Риск профессиональной деятельности в критических ситуациях

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 07.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Психическая саморегуляция в ситуациях стресса
Психология экстремальных ситуаций профессиональной деятельности
Психологические особенности стресса
Психологические особенности возникновения и преодоление депрессии


Введение:

Критические (экстремальные) ситуации предъявляют особые, повышенные требования к адаптивным способностям человека, который находится в измененных, необычных для него условиях. Поэтому они могут быть опасны для его жизни и здоровья. Масштабные экстремальные ситуации, связанные со стихийными бедствиями, авариями, катастрофами, военными операциями, представляют угрозу не только для определенных групп людей, но и для значительной части населения.

Когда сотрудники спецподразделений МВД России принимают участие в операциях по освобождению заложников, задержании вооруженных преступников и т. д., их действия также осуществляются в экстремальных условиях. В отличие от многих других профессий сотрудники органов внутренних дел осуществляют свою деятельность с довольно высокой степенью риска гибели в зоне боевых действий в результате драки с правонарушителями или несчастных случаев.

Экстремальные условия требуют от человеческого организма неспецифических реакций на возникающие стрессовые факторы, в то время как обычный образ жизни нарушается. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми могут следовать переутомление, нервное истощение, нарушение жизнедеятельности, аффективные реакции, психогенез (патологические состояния). Например, во время Второй мировой войны около миллиона человек с психоневрологическими заболеваниями, в том числе 64% с психоневрозом, 7% с психозом, поступили в медицинские учреждения армии США. Причем безвозмездные потери армии за тот же период были в 4-5 раз меньше.

Воздействие экстремальных условий состоит не только из прямой, непосредственной угрозы человеческой жизни, но и косвенной, связанной с ожиданиями ее реализации.

Помимо дискомфорта и остро ограниченного времени, нормальное выполнение функциональных обязанностей в чрезвычайной ситуации для сотрудника осложняется чувством повышенной ответственности, возникающим из-за того, что сделанные им ошибки, задержки, задержки и сбои могут привести к увеличение размеров аварий, последствий стихийных бедствий, увеличение количества пострадавших, человеческих жертв.

В критических ситуациях содержание и характер мышления качественно меняется. Таким образом, если в нормальных условиях сотрудник может использовать стереотипные методы мышления, то в постоянно меняющихся, часто неожиданных, новых условиях эвристические компоненты его мышления выходят на первый план, связанные с нестандартными действиями и творческим применением знаний и практических навыков. достичь цели. Большое значение для поддержания психического здоровья и работоспособности работника имеет выносливость, то есть его способность экономно расходовать средства и рационально распределять свои силы. Это кажется важным в связи с тем, что опасность для жизни, трудности и неожиданности часто существуют в течение значительного времени, в течение которого человеку еще предстоит найти способы решения возникших проблем, приспособиться к этим условиям.

Какова реакция человека на особо сложные и необычные условия, совершенно незнакомую среду? Он либо владеет ситуацией и действует осознанно, либо ситуация овладевает им, и затем он начинает действовать импульсивно.

Психические условия становятся предметом внимания работника, когда что-то мешает его потребностям. Стремясь познать и усвоить явления окружающего его мира, он не хочет мириться с появлением в нем чего-то, что сводит на нет предпринимаемые усилия и препятствует реализации его намерений.

Эмоции являются не только главным героем больших драм, но и повседневным спутником человека, который оказывает постоянное влияние на все его мысли и поступки. Анализируя причины наших успехов и неудач, мы часто приходим к выводу, что именно эмоции помогли (или помешали) нам справиться с задачей. Очевидно, что эмоции выполняют в нашем поведении функции отражения, выражения, регуляции, передачи сигналов, стимуляции. В то же время они одновременно действуют как импульсивная реакция, процесс и длительное состояние человека.

Эмоция - это субъективное состояние, которое выражает отношение человека к объективному миру и возникает в ответ на внешние или внутренние раздражители и проявляется в форме непосредственного опыта (удовольствие или неудовольствие, радость, страх, гнев и т. д.). Долгое переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств часто переходит в довольно стойкие, сложные, иногда внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые формирования личности, которые во многом определяют уникальность психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

Повышение эмоционального напряжения влияет на сознание, и постепенно познавательная деятельность больше не может определяться объективными условиями и реальными способностями субъекта, но качеством, силой эмоциональных переживаний, которые доминируют над ним, что иногда приводит к сокращению процесс познания и, как следствие, субъективность, односторонний подход к принятию решений. Динамика эмоциональных состояний носит фазовый характер. Возбуждение, активация сменяются торможением, разрядкой, степень которой зависит от характера раздражителей, действующих на характеристики личности.

В случае ситуации, имеющей неопределенный, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалентные) эмоциональные состояния, чувства, которые нарушают его обычную деятельность, вызывая беспокойство, повышенную тревогу.

Эмоциональные состояния формируют настроение, которое длительное время окрашивает психические процессы, что определяет ориентацию субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям и людям.

Настроение - это более или менее продолжительное и устойчивое психическое состояние человека, выражающее эмоциональную реакцию не на непосредственные последствия определенных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов, ожиданий. Настроения, составляющие фон человеческой деятельности, активно влияют на нее и сопутствующие им эмоциональные реакции и процессы, меняя направление мыслей, восприятия и поведения человека.

Настроение обусловлено различными положительными и отрицательными факторами - успехом или неудачей на работе, комфортной или некомфортной обстановкой, уровнем культуры взаимоотношений между людьми, благополучием и т. д. Настроение причинно обусловлено, хотя его причина иногда не опознано. Это связано с отношением к различным явлениям (одобрение, сожаление, обида и т. д.).

Настроения имеют определенную интенсивность, строгость и стабильность. Например, у следователя будет хорошее настроение, когда он успешно завершит допрос обвиняемого, что приведет к признанию последствий его вины, и, наоборот, у следователя будет плохое настроение, когда он получает известие о возвращении ему уголовного дела для дальнейшего расследования.

Таким образом, эмоции, чувства, эмоциональные состояния являются фактором, который усиливается либо при их игнорировании, напротив, снижает эффективность профессиональной деятельности.

Руководители правоохранительных органов должны следить за тем, чтобы у их подчиненных был деловой, приподнятый настрой, создавать условия, исключающие появление у них негативных эмоций, и всячески поддерживать позитивные психические состояния, которые, в первую очередь, включают состояние бизнеса. познавательная деятельность.

Состояние психического стресса представляет собой комплекс интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений в сложных условиях деятельности.

Состояния эмоционального напряжения, которые активно влияют на поведение лиц, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, включают: состояния тревоги (беспокойства), страха, стресса и его разновидностей - разочарование, аффект и т. д. Эти эмоциональные проявления чаще наблюдаются в этом Сфера социально-правовых отношений именно потому, что многие конфликты между людьми, требующие строгого и четкого правового регулирования, связаны, как правило, с удовлетворением (или, наоборот, с неудовлетворенностью) того или иного жизненно важного для Их материальный, социальный, моральный и др. характер. Более того, конфликтные ситуации, в которых участвующие в них лица часто усугубляются опасностью для их жизни, здоровья, материального благополучия, неопределенной перспективой развития событий при отсутствии четкого понимания путей ликвидации Возникшая опасность - реальна или носит чисто субъективный характер. Рассмотрим этот класс психических состояний более подробно.

Состояние тревоги

Состояние тревоги (тревога, беспокойство) - это особое эмоциональное состояние человека, возникающее в результате предвидения неопределенной, иногда бессознательной, неизбежно приближающейся опасности. Тревога вызывает активацию внутренних ресурсов организма, психики человека до того, как происходит ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям его существования, чтобы выжить в любой кризисной ситуации1.

В соответствии с преобладающим компонентом, беспокойство можно отнести к эмоциональным состояниям. Но это условие играет большую роль в процессе мотивации человеческого поведения, в некоторых случаях непосредственно действуя в качестве движущей силы. Например, для следователя состояние тревоги может быть вызвано ошибками, допущенными во время расследования уголовного дела, оперативник может ожидать появления преступника в месте засады, местный инспектор может ожидать неприятностей в службе из-за серьезного преступления совершенный особо опасным рецидивистом, незаконно проживавшим на его участке и т. д.

Беспокойство (состояние тревоги) часто рассматривается как эмоциональная реакция тревожного ожидания, непропорциональная опасность, в некоторых случаях как реакция на воображаемую угрозу, возможную неудачу. Состояние тревоги часто вызывается не только самой ситуацией, которая имеет место в действительности, но и тем, как человеку кажется, что он к нему придает, какое значение он придает этому.

Тревога вызвана возможными неприятностями, неожиданностями, изменениями в обычной обстановке и активности, задержкой приятного, желательного и выражается в конкретных переживаниях - страхах, беспокойствах, нарушении спокойствия и т. д.

Состояние тревоги не всегда препятствует успешной работе работника. Все зависит, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и продолжительности состояния тревоги, а с другой стороны, от адекватности или неадекватности этого состояния, вызвавшего его раздражители, от наличия или отсутствия самоконтроля , о формах реакции и степени «вязкости» состояния. Таким образом, беспокойство будет положительным психическим состоянием, если оно вызвано тем, что он принимает близко к сердцу дело, которому он служит, судьбу других людей, включая судьбу обидчиков. Без такого состояния успешное выполнение служебной деятельности, как правило, невозможно, и такая тревога должна быть не только долговременным психическим состоянием, но и чертой личности работника, свойством его характера. «Мягкие» формы тревоги служат работнику как сигнал к устранению недостатков в работе, воспитанию решительности, смелости, уверенности в себе.

Если беспокойство работника возникает по незначительным причинам, неадекватно ситуации, принимает формы, которые указывают на потерю самоконтроля, а также является длительным, «вязким», плохо вытесняемым из сознания, тогда такое состояние Конечно, негативно сказывается на эффективности официальной деятельности.

Термины «тревога» и «тревога» близки по значению и значению к терминам «тревога» и «тревога». Они (особенно последние) часто используются либо в качестве компонентов состояния тревоги, либо в качестве синонимов событий, неблагоприятно развивающихся для субъекта или его родственников. В то же время некоторые семантические нюансы также предусмотрены в этих терминах. Таким образом, если состояние тревоги (тревожности) имеет некоторую пессимистическую коннотацию из-за ожидания возможной опасности, то состояние возбуждения может быть связано не только с негативными обстоятельствами, но и с ожиданием чего-то приятного, радостного.

Существуют некоторые различия между тревогой и тревогой. В психологической литературе первый из них обычно используется в контексте угрозы их собственной личности, второй - в связи с переживаниями о других людях.

Поэтому роль субъективного фактора в оценке влияния тревожности на поведение работников чрезвычайно велика. Та же ситуация для одного субъекта может быть совершенно обыденной, не вызывающей каких-либо эмоций, а для другого (с учетом его индивидуальных психологических характеристик) она станет источником сильных эмоциональных переживаний. Это выявляет некий иррациональный характер тревоги, понимание которой помогает увидеть реальные мотивы людей, их порой внутренне противоречивые, необъяснимые с точки зрения здравого смысла действия, неадекватные формы поведения.

Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сердцебиение, повышенное потоотделение, удушье, частое мочеиспускание, диарея, рвота, в психологической сфере - чувство нетерпения и т. д. Все эти ощущения может быть настолько сильным, что сильная тревога (а также страх) может привести к сердечному приступу или даже смерти.

Человек, испытывающий беспокойство, чувствует свою беспомощность, неуверенность в собственной ситуации, незащищенность, беззащитность перед надвигающейся опасностью. Более того, состояние тревоги часто усугубляется в ситуации мотивационного конфликта, когда на субъект, пытающийся найти правильное решение, влияют взаимоисключающие мотивы достижения и в то же время мотивы избегания (опасения) неудачи, которые в подавляющем большинстве влияет на его деятельность, а иногда и полностью его парализует.

Поэтому сильное беспокойство по праву называют самым неопределенным и самым болезненным состоянием эмоционального напряжения, вызывающего страдания у человека3. Чрезмерное эмоциональное возбуждение, особенно беспокойство, может привести к патологическим расстройствам, вплоть до появления симптомов некоторых психических расстройств и заболеваний.

Таким образом, состояние тревоги (тревожности) чаще всего связано с ожиданием возможной опасности, неудачи. Он сигнализирует человеку о неминуемой угрозе и в этом смысле играет важную роль своего рода «сторожа», побуждая нас к целенаправленному поведению, поиску источников опасности и способов ее преодоления. С этой точки зрения тревога как совершенно нормальное психическое состояние (если оно не «переворачивается») имеет позитивное значение.

С другой стороны, состояние тревоги, как отмечалось выше, у некоторых людей, несмотря на то, что оно сигнализирует о неминуемой опасности, вместо активности вызывает состояние беспомощности, неуверенности в себе. Это приводит к дезорганизации целенаправленного поведения, сокращению активности, снижению продуктивности деятельности, к появлению неврозов. Это отрицательная роль состояния тревоги (тревожности).

Состояние тревоги часто ассоциируется с другими эмоциями, психическими состояниями, такими как, например, страх, состояние психического напряжения (стресса) и с некоторыми другими, часто предшествующими их появлению, являющимися своего рода прелюдией.

В этой связи интересно отметить, что другой. Фрейд, с точки зрения психоанализа, рассматривал состояние тревоги как «готовность к страху», как «страх ожидания», «страшное ожидание». И поскольку это состояние во многом связано с особенностями психики людей, которые отличаются от других по своему характеру, они более чувствительны, боязливы, пессимистичны, чем с объективными обстоятельствами, он назвал тревогу «невротическим страхом» (в отличие от «настоящего страха»).

Компонентами беспокойства обычно являются эмоции, такие как умеренный страх, стыд, вина и некоторые другие. Однако в этом комплексе эмоций преобладают умеренно выраженные страхи и бессмысленный страх по разным причинам.

Состояние (эмоция) страха

Следующие факторы считаются наиболее распространенными причинами возникновения страха: чувство субъекта непреодолимой опасности для себя и своей семьи, чувство надвигающейся неудачи, ощущение собственной беспомощности, беспомощности перед ним.

Одной из распространенных причин страха у человека является также физическая боль и прогнозируемые в связи с этим негативные последствия для его жизни и здоровья. Боль может вызвать физическое страдание, которое еще более усугубляется страхом. Боль, страдание, страх, таким образом, создают определенный устойчивый комплекс эмоциональных симптомов. Именно эти факторы сопровождают экстремальные ситуации.

Страх парализует волю, часто приводит к спонтанным, непродуманным и хаотичным действиям, и в результате снижается надежность и эффективность решения проблем в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха является результатом мышления и воображения, предвидения опасности для жизни, здоровья и благополучия работника. Опыт опасности связан со страданием. Это вызывает чрезмерную эмоциональную силу. Страх имеет много проявлений - от страха, страха, страха до ужаса, что приводит к потере целенаправленного поведения.

Внешними, поведенческими проявлениями, своего рода индикатором сильного страха являются: испуганное выражение лица (широкие глаза, приподнятые брови, смещенные внутренние углы бровей, горизонтальные морщины на лбу, открытые эллиптические губы, плотные губы); напряжение мышц, значительно уменьшающее число степеней свободы в движениях, двигательные расстройства, расстройства поведения от гиперактивности, не требуемой обстоятельствами, импульсивность в виде бесцельных, панических неэффективных действий до состояния ступора, когда человек, кажется, застывает на месте пытается «уменьшить», садится на корточки, сжимая голову руками, принимая так называемую эмбриональную позу.

Субъективные переживания страха выражаются в расстройстве психических когнитивных процессов: снижается уровень и степень выраженности восприятия, искажается оценка расстояния между объектами, их размера и формы; нарушается мышление, которое становится более узким по объему и более жестким по содержанию, памяти; воспоминания об опыте становятся фрагментарными, фрагментарными; Сознание в природе сужено, в результате чего работники смущаются, чувствуют себя «ошеломленными», не до конца понимают, что происходит. Их дыхание учащается, учащается сердцебиение. Некоторые люди в состоянии сильного страха чувствуют тошноту, головокружение, частое мочеиспускание и теряют сознание.

Изучив уровень личной тревожности человека, его склонность испытывать страховые эмоции, используя некоторые психодиагностические приемы, можно сделать достаточно объективный прогноз относительно поведения субъекта в ситуациях повышенной сложности, оценить (конечно, в сочетании с другими данными опроса) его профессиональная пригодность для правоохранительных органов.

Основным фактором негативного влияния на социально-психологический климат и работоспособность персонала оперативных подразделений МВД России в условиях вооруженного конфликта является выраженный психический стресс, вызванный экстремальными условиями военных, эксплуатационные и сервисные мероприятия и быт.

Стресс - это эмоциональное состояние, которое возникает в трудной для человека ситуации. Это вызвано опасной ситуацией, потерей близких, необычными условиями, повышенной ответственностью, сильным психическим или волевым стрессом, необходимостью преодоления переутомления, экстремального стресса.

Факторы, которые оказывают сильное психологическое давление на человека и усложняют функционирование психики, называются стрессорами.

При возникновении стрессового состояния течение психических процессов нарушается: количество и качество предметов или предметов, их пространственные и временные характеристики неправильно оцениваются; объем внимания сужается, его переключаемость затруднена; ухудшается память; точность движений; способность принимать правильные решения в конкретной ситуации и т. д. резко снижается. Вот почему жертва, которая находилась под воздействием стресса, иногда не в состоянии подробно воспроизвести обстоятельства происшествия, не может указать на признак нападавшего. И, будучи физически сильнее преступника, из-за торможения возникших реакций, не оказывает никакого сопротивления во время атаки.

На следующем этапе стрессового состояния происходит адаптация, адаптация к новой среде.

Степень реакции человека на стресс зависит не только от силы и продолжительности внешнего эмоционального воздействия (стрессора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, физической формы и т. д.

Невозможно выделить группу эмоциональных факторов, которые всегда действуют как стрессоры для всех сотрудников. Например, в следственной деятельности стрессорами являются неспособность расследовать уголовные дела, боязнь критики или ответственного принятия решений, нехватка времени, информационная перегрузка и т. д.

Стрессовые условия не следует путать с состоянием значительного, но не чрезмерного стресса (например, при управлении автомобилем с оперативной группой в трудных условиях преследования угонщика). Это состояние напряжения характеризуется мобилизацией психических процессов (восприятие водителем важных для него объектов становится более острым, он быстро устанавливает их взаимное положение, взаимодействие, отключается от всего, что не связано с этой ситуацией, усиливая контроль над своими действиями Водитель принимает правильное решение). Однако длительный стресс может также привести к дезорганизации сознания.

Возникающий стресс изначально мобилизует до известных пределов внутренние резервы психики, всего организма человека, его адаптационные возможности, волевую, познавательную деятельность и, следовательно, является своего рода стимулирующим фактором, который положительно влияет на эффективность его жизни. Благодаря этому, особенно на первых порах, показатели эффективности работы субъекта обычно улучшают не только простые, но и более сложные для него задачи. Именно в этом проявляется мобилизационный эффект стресса.

Однако при длительном воздействии неблагоприятных факторов, поскольку защитные, адаптивные резервы организма истощаются, стресс может привести к противоположному - отрицательному результату и оказывать разрушительное, дезорганизующее воздействие на психику, часто приводя к нарушению его активности, до полного срыва. С этой точки зрения мы можем говорить о разрушительном воздействии стресса на психику, сознание и общее самочувствие человека.

Подобный эффект стресса, который является разрушительным в своем крайнем проявлении для интеллектуальной сферы (обозначен Г. Селье как дистресс), может иметь место в случаях, когда субъект причиняет вред, будучи неспособным полностью оценить полную ценность своих действий, непреднамеренно допускается нарушение правил эксплуатации различных видов технических устройств, средств защиты и т. д., когда имеются признаки, указывающие на то, что его психофизиологические качества не соответствуют требованиям экстремальных условий или нервно-психических перегрузок.

Эмоциональный стресс может сопровождаться проявлениями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, депрессии, депрессии, которые внешне проявляются в выражениях лица, жестах, речи и поведении человека.

Индивидуальные различия, психофизиологические характеристики человека, имеющийся у него запас устойчивости и приспособляемости к действующим раздражителям, а также адаптивные резервы психики оказывают существенное влияние на возникновение и развитие стресса. в конечном итоге - порог его индивидуальной стрессоустойчивости или уровень толерантности к стрессу.

Фрустрация

Среди других эмоционально насыщенных состояний профессионального интереса у сотрудников милиции есть разочарование.

Жизнь современного человека полна всевозможных ограничений и запретов, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные эмоциональные реакции. Эти реакции, которые возникают в конфликте в результате противоречия между неудовлетворенными желаниями и ограничениями и запретами, существующими в обществе, называются разочарованиями. В дословном переводе разочарование - это обман, лишение чего-либо обманным путем, крах планов.

Г. Селье назвал разочарование еще короче - «стресс рухнувшей надежды». Разочарование, по его мнению, превращает стресс в бедствие.

Учитывая разочарование, вы должны увидеть: причину этого состояния, состояние разочарования и ответ на него.

Конструктивное влияние фрустрации на человека проявляется в виде следующих особенностей его поведения. Прежде всего, происходит активизация усилий по достижению цели. Уже давно отмечается, что чем сложнее возникают препятствия, тем активнее мобилизуются внутренние резервы для их преодоления. Часто вызов нашим устремлениям ведет к еще большей активности. Именно такой механизм преодоления препятствия, разочарование которого является своего рода пружиной, имеет место в следственной ситуации со строгим соперничеством, когда следователь ставит перед собой задачу раскрыть преступление перед лицом активного противодействия со стороны преступник.

К сожалению, интенсификация усилий не всегда заканчивается преодолением препятствий для установления истины с помощью «лобовой» атаки, и работник, находящийся в состоянии разочарования, вынужден изменить свою тактику поведения. В таких случаях происходит своего рода замена средств достижения цели и проводится обзор предыдущих действий, направленных на ее достижение, вся ситуация переоценивается с одновременным поиском обходных путей с последующим выходом из состояния разочарование. Замена цели может быть произведена. Находясь в состоянии разочарования, субъект может отправиться на поиски альтернативной цели, частично удовлетворяя свои потребности и желания. Однако это возможно только путем достижения компромисса. Следовательно, первоначальный стресс, вызванный разочарованием, может оставаться неразрешимым до конца, особенно в тех случаях, когда субъект сохраняет свой прежний завышенный уровень притязаний, независимо от его собственных возможностей и ситуации, в которой он оказался.

Если интенсификация усилий, замена средств для достижения цели и даже замена самой цели не приведут к успеху и состояние разочарования останется, субъекту придется (конечно, с развитым интеллектом, стабильным). нервная система) переоценить ситуацию и сделать выбор между возможными альтернативами, обеспечив адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состояния расстройства.

Последний вариант является наиболее сложным, поскольку не каждый сотрудник способен длительное время сохранять самообладание, тщательно оценивать конфликтную ситуацию и свои собственные возможности ее разрешения.

При достаточно низком уровне (пороге) устойчивости (толерантности) к фрустрации, в зависимости от величины эмоционального стресса, психологических особенностей личности и типа ситуации, ее характерное деструктивное воздействие на человека может проявиться.

Разрушительный эффект разочарования проявляется: в нарушении координации усилий, направленных на достижение цели; когнитивное ограничение, из-за которого субъект не видит альтернативных путей или какой-либо другой подходящей цели; в эмоциональном возбуждении - эмоционально окрашенные агрессивные действия с частичной потерей контроля над собой и ситуацией.

В таких конфликтных ситуациях типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраций являются: а) агрессия, в том числе в форме так называемых замещающих действий, часто направленных на совершенно посторонние объекты (реакция замещения); б) депрессия, сопровождаемая необоснованными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинив себе боль и травму. В этом случае агрессивные действия могут быть связаны ассоциацией смежности с другим, близким к исходному стимулу, или даже с совершенно случайным объектом в целом. Этот паттерн часто объясняет агрессивное поведение человека, который отличается какой-то непонятной реакцией на других с точки зрения здравого смысла, немотивированной и особой жестокости.

С ростом разочарования происходит генерализация агрессии, а неопределенность и неуловимость ее источника усиливаются. В таких ситуациях действия индивида могут сопровождаться эмоционально окрашенными эмоциями гнева, импульсивными, беспорядочными действиями агрессивного характера, а само разочарование может рассматриваться как одна из причин, объясняющих его агрессивное поведение.

Известно, что агрессивные реакции, связанные с фрустрацией, чаще наблюдаются у людей, которые недостаточно образованы, не стеснены в проявлении эмоций, грубы в общении с другими, психопатизированы. Депрессивные реакции во время расстройства чаще встречаются среди людей на невротическом складе, неуверенных в себе, тревожных и подозрительных с точки зрения их характера. Разрушительное воздействие разочарования на поведение таких людей может усугубляться употреблением алкоголя.

У каждого человека свой порог индивидуальной терпимости к разочарованию. Сотрудник ОВД должен иметь высокий уровень стабильности разочарования, поскольку правоохранительные органы часто сопровождаются большими нервно-психическими перегрузками, связанными с принятием ответственных решений и достижением целей различной важности в условиях активной оппозиции со стороны заинтересованных сторон.

Разумеется, разочарование никоим образом не поднимает вопрос об освобождении преступника от ответственности за совершенное преступление. Образованный человек никогда не будет совершать агрессивных, особенно противоправных действий, из-за того, что он был в состоянии разочарования. Наоборот, он сможет подавлять, направлять в другой, безопасный для других канал, беспокойство, эмоциональный стресс и раздражение.

Длительное состояние эмоционального напряжения, превращение стресса в дистресс, разочарование могут привести к эмоциональным расстройствам, одним из которых является аффект. Поэтому мы переходим к более подробному рассмотрению этого класса эмоциональных явлений.

Аффект

Эффект - это опыт большой силы с коротким периодом потока. Причины аффекта: отчаяние, сильный гнев, страх паники, ужас. Эффект вызван очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к преднамеренной реакции на них.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. В этих случаях его поведение регулируется не преднамеренной целью, а чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия.

В состоянии аффекта обычное поведение человека резко меняется, его отношение, жизненные позиции деформируются, нарушается способность устанавливать отношения между явлениями, в сознании начинает доминировать нередко искаженная идея. Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и иногда сопровождается частичной амнезией, ухудшением памяти.

Состояние аффекта не следует путать с состоянием безумия. Безумие связано с психическим заболеванием (хроническое психическое заболевание, деменция и т. д.). Аффект не болезненная, не патологическая дезорганизация психики. Дезорганизация сознания с помощью аффекта может быть учтена только как обстоятельство, смягчающее ответственность, а также при квалификации преступного деяния. Это относится к физиологическому воздействию.

Патологический аффект представляет собой болезненное нервно-психическое перевозбуждение, связанное с полным помутнением сознания и параличом воли.

В простых и относительно несложных ситуациях люди, которые характеризуются несбалансированными процессами возбуждения и торможения, обычно подвержены физиологическим воздействиям. Эффективность усугубляется отсутствием культуры, отсутствием нравов и отсутствием в повседневной жизни привычки контролировать свое поведение. После аффекта человек чувствует себя подавленным, подавленным. Иногда он не помнит, что он сделал или сказал. Усилие воли может предотвратить начало аффективной вспышки. Чем более развиты волевые качества, тем меньше человек поддается влиянию. Поэтому эмоционально-волевая стабильность является одной из основных профессионально необходимых характеристик сотрудника полиции.

Внезапно оказавшись в угрожающей, психотравмирующей ситуации экстремальных ситуаций, субъекту необходимо срочно действовать, но он не может найти адекватных форм поведения. Это противоречие между сильной необходимостью действовать и неспособностью быстро найти наиболее подходящий способ реагирования является одной из причин аффекта. В противном случае, влияние может просто не произойти.

Индивидуальные психологические характеристики личности субъекта, которые предрасполагают к влиянию, включают в себя: значительное преобладание его процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональной нестабильности, повышенной чувствительности (чувствительности), уязвимости, обиды, склонности зацикливаться на психотравмирующих фактах, высокая, но неустойчивая самооценка.

На появление аффективной реакции также влияют возрастные характеристики субъекта, его временные функциональные психофизиологические состояния, которые нарушают устойчивость психики к воздействию аффектогенной ситуации (усталость, бессонница, посттравматические психические расстройства и т. д.) , У разных людей, с учетом их характерологических особенностей, конкретного физического состояния, «порог» аффективного ответа различен, и это, конечно, нельзя игнорировать при диагностике аффекта.

Также могут быть немного другие ситуации, когда аффект возникает не сразу после первого негативного воздействия, а с повторными повторениями. «Именно повторение ситуаций приводит к накоплению, накоплению опыта, который впоследствии может вызвать аффективный взрыв. Очень важно, что последнее действие жертвы может быть не таким резким и оскорбительным, как могло бы показаться, но оно вызывает аффект, будучи «последней каплей», спусковым крючком, приводящим к аффективной вспышке. 7 Такие физиологические аффекты называются кумулятивными (кумулятивными) аффектами.

Страдание

Вышеуказанные эмоции, эмоциональные состояния: беспокойство, страх, напряжение (стресс, разочарование), аффект часто сопровождаются страданием.

Страдание - это чувства, эмоции человека в форме негативных переживаний, возникающих под влиянием событий, которые травмируют его психику и глубоко влияют на его личностные структуры, настроение, благополучие, здоровье.

Эмоциональный профиль страдания считается одним из самых сложных, поскольку собственно страдание в отдельности в чистом виде встречается крайне редко. Обычно страдание сопровождается страхом, напряжением (стрессом), гневом, импульсивностью, аффектом, чувством вины или стыда и другими негативными эмоциями. Самая распространенная связь - это страдание и страх, страдание и стресс.

Ситуация вооруженного конфликта оказывает постоянное травматическое воздействие на работника. Длительные нервные перегрузки не только значительно снижают эффективность боевых действий (рассеивают внимание, переносят его с объектов боевой обстановки на внутренние процессы и условия, снижают волевую готовность к немедленным действиям и т. д.), Но и наносят значительный ущерб психическим и физическое здоровье.

Боевые действия (например, контртеррористическая операция на территории Северокавказского региона) с точки зрения экстремальных условий, вызывающих возникновение психических расстройств, сочетают в себе существенно травмирующие факторы, присущие практически всем стихийным бедствиям и катастрофам.

Опыт военных действий показывает, что подразделения органов внутренних дел, наряду с неизбежными физическими, понесли ощутимые психологические потери. Они связаны с работниками, получающими боевые психические травмы, которые, в свою очередь, приводят к психическим расстройствам, полной или временной потере боеспособности.

Боевая психическая травма понимается как большой опыт силы, вызванный кратковременным или скорее длительным воздействием психотравмирующих факторов в боевой ситуации, что приводит к психическим расстройствам в форме психогенных.

В отличие от непатологических реакций психопатологические психогенные расстройства представляют собой болезненные состояния, которые выводят человека из строя, мешают его способности к продуктивному общению с другими людьми и целенаправленным действиям. Более того, в некоторых случаях возникают расстройства сознания, возникают психопатологические проявления, сопровождающиеся широким спектром психических расстройств. В настоящее время в экстремальных условиях психогенез обычно делят на невротические психозы и аффективно-шоковые реакции.

Оценивая травматическое влияние различных неблагоприятных факторов, возникающих при описанных условиях на психическую деятельность человека, следует отличать непатологические психоэмоциональные реакции человека на экстремальную ситуацию от патологических состояний - психогенеза.

Для первых характерна прямая зависимость от ситуации, как правило, короткая продолжительность, поддержание здоровья (может быть уменьшено), способность общаться с другими и критический анализ их поведения.

По своим типам психогенные расстройства, вызванные боевыми психологическими травмами, сходны с психогениями, возникающими в острых, угрожающих жизни ситуациях (во время стихийных бедствий, катастроф и т. д.).

По характеру их возникновения их можно разделить на две большие группы.

Психогенез, возникающий в результате того, что работник получил психическую травму за относительно короткий период времени.

Приведем пример. 23 февраля 1995 года в Грозном ОМОН одного из региональных УВД был неожиданно подвергнут интенсивному обстрелу противника. Это было первое настоящее сражение отряда (отряд прибыл в город 20 февраля). В ходе огневого взаимодействия с противником, продолжавшегося около часа, один частный полицейский был смертельно ранен. Медицинские меры, предоставленные врачом отделения, не дали положительного результата.

Смерть товарища в первом бою стала сильным травмирующим фактором для 14 простых солдат. Проведенная с ними разъяснительная, психологическая и коррекционная работа не смогла восстановить их морально-психологическое состояние и работоспособность. После доставки оружия и спецтехники они были отправлены в место постоянной дислокации, где представляли отчеты об увольнении из органов внутренних дел.

Вторая группа включает психогению, которая развивается в течение относительно длительного времени под влиянием слабых, но постоянно действующих травмирующих факторов. Обычными симптомами такого психогения являются раздражительность, слабость, апатия, повышенная агрессивность, вспыльчивость, плохой сон, чувство усталости, усталости. При более глубоких поражениях могут наблюдаться фобии (страх), обсессивные состояния и т. д.

Поведение работника, который получил психогенное расстройство, сильно различается. Он становится замкнутым, угрюмым, грубо реагирует на обращение к себе со стороны своих товарищей. Иногда даже те сотрудники, которые имеют значительный боевой опыт, внезапно начинают испытывать сильный страх выполнения боевого задания, чувство обреченности. Естественно, это приводит к частичной потере боеспособности.

Анализ общего состояния людей предполагает важный вывод для планирования и организации психологических мероприятий - подавляющее большинство из них из-за психогенных расстройств практически не в состоянии работать (особенно во время чрезвычайной ситуации). Это заставляет нас немедленно принять решение о выводе людей из крайней зоны как можно скорее.

Среди психогенных расстройств можно выделить посттравматические стрессовые реакции, для которых характерны следующие симптомы:

  1. Повторяющиеся сны и навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, которые иногда связаны с какими-либо фактами, поступками, объектами и т. д.
  2. Желание избегать мыслей, чувств, действий, ситуаций, которые могут напоминать о травмирующих обстоятельствах. Невозможность воспроизвести в памяти события травмирующей ситуации. Потеря интереса к ранее значимым формам жизни (например, спорт, хобби и т. д.). Ощущение «укороченного будущего», неспособности сопереживать, к семейной жизни.
  3. Трудности засыпания, нарушения сна, вспышки гнева, трудности с запоминанием и концентрацией, постоянная повышенная бдительность и т. д.

Посттравматические стрессовые реакции наблюдаются практически у всех комбатантов. Разница только в серьезности.

Из вышеизложенного неизбежно следует вывод, что необходимо подготовить психику работника к интенсивному воздействию психотравмирующих факторов современного боя. Решение этого вопроса осуществляется в процессе психологической подготовки. Основная часть его деятельности осуществляется в ходе обучения персонала. Однако для его целей могут использоваться методы, применение которых выходит за рамки обучения персонала. Они отличаются от всех остальных и предназначены для решения определенного круга задач: обучения сотрудников преодолению страха, контроля эмоционального состояния, боли, усталости, мобилизации умственных и физических сил.

Основными факторами, негативно влияющими на психическое состояние и работоспособность личного состава в зоне боевых действий, являются:

  • Боевая работа, непривычная для сотрудников органов внутренних дел и подразделений, навыки которых они вынуждены приобретать «на ходу» ценой чрезвычайного психологического стресса и потерь;
  • Размещение в непригодных для жилья, неотапливаемых помещениях, боевое дежурство в окопах, на земле, постоянная переохлаждение;
  • Высокий уровень нервного напряжения, умственного и физического переутомления, способствующего горечи, горечи, напряженным отношениям в подразделениях, конфликтам (в том числе с местным населением), эмоциональным срывам;
  • Отсутствие условий для хорошего отдыха, хроническое недосыпание;
  • Нерегулярный, недоедание;
  • Отсутствие основных удобств, достаточного количества воды, условий для гигиены и ухода за внешностью, униформы;
  • Информационный «голод», отсутствие общения с близкими, цивилизованные условия для отдыха, снятия нервно-психического стресса;
  • Отсутствие единой системы оповещения, оперативной связи и взаимодействия с командованием подразделений и подразделений вооруженных сил, пограничных и внутренних войск;
  • Ослабление самодисциплины, пренебрежение моральными нормами, трудовой этикой и подчиненностью, снижение моральных критериев;
  • Ослабление волевого контроля с приближением к концу периода поездки в зону вооруженного конфликта;
  • Недостаточная осведомленность руководителей подразделений о необходимости усиления контроля над персоналом в этих условиях;
  • Плохой выбор лидеров. Не все командиры обладают навыками самостоятельного принятия решений при организации боевой деятельности отрядов, оснащении боевых позиций и т. д.

Пути преодоления негативных психических состояний в профессиональной деятельности работника.

Профессия полицейского предъявляет высокие требования к психике, интеллекту, эмоциональным и волевым качествам человека. В какой бы области правоохранительной деятельности он ни занимался, его рабочий день часто полон различных проблемных ситуаций, разного рода конфликтов, требующих юридических решений, что само по себе в гораздо большей степени, чем в других профессиях, способствует повышению утомляемости и чрезмерное раздражение, стресс.

Исследования показали, что более половины сотрудников полиции, опрошенных под влиянием переутомления на работе, постоянно испытывают негативные психические состояния, усталость, апатию и растерянность. Многие из них испытывают повышенную тревогу, чувствуют незначительность, неуверенность в своем социальном, профессиональном положении. Почти половина из них жалуются на раздражительность, головную боль, нарушения сна.

Все это объясняет довольно широкую распространенность среди сотрудников правоохранительных органов различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под влиянием негативных эмоций и состояний, которые можно было бы значительно снизить, если бы работники могли использовать естественные защитные механизмы своей психики, владеющие справедливо Простые и доступные методы нейтрализации ситуационной усталости, снятия психического напряжения (расслабления).

Огромное количество публикаций в настоящее время посвящено методам релаксации, опубликовано много специальной, в том числе переведенной, литературы по психологической подготовке, в которой всегда можно найти большое количество различных полезных советов, различные виды физических расслабляющих упражнений. Однако, несмотря на все эти методические разработки и рекомендации, в первую очередь следует помнить правильный режим работы, его разумное чередование с отдыхом. Иногда стоит даже немного изменить свой образ жизни, отказавшись от некоторых вредных привычек, чтобы резко поднять порог устойчивости к нервно-психическим перегрузкам.

Сотрудник должен знать, как вести себя наиболее мудро в экстремальных ситуациях, чтобы избавить себя от состояния чрезмерной тревоги, эмоционального напряжения, усталости, одновременно повышая эффективность деятельности, улучшая самочувствие и настроение. Проще говоря, необходимо научиться оказывать неотложную психологическую помощь себе, уметь своевременно использовать легкодоступные методы и средства снятия психического напряжения. Рекомендации просты, и каждый может использовать их в случае необходимости.

Итак, какие самые простые советы, которые не требуют специальной подготовки, посторонней помощи, вы можете дать? Вот некоторые из них.

Лучше своевременно предупредить растущее состояние эмоционального напряжения, чем бороться с ним.

Обычно наиболее распространенными предвестниками надвигающегося умственного ухудшения являются все более частые чувства усталости, раздражения. Острота восприятия снижается, ухудшается память и эффективность умственной деятельности.

Первый, довольно простой совет: если позволяют условия, сделайте короткий незапланированный перерыв во время работы.

Проветривайте комнату (особенно если в вашем офисе дымно). Сядьте на стул (еще лучше, на стул). Откройте воротник рубашки, ослабьте ремень для брюк. Слегка наклоните голову назад, чтобы задняя часть головы свободно лежала на спинке стула. Опустите руки вдоль тела (если ваш рост позволяет, вы можете опереться локтями на сиденье стула).

Сняв обувь, поставьте ноги на другой стул напротив. Закрой глаза. Расслабьте свои мышцы. Дышите спокойно, ровно. Постарайтесь не думать ни о чем, что вас беспокоит.

Если вы по натуре беспокойный человек и не отдыхаете, воспользуйтесь избирательностью своего мышления, используйте механизм выдавливания из головы всего, что вас беспокоит, убедите себя в том, что «вы все еще не можете сделать все работа." В течение 20-30 минут, необходимых для приведения себя в здоровое состояние, никто не осудит вас за эти мысленно произнесенные слова, которые помогают избавиться от стресса. В конце подумайте о чем-нибудь приятном, вспомните самые важные жизненные ценности и сравните: сколько вы получаете от того, чего нет у других.

Переходя в нормальное состояние, сделайте легкий массаж, поглаживая лицо (вокруг глаз, между бровями, висками, носогубными складками, подбородком), шею, шею, легкие круговые движения и наклоны головы, поворачивайте вправо, чтобы левый. Затем ополосните лицо, уши холодной водой.

Объективно оцените, что с вами происходит

Не будь (хотя бы временно!) Максималистом по отношению к себе. Как часто, оказываясь в той или иной сложной ситуации, люди реагируют не на нее, а на свое отношение к ней. Иногда, испытывая наше дисфункциональное психическое состояние (например, повышенную тревогу, раздражение и т. д.), мы не думаем о том, что это часто является не результатом ситуации, в которой мы находимся, а результатом нашего отношения к Это. Очень часто все зависит от того, как мы воспринимаем происходящие события, какую ценность мы им приписываем, образно говоря, через какие точки мы смотрим на конкретное явление.

Чаще всего для нас важно не то, что с нами происходит, а то, как мы это воспринимаем, то есть причины появления состояний эмоционального стресса часто скрыты в нас самих и объясняются, прежде всего, нашими индивидуальными психологическими характеристиками. В связи с этим вы можете воспользоваться еще одним советом. Если что-то причиняет нам боль и в данный момент очень чем-то обязано, из-за чего мы испытываем сильную тревогу, беспокойство, раздражение, иногда полезно задать себе вопрос: будет ли это событие беспокоить нас через несколько дней? А через пять лет? И если мы ответим на эти вопросы отрицательно, то, действительно, вы не должны быть так расстроены в данный момент.

Возьмите отпуск от решения стрессовых проблем

Расслабься, убери из головы все, что тебя беспокоит. Скажите себе: сейчас, сейчас мне это не нужно. Минимизируйте свою деятельность на некоторое время. Наконец, переключитесь на совершенно разные занятия, которые не имеют ничего общего со стрессом, более того, вызывают положительные эмоции, доставляют удовольствие. Проще говоря, позаботьтесь о том, что приятно.

Практически у каждого есть такие занятия, увлечения. Ну, а если их там нет, сделайте любую посильную работу, которую всегда можно найти дома: вымойте посуду, уберите квартиру и т. д. Такая физическая активность в стрессовых ситуациях играет роль своего рода громоотвода, который помогает отвлекать от внутреннего перенапряжения. В конце концов, отправляйтесь на выставку, в театр, просто прогуляйтесь, пообщайтесь с другом. Подумайте о чем-нибудь приятном, что есть или было в вашей жизни. Иногда достаточно просто сравнить свои проблемы с проблемами других людей, чтобы понять, что не все так плохо и безнадежно, как может показаться.

Положительный эффект в нейтрализации негативных эмоциональных состояний оказывают встречи с близкими и даже незнакомыми людьми, которые помогают по-другому взглянуть на мир и переориентироваться с трагического подарка на предстоящие события. В эти моменты огромную роль играют семья, близкие друзья, благодаря психологической помощи которой устраняются негативные эмоции и неблагоприятные психические состояния.

Активировать мотивы достижения

Не менее значимым местом в профессиональной деятельности работника как стресс-контролирующим фактором является мотивация. Установлено, что, несмотря на сложную ситуацию, при сохранении мотивации к достижению и альтруизму на должном уровне, который побуждает нас к целенаправленной деятельности, наблюдается значительное улучшение ряда психических показателей. И в этом процессе формирования уверенности человека в себе, в своих способностях, своей деятельности занимает не последнее место. Не зря говорят, что чувство уверенности является ключом к успеху.

Чтобы быть уверенным в достижении своих целей, представьте желаемый результат, вплоть до визуального изображения того, к чему вы стремитесь, чего вы хотите достичь. Сконцентрируйтесь на этом мысленном образе, повторяя себе: «Я чувствую сильное желание достичь своей цели. Я должен сделать это! Я верю, что это можно сделать, потому что я могу это сделать!»

Без веры в успех невозможно преодолеть негативное настроение и подавленное психическое состояние. Необходимо верить в свои собственные силы, в свои собственные способности к успеху, и тогда вера вызовет решимость, в которой мы так нуждаемся.

Сотрудник должен уметь своевременно замечать влияние стрессогенных факторов, быстро и эффективно «снимать» возникающее психическое напряжение, снимать негативное эмоциональное состояние, мгновенно выполнять волевую самомобилизацию и объединять все физические и умственные силы.

Вывод:

Специфика профессиональной деятельности сотрудников милиции определяет появление в них различных эмоциональных состояний, различающихся по содержанию и направленности, силе, результативности и продолжительности. Знание психологических основ управления психическим состоянием человека помогает повысить профессионализм сотрудников, поддерживать их психическое здоровье, а также выступает одним из методов предотвращения девиантного поведения.