного регулирования, и на основе обозначенных этапов мы подходим к границам эффективности государственного регулирования. Во втором мы углубляемся и приходим к выводу о том, какими должны быть границы государственного вмешательства в экономику. Третий - о том, как государство регулирует рыночные отношения в России.

Теоретической и методологической основой исследования стали научные труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов, таких как: А.Г. Зельднер, И.П. Николаева, Кучуков Р.А., Дробозина Л.А., Борисов Е.Ф., Сидорович А.В., Кудрин А.Л., Жуков Е.Ф., Самуэльсон П. и др.

В научной литературе существует множество периодических изданий, посвященных определенным аспектам и проблемам государственного регулирования экономики. Обратите внимание на работы следующих авторов: Абалкин Л.А., Ивантер А.А., Алексеева Н.А., Закатова О.С., Скворцов В.А. и Медушевская И.Е., Кисилев В.И., Глазьев С.А., Андрианов В.Д. и так далее.

В работе также использованы диссертационные исследования Трещевского Ю.И., Сухомлинова О.В., Муфтьева Г.Г., Аксенова Е.В., Ширяева А.В., Борисова А.В. по проблемам государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики

Понятие, цели и задачи государственного регулирования

Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер, действий, используемых государством для исправлений и установления основных экономических процессов. Государственное регулирование - это процесс влияния государства на экономическую жизнь общества и связанные с ним социальные процессы, в ходе которых регулируется экономическая и социальная политика государства на основе определенной доктрины (концепции). В то же время для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободах личности. Государственное регулирование также направлено на защиту интересов будущих поколений, защиту окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, смерти природы.

Существуют и применяются различные формы государственного регулирования. Наиболее важные и основные из них перечислены ниже:

Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов в целом или частично применяется в отношении предприятий, организаций, которые имеют жизненно важное значение для экономики и общества, представляют общественную опасность и требуют значительной государственной поддержки. К таким объектам относятся военные, оборонные и энергетические объекты, а также заповедники, музеи, парки и т. д.

Налоговое регулирование осуществляется путем установления определенных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот и освобождения от налогов. Введение пошлин и таможенных пошлин также влияет на это же направление. Изменяя налоговую нагрузку в ту или иную сторону, государство может ускорить или замедлить экономические процессы, и сбор налогов также является основным источником доходов государственного бюджета, финансовой основой социальной политики.

Монетарное регулирование заключается во влиянии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и сбережения и тем самым повлиять на экономические процессы и бороться с высокой инфляцией.

Бюджетное регулирование означает, что государственные органы имеют возможность распределять средства государственного бюджета по различным направлениям своих расходов (см. Приложение 3). В то же время большие бюджетные ассигнования могут быть выделены для одних отраслей, сфер, социальных групп населения, а для других - более мелких. Кроме того, государство имеет возможность устанавливать дополнительные, помимо налоговых, платежи в бюджет, регулирование также влияет на установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.

Регулирование цен в рыночной экономике означает, что государство может устанавливать максимальный уровень цен, не допуская их повышения сверх этого уровня. Ущерб продавцам может быть компенсирован государственными субсидиями.

В централизованной экономике государство имеет право самостоятельно устанавливать цены:

  • Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или плохо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня жизни, достойного человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, которые создают возможность получения пенсионных пособий, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам, страхованию здоровья и жизни. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, стипендии. Это одна из самых сложных и сложных функций государственного регулирования экономики;
  • Регулирование условий труда, трудовых отношений, заработной платы обычно осуществляется через государственное трудовое законодательство. Такое законодательство предназначено для обеспечения охраны труда, соблюдения трудовых договоров, минимальной заработной платы и пособий по безработице. Государство также имеет право устанавливать ставки заработной платы. Он берет на себя обучение безработных.
  • Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды - меры по охране природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также инструкции по реализации обязательных природоохранных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения средств предприятиями на восстановление окружающей среды;
  • Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности монопольных предприятий, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, препятствует созданию условий, способствующих развитию монополии. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов;
  • Государственное внешнеэкономическое регулирование представляет собой широкий спектр мер и инструментов государственного влияния на структуру экспорта и импорта, внешнеторговые процессы, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, обмен валюты. Такое регулирование преследует цель защиты экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей и обеспечения экономической безопасности. Это основные формы государственного регулирования экономики.

Формы и методы государственного регулирования

Среди разнообразных форм влияния государства на экономику планирование занимает особое место. Планирование вместе с предыдущим, дополнительным и обоснованным прогнозированием и экономическим анализом является неотъемлемой частью управления экономикой. Может применяться на национальном уровне, на уровне отраслей и регионов, отдельных сфер экономики, предприятий, компаний, фирм.

В широком смысле слова планирование - это предопределение будущего, построение активного имиджа, модели желаемого и планируемого будущего состояния экономики, в то же время определяя пути, методы, средства и сроки достижения этого состояния, окончательные границы запланированных действий. Планы почти всегда ориентированы на конкретные цели, на решение проблем, стоящих перед экономикой, что отражено в показателях плана.

Планы тесно связаны со временем, поскольку они разрабатываются на определенный период, называемый периодом планирования. В масштабах экономики в целом годовое планирование является наиболее распространенным. Есть попытки спланировать экономику на период от десяти до двадцати лет, но это уже планы и прогнозы, поскольку неопределенность будущих условий функционирования экономики не позволяет предопределить ее картину после столь значительного времени.

В отличие от планирования, экономическое прогнозирование переходит в более отдаленные времена. Государство влияет на экономику через законодательные ограничения, налоговую систему, обязательные платежи и отчисления, государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование для реализации государственных социально-экономических программ.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы воздействия на экономику. Нужны все средства, и единственный вопрос - определить для каждой экономической зоны и ситуации те ниши, где его использование целесообразно. Экономические потери начинаются, когда власти выходят за разумные пределы, отдавая чрезмерное предпочтение экономическим или административным методам.

Поскольку рынок во многих отношениях является саморегулирующейся системой, на него могут оказывать влияние главным образом косвенные экономические методы. Из этого, однако, не следует, что в развитой рыночной экономике административные методы вообще не имеют права на существование. В ряде случаев их использование не только допустимо, но и абсолютно необходимо.

Жесткое различие между экономическими и административными методами несостоятельно. С одной стороны, элементами управления являются, вообще говоря, любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что она контролируется той или иной государственной службой, которая переключает ее после принятия соответствующего политического решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть что-то экономическое в том смысле, что оно косвенно влияет на поведение участников экономического процесса.

Хотя экономические и административные методы имеют некоторые сходства, они значительно отличаются друг от друга. В частности, административные методы заметно сужают свободу экономического выбора, а иногда даже сводят ее к нулю. Это происходит, когда администрация экономически не оправдана, приобретает черты тотальности и вырождается в систему распределения команд. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывающим размер производства, его структуру, цены, потребительские качества продукции, затраты, заработную плату, прибыль и ее распределение, отношения с поставщиками и потребителями, одним словом, весь экономический процесс.

Экономические методы никоим образом не ограничивают свободу выбора, а иногда даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо реагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае сохраняя за собой право свободно принимать рыночное решение.

В последние годы, когда в России ускорился распад тоталитарной системы, система административного управления экономикой рухнула. Этот процесс не был оправдан во всех. Есть как минимум шесть областей, где административные методы достаточно эффективны, а иногда даже имеют явное преимущество перед другими методами государственного регулирования рыночной экономики.

Необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками. Трудно обуздать монополиста с помощью косвенных регуляторов, и здесь государственное регулирование цен допустимо. Второе направление преимущественно административного регулирования - это побочные эффекты рыночных процессов. И в этой области экономические регуляторы недостаточны, а иногда даже неэффективны. Строгие стандарты экономической деятельности необходимы для обеспечения экологической безопасности населения.

Помимо экологических стандартов существует множество других стандартов. Развитие таких, контроль за их соблюдением всеми, кто участвует в функционировании экономической системы, образуют еще одну, третью область административного регулирования. Четвертое направление - определение и поддержание минимально приемлемых параметров жизни населения. Это касается пособий по безработице, выплат многодетным семьям, гарантированной минимальной заработной платы и т. д.

Административные методы также полезны, когда они направлены на защиту национальных интересов в системе мировых экономических отношений. Это, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Это пятая область, где использование административных норм экономически оправдано. Шестое и последнее направление - это реализация целевых программ, которые обеспечивают элементы управления для предприятий государственного сектора.

Экономическое пространство, к которому применяются административные методы, представляется довольно обширным. Они давно стали неотъемлемой частью экономического механизма и ни в коей мере не препятствуют повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика показывает, что администрация сама по себе не опасна. Это наносит ущерб только тогда, когда это не имеет экономического обоснования.

Средства государственного регулирования экономики

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов или опасностью финансового ущерба. Они основаны на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, французские власти запретили строительство новых промышленных предприятий в столичном районе Парижа, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не налагали штрафов - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.

Административный контроль в развитых странах с рыночной экономикой используется в небольших масштабах. Их сфера действия в основном ограничена охраной окружающей среды и созданием минимальных условий жизни для относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль значительно возрастает, например, во время войны, критической ситуации в экономике. Крупнейшими административными мерами по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разделение основных проблем.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Непосредственное государственное экономическое регулирование осуществляется посредством бюджетной политики.

Государственный бюджет представляет собой годовой план государственных расходов и источников доходов для их финансового покрытия. Проект бюджета обсуждается ежегодно и принимается законодательным органом. В конце финансового года уполномоченные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с законом о бюджете, принятым в предыдущем году.

Государственный бюджет - это всегда компромисс, отражающий соотношение сил между основными группами носителей разных социально-экономических интересов.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Первое место в расходах бюджета занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и т. д. Это главная цель бюджетной политики, а также всей экономической политики государства в целом - стабилизация, укрепление и адаптация экономики. Существующая социально-экономическая система в условиях изменения. Эти затраты призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно присущую рыночной природе.

В расходах на нужды домохозяйства обычно выделяются бюджетные субсидии на сельское хозяйство. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разрушении крестьянства и земледелия. И хотя правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных сельхозпроизводителей в своей внешнеэкономической политике, позволяя иностранной сельскохозяйственной продукции выходить на внутренний рынок в ответ на уступки со стороны торговых партнеров, правительства обычно поддерживают их среднее и крупное сельское хозяйство.

Расходы на вооружение и внешнюю политику, а также административные и управленческие расходы влияют на спрос на потребительские товары и услуги.

Оппортунистическими целями бюджетного регулирования являются расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), сумма расходов по кредитам и субсидиям частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и улучшение объектов инфраструктуры , о покупке оружия и военного строительства.

Размер этих затрат существенно влияет на масштаб спроса и объем инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а при перегреве рыночных условий они уменьшаются.

Расходы на экспортное кредитование, страхование экспортных кредитов и экспортного капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочной перспективе улучшают платежный баланс, открывают новые внешние рынки для экономики страны, способствуют укреплению национальной валюты и обеспечить поставку необходимых товаров на внутренний рынок из-за рубежа ... Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Эффективность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит от:

  • во-первых, об относительном размере потраченных сумм;
  • во-вторых, по структуре этих затрат;
  • в-третьих, об эффективности использования каждой единицы расходов.

Налоги являются основным средством привлечения средств для покрытия государственных расходов. Они также широко используются для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Это фискальная роль налогов. Но основная роль налогов является регулирующей.

Государственное регулирование через налоги в решающей степени зависит от выбора налоговой системы, а также от видов и сумм налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двойную роль: с одной стороны, они являются основным источником финансирования государственных расходов, материальной основой бюджетной политики, с другой стороны, они являются инструментом регулирования. Задача государственных бюджетных органов состоит не только в том, чтобы облагать налогами определенные источники доходов, но и в том, чтобы создать тщательно отлаженный механизм воздействия на экономическое поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временные или выборочно предоставленные налоговые скидки, льготы и отсроченные налоговые платежи.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемых с помощью налогов, занимают ускоренное списание основного капитала с учетом износа и связанное с этим формирование и реализация скрытых резервов, осуществляемых в рамках разрешений. министерств финансов. Ускоренная амортизация списания основного капитала в современных условиях является основным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на деловой цикл и занятость. Суть его заключается в том, чтобы отделить физический процесс износа машин, оборудования, зданий и сооружений от тех, которые рассчитаны в производственных затратах, путем переноса стоимости материальных носителей основного капитала на произведенные товары и услуги. Изменяя ставки и порядок списания амортизации, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения ее в производственные затраты, а затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капитальных вложений в будущем.

При проверке правильности уплаты подоходного налога налоговые инспекторы соглашаются на расчет стоимости продукции или услуг только в том случае, если амортизационные отчисления были произведены в соответствии с нормами, утвержденными Министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и сумма налога, а также выплаченные дивиденды.

Изменение темпов ускоренной амортизации основного капитала широко используется во всех развитых странах в качестве средства государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и реализации их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект изменения ставок амортизационных отчислений заметен в годы благоприятных условий, то есть в периоды спадов и кризисов эффективность амортизационной политики снижается. Чем хуже рыночные условия, тем труднее реализовать прибыль, тем меньше возможностей для самофинансирования, а льготы по амортизации, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Ускоренные амортизационные отчисления равносильны сокращению налоговых поступлений от прибыли в государственный бюджет. Результатом могут быть более высокие другие налоги или более высокий государственный долг.

Государственные инвестиции в значительной степени осуществляются в государственный сектор экономики, который играет решающую роль в государственном регулировании экономики. Это одновременно объект и инструмент воздействия на частную экономику.

Государственный сектор представляет собой комплекс экономических объектов, полностью или частично принадлежащих центральным и местным органам власти. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почтовое отделение, частично транспортную службу, производство оружия и т. д. По мере развития системы государственного регулирования экономики государство строилось, покупалось у частных лиц. собственники, экономические объекты, в основном в области инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых всегда было выгодным и необходимым для экономики страны, но не всегда выгодным с точки зрения частного капитала. В некоторых странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других - государства, построившего или приобретавшего разрушающие экономические объекты (в США, Швеция, Япония). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй. Значительную часть государственного сектора составляют объекты инфраструктуры, большинство из них убыточные. Другая часть принадлежит государственным предприятиям в ресурсном и энергетическом секторах, где требуются крупные инвестиции, а оборот капитала идет медленно. Рентабельность государственных предприятий, как правило, ниже, чем у частных фирм. Частью государственного сектора является пакет акций в смешанных государственно-частных компаниях.

Наличие в рыночной экономике секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от таковых у частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения национальных экономических проблем и повышения прибыльности частной экономики.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль в целом, не является основной целью государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, в обучении и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, поскольку никто не требует высокой прибыли от этих областей. и потери покрываются из бюджета. Таким образом, государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспорта, почты и телеграфа), электроэнергии и сырья, что позволило сократить расходы в частном секторе.

Государственный сектор активно используется как средство государственного регулирования экономики. Таким образом, в условиях ухудшения деловой среды, депрессии или кризиса, когда частные инвестиции сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.

Таким образом, государственные органы стремятся противодействовать сокращению производства и росту безработицы. Государственный сектор играет важную роль в структурной политике правительства. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, в которых частный капитал не используется достаточно. Таким образом, государственный сектор играет огромную роль в подготовке и переподготовке кадров. Государственные фирмы также участвуют во внешней торговле, вывозя капитал за границу, часто впервые внедряя национальный капитал в любой стране (например, участие немецкого концерна Volkswagen, частично принадлежащего федеральному правительству и правительствам штатов), в чешском автомобиле. промышленность). В целом, государственный сектор дополняет частную экономику, где и в той степени, в которой и в какой степени мотивация частного капитала недостаточна. В результате государственный сектор служит повышению эффективности национальной экономики в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.

Наряду с перечисленными средствами государственного регулирования экономики, которые имеют внутреннюю экономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги влияния на воспроизводственный процесс внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложение, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и т. д.

Однако существуют и специальные средства прямого воздействия на экономические связи с зарубежными странами. Это, прежде всего, меры по стимулированию экспорта товаров, услуг, капитала, научного, технического и административного опыта: экспортное кредитование, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение иностранной рабочей силы в страну, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут использоваться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера поставленных целей место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в определенный период будет меняться.

Инструмент государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики напрямую связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Для реализации целей своей экономической политики государство использует различные формы, методы и средства, которые образуют инструментарий для государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Использование этих методов предполагает использование их характерных приемов, средств. Таким образом, метод прямого воздействия реализуется посредством административного и экономического воздействия. Конкретным выражением этих методов или средств регулирования являются их формы.

Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они: 

  • не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
  • основаны на силе и авторитете правительства;
  • включать меры запрета, разрешения и принуждения;
  • обеспечить организацию управления предприятиями государственного сектора экономики государственным имуществом.

Экономические средства воздействия на бизнес-процессы включают использование: 

  • государственное экономическое прогнозирование;
  • государственное экономическое программирование;
  • фискальная система;
  • денежно-кредитная политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • таможенная политика;

Кратко рассмотрим основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством. 

Государственное экономическое прогнозирование

Государственное экономическое прогнозирование основывается на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов с учетом тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала. Позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике при определенных других условиях. Изучение вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять набор рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука разработала ряд методологических требований для обеспечения эффективности прогнозов: 

  • поэтапный процесс прогнозирования: составление предварительного прогноза, разработка нормативного или целевого прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов экономической деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
  • составление сценария и вариантов прогноза;
  • внесение в систему всевозможных прогнозов.

Формирование системы прогнозирования состоит из прогнозов последствий различных ситуаций; развитие отраслей промышленности, видов продукции, научно-технический прогресс; развитие территорий; экологические прогнозы; прогнозы внешнеэкономической деятельности.

Прогнозирующие события начались и в России. Например, в январе 1998 года правительство Российской Федерации приняло постановление «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год, параметров прогноза основных характеристик и структуры доходов и Расходы федерального бюджета до 2001 года »и ежегодно правительство страны разрабатывает прогнозы для бедных в этом году.

Государственное экономическое программирование

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и в то же время ее объектом) является государственный сектор в экономике. Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование, охватывающее множество целей и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основными экономическими инструментами являются:

  1. регулирование учетной ставки (учетная политика, осуществляемая центральным банком);
  2. установление и изменение размера минимальных резервов, которые финансовые учреждения страны должны хранить в центральном банке;
  3. операции государственных органов на рынке ценных бумаг, такие как выпуск государственных облигаций, их торговля и выкуп.

С помощью этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынок ссудного капитала) в нужном направлении. При относительном снижении роли свободных рынков капитала в финансировании инвестиций и, особенно в связи со снижением роли фондовой биржи и ростом самообеспеченности крупных компаний финансовыми ресурсами, эффективность этих инструментов в большинство развитых стран несколько ослабли.

Государственное экономическое программирование является высшей формой государственного регулирования экономики. Это связано с тем, что социально-экономические программы, основанные на экономических прогнозах, используют весь спектр элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства достижения этих целей.

Есть регулярные и экстренные программы. Обычные среднесрочные общеэкономические программы обычно составляются на пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, во время кризиса, массовой безработицы, высокой инфляции. Они осуществляются, как правило, посредством административного регулирования. Целевые программы реализуются практически во всех странах с рыночной экономикой. Это, например, приватизация новых земель в Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные органы, ответственные за подготовку программ, их реализацию и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов.

В большинстве стран, где используется экономическое программирование, такие программы носят рекомендательный характер, но имеют строгую направленность. 

Особенности развития

Этапы развития GRE. Пределы эффективности

В процессе своего развития GRE прошла несколько этапов:

  1. создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; концентрация государственных усилий на развитии трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, обеспечении стабильности денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевой и инфраструктурной отраслях.
  2. Несогласованные антикризисные и структурные действия, попытки влиять на занятость и цены.
  3. Эксперименты с использованием денежных и бюджетных средств регулирования экономики. Волна приватизации государственного имущества.
  4. Переход в ряде стран к секторальному и региональному среднесрочному программированию; предпринимается попытка повысить эффективность GRE путем изучения совместимости и взаимозаменяемости регулирующих инструментов, определения их эффективности.
  5. Осуществление во все большем числе развитых стран общенациональных среднесрочных программ в сочетании с разработкой долгосрочных перспективных руководящих принципов. Все более сложное использование регулирующих инструментов.
  6. Меры по гармонизации национальных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

На масштаб, инструменты и эффективность GRE решающее влияние оказали задачи, стоящие перед экономиками отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютном объеме средств, которые он может использовать для GRE, накопленный опыт и успехи в научной разработке проблем GRE в рыночной экономике. Наряду с общетеоретическими работами, начиная со второй половины 60-х годов, в развитых странах были опубликованы все более конкретные прикладные исследования, посвященные количественному анализу последствий мер GRE. Сотрудничество между учеными и государственными органами, ответственными за принятие экономических и политических решений, также активизировалось. Характер и направление исследований в области GRE претерпел значительные изменения за последние три-четыре десятилетия. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос: «Регулировать или не регулировать экономику?», То позже - «Какой должна быть степень этого регулирования? Для каких целей, в каких направлениях и какими средствами вам нужно регулировать? ». Однако возможности для GRE не безграничны. Экономическая основа для GRE является частью ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственной собственностью. Эффективность разрыва при прочих равных условиях Чем выше, тем выше государственные доходы, чем больше доля ВВП, перераспределяемого государством, тем выше роль государственного сектора в экономике. Но государственные доходы и государственный сектор имеют относительные пределы роста.

Границы государственного вмешательства в экономику

Рассмотрим границы необходимого государственного вмешательства в экономику. Прежде всего, это те области, где механизм рыночного саморегулирования перестает эффективно функционировать, и требуется срочное вмешательство государства.

Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление общественных благ государством. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, выраженные в денежной форме, через спрос. Однако есть потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. Речь идет о коллективных услугах: национальной обороне, государственном управлении, единой энергетической системе, национальных сетях связи, охране общественного порядка, вакцинации, хлорировании питьевой воды и т. д. Здесь нельзя обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение последствий внешних воздействий со стороны государства. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать специфические дефекты, которые не имеют денежной оценки и не фиксируются рынком. Эти внешние факторы нарушают рыночное равновесие и приводят к неоптимальному распределению ресурсов, что требует вмешательства государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, обеспечению общественных благ и устранению последствий внешних воздействий, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. В то же время эти функции образуют минимально необходимые границы для регулирования реального рынка. Как видите, нерегулируемого рынка нет вообще, потому что даже идеальный свободный рынок нуждается в определенном влиянии со стороны государства.

Если мы обратимся к реальному конкурентному рынку, мы откроем новые области экономической жизни, где проявляется ограниченный механизм рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику.

Давайте кратко изложим эти области.

Перераспределение доходов.

Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размер дохода зависит от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, которым не принадлежит ни земля, ни капитал, ни труд (инвалиды, бедные). Они не участвуют в конкурсе, не получают никакого дохода. Есть также люди, которые не имеют работы, но могут работать, они не могут найти рыночное приложение для своей работы. Распределение доходов на рынке неприменимо к тем, кто занимается производством общественных благ; их содержание становится задачей государства, а не рынка.

Во всех вышеупомянутых случаях государство имеет право вмешиваться в перераспределение доходов, потому что то, что справедливо с точки зрения рыночного механизма, несправедливо по отношению к общечеловеческим моральным нормам, нарушает право человека на достойное существование в обществе.

Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых основных услуг, которые являются предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база включает такие меры, как предоставление правового статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения договоров. Правительство также устанавливает правовые «правила игры», регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основании законодательства государство выступает арбитром в сфере экономических отношений. Основные услуги, предоставляемые государством, включают использование полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов для измерения веса и качества продукции, создание денежной системы, которая облегчает обмен товарами и услугами.

Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. В условиях конкуренции отдельные производители и поставщики ресурсов могут адаптироваться только к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и сообщает продавцам. Ожидается, что конкурирующие производители, в зависимости от воли рыночной системы, получат прибыль и укрепят свои позиции; Многие из тех, кто нарушает законы рынка, - это убытки и, в конечном итоге, банкротство.

Подъем монополий резко меняет эту ситуацию. Государство пытается урегулировать ситуацию двумя способами. Он формирует государственные комиссии по регулированию цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.

Рыночный механизм не может автоматически реализовать право на работу для тех, кто может и хочет работать. Обратите внимание, что обеспечение этого права не означает предоставление всем трудоспособным членам общества гарантированной работы. Для эффективной работы рынка необходим оптимальный запас труда; По ряду причин безработица неизбежна в рыночной системе, которая ставит перед государством множество сложных проблем. В его обязанности входит регулирование рынка труда с целью поддержания определенного уровня занятости, материальная поддержка людей, потерявших работу.

Монополия и инфляция являются двумя серьезными «хроническими заболеваниями» рыночной экономики, которые требуют антимонопольной и антиинфляционной профилактики.

Суть государственной антициклической политики или регулирования экономической конъюнктуры заключается в стимулировании спроса на товары и услуги, инвестиции и занятость во время кризисов и депрессий. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые стимулы, а государственные расходы и инвестиции растут. В условиях длительного и быстрого восстановления экономики страны могут возникнуть опасные явления - резорбция товарных запасов, увеличение импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и, следовательно, необоснованное увеличение заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы замедлить рост спроса, инвестиций и производства, чтобы максимально сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного снижения производства, инвестиций и занятости в будущем.

Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. И рынок работает более эффективно в коммерческом развитии перспективных видов нового оборудования и технологий.

Государство проводит региональную политику, решая вопросы, возникающие в результате воздействия на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Региональная политика реализуется посредством финансовых стимулов и государственных инвестиций, которые обеспечивают привилегированное положение для определенных отраслей и регионов. В некоторых случаях оказывается поддержка отраслям и территориальным единицам, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в других поощряется развитие новых отраслей и видов производства - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям в отраслях, между отраслями и во всей национальной экономике в целом, повысить ее эффективность и конкурентоспособность. В то же время могут быть приняты меры для замедления чрезмерной концентрации производства.

Реализация национальных интересов в мировой экономике (регулирование внешнеэкономических связей) предполагает реализацию государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы, влияние на обменные курсы, управление платежными балансами, и многое другое.

В общих чертах это верхние максимально допустимые пределы вмешательства государства в рыночную экономику. Эта основа достаточно широка для разумного симбиоза государственного регулирования и эффективно действующего рыночного механизма для решения основных социально-экономических проблем современного общества.

Если государство пытается делать больше, чем измеряет рыночная экономика, оно продолжает распределять производственные ресурсы, сохраняет административный контроль над ценами, прощает долги предприятий, сохраняет рабочие места в технологически отсталых отраслях, проводит налоговую политику, пытается обеспечить высокий уровень социальной безопасность населения без учета реальных возможностей экономики, тогда в народном хозяйстве сохраняется отсталая структура производства, низкое качество продукции, отставание развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни людей растет. В результате страдают те, ради кого государство пошло за пределы разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно возникает необходимость разгосударствить экономику, избавив ее от чрезмерной государственной деятельности.

Регулирование рыночных отношений как функция российского государства

Одна из основных функций государства - экономическая. Он заключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

Роль государства на разных этапах развития общества неодинакова. Современное российское общество характеризуется переходным состоянием экономики, которое нельзя игнорировать при изучении проблемы взаимоотношений государства, права и экономики. Однако в любом случае речь идет о рыночной экономике, о рынке.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основана на ограниченных возможностях рынка в производстве общественных благ, что является основным стимулом в деятельности государства в экономической сфере.

Так называемые общественные блага обычно включают национальную систему образования, здравоохранение, государственную оборону, систему охраны окружающей среды, создание и поддержание правопорядка в обществе и экономике и т. д. Негативные последствия рыночной деятельности нивелируются помощь государства в сферах распределения материальных благ, создания конкурентной среды, обеспечения рынка необходимой информацией и снижения негативных последствий деятельности индивидуальных предпринимателей.

Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Кризисы, черные вторники и дефолты приводят к изменениям в правительстве, государственных деятелях и изменениям в институциональной структуре.

Государственное регулирование экономики должно осуществляться на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Кажется неправильным говорить, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

Государственная экономическая политика является основным направлением деятельности государства в сфере экономики, а государственное регулирование экономики - это деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методы.

Отсутствие четко сформулированной, правильно формализованной, стабильной и предсказуемой государственной экономической политики является существенным недостатком, который препятствует эффективному государственному регулированию рынка.

В настоящее время государственная экономическая политика находит выражение и закрепление в таких документах, как ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год, утвержденные Центральным банком Российской Федерации. Федерация и др.

Реализация внутренней, в том числе экономической, политики Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий (ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российская Федерация").

Объем государственного вмешательства в экономику, рыночные отношения является переменной величиной, которая зависит от многих факторов; Однако можно утверждать, что в переходный период от социалистической экономики к рыночной экономике роль государства не только не уменьшается, но и существенно возрастает, учитывая необходимость изменения основных правил игры, изменения всего Правовые основы деятельности субъектов рынка, устанавливающие контроль за соблюдением всеми участниками только своих интересов, но и интересов общества. Таким образом, уровень и размер государственного регулирования экономики зависят от конкретной реальной ситуации на рынке, спроса на государство на данном этапе развития рыночных отношений.

Классификация видов государственного регулирования может основываться на степени влияния государства на определенные отношения в различных секторах национальной экономики или сегментах рынка. Таким образом, можно выделить максимальный, средний и минимальный уровни государственного регулирования экономики. Максимальный уровень регулирования предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Максимальный уровень государственного регулирования устанавливается, например, в отношении естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, общедоступных электрических и почтовых услуг и т. д. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

Существует классификация видов государственного регулирования в зависимости от территории применения тех или иных средств воздействия. В связи с этим государственное регулирование можно выделить на федеральном уровне, на уровне субъекта федерации.

Какое место занимает предпринимательство во взаимоотношениях государства и экономики? Представляется, что предпринимательство, будучи самостоятельной категорией и предметом исследования, является сферой взаимодействия государства и экономики. По сути, государство с помощью закона регулирует отношения, возникающие в результате предпринимательской деятельности, и именно в рамках предпринимательской деятельности оно использует конкретные средства, формы, в том числе правовые, для воздействия на рыночную экономику.

Специалисты в области административного права совершенно справедливо отмечают, что «между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальной разницы с точки зрения цели. Более того, по своей сути регулирование является неотъемлемым элементом государственного управления, одной из его функций. В самом обычном смысле регулирование выражается в «подчинении определенному порядку, в порядке определенных действий». Однако трудно согласиться с выводами о том, что «существует полное совпадение признаков регулирования и управления».

Государственное управление предполагает прямое и прямое вмешательство государственных органов в экономику с использованием административных методов регулирования. В то время как государственное регулирование позволяет использовать более широкий спектр средств и инструментов, включая методы и средства косвенного регулирования рыночных отношений, и с этой точки зрения концепция государственного регулирования является более широкой, чем концепция государственного управления.

Косвенные методы, несомненно, являются основными в регулировании современной экономики, учитывая, что сам рынок является саморегулирующейся системой. Однако это не означает отказа от прямых административных, прямых методов регулирования, присущих государственному управлению.

Следует также иметь в виду, что категория «государственное управление» не используется в действующей Конституции Российской Федерации и по существу заменяется категорией «исполнительная власть».

На современном этапе экономического развития представляется более правильным говорить о влиянии государства на экономику, которое включает в себя как концепцию государственного управления с присущими ему прямыми, директивными методами воздействия на регулируемые отношения, так и государственное регулирование с использованием косвенных методов воздействия. Однако, учитывая широкое использование концепции государственного регулирования в научной литературе и нормативных актах, в том числе за рубежом, целесообразно использовать концепцию государственного регулирования.

Цели государственного регулирования в сфере экономики предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве основной цели государственного регулирования можно выделить создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства на определенной стадии развития общества.

Основная цель раскрывается через такие задачи, как выравнивание экономического цикла, стабилизация денежного обращения, создание конкурентной среды; обеспечение нормальной занятости населения, стабильности цен, создание условий для социального партнерства и т. д. Функции государства в сфере экономики осуществляются путем решения конкретных задач, возникающих в связи с достижением поставленных целей.

Одной из основных функций государства в сфере экономической деятельности является создание правовой основы для эффективного функционирования рынка, создание стабильных правил игры. В связи с указанной функцией государства возникает задача создания правовой поддержки реализации функции государства в экономической сфере.

Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности подразумевает придание правовой формы средствам осуществления регулирования. Традиционно правовыми формами государственного регулирования экономики являются законы и подзаконные акты, среди которых указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральные, ведомственные и внутренние (местные) нормативные акты. Следует иметь в виду, что судебная практика играет важную роль в защите и защите прав предпринимателей, однако в настоящее время судебные акты не могут рассматриваться как источники права.

Следует сказать, что без создания нормативно-правовой базы невозможно рассчитывать на эффективное функционирование экономики и бизнеса.

Закон, с одной стороны, является самостоятельным средством реализации экономической функции государства, а с другой - самостоятельным средством государственного регулирования экономики наряду с другими средствами и инструментами экономического и административного характера.

Сегодня мы можем констатировать отсутствие соответствующей правовой базы для государственного регулирования экономики, в том числе в государственном секторе экономики.

К сожалению, практика законотворчества в основном пошла по пути разработки и принятия законов о государственном регулировании отдельных сфер экономической деятельности.

В настоящее время в значительной степени не существует нормативно-правовой базы, обеспечивающей использование средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которых следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле слово). Таким образом, существует настоятельная необходимость в создании нормативной базы для эффективного использования таких средств государственного регулирования, как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование и т. д.

Только после того, как будет создана правовая основа для эффективного использования тех или иных средств государственного регулирования, после обобщения опыта их применения на практике, встанет вопрос о создании основного законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. считается. Вполне возможно, что Предпринимательский кодекс России, содержащий раздел о государственном регулировании экономики, станет таким ключевым актом.

Значительное количество различных субъектов вовлечено в формирование государственной экономической политики, ее реализацию через государственное регулирование экономики. Невозможно поставить знак равенства между субъектами хозяйствования и субъектами, участвующими в формировании и реализации государственной экономической политики.

Коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, несомненно, относятся к субъектам отношений, связанных с реализацией государственной экономической политики. Однако круг субъектов государственного регулирования экономики значительно шире, чем круг субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Субъектами государственной экономической политики и государственного регулирования экономики являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Ни одна из ветвей власти и соответствующие органы власти не могут формировать государственную экономическую политику и осуществлять государственное регулирование экономики без тесного взаимодействия. Без принятия законов, которые являются основными нормативными актами в регулировании практически всех сегментов рынка (товарный рынок, финансовый рынок, рынок труда, энергетический рынок и другие типы рынков), невозможно осуществить государственную экономическую политику. Без деятельности органов исполнительной власти, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, невозможно вывести направления государственной экономической политики на этап практической реализации; Без деятельности судебной власти невозможно защитить права субъектов хозяйствования.

Важную роль в формировании и реализации государственной экономической политики играют общественные объединения и другие некоммерческие организации, созданные на основе общих интересов в определенной сфере предпринимательской деятельности, например, Всероссийский союз страховщиков. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).

Региональные объединения оказывают большое влияние на государственную экономическую политику и ее реализацию.

Государственные органы и общественные организации (ассоциации) часто тесно взаимодействуют через представительство государственных чиновников в общественных организациях.

Лоббистские организации, организации нового типа для нашего общества, выступают в качестве независимых субъектов, действующих в экономической сфере и оказывающих существенное влияние на разработку экономической политики, ее реализацию, защиту прав субъектов предпринимательства.

Лоббирование рассматривается в нашем обществе по большей части как негативное явление, связанное с негативными факторами в области экономики и политики. На самом деле лоббирование следует рассматривать как инструмент информирования органов власти, в том числе при формировании государственной экономической политики, в интересах отдельных групп предпринимателей в определенных сферах предпринимательской деятельности с целью разработки решений и мероприятий, отвечающих потребностям экономическое развитие. Устранение негативных аспектов лоббирования интересов отдельных групп предпринимателей возможно путем принятия соответствующего нормативного акта в форме закона, устанавливающего барьеры для несправедливых действий отдельных лиц или групп лиц.

Объекты государственной экономической политики, формой реализации которой является государственное регулирование экономики, чрезвычайно разнообразны.

К ним относятся различные сектора и подсекторы национальной экономики, что подтверждается, например, принятием. Закон от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства».

Объектами государственного регулирования зачастую являются различные регионы России, о чем свидетельствует Федеральный закон от 19 июня 1996 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

Отдельные виды предпринимательской деятельности также являются объектами государственного регулирования, например, связанные с заготовкой, продажей и экспортом ценных пород древесины.

Объектами государственного регулирования являются отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как планирование, цена, тарифы, денежное обращение и т. д.

Большинство российских и зарубежных исследователей подчеркивают смешанный характер современной экономики в развитых странах, что свидетельствует о существовании государственного сектора в экономике.

Следует подчеркнуть, что государственный сектор является неотъемлемой и неотъемлемой частью рыночных отношений, элементом рынка. В то же время государственный сектор экономики - это средство, инструмент, с помощью которого государство активно влияет на рынок: посредством закупок товаров, оплаты работ и услуг; прямо или косвенно влияя на цены, тарифы и т. д.

Сам государственный сектор неоднороден, что отражается в правовом регулировании отдельных его составных частей или режимах правового регулирования. Например, можно выделить часть государственного сектора, связанную с деятельностью унитарных предприятий на основе права хозяйственного ведения; часть государственного сектора, связанная с деятельностью унитарных предприятий на основе права оперативного управления; часть государственного сектора, связанная с владением долями в приватизированных государственных предприятиях; Часть государственного сектора, связанная с государственной собственностью, не передается никаким субъектам на основании права хозяйственного ведения или оперативного управления, включая имущество, и, прежде всего, недвижимое имущество, находящееся за границей.

Обычно государственный сектор российской экономики рассматривается узко, включая только отношения, возникающие в результате деятельности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и унитарных предприятий (государственных предприятий), основанных на праве оперативного управления.

По сути, государственный сектор российской экономики также включает в себя другие перечисленные выше части, структурные элементы государственного сектора, которые нельзя игнорировать при правовом регулировании соответствующих отношений.

Представляет интерес ввести понятие научного предпринимательства в научный оборот, смысл которого, на наш взгляд, заключается в создании условий, в том числе правовых, для деятельности государственного сектора экономики на принципах рыночной экономики. с соблюдением условий, закрепленных в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако признаки предпринимательской деятельности, содержащиеся в названной статье Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут быть в полной мере применимы к деятельности, осуществляемой в рамках государственного предпринимательства. Таким образом, систематическое получение прибыли не всегда должно быть обязательным условием для предпринимательства в государственном секторе экономики.

Несостоятельность рынка, ограниченность его возможностей проявляется, например, в том, что частный сектор не всегда готов осуществлять деятельность в тех сферах экономики, которые не приносят прибыли, в то время как общественность нуждается в соответствующих товарах. работы или услуги, несомненно, существует. Метеорологические службы предоставляют информацию государственным и коммерческим организациям, не получая за это никакой оплаты.

В качестве одного из признаков предпринимательской деятельности Гражданский кодекс Российской Федерации называет осуществление предпринимательской деятельности на свой страх и риск. Однако следует иметь в виду, что риски в государственном предпринимательстве, в частности в унитарных предприятиях, существенно отличаются от рисков частных предпринимателей из-за особого правового статуса унитарных предприятий, который в настоящее время закреплен в гражданском кодексе.

Особое внимание в государственном секторе экономики следует уделять отношениям, связанным с владением долями в приватизированных предприятиях, принадлежащих государству и субъектам Федерации. В настоящее время нет четкой и полной правовой основы для определения правового статуса государственного представителя в органах управления акционерных обществ, ответственности государственных представителей, самих органов государственного управления за результаты работы соответствующих представителей и акционерные общества, пакеты акций которых принадлежат государству и т. д.

Анализ отношений, возникающих в рамках изучения проблемы государственного регулирования экономики, в том числе регулирования отношений внутри государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их сложный характер. Деловые отношения в рамках государственного регулирования экономики наряду с имущественными отношениями также включают административные, финансовые и другие отношения. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что предпринимательское право имеет самостоятельный субъект правового регулирования, об объективной необходимости существования предпринимательского права как области науки, отрасли права и отрасли российского законодательства, академической дисциплины.

Вывод:

В курсовой работе рассматриваются основные средства и методы государственного регулирования экономики. Из чего следует, что в арсенале государства имеется широкий спектр средств и методов для регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, тем самым устанавливая правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок посредством политики учетная ставка. Государственное регулирование является объективной необходимостью для экономического развития. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений.

Правовое обеспечение рыночных отношений является средством государственного регулирования экономики. Эффективное использование средств государственного регулирования возможно только в правовых формах.

Необходимым условием эффективного государственного регулирования является учет интересов субъектов рыночных отношений.

Государственный сектор экономики является важной составляющей рынка и инструментом государственного регулирования.

При осуществлении государственного регулирования существует сочетание как прямых, так и косвенных методов. Прогнозирование и планирование являются инструментами не только для управления и контроля, но и для рыночной экономики.

Государственный контроль и надзор является эффективным средством государственного регулирования в сфере предпринимательства и частного предпринимательства.

Очень трудно однозначно определить, где проходит грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы. Неудивительно, что на этот счет существует много мнений, некоторые из них были кратко обсуждены выше. Со всей уверенностью можно сделать только вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо, и следует обсуждать только степень вмешательства государства и его методы. Возможно, наиболее правильным принципом здесь будет следующий: конкуренция должна обеспечиваться везде, где это возможно, регулирующее влияние государства - там, где это необходимо. И, конечно, меры «физического воздействия» на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему, недопустимы.

В любой стране, в любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством.

В странах с централизованной экономикой вмешательство правительства, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, причем в прямой, немедленной форме.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей значительно меньше и является в основном косвенной.

Современная экономика России представляет собой сочетание прежних остаточных черт централизации и монополизации, а также рыночных составляющих, но не столько в их нынешнем виде, сколько в состоянии полутора веков назад. В таких условиях важнейшую роль должны играть регулирующие функции государства с использованием широкого спектра инструментов, то есть форм и методов экономического регулирования. Отсюда - важность поиска все более эффективных мер регулирования, повышения роли государства.