Результативность влияния на рынок труда бюджетных инструментов, используемых в XXI в.

Содержание:

  1. Сущность рынка труда, его типология и структура
  2. Типология и структура рынка труда
  3. Рынок труда и заработная плата
  4. Формирование рынка труда в России
  5. Государственное регулирование рынка труда и его потребность в России
  6. Правовое регулирование рынка труда
  7. Перспективы развития рынка труда
  8. Заключение
Предмет: Финансы
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 03.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по финансам на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по финансам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Характеристика суверенных фондов как инструмента управления рисками на примере двух стран G20
Сравнительный анализ схем финансовой мотивации к труду в государственном и негосударственном секторах
Характеристика основных сервисов SWIFT
Пенсионные накопления государственных и негосударственных пенсионных фондов России и одной из стран G20

 

Введение:

Рынок труда как экономическая категория долгое время считался явлением, присущим только капиталистическим странам, а безработица - следствием сложившихся на рынке труда отношений, возникающих из-за многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что прогрессивное развитие советской экономики предоставляет неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в нее все трудоспособное население по принципу «кто не работает, он не ест. Универсальный обязательный характер труда и приоритет общественности над личностью определяли социальный климат советского общества на протяжении десятилетий. Но реальность показала другое: между разными регионами были огромные различия в занятости, которые, конечно, скрывала официальная статистика.

Переход на российский рынок в 1990-х гг. Он подчеркнул проблемы трудоустройства и добавил к ним новые. Рыночные реформы означали отмену большинства административных ограничений, действующих в секторе занятости при прежнем экономическом режиме. Права и обязанности работников, работодателей и государства в отношении новых условий были определены законом. Центральное планирование как метод регулирования спроса и предложения труда ушло в прошлое. Государство утратило статус монопольного работодателя, наряду с государством возник новый частный сектор, который начал быстро развиваться. Трудовая деятельность утратила обязательный характер, который она имела в плановой экономике, исключительное право контролировать свои способности к труду было признано самими рабочими.

Признание договорного характера трудовых отношений потребовало углубленной разработки законодательства об индивидуальных и коллективных договорах и усиления роли судебной системы в контроле за их выполнением. Искусственные барьеры для движения рабочей силы (такие как институт регистрации и т. д.) были устранены или значительно ослаблены. Самостоятельная занятость и вторичная занятость широко распространены. Предприятия получили свободу в определении численности и состава занятого персонала, а также в определении уровня и степени дифференциации заработной платы. Усиление бюджетных ограничений в результате рыночных реформ ослабило стимулы для накопления избыточной рабочей силы. Произошел отход от принципа гарантированной занятости, была признана неизбежность существования такого экономического явления, как безработица. В результате возникла и начала функционировать система страхования на случай безработицы (была создана Федеральная служба занятости, создан Фонд занятости, установлен порядок вычета страховых взносов и т. д.).

Трансформационный кризис, в рамках которого он произошел, не мог не оставить серьезного отпечатка на эволюции российского рынка труда. С одной стороны, России, как и странам ЦВЕ, не удалось избежать резкого сокращения совокупного спроса после либерализации цен и сокращения государственных субсидий предприятиям, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на рабочую силу и в целом. уровень занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов, как разрыв установившихся экономических связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкий рост конкуренции и т. д., он столкнулся с необходимостью масштабное перераспределение ресурсов, в том числе трудовых.

Сущность рынка труда, его типология и структура

Рынок труда, а также рынки капитала, товаров, ценных бумаг и т. д. являются неотъемлемой частью рыночной экономики. При этом предприниматели и работники совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно занятости, условий труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что труд как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм живого человека», является товаром, а производственные отношения основаны на свободная покупка и продажа рабочей силы, где ее цена - зарплата.

В тот период домонополистического капитализма спрос на рабочую силу со стороны предпринимателей и спрос на условия труда со стороны рабочих осуществлялся стихийно, и одновременными действиями несостоятельных сторон условие обмена было материальной компенсацией. работника на работу определенного количества и качества. Поэтому понятие "рынок труда" Маркс относит к сфере обращения.

С развитием капитализма его переход к монопольной стадии, экономические отношения и экономические отношения стали более сложными, и рынок труда претерпел значительные изменения. Рабочее движение расширило понятие «условия занятости». Они стали включать не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплачиваемые, но не рабочие часы (то есть отпуск), различные социальные пособия и т. д.

Отношение к рабочей силе также изменилось среди предпринимателей. Развитие современного производства предъявляло повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификация, профессиональное и общее образование, творческое отношение к работе и высокое качество работы. Бизнес активно участвует в профессиональной подготовке персонала, тем самым продвигая работников с материальными затратами на учебу. Инвестиции в переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и быстрым развитием экономических отношений определили политику удержания персонала и его стабилизации.

В настоящее время рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающую уровень развития и баланс интересов, достигнутый за данный период между силами, присутствующими на рынке: предпринимателями, работниками и государством. Другими словами, рынок труда - это механизм или институт, объединяющий покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

Проще говоря, на рынке труда есть три основных агента - предприниматели, профсоюзы и государство. Государство выступает работодателем на государственных предприятиях и инвестором, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако его основной функцией является определение правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется результирующий результат, который служит основой для принятия решений и основой механизма регулирования рынка труда, включающего систему социальной защиты и систему стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, правовых, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему занятости, включая широкую сеть бюро по трудоустройству, банки данных о работе, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и занятости для безработных, но желающих работать, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку персонала в связи с плановая модернизация производства, на предприятии политика стабилизации персонала и т. д. Все эти составляющие рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разных пропорциях в зависимости от экономических и исторических условий развития этой отрасли.

Типология и структура рынка труда

Рынок труда имеет сложную структуру. Прежде всего, из всего населения необходимо выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с концепцией «трудоспособного населения», к которой статистика относит людей определенного возраста (например, у нас есть мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет). Тем не менее в общей численности населения можно выделить две большие группы: людей, способных и не способных работать по найму, которые, в свою очередь, делятся на определенные подгруппы. Схема, приведенная в приложении, отражает компоненты рынка труда: они отделены друг от друга, независимы, и каждый из них выполняет особую функцию, формируя единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной части.

Несмотря на сходство в развитии экономики и социальной сферы развитых стран, политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию различных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2 основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынок труда.

Внешний рынок труда предполагает мобильность труда между фирмами. Внутренняя основывается на перемещении персонала внутри предприятия, когда сотрудник переходит на новое рабочее место, сходное по функциям и характеру работы с тем же местом, или на более высокие должности и звания. Внешний рынок труда подразумевает наличие профессий, которые могут использоваться разными фирмами. Профессия и квалификация работников, ориентированных на внутренний рынок труда, труднее использовать на других предприятиях, поскольку они носят специфический характер в связи с работой в этой компании. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.

Таким образом, внешний рынок труда характеризуется более высокой текучестью персонала по сравнению с внутренним рынком труда, где перемещение персонала осуществляется в основном внутри предприятия.

Тенденции экономического развития, которые приводят к сокращению рабочего времени, создают новую форму функционирования рынка труда - гибкий рынок труда.

Структурная перестройка экономики, сокращение доли занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с возможной организацией нестандартных форм занятости, постоянным обновлением материальной базы производства, постоянными изменениями в объеме и структуре Спрос на товары и услуги изменил потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Строгое регулирование условий труда работников при стандартных режимах занятости, направленных на максимизацию занятости, стало препятствием для гибкости производства, что привело к снижению конкурентоспособности предприятия. Развитию гибкого рынка труда также способствовали социальные факторы: изменение потребностей работников в условиях труда на протяжении всей их трудовой жизни, необходимость периодического обновления знаний, расширение профессионального профиля и возможность выбора подходящего рабочего времени. режим.

Сфера, где формируется этот труд, который изначально предназначался для продажи, фактически является неотъемлемой частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого не могут существовать другие элементы рынка труда. Экономическая функция этой части рынка труда состоит в том, что наемный труд только формируется здесь.

Есть много факторов, которые приводят к постоянному увольнению работников с огромного количества предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Массовое перемещение работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей в другие. В ходе такого движения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы при найме на работу различной продолжительности. Следовательно, в любой данный момент времени некоторые из наемных работников оказываются между оставлением некоторых и присоединением к другим частям рынка труда. Это государство и есть государство, когда рабочие предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой продукт, обращается как объект торговли. А сфера торговли - это сфера обращения товаров и денег, которая находится вне сферы производства товаров. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как будто циркулирует между ними. Эта область называется оборотным рынком труда, где начинается его купля-продажа.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики.

Западные эксперты выделяют 5 групп работников с различными гарантиями занятости и материального обеспечения:

  • высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия работы соответствуют международным стандартам. Таких работников в меньшинстве, и рост их доходов обычно выше, чем рост общего экономического уровня и инфляции.
  • работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все еще имеющие гарантию занятости и не подверженные массовой безработице. К ним относится большинство квалифицированных работников, и их рост доходов равен инфляции.
  • работники физического труда., преимущественно в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровни заработной платы поддерживаются профсоюзными организациями, а занятость защищается коллективными договорами.
  • работники тех профессий, которые широко распространены на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Их зарплаты низкие, а их трудоустройство не гарантировано.
  • контингент населения, более или менее оторванный от рынка труда. Это молодые люди и те, кто долгое время оставался без работы.

Наряду с международным рынком товаров, услуг и капитала международный рынок труда в настоящее время набирает все большую силу, который является не только системой национальных рынков, но и представляет собой новое качественное развитие рынка труда в контексте растущего процессы интернационализации производства и рост интеграции между народами. Национальные рынки труда все больше теряют свою изоляцию и изоляцию. Между ними существуют транснациональные потоки и движения рабочей силы, которые приобретают постоянный и системный характер. Такое трансграничное движение рабочей силы наряду с движением капитала формирует верхний международный уровень рынка труда. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где покупатели и продавцы рабочей силы действуют на постоянной основе в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложения рабочей силы.

Формирование международного рынка труда осуществляется двумя способами:

  • через миграцию труда и капитала;
  • путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда правовые, национально-этнические, культурные и другие препятствия между ними будут окончательно устранены.

Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория представляет собой сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий работника. Эта концепция выходит за рамки понятий «занятость» и «безработица», которые характеризуют только состояние элементов рынка труда за определенный период.

Конечно, рынок труда имеет свою специфику, особенности:

  • Особенности продукта (будет обсуждаться ниже).
  • Спрос на рабочую силу определяется спросом на товары.

Рынок труда несовершенен по степени симметрии информации, работники пытаются поднять арендную ставку (свою самооценку).

Рынок труда и заработная плата

Заработная плата определяется как в широком, так и в узком смысле слова, что связано с неоднозначным толкованием понятия «труд». В широком смысле, заработная плата - это заработная плата работников различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие или люди с профессиями, чей труд требует высоких затрат на образование (врачи, юристы, учителя) или работники сферы обслуживания. При таком подходе к определению заработной платы сюда также включаются доходы в виде вознаграждений, бонусов и других вознаграждений.

В узком смысле, ставка заработной платы, то есть цена, заплаченная за использование единицы труда во времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денег, которую работник получает за свой труд в течение определенного периода времени.

Реальная заработная плата - это те товары и услуги, которые можно приобрести за полученные деньги.

Wr = Wн / P

Wr - реальная зарплата

Wн - номинальная заработная плата.

Р - уровень цен на товары.

Цены на факторы производства, в том числе на рабочую силу, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке являются предприниматели и государство, а субъектами предложения являются работники с их навыками.

Спрос на рабочую силу обратно пропорционален размеру заработной платы. С увеличением заработной платы спрос на рабочую силу со стороны предпринимателя уменьшается, а с уменьшением заработной платы увеличивается спрос на рабочую силу.

Предложение рабочей силы также зависит от размера заработной платы, но прямо пропорционально. Кривая предложения труда показывает, что с увеличением реальной заработной платы предложение рабочей силы увеличивается, а с уменьшением ее уменьшается.

При увеличении заработной платы каждый момент отработанного времени оплачивается лучше, поэтому каждый момент свободного времени является потерянной прибылью для работника, поэтому возникает желание заменить свободное время дополнительной работой.

В краткосрочной перспективе достигается экономия от масштаба. Это когда увеличение заработной платы увеличивает издержки производства, в результате объем производства уменьшается, следовательно, спрос на рабочую силу уменьшается.

Помимо эффекта масштаба, с ростом заработной платы снижается цена капитала, что приводит к росту спроса на капитал и снижению спроса на рабочую силу. Этот процесс называется эффектом замещения.

Сокращение предложения рабочей силы при увеличении заработной платы связано с эффектом эффекта дохода (противоположным эффекту замещения). Во-первых, у человека есть только 24 часа в сутки, пять или шесть, из которых ему также просто нужно отдохнуть; во-вторых, когда работник достигает определенного уровня благосостояния, его отношение к свободному времени меняется, количество которого в этом случае может быть увеличено только при сокращении дополнительной работы. Эта зависимость предложения труда от уровня заработной платы в виде проявления эффекта дохода в определенный момент характеризует индивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц. Для экономики в целом функция совокупного предложения труда всегда будет возрастать из-за циркуляции труда.

Формирование рынка труда в России

В настоящее время задачи посредничества при поиске работы решают государственные центры занятости и общественные организации. Эти сервисы имеют свои функции и технологии, предлагают свой спектр услуг.

На рынке труда многих стран государственная служба занятости занимает особую монопольную позицию, которая имеет две разновидности. Во-первых, сервис централизует все операции по найму. Второй вариант означает менее строгий вариант. В Российской Федерации государственная служба занятости занимает монопольное место на рынке труда и в то же время не соответствует канонам ни первой, ни второй разновидностей этой монополии.

Противостояние между государственными и частными агентствами по подбору персонала обусловлено главным образом несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств является законной. Отношения между государственными и частными агентствами занятости традиционно строятся на трех принципах: контроль, конкуренция и сотрудничество.

Государственная служба занятости занимает монопольное положение в качестве посреднической структуры на российском рынке труда, за исключением Москвы и ряда крупных городов, где действуют альтернативные службы занятости и частные агентства временной и постоянной занятости.

Мировой опыт показывает, что только треть соискателей находят работу через государственные агентства по трудоустройству. Большинство людей, прежде чем обращаться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, служб альтернативной занятости и специальных посреднических отделений. Поскольку на российском рынке труда такого спектра организаций нет, процент обращающихся в государственные органы вызывает тревогу. В настоящее время, по крайней мере, можно определить следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в рабочее место.

Психологическое неприятие безработицы и самих безработных, это в равной степени относится к тем, кто потерял работу и пытается самостоятельно найти работу, а также к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости.

Население плохо информировано о местонахождении этих служб, их назначении и видах деятельност.

Возможности трудоустройства центра занятости ограничены, поскольку подавляющее большинство руководителей предприятий не прибегают к услугам центра занятости при поиске и найме рабочей силы.

Говоря о финансовой стороне вопроса, можно отметить следующие причины: предполагается, что предприятия, освобождающие работников, должны информировать их о необходимости регистрации в центре занятости. Однако предприятия не имеют ни стимулов, ни обязанностей для выполнения этой функции. Более того, предприятия, которые сокращают занятость, скорее всего, находятся в сложной финансовой ситуации, и им выгоднее не информировать работников, поскольку в этом случае они не будут выплачивать им пособия в течение третьего месяца; Закон о занятости населения содержит положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятий, не могут обращаться за пособиями по безработице. Это означает, что многие из тех, кто потерял свою работу и получил выходное пособие, не видят никаких причин обращаться в рабочее место.

Независимо от того, насколько субъективны оценки людей, нельзя отрицать, что большинство безработных не пользуются услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна, и ее изучение повлияет на мотивационный механизм человека, который хочет найти работу.

Результативность влияния на рынок труда бюджетных инструментов, используемых в XXI в.

Государственное регулирование рынка труда и его потребность в России

«Чем меньше правительство занимается экономикой, тем лучше для экономики», - сказал Адам Смит. Согласно его интерпретации, рыночная система способна к саморегуляции, в основе которой лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный с погоней за прибылью.

Но в работах Дж. М. Кейнса эта теория была подвергнута критике и значительно модифицирована. Он оспаривает факт существования совершенной конкуренции по отношению к рынку труда внутренних механизмов адаптации, приводящих к его равновесию при полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя вынужденная безработица сохраняется из-за недостаточного совокупного спроса на рабочую силу, нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции, устраняется.

В отношении сегодняшних российских условий государственная политика на рынке труда не должна ограничиваться поиском оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать выполнению требований экономической эффективности, что подразумевает мобильность рабочей силы, освобождение от избыточных работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не путем сохранения чрезмерной численности работников, а путем создания новых рабочих мест, сокращения потребности населения в рабочих местах и ​​т. д.

В долгосрочной перспективе при реализации экономической стратегии Россия может столкнуться с рядом объективных ограничений и проблем. Некоторые из них вызваны демографическими процессами, в частности, старением населения. Сокращение общей численности населения, начавшееся в начале 90-х годов, продолжится. В то же время, до 2005-2006 гг. население трудоспособного возраста будет продолжать расти, что усилит давление на рынок труда, усугубляя проблему безработицы, несмотря на то, что экономика не будет испытывать дефицит трудовых ресурсов. В то же время появление кадров нового поколения, менталитет и образование которых уже ориентированы на рыночные условия, обострит конкуренцию на рынке труда, что положительно скажется на качестве трудовых ресурсов, используемых в производстве. Это особенно важно, учитывая миграционный отток квалифицированного персонала.

Достижение оптимально высокой, структурно рациональной, рентабельной и социально оправданной занятости является неотъемлемой частью процесса восстановления российской экономики. Стимулом этого процесса должны стать рыночные отношения и целенаправленные меры экономической политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости часто можно решить отдельно, без радикальных изменений в экономической стратегии, то в России это требует радикальной трансформации экономики. Это может быть реализовано только при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной деятельности и решении социальных проблем. Эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов необходимо для согласования путей решения проблем занятости.

Преодоление негативных тенденций в экономике может существенно способствовать улучшению демографической ситуации, повышению рождаемости. Если не будут приняты первые меры по нормализации экономического роста, возникнет угроза не только социальной стабильности, но и самому существованию России как государства.

Для решения всех этих проблем государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать или формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи и содействовать адаптации. работников на требования рынка труда. Следует также отметить, что способность государства создавать новые рабочие места меньше возможностей частного капитала. Однако это не снижает роли государства как гаранта занятости; это должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо в определенной степени ограничить их поведение на рынке труда, защищая социально уязвимые группы населения и регулируя выпуск рабочей силы в трудных ситуациях.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, требуется:

  • появление ориентированного на рынок, защищенного государством и социально ответственного владельца производственных и финансовых ресурсов, способствующего его предпринимательской деятельности;
  • привлечение внутренних и иностранных инвестиций;
  • обеспечение условий материального интереса работников, развитие их потребностей, расширение инфраструктуры их удовлетворения, а также соответствие профессионального уровня работников уровню материально-технической базы.

Таким образом, необходима реформа трудовых отношений, которая призвана ликвидировать разрыв между реалиями рынка труда и иллюзиями сохраняющегося трудового законодательства сегодня как явного проявления виртуальности нашего «социального государства». Целью реформирования этой сферы является повышение гибкости рынка труда и мобильности рабочей силы, в то же время обеспечивая реальную защиту прав работников и расширяя свободу маневра для работодателей и сокращая скрытые процессы на рынке труда.

Для этого целесообразно провести следующие мероприятия:

  • повысить роль отдельных трудовых договоров (законодательно и на практике), упростить процедуры их расторжения по инициативе работодателя при условии необходимой защиты прав и интересов работника;
  • на уровне предприятий и организаций изменить содержание и роль коллективных трудовых договоров с участием профсоюзов;
  • реформа трудовых отношений должна проводиться поэтапно с учетом радикального характера и разнообразия необходимых изменений в трудовом законодательстве;
  • принять более реалистичные увольнения.

Условием решения этих проблем является не только увеличение ресурсного обеспечения, основанного на экономическом росте, но также разработка законодательства и соответствующее изменение отношения общественности к этим проблемам.

Правовое регулирование рынка труда

Изменения в экономической ситуации в Российской Федерации, широкое развитие негосударственного сектора экономики, потеря функций государства в качестве основного работодателя, признание многообразия форм собственности - все это требовало изменения в существующей рабочей силе. законодательство. В России правовая основа рынка труда, где конкурентный механизм был бы основным регулятором, а не прямым административным контролем, была сформирована в конце перестройки и в первые годы после реформирования, когда был принят ряд фундаментальных законодательных актов (таких как Закон о занятости (1991 г.), соглашения о коллективном праве (1992 г.) и т. д. и ряд фундаментальных изменений были внесены в Трудовой кодекс, в котором установлены новые «правила игры» в трудовых отношениях. Некоторые нововведения в трудовом законодательстве уже закреплены в федеральных законах о порядке разрешения коллективных трудовых споров и внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс от 23.11.1995. Однако это не снимает вопроса о необходимости комплексной реформы всех законов о труде. Следует глубоко продумать, исходя из положений Конституции Российской Федерации, отечественный опыт в этом вопросе и максимально учитывать реалии сложившейся экономической ситуации.

Условия трудовых отношений, возникающих в процессе производства, отражаются на всех аспектах жизни конкретного человека и подразумевают особый характер регулирования, вытекающий из приоритета человеческой личности. Анализ конституционных норм позволяет сделать вывод о равной защите прав на труд (в рамках трудового договора) и предпринимательской деятельности. Соответственно, трудовое законодательство должно предусматривать равные права, взаимный учет прав и интересов сторон трудового договора. Однако, будучи юридически равным с работодателем, работник фактически является более слабой стороной трудовых отношений, во многом зависит от работодателя, что дает ему возможность навязать свою волю работнику. Рабочие могут реально противостоять этому, только вступив в профсоюз. Однако сам по себе он не может обеспечить принцип равенства, поэтому государственное законодательное регулирование играет решающую роль, которая содержит механизмы защиты прав сторон трудового договора при их фактической реализации.

Трудовое законодательство Российской Федерации, возникающее в условиях экономической свободы и конкуренции, не может игнорировать опыт регулирования трудовых отношений в других странах, прежде всего с развитой рыночной экономикой. Такое исследование чрезвычайно полезно, поскольку сущность взаимоотношений между работниками и работодателями в основном везде одинакова. Развитие этого опыта позволит избежать повторения ошибок, допущенных ранее другими странами, и разработать конкретные концепции охраны труда, подходящие для российских условий.

Скорее всего, европейская модель трудового законодательства будет наиболее приемлемой для России, которая характеризуется гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость структур частного бизнеса в правовом плане не позволяет перенести регулирование большинства вопросы, связанные с трудовыми отношениями на уровне фирмы. Не менее важна и психология самих рабочих, которые превращают все свои требования из привычки к государству, считая, что именно они должны решать все вопросы регулирования трудовых отношений.

В то же время особенностью современной государственной политики в России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь практически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции универсального работодателя и абсолютной власти в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении рабочих. условия и передача решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

Исходя из вышеизложенного, к основным принципам регулирования трудовых отношений можно отнести следующее:

  • признание юридического равенства сторон трудовых отношений и разработка механизма защиты более слабой стороны - работника;
  • учет интересов работников и работодателей, государственная защита их интересов;
  • гуманистический характер трудовых отношений, признание приоритета личности над интересами производства;
  • учет особенностей конкретных категорий работников и характера отдельных видов работ при разработке механизма регулирования трудовых отношений;
  • установление эффективных мер ответственности за нарушение трудового законодательства.

В заключение следует отметить, что простого наличия правильно подготовленного закона недостаточно для того, чтобы существенно повлиять на общественное сознание. Хороший закон может просто не применяться и действовать неэффективно (в современных условиях массовые нарушения прав трудящихся часто связаны не с отсутствием законодательных актов, а с простым неисполнением закона). Условия для фактического применения трудового законодательства, их эффективность требуют особого рассмотрения, но в целом следует отметить, что права трудящихся, гарантируемые государством, должны защищаться, прежде всего, путем обеспечения того, чтобы гражданин имел доступ к подлинному правосудию без месяцев и унижений ожидания.

Перспективы развития рынка труда

Успех проводимых в России реформ во многом зависит от степени институционализации легальной экономики в целом и отдельных рынков в частности. Конечно, следует иметь в виду, что в процессе институционализации могут быть сформированы не только эффективные институты. Например, теневые рынки и процессы, которые нельзя признать способствующими повышению эффективности экономики, институционализированы наряду с легальными.

Создание рыночных институтов не идентично процессу формирования рынка. Но в то же время успешное функционирование рынков, как основных механизмов экономической координации, является целью инженерных институтов. В современной экономической литературе об институционализме и экономике организаций различие между институтами и рынками сводится к тому, что рынки определяются как механизмы передачи прав собственности, а институты определяются как правила и нормы, определяющие этот и другие механизмы человеческое поведение.

Процесс институционализации рынков труда в переходной экономике сложен и противоречив, сопровождается разрушением уже созданных институтов или их неэффективным функционированием (например, городскими, молодежными и другими биржами труда). Особая роль в формировании институтов рынка труда принадлежит формальным институтам, среди которых институты и нормы трудового законодательства имеют первостепенное значение. Принятие нового Трудового кодекса в 2002 году должно помочь изменить направление развития вектора конструктивных тенденций на современном отечественном рынке труда.

Ситуация на российском рынке труда может быть описана как неравновесная (асимметричная), и характер неравновесия имеет особенности, которые часто не анализируются в рамках традиционного неоклассического макро- и микроэкономического анализа. Рыночный дисбаланс в странах с переходной экономикой носит институциональный характер и проявляется в отсутствии институтов, которые могли бы обеспечить условия для возникновения эффективного равновесия.

На мой взгляд, выделяются следующие особенности неравновесия на рынке труда:

  1. Сложившаяся ситуация является следствием переходных и трансформационных процессов в экономике в целом. Особенность адаптации рынка труда к существующим новым экономическим условиям и институтам заключается в том, что это происходит не столько за счет сокращения численности работников, сколько за счет гибкости в оплате труда, а также его продолжительности и эффективность. Конкретными проявлениями этой специфической гибкости являются низкая заработная плата, высокий уровень дифференциации, систематические задержки в их выплате, широко распространенный административный отпуск и перевод на неполный рабочий день, развитие вторичной занятости и высокая текучесть кадров. Эти факторы определяют сохранение избыточной (занятой) рабочей силы на значительной части российских предприятий.
  2. Особенностью неравновесия современного российского рынка труда является наличие увеличивающегося разрыва между официально зарегистрированным числом безработных и их общей численностью, что не соответствует уровню спада производства. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению доли официально зарегистрированных безработных в их общей численности. Так, в июне 2000 г. доля официально зарегистрированных безработных в их общей численности составила 22%, а в июне 2001 г. - 15%. Одним из объяснений этого явления может быть постепенный уход в «тень» правовой составляющей рынка труда. Значительный разрыв между зарегистрированной безработицей и фактической может быть объяснен тем фактом, что у безработных часто есть выбор - иметь легальную занятость, но с крайне низкими доходами или иметь более высокие доходы, но потерять все социальные гарантии, перейдя к теневой сектор.Таким образом, рынок труда, в зависимости от институциональных факторов, представляется сложной структурированной структурой, состоящей из нескольких рынков и квазирынков, в зависимости от типа того, как работники реагируют на различные стимулы при поиске работы. Поэтому каждый работник вынужден делать выбор между теневым рынком труда и легальным с низкой заработной платой и минимальными социальными гарантиями. А именно, выбор сотрудника по этим критериям, наиболее выгодным для него, будет и впредь показывать направление развития современного рынка труда в будущем.
  3. Отклонение цен на рынке труда от полного равновесия также можно объяснить специфической монополизацией, которая является «наследием» плановой экономики, а также объясняется слабостью и неразвитостью институциональной структуры.

Важнейшим институтом рынка труда является профсоюзный институт. В плановой экономике профсоюзы не были ассоциациями свободных рабочих, но были встроены в общую систему управления.

В России кризис в системе государственных профсоюзов возник в дореформенный период, когда начали создаваться независимые профсоюзы, а забастовочное движение приобрело широкий размах. В ходе последующих реформ российский рынок труда приобрел все важнейшие признаки, присущие современной системе трудовых отношений: независимые от государства объединения трудящихся; право на забастовку; свобода коллективных переговоров; механизм трехсторонних соглашений с участием профсоюзов, работодателей и государства. Эти изменения были закреплены в законе «О коллективных договорах и соглашениях», положениях Правительства Российской Федерации «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», «О порядке подготовки и заключения договоров». Генеральное соглашение и отраслевые (тарифные) соглашения ".

Необходимо учитывать исторический факт, что объединения трудящихся способствовали институциональным изменениям, в результате которых стали широко распространены капиталоемкие производства и, следовательно, неизбежные технологические и организационные инновации. Это согласуется с историческими фактами эпохи промышленной революции: организация больших групп работников навязывала корпорациям постоянную заботу о развитии капиталоемких методов производства и о минимизации использования труда. Профсоюзы наемных работников в профсоюзах являются единственным способом повышения эффективности рынка труда в условиях монопсонии или олигопсонии.

В нашей стране профсоюзы еще недостаточно сильны, и, скорее всего, в ближайшее время они все равно не будут оказывать достаточного влияния, и, следовательно, развитие эффективности рынка труда в России в этом направлении не будет наблюдаться.

Приватизация и острая необходимость для российских предприятий сосредоточиться на рыночном спросе неизбежно повлияют на структуру производства товаров и услуг и, следовательно, на структуру и масштабы занятости. Как ни парадоксально, ни того, ни другого (по крайней мере, в ожидаемом) масштабе не произошло.

При планировании реформ особое внимание уделялось изменению структуры прав собственности в стране. Но результаты этого процесса неоднозначны и, по мнению большинства экономистов, неудовлетворительны из-за слабого развития институциональных механизмов, способствующих эффективному перераспределению и контролю собственности, а также сокращению цепочек агентов.

Индивидуализация собственности предполагает создание более конкурентных условий для перетока ресурсов в перспективные отрасли. Таким образом, приватизация, которая создает много частных собственников, является одной из предпосылок реструктуризации промышленности. Реформа трудовых отношений в постсоветском обществе основана на совершенно разных подходах, которые требуют собственных, принципиально разных институциональных механизмов. Индивидуализация рынка труда (и новый Трудовой кодекс, по сути, этому способствует), расширяющаяся в России, ставит работников в положение, противоположное односторонней монопсонии, что снижает Парето-эффективное распределение трудовых ресурсов. Ситуации с односторонне доминирующими группами работодателей можно сопоставить с коллективным взаимодействием заинтересованных групп работников. В России такое взаимодействие групп в будущем развитии рынка труда должно привести к формированию законодательной системы, которая генерирует эффективные формальные институты.

Для того чтобы профсоюзы как ассоциации защиты прав наемных работников стали важным социально-экономическим институтом на рынке труда, необходимо, чтобы солидарность в представлении работников имела альтернативные преимущества по сравнению с другими типами поведения, в частности индивидуалистические.

Не все меры государственной политики развитых стран на рынке труда могут быть применены в российской экономике. Государственная политика в нашей экономике должна быть в первую очередь направлена ​​на создание условий для создания институтов и, следовательно, институциональной структуры.

Институционализация рынка труда в экономике страны является частью более широкой проблемы, которая до сих пор, по мнению многих экономистов и других представителей общественных наук (социологов и политологов), не имеет однозначного решения - проблемы институционального меняется.

Институционализация (или формирование стабильной институциональной структуры экономики) - это консолидация вновь приобретенных или импортированных неформальных и формальных правил и норм в устойчивых формах институтов и организаций (которые могут принимать как легальные, так и нелегальные, теневые формы), обеспечивая Система экзогенных ограничений для хозяйствующих субъектов.

Для переходной экономики характерны разрушение старых институтов (деинституционализация) и формирование новых (институционализация). На наш взгляд, деинституционализация рынка труда - это процесс формирования неэффективных местных институциональных структур, характеризующихся нестабильностью и высокой монопсонизацией.

На практике учреждения устанавливаются так, что при значительном увеличении числа лиц, следуя установленным ими правилам и ограничениям, они дают растущий предельный доход для всей группы, в которой применяется это учреждение. Доходность функционирования учреждения - это соотношение между суммой пособий, которые организация предоставляет человеку, и затратами на его предоставление. Для того чтобы растущее возрождение института возникло, группа, основанная на традиционной теории групп, должна быть достаточно большой. Действия в таких учреждениях будут привлекательны для большинства лиц в группе, поэтому для соблюдения правил и ограничений, предписанных учреждением, нет необходимости в насилии или любом другом принуждении. Здесь люди делают свой выбор. Примером является увеличение предельной доходности учреждений, которые закрепляют правила совместного поведения на монопсонических рынках.

Хотя для узкого круга людей предельный доход остается положительным, при увеличении круга людей, попадающих в сферу действия этого института, предельный доход уменьшается. Примером такого института в современной России является социальное страхование, в частности, оплата лечения и отдыха. В 2000 году 80% таких платежей были сделаны 20% домохозяйств с самыми высокими доходами.

Учреждения с уменьшающейся предельной прибылью способствуют распаду общества. На российском рынке труда это проявляется в возрождении семейственности на престижных и высокооплачиваемых должностях, связанных с государственным управлением и осуществлением власти. Семья как узкая группа отражает доминирование институтов, присущих традиционному обществу, если такие институты не дополняются правилами, необходимыми для существования расширенного порядка. Необходимость использования принципа совместного поведения относительно больших групп возникает на определенном этапе институционализации капиталистического общества. Этот этап характеризуется процессом трансформации рынков, на которых индивидуализированные агенты появляются на рынках, основанных главным образом на одностороннем или двустороннем взаимодействии организованных групп. Потребность в коллективизации (т. е. группировании большинства хозяйствующих субъектов) заключается в процессах прогрессивной неконкурентоспособности отдельных рынков, которая становится значительной в начале XXI века.

Существуют две основные гипотезы, объясняющие формирование социальных движений, таких как профсоюзы. Согласно первому (о непрерывности общественного движения), нормы поведения, лежащие в основе любого общественного движения и его идеологии, определяются традициями, существовавшими в обществе еще до начала модернизации. Второй (по социальной мобилизации) отводит минимальную роль традициям, ориентируясь на рациональные действия людей.

Для России не характерна модель формирования общественных движений (в том числе профсоюзных), основанная на преемственности традиций, в основном из-за характера традиций, которые исторически сложились в стране. Согласно социологическим исследованиям, в России нет традиций совместного поведения и построения общественных отношений на основе взаимности. Доминирующей формой российской общественной организации была семья. В советский период тенденция к организации жизни вокруг семьи и связанных с ней ценностей также преобладала, несмотря на официально объявленные идеалы коллективизма и интернационализма.

Создание социальных движений в России возможно на основе социальной мобилизации. Социальная мобилизация - это процесс объединения ресурсов, которыми обладают люди, и направления их на достижение общих целей и защиту групповых интересов. В сложившихся экономических и политических условиях такая мобилизация представляет собой процесс создания институтов, которые по отношению к отдельным лицам, входящим в сферу их действий, являются коллективными благами.

Заключение

В заключение, в заключение я хочу сказать, что рынок труда - это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающими в результате продажи этого труда. Поскольку рынок труда находится под огромным влиянием со стороны различных субъектов трудовых отношений: это профсоюзы, которые защищают интересы работников, и государство, которое поддерживает интересы как работников, так и работодателей через специализированные организации и законодательное регулирование труда. отношения и деловые ассоциации, которые создаются как противовес профсоюзам.

Также невозможно сосредоточиться на каком-либо конкретном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Действительно, государственная политика в отношении рынка труда в целом может быть эффективной только в том случае, если она проводится по-разному для каждого из его сегментов. Примером является необходимость радикальной трансформации существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, является частью потенциального рынка труда. Целевое государственное регулирование в этой области, наряду с другими мерами в других сегментах, может быть действительно эффективным.

Что касается степени вмешательства государства в рыночную экономику, а именно в сферу трудовых отношений. Что касается стран с развитой рыночной социально ориентированной экономикой, то этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала из-за чрезмерного налогового давления на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т. д.). И здесь уже поднимается вопрос о предоставлении свободы саморегулирующимся рыночным процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей экономике, с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы, говорить о построении эффективной социальной экономики еще рано. Этому способствуют несовершенство законодательной базы, налогового законодательства, коррупция среди старшего персонала и сильный «теневой» сектор. Одним словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, необходимо сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.