Решение задач по административному праву

Решение задач по административному праву с примерами онлайн

 

Если у вас нету времени на решение задач по административному праву вы всегда можете попросить меня, вам нужно написать мне, и я вам помогу онлайн или в срок 1-3 дня всё зависит что там у вас за работа, вдруг она огромная! Чуть ниже размещён теоретический и практический материал, который вам поможет сделать работу если у вас много свободного времени и желания!

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Заказать работу по административному праву помощь в учёбе

 

Понятие административного права

Право является в руках государства необходимым и важным средством, с помощью которого оно формирует и реализует свою волю, свои интересы, определяет задачи и направления деятельности всего государственного механизма, регулирует разносторонние общественные связи. Одним из конкретных объектов правового регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе и по поводу осуществления функций государственного управления, то есть отношения управленческого характера.

Государственное управление нуждается в правовом оформлении. Такая необходимость предопределяется многими факторами, в числе которых можно назвать, прежде всего, прямое отражение в этой деятельности государственных интересов. Правовая форма придает им официальный характер, непосредственно воплощает их в обязательных предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Тем самым господствующая в обществе воля материализуется в конкретной сфере общественной жизни: в праве находит свое выражение государственная воля. Следовательно, правовое регулирование управленческих отношений в конечном счете подчиняет их воле и интересам государства.

Не менее важное значение имеют и другие факторы, например: представительство государства в управленческой сфере в лице многочисленных, различных по своему назначению и месту в официальной иерархии субъектов – органов государственного управления и отдельных должностных лиц, активное участие в управленческих отношениях граждан и негосударственных организаций, исключительно широкий круг общественных отношений, возникающих в сфере управления.

 

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Контрольная работа по административному праву заказать

 

Правовая регламентация в этих условиях призвана создать и обеспечить прочный правовой режим, в рамках которого организуется и осуществляется исполнительно-распорядительная деятельность, складываются и развиваются управленческие отношения, определяются обязанности и правомочия их участников. Правовая форма связей в сфере государственного управления является, таким образом, важнейшим условием эффективного функционирования всей системы исполнительной власти.

Отдельные стороны деятельности участников процесса управления испытывают на себе регулятивное воздействие норм различных отраслей права (в частности, гражданского, трудового). Но это воздействие не касается главного: собственно исполнительно-распорядительной деятельности и связанных с нею управленческих отношений. Такую специальную задачу призвано реализовывать административное право – самостоятельная отрасль права, имеющая свой специфический предмет регулирования.

 

Предмет отрасли права – это круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью.

Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. По предмету правового регулирования в основном и проводится разграничение между различными отраслями права.

С этих общетеоретических позиций и следует подходить к характеристике административного права, что дает возможность в наиболее общем виде сформулировать вывод следующего содержания: административное право имеет особое назначение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, а именно отношения, складывающиеся по поводу реализации функций исполнительной власти.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Помощь по административному праву онлайн

 

Исходя из данного определения предмета, можно наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование:

А. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

  1. Между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, то есть определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим.
  2. Между различными органами исполнительной власти, не связанными отношениями подчиненности (например, между различными министерствами).
  3. Между органами исполнительной власти и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями, учреждениями.
  4. Между органами исполнительной власти и негосударственными объединениями граждан.
  5. Между органами исполнительной власти и гражданами.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Курсовая работа по административному праву заказать готовую онлайн

 

Б. В зависимости от характера (содержания) управленческих отношений:

  1. Связанные с осуществлением вышестоящими органами централизованного руководства деятельностью нижестоящих органов, а также предприятий, организаций и учреждений.
  2. Связанные с осуществлением органами исполнительной власти (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления (например, администрация предприятия).
  3. Связанные с осуществлением органами исполнительной власти государственного регулирования или руководства деятельностью негосударственных организаций.
  4. Связанные с осуществлением органами исполнительной власти (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере исполнительной власти.

В. Применительно к направлениям административной деятельности:

  1. Связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления.
  2. Связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, то есть с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов.
  3. Связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов.
  4. Связанные с осуществлением органами исполнительной власти юрисдикционной деятельности.

Г. По областям административной деятельности:

  1. В области управления хозяйственным комплексом.
  2. В области управления социально-культурным строительством.
  3. В области управления административно-политическим строительством.

Таковы основные виды общественных отношений, составляющих предмет административного права. Их перечень, доступный и более дробной классификации, свидетельствует об охвате административно-правовыми средствами регулирования разнообразных, широких общественных связей.

Основными условиями отнесения общественных отношений к управленческим, то есть составляющим предмет административного права, являются следующие: 1) наличие в них соответствующего органа исполнительной власти или его представителя и 2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

РГР по административному праву расчетно графическая работа

 

Итак, административное право представляет собой отрасль права (совокупность правовых норм), призванную регулировать в интересах государства общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, во внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

Задачи по административному праву с решением

 

 

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Административное и конституционное право. Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования.

Конституционное право занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют основные принципы организации и деятельности исполнительно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда, прокуратуры и иных государственных органов.

Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно-распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.

Административное и гражданское право. Во взаимоотношениях этих отраслей права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования, например отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере. Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в присущих им методах правового регулирования. Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны: одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении. Соответственно данный вид имущественных отношений регулируется посредством властных распоряжений. Например, на основе акта министерства осуществляется безвозмездная передача зданий, сооружений от одной государственной организации в ведение другой. Имущественная база возникающих здесь отношений бесспорна. Но одновременно организация, передающая указанные объекты, является подчиненной по отношению к министерству. На основе его акта у нее возникает административно-правовая, а не гражданско-правовая обязанность, связанная с передачей имущества. Налицо, следовательно, управленческое отношение имущественного характера. Оно регулируется не на началах равенства сторон, а путем властного распоряжения полномочного органа управления.

Административное и трудовое право. Эти две отрасли также имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие, связанные с ними общественные отношения (по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса работников именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается известное переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, так как представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.); трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих.

Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе; административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

Административное и финансовое право. Для регулирования финансо­вых отношений используется преимущественно властный административный метод. Финансовое право отделилось от конституционного и административ­ного права в силу того, что объект правового регулирования имеет здесь свою специфику и большое общественное значение. Финансовое право призвано ре­гулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе финансо­вой деятельности государства, основным содержанием которой является моби­лизация, распределение и использование денежных средств, составляющих часть национального дохода государства. В таком широком понимании финан­совая деятельность включает в себя и деятельность исполнительно-распоряди­тельного характера. Нормы административного права широко используются для регулирования непосредственно управленческих отношений в области фи­нансов (например, организация и полномочия финансово-кредитных органов). Но, поскольку в них превалируют «денежные» элементы (бюджетные, кредит­ные, налоговые и т.д.), они составляют одновременно и предмет финансового права. Следовательно, для финансового права характерна относительная само­стоятельность.

Административное и аграрное право. Эти отрасли права соотносятся примерно так же, как административное и финансовое право. Аграрное право имеет своим предметом земельные отношения, то есть отношения между государством как собственником земли и ее пользователями. Фактически земельные отношения регулируются многими отраслями права. Например, гражданское право регламентирует порядок рассмотрения некоторых имущественных споров по поводу землепользования, финансовое – формы и порядок уплаты земельной ренты за пользование землей и т.п. Административное право регулирует значительную часть земельных отношений, поскольку они возникают, изменяются и прекращаются на основе актов государственных органов. Для них характерен властный метод регулирования.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

 

Возможно, вас также заинтересует эта ссылка:

 

Система административного права

Нормы административного права в практическом, научном и педагогическом плане подразделяются на две основные группы:

1. Общую часть, содержащую нормы, действующие в масштабе всей системы исполнительной власти, сходные для всех ее областей (отраслей, сфер). Сюда относятся нормы, закрепляющие:

  • основные принципы организации и деятельности исполнительной власти,
  • правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, негосударственных организаций, граждан);
  • формы и методы управленческой (административной) деятельности (издание актов, убеждение, принуждение и т.п.);
  • способы и порядок обеспечения законности в сфере исполнительной власти;
  • основы административно-процессуальной деятельности.

2. Особенную часть, содержащую нормы, действующие в масштабе отдельной области, отрасли, сферы исполнительной власти и отражающие ее специфику. Система Особенной части может быть представлена в следующем виде:

  • нормы, регулирующие управление в хозяйственной области (промышленность, строительство, сельское хозяйство, заготовки сельскохозяйственных продуктов, эксплуатация и охрана природных ресурсов, транспорт, дорожное хозяйство, связь, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения);
  • нормы, регулирующие управление в социально-культурной области (образование, наука, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение);
  • нормы, регулирующие управление в административно-политической области (оборона, обеспечение государственной безопасности, внутренние дела, юстиция, иностранные дела, внешние экономические связи);
  • нормы, регулирующие межотраслевое государственное управление (учет, финансы и кредит, материально-техническое снабжение, стандартизация, труд и заработная плата, ценообразование, изобретения и открытия).

Задача 1.

За распитие спиртных напитков в кинотеатре студент Комлев и военнослужащий срочной службы Силин были доставлены в РОВД и задержаны там с 12 до 16 часов. Через три дня начальник РОВД вынес постановление о назначении на каждого административного штрафа.

Найдите нарушения законности.

Распитие спиртного в общественном месте является административным правонарушением, наказание за которое предусмотрено ст.20.20 КоАП РФ – часть 1 или 2 в зависимости от крепости напитка (до 12 % или более 12%).

Кинотеатр является общественным местом. Как известно, общественными местами выступают детские, образовательные и медицинские организации, все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения, организации культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения1.

Поэтому в данном случае, поскольку имело место административное правонарушение, нарушителей в целях составления протокола об административном правонарушении имели право доставить в РОВД на основании ст.27.2 КоАП РФ. Далее, их имели право задержать, но на срок не более 3 (трёх) часов, согласно ч.1 ст.27.5 КоАП РФ. То, что их продержали 4 часа, является нарушением.

Далее. Как только выяснили и установили достоверно, что Силин является военнослужащим, действия должны были быть следующими.

Согласно п.4.1 ст.27.3 КоАП РФ, об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы). Однако в нашем случае о задержании Силина в воинскую часть никто не сообщил, т.е. здесь также было допущено нарушение закона.

Сразу, в день задержания на Комлева в течение трех часов с момента задержания должен был быть составлен протокол по ст.20.20 КоАП РФ. С обоих граждан должны были быть взяты объяснения в письменной форме. Комлеву под роспись должны были вручить копию протокола и уведомить о месте и времени рассмотрения дела о совершенном административном правонарушении.

Что касается сроков рассмотрения.

Согласно ч.1 ст. 28.8 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении. Поэтому в течение трех суток со дня составления протокол должен был быть направлен начальнику РОВД.

Согласно ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Протоколы по ст. 20.20 КоАП РФ рассматриваются начальником органа внутренних дел. В данном случае это начальник РОВД.

Наказание действительно предусматривает административный штраф. Поэтому Комлеву назначено наказание правомерно.

Однако Силину не может быть назначено наказание в виде административного штрафа, поскольку он проходит срочную военную службу. Согласно с.6 ст.3.5 КоАП РФ, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Более того, на Силина вообще не могли составить протокол, поскольку на основании ч.1 ст.2.5 КоАП РФ, за административные правонарушения по ст.20.20 КоАП РФ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законами о прохождении военной службы. Поэтому с него могли только взять объяснение и вместе с рапортом о факте доставления и задержания этого военнослужащего, с материалами, подтверждающими факт нахождения его в общественном месте, распивавшего спиртное, должны были направить командиру воинской части. Уже командир бы решил вопрос о привлечении Силина к дисциплинарной ответственности.

Согласно ч.2 ст.28.4 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»1, за дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования; отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест.

 

 

Гражданин Филичкин 26 сентября в нетрезвом состоянии зашел на проходную завода, где сквернословил, приставал к охраннику, пытался нанести ему удар кулаком. За данные действия мировой судья подверг его административному аресту сроком на 15 суток.

Во время отбывания ареста Филичкин. плохо работал, пререкался с дежурным по спецприемнику для административноарестованных. За это 8 октября по материалам спецприемника он был мировым судьей подвергнут аресту еще на 10 суток.

16 октября Филичкин ушел с места работы и не вернулся в спецприемник, за что начальник спецприемника продлил ему арест еще на 5 суток. Административно арестованный обратился с жалобой на неправильные, по его мнению, действия должностных лиц.

Дайте юридический анализ данной ситуации.

Ответ на поставленный вопрос:

Действия гражданина Филичкина на проходной завода формируют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Санкцией является административный штраф или арест до 15 суток. Правонарушение, предусмотренное ст. 20.1 КоАП вправе рассматривать суд (часть 2 статьи 23.1 КоАП), а также только судья вправе назначать административный арест (статья 3.9 КоАП).

Тем самым наложение ареста судьей за мелкое хулиганство является правомерным.

Второй случай наложения ареста на 10 дней за плохую работу и пререкание с дежурным по спецприемнику считаем неправомерным по следующим основаниям:

1) действия гражданина Филичкина не формируют объективную сторону административного правонарушения, так как «плохая работа и пререкания» не являются равнозначными нарушению общественного порядка и нецензурной бранью в общественных местах;

2) административный арест был продлен на 10 дней по материалам спецприемника, а его могут продлить только при наличии протокола о совершении административного правонарушения;

3) административный арест был назначен 8 октября, когда еще не истек срок назначенного до этого административного ареста. В КоАП не содержится нормы, запрещающей это, но ч.2 ст. 3.9. подчеркивает возможность назначения этого вида наказания в исключительных случаях, а мы видим его назначение два раза подряд.

Действия гражданина Филичкина в третьей ситуации формируют объективную сторону п. 2 ст. 20.25 КоАП, предусматривающей наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток в случае самовольного оставления места отбывания административного ареста. Однако в соответствии со ст. 23.1 КоАП наложение административного ареста является полномочием судьи, а не начальника спецприемника. Следовательно, продление начальником спецприемника административного ареста еще на 5 суток неправомерно.

 

Задача 2.

Действия сотрудников полиции, применяемые к гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения

Действия сотрудников полиции, применяемые к гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения

Статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - «Кодекс») предусмотрена административная ответственность за появление граждан на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу, как для самих себя, так и для окружающих.

К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.

Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные статьями 20.20 (потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах) и 20.21 Кодекса.

Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

При выявлении признаков административного правонарушения, в том числе ответственность за которые предусмотрена ст. 20.21 Кодекса сотрудники подразделений патрульно-постовой службы полиции обязаны:

1. Немедленно потребовать прекращения противоправного поведения.

2. Проверить документы, удостоверяющие личность правонарушителя.

3. Установить и записать данные о свидетелях (если таковые имеются), объяснить свидетелям их права и обязанности в соответствии с действующим законодательством.

4. Определить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу:

4.1. Наличие события административного правонарушения.

4.2. Лицо, совершившее противоправные действия.

4.3. Виновность лица в совершении административного правонарушения.

4.4. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

4.5. Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

5. Составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса.

В целях составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного КоАП РФ при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения в соответствии со статьей 27.2 Кодекса осуществляется доставление физических лиц в служебные помещения ближайшего органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления.

О доставлении составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании.

За появление граждан на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в соответствии со статьей 20.21 Кодекса предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях возложена на должностных лиц органов внутренних дел (полиции) (ч.1 ст.28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст.23.3 Кодекса) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч.2 ст.23.1 Кодекса).

 

 

Задача № 3

17-летний Бахтин после окончания школы поступил в ЕВАКУ и 22 июля приказом начальника училища был зачислен курсантом. Находясь вне расположения военного училища, 28 июля он вместе с 16-летним Павлюком распивал спиртные напитки в парке, где они и были задержаны сотрудниками милиции. Начальник РОВД, рассматривая дело о вышеуказанном правонарушении, наложил на Бахтина штраф в размере ½ минимального месячного размера оплаты труда. На довод Бахтина о том, что он как курсант военного училища не может быть оштрафован, начальник РОВД ответил, что Бахтин еще не принял присягу и потому не является военнослужащим, а административные взыскания на него налагаются в общем порядке.

Законны ли действия начальника РОВД?

Как должны быть квалифицированны действия Бахтина и Павлюка?

Ответ:

На основании 2.5. КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Следовательно, в данном случае действия начальника РОВД незаконны.

Задача 5.

За распитие спиртных напитков в кинотеатре студент Комлев и военнослужащий срочной службы Силин были доставлены в РОВД и задержаны там с 12 до 16 часов. Через три дня начальник РОВД вынес постановление о назначении на каждого административного штрафа.

Найдите нарушения законности.

Распитие спиртного в общественном месте является административным правонарушением, наказание за которое предусмотрено ст.20.20 КоАП РФ – часть 1 или 2 в зависимости от крепости напитка (до 12 % или более 12%).

Кинотеатр является общественным местом. Как известно, общественными местами выступают детские, образовательные и медицинские организации, все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения, организации культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения1.

Поэтому в данном случае, поскольку имело место административное правонарушение, нарушителей в целях составления протокола об административном правонарушении имели право доставить в РОВД на основании ст.27.2 КоАП РФ. Далее, их имели право задержать, но на срок не более 3 (трёх) часов, согласно ч.1 ст.27.5 КоАП РФ. То, что их продержали 4 часа, является нарушением.

Далее. Как только выяснили и установили достоверно, что Силин является военнослужащим, действия должны были быть следующими.

Согласно п.4.1 ст.27.3 КоАП РФ, об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы). Однако в нашем случае о задержании Силина в воинскую часть никто не сообщил, т.е. здесь также было допущено нарушение закона.

Сразу, в день задержания на Комлева в течение трех часов с момента задержания должен был быть составлен протокол по ст.20.20 КоАП РФ. С обоих граждан должны были быть взяты объяснения в письменной форме. Комлеву под роспись должны были вручить копию протокола и уведомить о месте и времени рассмотрения дела о совершенном административном правонарушении.

Что касается сроков рассмотрения.

Согласно ч.1 ст. 28.8 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении. Поэтому в течение трех суток со дня составления протокол должен был быть направлен начальнику РОВД.

Согласно ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Протоколы по ст. 20.20 КоАП РФ рассматриваются начальником органа внутренних дел. В данном случае это начальник РОВД.

Наказание действительно предусматривает административный штраф. Поэтому Комлеву назначено наказание правомерно.

Однако Силину не может быть назначено наказание в виде административного штрафа, поскольку он проходит срочную военную службу. Согласно с.6 ст.3.5 КоАП РФ, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Более того, на Силина вообще не могли составить протокол, поскольку на основании ч.1 ст.2.5 КоАП РФ, за административные правонарушения по ст.20.20 КоАП РФ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законами о прохождении военной службы. Поэтому с него могли только взять объяснение и вместе с рапортом о факте доставления и задержания этого военнослужащего, с материалами, подтверждающими факт нахождения его в общественном месте, распивавшего спиртное, должны были направить командиру воинской части. Уже командир бы решил вопрос о привлечении Силина к дисциплинарной ответственности.

Согласно ч.2 ст.28.4 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»1, за дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования; отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест.

 

 

 

 

 

 

Любителей распивать алкогольные напитки в общественных местах, или тех, кто находится в обществе в нетрезвом состоянии, могут привлечь к ответственности. Представители правоохранительных органов могут задерживать пьяных граждан - вот только не везде.

Расскажем, в каких случаях, и каким образом полиция сможет задержать нарушителей, а также укажем, что грозит им.

Содержание статьи:

  1. Определение алкогольного опьянения – нарушение Закона
  2. Основания для задержания пьяных граждан полицией
  3. Порядок задержания лиц и препровождение в участок – сроки, права
  4. Ответственность лиц в нетрезвом состоянии, штрафы

Определение алкогольного опьянение у гражданина – когда идет уже нарушение Закона?

Ни для кого ни секрет, что в России предусмотрено наказание для граждан, которые появляются в состоянии алкогольного опьянения в обществе или общественном месте. Появление не может быть простым, оно обычно нарушает права окружающих, оскорбляет человеческое достоинство и выходит за рамки морали и нравственности.

Возникает вопрос, когда же нарушается закон – неужели от выпитого бокала вина или пива полицейские смогут задержать на улице и привлечь к ответственности? Будет ли гражданин, посетивший кафе или ресторан, и отправившийся в общественное место, являться нарушителем?

Определить состояние алкогольного опьянения может любой человек. Но вот если пьяный гражданин будет нарушать общественный порядок, либо нести угрозу безопасности, либо агрессивно себя вести, то его обязательно задержат. Гражданин не будет контролировать себя, свое поведение, для окружающих он создаст дискомфорт.

Например, пьяный может:

  1. Выкрикивать грубые выражения.
  2. Выражаться нецензурной бранью.
  3. Ругаться.
  4. Непристойно жестикулировать.
  5. Иметь неопрятный вид, грязную, мокрую одежду.
  6. Беспомощно себя чувствовать.
  7. Иметь нарушенную координацию движения.

Отметим, какие законы регулируют вопрос привлечения к ответственности пьяных граждан:

  1. Статья 20.21 КоАП РФ. Появление в общественных местах в состоянии опьянения.
  2. Статья 20.20 КоАП РФ. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах.
  3. Статья 20.22 КоАП РФ. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых опасных психоактивных или одурманивающих веществ.
  4. Статья 20.1. Мелкое хулиганство.

Также гражданам - и особенно юридическим лицам - следует ознакомиться с законом федерального уровня под номером 171. В нем подробно описано, как организуется продажа алкогольной продукции, какие требования выдвигаются к предпринимателям и клиентам, которые приобретают алкоголь в общественных местах, точках общественного питания - и не только.

Основания для задержания пьяных граждан полицией – в каких местах запрещено появляться гражданам в нетрезвом виде?

Главным основанием для задержания пьяного гражданина является появление его в нетрезвом виде в общественных местах. Подразумевается не простое появление гражданина, а совершением им непристойных, безнравственных действий.

Важно: Равноправным нарушением с появлением нетрезвого гражданина считается и распитие спиртных напитков в месте, предназначенном для общественного пользования.

Рассмотрим, где пьяных граждан могут задержать, в каких местах россиянам в нетрезвом виде запрещено появляться:

  1. В транспорте - например, в автобусах, маршрутках, троллейбусах, трамваях, электричках, поездах. Исключение – личное авто.
  2. На детских площадках.
  3. В торговых и развлекательных центрах.
  4. На площадках спортивного типа.
  5. На стадионах.
  6. В местах, предназначенных для отдыха граждан. Например, в скверах, парках
  7. На улице.
  8. В военных помещениях.
  9. В местах повышенной опасности - например, на автозаправке.
  10. В образовательных учреждениях (детском саду, школе, университете и т.п.).
  11. В магазинах или точках общепита, где алкоголь продается на разлив.
  12. В аэропортах.
  13. На автовокзалах.
  14. В других местах, отведенных для общественного пользования.

При совершении данных нарушений гражданина могут привлечь к ответственности по статье 20.21 КоАП РФ.

Если же пьяный будет затрагивать окружающих людей своими действиями, приставать к ним, оскорблять их человеческое достоинство, то его могут наказать за мелкое хулиганство по статье 20.1 КоАП РФ.

Порядок задержания лиц в состоянии алкогольного опьянения полицией и препровождение в участок – сроки задержания и права граждан

Порядок задержания определен в статье 92 УПК РФ.

Рассмотрим подробнее, как происходит задержание пьяных граждан.

Полицейский или сотрудник правоохранительных органов:

  1. Представляется гражданину. Он сообщает свою фамилию, должность, звание.
  2. Предъявляет ему свое удостоверение.
  3. Просит гражданина предоставить любой документ, который удостоверит личность.
  4. Объясняет причину и цель обращения.
  5. Просит человека, который может нарушить закон, покинуть общественное место, например, если возникла угроза жизни и здоровью окружающим людям.
  6. Разъясняет основания, согласно которым могут задержать гражданина.
  7. Перечисляет права и обязанности гражданина.
  8. Просит отправиться с полицейскими в орган дознания или к следователю.
  9. Составляет протокол о задержании. Документ должен быть оформлен в течение 3 часов. Следователь, дознаватель должен передать информацию в письменном виде прокурору в течение 12 часов.
  10. Предоставляет копию протокола для ознакомления задержанному гражданину.
  11. Проводит осмотр вещей в присутствии понятых, если пьяный человек был задержан по подозрению в совершении преступления. Протокол осмотра будет составляться отдельно.
  12. Информирует родственников, работодателя или адвоката по просьбе гражданина о том, что его задержали. При задержании несовершеннолетнего об этом сообщается его родителям или законным представителям.

Заметьте, что полицейский имеет полное право применить физическую силу при задержании или доставлении пьяного гражданина в отделение.

Задержание обязательно должно быть подтверждено протоколом.

В некоторых случаях прибегают к процедуре медицинского освидетельствования. Именно после нее будет выяснена степень опьянения нарушителя.

Давайте разберемся, на сколько могут задержать - и за что:

  1. На 3 часа. Если нарушитель был доставлен в отдел полиции в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. На 48 часов. Если было совершено административное правонарушение, либо требуется установить личность пьяного гражданина, либо необходимо выяснить обстоятельства нарушения.
  3. На 48-120 часов. Если нарушитель совершил преступление или подозревается в этом.

Обо всех действиях, особенно о задержании или применении силы со стороны полицейских, будет сообщаться гражданину.

Представитель правопорядка постарается урегулировать возникшую проблему словесно, но если это не поможет или пьяный гражданин будет оказывать сопротивление, то к нему применят физическую силу.

Ответственность лиц в нетрезвом состоянии, задержанных за нарушение Закона или общественного порядка – какой штраф платить?

Рассмотрим несколько распространенных ситуаций, когда пьяного нарушителя привлекают к ответственности - и определим, каково будет наказание при разных условиях.

Ситуация

Наказание

Ситуация 1. Появление пьяного в общественном месте

Наказание для гражданина, находящегося в нетрезвом виде в общественном месте, прописано в статье 20.21 КоАП РФ. Оно выражается в:

  1. Административном штрафе. Его размер составляет 500-1 500 руб.
  2. Административном аресте. Задержать гражданина могут на 15 суток.

Напомним, что с 16-летнего возраста гражданин отвечает за себя сам.

Ситуация 2.

Появление пьяного несовершеннолетнего гражданина в общественном месте

Ответственность ложиться на плечи родителей или законных представителей до того, как ребенку исполнится 16 лет. Наказание за совершение нарушения предусмотрено в статье 20.22 КоАП РФ. Родителям или представителям ребенка придется выплатить штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб.

Ситуация 3.

Распитие алкоголя в запрещенных местах

Ответственность по статье 20.20 КоАП РФ будут нести лица, которым уже исполнилось 16 лет. за совершение данного преступления им грозит штраф на сумму от 500 до 1 500 руб.

Крепость выпитого алкоголя не имеет значение. Раньше штрафные санкции были ниже и делились в зависимости от того, какой крепости алкоголь был выпит гражданином.

Ситуация 4.

Распитие алкоголя несовершеннолетним

Если подросток, младше 16 лет, употреблял или распивал алкогольные напитки в общественном месте, его не привлекут к ответственности. Наказание вместо него понесут его родители или законные представители. Им придется выплатить штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб. (ст.20.22 КоАП РФ).

Ситуация 5.

Пьяный гражданин совершил мелкое хулиганство

Когда нетрезвый россиянин нарушил общественный порядок, приставал к окружающим, выражался матерными словами, портил чужое имущество, его привлекут к ответственности по статье 20.1 КоАП РФ. Наказание может быть в виде:

  1. Штрафа. Его сумма составит 500-1 000 руб.
  2. Ареста. Задержать могут на срок до 15 суток.

Наказание может понести вменяемый гражданин, возраст которого больше 16 лет.

Ситуация 6.

Пьяный гражданин совершил мелкое хулиганство и не повиновался требованиям должностного лица

Не исполняя требования правоохранителей или представителя власти, который исполнял свои должностные обязанности, гражданин в нетрезвом виде может нарваться на жесткое наказание. Согласно части 2 статьи 20.1 КоАП РФ, ему придется:

  1. Выплатить штраф в размере 1 000-2 500 руб.
  2. Отбывать наказание в виде ареста в течение 15 суток.

Напомним, что физическую силу в отношении такого гражданина могут применить.