Риск банкротства предприятия и методы его предотвращения

Предмет: Экономика предприятия
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 19.08.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по экономике предприятия на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по экономике предприятия

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Определение прибыли предприятия 
Управление и структура предприятия
Банкротство и ликвидация предприятия
Понятие банкротства. Факторы,влияющие на предприятия, и причины банкротства

 

Введение:

Общество, как и природа, живет по строго определенным законам, согласно которым все несовершенное и непригодное разрушается, умирает, ассимилируется в окружающую среду или приспосабливается к ней, продлевая свою жизнь и жизнь своего непосредственного окружения. Это правило распространяется на деятельность предприятий, основной задачей которых является обеспечение собственной жизни, а целями являются рост, развитие и выживание.

Проблема восстановления платежеспособности предприятия в российской экономике напрямую связана с введением правового регулирования деятельности субъектов хозяйствования, характеризующихся явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Необходимость такого регулирования отвечает интересам как государства - в создании правовой базы для реализации мер по совершенствованию структур, которые не являются адаптивными или плохо адаптированными в рыночной экономике, так и для собственников - в реализации возможностей развития в условиях реального конкуренция.

Ликвидация безнадежно несостоятельных предприятий является позитивной мерой, которая устраняет неэффективное предприятие из числа существующих. Процедура банкротства часто является положительной мерой для предприятия-должника. Это позволяет ему погасить свои обязательства за счет оставшегося имущества, а затем, освободившись от долгов, начать новый бизнес. В то же время признание предприятия-должника банкротом имеет ряд негативных последствий, поскольку затрагиваются права и интересы работников предприятия-должника, его партнеров, кредиторов и других лиц, что, в свою очередь, создает значительные социальные издержки. и требует законодательного регулирования.

Банкротство является одной из старейших экономических и правовых категорий, известных в древнем Риме. Институт банкротства всегда выступал в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивая стабильность и устойчивость экономического оборота. Социально-экономическое значение этого института обусловливает необходимость разработки специального законодательства, которое может обеспечить адекватное правовое регулирование ряда вопросов, связанных с банкротством.

На сегодняшний день соответствующие отрасли законодательства существуют во всех странах с рыночной экономикой. Угроза банкротства побуждает не только предприятия, но и государственные органы принимать меры по восстановлению активного баланса и улучшению деятельности предприятий. Законодательство предусматривает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств.

Следует, однако, отметить, что проблемы диагностики, предотвращения экономических связей, проектирования, инноваций, направленные на предотвращение кризисов на предприятии в целом, часто остаются вне сферы влияния государства и требуют повышенного внимания общества.

 

Основные понятия, используемые при банкротстве предприятий

 

Юридический институт банкротства - относительно новая категория для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона Российской Федерации N 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в российском законе впервые за много лет сам термин «несостоятельность (банкротство)», как Также процедуры, составляющие его сущность, нашли законодательное закрепление.

Следующим шагом в формировании системы законодательства о банкротстве стало принятие Федерального закона от 01.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), в котором ранее существовавшие пробелы в Правовое регулирование правоотношений в рамках процедуры банкротства было заполнено и создана принципиально новая материально-процессуальная система таких правоотношений.

Закон о банкротстве уделяет большое внимание проблемам предотвращения банкротства, предусматривает меры по финансовому оздоровлению должника, осуществляемые собственниками имущества, федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также местными органами власти.

Закон о банкротстве предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:

  1. юридические лица - градообразующие, сельскохозяйственные, кредитные, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  2. физические лица - индивидуальные предприниматели, крестьянские хозяйства;
  3. упрощенное конкурсное производство в отношении ликвидируемого и отсутствующего должника.

Такая категория, как «меры по предотвращению банкротства», не является последним юридическим изобретением и давно известна мировой и отечественной юридической науке; В течение многих лет он использовался при построении регулирующих структур для регулирования отношений банкротства.

В современной российской истории меры по предотвращению банкротства также впервые были найдены законодательно сформулированными в общих чертах в Законе о банкротстве.

Статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит определение понятия несостоятельности (банкротства) юридического лица. Так, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казначейского предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива или благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Объявление юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива или благотворительного или иного фонда, может вместе с кредиторами принять решение об объявлении банкротства и добровольной ликвидации.

Основания для признания юридического лица банкротом или его банкротства, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве).

Чтобы понять процедуру банкротства, мы рассмотрим основные термины и понятия этого закона.

 

Определение наличия признаков банкротства

 

Для определения наличия признаков банкротства должника необходимо учитывать следующее:

  1. сумма денежных обязательств, включая сумму задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, сумму займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, сумму задолженности, возникающую в результате неосновательного обогащения, и сумма задолженности, возникшая в результате повреждения имущества кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходного пособия и заработной платы людей, работающих по трудовому договору, обязательств выплачивать вознаграждение по договорам об авторских правах, а также обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого участия;
  2. размер обязательных платежей без учета штрафов (пени) и других финансовых санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также другие имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение Выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, не учитываемых при определении наличия признаков банкротства должника (пункт 2 статьи 4 Закона о банкротстве).

В соответствии со статьей 6 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства установленный законом о банкротстве.

В целях возбуждения дела о банкротстве по требованию кредитора-конкурсанта, а также по требованию уполномоченного органа по денежным обязательствам вступили в законную силу требования, подтвержденные решением суда, арбитражного суда и арбитражного суда. 

Требования уполномоченных органов по уплате обязательных платежей учитываются при возбуждении дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности с имущества должника.

При введении процедур банкротства высшим органом должника является собрание кредиторов. В случаях, когда в деле о банкротстве участвует единственный кредитор или уполномоченный орган по банкротству, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимаются таким кредитором или уполномоченным органом. Организация и проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим.

В соответствии со статьей 16 Закона о банкротстве требования кредиторов регистрируются в реестре требований кредиторов.

Статья 27 Закона о банкротстве предусматривает следующие процедуры банкротства:

  1. наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с целью обеспечения сохранности имущества должника, анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
  2. финансовое восстановление - процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
  3. внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности;
  4. процедура банкротства - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом для пропорционального удовлетворения требований кредиторов;
  5. мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве с целью прекращения процедуры банкротства путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

 

Анализ финансового состояния предприятия-должника

 

Когда арбитражный суд вводит процедуру контроля в отношении предприятия-должника, возникают следующие последствия (статья 63 Закона о банкротстве):

  • требования кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения надзора, предъявляются должнику только в порядке, установленном Законом о банкротстве;
  • производство по делам о взыскании средств с предприятия-должника приостановлено; исполнение исполнительных документов приостановлено, в том числе аресты сняты с имущества должника, за исключением исполнительных документов, выданных на основании действующих судебных документов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по соглашениям об авторском праве и рекультивации имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;
  • запрещается выполнять требования учредителя (участника) должника - предприятия о выделении доли (доли) в имуществе должника в связи с изъятием у его учредителей (участников) выкупа со стороны должник размещенных акций или оплата фактической стоимости акции (доли);
  • выплата дивидендов и иных выплат по эмиссионным ценным бумагам запрещена;
  • прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного требования единого требования не допускается в случае нарушения порядка удовлетворения требований кредиторов, установленного Законом о банкротстве.

Введение надзора не является основанием для отстранения руководителя предприятия-должника и других органов управления должника.

 

Риск банкротства предприятия и методы его предотвращения

 

Операции, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения, прямо или косвенно, имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату наблюдения представил, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и поручительств, уступкой требований, передачей долга, а также с институтом доверительного управления имуществом должника производятся только с письменного согласия временного управляющего.

Органы управления должника не вправе принимать решения:

  • о реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии должника в других юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении ранее выпущенных акций у акционеров;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и других объединениях юридических лиц;
  • на заключение простых партнерских соглашений.

Временный управляющий проводит анализ финансового состояния предприятия-должника (в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367) в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены Законом о банкротстве.

Временный управляющий на основе анализа финансового состояния предприятия-должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании предприятия-должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Финансовое оздоровление вводится после окончания процедуры наблюдения определением арбитражного суда. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве).

Ключевым документом на стадии финансового оздоровления является график погашения задолженности. В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Закона о банкротстве график погашения задолженности с даты утверждения его судом создает одностороннее обязательство предприятия-должника погасить свою задолженность перед кредиторами в указанные в данном графике сроки.

С графиком погашения задолженности связан другой документ - план финансового оздоровления, предусматривающий способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов. План финансового оздоровления готовится учредителями (участниками) должника или собственником имущества должника - унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов.

Общие требования к графику погашения задолженности согласно Закону о банкротстве таковы:

  • график должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах;
  • графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной Законом о банкротстве.

Иные условия графика определяются по соглашению между кредиторами и предприятием-должником.

Согласно пункту 5 статьи 84 Закона о банкротстве предприятие-должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. Такое положение соответствует общему принципу возможности досрочного исполнения обязательств должником (статья 315 ГК РФ).
Последствия введения финансового оздоровления определяются в статье 81 Закона о банкротстве и могут быть классифицированы на два вида: меры по защите должника от кредиторов и меры по защите кредиторов.

Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления предприятие-должник обязано представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

По результатам рассмотрения отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Заключение рассматривается в судебном заседании. По итогам заседания суд принимает один из следующих судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными); определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника); решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства).

 

Заключение

 

Предпосылки банкротства следует рассматривать как взаимодействие целого комплекса причин, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию, и на них у предприятия нет возможности влиять, или это влияние может быть слабым. Другие причины носят внутренний характер. Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии.

Банкротство чаще всего является результатом совместного и одновременного воздействия всех причин. Наиболее сильное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия оказывает современное состояние российской экономики и множество проблем, которые еще не решены. Это инфляция, безработица, просроченные кредиторские задолженности, высокий удельный вес расчетом бартером, "забюрокраченность" и другие.

Последствием политической нестабильности является несовершенное законодательство в области хозяйственного права. Это касается отношений государства к производственной и предпринимательской деятельности, частого изменения законодательства, высокого уровня налогообложения, несовершенных условий экспорта и импорта и прочих проявлений регулирующей функции государства.

Кроме того, внешние причины банкротства включают в себя: банкротство должников; усиление международной и внутригосударственной конкуренции; демографические факторы; культурный уклад.