Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 25.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Теории макроэкономического равновесия Л. Вальраса и В. Парето и их значение для развития экономического анализа

Формы и методы социального партнерства

Особенности и специфика применения стоимостного подхода к управлению в Российской Федерации

Планирование средств на оплату труда

 

Введение:

Современный мир представляет собой мир смешанных экономик, где государство, с одной стороны, выступает в качестве партнера и конкурента частных фирм, а с другой - несет ответственность за нормальное функционирование рынка для поддержания правопорядка в экономике. Таким образом, роль государства не ограничивается выполнением функций "ночного сторожа", а подразумевает более широкое поле деятельности. 

В экономической теории предполагается, что действия государства являются результатом решений, принимаемых гражданами и государственными служащими, которые учитывают их предельные затраты и предельные выгоды, связанные с альтернативными видами действий.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что государственное регулирование экономики призвано обеспечить ее сбалансированность и устойчивое развитие. В условиях рыночной экономики оно представляет собой систему типовых законодательных, исполнительных и контрольных мер, которые осуществляются уполномоченными государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.

Основной целью современного государственного регулирования экономики является перевод ее на интенсивный путь развития с последовательным сокращением затрат на экстенсивный рост и инвестиций в интенсификацию эффективного использования уже созданного экономического потенциала.

Экономический порядок характеризуется разделением в определенной форме между государством и физическими лицами прав принимать решения относительно удовлетворения потребностей. 

Наша экономика является преференциальной рыночной системой. В то же время экономические функции государства - федеральных и местных органов власти - играют в ней существенную роль. 

Нелегко дать количественную оценку экономической роли правительства. Очень грубым показателем рынка и доли государства в экономике является тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальное производится под патронажем правительства. Но помимо финансирования производства, правительство также реализует ряд программ социального страхования и социального обеспечения с целью перераспределения доходов в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общие государственные расходы как на закупку товаров, так и на социальные программы составляют около 1/3 национального продукта.     

Государственное регулирование в рыночной экономике - целенаправленное воздействие на микро- и макроэкономические процессы экономического развития с целью поддержания его стабильности или изменения направления, необходимого обществу. Государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Сам по себе рыночный механизм в "чистом виде" не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстрой концентрации ресурсов для приоритетного развития.

Соответствующие отрасли промышленности, ускоренная структурная перестройка промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одной из основных функций государственного регулирования является активизация и интенсификация инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается за счет мер финансовой, денежно-кредитной политики.

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы. Методы классифицируются по различным критериям. Методы прямого и косвенного влияния различаются. Методы прямого воздействия заставляют хозяйствующие субъекты принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на указаниях государства.

Методы косвенного влияния являются лишь предпосылкой для того, чтобы субъекты экономических отношений при своем самостоятельном выборе отдавали предпочтение тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.

Государство постоянно контролирует рынок, т.е. система законодательных, исполнительных и контрольных мер осуществляется государственными учредителями с целью адаптации социально-экономической системы к постоянно меняющимся условиям. Вмешательство государства в рынок оказывает влияние на состояние дел на нем, формы спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы экономического развития, обеспечивает социальную защиту общества.

Правовое регулирование разрабатывает законы, защищающие права покупателей и интересы общества, равноправие участников рынка.

Целью данной работы является изучение методов государственного регулирования финансовых рынков.

Для достижения цели мы сформулируем задачи работы:

  • Изучите суть государственного регулирования;
  • Проанализировать необходимость государственного регулирования и современные проблемы регулирования финансовых рынков;
  • Рассмотреть основные модели регулирования финансовых рынков;
  • охарактеризовать текущее состояние государственного регулирования валютного рынка и рынка ценных бумаг

Объектом работы являются финансовые рынки, предметом рассмотрения являются методы государственного регулирования финансовых рынков.

Предмет подробно рассматривает такие вопросы, как: сущность и цель государственного регулирования, концепция финансового рынка и его структура, проблемы регулирования финансовых рынков. 

Подробно рассмотрены государственное регулирование фондового и валютного рынков, методы валютного регулирования и государственного регулирования денежного капитала. 

Эта тема достаточно изучена в литературе: например, А.С. Булатов и Ю.А. Гейвандов. 

Наиболее полно тема освещена в работе Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыевой, В.Ф. Тихоновой "Государственное регулирование экономики". 

Суть государственного регулирования

Необходимость государственного регулирования

Реформы, осуществляемые в стране, направлены на изменение характера участия государства в экономической деятельности, сокращение части государственной собственности, создание экономических условий для высокой деловой активности. Целью государственного регулирования экономики является создание экономической системы, ориентированной на выбор наиболее эффективных вариантов использования существующих факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий. Направления, которых государство придерживается в процессе экономического регулирования, являются показателями, характеризующими уровень развития экономики и качество жизни. Поэтому конкретное государственное регулирование может быть определено как влияние государства на воспроизводственные процессы в экономике с помощью соответствующих средств, направленных на ориентирование хозяйствующих субъектов и физических лиц на достижение целей и приоритетов государственной политики в области социального развития.     

Государственное регулирование - это практически все функции государства, связанные с экономической и социально-экономической деятельностью и призванные обеспечить условия для функционирования рыночной системы. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики возникает из объективных присущих государству экономических функций. В условиях существования различных форм собственности роль государственного регулирования заключается, с одной стороны, в обеспечении правового механизма их реализации, а с другой - в воздействии на рыночные параметры, обеспечивающие организацию функционирования экономической системы в целом.

Государственное регулирование охватывает все сферы социального производства. Однако приоритет отдается регулированию имущественных и деловых отношений, инвестиций и структурной перестройке отраслей материального производства, социальному развитию и рынку труда, финансовому рынку и денежному обороту, территориальным пропорциям и региональным рынкам. Эти вопросы составляют основное содержание государственного регулирования экономики.

Таким образом, целью государственного регулирования экономики является создание экономической системы, которая была бы ориентирована на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий.

Концепция финансового рынка и его особенности

Нормальное развитие экономики постоянно требует мобилизации временно свободных средств физических и юридических лиц и их распределения на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках. Финансовые рынки - это общее обозначение тех рынков, на которых существует спрос и предложение на различные платежные средства.

Термин "финансирование" возник в итальянских коммерческих городах и изначально относился к любому денежному платежу. Далее он используется как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством в отношении формирования государственных фондов. Таким образом, термин отражал: во-первых, денежные отношения между двумя субъектами; во-вторых, в процессе этих отношений у субъектов были разные нравы; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общий государственный фонд денежных средств - бюджет. Поэтому эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярный приток средств в бюджет не мог быть обеспечен без уплаты налогов, сборов и других платежей государственного принуждающего характера.

Это основные признаки финансов, по которым можно точно определить их из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения между гражданами и между людьми и предприятиями розничной торговли нельзя классифицировать как финансовые. Таким образом, финансы всегда являются денежными отношениями, но не любые денежные отношения всегда являются финансовыми. Финансы - это сумма денежных отношений, организованных правительством, в которых государственные средства формируются и используются в экономических, социальных и политических целях.

Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов и субъектов государственного, частного, коллективного и других форм хозяйствования и государства и их использования в целях воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных потребностей общества. В целом совокупность финансовых отношений выделяется тремя крупными взаимосвязанными сферами: финансы экономических субъектов, страхование, государственные субъекты. Финансовые ресурсы формируются за счет таких источников: собственные и приравненные к ним средства (уставной капитал, взаимные взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и другие); мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами, поступающими в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые компенсации).

Государственные финансы - это средство перераспределения стоимости государственного продукта и части национального богатства. Они основаны на системе бюджетов. Внебюджетные фонды для финансирования отдельных целевых видов деятельности (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости) включены как отдельный элемент в систему государственных финансов.

Финансы - один из важнейших инструментов, с помощью которого оказывается влияние на экономику субъекта хозяйствования (страны, региона, предприятия). Финансовый механизм - это система организации, планирования и использования финансовых ресурсов.

Финансовый механизм состоит из:

  1. финансовые инструменты;
  2. финансовые приемы и методы;
  3. поддержка подсистемы (кадровая, правовая, нормативная, информационная, техническая и программная).

"Финансовые инструменты" - различные формы краткосрочных и долгосрочных инвестиций, которые торгуются на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги, форвардные контракты, фьючерсы и свопы.

Финансовый рынок - это организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. Это рынок, где деньги обмениваются, предоставляется кредит и мобилизуется капитал. Основную роль здесь играют финансовые инструменты, которые направляют денежные потоки от собственников к заемщикам. Товарами являются деньги и ценные бумаги.

Финансовый рынок предназначен для установления прямых контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Принято различать несколько основных видов финансового рынка: валютный рынок, рынок золота и рынок капитала. Валютный рынок - это рынок, на котором валютные операции осуществляются через банки и другие финансовые институты. Наличная, оптовая и другие сделки с золотом совершаются на рынке золота. Долгосрочные капиталы и долговые обязательства накапливаются и формируются на рынке капитала. Это основной вид финансового рынка в рыночной экономике, через который компании ищут источники финансирования своей деятельности. Рынок капитала иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок заемного капитала. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг - выпуск и первичное размещение ценных бумаг. На этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг. 

Вторичный рынок предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. Предприятия на вторичном рынке не получают финансовых ресурсов напрямую, однако этот рынок чрезвычайно важен, так как предоставляет инвесторам возможность получить обратно средства, вложенные в ценные бумаги, а также доход от сделок с ними, если это необходимо. 

Фондовым рынком является рынок ценных бумаг, проводимый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах эмитентов, инвесторов и посредников определяется фондовыми биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не допущенных к торгам на фондовых биржах.

Денежный рынок основан на деньгах. Основой денежного рынка являются банки.

К основным функциям банков относятся:

  • кредитование предприятий, правительства, частных лиц и операции с ценными бумагами
  • регулирование денежного обращения;
  • привлечение временно свободных денежных средств, сбережений и превращение их в заемный капитал;
  • осуществление денежных расчетов и платежей в государстве;
  • выпуск кредитных методов обращения (депозитный и чековый выпуск);
  • консультации.

Денежный рынок обеспечивает механизм распределения и перераспределения денег между кредиторами и заемщиками через посредников на основе спроса и предложения. Основной функцией денежного рынка является преобразование неактивных денег в кредитные фонды.     

Таким образом, финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов и субъектов государственного, частного, коллективного и других форм хозяйствования и государства и их использования в целях воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных потребностей общества.

Современные проблемы регулирования финансовых рынков

Основные модели регулирования финансовых рынков

Развитие финансовых рынков играет особую роль в экономике развивающихся стран. Регулирование является важнейшей составляющей финансовых рынков. Регулирование финансовых рынков в разных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух различных моделей. 

Первое предполагает регулирование со стороны органов государственной власти, и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил деятельности передается ассоциациям профессиональных участников рынка - саморегулируемым организациям (СРО) (например, во Франции).

Второе предполагает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулируемым организациям. В то же время правительство сохраняет за собой основные контрольные функции и возможность в любое время вмешиваться в процесс саморегулирования (Соединенное Королевство). В подавляющем большинстве стран централизации жестокость регулирования колеблется между этими понятиями. 

В то же время структура государственных органов, регулирующих рынки, зависит от принятой в той или иной стране модели рынка (банковской, небанковской), от степени централизации управления в стране (в странах с федеральной структурой часть полномочий передается территориям, например, в США - штатам, в Германии - землям). Общими тенденциями в мировой практике регулирования финансовых рынков является создание самостоятельных департаментов или комиссий по ценным бумагам. Из более чем 30 стран с развитыми рынками - более 50% имеют независимые департаменты по ценным бумагам, около 15% стран, регулирующих рынок, реализуют министерства финансов, 15% стран имеют смешанное управление.

В мире не существует идеальной модели функционирования и регулирования. Лучшие из них представляют собой "золотую середину" между строгим централизованным управлением и коллегиальным регулированием со стороны профессиональных организаций. Для каждой страны необходимо учитывать степень развития рынка и его инфраструктуры, его традиции, менталитет участников (например, ценность репутации участника), доверие к регулирующему органу и объем обращающегося на этом рынке капитала.

Так, регулирование финансовых рынков в разных странах мира функционирует, как правило, в рамках двух разных моделей и первая предполагает регулирование со стороны государственных органов, а лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил деятельности передается ассоциациям профессиональных участников рынка.

Второе предполагает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулируемым организациям. 

Кредитный рынок и его государственное регулирование

Кредитный рынок - это механизм, посредством которого отношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых ресурсах, и организациями и гражданами, которые могут их предоставлять (заимствовать) на определенных условиях. 

Основные функции кредитного рынка

Консолидация небольших, разрозненных денежных сбережений населения, государственных ведомств, частного бизнеса, иностранных инвесторов и создание крупных денежных фондов.

Преобразование денежных средств в кредитный капитал, обеспечивающий внешние источники финансирования материального производства национальной экономики.

Предоставление кредитов государственным органам и населению для решения таких важных задач, как покрытие бюджетного дефицита, финансирование части жилищного строительства и др. 

Кредитный рынок позволяет накапливать, перемещать, распределять и перераспределять долговой капитал между секторами экономики. Кредитный рынок - это синтез рынков различных платежных средств.

В странах с развитой рыночной экономикой кредитные сделки являются опосредованными:

  1. кредитные организации (коммерческие банки или другие учреждения), которые одалживают и занимают деньги;
  2. инвестиционные или аналогичные организации, обеспечивающие выпуск и движение различных долговых обязательств, реализуемых на специальном рынке ценных бумаг.

Структура кредитного рынка

Кредитный рынок разделен на денежный и долговой.

В зависимости от времени создания резервов различают:

  1. краткосрочный кредит предоставляется на срок менее одного года
  2. среднесрочный кредит предоставляется на срок от 1 до 3 лет.
  3. Как правило, долгосрочный кредит предоставляется на срок более 8-10 лет.

Банковский кредит

Банковский кредит - это экономические отношения, при которых банки предоставляют деньги заемщикам при условии их возврата на коммерческой основе.

Формы банковского кредита:

  1. Срочный кредит - кредит, который предоставляется в полном объеме в начале срока. Поэтому проценты по такому кредиту рассчитываются исходя из полной суммы, а основная сумма выплачивается периодическими частями или единовременным платежом в конце срока. Краткосрочные кредиты, как правило, выдаются по фиксированной процентной ставке, в то время как долгосрочные кредиты выдаются по плавающей процентной ставке в любой валюте.
  2. Кредит по овердрафту - это бессрочный кредит, в рамках которого предприятие может получить кредит до востребования по процентной ставке, в соответствии с условиями договора превышающей первичную ставку и рассчитываемой ежедневно. Кредит овердрафта может быть аннулирован банком без предварительного уведомления заемщика.
  3. Кредитная линия - обязательство банка по предоставлению суммы, указанной в договоре, по требованию заемщика. Кредитная линия открывается на определенный срок и не может быть аннулирована в течение этого срока. При необходимости кредитная линия может быть использована компаниями как дополнительный источник финансирования.
  4. Как кредитные линии, так и овердрафты могут иметь форму револьверного кредита, в котором заемщик может постоянно использовать и погашать суммы в пределах оговоренной суммы кредита. Например, если банк открыл кредитную линию для компании с револьверным кредитом на три года в размере 30 миллионов рублей, то компания может получить все 30 миллионов на три месяца. Револьверный кредит заемщик использует более короткий срок. При погашении суммы через три месяца заемщик может автоматически возобновить кредит на сумму до 30 миллионов рублей.
  5. Синдицированный кредит. Соглашение о традиционном срочном банковском кредите заключается между банком и компанией, т.е. в нем участвуют две стороны:

Существуют отдельные кредитные соглашения между компаниями A и банками (A, B, C). Однако, если компания нуждается в большей сумме, или банк не хочет брать на себя более высокие кредитные риски, или компания не может полагаться только на один банк для финансирования, требуются синдицированные кредиты - кредиты, предоставляемые компании группой банков: Синдицированный кредит организуется через банк-поручитель, который создает группу банков, и каждый банк предоставляет определенную часть суммы кредита. 

Важнейшей функцией государства является влияние на денежно-кредитные отношения. Она реализуется через монетарную политику.

Денежно-кредитная политика - это комплекс мер, принимаемых правительством в области денежно-кредитных отношений с целью придания макроэкономическим процессам направления, необходимого для развития государства. Высшей целью этой политики является обеспечение сбалансированного и устойчивого развития национальной экономики. Конкретными задачами являются укрепление денежно-кредитной системы, влияние на процесс инвестирования капитала, потребительский спрос и ценообразование.

Основная роль в реализации кредитной и денежно-кредитной политики принадлежит Центральному банку. Это основной субъект кредитно-денежной политики. Как правило, не являясь государственным инструментом, банк выполняет задачи правительства. В то же время он может следовать самостоятельному курсу.

В наборе задач, решаемых центральными банками, есть два направления. Первое обеспечивает нормальное функционирование валютной системы страны в целом (в частности, это эмиссионная политика), поскольку стабильная национальная валюта является важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Второе направление - это влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, построенное таким образом, чтобы обеспечить соответствующие государственные интересы.

В настоящее время при регулировании операционной деятельности банков в зарубежной и отечественной практике основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Такой показатель, как минимальный уставный капитал банка, выделяется среди важнейших инструментов контроля центрального банка за рисками и ликвидностью и обеспечения устойчивости банковской системы. В международной практике минимальный размер уставного капитала банка находится в пределах 5 млн. долларов США. В России во втором квартале 1995 года он составлял 6 млрд. рублей. Центральный банк директивно устанавливает такой показатель, как отношение собственных средств к общей сумме привлеченных средств. В США этот показатель составляет 1:20, Англии - 1:20, Люксембурге - 1:33, Швейцарии - 1:8,2. В России в 1991-1994 гг. это соотношение допускалось в диапазоне от 1:15 до 1:25.

В некоторых странах (например, во Франции, Германии) закон не предусматривает соотношение между собственным капиталом и общей суммой заимствований. Это ограничивает развитие кредитных операций и определяет отношение их общей суммы к собственному капиталу.

В последнее время центральные банки усиливают контроль над суммой выдаваемых кредитов. В Германии крупный кредит считается кредитом одному заемщику в размере 15% от капитала банка. О всех крупных кредитах банк должен информировать центральный банк. В России большим кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных средств банка.

Мерой снижения риска операций коммерческих банков и решения проблем с банковской ликвидностью является создание обязательных минимальных резервов. Данная мера реализуется путем депонирования определенной доли банковских средств в центральном банке.

В развитых странах широкое распространение получило государственное страхование банковских вкладов, которое полностью гарантирует вкладчикам малого и среднего бизнеса защиту от разорения. Так, в США Федеральная корпорация страхования вкладов гарантирует возмещение 100% остатков вкладчиков в банках в пределах 100 тыс. долларов по каждому депозиту.

В практической реализации денежно-кредитной политики государства Центральный банк использует определенный набор инструментов, представляющих собой методы косвенного и прямого воздействия на денежно-кредитную сферу и связанные с ней сферы экономики.

Косвенные методы реализации кредитной политики включают в себя:

  1. операции на открытом рынке ценных бумаг;
  2. учетная (дисконтная) политика;
  3. минимальная резервная политика;
  4. свободное согласие.

Прямое вмешательство в эту область рассматривается как ограничение роста кредитных инвестиций.

Суть данного метода заключается в том, что центральный банк ограничивает рост кредитных вложений коммерческих банков в небанковский сектор. Это выражается в установлении процентной ставки для коммерческих банков на увеличение сумм, проходящих через кредитные операции в течение определенного периода времени. В случае несоблюдения кем-либо из банков установленных нормативов центральный банк применяет к ним санкции. Они могут принимать форму обязательной уплаты банками штрафных процентов или перечисления на счет в центральном банке суммы, равной сумме овердрафта кредита.

Одним из инструментов денежно-кредитной политики является проведение операций на открытом рынке. Покупая и продавая ценные бумаги коммерческим банкам, нефинансовым организациям и населению, Центральный банк может эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений в стране.

Коммерческие банки, покупая ценные бумаги центрального банка, уменьшают свои резервы, что снижает возможность кредитования потенциальных заемщиков. При продаже ценных бумаг центральному банку коммерческие банки увеличивают свои резервы. Приобретая ценные бумаги у центрального банка, нефинансовые структуры сокращают свои депозиты (средства на банковских счетах) в коммерческих банках. Таким образом, центральный банк имеет возможность непосредственно влиять на эти структуры, снижая роль коммерческих банков.

Поэтому политика операций на открытом рынке считается наиболее эффективным инструментом кредитной политики. Операции на открытом рынке по своей природе являются вполне рыночным инструментом в соответствии с рыночными "правилами игры". В то же время, это позволяет центральному банку входить в нефинансовый сектор экономики.

Обладая несомненными преимуществами, этот инструмент имеет и недостатки. К ним относятся, в частности, ограниченные временные рамки. Здесь определяется срок действия: чем дольше срок действия ценных бумаг, тем дольше срок использования данного инструмента кредитной политики. Еще одним фактором, который снижает эффект от операций на открытом рынке и служит возможностью проведения восстановительной (сдерживающей) политики, является ограниченность ресурсов ценных бумаг центрального банка. На практике этот недостаток, как правило, устраняется (смягчается) двумя способами. Либо государство предоставляет центральному банку дополнительные ресурсы ценных бумаг, либо дает ему право на их самостоятельную эмиссию.

Еще одним инструментом денежно-кредитной политики является учетная (дисконтная) политика и ломбардная политика. При применении, центральный банк выступает в качестве основного кредитора всех остальных банков. Он выдает кредиты при условии переучета векселей (дисконтная политика) банков, обращающихся к нему, или ценных бумаг (ломбардная политика). Средства, полученные таким образом от центрального банка, называются ломбардным кредитом. Ставка, устанавливаемая центральным банком для таких кредитов, в экономической науке и практике называется официальной дисконтной (или ломбардной) ставкой.

Центральный банк имеет право изменять данный курс в любое время. Поднимая ее, он увеличивает "цену" кредита, что ограничивает спрос коммерческих банков на заемные средства, или, наоборот, снижая его, стимулирует этот спрос. Коммерческие банки, беря кредиты у центрального банка, кредитуют эти средства, но по более высокой процентной ставке, другим субъектам хозяйствования. Рост процентной ставки, т.е. "удорожание" кредита, ограничивает спрос на заемные ресурсы и отбивает у фирм желание искать новые инвестиции. Снижение процентной ставки делает кредит "более дешевым" и доступным, что стимулирует частный сектор к новым инвестициям. На практике это отражается в расширении закупок акций, производственного оборудования, строительстве новых производственных мощностей и т.д.

Следует иметь в виду, что роль учетной политики, описанной выше, не ограничена. Учетная политика усиливает влияние других регулятивных воздействий центрального банка на денежно-кредитную сферу, в частности, на операции на открытом рынке и обязательные резервные требования. Кроме того, учетная политика центрального банка является индикатором действий государства в области денежно-кредитных отношений для других субъектов хозяйствования. Если, например, официальная учетная ставка неуклонно растет, банки имеют право предполагать, что государство намерено свернуть предпринимательскую деятельность. И наоборот, ее снижение свидетельствует о стремлении правительства стимулировать развитие экономических процессов.

Учетная политика центрального банка может быть дополнена другими методами. Например, центральный банк может изменить состав ценных бумаг, используемых в бухгалтерском учете и ломбардных операциях.

Центральный банк России наряду с учетной политикой, начиная с 1995 года, начал использовать ломбардный кредит, обеспеченный ценными бумагами (в основном государственными казначейскими облигациями).

Обязательная резервная политика как инструмент кредитной политики правительства имеет почти две функции. С одной стороны, это определенное страхование банковских депозитов, с другой - регулятор денежно-кредитной политики. Практика банковской деятельности, сложившаяся в конце XIX - начале XX века, показала, что операции в сфере кредитных отношений требуют определенного страхования. Обычно возникали ситуации, когда банки, чрезмерно вовлеченные в кредитную экспансию, оказывались в затруднительном положении, не имея возможности удовлетворить требования вкладчиков по возврату средств. Это усложняло общую экономическую ситуацию. Таким образом, у правительств разных стран был повод издавать законы о контроле над банками, в частности, для защиты интересов вкладчиков. Таким образом, родилась и практически осуществилась идея создания минимальных резервов. Эта система представляет собой определенные суммы денег, которые коммерческие банки должны хранить на счетах центрального банка. Эти суммы необходимы для обеспечения выполнения коммерческими банками своих обязательств перед вкладчиками. Впервые эта процедура была введена в США в 1933 году в рамках "Нового курса" Ф. Рузвельта.

Суммы, представляющие собой минимальные резервы, требуемые коммерческими банками, хранятся в центральном банке в виде бессрочных депозитов. Эти средства должны гарантировать работу банков на определенный период (обычно на месяц). Если коммерческий банк не выполняет это требование, он должен выплатить штрафные проценты.

Механизм минимальной резервной политики достаточно прост. Установление определенного минимального уровня обязательных резервов и необходимость его хранения в центральном банке делает коммерческие банки от него в определенной степени зависимыми. Центральный банк, увеличивая размер обязательного резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков и, сокращая ее, стимулирует ее.

Минимальная резервная политика как инструмент государственной кредитной политики является относительно "грубым" способом вмешательства в экономические процессы. Поэтому она обычно используется в сочетании с другими мерами кредитного регулирования, такими как учетная политика и политика ломбарда.

В 1990 году в России была введена система минимальных запасов. (ее последняя версия была введена в 1995 году). В настоящее время норма запасов составляет 15-20% в зависимости от типа месторождения.

Норматив обязательного резервирования рассчитывается как отношение суммы обязательных вложений коммерческого банка в центральный банк к срочным обязательствам этого банка.

Рассмотренный выше комплекс мер регулирования может быть дополнен системой так называемых добровольных соглашений. Они заключаются между центральным банком и коммерческими банками. В этих соглашениях могут также участвовать государственные страховые организации. Коммерческие банки, заключая такие соглашения, добровольно ставят свою деятельность в определенные рамки, например, они обязуются расширять кредитование только в ограниченных пределах. Центральный банк обязуется информировать кредитный сектор о тенденциях в определенных операциях (например, в иностранной валюте). Это делается для того, чтобы предупредить хозяйствующие субъекты о возможных неблагоприятных процессах в денежно-кредитной сфере. Успех таких соглашений во многом зависит от способности центрального банка оказывать "мягкое" давление на коммерческие банки. Поэтому добровольные соглашения особенно выгодны в тех случаях, когда центральный банк вынужден принимать быстрые решения и действовать быстро и с минимальной бюрократической сложностью.

Механизм денежно-кредитной политики, оказывающий мощное влияние на макроэкономическую ситуацию, сочетается с финансовой политикой в практике государственного регулирования. Проблема заключается в нахождении оптимального баланса между финансовыми и монетарными мерами.

Практика государственного регулирования в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих видов политики. Однако в рамках этой комбинации либо фискальные, либо монетарные инструменты могут колебаться в сторону усиления в зависимости от конкретной ситуации.

Критерием выбора вариантов инструментария являются показатели, представляющие наибольшую опасность для макроэкономического равновесия. Если наибольшая социальная и экономическая напряженность в обществе вызвана массовой безработицей, несовершенной системой распределения доходов и резким снижением темпов экономического роста, необходимо использовать финансовые рычаги (бюджетное финансирование, бюджетная политика). Когда инфляция и потеря платежеспособности национальной валюты представляют наибольшую угрозу для экономики, используется монетарный механизм, или монетаризм.

Изменение социально-экономической ситуации (как внутренней, так и внешней) обусловливает смещение акцентов в государственном регулировании с кейнсианских методов на монетарные и наоборот.

В настоящее время экономическая политика Правительства Российской Федерации основывается на сочетании финансовой и денежно-кредитной политики. В то же время повышение роли денежно-кредитного механизма не означает и не означает финансового рычага. Многие отрасли российской экономики (военно-промышленный комплекс, аграрный сектор и социальная сфера) продолжают существовать в основном за счет бюджетного финансирования. 

Таким образом, кредитный рынок - это механизм, посредством которого устанавливаются отношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых ресурсах, и организациями и гражданами, которые могут предоставлять (заимствовать) их на определенных условиях

Текущее состояние и государственное регулирование валютного рынка и рынка ценных бумаг

Проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг в России

Рынок ценных бумаг объединяет часть кредитного рынка (рынок кредитных инструментов или долговых инструментов) и часть рынка недвижимости, т.е. охватывает операции по выпуску и обращению кредитных инструментов, инструментов собственности, а также их гибридов и производных. Средне- и долгосрочные ценные бумаги обращаются на рынке ценных бумаг. Под ценной бумагой понимается документ, удостоверяющий имущественные права, реализация или передача которых возможна только при его предъявлении, в соответствии с установленной формой и обязательными реквизитами. При передаче ценной бумаги все права, удостоверенные ценной бумагой, передаются в совокупности.

Ценные бумаги обычно называют "фиктивным капиталом", поскольку они являются представителями реального капитала (реальных фондов) и в определенной степени отражают их размер.

В России к ценным бумагам относятся акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки, векселя, различные государственные ценные бумаги, приватизационные чеки (ваучеры), опционы, фьючерсы и другие документы.

В рыночной экономике функционирует множество видов ценных бумаг. Их можно разделить на несколько категорий. 

Одна из них - "различные группы эмитентов". Обычно различают следующие группы: государство, частный сектор и иностранные компании. Государственные ценные бумаги выпускаются и гарантируются правительством, министерствами и ведомствами или муниципальными органами власти.

Ценные бумаги частного сектора делятся на корпоративные и частные. Корпоративные ценные бумаги выпускаются частными предприятиями и организациями. Частные ценные бумаги могут выпускаться физическими лицами (например, векселя или чеки).

Иностранные ценные бумаги выпускаются нерезидентами страны. Ценные бумаги можно разделить на "именные и на предъявителя". Наименование владельца ценной бумаги должно быть зарегистрировано в специальном реестре, который ведет эмитент или внешний независимый регистратор. Ценная бумага на предъявителя не регистрируется на имя владельца в эмитенте.

Еще одним признаком классификации ценных бумаг является "по их экономической природе". При этом различают: сертификаты собственности (акции, чеки, денежные сертификаты); сертификаты займов (облигации, векселя); контракты на будущие сделки (фьючерсы, опционы).

Ценными бумагами с нефиксированным доходом являются, прежде всего, акции, т.е. ценные бумаги, удостоверяющие право собственности на долю в капитале акционерного общества и дающие право на получение части прибыли в виде дивидендов. По российскому законодательству акция - эмиссионная ценная бумага, устанавливающая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли общества в виде дивидендов, на участие в управлении обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

Ценные бумаги с фиксированным доходом (также называемые долговыми обязательствами) представлены облигациями, депозитными и сберегательными сертификатами, чеками и векселями.

Облигации - это долговые обязательства государства, местных органов власти, предприятий, различных фондов и организаций, обычно выпускаемые большими партиями. Они свидетельствуют о том, что орган, выпустивший их, является должником и обязуется выплатить проценты по облигации ее владельцу в течение определенного периода времени, а по наступлении срока погашения - погасить свой долг перед владельцем облигации. В любом случае, облигация является долгом, а ее держатель - кредитором (но не совладельцем в качестве акционера). В соответствии с российским законодательством облигация является эмиссионной ценной бумагой, дающей право ее владельцу в установленный срок получить от эмитента номинальную стоимость облигации и долю этой стоимости или иного закрепленного в ней имущества.

Депозитный сертификат - финансовый документ, выданный кредитными организациями. Это свидетельство учреждения о внесении средств, удостоверяющее право вкладчика на получение вклада. Существует различие между депозитными сертификатами до востребования и срочными, в которых указан срок снятия вклада и сумма причитающихся процентов. Депозитные сертификаты широко принимаются инвесторами, различными компаниями и учреждениями.

Сберегательный сертификат - письменное обязательство физического лица внести деньги на депозит в кредитной организации, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита и процентов по нему. Существует различие между зарегистрированными сберегательными сертификатами и сертификатами на предъявителя.

Безоговорочное поручение кредитора кредитной организации выплатить его владельцу, указанному в чековой сумме. Как правило, плательщиком чека является банк или другая кредитная организация, которая имеет такое право.

Вексель - это необеспеченное обещание выплатить долг и проценты по нему в установленную дату. Данный вид ценных бумаг занимает последнее место среди долговых обязательств компании. Как и чеки, векселя выпускаются также и частными лицами.

Государственные ценные бумаги являются долговыми обязательствами правительства. Они отличаются по срокам выпуска, срокам погашения и процентной ставке. В определенном смысле они являются альтернативой денежной эмиссии и, следовательно, инфляции в случае дефицита государственного бюджета.

В настоящее время в большинстве стран торгуются несколько видов государственных ценных бумаг: первый - казначейские облигации со сроком погашения 91 день; второй - казначейские облигации со сроком погашения 10 лет; третий - казначейские облигации со сроком погашения от 10 до 30 лет. Эти виды ценных бумаг выпускаются для кредитования краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного государственного долга. Соответственно, по ним существует разница в процентных выплатах. Так, в США в 90-х годах они были: по казначейским векселям - около 6%, по казначейским облигациям - около 7%.

В России они были выпущены в 90-х годах:

  • С 1993 года Минфин России выступает эмитентом государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Государственные краткосрочные облигации выпускаются сроком на 3, 6 и 12 месяцев и размещаются через Центральный банк России;
  • Казначейское обязательство (КО) в бездокументарной форме в качестве учетной записи счетов, а также ГКО;
  • Облигации федерального займа (ОФЗ) с 1995 года, которые торгуются по единой системе с ГКО в безналичной форме, с переменным купонным процентом и сроком действия более одного года;
  • Государственные сберегательные облигации на предъявителя (BSL) с 1995 года, предназначенные в основном для населения;
  • Облигации внутреннего валютного займа (ОВВИ), которые являются средством реструктуризации долга в иностранной валюте.

Наряду с центральным правительством и его органами, местные органы власти выпускают ценные бумаги под кредитные долги. Это другой вид ценных бумаг - муниципальные облигации. Как и другие облигации, они представляют собой обязательства по возмещению долгов к определенной дате с выплатой фиксированных процентов. Муниципальные облигации также выпускаются в России. 

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется с целью обеспечения общественных и частных интересов действующих на рынке лиц, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка.

Основные направления государственного регулирования:

  1. Регулирование рынка ценных бумаг. Оно осуществляется посредством выпуска нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами.
  2. Создание специального государственного регулирующего органа. Таким органом является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ является федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг посредством регулирования порядка их деятельности и разработки стандартов эмиссии ценных бумаг. Основные функции и полномочия ФКЦБ определены Законом о ФКЦБ, Положением о ФКЦБ, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года № 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 года № 119 "Вопросы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг".

Федеральная комиссия создает свои территориальные органы на основании Положения о них.

Функции ФКЦБ определены в статье 42 Закона о РКБ. Они относятся к ФКЦБ:

  1. развитие основных направлений развития рынка ценных бумаг;
  2. утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов;
  3. разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  4. установление требований к операциям с ценными бумагами, правил допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению, копированию и листингу;
  5. установление обязательных требований к порядку ведения реестра;
  6. установление процедур и лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  7. контроль за соблюдением субъектами рынка ценных бумаг законодательства;
  8. создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  9. другие функции.

Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. 3. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками на основании лицензии, выданной ФКЦБ или другим лицензирующим органом, получившим генеральную лицензию ФКЦБ.

Порядок и условия лицензирования определяются Порядком лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (утвержден Постановлением ФКЦБ от 15 августа 2000 г. в редакции от 21 марта 2001 г.) и действуют в той мере, в какой это не противоречит данному закону, Положение о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации (утверждено Постановлением ФКЦБ России от 23 ноября 1998 г. № 50), Положение о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (утверждено Постановлением ФКЦБ России от 19 июня 1998 г. № 24, в редакции Постановления ФКЦБ России).

Эти акты устанавливают общие требования к профессиональным участникам.

Эти требования относятся к профессиональным участникам: 

  1. минимальный размер собственного капитала участника. Например, минимальный размер собственного капитала брокера не может быть менее 420 000 рублей, а дилера - не менее 670 000 рублей;
  2. наличие квалификации и опыта работы для единоличных исполнительных органов, руководителей и специалистов, отсутствие судимости в сфере экономики;
  3. наличие в штате по крайней мере одного специалиста для каждого вида выполняемой профессиональной деятельности;
  4. другие условия выдачи лицензии.

Помимо общих требований, установлены особенности лицензирования брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.

Для получения лицензии заявитель обращается в FCSM. ФКЦБ в течение 30 дней со дня регистрации полного комплекта документов принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче. Законодательство предусматривает основания для отказа в выдаче лицензии, а также порядок ее продления, приостановления, аннулирования.

Лицензирование саморегулируемых организаций, которое осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (утверждено Постановлением ФКЦБ России № 24 от 1 июля 1997 года).

Аттестация специалистов по рынку ценных бумаг. Сертификация регулируется Положением о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Аттестация проводится с целью подтверждения квалификации лиц, оказывающих профессиональные услуги на фондовом рынке. Документом, подтверждающим соответствие субъекта установленным требованиям, является квалификационный сертификат.

Регулирование информационного обеспечения рынка ценных бумаг. Закон определяет правила раскрытия информации в процессе эмиссии ценных бумаг и порядок использования служебной информации.

Большое внимание уделяется регулированию рекламы на рынке ценных бумаг.

В частности, рекламодателям запрещено:

  1. указывать в объявлении недостоверную информацию об их деятельности, видах и характеристиках ценных бумаг, иную информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и иных участников рынка ценных бумаг;
  2. указать в объявлении ожидаемую сумму доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их биржевой стоимости;
  3. использовать рекламу для недобросовестной конкуренции. Регулирование рекламы на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе".

Регулирование отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг. Данное направление государственного регулирования основано на Федеральном законе "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

В целях обеспечения конкуренции на фондовом рынке правила настоящего Закона определяют действия финансовых организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, которые могут повлечь ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг, и ответственность за такие действия.

К действиям, ограничивающим конкуренцию, в частности, относятся:

  1. злоупотребление финансовой организацией своим доминирующим положением. Доля лица, оказывающего услуги на рынке ценных бумаг, определяется исходя из соотношения его оборота к общему обороту данного вида лица. Доминирующее положение определяется в границах рынка услуг субъектом независимо от его местонахождения. Злоупотребление доминирующим положением может привести к установлению необоснованно высокой (низкой) цены за оказанную услугу, включению в договор дискриминационных условий и другим нарушениям.
  2. достижение в любой форме соглашений между организациями, оказывающими услуги на рынке ценных бумаг, между собой или с органами власти или управления, ограничивающими конкуренцию. 

Такие соглашения могут быть направлены на установление (поддержание) цен, скидок, надбавок, процентных ставок; разделение рынка по территориальному принципу других.

В целях поддержания конкуренции на рынке финансовых услуг установлено, что федеральный антимонопольный орган должен получить предварительное согласие на создание объединений, союзов финансовых организаций; совершить ряд сделок по приобретению активов или долей (долей в уставном капитале) финансовых организаций.

Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг запрещена.

Установление мер, направленных на обеспечение государственной и общественной защиты интересов участников рынка ценных бумаг. Так, Федеральным законом от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" введены дополнительные требования к профессиональным участникам, оказывающим услуги инвесторам на фондовом рынке, дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, а также иные меры, направленные на защиту прав и законных интересов инвесторов как субъектов рынка ценных бумаг.

Так, в России к ценным бумагам относятся акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки, векселя, различные государственные ценные бумаги, приватизационные чеки (ваучеры), опционы, фьючерсы и другие документы.

Валютный рынок и его государственное регулирование

Валютный рынок - это механизм, посредством которого устанавливаются правовые и экономические отношения между потребителями и продавцами валют.

Успешное развитие валютных отношений возможно при условии наличия специального рынка, где можно свободно продавать и покупать валюту. Без такой возможности экономические контрагенты просто не смогли бы реализовать свои валютные отношения - у них не было бы иностранной валюты для выполнения своих внешних обязательств, они не смогли бы превратить полученную валютную выручку в национальные деньги для выполнения своих внутренних обязательств. Этот рынок принято называть валютным.

Тем не менее, на валютном рынке валюта покупается и продается не только для платежей, но и для других целей: для спекулятивных операций, операций хеджирования валютных рисков. И эти операции получают все большее распространение, что выводит валютный рынок за рамки простого придатка к международным расчетно-расчетным и платежным отношениям и придает ему статус относительно самостоятельной экономической структуры.

Валютный рынок по своему экономическому содержанию является сектором денежного рынка, в котором сбалансированы спрос и предложение на такой конкретный товар, как валюта.

Валютный рынок по своему предназначению и организационной форме представляет собой совокупность специальных институтов и механизмов, которые во взаимодействии предоставляют возможность свободно продавать и покупать национальную и иностранную валюту на основе спроса и предложения.

Валютный рынок обладает всеми атрибутами обычного рынка: объектами и субъектами, спросом и предложением, ценой, специальной инфраструктурой и коммуникациями.

Объектом купли-продажи на этом рынке являются валютные ценности, иностранные ценности - для резидентов, если они покупают или продают их за национальную валюту, и национальные - для нерезидентов, если они покупают или продают эти ценности за иностранную валюту. Поскольку на рынке одновременно осуществляются оба вида сделок, объектом купли-продажи одновременно являются ценности в национальной и иностранной валюте.

Субъектами валютного рынка могут быть любые экономические агенты (юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты) и посредники, в первую очередь банки, брокерские компании, валютные биржи, которые "объединяют" продавцов и покупателей валюты и организуют операции купли-продажи.

Общим для всех субъектов валютного рынка является желание получать прибыль от своей деятельности. Одни получают прибыль (или убыток) сразу после завершения соответствующей операции, например, спекулянты; другие получают современную прибыль после завершения дальнейших хозяйственных операций, оплаченных валютой, купленной на рынке, например, предприниматели.

Субъектами валютного рынка являются субъекты по характеру проводимых операций и степени их риска:

  • Предприниматели, которые покупают и продают валюту для поддержки своей предпринимательской деятельности (импортеры, экспортеры);
  • Инвесторы, которые вкладывают собственный или заемный капитал в иностранной валюте с целью получения процентного дохода;
  • Спекулянты, которые постоянно покупают и продают валюту для того, чтобы заработать на разнице в ее курсе; профессиональные спекулянты - валютные дилеры. Это могут быть как юридические, так и физические лица;
  • Хеджеры, работающие на валютном рынке для защиты от неблагоприятных колебаний валютных курсов;
  • Посредники: брокерские конторы, биржи и т.д.

Ведущее место среди посредников валютного риска занимают банки. Поскольку они ведут счета (национальные и иностранные) и имеют развитые телекоммуникационные системы, им очень удобно выполнять поручения клиентов на покупку и продажу валюты. Поэтому банки постоянно торгуют валютой как внутри страны, так и за ее пределами, как напрямую с одним из них, так и через валютные биржи. Они торгуют как за собственные средства, так и за средства клиентов. Для этого банки должны получить лицензию своего центрального банка.

Спрос и предложение на валютном рынке имеют ту особенность, которая заключается в том, что объектом и инструментом купли-продажи здесь являются деньги разных национальностей. Поэтому спрос на иностранную валюту - это одновременно и предложение национальной валюты, а предложение иностранной валюты - это одновременно и спрос на национальную валюту. Однако, если мы говорим о национальных валютных рынках, то спрос означает спрос на иностранную валюту как желание купить определенное ее количество, а предложение - это предложение иностранной валюты как желание продать определенное ее количество.

Цена на валютном рынке - это курс валюты. Он представляет собой цену единицы данной валюты в денежных единицах другой валюты. Валютный рынок имеет собственную инфраструктуру и широко развитую систему современных коммуникаций, которые обеспечивают оперативную связь между всеми участниками рынка не только в границах отдельных стран, но и в глобальном масштабе. В зависимости от организации торговли валютный рынок делится на биржевые и внебиржевые валюты. 

На биржевом рынке валютная торговля организована на специальной "площадке", которая называется валютной биржей. Хотя биржи, как правило, не являются коммерческими предприятиями, тем не менее, они взимают значительные комиссионные за свои услуги. Поэтому субъекты валютного рынка все меньше и меньше пользуются услугами традиционных бирж и постепенно сворачивают свою деятельность. 

Внебиржевая торговля валютой ускоряется, когда продавцы и покупатели валюты вступают в прямую связь между собой. Современные средства связи и электронные информационные технологии позволяют сделать это намного быстрее и дешевле, чем через биржу.

Как показывает мировая практика, сектор биржевого рынка постепенно фокусируется в основном на определенных валютных операциях, технология которых предусматривает централизованное исполнение через биржу (фьючерсы, опционы и т.д.).

Валютный рынок имеет свою собственную структуру, которая включает в себя национальные (местные) рынки, международные рынки и мировой рынок. Они различаются по масштабу и объему, международным рынкам и мировому рынку. Они отличаются масштабом и характером валютных операций, количеством валют, которые продаются или покупаются, уровнем правового регулирования и т.д.

Национальные валютные рынки существуют в большинстве стран мира. Они ограничены экономическим пространством конкретной страны и регулируются ее национальным валютным законодательством.

Международные валютные рынки возникли в странах, где ограничения на валютные операции сведены к минимуму (валютные ограничения). Такие рынки, скорее всего, регулируются межгосударственными соглашениями, соглашениями большинства участников этих рынков, традициями. Они расположены в основном в городах с хорошим географическим положением и большой концентрацией транснациональных банков, небанковских финансовых структур, коммерческих компаний, которым необходимо осуществлять платежи на обширной территории мирового рынка. Это, в частности, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Цюрих, Франкфурт, Сан-Франциско, Торонто и другие.

Развитие новейших телекоммуникационных и информационных технологий позволяет связать отдельные международные рынки в единый мировой валютный рынок, который может работать практически круглосуточно. Это обеспечивается географическим расположением отдельных рынков: с самого начала открываются азиатские рынки Токио, Гонконга, Сингапура, после их закрытия открываются европейские рынки - Франкфурт, Париж, Лондон, а в конце американского континента - Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др. Благодаря этому, любой субъект валютного рынка может купить и продать валюту в любое время суток, оперативно обратившись в соответствующий международный центр по торговле валютой. Ежедневный оборот мирового валютного рынка превышает несколько триллионов долларов США и стремительно растет, что свидетельствует об огромных масштабах валютных потоков на мировом рынке.

Валютный рынок можно классифицировать и по другим критериям:

  • по характеру операций: рынок конверсионных операций; рынок депозитных и кредитных операций;
  • для территориального расположения: европейский, североамериканский, азиатский и другие;
  • по видам конверсионных операций: фьючерсный рынок, опционный рынок и др;
  • по форме обращения валюты: безналичный рынок, наличный рынок.

Рынок конверсионных операций наиболее типичен для валютного рынка, он является его ключевым элементом. На этом рынке купля-продажа осуществляется в традиционной форме, в основном на эквивалентной основе, путем обмена равными ценностями, представленными разными валютами. Этот рынок создает условия для формирования внешней цены денег - курса их валюты.

Рынок депозитных и кредитных операций является достаточно специфическим сектором валютного рынка, где покупка и продажа валюты является условной, что проявляется в привлечении банками иностранной валюты на депозиты для согласования сроков и в предоставлении банками валютных кредитов на различные сроки. В отличие от рынка конверсионных операций на этом рынке цена валюты формируется в процентах.

Следующие особенности типичны для современных валютных рынков.

Преобладание трансграничных сделок в общей массе сделок, на которые приходится от половины до трех четвертей ежедневного объема валютных операций крупнейших центров.

Большие объемы операций. По этому параметру валютный рынок резко выделяется среди других мировых рынков. Так, общий ежедневный объем международных валютных операций в середине 90-х годов достиг 1 триллиона. Общий объем международных валютных операций в середине 90-х годов достиг 1 триллиона долларов. По объему операций валютные рынки превышают среднегодовой оборот как финансового, так и нефинансового рынков, составив, по некоторым оценкам, от 200 до 250 триллионов долларов США.

Глобальный охват участников. Валютный рынок - единственный по-настоящему глобальный рынок. Сделки на нем совершаются в большинстве торгуемых валют, в любое время и в течение 24 часов в сутки. Волна валютных сделок поднимается на Дальний Восток и Юго-Восточную Азию (Токио, Сингапур, Сянгай), затем перемещается в Европу (Лондон) и заканчивается в США (Нью-Йорк). 

Высокая концентрация валютных операций. Около 2/3 сделок приходится на банки, 20% - на другие финансовые институты (компании дилеров по ценным бумагам, инвестиции, паевые инвестиционные фонды и т.д.) и 16% - на нефинансовые институты (в том числе на некоторых крупных спекулянтов). В то же время банковский сектор характеризуется высоким уровнем концентрации. В середине 90-х годов, например, в Нью-Йорке через 20 банков проходило 70% оборота операций на валютном рынке, а в Лондоне - 68%. Валютные рынки обеспечивают оперативное осуществление международных расчетов, связь мировых валютных рынков с кредитным и финансовым рынками. Валютные резервы банков, предприятий и государства пополняются с помощью валютных рынков. Механизм валютных рынков используется для государственного регулирования экономики, в том числе на макроуровне внутри группы стран (например, ЕС).

С институциональной точки зрения, валютные рынки представляют собой совокупность бирж, брокерских фирм, банков и различных фондов.

Регулирование валютного рынка необходимо для нормальной работы Форекс. Государство старается сделать работу бирж максимально эффективной. Благодаря различным методам регулирования валютного рынка в стране налаживается функционирование экономической системы. Государственные органы стараются держать финансовую сферу под контролем. Даже в период капитализма осуществлялось жесткое регулирование валютного рынка, цен на товары и услуги и многое другое. Благодаря государственному контролю поддерживается нормальная стоимость товаров и различных услуг.

Как показывает мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение валют и соотношение их обменного курса. Регулирование рынка подчиняется закону стоимости, закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мировой экономики, связанным с движением товаров, услуг, капитала и кредитов. Посредством ценового механизма и сигналов о динамике обменного курса на рынке экономические агенты узнают о запросах покупателей валют и возможностях их предложения. Таким образом, рынок выступает источником информации о состоянии валютных операций.

Государственное валютное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенных разрушений превалирует государственное валютное регулирование, иногда очень жесткое. При улучшении денежно-кредитной и экономической ситуации происходит либерализация валютных операций и стимулируется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль для регулирования и надзора за валютными отношениями.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика - комплекс мер, реализуемых в сфере международных валютных и иных экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она направлена на достижение основных целей экономической политики в рамках "волшебного полигона": обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание платежного баланса. Направление и формы валютной политики определяются денежно-кредитной и экономической ситуацией в странах, эволюцией мировой экономики и соотношением сил на мировой арене. 

Основой валютной политики является определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Валютная политика юридически оформлена валютным законодательством - сводом правовых норм, регулирующих порядок совершения сделок с валютными ценностями в стране и за рубежом, а также валютными соглашениями - двусторонними и многосторонними - между государствами по валютным проблемам. 

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование - регулирование государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций, осуществляемое на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование осуществляется посредством законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное - путем использования экономических, в частности, валютных и кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Глобализация экономических связей способствовала развитию межгосударственного валютного регулирования. Она преследует следующие цели: регулирование структурных принципов мировой валютной системы, координация валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, координация валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках ассоциаций экономической интеграции, например, в ЕС, в региональных объединениях развивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным вопросам.

Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:

  1. частные предприятия, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
  2. национальное государство (Министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);
  3. на межштатном уровне.

Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики имеет следующие причины:

  1. Укрепление взаимозависимости национальных экономик, включая валютные, кредитные и финансовые отношения.
  2. Изменение соотношения между рынком и государственным регулированием в пользу рынка в условиях либерализации экономических отношений.
  3. Изменения в расстановке сил на мировой арене; безраздельное лидерство США сменилось доминированием трех центров партнерства и соперничества - США, Западной Европы и Японии. Кроме того, появились молодые конкуренты - новые индустриальные государства.
  4. Огромные масштабы мировых валютных, кредитных, финансовых рынков, которые характеризуются нестабильностью вследствие колебаний валютных курсов, процентных ставок, периодических нефтяных шоков, валютного, валютного, банковского кризисов и др.
  5. Абсолютно автономная национальная экономическая политика, включая валютную, кредитную и финансовую политику, несовместима с развитием взаимозависимости стран и их интеграцией в мировую экономику.

Межгосударственным валютным регулятором является МВФ, а с середины 1970-х годов он также проводит регулярные саммиты с ограниченным числом участников. Одной из движущих сил этих встреч стал мировой энергетический кризис; необходимы согласованные действия по ограничению негативного воздействия роста цен на нефть на наиболее развитые страны. С тех пор на саммитах обсуждались актуальные глобальные экономические и политические вопросы. 

Валютная политика делится на структурную и текущую в зависимости от ее целей и форм. Структурная валютная политика представляет собой комплекс долгосрочных мер, направленных на осуществление структурных изменений в глобальной денежно-кредитной системе. Она осуществляется в форме валютных реформ, направленных на совершенствование ее принципов в интересах всех стран, и сопровождается борьбой за привилегии для определенных валют. Структурная валютная политика оказывает влияние на текущую политику. Текущая валютная политика представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на ежедневное, операционное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного рынка и рынка золота. 

Позволяя иностранной валюте и валютным ценностям обращаться в известных пределах, государство обеспечивает приоритет собственной национальной валюты. Таким образом, денежные обязательства, возникающие в результате операций с золотом и серебром, должны выражаться и оплачиваться в валюте Российской Федерации. В соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации "Об итогах работы Государственной комиссии по рассмотрению причин внезапной стабилизации финансового рынка" от 2 ноября 1994 г. запрещается использование иностранной валюты в расчетах между конечными потребителями. В связи с этим запрещается декларировать цены на товары и услуги в иностранной валюте в предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население. Оценка депозитов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может производиться как в национальной, так и в иностранной валюте - по договоренности между участниками предприятия.

Таким образом, можно определить валютное регулирование как деятельность государственных органов, направленную на регулирование порядка совершения валютных операций.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование заключается в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуальное правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретному жизненному обстоятельству, которое влечет за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений.

Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет основы организации и осуществления валютного регулирования. Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирование и контроль.

Сокращена регулирующая функция валютного законодательства.

Прежде всего, определить объем прав и обязанностей лиц, участвующих в валютных операциях, которые понимаются как таковые:

  • Операции, связанные с передачей прав собственности и других прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в качестве платежного средства;
  • импорт и экспедирование в Российскую Федерацию, а также экспорт и экспедирование валютных ценностей из Российской Федерации; 
  • Осуществление международных денежных переводов.

Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при совершении валютных операций.

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В соответствии со статьей Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль за внешнеторговой деятельностью осуществляется по следующим основным направлениям:

  • определение соответствия совершаемых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий;
  • проверка исполнения резидентами своих обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  • проверка действительности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Для выполнения этих задач мы начали формировать механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью, под которыми понимается совокупность специальных учреждений, органов, лиц, вовлеченных в процесс валютного контроля (субъективная составляющая), а также совокупность форм и методов контрольно-надзорной деятельности (компонент).

Существует теория паритета покупательной способности (ППС) как основы обменного курса 2 валют, которая связывает динамику обменного курса с изменением соотношения цен в соответствующих странах.

Теория основана на предложении о том, чтобы международная торговля сглаживала разницу в движении цен на основные товары; такие товары должны иметь приблизительно одинаковую цену во всех странах, рассчитанную в одной и той же валюте. Если дилеры могут работать на международных рынках, то доллар (рубль, франк) должен иметь одинаковую покупательную способность во всех странах.

ГЧП является результатом сравнения количества выгод, которые можно купить на национальных рынках стран, валюты которых сравниваются. Объективность сравнения может быть достигнута за счет использования большого количества товаров и услуг, включенных в условную потребительскую корзину 2-х стран.

Если в России такая корзина стоит 2800 рублей, а в США - 100 долларов, то цена 1 доллар = 2800/100 = 28руб. Если цены в России вырастут в два раза, то курс доллара/рубля удвоится (56 рублей).

ГЧП обеспечивает руководящие принципы для установления обменных курсов. Последний может колебаться по многим причинам, отклоняясь от ППС. Когда курс национальной валюты падает, выигрывают экспортеры, а когда курс растет, выигрывают импортеры.

Действия правительства, влияющие на обменный курс, подразделяются на прямые и косвенные меры регулирования.

Прямая регулировка дает быстрый и ощутимый эффект.

Учетная политика. При увеличении ставки дисконтирования (проценты по кредитам, предоставленным ЦБ РФ коммерческим банкам, или дисконт по их векселям) ЦБ РФ напрямую влияет на обменный курс. Если процентная ставка высокая, ЦБ берет меньше кредитов и покупает меньше валюты. Снижение спроса на иностранную валюту приводит к росту курса национальной валюты. Если учетная ставка падает, то курс падает.

Валютная интеграция - это целевая сделка по покупке или продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты. Если Центральный банк покупает валюту своей страны (продает иностранную валюту) на валютных рынках, это приводит к повышению его курса (спрос растет при неизменности предложения). И наоборот.

Девальвация (обесценивание вашей валюты) и переоценка (удорожание). Все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики оказывают косвенное влияние на обменный курс. Если Центральный банк осуществит меры, направленные на снижение инфляции в экономике, это приведет к стабилизации обменного курса. При ужесточении денежно-кредитной политики, рост денежной массы ограничен, а предложение национальной валюты снижается, что приводит к повышению обменного курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденцию к повышению курса национальной валюты.

Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно в отношении нерезидентов, приводит к падению курса национальной валюты.

Обменный курс иностранной валюты по отношению к национальной валюте будет увеличиваться, если:

  1. Денежная масса в этой стране будет увеличиваться.
  2. Денежная масса в другой стране уменьшится.
  3. ВВП в этой стране будет расти.
  4. ВВП упадет в другой стране.
  5. Процентные ставки в этой стране снизятся.
  6. Процентные ставки будут расти в другой стране.
  7. Ожидаемый уровень инфляции в этой стране будет расти.
  8. Ожидаемый уровень инфляции в другой стране снизится.
  9. Отрицательное сальдо торгового баланса этой страны будет увеличиваться.

Таким образом, успешное развитие валютных отношений возможно при условии наличия специального рынка, где можно свободно продавать и покупать валюту. 

Без такой возможности экономические контрагенты просто не смогли бы реализовать свои валютные отношения - у них не было бы иностранной валюты для выполнения своих внешних обязательств.

Вывод:

Государственное регулирование деятельности кредитно-финансовых учреждений является одним из важнейших элементов развития и формирования финансовых рынков капиталистических стран.

Основными направлениями государственного регулирования являются: 

  • политика центрального банка в отношении финансовых учреждений;
  • налоговая политика правительства на центральном и местном уровнях;
  • Участие государства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных организациях;
  • законодательные меры исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

Регулирование финансовых рынков находится под сильным влиянием законодательных мер, осуществляемых центральным правительством, местными органами власти и законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и нормативных актов, регулирующих различные сферы деятельности финансовых учреждений. Основную регулирующую функцию выполняют центральные органы исполнительной и законодательной власти, которые создают основные законы, регулирующие деятельность финансовых учреждений. В рамках исполнительной власти центральный банк и Министерство финансов являются основными регулирующими органами. Наряду с исполнительной властью, в регулирование деятельности финансовых учреждений активно вовлечены и органы законодательной власти. В их составе действуют специальные комитеты и комиссии, которые корректируют как государственную политику, так и кредитную систему.

Система государственного регулирования финансовых рынков является сложным, эффективным и достаточно противоречивым механизмом. Однако она эволюционировала на протяжении длительного периода времени, через этапы адаптации и структурных изменений. Такие события, как кризис 1923-1933 гг., послевоенное восстановление, финансовый и денежно-кредитный кризис 60-70-х гг., инфляция и банкротство коммерческих и сберегательных банков в 70-80-е гг. и нынешний кризис 2008 г. в значительной степени способствовали формированию современного механизма регулирования.

Российская система государственного регулирования в настоящее время находится в зачаточном состоянии, но она наглядно демонстрирует основные особенности систем регулирования финансовых рынков развитых стран.

Основные методы и инструменты государственного регулирования финансовых рынков были рассмотрены выше.

Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Необходимо обеспечить эту добровольность, т.е. создать правовые рамки, защищающие экономических субъектов от насилия. Перед государством стоит серьезная задача - защитить права производителей, работающих на рынке. 

Регулирование финансового рынка - одна из важнейших и сложнейших задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов является важнейшим фактором успешного развития экономики любой страны.

Таким образом, был сделан вывод, что вмешательство государства в рыночную экономику все еще необходимо. Вопрос только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство необходимо. В условиях развития и трансформации экономики государственное регулирование финансового рынка обеспечивает целостность и сбалансированность. Регулирование в целом можно рассматривать как управленческую функцию, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров. С теоретической точки зрения государственное регулирование финансового рынка представляет собой совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и стабильность финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.

Практическая реализация государственного регулирования финансового рынка представляет собой влияние государства в лице государственных органов на совокупность экономических отношений, законов и закономерностей их развития системой законодательных, исполнительных и контрольных мер. 

Однако государственное регулирование финансового рынка не должно быть авторитетным. При всех существующих преимуществах централизованного государственного регулирования все большее значение приобретает саморегулирование как микроуровневое регулирование. Только при условии симбиоза этих двух уровней регулирования можно добиться эффективного функционирования финансового рынка.