Регулирующая функция рефлексивной культуры в процессе проявления акцентуаций характера, разрешения внутренних конфликтов и личностного самоопределения

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Тревога как психологический феномен
Развитие рефлексивной культуры при личностном и профессиональном самоопределении
Мотивация и риск в экстремальных ситуациях
Психическая саморегуляция в ситуациях стресса


Введение:

Актуальность изучения акцентуации характера и конфликта заключается в том, что потребность в общении и построении отношений с другими людьми является естественной потребностью каждого человека, что делает проблему межличностного взаимодействия актуальной темой для теоретических и практических исследований. Во-первых, высокий процент акцентуаций характера в подростковом возрасте, а также неспособность правильно разрешать конфликтные ситуации значительно усложняют социальную ориентацию в современном обществе. Во-вторых, в молодом возрасте происходит активное формирование личности, в связи с тем, что человек определяет систему ценностей, нравственных ориентиров, вырабатывает линию поведения, важно, чтобы он учитывал свои индивидуальные особенности в условия акцентуации характера и работы по самосовершенствованию. В-третьих, знание характеристик основных типов поведения, их преимуществ и ограничений важно для предотвращения личных конфликтов и эффективного управления людьми в целом.

Акцентуации, как правило, начинают проявляться в подростковом возрасте именно тогда, когда формируется личность, характер, когда межличностные конфликты могут сильно повлиять на будущую жизнь подростка. А для школьного, семейного, подросткового психолога крайне важно вовремя уделять внимание определенным характерным чертам характера в ущерб другим, чтобы своевременно исправлять действия, поступки человека или даже защищать его от любых необдуманных поступков.

Акцентуация характера является крайней версией нормы, в которой определенные черты характера чрезмерно усиливаются, в результате чего проявляется избирательная уязвимость в отношении определенного вида психогенных воздействий с хорошей устойчивостью к другим. Другими словами, акцентуация - это вариант психического здоровья (норма), который характеризуется особой строгостью, резкостью, непропорциональностью определенных черт личности ко всей черте личности и приводит к определенной дисгармонии.

По словам Т. В. Черкасова, конфликты в вузе возникают, когда невозможность найти контакт с людьми, с неадекватным восприятием общения, с бестактным общением (зависит от непрофессионализма учителя) и т. д. А.Ю. Смоленцова утверждает, что наиболее распространенными причинами конфликтов являются: неадекватные оценки и самооценка, плохая культура общения, незнание социальных и педагогических технологий, а также личностных характеристик - характера, темперамента и т. д. Говоря о характере, нельзя не сказать об акцентуации характера. Термин «акцентуация характера» был введен в науку немецким психиатром Карлом Леонхардом в 1968 году. К. Леонхард понимал акцентуацию характера как чрезмерно усиленную личностную черту человека.

Проблему конфликта и акцентуации характера в зарубежной психологии исследовали: Аристотель, Р. Бэкон, Дж. Локк, С. Холл, Э. Клапаред, Дж. Брунер, К. Леонхард, такие ученые, как А.Р. Лурия С.Л. Рубинштейн А.В. Петровский, В.М. Бехтерев Е.А. Климов В.И. Слободчиков и другие.

Цель работы - выявить взаимосвязь между поведением в конфликте и акцентуациями характера на разных факультетах С.А. Есенина.

Достижение этой цели было достигнуто следующими задачами:

  1. Провести абстрактное исследование понятия «акцентуация характера»;
  2. Изучить теоретические основы конфликта как социально-психологического феномена: его сущность, типы, причины;
  3. Выявить особенности акцентуаций характера и конфликтности разных способностей;
  4. На основе анализа полученных результатов определить различия в акцентуациях характера и способах реагирования на конфликты разных способностей.

Объект исследования - акцентуация характера и конфликт молодежи.

Предметом исследования является акцентуация характера и конфликтный характер экспериментальной группы.

Экспериментальная база - 48 1 курс РГУ им. С.А. Есенина 17-20 лет. 24 предмета были студентами экономического факультета лично и 24 студентами ФРФНА, из них 5 мальчиков и 43 девочки.

Исследовательская гипотеза - мы предполагаем, что акцентуации характера, а также способы реагирования на конфликты на разных факультетах могут различаться, в то время как в подростковом возрасте тип конфликтного поведения зависит от определенных выраженных акцентуаций характера.

Методы исследования:

  1. Теоретическое: абстрактное исследование психологической проблемы акцентуации характера и конфликта.
  2. Эмпирическое исследование с использованием следующих методик: беседа, тест «Акцентуации характера» (по мнению С. Леонхарда и Г. Шмишека), тест К. Томаса «Способы реагирования в конфликте».
  3. Методы математической статистики: математическая обработка ответов респондентов, параметрический критерий студента.

Обоснованность результатов и выводов исследования основана на использовании объективных методов.

Акцентуации характера и конфликт подросткового возраста как психологическая проблема: теоретический аспект

Акцентуация характера подросткового возраста

Символ - греческое слово, означает «царапина на твердом материале», или инструмент для брендинга, чеканки.

Характер - это структура личности, которая включает в себя только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные черты личности, четко проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты личности являются личностными чертами, но не все черты личности являются личностными чертами.

Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых личностных качеств, определяющих отношение субъекта к окружающей действительности. К. Леонхард при изучении характера выделил ряд обобщенных проявлений - акцентуаций.

Изучая черты характера, можно выделить четыре больших блока черт, характеризующих отношение человека к различным аспектам жизни.

В отличие от темперамента как динамической стороны поведения, характер позволяет оценить существенную социальную сторону поведения субъекта, его ценностные ориентации.

Характер является результатом развития личности в онтогенезе в связи с закреплением различных проявлений психических процессов в поведении личности: когнитивного, эмоционального, волевого.

Поэтому, в связи с генезисом характера, существуют три группы признаков:

  1. интеллектуальные черты (критичность, наблюдение, мечтательность и т. д.);
  2. эмоциональные качества (чувствительность, тщеславие, честность и т. д.);
  3. волевые качества (решительность, честность, настойчивость и т. д.).

По отношению к уровню нормы характер бытия:

  • нормальный, сбалансированный, то есть отвечает адекватными реакциями на различные раздражители;
  • подчеркнутые, с чрезмерным проявлением определенных признаков (например, экзальтация, гипертиреоз, неконтролируемость и т. д.);
  • психопатическая, когда некоторые признаки появляются на уровне патологии.

Черты характера могут проявляться в образовательной и профессиональной деятельности человека, в его личных действиях в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с разными людьми и в разных ситуациях. В зависимости от характера человека люди могут по-разному реагировать, например, на неудачу в конкретном виде деятельности. Один, потерпев неудачу, обескуражен, другой просто откажется решить проблему и с радостью займется чем-то другим, третий только подстегнет неудачу, и он займется этим вопросом с еще большей энергией и настойчивостью.

«Акцентуальные теории, связывающие черты характера с их акцентуацией - чрезмерное выражение индивидуальных черт характера и их совокупностей, представляющих крайние варианты ментальной нормы, граничащие с психопатиями (Леонард, Личко и т. д.), Социальная типология персонажей, основанная на личностном отношение к жизни, обществу, нравственным ценностям (Фромм)».

Характер тесно связан с системой отношений личности с миром, с окружающей действительностью. Иногда даже говорят, что характер - это определенная система человеческих отношений, только эти отношения стали достаточно стабильными. Тем не менее, есть важная разница между характером человека и отношением к чему-либо. Человеческие отношения, как правило, более динамичны, мобильны, а черты характера - более неизменны, более статичны.

В психологии принято выделять следующие группы человеческих отношений: отношение к другим людям, отношение к себе, отношение к миру вещей и явлений, отношение к бизнесу. Легко видеть, что различные черты характера действительно связаны с определенными отношениями.

Например, энтузиазм, самостоятельность, изменение характера, трудолюбие связаны с отношением к бизнесу; эгоцентризм, нарциссизм, незащищенность, застенчивость отражают отношение к себе, доброжелательность, альтруизм, отзывчивость или, наоборот, агрессивность, черствость, нетерпимость, выражают отношение к другим людям. Используя этот пример, можно четко продемонстрировать различия между теорией характера и психологической теорией отношений. Например, с точки зрения теории характера, отзывчивости, чувствительности - это устойчивая личностная черта определенного человека, которая неизменно проявляется в конкретных жизненных ситуациях. С точки зрения теории отношений, один и тот же человек очень отзывчив, чувствителен к одному человеку и в то же время демонстрирует черты черствости, нечувствительности к другим людям. Черты характера чрезвычайно разнообразны. Но особенности личностных отношений еще более разнообразны и разнообразны.

Характер может быть определен как иерархически упорядоченный набор устойчивых индивидуальных психологических характеристик личности, которые формируются в процессе жизни и проявляются в виде типичной реакции личности на деятельность, поведение и общение. В процессе жизни определенные черты характера могут претерпевать определенные, иногда значительные изменения.

Однако черты характера не могут быстро и легко измениться, например, как настроение человека. Изменение характера часто является сложным и длительным процессом. Характер тесно связан с системой отношений личности с миром, с окружающей действительностью. Иногда даже говорят, что характер - это определенная система человеческих отношений, только эти отношения стали достаточно устойчивыми.

В психологии характера наряду с понятием «черты характера», «черты характера» существует понятие «акцентуация характера».

Понятие «акцентуация» было впервые введено немецким психиатром и психологом Карлом Леонхардом. Он также разработал и описал известную классификацию типов акцентуации личности. В нашей стране еще одна классификация, предложенная известным детским психиатром А.Е. Лицом. Однако в этом и другом подходе общее понимание значения акцентуации сохраняется.

В самой краткой форме акцентуация может быть определена как «дисгармония развития характера, гипертрофированное выражение его индивидуальных черт, которое делает личность более уязвимой для определенных видов воздействий и затрудняет адаптацию в некоторых конкретных ситуациях».

В то же время важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного вида воздействий, возникающих при тех или иных акцентуациях, сочетается с хорошим или даже повышенным сопротивлением другим воздействиям. Точно так же трудности в адаптации личности в некоторых конкретных ситуациях (связанные с этим акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. Более того, сами эти «другие» ситуации могут быть объективно более сложными, но не связаны с этим акцентуацией.

В работах К. Леонхарда используются фразы «акцентированная личность» и «акцентированные черты характера», а главным остается понятие «акцентуация личности». Сама классификация К. Леонхарда является классификацией акцентированных личностей. В свою очередь, некоторые психологи считают, что было бы правильнее говорить об акцентуациях характера, потому что в действительности речь идет о характеристиках и типологии характера, которые обсуждаются здесь. Скорее всего, справедливо использовать обе фразы - как «подчеркнутая личность», так и «акцентуация характера». В русской психологии сложилась традиция четко и порой резко подчеркивать разницу между понятиями «личность» и «характер». Между тем западные психологи, ссылаясь на «личность», часто имеют в виду ее характерологию.

Есть определенные причины для этого, так как символ «является не только основой личности (как и многие люди думают, что, хотя это спорно), но прежде всего интегративное образование.

В характере выражены система отношений личности, ее установка, ориентация и т. д. Если обратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций (не имеет значения, в какой типологии К. К. Леонхард или А. Е. Личко), то это легко увидеть. что значительная часть из них является именно человеком в разных его аспектах. «Вполне допустимо использовать оба термина одинаково и одинаково: акцентированная личность и акцентуация характера.

Одной из распространенных практических ошибок, против которых я хотел бы предупредить, является интерпретация акцентуации как установленной патологии. Очень часто такую ​​интерпретацию можно услышать не только в устных выступлениях и лекциях, но и в весьма авторитетных публикациях. Однако отождествление акцентуаций с психопатологией характера незаконно. Возможно, этот ошибочный стереотип был исправлен и получил столь заметное распространение, потому что само понятие «акцентуация» появилось и первоначально использовалось главным образом в клинической психологии. Однако уже в работах К. Леонхарда особо подчеркивалось, что акцентированная личность не является синонимом патологического. В противном случае нормой следует считать только среднее значение, а любое отклонение от нее следует рассматривать как патологию. К. Леонхард даже полагал, что «человек без намека на акцентуацию, хотя и не склонный развиваться в неблагоприятном направлении, столь же маловероятно, что он отличается в позитивном ключе». Акцентированные личности, напротив, по своей природе готовы к особому развитию, будь то социально позитивное или, наоборот, социально негативное. Резюмируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что акцентуация - это не патология, а крайняя версия нормы.

Согласно различным источникам, распространенность акцентуаций в обществе сильно различается и зависит от многих факторов, таких как социокультурные характеристики окружающей среды, гендерные и возрастные различия и т. д. "По мнению К. Леонхарда и его сотрудников, доля акцентированных индивидов в взрослое население (эмпирические данные по Германии) составляет примерно 50%. Более того, авторы особо подчеркивают, что в других странах соотношение акцентированных и не акцентированных людей будет разным».

Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций еще недостаточно разработан, мы уже можем с уверенностью говорить об обострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В будущем, очевидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций к скрытым.

Наряду с понятием «черты характера» существует понятие «акцентуация характера». В самой краткой форме акцентуация может быть определена как дисгармония развития характера, гипертрофическая серьезность его индивидуальных черт, которая приводит к повышенной уязвимости человека по отношению к определенному виду воздействия и затрудняет адаптацию в некоторых конкретные ситуации.

В то же время важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного вида воздействий, возникающих при тех или иных акцентуациях, сочетается с хорошим или даже повышенным сопротивлением другим воздействиям.

Точно так же трудности в адаптации личности в некоторых конкретных ситуациях (связанные с этим акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. Более того, сами эти «другие» ситуации могут быть объективно более сложными, но не связаны с этим акцентуацией.

Число черт характера, которые записаны человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и в любом случае превышает тысячу имен. Поэтому перечисление и описание различных черт характера неуместно, кроме того, в психологии отсутствует четкая классификационная схема (за исключением наиболее общей классификации их как одного из вышеуказанных личностных отношений).

Изменчивость черт характера проявляется не только в их качественном разнообразии и оригинальности, но и в количественном выражении. Есть люди, более или менее подозрительные, более или менее щедрые, более или менее честные и откровенные. Когда количественная серьезность определенной черты характера достигает предельных значений и находится на крайнем пределе нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Под акцентуацией природы понимают чрезмерное усиление и серьезность индивидуальных черт характера или их сочетаний, проявляющихся в избирательном отношении индивида к психологическим воздействиям определенного вида с хорошим или даже повышенным сопротивлением другим. Концепция акцентуации была введена К. Леонхардом - немецким психиатром и психологом, профессором Берлинского университета. Он также создал и описал классификацию акцентуаций.

Акцентуации - крайняя версия нормы. Важно различать патологические и нормальные (в том числе акцентированные) признаки. Человек с психопатией подвержен психиатрии, а человек с акцентуацией характера - психологией.

В зависимости от серьезности мы определили две степени акцентуации символов: явную и скрытую.

Явное акцентирование. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Отличается наличием довольно постоянных черт характера определенного типа.

Скрытое акцентирование. Эту степень, по-видимому, следует отнести не к крайности, а к обычным вариантам нормы. В обычных привычных условиях черты характера определенного типа слабо выражены или не проявляются вообще. Даже при длительном наблюдении, разносторонних контактах и ​​подробном знакомстве с биографией трудно сформировать четкое представление о характере определенного типа. Однако черты этого типа могут ярко, иногда неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психологических травм, которые предъявляют высокие требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы другого рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить тип характера. Если такие признаки обнаруживаются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Рассмотрим основные типы личностных акцентуаций.

Гипертонический тип. Заметной чертой гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Повышенное настроение в сочетании с высокой активностью, жаждой активности. Гипертимы характеризуются общительностью, повышенной разговорчивостью. Они смотрят на жизнь оптимистично, не теряя этого качества и не сталкиваясь с препятствиями. Трудности часто преодолеваются без особых трудностей благодаря активности и активности, которые им органически присущи.

Согласно сообщениям, гипертимический тип входит в пятерку самых «рискованных» с точки зрения правонарушений. Вместе с нестабильным типом, близким к нему, он твердо удерживает лидирующую позицию по этому критерию. Гипертонический тип, наряду с нестабильным, является наиболее значимым фактором риска для делинквентного поведения по сравнению с другими акцентуациями. В группе несовершеннолетних правонарушителей, зарегистрированных по различным правонарушениям, гипертимическая и нестабильная акцентуация составляет 76%. Асоциальное поведение гипертимов обусловлено не столько четко определенными антисоциальными отношениями, сколько легкомыслием, гиперактивностью, групповой реакцией и аппетитом к риску. Однако этих «легких» причин достаточно для формирования противоправного (правонарушительного) поведения.

Попробую типа. Застрявший тип личности характеризуется высокой стабильностью воздействия, длительностью эмоционального отклика переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долгое время не забывается и никогда не прощается даром. В связи с этим другие часто характеризуют их как мстительных и мстительных людей. Для этого есть причины: переживание аффекта часто сочетается с фантазиями, несущими план мести за обидчика. Болезненная обидчивость этих людей чаще всего отчетливо видна. Их также можно назвать чувствительными и уязвимыми, хотя в сочетании с вышеизложенным.

Эмоциональный тип. Главной особенностью эмоциональной личности является высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Доброта, доброта, близость, эмоциональная отзывчивость и высокоразвитое сочувствие характерны. Все эти особенности обычно видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной чертой является повышенная слезотечение (как говорится, «глаза в мокром месте»). Как ни странно, доля эмоциональных акцентов в группе подростков с асоциальным поведением довольно высока и составляет около 36%.

Педантичный тип. Наиболее заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная точность, стремление к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо делать, они долго и тщательно думают. Очевидно, что за внешней педантичностью скрываются нежелание и неспособность быстро меняться, брать на себя ответственность. Эти люди не нуждаются в смене работы, только в самых крайних случаях, а затем с большим трудом. Они любят свою постановку, привычную работу, добросовестные в повседневной жизни.

Тревожный тип. Главной особенностью этого типа является повышенное беспокойство о возможных неудачах, забота о собственной судьбе и судьбе близких. В то же время обычно нет объективных причин для такого беспокойства, или они незначительны. Они отличаются робостью, иногда с проявлением смирения. Постоянная бдительность к внешним обстоятельствам сочетается с неуверенностью в себе.

Циклотимический тип. Наиболее важной особенностью циклотимического типа является изменение гипертимического и дистимического состояний. Такие изменения не являются редкими и систематическими. В гипертимической фазе поведения радостные события вызывают у циклотимуса не только радостные эмоции, но и жажду активности, повышенную разговорчивость и активность. Печальные события вызывают не только горе, но и депрессию. В этом состоянии характерны замедление реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

Тип демонстрации. Центральной чертой демонстративной личности является необходимость и постоянное желание произвести впечатление, привлечь внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто преднамеренном поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и представление о себе как о центральном персонаже любой ситуации. Значительная часть того, что говорит о себе такой человек, часто оказывается плодом его воображения или значительно приукрашенным описанием событий.

Возбудимый тип. Характерной чертой возбудимой личности является ярко выраженная импульсивность поведения. Способ общения и поведения во многом зависит не от логики, не от рационального понимания своих действий, а от побуждения, влечения, инстинкта или неконтролируемых мотивов. В области социального взаимодействия представители этого типа характеризуются крайне низкой толерантностью, что также рассматривается как отсутствие толерантности в целом.

Возбудимый тип акцентуации подвергается особому риску правонарушений. Согласно различным психологическим исследованиям, этот тип занимает второе или третье место по распространенности в делинквентной группе. Важно отметить не только то, что возбудимый тип является одним из наиболее распространенных среди правонарушителей, но также и то, что возбудимые акцентуаты являются наиболее частыми участниками насильственных преступлений, то есть тех противоправных действий, которые особенно опасны с социальной точки зрения, и, Кроме того, имеют самые серьезные правовые последствия.

Дистимический тип. Дистимическая личность является антиподом гипертимизма. Дистимики обычно сосредоточены на темных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: в поведении, в общении и в особенностях их восприятия жизни, событий и других людей (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди серьезны по своей природе. Активность, особенно гиперактивность, для них совершенно не характерна.

Возвышенный тип. Главная особенность возвышенной личности - бурная, возвышенная реакция на происходящее. Они легко наслаждаются радостными событиями и отчаянием от грустных. Их отличает чрезвычайная чувствительность к любому событию или факту. В то же время внутренняя впечатлительность и склонность к опыту находят внешнее выражение в их поведении. Некоторые данные о связи различных типов акцентуации личности с делинквентным поведением приведены ниже.

Сравнение акцентуаций личности и характера указывает на их сходство во многих позициях, легко провести параллель между типами персонажа и типом личности.

Изучение конфликта как социально-психологического феномена: сущность, виды, причины

Генезис трансформации взглядов на проблему конфликта позволяет нам сказать, что изучением конфликтов изначально занимался философия, а в 19 и 20 веках. он стал предметом социологических исследований, а на современном этапе - предметом ряда научных дисциплин, в том числе конфликтологии. В то же время необходимо различать зону конфликта в коммерческих структурах, изучение которых происходит в рамках таких научных дисциплин, как «Теория организаций», «Теория управления», «Менеджмент». и т. д. И общественно-политическая сфера, в которой процессы возникновения, хода и разрешения конфликтов имеют свою специфику и изучаются, как правило, социологическими и политическими науками (в частности, «Социология конфликта»).

Важно отметить, что в управлении конфликтами организаций существует термин «организационные конфликты», который обычно означает не каждый конфликт, возникающий внутри организации, а тот, который вызван некоторыми специфическими свойствами, структурными особенностями, взаимодействием с другими организациями.

В литературе о конфликте его содержание и сущность понимаются по-разному. В западной науке широко распространено определение, предложенное известным американским теоретиком Л. Козером. Под конфликтом это означает борьбу за ценности и претензии на власть и ресурсы и определенный статус, в рамках которого целью противника является нейтрализация, нанесение урона или устранение противника.

А.Г. Здравомыслов считает, что конфликт является важнейшим аспектом взаимодействия людей в обществе, своеобразной ячейкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или соответствующими субъектами социальных действий, мотивация которых обусловлена ​​противоположными ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Одинаковые точки зрения на предмет конфликта высказывают и другие российские ученые. В частности, А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов определяет социальный конфликт как наиболее острый способ развития и преодоления значительных противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, который заключается в противодействии субъектам конфликта и сопровождается их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

По словам А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, конфликт как процесс представлен 3 основными этапами развития: из первого - скрытый (скрытый) этап (предконфликтная ситуация) - конфликт переходит во второй этап - этап открытого конфликта (активная стадия), из которого он переходит в третий этап - этап завершения (разрешения) конфликта.

Н.Н. Тренев также выделяет три этапа в развитии конфликта. Он использует термины для их обозначения - стадия созидания, стадия игнорирования и деструктивная стадия, сущность и содержание которых совпадает с вышеуказанными стадиями, общепризнанными в научной литературе.

Этап завершения конфликта закончится его полной ликвидацией, переходом конфликта в скрытую (скрытую) форму, превращением конфликта в другой конфликт или временным прекращением конфликтного взаимодействия - прекращением конфликта.

Говоря о самом процессе урегулирования конфликта, следует отметить, что существует два противоположных процесса для завершения конфликтной ситуации - ее урегулирование и разрешение.

Если в результате урегулирования, достигнутого путем принуждения одной из сторон действовать вопреки их собственным интересам или пожертвовать какой-либо их частью, в результате будет иметь место либо частичная потеря каждой из сторон, либо частичная выгода от них обоих. Единственным истинным концом конфликта является его разрешение, которое достигается в процессе взаимного анализа противниками источников и содержания их спора.

Важным элементом управления конфликтами является институт посредничества, который включает в себя участие третьей стороны для их разрешения и более известен в управлении конфликтами как «посредничество» (в дагестанской традиции - институт «нефтяной компании»). Посредниками могут быть авторитетные граждане, религиозные общины одной или нескольких конфессий, общественные и другие организации, государственные органы, признанные обеими сторонами конфликта.

Таким образом, в своей наиболее общей форме конфликт может быть определен как многомерное, многофункциональное, социально-психологическое, психологическое явление.

Н.В. Гришина выделяет в качестве основных методов (приемов) разрешения конфликтов или их также называют стратегиями конфликтного поведения.

Сотрудничество (консенсус), которое считается наиболее эффективным и предпочтительным способом разрешения конфликта, предусматривающим процесс совместного и взаимовыгодного поиска путей выхода из проблемы. ДА. Бакуменко отмечает, что этот метод считается наиболее привлекательным в арсенале управления конфликтами, однако его также сложнее всего добиться, что обусловлено спецификой и сложностью форм социального взаимодействия различных субъектов организационной структуры, ограниченностью материальных ресурсов. и финансовые ресурсы, полное несогласие и / или совпадение интересов, потребностей, мотивов, ценностей, претензий, ожиданий, ролей и прав.

Компромисс - предполагает тактику взаимных уступок конфликтующих сторон. Это наиболее распространенная тактика разрешения конфликтов в организациях в условиях невозможности полного устранения противоречий, возникающих между субъектами конфликтного взаимодействия. Его привлекательность заключается в том, что обе конфликтующие стороны в конце конфликта в глазах друг друга находятся как бы в равных условиях, то есть в результате уступок обе стороны либо проиграли одинаково, либо выиграли одинаково. А.Г. Большаков и М.Ю. Несмелова считает, что результатом компромисса является отсутствие открыто проигравшей стороны и явного победителя. Таким образом, формирование субъективного ощущения триумфа социальной справедливости (пусть даже иллюзорного) среди конфликтующих сторон является мощным рычагом управленческого влияния на конфликт, который может оказать положительное влияние на их разрешение.

Принуждение - Г. Гагаринская и О. Калмыкова - настойчивость, соперничество, противостояние, силовое давление. Суть его заключается в желании одной из противоборствующих сторон (иногда обеих) навязать другой (друг другу) только свое видение решения проблемы, отвечающей только его собственным интересам. Те, кто выбирают эту стратегию конфликтного поведения, часто используют все методы, включая силовое влияние и авторитарные решения (в случае вертикальных конфликтов), чтобы выиграть борьбу, игнорируя тем самым фундаментальную позицию, согласно которой цель не оправдывает потраченные на нее деньги. В общем, «подход - это соревнование, а победитель - проигравший.

Важно отметить, что этот метод разрешения конфликтов в условиях и нежелательность его использования в более или менее стабильной обстановке является единственным приемлемым методом прекращения конфликта в кризисной (агрессивной) ситуации, при необходимости срочного разрешения конфликта. конфронтация, которая угрожает самому существованию и функционированию организации.

Уклонение (выход, уклонение) вследствие желания одной из сторон уклониться (уклониться) от конфликтного взаимодействия, что может быть связано со следующими причинами: из-за недостаточной значимости для субъекта предмета противоречий и отказа бороться за это; стремление уменьшить количество потерь, количество которых значительно возрастет при вступлении в конфликт; признание невозможности собственной выгоды, которая «определяется неуверенностью человека в собственной победе»; отсутствие мотивации для устранения несоответствий.

Адаптация (бездействие, податливость, сглаживание); в самом общем виде он может быть представлен как «сдача» одной из конфликтующих сторон от конфронтации в результате ее «утраты» или отказа от собственных претензий и интересов (принесения ими в жертву) в условиях, когда субъект не представляет большой ценности владение самим объектом, из-за которого возник сам конфликт, и сохранение «дружеских» отношений с конфликтующей стороной. Также этот метод оправдан в условиях полной неопределенности, когда невозможно рассчитать варианты развития событий. Последствия использования этого метода непредсказуемы, хотя могут оказаться полезными для администрации или социальной группы.

Эмпирическое исследование акцентуации природы и конфликтности различных факультетов РГУ им. С.А. Есенина

Акцентирование характера разных факультетов

В соответствии с целью данной работы мы провели исследование акцентуаций характера в двух группах респондентов. В качестве объекта обучения была выбрана группа студентов с различными предпочтениями в профессиональном выборе (ФРФНК и экономический факультет).

Исследование проводилось на выборке из 48 человек. 5 мужских и 43 женских предмета. Выборка включала мальчиков и девочек 17-20 лет, которые являются учениками С.А. Есенина.

Целью нашего исследования было выявить склонность подчеркивать характер или их прямое выражение.

Тестовым материалом исследования стал тест «Акцентуации характера» (по мнению С. Леонхарда и Г. Шмишека). Результаты исследования отображаются в приложении.

Согласно этому тесту, если у человека есть средние показатели для любого типа акцентуации, то он имеет тенденцию к чертам характера, соответствующим этому типу, то есть он склонен проявлять их в некоторых ситуациях. Если у человека есть акцентуация характера, то это следует отнести к группе риска, поскольку у него наиболее выражена склонность к патологии. Такой человек действует исключительно в соответствии со своим типом акцентуации, он мало способен контролировать себя и корректировать свое, порой некультурное, поведение. Ему нужна дополнительная помощь от психолога.

Поскольку мы взяли две группы в качестве субъектов, целесообразно рассчитать среднее арифметическое проявления акцентуаций характера в каждой из них. Для этого все показатели для каждого типа акцентуации были добавлены и разделены на количество субъектов в группе.

Из выборки экономистов в количестве 24 человек видно, что гипертоническая болезнь сильно выражена у 6 субъектов, а у 11 субъектов - средний уровень акцентуации. Исходя из этого, можно сказать, что экономисты-личности экономисты более подвижны, общительны, выразительны в жестах, отличаются высокой самостоятельностью. Они всегда позитивны, это люди с высокой самооценкой, они с трудом переносят монотонную активность. Во время вспышек гнева более склонны к безнравственным поступкам, повышенная раздражительность. Эти черты характера помогают студентам лучше адаптироваться к условиям окружающей среды.

Однако у 15 человек застрял на среднем уровне, а у 9 эта акцентуация отсутствует. Скорее всего, эти люди застряли в самоуверенности, в стремлении достичь своих целей, в настойчиво защищать свои интересы и, возможно, в подозрении.

Что касается эмоциональности, то у 6 она выражена, у 10 человек - средний уровень, а у 8 она отсутствует. Те. экономисты более слезливые, робкие, тревожные, эмоциональные, чувствительные и впечатлительные, чем филологи.

Педантизм выражен у 1 студента-экономиста, у 6 человек средний уровень, а у 17 этот тип акцентуации отсутствует. В случаях, когда акцентуация выражена, наиболее вероятно среди экономистов это проявляется в настойчивости, определенной точности при соблюдении порядка, который связан с характеристиками выбранной профессии.

Только у 6 была выраженная тревога, у 6 пациентов был средний уровень, а у остальных 12 не было такого типа акцентуации. Но в то же время этот акцент преобладает среди экономистов, которые более пассивны, чем филологи, и связаны с их профессией, что не требует частых публичных выступлений.

Циклоидность выражена у 5 человек, у 10 человек средняя, ​​у 9 - отсутствует. Циклоидия у субъектов с серьезностью этого типа и со средним уровнем проявляется в изменении гипертимических и дистимических состояний, поскольку во время тренировочной деятельности часто происходит изменение настроения с повышенного на депрессивное, которое возникает из-за усталости. У этих людей настроение влияет на самооценку.

Демонстрация выражена у 2, 6 предметов имеют средний уровень, а также у 16 ​​предметов он отсутствует. У субъектов с таким акцентуацией это можно объяснить тем, что у таких людей хорошая память, что характерно для экономистов. Такие люди прирожденные актеры, чувствующие реакцию делового партнера на переговоры, у таких людей хорошая память, что характерно.

4 человека имеют выраженную возбудимость, 7 - выраженную, 5 человек имеют склонность к возбудимости, т. е. У них средний показатель, а у 8 она полностью отсутствует. Для тех, у кого выраженная возбудимость, это проявляется в импульсивности, инстинктивности, грубости, нудности, унынии, склонности к грубости и оскорблениям, трениям и конфликтам. У кого есть средний показатель - они могут использовать эти манеры и не использовать их.

Только 7 человек выражали смущение, 3 имели средний уровень, а 14 - нет. Согласно этим данным, мы можем с уверенностью сказать, что большинство экономистов не имеют низкого контакта, самооценки, слабых волевых усилий, не тормозятся и не мрачны.

Экзальтации склонны к 15 из 24. Выражается у 9 человек, средний уровень - у 6. Для таких людей характерен высокий контакт, разговорчивость, часто спорят, привязанность к друзьям, импульсивность.

Следующие результаты были получены из образца FRFNA из 24 человек: Гипертония присутствует у 15 субъектов. Из них эта акцентуация была выражена у 8 человек, у 7 девочек средний уровень. Этот факт объясняется тем, что женщины более разговорчивы, подвижны, общительны, у них более выраженные выражения лица и пантомимы, чем у мужчин. Женщины веселые, легкомысленные, энергичные, изобретательные. У них высокая жизненная сила. Женщины характеризуются всеми этими чертами характера.

Что касается джема, то у 4 предметов он выражен, у 10 средний уровень, у 7 он отсутствует. Главной чертой таких людей является правдивость, подозрительность, что можно объяснить большим влиянием художественной литературы, которую читают студенты-филологи.

4 субъекта выражали эмоции, 4 среднего уровня. Эмоциональность студента может быть связана с учебой. Иногда ученикам приходится сдерживать себя от выражения эмоций, но часто они проявляются. Например, если они уходят далеко от дома, они часто испытывают определенные эмоциональные переживания и т. д.

Склонность к педантичности у 8 предметов, у 4 она выражена. Это говорит о том, что студенты, в основном девочки, в возрасте 17-20 лет, уже достаточно чисты, работоспособны, пунктуальны и уделяют много внимания мелочам. Следует также отметить, что это будущие учителя русского языка, многие из них уже выработали осторожность при написании сложных диктантов, тестовых работ.

Пятеро из 24 склонны к тревоге, у 3 это акцентуация.

В 6 выражена циклоидность, а у 16 ​​субъектов она находится на среднем уровне. Это означает, что их настроение часто меняется. Радостные события в них окрашены позитивными реакциями, разговорчивостью, скачком продуктивных идей, жаждой активности, а негативные грустные события сопровождаются депрессией, отсроченной реакцией и замедленным мышлением. Эти изменения могут произойти быстро, так как филологи - творческие люди, более чувствительные к тому, что происходит в окружающем их мире, у них есть сочувствие, и часто изменение настроения вызвано именно внешним воздействием.

У 1 из 24 испытуемых была продемонстрирована демонстративность, у 12 эта акцентуация была на среднем уровне. Филологи часто выступают публично (читают стихи, участвуют в открытых уроках и конкурсах), всегда жаждут восхищения, удивляются их действиям, сочувствуют, требуют внимания к себе. Часто на основе этого строится их коммуникативная связь с обществом.

5 субъектов выражали возбудимость, а 14 имеют склонность к этому акцентуации. Они проявляют высокую импульсивность. В нашем современном мире студентам будет трудно жить без этого качества. Конечно, учитель должен прежде всего быть отзывчивым и понимающим, но в некоторых ситуациях необходимо отойти от этих стереотипов поведения. Например, поведение должно быть направлено на защиту себя, семьи и потомства, то есть такое поведение является преобладанием мужественности, чтобы совершать действия в экстремальных ситуациях.

3 студента склонны к дисфункции, а у 19 ее нет. То есть большинство филологов не мрачны, не подавлены и не пассивны с пессимистическими взглядами на жизнь. Они не зацикливаются на мрачных сторонах жизни, а наоборот радостны и ведут активный образ жизни.

У 11 из 24 филологов сильное проявление экзальтации, у 10 средний уровень акцентуации, у 3 - нет. Таких людей отличают улыбка, влюбчивость, разговорчивость. Они часто радостны, веселы и способны восхищаться окружающими. Что еще раз подтверждает мое утверждение об отсутствии димизма у многих филологов.

Показаны данные, полученные в результате исследования. Гистограмма показывает определенные профессиональные различия в проявлении типов акцентуаций. Столбцы на гистограмме показывают, насколько отличались ответы экономистов и филологов. Предметы лично обозначены треугольниками, филологи - квадратами. На горизонтальной плоскости показаны все типы акцентуаций характера, а на вертикальной - точки, полученные в ходе исследования.

Для проверки полученных данных нами была проведена математическая обработка отдельных ответов испытуемых с использованием программы Microsoft Office Excel 2010 и полный анализ результатов теста, полученных методом реагирования на конфликт каждой выборки респондентов. Критерием проверки статистических гипотез являлся параметрический критерий Стьюдента.

Различия между индексом гиперчувствительности, тревожности, демонстративности, димизма, застревания, циклоидальности представлены на уровне 1%, а между показателем эмоциональности, педантичности и возбудимости - на уровне 5%. На основании представленных данных можно сделать вывод, что существуют различия в доминирующих типах акцентуаций среди экономистов и филологов. График показывает, что экономисты и филологи, с небольшой разницей, показывают гипертоничность, которая отвечает за мобильность, общительность, разговорчивость, жесткость жестов, выражения лица, пантомимику, чрезмерную независимость, склонность к шалости, отсутствие чувства дистанции в отношениях с другими. Небольшая разница в этом показателе также зависит от пола испытуемых, поскольку их основная масса - девочки. Как известно каждой из нас, женщин, эти черты характера характерны, потому что у нее активно работают и левое полушарие мозга, и правое полушарие, а межполушарные связи намного сильнее и быстрее благодаря женскому гормону эстрогену, чем у мужчин, чье левое полушарие полушарие имеет решающее значение и не адекватно лишено этого гормона (напомним, что правое полушарие отвечает за креативность, артистизм, интуицию, идеи, воображение, управление несколькими вещами одновременно, визуальные образы и т. д., а левое - за математику, логику , дедукция, анализ, геометрическая прямолинейность, факты и т. д.). «У женщин есть особая область, отвечающая за речь - они говорят хорошо, легко и быстро».

Уровень экономики и филологии находится на уровне 5%. Респонденты обеих групп чувствительны, тревожны, разговорчивы, боязливы, у них глубокие реакции в области тонких чувств.

Также, как видно на графике, циклоидный индекс отличается. Их настроение часто меняется в зависимости от внешних факторов.

Экономисты застряли. Для таких людей характерна умеренная коммуникабельность, нудность, что можно сказать о важности профессионального компонента. Чрезмерная внимательность в расчетах, «тщательность» для экономистов - это хорошая особенность. Такой человек стремится достичь высоких результатов в любом бизнесе, для которого он берется, и проявляет большую стойкость в достижении своих целей.

Филологи, как правило, более возвышенны, чем экономисты. Они выражали умение восхищаться, восхищаться, а также улыбаться, ощущать счастье, радость, удовольствие. Эти чувства часто возникают у них по той причине, что другие не вызывают большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полном отчаянии - от грустных. Это похожий гипертимический тип акцентуации характера личности. Сходство также прослеживается с эмоциональным типом, который еще раз доказывает, что все эти черты характера, во-первых, во-первых, более характерны для женщин, и, во-вторых, подтверждают нашу гипотезу о небольшой разнице в акцентуациях характера. Филологи - творческие личности, для которых характерны данные акцентуации, но если предположить, что выборка экономистов относится к 2014–2015 гг., Их творческая активность в то время достигла высокого уровня, что может существенно повлиять на данные опроса.

Основываясь на наших аргументах, мы считаем, что наша гипотеза о различиях в акцентуации характера на разных факультетах была подтверждена в контексте данного исследования. Но претендовать на несомненную достоверность наших данных невозможно. Во-первых, образец был очень маленьким. Во-вторых, общее психологическое состояние субъектов на момент исследования могло сыграть свою роль. И, наконец, в-третьих, социально приемлемые результаты могут быть получены.

Конфликт между разными факультетами

Для изучения конфликта экономистов и филологов мы использовали тест «Оценка методов реагирования в конфликте (по К. Томасу)». Полное название исследования: «Методология диагностики предрасположенности человека к конфликтному поведению К. Томаса». Его автор полагал, что его внимание должно быть сосредоточено на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие являются наиболее продуктивными и как стимулировать такое поведение. К. Томас описывает каждый из пяти возможных вариантов перечисленных 12 суждений о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать суждение, наиболее характерное для характеристики его поведения. Обработка результатов теста «Оценка методов реагирования в конфликте» осуществляется в соответствии с ключом. Ответы на вопросы соотносятся с одним способом ответа на конфликт, причем каждый ответ соответствует ключу, который оценивается в одной точке. Полученные количественные оценки сравниваются друг с другом для выявления наиболее предпочтительной формы социального поведения в конфликтных ситуациях, тенденций их отношений в сложных ситуациях: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание или адаптация.

Чтобы описать каждый из пяти вариантов поведения человека, К. Томас применил так называемую двумерную модель управления конфликтами. В качестве измерений он взял Утверждение (защищая свои интересы) и Сотрудничество (внимание к интересам других людей). В зависимости от склонности человека к любой из этих мер различают следующие методы урегулирования разногласий:

Использование данной методики в рамках эмпирического исследования позволит нам определить типичные для испытуемых способы поведения в конфликте.

Чтобы сравнить поведение в конфликте между экономическим факультетом и факультетом русской филологии и национальной культуры, мы рассчитали среднее арифметическое баллов, набранных для каждого из этих вариантов, а также конфликт в целом.

Для проверки полученных данных нами была проведена математическая обработка отдельных ответов испытуемых с использованием программы Microsoft Office Excel 2010 и полный анализ результатов теста, полученных методом реагирования на конфликт каждой выборки респондентов. Критерием проверки статистических гипотез являлся параметрический критерий Стьюдента. Разница между соперничеством, сотрудничеством, компромиссом, уклонением принимается на уровне 5%, адаптацией - на уровне 1%, что указывает на существенную разницу в выборе способа реагирования в конфликте.

Таким образом, гипотеза о совпадении выбора методов ответа в конфликте между студентами разных факультетов частично обоснована.

Из 24 экономических факультетов 5 склонны к такому способу реагирования на конфликт, как соперничество. В то же время мы обратили внимание на те акцентуации характера, которые так или иначе характерны для людей, склонных к соперничеству. Для филологов эта особенность видна у большего числа респондентов - 11 человек. Напомним, что наличие такого типа акцентуации, как эмоция, вызывает слезы, очень чувствительный человек. Главной особенностью тревожного типа является повышенное беспокойство о возможных неудачах, забота о собственной судьбе и судьбе близких. В то же время обычно нет объективных причин для такого беспокойства, или они незначительны. Характерной чертой возбудимой личности является ярко выраженная импульсивность поведения. Способ общения и поведения во многом зависит не от логики, не от рационального понимания своих действий, а от побуждения, влечения, инстинкта или неконтролируемых мотивов. В области социального взаимодействия представители этого типа характеризуются крайне низкой толерантностью, что также рассматривается как отсутствие толерантности в целом.

Интерпретируя данные в таблицах и диаграммах, можно сказать, что те субъекты, которые в конфликтной ситуации предпочитают соперничество, обнаружили возбудимые, эмоциональные, тревожные типы акцентуации. Их общие черты: эмоциональность, желание быть лидером, нетерпимость к одиночеству и жесткому контролю, изменчивость настроения. Человек, использующий соперничество, стремится решить конфликт самостоятельно, стремится доказать другим, что его мнение, в отличие от мнения других, является правильным, чтобы использовать хитрость или даже физическую силу для достижения своих собственных целей. Человек, выбирающий соперничество, хочет быть послушным и не терпит неудачи.

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что гипотеза о том, что выбор способа реагирования в конфликте зависит от определенных акцентуаций характера, была частично подтверждена: на уровне 50% среди филологов. Экономисты могут проследить эту тенденцию, но только на уровне 20%.

Вывод:

В данной работе мы изучили акцентуации характера и противоречия факультетов экономики и русской филологии и национального РГУ им. С.А. Есенина.

В ходе работы над теоретической частью мы выяснили, что наряду с понятием «черты характера», «черты характера» существует также понятие «акцентуация характера». В самой краткой форме акцентуация может быть определена как дисгармония развития характера, гипертрофическая серьезность его индивидуальных черт, которая приводит к повышенной уязвимости человека по отношению к определенному виду воздействия и затрудняет адаптацию в некоторых конкретные ситуации. Трудности с адаптацией личности в некоторых конкретных ситуациях (связанные с этим акцентуацией) могут сочетаться с хорошими и даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. Более того, эти «другие» ситуации могут быть объективно более сложными, но не связаны с этим акцентуацией.

Несмотря на ранние исследования акцентуаций больше в области психиатрии, сегодня психологи обнаружили, что акцентированная личность не является синонимом патологического. В противном случае нормой следует считать только среднее значение, а любое отклонение от нее следует рассматривать как патологию. Распространенность акцентуаций в обществе сильно варьируется и зависит от многих факторов, таких как социокультурные характеристики окружающей среды, половые и возрастные различия и т. д.

В первой части работы был также проведен экспертный обзор конфликта различных способностей, в ходе которого мы установили, что конфликт может быть определен как многомерное многофункциональное, социально-психологическое, психологическое явление. Мы выявили пять способов поведения в конфликте: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание, адаптация. Важным элементом управления конфликтами является институт посредничества, который предполагает привлечение третьей стороны для их разрешения.

В практической части исследования была выдвинута гипотеза о том, что акцентуации характера, а также способы реагирования на конфликт могут различаться между факультетами, а также существует связь между выбором способа реагирования в конфликте и определенные акцентуации характера.

В качестве тестового материала мы использовали тест «Акцентуации характера» (по мнению К. Леонхарда и Г. Шмишека), тест К. Томаса «Способы реагирования в конфликте». Результаты исследования были проанализированы с использованием параметрического критерия Стьюдента.

Следует отметить, что изучение акцентуаций характера проводилось как для индивидуальных акцентуаций, так и для группы в целом. Исследование показало, что существуют различия между акцентуациями характера на разных факультетах, первая гипотеза была частично подтверждена, поскольку не было обнаружено различий между такими типами акцентуаций характера, как: эмоциональность, педантизм, экзальтация.

Изучение конфликта на разных факультетах показало, что выбор способа реагирования на конфликт существенно различается, существуют статистически значимые различия на разных уровнях значимости в отношении четырех из пяти способов реагирования на конфликт.

Вторая часть нашей гипотезы также частично верна, если учащиеся-экономисты имеют тенденцию зависеть от выбора такого способа реагирования в конфликте, как соперничество с преобладающими акцентуациями характера: эмоциональность, беспокойство, возбудимость.

Таким образом, в этой работе мы теоретически исследовали такие психологические проблемы, как акцентуации характера и конфликты личности, протестировали две группы различных способностей, чтобы выявить различия в акцентуациях характера и как реагировать на конфликт, а также выявить корреляции между ними и подвести итоги. анализ данных.

Экспериментальные результаты этой работы могут быть использованы социологами, психологами и другими специалистами в области общественных отношений при изучении динамики системы акцентуаций характера, психических состояний, конфликта студентов, что является одним из важнейших социальных силы и социально незащищенная демографическая группа и, следовательно, требует пристального внимания со стороны исследователей. Кроме того, полученные данные позволят нам отслеживать ведущие тенденции в сфере высшего образования и в социальной сфере и сфере труда, что, без сомнения, имеет прямую практическую полезность во все времена. Зная характеристики персонажа, легче понять поведение человека, обосновать его действия и дать оценку.