Роль экономики в возникновении и развитии права. Роль права в развитии экономики

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Этапы развития общества и государства. Демократизация общества и государства
Понятие и признаки права
Формы правового воздействия. Методы правового регулирования
Политическая власть: понятие, сущность, структура и формы реализации; соотношение с государственной властью


Введение:

Вопрос о взаимоотношениях между государством, законом и экономикой практически существовал с момента появления первого государства и будет существовать до тех пор, пока существует государство. Это один из тех вечных вопросов, которые каждый раз по-новому ставят перед каждой новой государственной организацией как на начальных этапах ее возникновения и формирования, так и на последующих этапах ее развития.

Анализ этой проблематики в прикладном, практическом, а также в общетеоретическом плане является очень сложной и многогранной задачей. Его решению посвящен огромный пласт научной и популярной литературы, однако тема по-прежнему остается актуальной.

Процесс взаимосвязи и взаимозависимости государства, права и экономики нельзя представить упрощенно как некий односторонний процесс. Это очень сложное, многостороннее явление, на которое влияют не только экономические, но и политические, духовные, идеологические, национальные, этнические и многие другие факторы, выходящие за рамки прямого взаимодействия государства, права и экономики.

При анализе проблем взаимоотношений между государством, правом и экономикой в ​​исторически различных социальных системах в практическом плане (для решения аналогичных проблем в отношении современной России) представляется более целесообразным идти не по традиционному пути, который включает изучение государства и экономики от рабовладельческого государства и права до наших дней, но на другом пути. А именно с учетом их классификации и исследований, в зависимости от степени развития в стране структуры рынка.

Целью данной курсовой работы является изучение взаимодействия права и экономики в различных социальных системах. Для этого в работе приводятся примеры развития зарубежных стран, а также советской и постсоветской России.

Этот вопрос получил некоторое освещение в научной литературе, поскольку Маркс сделал зависимость права от экономики в абсолютном выражении.

Адам Смит, патриарх буржуазной экономики, полагал, что каждому человеку, если он не нарушает законы справедливости (то есть естественные законы), дается полная свобода преследовать свои интересы и конкурировать со своим трудом и капиталом с трудом и Столица кого-либо еще. Государство никоим образом не должно препятствовать естественному развитию процесса производства.

И наоборот, известный английский экономист Джон Кейнс в своей основной работе «Общая теория занятости, процента и денег» обосновал необходимость широкого и активного вмешательства государства в экономику.

Эта работа не является оригинальным исследованием, но является обобщением точек зрения, высказанных в научной литературе.

Понятие права

Определение закона

Право является одним из не только самых важных, но и самых сложных социальных явлений. Пытаясь понять, что такое закон и какова его роль в жизни общества, даже римские юристы обращали внимание на тот факт, что закон не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Закон, как писал один из них, используется в нескольких смыслах: во-первых, закон означает, что «всегда справедливо и хорошо» - это естественный закон; во-вторых, право означает, что «полезно всем и многим в любом государстве» - это гражданское (гражданское) право.

Как «регулирующая норма политического общения», закон, как отметил древнегреческий мыслитель Аристотель, должен служить «критерием справедливости». Чтобы знать, что такое закон, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно прежде всего помнить, что «он получил свое название от юстиции - истины, справедливости», что закон - это «искусство добра, равенства и справедливости».

Закон всегда выражает и закрепляет волю и интересы правящих классов, правящих социальных слоев, групп, слоев. Прежде всего это проявляется в том, что право на всех этапах его развития консолидирует имущественное, социальное и иное неравенство людей: неравенство рабовладельца и раба, помещика и крепостного, работодателя и работника.

Ленин, безусловно, был прав, когда защищал тезис о том, что воля государства, содержащаяся в любом нормативно-правовом акте, является волей правящего класса. «Воля, если она принадлежит государству, - писал он, - должна быть выражена как закон, установленный властями».

Разумеется, воля и интересы правящих классов власти представлены теоретически как универсальные только для идеологических целей. На практике, как правило, все наоборот: воля и интересы кругов реализуются в реальной жизни не только прямо, но и косвенно, скрываясь за общей волей и интересами.

Противоречивый подход к решению проблемы соотношения в понятии и содержании «универсального» права, с одной стороны, и «классового» права, с другой, хорошо виден в русской литературе.В качестве примера чисто классового подхода к определению права можно сослаться на такое довольно типичное определение, согласно которому право рассматривается как «воля государства правящего класса, выраженная в совокупности норм, защищаемых государство как классовый регулятор общественных отношений».

Одним из примеров неклассового подхода к определению понятия права может быть толкование, согласно которому право рассматривается как «система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступать в качестве государственного регулятора общественных отношений».

Признаки закона

Наличие многих определений права следует рассматривать само по себе как позитивное явление, поскольку оно позволяет взглянуть на право сквозь призму веков, увидеть закон не только в статике, но и в динамике.

Однако такое разнообразие имеет свои недостатки. Главная из них - трудности, порожденные различиями, отсутствие единого, целенаправленного процесса познания права и его практического использования.

Анализируя многочисленные представления о праве, можно выделить следующие его наиболее важные особенности и особенности.

Право - это система норм или правил поведения.

Как и любая другая система, она состоит из однорядных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Возникающие между собой отдельные структурные связи должны быть направлены на достижение общих целей.

Любая система норм или правил поведения основана как на объективных, так и на субъективных факторах. К числу объективных факторов относятся экономические, политические, социальные, идеологические и другие условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в конкретной стране. Как индивидуальные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, по воле и усмотрению отдельных лиц, они отражают объективные потребности общества и государства.

Право - система норм, установленных или санкционированных государством.

В мире существует множество систем различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. При создании верховенства права государство действует непосредственно через свои уполномоченные органы.

Означает ли тот факт, что государство санкционировало систему норм, означает их полную зависимость от государства и подчинение государству? Есть два разных мнения по этому вопросу.

Суть первого из них заключается в том, что нормы права рассматриваются в виде «требований государства». В то же время государство, «являясь источником права, очевидно, не может быть обусловлено законом. Государственная власть оказывается выше закона, а не закона. Таким образом, государство рассматривается как первичное явление, а закон вторичен.

Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны быть законными по своему характеру. Государственная власть должна основываться не на факте, а на законе. Государство, хотя оно издает правовые акты, не может быть источником права, потому что оно само вытекает из закона.

Закон всегда выражает государственную волю.

Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что воля власть имущих выражается в первую очередь в законе. В то же время неопровержимым фактом является то, что, опасаясь социальных взрывов и потери ее привилегированного положения, она часто вынуждена считаться с волей и интересами своих подданных.

Право - это система норм или правил поведения, которые имеют общеобязательный характер.

Общее обязательство означает обязательность всех членов общества для выполнения требований, содержащихся в нормах права. Оно возникает вместе с верховенством права, развивается вместе с ним и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Государство не может быть равнодушным к актам, изданным или санкционированным им, оно прилагает большие усилия для их осуществления, защищает от нарушений и гарантий. Одним из широко используемых методов является государственное принуждение: физическое и психическое.

Под физическим принуждением понимается «любая мера, предусмотренная законом, заключающаяся в применении физической силы для поддержания правопорядка, включая репрессивные меры, например, тюремное заключение, смертную казнь и т. д.».

При психологическом принуждении на первый план выходит страх «подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом в случае непослушания». Это опасение, что «морально вынуждает граждан приспосабливать свое поведение к требованиям закона».

Роль экономики в становлении и развитии права

Появление закона согласно мысли Маркса

Слово «экономика» имеет греческое происхождение и буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства. Отношения собственности играют решающую роль в экономической сфере. Концепция собственности многогранна. Маркс делит развитие собственности на несколько уровней.

В начале исторического процесса понятие собственности охватывало практически все стороны жизни общества. Согласно Марксу, собственность первоначально означала отношение человека к естественным условиям производства как принадлежащих ему. Он ссылается на формы природных условий «существование человека как члена любого сообщества ... и его отношения к земле через сообщество».

Категория имущества охватывает как материальные, так и социальные процессы производства (воспроизводства) личности и общества. Вектор обычаев и мифологии направлен на единство и целостность коллектива с его прямыми личными связями и отношениями. Нет необходимости говорить о праве личности. Нет такой вещи, как атрибут свободы. Однако уже существует государственный орган, который координирует все аспекты общественной жизни коллектива и регулируется обычаями.

Рабство и феодализм являются дальнейшими этапами развития той же собственности, на которой основана племенная система. Природные неорганические условия существования человека все еще действительны. Экономическая власть не играет здесь самодостаточную роль, потому что политическая власть действует как способ ее движения. «Немедленный принудительный труд, - отмечает Маркс, - против богатства не как капитала, а как отношения господства», поэтому на основе принудительного труда воспроизводится только отношение господства. Это также существенное отношение присвоения. Как видите, политическая власть становится основной и определяющей формой движения имущественных отношений. Она (собственность) выступает как синтез возникающих социальных сил, который формализован в законе. Последний, в принципе, объединяет два взаимно определяющих момента: момент права, справедливость и момент политической власти, но в условиях неэкономического принуждения (рабство, феодализм) закон практически не содержит закона и справедливости и главным образом консолидирует политическую власть. Именно эта политическая сила является для правящего меньшинства способом продвижения своих «прав».

В ранних классовых обществах политическая власть консолидировала не только чрезвычайно хрупкое единство классовых полярностей, но в то же время была проводником экономических интересов правящей элиты. В этих условиях принудительное государство является решающим средством поддержания порядка в обществе.

Уже в этот период государственная власть непосредственно осуществляет (в незначительном, хотя и небольшом масштабе) конструктивную функцию управления, вытекающую из общих социальных, а не классовых интересов. Все рассмотренные процессы ранних классовых обществ относятся к первому этапу зависимости индивидов в обществе, отождествляемому с Марксом, - отношениям личной зависимости.

Капиталистическое общество открывает второй исторический этап зависимости индивидов в обществе или материальной зависимости, которая формирует систему всеобщего обмена вещами, всеобщего овеществления отношений. Экономическая мощь и интерес сейчас выделены. «Итак, перед нами, - отмечает Маркс, - есть два типа власти: с одной стороны, власть собственности, то есть собственники, с другой стороны - государственная власть.

Появление экономической мощи как отдельной силы является историческим фактом. Физические лица теперь подчинены производству не продуктов, а вещей, товаров и общественных отношений. Экономическая власть оказывает значительное влияние на политическую власть, государство и закон. Последний как таковой обязан своим рождением экономической мощи.

На материальном этапе развития общества правовое понимание собственности сводится к экономической власти, взятой за основу. Другими словами, экономическая власть охватывает волевые имущественные отношения и все возможные формы их движения (власть арендатора, правообладателя и т. д.). Собственность как экономическая сила на данном этапе ее развития может быть представлена ​​через отношение определенного субъекта к материальным предпосылкам производства как к его собственному.Как можно объяснить, что с появлением экономической мощи возникают только права собственности в ее точном, подлинном смысле? Собственность, отмечает В.А. Кащин стал законом в государстве, основанном на буржуазной частной собственности. Эта позиция объясняется самой природой взаимоотношений волевых отношений собственности, экономической мощи и права. Более того, это право следует рассматривать до и после его законодательного закрепления, поскольку, став законом, оно в некоторых случаях может перестать быть таковым.

В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали решающее значение экономики по отношению к праву в прямой форме, не упрощали его: они учитывали влияние других факторов, других частей надстройки («культурное развитие общество ") о праве, и подчеркнул, что основа влияет на право только в конечном итоге. Под базой здесь понимается экономическая структура общества («экономическая система»), которая формируется независимо от воли и сознания людей.

Западная модель экономической свободы и роль права

В начальный период классического капитализма государство не вмешивалось в экономику. Государство было призвано только поддерживать общий порядок - быть, как они говорили в то время, «ночным сторожем». Буржуазия шла к власти под знаменем идей естественного права. При таком взгляде государство, если оно оказывает влияние на экономику, то только по тем законам, которые соответствуют естественному закону.А. Смит считал, что любая система правительственных мер, направленная либо на поощрение использования капитала в определенной отрасли труда, либо на его предотвращение, препятствует естественному развитию процесса производства.

В условиях, когда начинают формироваться крупнейшие монополии, буржуазное государство активизирует свою экономическую деятельность. Антимонопольное законодательство, социальное законодательство, большинство социальных программ буржуазных правительств в значительной степени отвечали интересам профсоюзов и рядовых рабочих. Например, было очевидно, что декларировать законы о минимальной заработной плате как выражение воли правящего класса - буржуазии.

Роль законодательных актов в буржуазной модели экономической свободы заключается в том, что они предназначены, если не для разрешения, то, по крайней мере, для сглаживания внутренних конфликтов системы. Между тем, как недаром указал Токвиль, равенство - политическое, социальное или экономическое - создает угрозу политической свободе и личной независимости. Идеолог американской конституции был обеспокоен тем, что политическое равенство, правление большинства и сама политическая свобода угрожают праву владельцев собственности использовать свою собственность по своему усмотрению.

Буржуазные политики не могли скрыть от внимания тот факт, что владение и управление фирмами создает неравенство граждан в доходах, статусе, квалификации, владении информацией, доступности для политических лидеров и, в целом, в прогнозировании жизненных успехов и, следовательно, в шансах на равных. участвовать в управлении государством.

В то же время есть много сторонников точки зрения, согласно которой экономическая свобода, которая включает право частной собственности - право владельцев управлять своими фирмами самостоятельно или делегировать право контролировать их управляющему, - просто столь же законный как политическая свобода. Таким образом, в демократическом западном обществе законы в конечном итоге призваны освятить недемократизм (неравенство) в экономической сфере. В США, например, вопрос о том, в какой степени естественное право собственности ограничивает полномочия законодательного органа, очень актуален.

В 20-м веке в мирных условиях частные предприниматели и корпоративный капитал уже не могли справляться с серьезными нарушениями общего курса развития национальной экономики. И тогда принцип невмешательства государства в хозяйственную деятельность был пересмотрен в экономической теории. Известный английский экономист Джон Кейнс в своей основной работе «Общая теория занятости, процента и денег» обосновал необходимость широкого и активного вмешательства государства в экономику. Кейнс полагал, что жизненно необходимо «создать централизованный контроль над проблемами, которые в настоящее время в значительной степени оставлены на усмотрение частной инициативы. Государство должно будет осуществлять свое управляющее влияние на склонность к потреблению частично через соответствующую систему налогов, частично путем установления процентной ставки, а частично, возможно, и другими способами.

Рекомендации Кейнса начали претворяться в жизнь во второй половине 20-го века, когда начала разворачиваться научно-техническая революция (STR).

Таким образом, после эпохи классического капитализма и периода господства финансового капитала в западных странах началась новая фаза социально-экономического развития.

Его отличительные особенности заключаются в следующем:

  • сформировался значительный государственный сектор экономики, основанный на типе общих совместных ассигнований;
  • новый сектор частично вытеснил частную и корпоративную собственность из национального экономического пространства;
  • государственный сектор выполняет конкретные экономические и социальные функции, которые не способны выполнять частный и корпоративный капитал;
  • государство активно регулирует всю экономику в целом и в национальных интересах, используя для этого правовые, экономические и административные рычаги и методы.

На Западе сложилась необычная экономика, состоящая из нескольких структур (форм экономики). Это сильно отличает западное общество от тех социальных образований, которые были в прошлом. Как известно, в предыдущие исторические эпохи социально-экономическая система (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная) основывалась, как правило, на одной доминирующей форме собственности. Теперь западные государства имеют новый облик, который не похож на «чистый» и «классический» капитализм.

Например, профессор Дэвид Хайман в своем учебнике «Современная микроэкономика: анализ и применение» считает фактом, что «ни в Соединенных Штатах, ни в любой другой западной стране экономику нельзя рассматривать как чисто капиталистическую». 2 Теперь понятно хотя бы одно. В западных странах общая структура атрибуционных отношений не является однородной. Здесь не доминирует ни индивидуальная, ни государственная собственность.

Право и экономика в Советской России

Отношения с недвижимостью развивались в нашей стране совершенно иначе. В марксистской науке преобладали позиция первенства, первенство базы над надстройкой (идеологические отношения и институты, которые не могут возникнуть без посредничества общественного сознания), и юристы последовательно исходили из того, что развитие производительных сил и производственных отношений объективно определяет все политические и правовые формы.

В нашей стране с октября 1917 г. безоговорочная практика тоталитарной перестройки хозяйственной жизни утверждается. Эта практика была освящена теорией построения социализма в одной отдельно взятой и преимущественно отсталой стране, которая с помощью государства способна перешагнуть через естественные фазы развития. Некоторое отклонение от классического марксизма проявляется и в тех положениях, согласно которым «после установления диктатуры рабочего класса законы закрепляют его победу во всех сферах общественной жизни и тем самым ... как бы« создают» новые общественные отношения, поскольку социалистические общественные отношения не могут складываться при капитализме".

В 1917 г. в России, как известно, социалистическая революция провозгласила цель - заменить капитализм социализмом. Социально-экономическая система в корне изменилась в соответствии с теоретическими принципами государственного социализма.

Сущность понятия государственного социализма выражается в следующих положениях:

  1. государство социализирует все средства производства;
  2. все трудоспособные граждане трудоустроены государством;
  3. самый строгий контроль за мерой труда и мерой потребления каждого гражданина устанавливается обществом и государством.

В России была проведена национализация (государственизация) крупных промышленных предприятий, банков, железных дорог, учреждений науки, образования, здравоохранения, культуры и др. Государство взяло под контроль всю национальную экономику.

С марта 1921 г. государство начало проводить новую экономическую политику. В то же время многие положения концепции государственного социализма, противоречащие действительности, были отброшены. В И. Ленин пришел к серьезному выводу: «Теоретически нет необходимости признавать, что государственная монополия является лучшей с точки зрения социализма». Весь пересмотр предыдущей концепции был подытожен ее выводом: «Мы вынуждены признать радикальное изменение всей нашей точки зрения на социализм». 

В условиях новой экономической политики стали складываться позитивные тенденции, характерные для развития многопрофильной экономики.

Но с начала 30-х годов новая экономическая политика была прекращена. В СССР была создана социально-экономическая система, которую гораздо позже (в 1991 году на Пленуме ЦК КПСС) называли «казарменным социализмом».

Плановая экономика не всегда была направлена ​​на удовлетворение потребностей граждан, и не было провозглашенного гармоничного пропорционального роста производительных сил. Влияние государства охватывало производство, обращение и потребление. Общая схема отношений между экономикой и правом была представлена ​​следующим образом: право - это концентрированное выражение политики, а политика - концентрированное выражение экономики. Однако эта схема не учитывала многих реалий. Во-первых, закон выражает не только политику, но и многое другое. Во-вторых, государственная политика не может быть сведена к политике одной политической партии, как это было и было одобрено всеми. В-третьих, политика в первую очередь выражала интересы правящих групп, а не требования людей, не потребности экономики. 

Несовместимость советских официальных научных теорий заключалась в том, что экономические реформы в бывших социалистических странах были представлены как полностью соответствующие марксистско-ленинским положениям о роли государства и права в решении экономических проблем. Не раз реформы провозглашались, имитировались, даже консолидировались в партийных и государственных директивах, но уступали прежнему командному регулированию экономики.

Собственность на решающие средства производства оказалась в руках государства, поскольку она якобы соответствует коллективной организации труда, социальной природе производства и национальному присвоению. Но всемогущество государства было в противоречии с реальностью, объективными потребностями производства.

Эта система имела следующие особенности. Во-первых, народная собственность на основные средства производства была преобразована в неделимую собственность государства. Во-вторых, государственный аппарат сосредоточил в своих руках управление народным хозяйством. В-третьих, государство централизовало большую часть продукции и финансовых ресурсов, производимых всеми предприятиями. Естественно, они стали относиться к государственной собственности как к «ничьей» и не были материально заинтересованы в улучшении ее экономической реализации. Не случайно в государстве широко и часто используются административные, неэкономические методы привлечения миллионов людей на работу.

Колхозы и потребительские кооперативы, входившие в кооперативный сектор, фактически были подчинены государственным органам. Они были лишены самоуправления и выполняли прямые указания сверху о том, что и как производить и сколько поставлять государству.

Формы правового воздействия на экономику

Рекламная роль закона

При формировании цивилизованного российского рынка меняется роль закона, характер его влияния на общественные отношения, на поведение субъектов. Наряду с традиционными ограничительными средствами (запреты, обязательства, наказания, меры принуждения и т. д.) В нем более широко используются мотивационные и стимулирующие механизмы, которые должны быть включены в соответствующие правовые нормы уже на законодательном уровне и затем эффективно работать в процессе юридическая реализация. Вступление в рыночные отношения - сложный, длительный и во многих отношениях болезненный процесс. Закон призван облегчить его в некоторой степени. Рынок волей-неволей заставляет субъектов проявлять инициативу, искать применение своим способностям, усилиям, и закон должен не только не мешать, но и всячески помогать, способствовать этому. Здесь должна быть в полной мере проявлена ​​творческая, организующая и стимулирующая роль права.

Задача права - создать для этого полезную среду, сохранить баланс противоречивых, но полностью совместимых устремлений, направить их в надежный правовой канал. В этом смысле огромный стимулирующий потенциал закона еще не полностью использован.

Рынок во всех странах мира так или иначе регулируется законодательством, устанавливающим общие «правила игры». В некоторых штатах элементы планирования остаются. В то же время направляющее влияние на экономические процессы оказывают не властные приказы и управление, а такие инструменты, как бюджет, налоги, кредиты, цены, заказы, поддержка основных отраслей и т. д.

Объективная необходимость эффективного «вмешательства» государства и права в формирование рыночных отношений обусловлена ​​следующим. Во-первых, современный российский рынок развивается в основном криминальным путем с участием мафии и коррумпированных бюрократических структур, то есть это «дикий» рынок, который часто называют «начальным накоплением капитала». Во-вторых, отечественное предпринимательство только делает первые шаги, и здоровые, действительно рыночные ростки все еще слабы, поэтому они нуждаются в поддержке и защите власти. В-третьих, реформы должны придать им социальную направленность, преодолеть их «шоковые» последствия, с тем чтобы смягчить трудности общества и снизить непомерно высокую стоимость реформ. В-четвертых, необходимо заполнить разрыв, который образовался между уже выключенными административно-командными рычагами и рыночными механизмами, которые еще не были включены или не набрали силу.

Правовые стимулы должны быть целенаправленными, целенаправленными и дифференцированными и оказывать влияние, прежде всего, на производственную деятельность. Цель - поднять экономику, внедрить рыночные механизмы, создать интерес к труду. Основными направлениями стимулирования являются: предпринимательство, сельское хозяйство, малый и средний бизнес, торговля, потребительские услуги, экономическая деятельность, банковское дело, инвестиции (отечественные и зарубежные), здравоохранение, транспортные коммуникации, частный капитал и т. д.

Остановимся более подробно на концепции правовых стимулов и механизме их действия в новых условиях.

Наиболее распространенное определение стимула в многочисленных словарях и в научной литературе сводится к тому, что стимул - это мотивация к действию, мотивирующая причина. При формировании конкретных подходов и мер по его эффективному использованию в социальной практике правильное понимание этого явления, точное раскрытие его сущности имеет большое значение, поскольку объективные пределы действия правовых стимулов в правовом порядке, их потенциальности и т. д. зависят от этого.

При толковании категории «правовой стимул» следует учитывать следующие аспекты:

  1. Едва ли можно согласиться с теми авторами, которые видят стимулы только как субъективный (внутренний) фактор. Стимул, и тем более юридический, в отличие от мотива, действующего как внутренний стимул, является внешним фактором, который воздействует на субъекта извне. Это установлено в законодательстве или содержится в другой форме закона. Он действует, без сомнения, через внутренние механизмы: цели, стремления, интересы, мотивы.
  2. Понятие «правовой стимул» не следует путать с психологическим или физиологическим понятием «стимул», которое понимается как различные виды внешних воздействий, раздражителей (как способствующих процессу управления, так и его предотвращающих). Правовые стимулы носят информационный и целенаправленный характер и предполагают сознательное изменение поведения субъекта в правовом поле. Поэтому правовыми стимулами могут считаться только те стимулы, которые носят предписывающий характер и действуют как информационно-психологические средства правового регулирования.
  3. Правовые стимулы являются только положительными средствами (разрешения, льготы, стимулы и т. д.) И не должны включать «отрицательные» средства (запреты, обязательства, меры принуждения и т. д.), Которые связаны с правовыми ограничениями - вторая сторона управления обработать. Обе категории - правовой стимул и правовое ограничение - по сути, спарены, и их необходимо рассматривать в единстве.
  4. Правовые стимулы часто связаны только с стимулами. Действительно, награды выступают в качестве мощных стимулирующих факторов, более сильных, чем другие, как правило, пробуждают у субъектов интерес к определенному поведению. Однако это не означает, что только меры стимулирования имеют статус стимула. Преимущества, субъективные права, законные интересы и другие позитивные инструменты могут действовать как таковые.
  5. правовые стимулы должны рассматриваться в первую очередь как конкретные первичные средства: стимулы, льготы, субъективные права и т. д., Которые воплощены во вторичных (более обобщенных правовых инструментах) - нормах, учреждениях, отраслях, придавая им стимулирующий характер.
  6. Понятие «правовые стимулы» также может означать более широкое явление, существующее на уровне «стимул-препятствие». В этом случае стимул означает не первичные правовые средства (стимулы, выгоды, субъективные права и т. д.), А средство, охватывающее управление (правовое воздействие) в целом, тогда как препятствие означает то, что противостоит, мешает, препятствует. Все полезные факторы правового воздействия, которые включают, с одной стороны, положительные средства: правовые стимулы, а с другой - «отрицательные»: правовые ограничения, в конечном счете, имеют целью упорядоченные изменения, ориентированы, прежде всего, на развитие системы (функция собственно стимулов).

Подводя итог вышесказанному, правовой стимул можно определить как правовой стимул к законопослушному активному поведению, создающему благоприятный режим для удовлетворения интересов субъектов. Общие признаки правовых стимулов заключаются в том, что они: а) связаны с благоприятными условиями для реализации интересов личности, поскольку они выражаются в обещании предоставления ценностей, а иногда и в отмене или уменьшении меры лишения ценности; б) информировать о расширении сферы возможностей, свободы, поскольку формами проявления правовых стимулов являются субъективные права, льготы, стимулы и т.д .; в) выражать позитивную правовую мотивацию; г) предложить увеличение позитивной активности; д) направлены на упорядоченные изменения общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.

Эти особенности правового стимулирования необходимо учитывать при оптимизации правового регулирования в условиях формирования рыночных отношений в России.

Доверие от Фрэнсиса Фукуямы. Идея доверия

В любом современном обществе экономика является одной из наиболее фундаментальных и динамичных форм общения между людьми. Трудно назвать какой-либо вид экономической деятельности - от организации химчистки до производства сложных микросхем - где социальное взаимодействие не возникнет. И хотя люди работают на предприятиях и в организациях, чтобы удовлетворить свои индивидуальные потребности, эта деятельность также выводит их из оболочки их личной жизни и связывает их с более широким миром общественной жизни. Люди эгоистичны, но важная индивидуальная потребность воплощается в желании стать частью того или иного сообщества.

Чувство удовлетворения, которое мы испытываем из-за чувства связи с коллегами на работе, коренится в фундаментальном желании людей получить признание. Каждый стремится к тому, чтобы его достоинство признавалось другими людьми. Экономическая деятельность часто осуществляется именно ради признания, а не просто как средство удовлетворения естественных материальных потребностей.

Одним из наиболее важных уроков экономической жизни является то, что благосостояние нации, как и ее способность конкурировать, обусловлено единственной распространенной культурной характеристикой - уровнем доверия, присущим данному обществу.

Способность людей действовать коллективно, общаться зависит от того, насколько определенные сообщества придерживаются сходных норм и ценностей и могут подчинять индивидуальные интересы отдельных лиц интересам больших групп. На основе таких ценностей возникает доверие, которое имеет большую и очень специфическую экономическую ценность.

Например, Соединенные Штаты традиционно были очень заслуживающим доверия обществом с коллективной ориентацией, несмотря на то, что американцы считают себя заядлыми индивидуалистами. Но в течение двух или трех поколений Соединенные Штаты радикально изменили свое отношение к искусству общения. Американское общество во многих отношениях становится индивидуалистическим; как американцы всегда считали себя. Снижение уровня доверия в Соединенных Штатах проявляется в любых изменениях, происходящих в американском обществе: рост числа преступлений и гражданских исков; распад семьи; распад самых разнообразных промежуточных социальных структур - объединений по месту жительства, церковных приходов, профсоюзов, клубов, благотворительных организаций; Распространение среди американцев чувства отсутствия общих ценностей и наличия общности с другими.

Уже сейчас Соединенные Штаты тратят значительно больше на полицию, чем другие промышленно развитые страны, и тюремное население составляет более одного процента населения страны. И гораздо больше тратится на адвокатов, которые предоставляют гражданам возможность подавать в суд на друг друга в Соединенных Штатах, чем в Европе и Японии. Обе эти статьи расходов, составляющие значительную часть валового внутреннего продукта, представляют собой как бы прямой налог, возникающий в результате нарушения доверия к обществу. В будущем экономические последствия могут стать еще глубже.

Доверие - это ожидание того, что члены этого сообщества будут вести себя нормально и честно, демонстрируя готовность помогать друг другу в соответствии с общепринятыми нормами, возникающими в определенном сообществе.

Если люди, которые должны работать на одном предприятии, доверяют друг другу, потому что действуют в рамках общего набора этических стандартов, затраты на организацию совместной работы будут меньше. Такое общество имеет большие возможности для внедрения новых форм организации, поскольку высокий уровень доверия открывает путь для более разнообразных социальных отношений. И наоборот, люди, которые не доверяют друг другу, смогут взаимодействовать только в рамках системы формальных норм и правил, которые необходимо постоянно разрабатывать, согласовывать, защищать в суде, а затем применять, в том числе посредством принудительных мер. Распространенность недоверия в обществе равносильна введению дополнительного налога на все виды экономической деятельности, от которого избавлены общества с высоким уровнем доверия.

Вывод:

Итак, право - сложное и многогранное понятие. Диапазон мнений и суждений о нем, а также совокупность факторов, влияющих на процесс формирования адекватного представления о нем, очень широки и разнообразны.

Многие определения права можно рассматривать как позитивное явление (способность смотреть на закон сквозь призму веков, видеть закон не только в статике, но и в динамике) и негативное (например, трудности возникают из-за различий, отсутствие единого, целенаправленного процесса познания права и его практического использования).

Изучая проблему возникновения и развития права, нельзя не учитывать огромную роль экономики. Так Маркс в своих трудах полностью абсолютизировал зависимость права от экономики.

В данной работе взаимодействие государства, права и экономики рассматривается в исторически разных социальных системах, которые можно условно разделить на следующие три группы:

  1. системы, в которых традиционные рыночные элементы полностью или почти полностью отсутствуют;
  2. системы с формирующимися рыночными отношениями, идущими по пути формирования рыночных институтов;
  3. системы с высокоразвитой рыночной экономикой.

Каждая из выбранных групп социальных систем характеризуется своими специфическими отношениями между государством и экономикой, своими формами и методами взаимодействия, своими собственными принципами взаимосвязи, пределами влияния друг на друга. Теоретически и практически, это типично для любого из тех, что имели место в истории человеческого развития, для существующих в настоящее время или только зарождающихся социальных систем.

Исторический опыт России и других стран ясно показывает, что в мире нет общей модели, определенного шаблона или модели взаимоотношений между государством и экономикой, подходящих для всех без исключения социальных систем. Есть только общие: закономерности, исторические тенденции и общие принципы развития характера взаимоотношений и взаимодействия государства и экономики. Что касается конкретных типов отношений между государством и экономикой, то они формируются либо в рамках каждой отдельно взятой социальной системы, либо в рамках указанных групп социальных систем.

При формировании цивилизованного российского рынка значение права велико. Закон призван облегчить вступление нашей страны в рыночные отношения. В связи с этим важна стимулирующая роль права. Особенности правового стимулирования необходимо учитывать при оптимизации правового регулирования в контексте формирования рыночных отношений в России.