Роль гатт/вто в регулировании международной торговли

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 07.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе 
Собственность как основа экономической системы 
Проблемы вступления России в ВТО
Фискальная политика Российской Федерации и направления ее реформирования 


Введение:

Интернационализация экономической жизни, рост взаимозависимости между странами в мировой экономике, возникновение и обострение глобальных проблем объективно предопределяют необходимость целенаправленного регулирования международных экономических отношений совместными усилиями стран. Многостороннее межгосударственное регулирование отдельных сфер мировой экономики возникло еще до Второй мировой войны. Однако это стало серьезным фактором мировой экономики только в послевоенные годы. 

Межгосударственное регулирование международных отношений это совокупность обязательств, добровольно принятых на себя различными странами, и общих правил действий в сфере мировых экономических отношений.

В настоящее время в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и узким членским составом. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет относительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиболее важной является Всемирная торговая организация (ВТО). 

ВТО играет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также в формировании торговой политики стран-членов и в урегулировании торговых споров между ними. Чтобы понять значение этой организации, ее роль в регулировании международной торговли, необходимо более подробно рассмотреть структуру, функции основных соглашений и принципов, составляющих правовую основу, а также преимущества ВТО торговая система. 

Всемирная торговая организация является организационным межгосударственным механизмом, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в результате Уругвайского раунда, создать основу для дальнейших переговоров в области международной торговли товарами и услугами.

Моделью, на основе которой была создана ВТО, является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое, по сути, в течение нескольких десятилетий с 1948 по 1994 гг. Служило международной торговой организацией. В соглашении об учреждении ВТО прямо говорится, что ВТО в своей деятельности будет руководствоваться решениями, процедурами и практикой ГАТТ. То же самое относится к механизму принятия решений и структуре органов ВТО. 

ВТО во многих отношениях является более строгим по характеру созданных обязательств ГАТТ, дополненных рядом обязательств, а также Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС) и Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), действующим параллельно. с этим под эгидой ВТО.

Задачи: Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), которая заменила Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1 января 1995 года, переговорный процесс, в который вступила наша страна, в большей степени затрагивает традиционные проблемы ГАТТ, поскольку в соответствии с с предоставлением Заключительного акта «уругвайского» раунда страны, которые участвовали в переговорах, но на момент подписания Заключительного акта (15 апреля 1994 г.) не были членами ГАТТ, чтобы присоединиться к ВТО, они должны пройти процедуру вступления в ГАТТ

Цели: Изучить вопрос о международном институте ВТО, познакомиться с его структурой, механизмом принятия решений, уже определенными направлениями его деятельности, а также раскрыть его роль в регулировании международной торговли.

ГАТТ и его роль в регулировании международной торговли

История создания ГАТТ 

После окончания Второй мировой войны, согласно Бреттон-Вудскому соглашению 1944 года, планировалось создать три международные экономические организации, которые будут заниматься различными аспектами внешнеэкономического сотрудничества. Первые два действительно появились они теперь известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд. Помимо них планировалось также создать 

Организация международной торговли (ОМТ) как специализированное учреждение при ООН. В проекте устава OMT предполагалось, что, помимо вопросов, непосредственно связанных с международной торговлей, новая организация будет регулировать стандарты трудовых отношений, правила заключения договоров на поставку товаров и другие меры, ограничивающие свободную коммерческую деятельность, международные инвестиции и услуги. 

В 1946 году, еще до окончательного утверждения хартии ОМТ, 23 страны из числа ведущих участников мировой экономики решили договориться о взаимном снижении таможенных тарифов и взять на себя соответствующие обязательства. Вторая мировая война только что закончилась, и страны стремились как можно быстрее начать либерализацию торговли и начать демонтировать протекционистские меры, которые они унаследовали с 1930-х годов. Самый первый раунд переговоров увенчался большим успехом 45 тысяч тарифов были снижены, что повлияло на торговый оборот на общую сумму 10 миллиардов долларов (это была тогда одна пятая от общего объема торговли в мире). 23 страны также согласились принять ряд торговых правил, включенных в проект Устава ОМТ. Они полагали, что это была срочная и временная мера для защиты решения о тарифных скидках. Единый пакет документов, который включал как правила торговли, так и скидки на тарифы, назывался Генеральным соглашением о тарифах и торговле. Он вступил в силу в январе 1948 года, когда еще продолжались переговоры по Уставу ХТА. 23 государства, которые подписали эти документы, стали членами-основателями ГАТТ (официально они назывались Договаривающимися сторонами). 

Устав ХТА был в конечном итоге одобрен на Конференции ООН по торговле и занятости, состоявшейся в Гаване в марте 1948 года, но ратифицировать этот документ в ряде стран было невозможно из-за несовместимости с их национальным законодательством. Хартия встретила ожесточенное сопротивление в Конгрессе США, хотя правительство США было одним из инициаторов создания HTA. В 1950 году правительство США объявило, что не ратифицирует Гаванскую хартию. После этого проект OMT окончательно рухнул. 

Таким образом, ГАТТ задумывался как чисто временная договоренность до создания ОМТ, но, поскольку ОТА никогда не создавался, ГАТТ оставался единственным инструментом регулирования международной торговли до тех пор, пока в нем не была создана специализированная Всемирная торговая организация (ВТО). 

С 1948 по 1994 год именно ГАТТ действовал в качестве основного регулятора правил международной торговли для большинства стран мира, хотя в течение этих 47 лет он имел статус только временного соглашения и организации.

Организационная структура ГАТТ. Высшим органом ГАТТ была сессия Договаривающихся сторон. Сессии проходили, как правило, ежегодно, каждая страна-участница имела один голос, но решения обычно принимались консенсусом, а не большинством голосов. 

Сессия Договаривающихся Сторон выполняла нормотворческие функции. Только этот высший орган ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа также входило предоставление странам-участницам права «временно и в исключительных случаях» приостанавливать выполнение определенного обязательства в соответствии с Генеральным соглашением. Сессия Договаривающихся Сторон имела исключительные полномочия принимать решения по проблемам, возникающим между странами-членами, по соответствию их торговой политики нормам ГАТТ. В компетенцию высшего органа ГАТТ также входит утверждение бюджета ГАТТ. 

Первая сессия была созвана в марте 1948 года Генеральным секретарем ООН. Позднее, с 1949 года, Исполнительный секретарь (Председатель) Сессии Договаривающихся Сторон, избранный странами-участницами, получил право созывать Сессии и управлять их работой. В 1965 году была учреждена новая должность Генерального директора ГАТТ вместо прежней должности Исполнительного секретаря. 

Генеральный директор возглавлял Секретариат и руководил работой этого органа. Он был главным должностным лицом, назначенным Договаривающимися сторонами, действующим в качестве своего рода арбитра между сторонами в случае неудачных переговоров по мирному урегулированию возникших споров. Сэр Эрик Уиндам-Уайт (Великобритания) занимал пост исполнительного секретаря, а затем генерального директора ГАТТ в 1948-1968 годах, затем Оливье Лонга (Швейцария, 1968-1980 годы), Артура Дункеля (Швейцария, 1980-1993 годы) и Питера Судерленда (Ирландия, 1993-1994). 

В 1954 году была окончательно сформирована Временная комиссия по ОТА, которая была реорганизована в Секретариат, который действовал с марта 1948 года и осуществлял организационные и технические услуги для деятельности ГАТТ. Состоявший в первые годы из трех или четырех специалистов, Секретариат со временем превратился в большой орган со структурными подразделениями (юридический, экономический отделы, аналитические отделы и т. д.). Секретариату было поручено подготовить работу сессий, распространить всю необходимую информацию среди стран-членов ГАТТ, изучить и прогнозировать экономическое развитие и торговую политику стран-членов. 

С самого начала деятельности ГАТТ распространилась практика формирования временных рабочих групп из нескольких человек для изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих отчетов. Кроме того, были созданы специальные комитеты для углубленного рассмотрения важных вопросов. В большинстве случаев членство было открыто для всех договаривающихся сторон. Стоит упомянуть некоторые из них, которые действовали на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям, Комитет по торговым назначениям, Бюджетный комитет. Наконец, комитеты по торговым переговорам были временно созданы для контроля за ходом многосторонних торговых переговоров. 

Структура ГАТТ 

Высшим органом ГАТТ была сессия Договаривающихся сторон. Сессии проходили, как правило, ежегодно, каждая страна-участница имела один голос, но решения обычно принимались консенсусом, а не большинством голосов. 

Сессия Договаривающихся Сторон выполняла нормотворческие функции. Только этот высший орган ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа также входило предоставление странам-участницам права «временно и в исключительных случаях» приостанавливать выполнение определенного обязательства в соответствии с Генеральным соглашением. Сессия Договаривающихся Сторон имела исключительные полномочия принимать решения по проблемам, возникающим между странами-членами, по соответствию их торговой политики нормам ГАТТ. В компетенцию высшего органа ГАТТ также входит утверждение бюджета ГАТТ. 

Первая сессия была созвана в марте 1948 года Генеральным секретарем ООН. Позднее, с 1949 года, Исполнительный секретарь (Председатель) Сессии Договаривающихся Сторон, избранный странами-участницами, получил право созывать Сессии и управлять их работой. В 1965 году была учреждена новая должность Генерального директора ГАТТ вместо прежней должности Исполнительного секретаря. 

Генеральный директор возглавлял Секретариат и руководил работой этого органа. Он был главным должностным лицом, назначенным Договаривающимися сторонами, действующим в качестве своего рода арбитра между сторонами в случае неудачных переговоров по мирному урегулированию возникших споров . Сэр Эрик Уиндам-Уайт (Великобритания) занимал пост исполнительного секретаря, а затем генерального директора ГАТТ в 1948-1968 годах, затем Оливье Лонга (Швейцария, 1968-1980 годы), Артура Дункеля (Швейцария, 1980-1993 годы) и Питера Судерленда (Ирландия). 

В 1954 году была окончательно сформирована Временная комиссия по ОТА, которая была реорганизована в Секретариат, который действовал с марта 1948 года и осуществлял организационные и технические услуги для деятельности ГАТТ. Состоявший в первые годы из трех или четырех специалистов, Секретариат со временем превратился в большой орган со структурными подразделениями (юридический, экономический отделы, аналитические отделы и т. д.). Секретариату было поручено подготовить работу сессий, распространить всю необходимую информацию среди стран-членов ГАТТ, изучить и прогнозировать экономическое развитие и торговую политику стран-членов. 

С самого начала деятельности ГАТТ распространилась практика формирования временных рабочих групп из нескольких человек для изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих отчетов. Кроме того, были созданы специальные комитеты для углубленного рассмотрения важных вопросов. В большинстве случаев членство было открыто для всех договаривающихся сторон. Стоит упомянуть некоторые из них, которые действовали на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям, Комитет по торговым назначениям, Бюджетный комитет. Наконец, комитеты по торговым переговорам были временно созданы для контроля за ходом многосторонних торговых переговоров. 

Основные принципы ГАТТ 

Первоначальной предпосылкой, на которой была построена договорная система ГАТТ, было желание стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие посредством взаимной либерализации доступа к рынкам, предсказуемости условий ведения бизнеса для предпринимателей на внешних рынках и минимизации нормативных действий правительств по регулировать внешнеэкономическую сферу.

Для достижения этих целей считается необходимым соблюдать ряд принципов и норм, которые лежат в основе Генерального соглашения: 

  1. равенство в торговле, которое обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и соответствующих таможенных пошлин и налогов, а с другой стороны, национального режима, т.е. равное отношение к импортным и отечественным товарам с точки зрения внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю; 
  2. использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер;
  3. постепенное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформленная консолидация на согласованном уровне;
  4. взаимность в предоставлении торговых и политических уступок;
  5. разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров, а если невозможно достичь соглашения путем рассмотрения споров в специально созданных арбитражных группах, решения которых являются обязательными для договаривающихся сторон ГАТТ.

Правило о наиболее благоприятствуемой нации было сформулировано в статье I ГАТТ и было безусловным. Это означало, что страны, присоединившиеся к ГАТТ, были обязаны применять эту статью в полном объеме: «В отношении таможенных пошлин и налогов всех видов, налагаемых на импорт или экспорт или связанных с ними, или перевода платежей на импорт или экспорт». за границей, а также в отношении метода сбора таких пошлин и налогов, а также в отношении всех правил регулирования и формальностей, связанных с импортом или экспортом, любые преимущества, привилегии, привилегии или освобождения от действия закона, предусмотренного любой договаривающейся стороной любой продукт, происходящий из любой другой страны и предназначенный для любой другой страны, должен незамедлительно и обязательно быть предоставлен аналогичному продукту, происходящему из всех других участвующих стран, или предназначенному для всех других участвующих стран. 

Принцип национального режима был закреплен в статье III ГАТТ. Согласно этому принципу были созданы равные условия для конкуренции импортных и отечественных товаров. Это означает, что страны-участницы должны были обеспечивать товары иностранного происхождения точно таким же режимом, что и их национальные товары в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, приказов и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. 

Роль гатт/вто в регулировании международной торговли

Правила ведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также порядок подготовки и изменения списков тарифных льгот были определены статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединилось к ГАТТ, к нему были применены все существующие тарифные льготы. Но государству, вступающему в ГАТТ, пришлось сначала провести переговоры с другими странами, выдвинув встречные предложения по снижению ставок собственного таможенного тарифа. 

Статья V провозглашала свободу транзита через территорию каждой из стран-участниц и освобождала транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.

ВТО: историческое творение, цели и задачи

Появление ВТО

ВТО родилась из хрупкого компромисса в последние недели Уругвайского раунда.

15 апреля 1994 года в городе Марракеш министры 111 государств подписали официальный документ о завершении переговоров, Заключительный акт, из которых 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации ВТО.

Соглашение ВТО и включенные в него соглашения предусматривают, что страны-члены ВТО должны были вести взаимные переговоры для снижения барьеров в торговле товарами и услугами. Списки этих обязательств также включены как неотъемлемая часть общего пакета соглашений. Они составляют несколько десятков объемных объемов и носят чисто специфический характер. 

Схема пакета соглашений Уругвайского раунда в его наиболее общей форме может быть изложена в списке документов, прилагаемых к Заключительному акту и составляющих его содержание. В то же время этот список дает представление об особой «архитектуре» пакета соглашений, который родился в результате сложного компромисса, достигнутого буквально в последние дни и даже часы переговоров. Список приведен в форме, в которой пакет документов был представлен 15 апреля 1994 года Министерской встрече в городе Марракеш, а затем передан странам, участвующим в переговорах, для принятия. 

Центральное место в пакете договоров занимают следующие группы документов.

Соглашение об учреждении ВТО, которое включает три основных юридических документа:

  • Соглашения, которые создают новую версию ГАТТ в рамках ВТО (ГАТТ-1994) и объединяют ряд соглашений и соглашений в эту новую ГАТТ (некоторые из которых существовали ранее, но в новой версии);
  • Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), которое является второй составной частью ВТО;
  • Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности является третьим столпом ВТО.

Страна, которая становится членом ВТО, должна взять на себя обязательства всех соглашений, включенных в этот пакет. Только четыре соглашения имеют особый статус (Соглашение о торговле оборудованием для гражданской авиации, Соглашение о государственных закупках, Международное соглашение о молочных продуктах, Соглашение о говядине), обязательства по которому действуют только для стран, которые их подписали. 

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, предназначенная для регулирования мировой торговли посредством механизма сдерживания односторонних действий, существует уже почти 50 лет и доказала свою эффективность в качестве правовой основы многосторонней торговли. 

Цели и задачи ВТО на современном этапе

Преимущества системы ВТО подтверждаются не только тем фактом, что почти все крупные торговые страны являются ее членами. В дополнение к чисто экономическим выгодам, которые достигаются путем сокращения барьеров для свободной торговли, эта система оказывает положительное влияние на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом. 

Наиболее очевидным преимуществом свободной торговли для потребителей является снижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. Благодаря существованию организации (60 лет) торговые барьеры во всем мире ниже, чем когда-либо в истории современной торговли. 

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортные товары и услуги, но и товары отечественного производства, в производстве которых используются импортные компоненты.

Импортные тарифы, правительственные субсидии на производство (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения на импорт (например, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты внутреннего рынка, а к увеличению стоимости жизни. Например, британские потребители статистически платят за одежду на 500 млн фунтов в год больше из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет приблизительно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в сфере услуг: либерализация телекоммуникационного сектора в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов. 

Система ВТО стимулирует конкуренцию и снижает торговые барьеры, в результате чего потребители получают выгоду. Например, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершилась в 2005 году, включала снятие ограничений на импорт. 

Более широкий выбор товаров и услуг также является неоспоримым преимуществом бесплатной торговой системы для потребителя. Помимо готовой зарубежной продукции, речь также идет о отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется из-за снижения цен на импортные материалы, комплектующие и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует наиболее эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество продукции. 

Кроме того, в результате более активной торговли развиваются новые технологии, как, например, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также увеличивает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Преимущества ВТО для экономики страны в целом. Экономические выгоды. Увеличение дохода. Невозможно провести четкую грань между влиянием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Например, снижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к увеличению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что мировой доход увеличился с 109 млрд долларов до 510 млрд долларов после Уругвайского раунда в результате перехода к новой системе торговых операций. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал увеличению доходов и благосостояния. 

Увеличение государственных доходов от успешных экспортеров может перераспределить дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, увеличить производство, повысить свою конкурентоспособность или переключиться на новые виды деятельности.

Развитие торговли в долгосрочной перспективе приводит к росту занятости, особенно в экспортных секторах экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции между отечественными предприятиями и импортными производителями практически неизбежны. 

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, увеличение торговых барьеров приводит к снижению эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к росту цен на них и негативно влияет на объемы продаж и, в конечном итоге, на количество рабочие места. Подобная ситуация сложилась, например, в Соединенных Штатах в 1980-х годах, когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообщества. В экспортных отраслях США занято не менее 12 миллионов рабочих; в металлургии России из примерно 1 млн. занятых 600 тыс. также работают на экспорт. 

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительных государственных доходов могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства, прежде всего за счет упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. В результате предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и увеличивают торговлю. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение все это помогает снизить издержки компаний, оптимизировать их деятельность и создать благоприятный климат для торговли и инвестиций. 

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Политические выгоды. В дополнение к экономическим выгодам от более свободной внешней торговли государство также получает определенные политические выгоды.

Лоббистская защита. У правительства больше возможностей защитить себя от действий лоббистских групп, поскольку торговая политика проводится в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма в отношении отдельных отраслей предполагает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление торговых ограничений привело к торговой войне, в которой не было победителей, потому что в долгосрочной перспективе такие ограничения страдают даже в тех секторах, которые нуждаются в защите, экономический рост замедляется, а общее благосостояние падает. 

Вступление в систему ВТО помогает избежать таких ситуаций, поскольку проводимая государством политика ориентирована на развитие всех секторов экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажения конкурентной среды.

Борьба с коррупцией. Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия обоснованных политических решений, борьбы с коррупцией и осуществления позитивных изменений в правовой системе, что в конечном итоге способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, например, импортных квот, неизбежно влечет за собой опасность коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты, и, как следствие, получение сверхприбылей так называемыми компаниями-импортерами. «Квота аренды». В настоящее время ВТО работает над сокращением и устранением многих все еще действующих квот, особенно в отношении текстиля. 

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации о правилах торговли; более четкие критерии для правил, охватывающих стандарты безопасности и продукции; применение принципа недискриминации также оказывает положительное влияние на политическую обстановку, уменьшая возможность произвольного принятия решений и обмана. 

Преимущества системы ВТО для отношений между странами

Обеспечение равных шансов для всех участников

Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя малым странам право голоса, тем самым ограничивая экономический диктат более крупных государств, что было бы неизбежным на двусторонних переговорах. Более того, создавая альянсы, малые страны могут добиться большего успеха в переговорах. В то же время крупные государства-члены освобождаются от необходимости заключать торговые соглашения с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, поскольку в соответствии с принципом недискриминации уровни обязательств, достигнутые в ходе переговоров, автоматически распространяются на всех членов ВТО.  

Эффективный механизм разрешения споров. Система ВТО обеспечивает эффективный механизм разрешения торговых споров, который, если он «сам по себе», может привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торговые страны договорились о правилах торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают обязательства передавать свои споры в ВТО и не использовать односторонние действия. 

Каждый спор, переданный в ВТО, рассматривается в первую очередь с точки зрения действующих норм и правил. После того, как решение принято, страны сосредоточивают свои усилия на его реализации и, возможно, последующем пересмотре правил и положений путем переговоров. Соглашения ВТО обеспечивают правовую основу для четкого решения. 

Растущее число споров в ВТО свидетельствует не о растущей напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и повышении доверия стран к этой системе разрешения споров.

Укрепление международной стабильности. Торговая система ВТО способствует бесперебойной торговле и предоставляет странам конструктивный и справедливый механизм для разрешения торговых споров, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в установлении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном итоге сыграло свою роль в развязывании Второй мировой войны. 

Повторения предвоенной торговой напряженности после Второй мировой войны в Европе удалось избежать благодаря развитию международного сотрудничества в области торговли углем и черными металлами в рамках Европейского сообщества угля и стали, которое послужило основой для будущего создания Европейский Союз. На глобальном уровне было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в 1995 году было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). 

Система доказала свою жизнеспособность, поскольку политический конфликт между странами с налаженными стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые являются более богатыми и обеспеченными, менее склонны к конфликтам. 

Система ГАТТ / ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса, а правила соглашений строго соблюдаются, также является важным инструментом укрепления доверия. Когда правительство уверено, что другие страны не будут поднимать свои торговые барьеры, оно не испытывает соблазна сделать то же самое. Государства также будут гораздо охотнее сотрудничать друг с другом, избегая таких ситуаций, как торговая война 30-х годов. 

Заключение

Всемирная торговая организация начала свою деятельность 1 января 1995 года в принципиально иной среде, нежели та, которая существовала в 1986 году, когда начались переговоры в рамках Уругвайского раунда. За прошедшие годы политическая и экономическая роль международной торговли товарами и услугами для экономического благополучия большинства стран мира резко изменилась. Глобальная экономика, сложившаяся на рубеже нового тысячелетия, оказалась гораздо более сложным экономическим организмом, чем предполагалось в начале 80-х годов при определении будущих контуров многосторонних переговоров. В ВТО, в отличие от ГАТТ, не было периода «повышения». В апреле 1994 года на встрече в Марракеше было объявлено о создании ВТО, а 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. Сегодняшние экономические условия еще больше отличаются от тех, в которых была создана и функционировала ВТО. 

За последние два года были определены приоритетные направления деятельности ВТО. В сфере торговли товарами это: 

  • доступ к рынку (тарифные и нетарифные барьеры);
  • внедрение правила ВТО для таких конкретных товаров, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;
  • правила использования антидемпинговых пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер;
  • процедуры лицензирования импорта и лицензирования импорта. Все вышеперечисленное относится к этой сфере деятельности ВТО. 

В то же время противоречия между США и Европейским союзом, США и Японией в подходах к реализации ряда соглашений ВТО стали более острыми. Все это позволяет говорить о процессе накопления проблем в деятельности ВТО и необходимости поиска нетрадиционных решений. 

Сейчас многие люди выступают за изменение статуса ВТО. Большинство считает, что изменение «королевского» статуса ВТО должно происходить в следующем порядке. Во-первых, если мы хотим избежать того, чтобы национальные интересы были на последнем месте, то порядок приоритета между правом ВТО и национальным законодательством должен быть изменен. В сложившейся ситуации ни одна страна не может наложить торговые санкции, чтобы заставить другую страну соблюдать свои стандарты, если физически импортируемый продукт соответствует произведенному в этой стране. Например, невозможно запретить импорт говядины, полученной с помощью гормонов, если нет документов, подтверждающих разницу между таким продуктом и говядиной, произведенной внутри страны. Исключением является случай, когда существует международное соглашение, подписанное обеими странами. Но такие соглашения очень сложно заключить. 

Во-вторых, ВТО, возможно, вышла за рамки своего мандата, когда она начала заниматься вопросами, связанными с правами интеллектуальной собственности. Права интеллектуальной собственности помогли превратить науку в бизнес, и бизнес, конечно же, мотивирован прибылью. Можно утверждать, что этот процесс зашел слишком далеко и является препятствием для решения проблем развивающегося мира. Например, сегодня на разработку косметики тратится гораздо больше денег, чем на лечение тропических болезней. 

Однако, по словам Д. Сороса, протестующие, желающие« порезать и утопить ВТО, задушат гуся, несущего золотые яйца. И хотя мы должны решительно отвергать эти призывы, мы, тем не менее, должны принять во внимание законную и глубокую обеспокоенность критиков по поводу использования и распределения этих яиц.  Эти слова суммировать материал, описанный в данной работе, а также возможно.