Роль фискальной политики в государственном регулирование экономики РФ (2010-е гг.)

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Российская приватизация и проблема воссоздания института собственности
НТП: основные направления и характерные черты
Основные направления развития конкуренции в условиях экономики России
Современная экономическая система и ее структура


Введение:

В последнее время важнейшей государственной задачей, независимо от стадии ее развития, является стабилизация экономики. Государство воздействует на экономику различными инструментами. Основным видом такого влияния является фискальная политика.

Ничто так не способствовало успешному развитию экономик стран мира, как грамотная финансовая политика государства. Фискальная политика позволяет через систему мер оптимально влиять на экономику государства.

Важность фискальной или фискальной политики для любой страны не следует недооценивать. Именно она показывает инструменты экономической ориентации государства, определяет государственный бюджет.

В функции фискальной политики входят: сбор средств и их мобилизация с целью обеспечения возможностей для функционирования государства, а также распределение средств на социально-экономические программы государства.

Фискальная политика имеет хорошо разработанную теоретическую базу. Несмотря на это, многие спорные вопросы реализации и воздействия фискальной политики остаются открытыми. Есть также нерешенные проблемы, которые необходимо решить или улучшить.

Сегодня многие государства понимают важность оптимальных мер фискальной политики для экономического развития страны. Благодаря совершенствованию фискальной политики со стороны государства, государство может добиться роста экономики страны.

В советское время в нашей стране фискальная политика была лишь пропорциональным аспектом разделения объемов производства в стране.

На данном этапе развития страны, в ситуации рыночной экономики, знание сущности, задач, видов и инструментов фискальной политики особенно значимо, структура ее функционирования позволяет правильно ориентироваться в сложившейся ситуации для оптимального решения.

Цель курсовой работы: определить роль фискальной политики в государственном регулировании экономики и особенности реализации в России.

Задачи:

  • охарактеризовать фискальную политику как систему экономического регулирования государства;
  • изучить организацию фискальной политики в России;
  • изучить текущую фискальную политику России.

Объект курсовой работы: фискальная политика.

Тема курсовой работы: особенности реализации фискальной политики.

Эта работа была изучена отечественными специалистами, такими как Александров И.М., Апалкова Т.Г., Журавлева Г.П., Колчин С.П., но она весьма актуальна и требует дальнейшего изучения.

Структура курсовой работы: состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Фискальная политика как система государственного регулирования экономики

Сущность фискальной политики государства

Перевод с латинского слова «фискальный» означает правительство. Во времена Петра I в России существовала должность - фискальная, в обязанности которой входил контроль за сбором налогов и решение финансовых вопросов. В настоящее время фискальная политика означает государственное регулирование - меры, предпринимаемые правительством для стабилизации экономики путем изменения расходов и доходов государственного бюджета.

Государственная фискальная политика определяет системный подход к закупкам товаров и услуг государством с учетом налогообложения. В России такие закупки называются государственными заказами и финансируются из государственного бюджета. Суть фискальной политики заключается в том, что это самый важный инструмент, который помогает влиять на экономическую ситуацию. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Таким образом, фискальная политика - это фискальная или государственная политика, один из важнейших методов государственного вмешательства в экономику для стабилизации экономической системы в кратчайшие сроки.

Целями фискальной политики являются обеспечение: постоянного уровня общего объема производства (ВВП), полной занятости ресурсов (решение проблемы безработицы) и стабильности уровня цен (решение проблемы инфляции).

Основные инструменты фискальной политики: доходы и расходы государственного бюджета. Сознательное использование правительством расходов и налоговых функций для достижения макроэкономических целей определяется фискальной политикой.

Фискальная политика проводится правительством. Инструменты фискальной политики влияют на совокупный спрос (сумма общих расходов) и совокупное предложение (сумма затрат).

В экономических системах различаются циклические колебания, такие как подъемы и спады, которые, в свою очередь, обусловлены совокупным спросом и совокупным предложением. Эти циклы называются бизнес-циклами, экономическими циклами или бизнес-циклами. Соответственно, бизнес-циклы имеют фазы: рост - «пик», спад (спад) - «дно», кризис. Самая глубокая рецессия называется депрессией. Циклы могут иметь разные причины: революции, войны, технологический процесс, поведение инвесторов, рациональность макроэкономики и т. д. Нестабильность экономической системы оправдывается дисбалансом совокупного спроса и предложения, общих затрат и объемов производства.

В зависимости от того, в какой фазе цикла находится государство (подъем или падение), то есть состояние экономики определяется политикой страны. Если страна находится в рецессии (рецессии), то для преодоления кризиса необходимо проводить стимулирующую экономическую политику. Если страна находится на подъеме, политика сдерживания необходима, чтобы предотвратить высокий рост инфляции. Оптимальная налогово-бюджетная политика требует всестороннего учета всех факторов, влияющих на экономическое развитие и общественное благосостояние. Наиболее значительную ценность представляют государственные расходы на финансирование социальных и культурных программ, инвестиции в оборонный сектор, обеспечение управления и правоохранительных органов, финансирование развития промышленного сектора государства.

Таким образом, фискальная политика состоит из различных мер, предпринимаемых правительством с целью воздействия на экономику путем изменения объема доходов и расходов государственного бюджета. Фомина В.П., Попова Е.Н., Ватутина Л.А. Основы макроэкономики.

Князья и механизмы влияния фискальной политики

Таким образом, фискальная политика государства оказывает непосредственное влияние на экономическое развитие страны, стремясь к устойчивому экономическому росту, постоянству цен и максимальной занятости населения.

Налогово-бюджетная политика должна прогнозировать следующие ситуации: сокращение производства, рост числа безработных, рост инфляции и соответственно реагировать. Таким образом, в ситуации промышленного спада правительство увеличивает государственные расходы, снижает налоги с целью увеличения общих расходов и инвестиций, то есть помогает увеличить производство и снизить безработицу. В ситуации инфляции - сокращение государственных расходов, повышение налогов В. Ильященко. Микроэкономика. Такие действия государственного экономического регулирования называются дискреционной политикой. Вместе в денежно-кредитной политике, он играет важную роль в государственном управлении макроэкономикой (занятость, расходы и доходы населения, постоянство цен и развитие производства).

Фискальная политика является дискреционной (преднамеренной) и недискреционной (автоматические стабилизаторы). Дискреционным является политика преднамеренного регулирования налогов и государственных расходов с целью изменения реального объема производства, занятости населения, увеличения экономического роста.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика заключается в действии автоматических стабилизаторов. Их ценность остается постоянной, но их присутствие стабилизирует экономическую ситуацию, стимулируя или сдерживая деловую активность.

Для саморегулирования налоговых доходов в экономике может применяться прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. Соответственно, увеличение доходов повлечет за собой повышение налоговой ставки, ранее утвержденной правительством. Снижение доходов - снижение налоговой ставки без вмешательства государства. Различные пособия по безработице и программы государственной поддержки выплачиваются через налоги. Значительная роль встроенных стабилизаторов не в состоянии справиться со всеми колебаниями в экономике. В сложных ситуациях со значительными колебаниями запускаются более сильные регуляторы - денежно-кредитная или дискреционная политика Алпакова Т.Г. Микроэкономика: Учебник для вузов.

Кратко опишем основные компоненты дискретной политики. Основным параметром является трансформация социальных программ. Примером являются социальные программы общественных работ, нацеленные на сокращение безработицы посредством роста рабочих мест в 1930-е годы во время Великой депрессии.

Изменения налоговых ставок также являются одним из основных параметров. Решение о снижении налоговых ставок в сочетании со встроенными стабилизаторами позволяет снизить прогнозируемое сокращение производства. Тем не менее, при сокращении производства и доходов прогрессивная налоговая система автоматически предоставляет возможность изменять налоговые ставки, и этого может быть недостаточно для внесения изменений в негативную ситуацию. В такие периоды необходимо сократить налоговые поступления и увеличить государственные расходы, чтобы помочь увеличить объем производства и преодолеть рецессию.

Фискальная политика классифицируется по следующим видам: расширенная, ограниченная и контрциклическая. Расширенная фискальная политика включает в себя следующие меры: увеличение государственных расходов при снижении налоговых ставок. Ограниченная политика реализуется путем сокращения государственных расходов и повышения налоговых ставок. А антициклическая политика получила свое название благодаря стимулированию развития в направлении, противоположном движению циклического развития.

Итак, эффективность фискальной политики определяется возможностью разностороннего учета влияния различных механизмов влияния, с одной стороны, саморегуляции, присущей экономической системе, с другой - дискреционного регулирования экономической системы. государственными органами управления. Таким образом, возникает необходимость координации функционирования самоорганизующихся регуляторов экономики и сознательного регулирования государства Журавлева Г.П. экономическая теория. Микроэкономика.

Инструменты фискальной политики

Важнейшими инструментами фискальной политики являются доходная и расходная части государственного бюджета. Сознательное использование правительством расходов и налоговых функций для достижения макроэкономических целей определяется фискальной политикой.

Инструменты фискальной политики влияют на совокупный спрос (сумма общих расходов) и совокупное предложение (сумма затрат). Итак, инструментарий фискальной политики состоит из: государственных закупок, налогов и трансфертов.

Под государственными закупками понимаются закупки, осуществляемые правительством для удовлетворения собственных нужд и населения, а также создания резерва из государственного бюджета. Совокупные расходы увеличиваются за счет государственных расходов. Трансфертные платежи также включены в государственные расходы.

Трансфертные платежи определяются как один из вариантов перераспределения бюджетных средств в пользу нуждающихся (выплаты населению, предпринимателям). Субсидии частным предпринимателям, проценты по государственному долгу, социальные нужды (пособия, пенсии и т. д.), Их размер определяется располагаемым доходом. Соответственно, располагаемый доход домашних хозяйств увеличивается, что приводит к увеличению потребительского спроса, следовательно, трансфертные платежи оказывают косвенное влияние на потребительский спрос. В свою очередь, инструментарий негативного влияния на общие расходы проявляется в налогах.

Налоги - это строгие частные платежи, взимаемые государственными органами с частных лиц и предприятий. Налог, соответственно, приводит к снижению доходов предприятий или частных лиц, а затем потребительские расходы и сбережения сокращаются.

Эффективность использования инструментов делится на критерии: степень дефицита бюджета и скорость роста государственного долга; размер дефицита бюджета компенсируется монетизацией; уровень развития администрации налоговых органов; степень выполнения государственных бюджетных обязательств; объем финансовых ресурсов для компенсации государственного долга.

Критерии представлены в виде результатов проводимой политики: решение проблемы занятости, показатели инфляции, состояние экономического роста. К характерным параметрам в нашей стране относятся: размер просроченной заработной платы бюджетникам, пенсии, социальные выплаты, оплата госзаказа.

Таким образом, фискальная политика государства играет роль экономического дистрибьютора. В распоряжении правительства инструментарий фискальной политики стремится достичь нескольких целей: стабильность совокупного спроса и валового внутреннего продукта; поддержание баланса макроэкономики, что возможно только в случае оптимального использования всех экономических ресурсов. Аксенов С., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение. Сглаживая параметры государственного бюджета, можно будет стабилизировать уровень цен.

Формирование фискальной политики в Российской Федерации

Налоговая система как элемент фискальной политики

Реализация фискальной политики в России осуществляется в сложных условиях трансформации собственности и формирования национального предпринимательства. Это связано с перестройкой отраслевой структуры производства, переустройством, переводом отраслей на производство конкурентоспособной продукции, реализацией определенной политики социальной защиты населения и т. д. Развитие российской экономики долгое время была проведена особым образом, отличным от глобальных направлений. Это главная трудность в формировании и реформировании фискальной политики в настоящее время.

Чтобы усилить стимулирующую функцию налогообложения и увеличить инвестиции, экономическая стратегия России должна включать ряд мер:

  • во-первых, обеспечение стабильного налогового законодательства, нежелательность изменений в налоговой схеме в течение текущего финансового года;
  • во-вторых, отсутствие дискриминации в отношении налогоплательщиков в зависимости от формы собственности;
  • в-третьих, установление низких налогов для производителей и доступной процентной ставки по кредитам;
  • в-четвертых, гибкость налоговой системы;
  • в-пятых, отказ от декларативности в налоговой преференциальной политике, в результате которого теряется стимулирующий эффект на производственные процессы Дробышевский С., Синельников-Мурлычев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России.

Общая концепция реструктуризации налогов заключается в содействии экономическому росту при максимальном увеличении благосостояния отдельных налогоплательщиков и налоговых поступлений. Поэтому экономическая динамика общества будет обеспечиваться за счет концентрации налоговых поступлений в бюджет и направления бюджетных ассигнований на инвестиции в различные структуры и программы, а также в социально-культурную сферу. Именно через бюджет осуществляются прямые и обратные связи для поддержания макроэкономических пропорций. Налоги выполняют функции ресурсно-денежного обеспечения экономики. С другой стороны, расширение производства и экономический рост увеличивают объем налоговых поступлений.

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги - это обязательные платежи в бюджет, собираемые государством на основании закона от юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Как инструмент перераспределения, налоги предназначены для того, чтобы гасить возникающие нарушения в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги являются важнейшим звеном в финансовой политике государства в современных условиях. Перов А.В. Налоги и налогообложение.

Основными принципами налогообложения являются единообразие и определенность. Единообразие - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения универсальности, единства правил, а также равной степени потерь, которые понесет налогоплательщик. Суть определенности заключается в том, что порядок налогообложения заранее установлен законом, поэтому сумма и срок уплаты налога известны заранее.

Существуют два основных типа налогов: прямые налоги, которые являются прямым вычетом из дохода, получаемого фирмами и домашними хозяйствами, и косвенные налоги, которые напрямую взимаются фирмами и которые устанавливаются в зависимости от объема их производственной деятельности, включаются в цене на продукцию, которую производят фирмы. и поставляются ими на рынок за определенную сумму денег.

Таким образом, в своей налоговой политике правительственные лидеры должны найти своего рода «золотую середину», оптимальный уровень налоговых ставок, который принес бы максимально возможный доход в государственный бюджет и в то же время обеспечил бы экономику наилучшими условиями. для его роста. Как определить этот уровень налоговых ставок? Кривая Лаффера помогает ответить на этот вопрос.

Кривая Лаффера показывает функциональную зависимость суммы налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок; крайнее значение функции, выраженное в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.

График, показанный на рисунке, показывает зависимость суммы налоговых поступлений (Tp) в государственный бюджет от ставки налога на прибыль (T *). Если T = 0, тогда вся прибыль остается для фирм, и ничего не идет в государственный бюджет. Если ставка налога на прибыль составляет, например, 10%, то 200 миллионов рублей пойдут в бюджет. доход. Дальнейший рост ставки налога на прибыль будет сопровождаться увеличением доходов государственного бюджета до тех пор, пока ставка налога не достигнет своего «критического уровня». В нашем примере это 50%. При налоговой ставке 50% доход бюджета достигнет своего максимума - 600 миллионов рублей. Дальнейшее повышение налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыль уменьшится. Теперь, чем больше повышается ставка налога, тем меньше продуктов будет производить фирма, тем меньше будет их прибыль, и тем меньше в государственный бюджет будут поступать вычеты из прибыли. Если безрассудство финансовых лидеров государства доведет ставку подоходного налога до 100%, тогда фирмы перестанут производить товары и услуги, их прибыль упадет до нуля, и эта статья бюджетных доходов также будет равна нулю. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория: Учебник для вузов.

Фискальная политика - это сознательное использование государственных расходов и налоговых функций для достижения макроэкономических целей правительства.

Понятие «государственный бюджет», его экономическая сущность и функции

Финансовые отношения между органами власти и организациями, предприятиями и частными лицами определяются как бюджетные. Их особенность заключается в появлении в процессе распределения, создания и реализации централизованного фонда средств, который предназначен для удовлетворения национальных потребностей.

На социально-экономическую структуру большое влияние оказывает государственное регулирование с помощью системы финансирования и ее составляющей - государственного бюджета. В свою очередь, концепция государственного бюджета включает в себя весь комплекс бюджетных отношений для разработки и реализации государственного бюджетного фонда.

Объединение государственных доходов и расходов определяет государственный бюджет. Бюджет является формой организации и расходования средств фонда, финансовой поддержки задач и проблем страны и органов местного самоуправления, с помощью бюджета происходит постоянное формирование и расходование средств.

Бюджет позволяет централизовать фонды, это имеет важнейшее экономическое и политическое значение, предоставляя возможность сконцентрировать их в наиболее важных сферах социально-экономического развития, реализовать целостную финансово-экономическую политику государства. Государственный бюджет показывает потребность в финансовых ресурсах, определяя тем самым политику налоговой системы.

Бюджет отражает целевую динамику расходов, распределение национального дохода и валового внутреннего продукта, что делает его эффективным регулятором качества экономики.

Особенности бюджетных отношений, как экономической категории, заключаются в следующем: разделение части национального дохода для удовлетворения потребностей общества в целом и отдельных субъектов; перераспределение средств между секторами страны и субъектами; Доминирующее место в системе государственных финансов принадлежит распределению государственного бюджета Иванова Н.Г. Бюджетная система Российской Федерации.

Государственный бюджет, с точки зрения экономической категории, выполняет функции распределения и контроля. Благодаря первому, существует концентрация средств в руках государства и их использование для удовлетворения национальных потребностей.

С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и в полном объеме ресурсы поступают в распоряжение государства, как реально развиваются пропорции в распределении бюджетных средств и эффективно ли они используются.

Основными функциями государственного бюджета как финансового плана государства, утвержденного законодательными органами, с экономической и законодательной точек зрения являются:

  • перераспределение ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовая поддержка бюджетной сферы и реализация социальной политики государства;
  • контроль за формированием и использованием централизованных фондов фондов.

Социальное распределение бюджетных средств играет важную роль. Приоритетами социальной сферы являются помощь менее защищенным слоям населения, работа учреждений здравоохранения, учреждений образования и культуры, решение жилищных вопросов.

Процесс планирования и исполнения бюджета основан на контроле за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях формирования рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается И.М. Александровым. Бюджетная система Российской Федерации.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает специфическую направленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных проблем.

Бюджетный дефицит и профицит

При сбалансированном бюджете государственные доходы равны расходам. В случае если доходы превышают расходы, превышение называется профицитом или профицитом бюджета. Дефицит бюджета (отрицательное сальдо) существует, когда расходы превышают доходы.

Дефицит бюджета еще не означает «здоровье» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой бюджет исполняется с профицитом. Таким образом, в последние годы государственный бюджет Российской Федерации исполнен с профицитом, однако консолидированный бюджет Российской Федерации является дефицитным из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

В экономической теории существует несколько подходов к проблеме дефицита бюджета.

Первая концепция: бюджет должен быть сбалансирован ежегодно. В целом стремление во что бы то ни стало бороться с дефицитом бюджета и не делать государственных заимствований может привести к негативным последствиям для экономики любой страны. Эта фискальная политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать долгосрочные проблемы.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении всего делового цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство антициклическое, стремясь сбалансировать бюджет. Во время рецессии правительство проводит стимулирующую фискальную политику: оно сокращает налоги и увеличивает государственные расходы, то есть намеренно увеличивает дефицит бюджета, тем самым стимулируя рост совокупного спроса и восстановление экономики. В период восстановления государство проводит ограничительную фискальную политику: оно увеличивает налоги и сокращает государственные расходы. Существует избыточный бюджет, который используется для покрытия дефицита бюджета во время рецессии.

Концепция третья: балансирование бюджета является второстепенным вопросом. Основной экономической задачей государства, с точки зрения сторонников такого подхода, является стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как стабильным положительным сальдо бюджета, так и стабильным дефицитом бюджета.

Многие экономисты рассматривают небольшой дефицит бюджета для экономики как лекарство, стимулирующее экономическое развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: вы получаете льготы сейчас, но вам нужно усердно работать, чтобы отработать его, вместо того чтобы получать эти льготы в будущем за меньшие деньги. Кроме того, правительство, в отличие от домашних хозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывает. Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост дефицита бюджета приводит к инфляции, экономической нестабильности, росту внешних и внутренних заимствований, что в свою очередь ведет к дефолту.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: выдача государственных займов, ужесточение налогообложения, зарабатывание денег или «сеньораж», т.е. печатать деньги. Современное «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые сосредоточены в центральном банке и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета.

Профицит федерального бюджета, созданный в России в начале 2000-х годов с дефицитом консолидированного бюджета страны, вызывает противоречивые оценки среди экономистов. Некоторые считают, что профицит является не заслугой правительства, а его ошибкой: искусственная «закачка» средств в федеральный бюджет путем их изъятия из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможность эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Сторонники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, тем самым предотвращая инфляцию, а дефицит местного бюджета связан с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Со второй половины 2012 года в российской экономике появилась тенденция замедлять экономический рост, поскольку факторы восстановления исчерпаны, внешний спрос ухудшился, а деловая неопределенность возросла, что стимулировало отток капитала вместо поддержки инвестиционной активности. Годовой рост ВВП замедлился с 4,5% в первой половине 2012 года до менее 1% в первые два месяца 2013 года.

Дефицит федерального бюджета в 2013 году, по предварительным данным Минфина России, составил 310,52 млрд рублей, или около 0,5% ВВП против дефицита в 37,06 млрд рублей. (менее 0,1% ВВП) годом ранее. При этом доходы бюджета составили 13 019,83 млрд. Рублей, или 19,5% ВВП (12 853,68 млрд. Рублей, или 20,8% ВВП в 2012 году), а расходы бюджета (в денежном выражении) - 13330, 35 млрд. Рублей или 20. % к ВВП против 12 890,75 млрд руб. (20,9% ВВП) за двенадцать месяцев 2012 года.

Фискальная политика Российской Федерации направлена ​​на удовлетворение требований построения системы налогообложения и регулирования внутренних отношений государственной экономики.

Современная фискальная политика России

Современная фискальная политика в России и в мире

Для нашей страны сегодня характерно довольно эффективное использование макроэкономических регуляторов, в том числе фискальных инструментов. Сбалансированные бюджеты являются не столько результатом продуманной бюджетной политики и промышленного роста, сколько результатом внешних факторов - роста мировых цен на нефть и недооцененной национальной валюты.

В настоящее время экономика находится в удобной точке для фискальной реформы, поскольку благоприятные внешнеэкономические условия для цен на энергоносители и все еще не полностью исчерпанный потенциал обесцененного обменного курса обеспечивают достаточную свободу маневра для необходимых изменений.

Правительство Российской Федерации придает большое значение совершенствованию налоговой системы и налогового администрирования. В условиях замедления роста мировой экономики, когда необходимо принять меры бюджетной консолидации, одним из источников ресурсов является вопрос усиления налогового администрирования, и это очень важно, поскольку рост доходов в условиях нестабильности экономика является неправильным способом оптимизации затрат, как это делают большинство стран. тоже очень сложный вариант. Поэтому вопросы обеспечения бюджетного баланса и реализации задач, стоящих перед государствами, во многом решаются за счет совершенствования сбора налогов, повышения качества администрирования, совершенствования налоговой системы с точки зрения предотвращения возможности уклонения от уплаты налогов С.Г. Капканшиков. Фискальное регулирование национальной экономики: мировой опыт и специфика 2009 г.

Говоря о налоговой политике, остановимся на проблеме налоговой нагрузки на экономику. Совокупные доходы бюджета сектора государственного управления составляют около 37% ВВП. В то же время налоговая нагрузка (сумма налогов, таможенных пошлин, уплаченных страховых взносов) составила 34,2%. Это чуть меньше, чем годом ранее, когда те же показатели составляли 38,2% ВВП и 35,3% ВВП соответственно.

С точки зрения налогового бремени Россия находится на среднем уровне по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако следует отметить, что в прошлом году доходы бюджета всех уровней от специальных налогов и таможенных пошлин, связанных с налогообложением нефти и газа, опять же, как и в предыдущем году, составили около 11% ВВП. 

По данным Минэкономразвития России, в декабре прирост ВВП к декабрю предыдущего года составил 1,0% против 1,8% в ноябре соответственно. Это замедление связано с углублением спада в строительстве и производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, а также с замедлением по сравнению с предыдущим месяцем в динамике сельского хозяйства, розничной торговли и платных услуг населению.

В целом в 2013 году динамика экономического роста резко замедлилась. По предварительным оценкам Росстата, рост ВВП составил 1,3% против 3,4% в 2012 году. С точки зрения производства это замедление было обусловлено, прежде всего, динамикой промышленного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, операций с недвижимостью и чистых налогов на продукты. В части использования ВВП замедление роста было обеспечено динамикой потребительской активности населения и динамикой накопления основного капитала.

Уровень безработицы в декабре вырос до 5,6% от экономически активного населения с 5,4% в ноябре, и с учетом сезонных колебаний, по данным Минэкономразвития России, после небольшого снижения в ноябре он снова составил 5,6%.

Росстат уточнил динамику реальной заработной платы в ноябре, снизив рост к соответствующему периоду прошлого года до 4,1% против 4,8% по предыдущей оценке.

Экспорт товаров в декабре 2013 года оценивался в 47,4 млрд долларов США (98,3% к декабрю 2012 года и 101,5% к ноябрю 2013 года).

Импорт товаров в декабре этого года, по оценкам, составил 33,4 млрд долларов США (104,8% к декабрю 2012 года и 110,6% к ноябрю 2013 года).

По оценкам, положительное сальдо торгового баланса в декабре 2013 года сократилось на 14,3% по сравнению с декабрем прошлого года и составило 14,1 млрд долларов США.

По данным Росстата, в декабре 2013 года потребительская инфляция составила 0,5 процента, с начала года цены выросли на 6,5% (в 2012 году за тот же период цены выросли на 0,5% и 6,6% соответственно).

Росстат опубликовал данные о производстве и использовании валового внутреннего продукта и формировании ВВП по источникам доходов за 2013 год. Объем ВВП России в 2013 году, по предварительным оценкам, составил 66689,1 млрд рублей в текущих ценах. Индекс физического объема ВВП относительно 2012 года составил 101,3 процента.

Замедление экономического роста в 2013 году со стороны производства было обусловлено, прежде всего, динамикой промышленного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, сделок с недвижимостью и чистых налогов на продукты. Рост добавленной стоимости в промышленном производстве снизился с 2% в 2012 году до 0,6% в 2013 году, главным образом из-за замедления в обрабатывающей промышленности. Рост оптовой и розничной торговли замедлился с 3,8% до 1,1%, главным образом в результате снижения динамики оптовой торговли.

Использование ВВП

На снижение динамики ВВП в 2013 году, рассчитанное по методу использования доходов, повлияло замедление роста потребительского спроса и сокращение инвестиций в основной капитал. В конце 2013 года динамика потребления домашних хозяйств замедлилась до 4,7% против 7,9% в 2012 году. В то же время рост потребления домашних хозяйств значительно опережает рост розничной торговли (3,9%) и платных услуг населению ( 2,1%) за счет других предметов домашнего потребления. Расходы на государственное управление снизились на 0,1% против роста на 4,2% в 2012 году.

Валовое накопление основного капитала снизилось на 0,3% против роста на 6,4% в 2012 году.

Положительным фактором в динамике стало уменьшение отрицательных вкладов от изменения запасов и чистого экспорта.

В 2013 году рост экспорта товаров и услуг ускорился до 3,8% против 1,4% в 2012 году. В то же время рост импорта товаров и услуг значительно замедлился до 5,9% против 8,8% в предыдущем году.

Структура использования ВВП в 2013 году изменилась по сравнению с 2012 годом в сторону увеличения расходов на конечное потребление с уменьшением доли валового накопления капитала и чистого экспорта.

В целом, в 2013 году рост реальной заработной платы оценивается в 5,2 процента. Основной вклад в рост внесли отрасли государственного сектора (образование, здравоохранение, государственное управление).

В декабре динамика реальных располагаемых денежных доходов населения по отношению к декабрю 2012 года замедлилась до 1,5% после 5,3% в октябре и 2,4% в ноябре соответственно. В целом за год реальный располагаемый доход увеличился на 3,3% (4,6% в 2012 году). Это ниже, чем рост реальной заработной платы в результате более низкого роста доходов предпринимателей, а также ускоренного роста обязательных платежей (выплаты по кредитам увеличились с 2,8% доходов домашних хозяйств в 2012 году до более 4% в 2013 году).

Ослабление номинального эффективного обменного курса рубля в целом составило 6,4% в 2013 году (с декабря 2013 года по декабрь 2012 года), тогда как реальный эффективный обменный курс оценивается в 2,7%. В то же время, по подсчетам Минэкономразвития России, за 2013 год (также по итогам декабря 2013 года к декабрю 2012 года) реальное ослабление рубля по отношению к доллару США составило 1,9%, по отношению к евро - 5,5 %.

Международные резервы Российской Федерации в 2013 году сократились на 28,0 млрд долларов США, или на 5,2% (увеличились на 39,0 млрд долларов США, или на 7,8%, в 2012 году) и по состоянию на 1 января 2014 года составили 509,6 млрд долларов США. В результате операций, отраженных в платежном балансе, уменьшение резервных активов составило 22,1 млрд. Долл. США, и около трети изменений произошло из-за негативной переоценки, вызванной падением цен на золото.

Динамика мировой экономики в последние годы значительно замедлилась. Темпы восстановления мирового ВВП, достигнув 5,2% в 2010 году, замедлились до 3,7% в 2011 году и до 3,1% в 2012 году. Темпы роста развитых стран снизились с 1,6% в 2011 году до 1,3% в 2012 году, тогда как в развивающихся странах - с 6,2% до 5,1% соответственно. Динамика экономики США ускорилась в 2012 году с 1,8% до 2,2%, но в 4 квартале 2012 года она снова замедлилась. Экономика зоны евро сократилась на 0,5%, из основных стран роста только Германии удалось добиться роста - 0,7%, тогда как в IV квартале 2012 года Германия также зафиксировала снижение на 0,6%. В Японии общий рост в годовом исчислении на 1,9% объясняется только низкой базой, обусловленной снижением на 0,6% в 2011 году из-за последствий землетрясения и цунами.

Замедление роста в развитых странах во многом связано с необходимостью консолидации бюджетов. В Европейском Союзе дефицит сократился с 4,4% до 3,8% ВВП. Германии в 2012 году удалось устранить дефицит и сократить бюджет с профицитом в 0,1% ВВП. В США дефицит бюджета сократился с 10,1% до 8,5% ВВП. Однако долговая нагрузка на экономику развитых стран продолжала увеличиваться. Долг стран еврозоны увеличился с 88,1 до 93,1% ВВП в 2012 году, долг США увеличился с 103,1 до 107,6% ВВП. Счет текущих операций в США оставался отрицательным, но дефицит постепенно уменьшался с 4,8% ВВП в 2008 году до 3,1% в 2012 году, сглаживая дисбалансы в драйверах глобального экономического роста. Среди развитых стран Германия поддерживает стабильное положительное сальдо счета текущих операций - 6,3% ВВП. В Китае профицит счета текущих операций постоянно снижался с 10,1% ВВП в 2007 году до 2,3% в 2012 году.

Таким образом, поддержание низкого уровня налогов в несырьевом секторе экономики, продолжение работы по прозрачности и повышению качества работы с налогоплательщиками является задачей повышения конкурентоспособности российской налоговой системы.

Проблемы фискальной политики России и ее оптимизация

Реформа бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и формирования национального предпринимательства. Это связано с перестройкой отраслевой структуры производства, переводом оборонного производства на производство конкурентоспособной продукции, реализацией основных мер социальной защиты населения и т. д.

Переход к рыночной экономике также изменил структуру доходной части государственного бюджета, которая в значительной степени формируется за счет налоговых поступлений, поэтому основная задача при реализации фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.

Трудности в ее реализации заключаются в том, что эволюция российской налоговой системы долгое время развивалась не в соответствии с тенденциями, характерными для экономики развитых стран с рыночной экономикой С. П. Колчин Налоги в Российской Федерации: Учебник, 2012. 

В современных условиях намечены основные вехи реформы российской налоговой системы. Для переходного периода становится важным разработать концепцию повышения стимулирующей функции налогообложения при развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Замедление роста по большинству макроэкономических показателей в наибольшей степени связано с динамикой инвестиционного спроса. Так, в 1 квартале 2012 года прирост инвестиций по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 16,5%, а к 4 кварталу рост замедлился до 2,5%, в январе-феврале 2013 года - до 0,6%. Доступ к банковскому кредитованию ухудшился. Во второй половине прошлого года начался цикл роста процентных ставок, что сразу сказалось на снижении роста банковских кредитов нефинансовым предприятиям.

Другим важным фактором замедления роста инвестиций стало завершение крупномасштабных проектов в области газопроводного транспорта, поскольку со второй половины 2012 года произошло значительное сокращение инвестиций в этот сектор. Кроме того, замедление инвестиционной активности связано с сокращением бюджетных инвестиций, которое началось в 2012 году.

Как и в динамике инвестиций, рост промышленного производства замедлился с начала 2012 года (с 4,0% в первом квартале до уровня соответствующего периода прошлого года до 1,7% в четвертом квартале) в январе-феврале Промышленное производство в 2013 году сократилось на 1,5% в основном за счет энергетического сектора и добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, что было связано с климатическими условиями в начале года и ухудшением ситуации на товарных рынках. Кроме того, машиностроение показало отрицательную динамику. Силуанова на VIII Международном форуме по налоговому администрированию ОЭСР / А.Г. Силуанов.

Замедление темпов роста также сказалось на доходах домохозяйств и реальной заработной плате, что во многом связано с динамикой бюджетных расходов. Опережающий рост заработной платы в государственном секторе в начале 2012 года определил общее ускорение реальной заработной платы с 2,8% в 2011 году до 8,4% в 2012 году. Постепенное исчерпание этого эффекта, а также ускорение инфляции во второй половине 2012 г., привело к замедлению роста реальных доходов и, соответственно, снизило способность поддерживать высокие темпы роста потребления. В результате, несмотря на сохраняющуюся высокую динамику кредитования населения, рост розничного товарооборота снизился с более 7% в первой половине 2012 года до 3% в первые два месяца 2013 года.

На фоне замедления внутреннего спроса позитивных импульсов от внешней торговли нет. В большинстве стран, являющихся торговыми партнерами России, также наблюдалось замедление или снижение внутреннего спроса за последний год. В результате, со второго квартала 2012 года российский экспорт практически перестал расти, а в первые месяцы 2013 года он начал сокращаться.

В результате экономическая динамика общества будет обеспечиваться за счет концентрации налоговых поступлений в бюджет и направления бюджетных ассигнований на инвестиции в различные структуры и программы, а также в социально-культурную сферу. Именно через бюджет осуществляются прямые и обратные связи для регулирования и поддержания макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебник, 2009 г.

Основные направления фискальной политики России на 2014 год и плановый период 2015-2016

Основные направления налоговой политики не предполагают радикальных изменений в налоговой системе. Более того, они позволяют создать ряд механизмов долгосрочного стимулирования, которые должны способствовать реализации новых инвестиционных проектов в России. Остановимся более подробно на планах Правительства в области налоговой политики на среднесрочную перспективу.

Налоговые льготы.

Создание благоприятных налоговых условий для инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке. Предлагается предоставить региональным властям право принимать решения о поддержке инвестиционных проектов на их территории. Региональные власти будут иметь право обнулить ставку налога на прибыль для этих проектов на период до истечения первых пяти лет с даты получения первого дохода от проекта. В ближайшие пять лет регион будет иметь право снизить ставку подоходного налога до 10%. В то же время за этот период Федерация отказывается от своей части налога на прибыль. Силуанов на парламентских слушаниях по основным направлениям налоговой политики на 2014 - 2016, 2013 годы.

Создание условий для развития финансового сектора.

Отметим только самые важные из предложенных мер:

  • предполагается отмена налогообложения финансового результата от продажи обращающихся ценных бумаг в случае их длительного хранения (от 1 до 3 лет);
  • предлагается создать индивидуальные инвестиционные счета. Речь идет о возможности открытия брокерских счетов гражданами на длительные периоды (от 5 лет), и для этих счетов будут введены налоговые льготы;
  • предлагается урегулировать ситуацию с налогообложением процентных платежей, которые российские эмитенты долговых ценных бумаг осуществляют в пользу своих иностранных держателей.

Налогообложение в нефтегазовом секторе:

  • создание новой налоговой системы по добыче углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • предоставление налоговых льгот для налога на добычу полезных ископаемых (в виде коэффициентов снижения до нуля) для трудноизвлекаемых нефтяных месторождений;
  • завершается разработка новой формулы НДПИ для газа, в соответствии с которой ставка налога будет определяться в зависимости от цен на газ на внутреннем и внешнем рынках и ряда других параметров.

Налог на недвижимость физических лиц. Его введение предусматривает отмену налога на имущество физических лиц и земельного налога с физических лиц. Силуанов на парламентских слушаниях по основным направлениям налоговой политики на 2014 - 2016, 2013 годы.

Особой проблемой является налогообложение престижного потребления.

Для решения этой проблемы предлагается обложить налогом имущество по кадастровой стоимости более 300 млн. Рублей по более высоким ставкам.

Так, если предлагается установить максимальную ставку нового налога на недвижимость на уровне 0,1% от его кадастровой стоимости, то предлагается установить повышенные ставки на следующем уровне:

  • 0,5% - если совокупная стоимость всего недвижимого имущества, принадлежащего физическому лицу, превышает 300 миллионов рублей, но при этом все объекты в отдельности дешевле, чем 300 миллионов рублей;
  • 1% - если кадастровая стоимость хотя бы одного объекта превышает 300 миллионов рублей.

Был также внесен законопроект, который предусматривает увеличение налоговой нагрузки на владельцев дорогих автомобилей.

При расчете суммы налога предлагается применять повышающие коэффициенты к транспортному налогу для автомобилей стоимостью 5 млн. Рублей и более.

В отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 миллионов рублей, с года выпуска которого прошло не более 5 лет, Правительство предлагает применить коэффициент 2.

Для легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей, а также с года выпуска которого прошло не более 10 лет, а также со средней стоимостью 15 миллионов рублей, с года производства которого не более прошло более 20 лет, законопроект предусматривает коэффициент 3.

Меры по увеличению доходов бюджетной системы Российской Федерации.

 Индексация акцизных налогов.

Предлагается индексировать ставки акцизов на табачные изделия более быстрыми темпами - минимальный акциз на табак в 2016 году (1600 рублей за 1000 штук) должен более чем удвоить уровень 2013 года (730 рублей за 1000 штук). Ставки акцизов на крепкий алкоголь также более чем удвоятся в течение следующих трех лет.

Противодействие уклонению от уплаты налогов с использованием оффшорных компаний.

В целях расширения практики обмена налоговой информацией и противодействия схемам уклонения от уплаты налогов в соответствии с рекомендациями ОЭСР планируется заключить соглашения с оффшорными юрисдикциями. Силуанов на парламентских слушаниях по основным направлениям налоговой политики на 2014 - 2016, 2013 годы ...

Одним из обязательных положений таких соглашений станет возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом, а также раскрытие информации о российских налоговых резидентах, которые имеют активы и счета в оффшорных юрисдикциях.

Кроме того, разрабатывается законопроект о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний. Этот закон, имеющий аналоги во многих странах, является в первую очередь антифшорным. В соответствии со своими правилами, если российская компания или физическое лицо контролирует оффшорную компанию, которая получает так называемый «пассивный» доход (от процентов, дивидендов, роялти) и не распределяет их в пользу российского владельца, то такой доход этого Оффшорная компания подлежит налогообложению в России Тезисы А.Г. Силуанова на парламентских слушаниях об основных направлениях налоговой политики на 2014 - 2016, 2013 годы.

Таким образом, дальнейшее совершенствование налогово-бюджетной политики, и в частности налоговой системы, должно осуществляться в направлении развития ее стимулирующей составляющей, а также повышения качества налогового администрирования и сокращения теневой экономики.

Налоговая система Российской Федерации должна сохранять свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, борющихся за привлечение инвестиций, и процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Вывод:

Основной задачей государства является регулирование экономики. Решение этой проблемы осуществляется за счет достижения сбалансированного развития экономики. Для реализации этого решения правительство страны принимает меры для стимулирования экономического роста, помогает поддерживать постоянную степень занятости населения, стремится обуздать инфляцию и поддерживает стабильность национальной валюты.

Механизмы фискальной политики, наряду с политикой денежного пространства, обеспечивают огромный потенциал для государства в сфере экономического регулирования.

Важнейшим инструментарием для реализации фискальной политики остается доходная и расходная часть государственного бюджета, то есть государственные закупки, налоги и трансферты. Наиболее значительную ценность представляют государственные расходы на финансирование социальных и культурных программ, инвестиции в оборонный сектор, обеспечение управления и правоохранительных органов, финансирование развития промышленного сектора государства.

Возможность комплексного учета влияния различных механизмов воздействия, с одной стороны, присуща саморегулированию в экономической системе, а с другой стороны, дискреционное регулирование экономической системы государственными органами управления определяет эффективность фискальной политики.

Появление национального предпринимательства и изменение прав собственности определяют сложность условий реализации государственной фискальной политики в Российской Федерации. Долгое время наша экономика была реализована в условиях, принципиально отличающихся от мировых направлений экономического развития. В настоящее время именно это определяет трудности и особенности реализации и формирования фискальной государственной политики.

Налогово-бюджетная политика, являясь составной частью фискальной политики, определяет налоговую нагрузку на экономику государства. Так, общий доход государственного бюджета соответствует примерно 37 процентам ВВП, а налоговая нагрузка - 34. Организация экономического сотрудничества и развития сравнивает показатели степени налоговой нагрузки по странам. В этом сравнительном анализе Россия занимает среднюю позицию с учетом бюджетных поступлений от налогообложения, зависящих от нефтегазовой отрасли, но если мы не примем во внимание благоприятную конъюнктуру мирового рынка углеводородов, российское налоговое бремя упадет ниже среднего.

Существенному упрощению взаимоотношений между налогоплательщиками и налогоплательщиками способствовало расширение сервисных функций налоговых органов, чему способствовали современные информационные технологии, внедренные в оборудование налоговых органов. Информационные технологии позволяют без посещения налоговых органов создавать и вести бизнес, выполнять налоговые обязательства и получать консультации из любой точки мира.

Снижению налоговых конфликтов способствовало внедрение новейшей системы, которая регулирует споры в отношениях между налогоплательщиками и Федеральной налоговой службой. Налоговая политика намерена ввести не радикальные изменения в системе, а механизмы долгосрочного стимулирования, способствующие реализации последних инвестиционных проектов государства. Создать благоприятные налоговые условия, создать позитивные условия для финансового сектора, изменить налоги в нефтегазовом секторе, отменить налог на имущество физических лиц - это план мер по стимулированию налоговой политики правительства.

В дополнение к этому, предусмотрены и другие критерии, которые увеличивают доходы российского бюджета, такие как повышение акцизных ставок, влияние на уклонение от уплаты налогов с использованием оффшорных компаний, сокращение теневой экономики, сохранение конкурентоспособности российской налоговой системы по сравнению с налоговые системы стран, борющихся за инвестиционную привлекательность, максимальный комфорт для добросовестных налогоплательщиков.