Религия и экономика: поиск взаимосвязей

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 13.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Изменения равновесия на денежном рынке и его влияние на экономические ресурсы 
Малый и средний бизнес в России 
Предпринимательство и бизнес в России 
Научно-технический прогресс и производство 


Введение:

Современное российское общество характеризуется сменой роли религиозных организаций, включением религии в социальные, политические и экономические процессы. Религия является важным социальным институтом, включенным в систему общественных отношений и генерируемым ими. Поэтому сегодня существует активное взаимодействие между религией и экономикой. Экономика является одним из социальных институтов, который включает собственность, торговую систему, экономическую деятельность и финансы.

Современные процессы десакрализации привели к тому, что сегодня религия стала частью не только образования, но и экономической деятельности. Исследователи давно затрагивают аспект влияния социокультурных, прежде всего религиозных, ценностей. Отношения между религией и экономикой как сферами социальной активности актуальны с эпохи Нового Века и Просвещения и по сей день. Религия и экономика текучие и текучие. Религия как понятие появляется в наше время, именно в этот момент она отчуждена от других сфер, поскольку в средние века религия была неотъемлемой частью общества.

В это время происходит процесс самоотверженности, вызванный Ренессансом и деятельностью гуманистов, прошедших Реформацию, тогда фактически возникает экономика. По сути, экономика, как и нормы морали и этики, также погружена в религию. Косвенное влияние религии на экономику имело важное значение в формировании современности и экономических отношений. Следует отметить, что особое место в экономической этике занимают монотеистические религии, основной сущностью которых была вера в единого Бога. Именно монотеизм, по мнению автора, стал фактором подъема человека над природой, соответственно его развития и формирования той экономической деятельности, которая стала основой современной экономики. 

Религия и экономика, поиск компромисов

Поскольку религия выступает как социальный институт, она должна рассматриваться и функционировать в контексте всей социальной системы. Реалии современного общества требуют поиска и создания новых типов отношений между религией и экономикой. 

Несмотря на большое количество исследований по религии и ее связи с экономикой, опубликованных за последние два десятилетия, изучение этой проблемы все еще находится на ранней стадии.

В сущности, научный взгляд на эту тему представлен двумя противоположными концепциями, это классическая теория М. Вебера, на которой мы не можем не остановиться, поскольку именно его тезисы на протяжении многих лет стали определяющими в социологии религии, фактически все остальные стали логическим продолжением тезиса Вебера. Второй взгляд теория религиозной экономики, возникшая в 60-70-е годы. XX век. как критика классического понимания М. Вебера и последующих теорий секуляризации. Эта концепция представлена ​​такими именами, как Уильям Бейнбридж, Роджер Финке, Лоуренс Джаннакконе, Родни Старк. 

Для начала обратимся к М. Веберу, который в своей концепции уделял большое внимание религиозной и культурной составляющей современного капитализма. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» философ рассматривает капитализм как рационализированное поведение. Это стало возможным только благодаря тому, что протестантизм внес большой вклад в идеологическую основу современного капитализма. По словам Вебера, это объясняет, как религия влияет на экономическую практику. Особая роль принадлежит идеалу профессиональной работы, который включал в себя скромный образ жизни и неутомимую работу. В этом случае человек был полностью ответствен за свои действия. По словам Вебера, следствием этих свойств протестантизма стало то, что его этические нормы стали основой жизни и труда. По сути, сфера их влияния не ограничивалась только религиозным и культовым, но также распространялась на экономическую сферу. Таким образом, мы видим, что стимулы, которые возникли в религии, существовали после исчезновения фактических религиозных стимулов. 

В своей работе «Экономическая этика мировых религий» философ обратил внимание на влияние религии на экономику, отметив при этом связь между религиозными идеями и социальными слоями.

Итак, М. Вебер, изучив роль религии в формировании экономики, в частности протестантизма в экономической деятельности, пришел к оригинальным выводам, которые, на наш взгляд, актуальны и сегодня. Во-первых, он указал на особую функцию протестантизма формирование необходимых качеств на религиозно-нравственной основе, что впоследствии повлияло на «развитие рационального капитализма». Во-вторых, отмечается, что благодаря протестантизму социализация произошла как своего рода посвящение в социальную группу, что также позволило получить экономические выгоды (кредит, налоговые льготы и т. д.). 

В сущности, существовало особое регулирование жизни, которое влияло на экономическую деятельность, в результате была создана рациональная методология поведения человека, протестант, которая впоследствии определяла идеологические позиции западного капитализма. Следует отметить, что не только религия, но и другие институциональные формы оказали влияние на формирование западноевропейской экономической системы. В конце концов, католические страны также включены в эту область развития капитализма. Так, В. Зомбарт указал на еврейские корни капиталистического духа, которые прослеживаются в иудаизме, затем в католицизме, а затем в протестантизме. 

Одной из главных тем Вебера в его исследовании мировых религий было изучение влияния религиозно-этических установок на характер и способ хозяйственной деятельности, на формы ее мотивации. Основой для сравнения мировых религий была, прежде всего, степень рационализации экономической деятельности, допускаемая определенной религиозной этикой. Степень рационализации, как показал Вебер, обратно пропорциональна силе магического элемента, который в той или иной степени присутствует в каждой религии. В результате возникла идея, что экономика как одно из основных условий существования человека воплощается в различных типах, которые характеризуются не только технологическими различиями, но и разной организацией труда. Вебер отметил, что менталитет экономических агентов является существенным фактором экономической активности. 

Выделив функцию религии, которая заключается в осмыслении и рационализации человеческой деятельности, Вебер указал на мощный потенциал, который религия имеет в своем воздействии на деятельность человека. Интерес Вебера был сосредоточен на вопросе о том, какую роль изменение религиозной этики в связи с возникновением и развитием протестантизма сыграло в реализации принципа рациональности и, как следствие, в формировании капитализма. Предметом исследования Вебера является связь религиозно-этических принципов и форм хозяйственной деятельности. Вебер исследует вклад христианства в историю Западной Европы, доказывая, что Реформация и возникшая в результате новая ветвь христианства протестантизм способствовали пробуждению духа предпринимательства, культивировали аскетический образ жизни и стимулировали развитие экономики. Постепенно работа Вебера касается не только отношений между религией и экономикой, но также и отношений между религией и формами власти, религией и искусством, наукой, философией и т. д. 

Идеи М. Вебера отражены в исследовании Р. Белла, в котором рассматривается и оценивается роль религии в модернизации Японии. Белл приходит к вывод о том, что «религия способна косвенно влиять на экономическое мышление (экономическое мышление), отличное от способа влияния протестантской этики. Религия, как показали исследования в ряде европейских стран и Соединенных Штатов (в частности, исследования, проведенные в Детройте Герхардом Ленски в 1950-х годах), а также в уже развитом индустриальном обществе определяет различия в экономическом менталитете населения: протестанты в большей степени, чем католики, имеют экономический менталитет типа, характеризуемого Вебером как «дух капитализма». 

П. Бергер считает, что «капитализму нужны социальные институты, которые уравновешивают безличные аспекты индивидуальной автономии и общественной солидарности». Среди этих учреждений наиболее важными являются семья и религия. 

Историк Н.М. Никольский проанализировал роль старообрядцев в развитии торгово-промышленного капитала в России. Однако взгляды Никольского, объясняющие влияние религии на экономическую деятельность, отличаются от идей Вебера. Разница заключается в том, что для Никольского в его оценке роли старообрядцев главным было появление новой церковной организации организации раскольнической колонизации, которая шла вдоль Волги и до Урала, а также за рубежом, а не развитие новой идеологии, которая способствовала росту капитализма в России. В результате у старообрядцев были все основные торговые точки обозначенного региона. В то же время Никольский, оценивая экономическую базу государственной православной церкви, отмечает «паразитические особенности церковного хозяйства» и приходит к выводу, что нет необходимости говорить о реальном вкладе православия в экономику. развитие дореволюционной России. В целом наши представления о роли Русской православной церкви в развитии российской экономики соответствуют выводам Н.М. Никольского, однако следует отметить, что церковь в дореволюционной России определенным образом влияла на страну экономика, это было связано с положением церкви как крупнейшего владельца после государства. Монастыри были центрами рыболовной деятельности (особенно в Сибири) и внесли значительный вклад в диверсифицированную экономику. 

Подход М. Вебера

Оценивая подход М. Вебера к проблеме взаимодействия религии и экономики, я хотел бы отметить, что, с одной стороны, используя сравнительный исторический анализ, можно найти факты, которые противоречат концепции Вебера. Так, например, капитализм быстро развивался уже в XIU-XU веках. в итальянских городах и в Бельгии в XI1-XU11 веках, то есть в тех странах, где преобладал католицизм. Таким образом, протестантская этика отнюдь не была единственной предпосылкой для развития капитализма в Европе, тем более что само появление протестантизма является результатом и элементом развития капитализма. Определенные религиозные ценности и взгляды могут способствовать развитию экономики, но религиозная мотивация должна поддерживаться действиями других факторов, которые сами по себе не являются самодостаточными. 

С другой стороны, подход Вебера является актуальным с точки зрения сравнения путей развития Запада и Востока, где особое внимание уделяется религиозно-цивилизационной основе. Таким образом, на основе религиозных идей разрабатываются различные экономические концепции, примером которых является «концепция исламской экономики», которая обосновывает реализацию принципов социальной справедливости, закрепленных в Коране, права собственников и государства в целом, признание роли государства как важнейшего фактора регулирования экономической жизни. 

Ученые, выступающие с марксистских позиций в отношении рассматриваемой проблемы, отмечают: «Значение религиозного фактора в синтезе традиционного и современного на Востоке нельзя недооценивать не только из-за относительно высокой религиозности населения, но и потому, что развитие на капиталистическом пути в той или иной степени связано с попытками объединить «докуржуазные культурные и смежные религиозные традиции с идеями буржуазной модернизации». Конечный результат отражения основных изменений в сфере религии и его обратного воздействия на основе определяется, прежде всего, чисто конфессиональной спецификой, особенностями социального функционирования религии на разных этапах становления развития, и, наконец, историческая и генетическая связь некоторых вероисповеданий и их социально-религиозных систем с отдельными составляющими синтеза традиционного и современного. 

Карел Добелер писал о секуляризации, который в своей схеме выделил три уровня взаимодействия религии и государства в экономической сфере. Первый уровень это макроуровень отношения в обществе, мезоуровень религиозные организации и, наконец, микроуровень индивидуальное сознание. По его мнению, современный дифференцированный мир оказывает такое влияние на религию, что становится подсистемой и не выделяется, поэтому его влияние уменьшается. 

Религия и экономика: поиск взаимосвязей

В рассматриваемых концепциях внимание уделялось прежде всего связи между религией и экономической деятельностью, отношением к труду и собственности. Эти теории рассматривали религию как определенную связь со сверхъестественным, которое сопровождает экономические преобразования, кроме того, идея естественной смерти религии незаметно присутствует в ранних концепциях. Следует отметить, что, по мнению авторов статьи, выводы этих исследователей о смерти религии не обоснованы. И Вебер, и его последователи утверждали, что со временем и с модернизацией общества религиозность должна уменьшиться. Однако на сегодняшний день нет исследований, доказывающих, что в Европе меньше религиозности. Это относится и к США, где религиозность всегда оставалась на достаточно высоком уровне. Еще один аргумент против теории секуляризации заключается в том, что они рассматривали только христианство. В этом случае, с уменьшением христианской религиозности, всегда есть вероятность увеличения веры, например, в Будде, Аллахе и т. д. эти аспекты противоречили изменениям, происходящим в религиозной сфере. 

Современные преобразования в государственно-конфессиональных отношениях привели к тому, что религия начинает бороться за свое выживание, религиозные организации, похоже, активно борются за право иметь последователей. Поэтому современные реалии требуют использования новых теоретических и методологических подходов. 

В современной науке появились концепции, утверждающие, что религия выступает в качестве конкурирующего элемента экономики, она как бы включена в экономическое пространство. Уильям Бейнбридж, Роджер Финке, Лоуренс Джаннакконе, Родни Старк предложили новую методологию изучения существования религии в обществе, ее деятельности. В своем исследовании религия, они были первыми, кто использовал экономическую терминологию, а также ввел термин «религиозная экономика». Их основная идея заключается в том, что религиозные организации являются полноправными участниками рынка, конкурирующими в рыночной экономике. Рыночные законы влияют на религиозные организации, рынок может ограничивать конкуренцию между религиями, определяя настроения потребителей религиозных услуг. Как правильно указывает Р.О. Сафронов, «теория рационального выбора основана на аналогии религии как системы отношений с рынком (поэтому иногда эту теорию называют религиозно-экономической)». Существует конкуренция между религиозными организациями на так называемом «религиозном рынке», которая выражается в том, что в условиях религиозного плюрализма верующие отдают предпочтение религии, которая предоставит больше возможностей для неофита. 

Р. Финке и Р. Старк в своем исследовании «Динамика религиозных экономик» определяют религиозную экономику следующим образом: «Это новая подсистема, которая включает в себя все виды религиозной деятельности (практики), которые имеют место во всех обществах, включая рынок. для существующих и потенциальных возможностей для религии набор организаций, стремящихся привлечь или удержать сторонников, а также религиозную культуру, предлагаемую организацией. 

Авторы теории полагают, что существует определенный религиозный рынок, на котором религиозные товары представляются как будущее возмездие, сверхъестественное объяснение явлений и т. д. эти товары создаются, потребляются, конкурируют друг с другом, но у них есть недостаток они трудно проверить, не может быть доказано. Поэтому религиозный рынок связан с большими рисками, потому что потенциальный «клиент» может изменить свои религиозные взгляды. Следует отметить, что в рамках этой теории религиозные фирмы ограничиваются товарами, то есть религиозными ценностями. Это особенно верно для организаций и церквей с жесткой иерархией и структурой. Поэтому бывает так, что они вынуждены поддерживать государство, которое само заинтересовано в существовании этой церкви. Например, во вновь созданных организациях есть большое количество товаров, в то время как у Русской Православной Церкви ограниченный набор ценностей, она не может их изменить, и поэтому имеет поддержку со стороны государства. Но именно такие религии, которые имеют историю и догматически формализованы, оказываются более привлекательными и конкурентоспособными. Соответственно, затраты на них гораздо выше, чем на более лояльные, фрагментированные. Это парадоксально, но также логично, как сами авторы объясняют в рамках теории рационального выбора: «Рациональные субъекты предпочтут более требовательные церкви, потому что они предлагают более выгодное соотношение затрат и выгод». Поэтому поддержка традиционных конфессий в России является наиболее выгодной мерой с точки зрения возврата. 

По нашему мнению, важным аспектом теории является утверждение, что религиозный плюрализм важен для религиозного рынка. Этот тезис предполагает связь между спросом и предложением, потому что религиозные предпочтения людей зависят от этнической, социальной среды. Известно, что, по словам Вебера и его последователей, из-за процесса секуляризации религия находится на грани исчезновения. В то время как новая концепция предполагает, что сама структура религиозного рынка может регулировать как спрос, так и предложение на религиозный продукт. И тут возникает вопрос о государстве регулирование (как в случае Русской православной церкви) или регулирование рынка (США много конкурирующих церквей). Дело в том, что отсутствие регулирования является прямым путем к религиозному плюрализму и сакрализации. 

Исходя из приведенного выше определения религиозной экономики, отметим, что каждое общество формирует свою особую экономику, для которой характерны определенная культура, виды религиозной деятельности, сторонники. Кроме того, Р. Финке обратил внимание на то, что при равных социокультурных условиях и регулировании религиозной экономики появляются разные религиозные экономики. Он справедливо связал это с так называемыми "религиозными нишами", которые занимают определенные религии. У каждой религии есть свой круг клиентов, чем их больше, тем разнообразнее религиозное предложение. По сути, та или иная церковь существует в определенном секторе, потому что ее ценности гарантированно понадобятся представителям этой группы. Следовательно, чем разнообразнее ресурсы, тем более плюралистично предложение. Кстати, здесь можно отметить прямую связь: увеличение населения страны приводит к увеличению числа сторонников той или иной церкви. 

Заключение

На наш взгляд, эти теории актуальны и применимы при анализе государственно-религиозных отношений сегодня. В этой области формируются отношения между религиозными организациями, которые находятся в острой конкуренции за последователей. Авторы теории рационального выбора применили модель этих отношений прежде всего к США. В отличие от других христианских стран, теория секуляризации не применима к Соединенным Штатам, что объясняется наличием законодательно обеспеченного отделения церкви от государства, в результате, наличием хорошо организованных религиозных организаций и религиозной деятельности граждане. Именно эта позиция «стала одним из импульсов поиска новой теоретической модели». 

Важным выводом из этой концепции является идея о том, что, несмотря на множество альтернатив религиозным убеждениям, общество все еще остается религиозным. Плюрализм религиозного рынка определяет существование религии и религиозности. Сегодня религия является равноправным участником рыночных отношений, который приспосабливается или интегрируется в систему экономических отношений и развивает собственный религиозный сегмент экономики. 

Итак, мы видим, что рассмотренные концепции из вопросов влияния религии на экономику пришли к вопросу о существовании самой религии в экономической сфере. Поэтому нельзя утверждать, что та или иная концепция ложна или абсолютно верна, вопрос заключается в верности или инклюзивности методологических подходов к изучению религии. Тем не менее в связи с преобразованиями, происходящими во всех сферах жизни, методологический подход теории рационального выбора оказывается наиболее приемлемым с учетом ее рациональности и объективности. Этот метод даст возможность глубже понять суть государственно-религиозных отношений.