Роль государства в развитии экономики: цели, функции, методы

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Отношение собственности в рыночной экономике
Роль коммерческих банков в рыночной экономике
Рынок труда и заработной платы
Воспроизводство на макроэкономическом уровне и способы определения его эффективности


Введение:

Проблема государственного регулирования и расстановки рыночных сил по-прежнему остается одной из главных проблем рыночной экономики, которая на протяжении сотен лет вызывала споры среди экономистов разных направлений и политиков. Еще в 15 веке первые идеи о роли государства в экономике были созданы и научно обоснованы. За этот длительный период возникло множество концепций, которые предусматривали возможность как полной саморегуляции рынка, так и тотального государственного контроля над ним. Этот вопрос приобрел наибольшую актуальность в начале XXI века, особенно в период кризиса 2008–2009 годов. Многие инструменты экономической политики российского государства все еще находятся в состоянии формирования. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полной активацией движущих сил рыночного механизма государственное регулирование экономики претерпит изменения. Экономические функции государства будут все больше фокусироваться на усилении роли рынка, на смягчении его "неудач", на более полной реализации постоянно растущей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

После радикальных рыночных реформ стала усиливаться необходимость усиления экономической роли государства. Но это укрепление должно идти не в направлении продолжения прежнего экономического курса и усиления деформации рыночных отношений, а в направлении коренной коррекции рыночных преобразований.

Проблема государственного вмешательства в экономику является фундаментальной для любого государства, независимо от того, рыночная или распределительная. Все вышеперечисленные факторы определили актуальность моего исследования.

Цели исследования - изучить роль и функции государства в экономике.

При разработке этих целей можно выделить следующий круг задач:

  • рассмотреть причины вмешательства государства в рыночную экономику;
  • дать понятие и сущность государственной экономической политики
  • определить объекты, цели и функции государственного регулирования экономики;

Методы исследования:

  • обработка, анализ научных источников;
  • анализ научной литературы, учебников и учебных пособий по изучаемой проблеме

Объектом моего исследования является механизм государственного регулирования в экономике.

Предметом исследования является роль государства в рыночной экономике.

Место и роль государства в экономической теории

История развития представлений о роли государства в экономике

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозгласила активное вмешательство государства в экономику. Основным показателем богатства страны меркантилисты считали количество золота. В связи с этим они призвали поощрять экспорт и ограничивать импорт.

Дж. М. Кейнс, основатель кейнсианской теории, считал, что государство должно вмешиваться в экономику из-за отсутствия на свободном рынке механизмов, которые действительно обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Он сказал, что государство должно влиять на рынок, чтобы увеличить спрос, используя при этом нефинансовые монетарные регуляторы для стабилизации экономической ситуации, сглаживания циклических колебаний и поддержания высокого экономического роста и уровня занятости. Дж. М. Кейнс предполагал, что государство возьмет на себя все большую ответственность за непосредственную организацию инвестиций.

Концепция Кейнса подсказала правительству, что для стабилизации экономики можно поддерживать доходы граждан в периоды циклических колебаний. Для этого были предложены программы общественных работ и выплат безработным, расширение государственного сектора, использование гибких схем налогообложения. Государственные предприятия были использованы для расширения занятости. Задача состояла в том, чтобы создать менее циклическую экономику. Предполагалось, что этого можно достичь с помощью мощного государственного сектора. Кейнсианский подход послужил теоретической основой для расширения экономической роли государства.

А. Маршалл выдвинул новую идею для экономики своего времени. Он считал, что капиталистическая экономика характеризуется внутренней тенденцией к равновесию, и механизмом установления этого равновесия является свободная конкуренция. Государственное вмешательство возможно, но оно должно быть минимальным, так как в экономике могут возникнуть дисбалансы. Роль государства - это роль судьи на футбольном поле, где предприниматели выступают в роли футболистов.

Американский экономист М. Фридман, главный теоретик монетаризма, утверждал, что экономическая стабилизация требует сокращения государственного вмешательства в экономику, а не его увеличения, поскольку правительственные учреждения допускают ошибки. Сторонники экономики предложения выступали за отход от чрезмерного регулирования экономики. Значительным вкладом в экономическую теорию сторонников экономики предложения является разработка налоговых проблем. По их мнению, государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается с помощью кредитных инструментов национального банка.

Адам Смит (1723-1790) в «Богатстве народов» (1776) подчеркнул важность государства, во-первых, в защите и защите частной собственности как от посягательств со стороны других членов данного общества, так и из зарубежных стран, а во-вторых, в производстве товаров, которые не выгодны частным производителям. Поэтому основными функциями государства, полагал Адам Смит, должны быть: социальная поддержка малообеспеченных и инвалидов; правоохранительные органы и защита. Он сказал, что торговля и промышленность не могут процветать в государстве, в котором отсутствует определенная степень доверия к правительству, где население не чувствует себя уверенным в владении своей собственностью, где сила договоров не поддерживается законом. Государство должно поддерживать режим естественной свободы, должно защищать жизнь, свободу и собственность граждан. Все остальные отношения регулируются «невидимой рукой» рынка, конкуренцией.

Легко видеть, что каждая из известных теоретических школ отразила свои инструменты регулирования экономики. Однако универсальный критерий оптимальности участия государства в экономике еще не сформирован.

Государство в различных экономических системах

Экономическая система общества - это совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе отношений собственности и действующих в нем организационно-правовых форм. Основными экономическими системами являются традиционные, административно-плановые, рыночные и смешанные. А переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. Чтобы правильно определить доминирующую экономическую систему, необходимо знать, на каких формах владения экономическими ресурсами основаны социально-экономические отношения, на каких организационных формах хозяйственной деятельности существуют способы регулирования хозяйственной деятельности на макроэкономическом уровне. И, конечно же, роли, которые государство играет в различных экономических системах, принципиально различны.

Традиционная или патриархальная экономика - это экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов.

Экономика традиционного типа характерна для большинства государств африканского континента, Западной и Центральной Азии, Океании и некоторых стран Южной Америки.

Его наиболее характерные особенности:

  • социально-экономические отношения в обществе определяются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие товары, как и для кого производить. Они также определяют способ производства;
  • экономические роли индивидов определяются наследственностью и кастой. Общество развивающихся стран включает в себя различные образования, как классовые, так и неклассовые (этнические, религиозные, кастовые и т. д.);
  • технический прогресс с трудом проникает в такую ​​экономическую систему, поскольку представляет угрозу устоявшимся традициям и обычаям общественного порядка;
  • устойчивое превышение темпов роста населения над темпами промышленного производства. Средние темпы естественного прироста населения в развивающихся странах составляют примерно 2% в год, а в наименее развитых странах - до 3% против 0,7% в развитых странах;
  • активная роль государства. Перераспределяя значительную часть национального дохода через бюджет, государство направляет средства на развитие экономики и оказывает социальную поддержку беднейшим слоям населения.

Административно-командная (плановая) система существовала в СССР и странах Восточной Европы. В настоящее время этот тип экономики можно найти в КНДР и на Кубе. Предполагается, что все права собственности принадлежат государству, что означает, что оно фактически сводит на нет независимость хозяйствующих субъектов. Государство полностью берет на себя управление производством и распространением продукции, в результате чего отношения свободного рынка между отдельными предприятиями исключаются.

Чистый капитализм (или рыночная система свободной конкуренции) - это экономическая система, основанная на наличии большого количества свободных производителей или покупателей, минимальном вмешательстве в экономику государства. Подобный тип экономической системы существовал в США, Англии, Франции в 19 и начале 20 веков. Считается, что чистый капитализм в наше время не сохранился ни в одной стране.

В условиях чистого капитализма лично свободен не только предприниматель, но и наемный работник, который освободился от рабства и крепостного права.

Но есть проблемы, которые рынок не может решить. К ним относятся крупные инвестиционные проекты, которые не приносят немедленной прибыли и связаны с большим риском, необходимостью борьбы с инфляцией и монополией, неравномерным региональным развитием, так называемыми «внешними эффектами» и многими другими.

Как мы видим, рынок является лучшим, то есть наиболее эффективным способом экономической организации всей известной истории, и, с другой стороны, он имеет очень существенные недостатки, которые можно и нужно нейтрализовать или смягчить с помощью различных форм вмешательство государства, политических и общественных организаций.

Смешанная экономика - это тип современной социально-экономической системы, которая возникает в развитых западных странах и некоторых развивающихся странах на этапе перехода к постиндустриальному обществу.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначенной как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в будущем ожидается, что она объединит национальные особенности и все наиболее перспективные из других моделей.

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике можно резюмировать следующим образом:

  1. Государство разрабатывает «правила игры». Непременным условием функционирования рыночной экономики является соответствующая правовая база. Государственные органы должны обеспечивать равные права всем участникам экономической деятельности: пресекать злоупотребление монопольным положением на рынке со стороны крупнейших фирм, бороться с недобросовестной конкуренцией, обеспечивать защиту прав собственности, контролировать деятельность фирм с целью предотвращать незаконные финансовые операции, нарушения прав потребителей, злонамеренные банкротства и т. д. При этом сами государственные органы обязаны действовать в рамках принятых законов, проводить экономическую политику в соответствии с правовыми нормами, установленными представителем. органы власти.
  2. Поскольку определенная нестабильность органически присуща рыночной системе, любое государство сталкивается с проблемой стабилизации экономики. Решение этой проблемы сводится к нескольким задачам:
  • обеспечение полной занятости;
  • максимально возможное сглаживание циклических колебаний;
  • Предотвращение инфляции становится нежелательным и особенно угрожающим (скачка, гиперинфляция);
  • регулирование платежного баланса;
  • создание стабильной валютной системы.

Сегодня можно утверждать, что выход российской экономики из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов.

Современное понимание роли государства в современной «смешанной экономике»

Существенными особенностями современной смешанной экономики являются ее социальная направленность, а также высокая степень развития и повышение социальной роли институтов гражданского общества. Смешанная интеграционная структура позволяет успешно сочетать конкретные преимущества различных секторов, в частности высокую способность рационализировать, накапливать и сберегать, что присуще частному капиталу, и способность государства мобилизовать средства в недоступном масштабе в частный или ассоциированный капитал. ни для государства как отдельного института.

В современных типах смешанной экономики преодолена изоляция и абсолютизация отношений по линии «государство - рынок». Государственный и корпоративный секторы находятся не в рамках этой закрытой модели, а в системе секторов (экономических структур), одинаково необходимых для развития страны и влияющих друг на друга.

Первоначально, с появлением и улучшением рыночной экономики, большинство государств мира пришли к выводу, что ни одна из экономических систем, доступных в то время, полностью не отвечает требованиям для нее. Таким образом, потребовалась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и придать новые силы для развития экономики некоторых стран. Смешанная экономика успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения. Каждое государство, применяющее смешанную экономическую систему, развивается сугубо индивидуально, поскольку оно выбирает, какие особенности других экономических систем следует применять.

Страны, которые идут по пути смешанной экономики, в основном развиты, и большинство населения принадлежит к среднему классу. Переход к этой модели не может произойти быстро, и время от времени он сопровождается ухудшением любых экономических показателей в стране. Например, в России в начале 1990-х годов выросла безработица, многие предприятия были закрыты, а показатели инфляции резко возросли. В результате Россия не полностью перешла к смешанной экономике, но продолжает развиваться в этом направлении, борясь с последствиями перестройки.

Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия - это страны, в которых неоконсервативные подходы сочетаются с реформистскими; Ослабление регулирующей роли государства сопровождается масштабной модернизацией механизмов государственного вмешательства в экономику, особенно в области исследований и разработок, в области социальной политики.

Исторический опыт показал, что с учетом изменившихся условий почти все страны традиционной рыночной экономики перешли на ее более совершенную модель - смешанную экономику, предполагающую активную роль государства. Главная особенность современной смешанной экономики заключается в том, что она удачно сочетает в себе два механизма координации экономических процессов: сознательный (регулирование) и стихийный рынок, который нуждается в серьезной корректировке.

Сущность государственного регулирования экономики

Понятие государственного регулирования, его функции и цели

Государственное регулирование экономики в рыночной экономике представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и регулирующего характера, осуществляемых компетентными государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночной экономики возникали и усиливались экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены на основе частной собственности. Необходимы низкодоходные и убыточные инвестиции с точки зрения частного капитала, необходимые для продолжения воспроизводства в национальном масштабе; многочисленные отраслевые и общеэкономические кризисы, массовая безработица, нарушения денежного обращения, обострение конкуренции на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

В современных условиях государственное регулирование экономики является неотъемлемой частью процесса воспроизводства, оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, стимулирование прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре и поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРНЭ определяются характером и серьезностью экономических и социальных проблем в конкретной стране в определенный период.

Экономическая политика - это общая линия экономических действий, предпринимаемых государством, правительством страны, дающая желаемое направление экономическим процессам, воплощенная в совокупности мер, принимаемых государством, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, и социально-экономические проблемы решены. Согласно своему замыслу, экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. Это тесно связано с внутренней и внешней политикой государства и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства, и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономической основы для проведения государственной политики.

Основной целью государственного регулирования экономики является достижение сбалансированного (равномерного) экономического развития с помощью правительственных мер по устранению (или уменьшению) диспропорций в экономическом развитии, адаптации национальной экономики к быстро меняющимся внутренним и внешним экономическим факторам.

Существуют четыре основные цели государственного регулирования (цели первого порядка), которые объединены понятием «магический квадрат», за реализацию которого государство несет ответственность.

Это следующие цели развития страны:

  • экономический рост;
  • высокий уровень занятости населения;
  • стабильность цен (стабильность денег);
  • внешнеэкономический баланс.

Из высших целей государственного регулирования вытекают различные цели второго порядка:

  • создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и расширения конкуренции;
  • стимулирование экономического роста;
  • сглаживание экономического цикла;
  • поддержание высокой конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке;
  • удовлетворительное состояние окружающей среды.

Цели первого и второго порядка приводят к целям третьего порядка. Таких целей много.

Многогранность целей социально-экономического развития и государственного регулирования является главной особенностью современной экономической системы.

Для большинства развитых стран мира характерно расширение и усиление государственного вмешательства в различные сферы экономической жизни.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена ​​на достижение общей цели - благополучия человека, его морального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защиты личности.

Зачастую государство исправляет те «недостатки», которые присущи рыночному механизму и с которыми оно само не справляется, или это решение неэффективно. Государство несет ответственность за создание равных условий для конкуренции между предпринимателями, за эффективную конкуренцию и за ограничение власти монополий. Он также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии полностью удовлетворить коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни также продиктовано тем, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов. Поскольку рынок не гарантирует права на работу, государство должно регулировать рынок труда и принимать меры по снижению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы этого сообщества граждан. Принимает активное участие в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно разнообразны и сложны. Каждая функция государства имеет содержательную политическую характеристику. Его содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства оно использует для достижения конкретной цели.

Можно выделить две группы функций государственного регулирования:

  • Функции обеспечения правовой основы для функционирования рынка, а также функции стимулирования и защиты конкуренции, как основной движущей силы в рыночной среде;
  • Функции перераспределения доходов, корректировка распределения ресурсов, обеспечение экономической стабильности, экономический рост.

Основными регулирующими функциями государства являются:

  • стимулирование сбалансированного экономического роста;
  • обеспечение занятости;
  • регулирование цен;
  • создание правовой базы;
  • распределение ресурсов;
  • регулирование рынка труда;
  • обеспечение социальной защиты;
  • сохранение и улучшение окружающей среды;
  • региональная политика;

Перечень функций государства от этого не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, не зависящие от рынка, проводит антимонопольную политику в целях поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, правопорядка в экономической жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. Государство всегда сохраняет организацию денежного обращения и социального страхования, осуществляя глубокие структурные преобразования производства, решая проблемы фундаментальной науки, поддерживая достаточный уровень обороноспособности, производя общественные блага, оказывая помощь малоприбыльным, но значимым отраслям для экономика, обеспечение стабильности национальной валюты, мониторинг внешнеэкономической деятельности, в том числе организация таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, которые как бы составляют нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Исключительной прерогативой государства являются высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которого оно является. Государство обязано поддерживать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля над национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, которые являются государственной собственностью. Их круг должен быть ограничен отраслями национального значения, например, ядерной энергией, космической деятельностью, общественным транспортом, связью и т. д.

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:

  1. Обеспечение нормальных условий для функционирования рыночного механизма, который подразумевает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежно-кредитной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и т. д.
  2. Выполнение функций, обозначенных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами государственного вмешательства в экономику. При решении этих экономических проблем рыночный механизм выявляет его провал или неэффективность.
  3. Разработка, принятие и организация реализации экономического законодательства, т. е. правовой базы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т. д.

Объекты и субъекты государственного регулирования экономики

Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, которые не решаются автоматически или решаются в отдаленном будущем. При этом устранение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основными объектами государственного регулирования экономики являются:

  • экономический цикл;
  • отраслевая, отраслевая и региональная структура экономики;
  • условия накопления капитала;
  • трудоустройство;
  • денежный оборот;
  • платежный баланс;
  • Цены;
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на разработку и реализацию научных идей);
  • условия конкурса;
  • социальные отношения, в том числе отношения между работодателями и работниками, а также социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • Окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Очевидно, что перечисленные объекты могут быть совершенно разными по своей природе, они охватывают макроэкономические процессы - экономический цикл, накопление капитала по всей стране, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами. и деловые ассоциации, между государственными регулирующими органами.

Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти.

В современном мире, когда произошел переход развитых стран к информационной системе, появился независимый и независимый транснациональный капитал. Он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство.

Транснациональные корпорации (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, около 4/5 патентов и лицензий на новые технологии, оборудование и ноу-хау. Ядро мировой экономической системы состоит из около 500 ТНК, которые сконцентрировали много энергии. Экономическая мощь крупных ТНК, выраженная в ВВП, сопоставима с уровнем средних государств, и они диктуют свою волю другим странам. Таким образом, объем продаж американской корпорации General Motors превышает ВВП таких стран, как Швеция, Австрия, Швейцария вместе взятых.

Принимая во внимание размер ТНК, получается, что только половина мировой экономики работает на свободном рынке, а другая половина работает в некой плановой системе. Транснациональный капитал своим могуществом может свести на нет попытки государства регулировать внутренние финансовые рынки и может, при желании, «обрушить» финансовые рынки практически любого государства.

Наднациональные политические и международные организации, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т. д., Также подлежат регулированию.

Важным наднациональным субъектом государственного регулирования в настоящее время является группа стран с общими целями регулирования национальной экономики и применения общих механизмов регулирования. Например, в рамках такой мощной интеграционной системы, как Европейский Союз (ЕС), некоторые государства перешли на единую валюту.

В России с начала рыночных преобразований международные организации присоединились к национальным и региональным субъектам государственного регулирования, часто определяя условия предоставления и использования кредитов. Это, прежде всего, Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. 

Формы государственного регулирования экономики

Форма регулирования, содержание и структура государственных документов, определяющих влияние государственных органов на функционирование и развитие экономики, зависят как от особенностей развития страны, так и от особенностей социально-экономической системы.

В России в процессе трансформации экономической системы можно выделить несколько форм государственного регулирования.

Дальновидное регулирование. Программирование экономики - составление и реализация долгосрочных программ - прогнозы экономического развития. Это интеллект в будущее. Программы - это руководящие принципы для воздействия на экономику в правильном направлении, основанные на концепциях экономического развития в настоящем и задачах на будущее. Эти программы носят рекомендательный (ориентировочный) характер. На основе таких отраслей разрабатываются более конкретные программы развития отдельных регионов, отраслей и отраслей. Эти программы предоставляют основные чертежи для структурного вмешательства в производственный процесс.

Текущее регулирование. Он включает в себя меры оппортунистического характера для стимулирования производства, устранения временных дисбалансов и стимулирования прибыли.

Перспективное текущее регулирование. Регулирование текущих задач на основе прогнозных программ, реализация специальных программ долгосрочного и оппортунистического характера для сбалансирования экономики.

Все эти формы предназначены для решения разных задач, многие из них проходят через все эти формы, например, проблему балансировки. Поэтому часто при решении проблем возникает «соперничество» форм. Противоречия между ними неизбежны. Например, перспективное регулирование имеет тенденцию быть стабильным, в то время как текущее регулирование имеет тенденцию быть неустойчивым. С целью гармонизации государственное регулирование не всегда может успешно ее достичь.

В плановой экономике осуществлялось директивное планирование; при переходе к рыночной экономике использовались следующие формы регулирования: государственные заказы, индикативное планирование, прогнозирование и т. д. 

Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию. Государственные заказы широко использовались в начале 1920-х годов в зарубежных странах и в России; позже понятие госзаказа появилось в отечественной практике в 1989 - 1990 гг.

Государственный заказ можно определить как одну из форм исполнения расходной части государственного бюджета и, следовательно, как форму регулирования рыночной экономики.

Индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов хозяйствования, сочетающий его государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития. экономическое развитие, включая определение его национальных приоритетов. Особенностью индикативного планирования является то, что оно затрагивает частный сектор в основном за счет стимулирования или ограничения спроса. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели динамики, структуры и эффективности экономики, состояния финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движения цен, занятости, уровня жизни населения и т. д.

Прогнозирование как одна из форм государственного регулирования служит начальным этапом, предшествующим разработке программ, планов, основных направлений, стратегий социально-экономического развития. Основной функцией прогнозирования является формирование научных предпосылок для принятия управленческих решений в рыночных условиях. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (2003 г.) содержит следующее определение прогнозирования: государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - научные представления о направлениях социально-экономического развития. -экономическое развитие Российской Федерации, основанное на законах управления рынком.

Методы государственного регулирования экономики

Что касается современных российских условий, то оценка роли государства в переходный период может быть условно сведена к двум направлениям:

  1. Государственное вмешательство ограничивается в основном методами финансово-кредитного регулирования. К ним относятся: использование учетной ставки процента; изменение необходимого минимального резерва, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение обменного курса, использование налоговых ставок и т. д.
  2. Активное государственное регулирование экономики, проведение целевой структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы, основные потребительские товары и т. д. Концепция направлена ​​на усиление регуляторных функций государства в переходной экономике.

Существуют две основные классификации методов государственного регулирования. Согласно первому из них, общие, частные и специальные методы различаются.

Общие методы включают совокупность когнитивных методов, изучение макроэкономических процессов, научное обоснование экономических законов и т. д. Частные методы используются в государственном регулировании социально-экономического развития. К ним относятся экономико-математические, статистические методы.

Особые методы играют особую роль в государственном регулировании:

  • Программно-целевой метод, который заключается в реализации комплексного подхода к решению проблемы;
  • Нормативный метод, используемый для определения потребностей и различных балансов, определения норматива оборотных средств и т. д.
  • Балансовый метод. Служит инструментом для планового (сознательного) установления и соблюдения материально-материальных и стоимостных пропорций в экономике страны. В практике планирования составляются и используются материальные, трудовые и финансовые балансы.

Вторая классификация методов основана на различных мерах воздействия на социально-экономические процессы. Государство использует методы косвенного и прямого регулирования экономики.

Косвенное регулирование - это регулирование без инвестиций, без государственных расходов. Это законы, указы, указы, распоряжения и т. д. Это регулирование осуществляется через механизм законодательной и исполнительной власти с целью создания благоприятных условий для частного предпринимательства в стране.

Налоги являются основным средством привлечения средств для покрытия государственных расходов. Они также широко используются для влияния на деятельность хозяйствующих субъектов и социальную стабилизацию. Государственное регулирование через налоги зависит от выбора налоговой системы, размера налоговых ставок, а также типов и размеров налоговых льгот.

Прямое регулирование - это прямое участие государства в экономической деятельности и социальной сфере. Это осуществляется в результате государственных расходов с целью уменьшения неравенства в распределении доходов и создания государственного сектора в экономике, т. н. общественные блага, как в экономической, так и в социальной сферах.

Экономические методы регулирования. К ним относятся система государственных заказов, государственное потребление, система мер по государственному бюджету (фискальная политика государства), эмиссия денег через банк-эмитент, система налогообложения, кредитная система и обеспечение социальных потребностей.

Административные методы. К ним относятся ограничения, налагаемые законодательством или административными органами и не связанные с движением факторов стоимости.

Административно-экономические методы включают в себя: контроль над кредитно-денежной системой через Центральный банк, контроль над ценообразованием, контроль за заработной платой, контракты между государством и предпринимателями, профсоюзами и т. д.

Информационные методы (система информационных сетей, консультационные центры и т. д.).

Внешнеэкономическое регулирование: торговая политика государства, управление обменным курсом, система тарифов, квоты, лицензии.

Послевоенная практика государственного регулирования свидетельствует о его различных концепциях, выделим некоторые из них.

Концепция развития производства. Общая черта в этой концепции - развитие производительных сил и перестройка экономики. Регулирование баланса экономики не предусмотрено. Эта концепция ориентирована на отстающие страны.

Концепция сбалансированного развития производства. Основной задачей является оптимальный рост производства с его балансом. Он предусматривает умеренные темпы антикризисного и антиинфляционного регулирования, включает программу мер по обеспечению занятости населения. Он используется во всех индивидуально развитых странах.

Концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Основная задача - добиться устойчивого увеличения спроса над предложением, чтобы обеспечить ускоренные темпы роста производства и занятости, а также предотвратить кризисы. Инфляция и рост цен разрешены. Наиболее последовательно используется в Соединенных Штатах.

Концепция стимулирования развития и роста производства со стороны предложения экспортных отраслей. Типично для стран с большим объемом внешней торговли. Основной задачей является повышение эффективности в экспортных отраслях. Эта концепция наиболее развита во Франции, но получила широкое распространение в Швеции, Японии и других странах.

Концепция поддержания сбалансированной экономики при умеренном росте производства. Эта концепция была разработана для условий, когда экономика сильно зависит от импорта и недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке. Основная задача - внешнеэкономическое равновесие как условие сбалансированности национального производства. Позволяет стабильно низкие темпы роста производства. Он последовательно используется в Англии.

Вывод:

Эта работа была посвящена выяснению роли государства в развитии экономики. Влияние государства выражается, во-первых, в правовом регулировании экономических процессов и государственном контроле за соблюдением законности; во-вторых, в создании условий для деятельности субъектов предпринимательства и обеспечении свободы предпринимательства; в-третьих, при непосредственном участии экономических отношений, управлении государственной собственностью; в-четвертых, в обеспечении социальных аспектов, жизни, гарантий и стимулирования труда граждан и их научно-технического творчества; в-пятых, в сфере государственной поддержки отраслей, отраслей, хозяйствующих субъектов.

Стратегия участия государства в современном экономическом развитии предполагает:

  1. приведение функций государства в соответствие с его возможностями;
  2. Разработка эффективных правовых норм по борьбе с произволом властей и коррупцией.

Для России на первых этапах реформ превалировала господствующая политика рыночной эйфории. Политики и теоретики того периода (Горбачев, Ельцин, Гайдар, Попов и др.) Игнорировали исторический опыт навязывания рыночных отношений в Восточной Европе, в частности в Польше, и больше говорили о преимуществах рынка, чем о его недостатках. Рынок, по их мнению, является панацеей от всех бед. Только плюсы, а не минусы. Теперь стало ясно, что такой энтузиазм превратился в кризис внутренней экономики и внешнеэкономических связей России с другими странами, что, по сути, является предметом стратегических забот.

Вывод об усилении роли государства в экономике России сейчас не вызывает сомнений.

Однако каковы формы этого участия:

  • Достижение более высокой производительности;
  • Устойчивый рост благосостояния людей;
  • Улучшение качества жизни общества.

Эти цели выражают устойчивые, устойчивые интересы нации. Однако нет необходимости идеализировать определенные формы управления, их необходимо рассматривать вместе, оценивать по результатам.

Государство несет основную ответственность за экономику страны и судьбу людей. Это особенно ответственно за социальные последствия принятых экономических программ экономической политики. Мониторинг социально-экономических изменений за последние 10 лет дает впечатляющую картину нестабильности социальной структуры общества, деформации общественных отношений.

В связи с этим следует подчеркнуть, что выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависят от взаимодействия государства и смешанной экономики.

Только эффективная деятельность государства, свобода выбора и предпринимательства, усиление роли личных интересов, новая мотивация трудовых отношений и создание благоприятных условий для конкуренции должны стать толчком для нового этапа экономического развития России.