Региональная экономика Республики Татарстан

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 30.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Трансформация профессии аудитора в условиях "цифровой экономики"

Электроэнергетика и ее цифровой аспект

Основные показатели оценки эффективности инвестиционных проектов

Анализ динамики внешнеэкономической деятельности за 2015-2017 г.

 

Введение:

Республика Татарстан занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации по ряду показателей социально-экономического развития. Так, по предварительным оценкам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, в 2011 году валовой региональный продукт (ВРП) республики составил 1,25 трлн рублей, что на 4,6% выше уровня 2010 года. в сопоставимых ценах. По абсолютному объему валового регионального продукта Республика Татарстан занимает 5-е место в Российской Федерации. 

В производственной сфере динамика ВРП была обусловлена ​​высокими темпами роста в основных. Отрасли экономики: сельское хозяйство (152,6% к уровню 2010 г.), промышленность (105,8%) и строительство (106,8%).

Индекс промышленного производства в республике в 2011 году составил 105,8% к уровню 2010 года. В структуре промышленности республики более 64% приходится на обрабатывающую промышленность.

О задачах социально-экономического развития Республики Татарстан

Объем инвестиций в основной капитал в 2011 году составил 386 млрд рублей. Темп роста физического объема инвестиций 107,8%. Основные капитальные вложения приходятся на обрабатывающую промышленность 25,4% от общего объема инвестиций, транспорт и связь 21,6%, операции с недвижимым имуществом, аренду и оказание услуг 17,0%. 

Устойчивый рост экономики Республики Татарстан положительно отразился на динамике основных показателей социального развития.

Средняя заработная плата в 2011 г. составила 20 тыс. руб., увеличившись в номинальном выражении на 15,3% по сравнению с 2010 г. В реальном выражении заработная плата увеличилась на 6,7%, что, помимо роста в номинальном выражении, также связано с замедление инфляционных процессов.

Индекс потребительских цен на конец 2011 года составил 5,9%, что является самым низким значением за последние 20 лет.

В 2011 году введено в эксплуатацию почти 2,4 млн м2 жилья, обеспеченность жильем достигла 23,3 м2 на человека.

Средняя продолжительность жизни в 2011 году, по данным органов статистики, составляла 72 года.

Таким образом, очевидно, что Республика Татарстан достигла достаточно высокого уровня социально-экономическое развитие Российской Федерации. Вместе с тем, в условиях глобализации экономики, либерализации международной торговли (в частности, в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию) и развития кооперационных связей, формирование глобально конкурентоспособной экономики. становится важнейшим стратегическим приоритетом республики. Именно эта цель обозначена в послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан от 15.09.2011. 

Основные показатели достижения данной цели определены в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы:

  • по валовому региональному продукту на душу населения (по паритету покупательной способности) республика должна выйти на уровень развитых стран (не менее 35 тысяч долларов);
  • объем инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте должен составлять 40%;
  • объем прямых иностранных инвестиций на душу населения должен быть более 1,5 тысячи долларов в год;
  • согласно международным сопоставлениям (проводимым один раз в два года по методологии Всемирного банка) республика будет позиционироваться по совокупности показателей как регион с низким уровнем административных барьеров;
  • в структуре экономики доля обрабатывающих производств должна быть не менее 25%, в объеме промышленного производства 75%;
  • доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства увеличится до 30%;
  • доля малого и среднего бизнеса в структуре экономики увеличится до 34%;
  • количество рабочих мест в высокотехнологичных отраслях возрастет до 60% от общего количества рабочих мест.

Таким образом, стратегическими задачами социально-экономического развития Республики Татарстан являются:

  • повышение инвестиционной привлекательности и улучшение условий для ведения бизнеса;
  • повышение инновационной активности;
  • повышение производительности труда.

Эти направления полностью соответствуют основным ориентирам развития страны, определенным в Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»:

  • создание и модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
  • увеличение инвестиций не менее чем до 25% от валового внутреннего продукта к 2015 году и до 27% к 2018 году;
  • увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза по сравнению с уровнем 2011 года;
  • рост производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года. Рассмотрим ситуацию в Республике Татарстан.

Норма накопления (доля инвестиций в ВРП) республики в 2011 году составила 31%, что превышает средний национальный (21%) и среднемировой (23%) уровни. Однако в быстро развивающихся странах этот показатель находится на еще более высоком уровне. Например, средняя норма накопления в странах БРИКС составляет 37%, в том числе в Китае 48%. 

Поскольку инвестиционная активность является одним из основных факторов экономического роста, инвестиционный климат имеет первостепенное значение для дальнейшего развития республики.

Республика Татарстан по результатам исследований авторитетных международных компаний является одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов страны. Однако сама Российская Федерация, по данным Всемирного банка, занимает лишь 120-е место в мире. В республике, как и в целом по стране, сохраняются проблемы, препятствующие дальнейшему улучшению инвестиционного климата, связанные с административными барьерами, отсутствием четких правил сопровождения проектов в режиме «одного окна» и т. д. 

Следует отметить, что инвестиционная привлекательность важна не только для крупных игроков, но в первую очередь для малых и средних предприятий. В 2011 году доля малого и среднего бизнеса в экономике составила 25,2%. В то же время в развитых странах мира этот показатель достигает 60%. Малый и средний бизнес играет важную роль в развитии экономики, ведь названия но это основная база для формирования среднего класса.

Инновации

По инновационной активности республика также уступает мировым лидерам. Доля инновационно активных организаций в республике в 2011 году, по оценкам экспертов, составила 14%, что значительно уступает показателям не только развитых, но и некоторых развивающихся стран. Например, в Словакии этот показатель составляет 26%, в Финляндии 53%, в Германии 72%. 

Производительность труда в Республике Татарстан в 2011 году составила 35 тысяч долларов по паритету покупательной способности на одного работника. При этом, например, в Эстонии этот показатель равнялся 50 тысячам долларов, в странах G 7 86 тысяч долларов. 

Следует отметить, что если по производительности труда республика существенно отстает от ведущих стран мира, то по доле добавленной стоимости, направляемой на заработную плату (46%), она практически с ними на одном уровне. Например, в Чехии и Сингапуре этот показатель составляет 42%, в Германии 51%, и в этих странах заработная плата значительно выше, чем в республике. 

Следовательно, высокий уровень заработной платы в развитых странах обеспечивается чрезвычайно высокой производительностью. Таким образом, производительность труда в настоящее время становится важнейшим и практически единственным возможным фактором повышения благосостояния граждан как Республики Татарстан, так и Российской Федерации в целом. 

Развитие республики в среднесрочной перспективе во многом будет зависеть от решения перечисленных системных проблем. Рассмотрим подробнее основные направления решения стоящих перед республикой проблем. 

В сфере повышения инвестиционной привлекательности должен быть реализован минимально необходимый комплекс мероприятий, предусмотренных Стандартом деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанным Агентством. стратегических инициатив совместно с Республикой Татарстан.

Настоящий стандарт описывает нормативные и иные документы и организационные решения, которые необходимо принимать в субъекте Российской Федерации, дает рекомендации по их содержанию в таких областях, как:

  • развитие государственных структур по поддержке инвестиционной деятельности;
  • снижение административных барьеров;
  • правовое регулирование инвестиционной деятельности;
  • информационная прозрачность государственных органов;
  • кадровое инвестиционное развитие.

Следует отметить, что задача создания благоприятного инвестиционного климата это партнерский проект государства, бизнеса и общества. Совершенно необходимо, чтобы сами предприниматели принимали участие в установлении «правил игры». В связи с этим необходимо расширить практику использования механизма оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, влияющих на предпринимательскую деятельность. 

Также в целях снижения административных барьеров следует существенно упростить процедуры оказания государственных услуг, в том числе в рамках реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации оказания государственных услуг». государственные и муниципальные услуги». 

Формирования инновационной экономики в республике

Важнейшими направлениями формирования инновационной экономики в республике являются развитие информационных технологий и нанотехнологий. В настоящее время крупнейшим республиканским центром в области информационных технологий является ИТ-парк в Казани. К концу 2011 года количество резидентов ИТ-парка достигло 64, их общая выручка превысила 2,6 млрд рублей. 

При этом следует отметить, что сегодня все площади ИТ-парка заняты, и дальнейшее развитие небольших высокотехнологичных компаний в сфере ИТ требует реализации новых проектов. Самым значимым из этих проектов является строительство инновационного города-спутника Казани «Иннополис» на 150 тысяч жителей, из которых 60 тысяч это сотрудники ИТ-сферы и других высокотехнологичных сфер. Генеральный план города был разработан сингапурской компанией «RSP Architect». В рамках проекта планируется создание ИТ-университета в партнерстве с одним из ведущих университетов в области информационных технологий Carnegie Mellon University. 

Региональная экономика Республики Татарстан

Реализация проекта Иннополис увеличит долю сектора информации и связи нация технологий в экономике Республики Татарстан с нынешних 3,5 до 7% и более.

Дальнейшее развитие сектора нанотехнологий в Республике Татарстан напрямую связано с сотрудничеством с ОАО «РОСНАНО» в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве Республики Татарстан с Открытым акционерным обществом «РУСНА-НО» и Фондом инфраструктуры и инфраструктуры. Образовательные программы, подписанные 11 ноября 2011г., Согласно данному соглашению, к 2015 году объем производства нанотехнологической продукции в республике должен достичь 24 млрд рублей.

В целом реализация комплекса мероприятий, предусмотренных настоящим соглашением, в том числе разработка и реализация Региональной целевой программы развития наноиндустрии Республики Татарстан на 2012-2015 годы, позволит сформировать в республике реально функционирующий нанотехнологический кластер, который должен стать одной из основных точек инновационного развития республики.

В направлении повышения производительности труда основными задачами республики являются:

  • стимулирование предприятий к повышению операционной эффективности;
  • разработка комплекса мер по устранению институциональных ограничений, сдерживающих рост производительности труда;
  • развитие человеческих ресурсов.

Одним из основных инструментов решения этих проблем должна стать Программа повышения производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2012-2015 годы, которая сейчас разрабатывается. Машиностроение и нефтехимия были выбраны в качестве «пилотных» видов экономической деятельности, поскольку они формируют около 70% от общей добавленной стоимости, производимой производственными предприятиями республики. 

Предполагается, что результатом совместной работы, помимо самой программы, станет стандартный пакет рекомендаций по разработке программ повышения производительности труда на конкретных предприятиях, а также комплекс стратегических инициатив по повышению конкурентоспособности республики. экономика, основанная на росте производительности труда.

Очевидно, что все перечисленные направления решения стоящих перед республикой задач взаимно взаимовыгодны.

взаимосвязаны и требуют комплексного подхода к разработке программ развития. Одним из перспективных инструментов реализации такого комплексного подхода является формирование точек инновационного роста на базе территориальных производственных кластеров. 

Согласно классическому определению М. Портера, кластер это группа географически смежных взаимосвязанных компаний и связанных организаций, действующих на определенной территории, характеризующихся общей деятельностью и дополняющих друг друга. Таким образом, при формировании программ кластерного развития, прежде всего, следует учитывать взаимосвязь входящих в них предприятий и синергетический эффект от их совместного функционирования. 

В настоящее время в Республике Татарстан сформирован ряд кластеров, среди которых необходимо выделить Камский инновационный территориально-производственный кластер, расположенный в северо-восточной части Республики Татарстан на обоих берегах реки Камы, в том числе городской округ Набережные Челны и пять муниципальных районов: Елабуга, Заинский, Менделеевский, Нижнекамск и Тукаевский. Население кластера составляет более 1 миллиона человек. 

Объем промышленного производства Камского инновационного территориально-производственного кластера в 2011 году составил 600 млрд рублей, в том числе более 100 млрд рублей. экспорт на мировой рынок. Доля инновационной продукции на территории кластера составила 22,3%. 

Кластер имеет три направления технологического и профильного развития:

  1. Нижнекамск, где сосредоточены предприятия нефтехимического комплекса (ОАО «Нижнекамскнефтехим», комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ТАНЕКО);
  2. Набережные Челнинское с развитой автомобильной промышленностью (ОАО «КАМАЗ», совместное предприятие Ford и Sollers);
  3. Елабужское, где расположена особая экономическая зона «Алабуга» и строится комплекс по производству минеральных удобрений ОАО «Аммоний».

Однако, несмотря на то, что предприятия кластера имеют высокий потенциал развития, темпы роста основных производственных показателей,

характеризующие их деятельность, сдерживаются отставанием в развитии инфраструктуры (транспортной, энергетической, социальной и др.). Крупнейшие предприятия республики обозначили эту проблему как приоритетную, поскольку она в наибольшей степени влияет на перспективы развития и инвестиционную привлекательность территории. 

Заключение

В связи с этим разработана Программа развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2020 года, предусматривающая реализацию комплекса мероприятий, направленных на устранение существующих инфраструктурных ограничений.

Реализация данной программы позволит создать конкурентоспособный инновационный кластер мирового уровня и к 2020 году достичь следующих целей: 

  • промышленной продукции 1 996,0 млрд руб. (рост в 3,3 раза); 
  • валовой территориальный продукт 1 568,5 млрд руб. (рост в 4,7 раза); 
  • инвестиции в основной капитал 600,0 млрд руб. (рост в 5,5 раза); 
  • доля инновационной продукции 44,7% (рост в 2 раза);
  • количество высокоэффективных рабочих мест составляет более 89 тысяч мест.

Таким образом, решение задач повышения инвестиционной привлекательности и улучшения условий ведения бизнеса, стимулирования инновационной активности и повышения производительности труда фактически означает пересмотр модели экономического роста, когда основным критерием эффективности для предприятий должно быть создание мирового уровня. продукты и услуги. Только в этом случае Республика Татарстан сможет обеспечить конкурентоспособность в мировом масштабе.