Региональная бюджетно-налоговая система региона

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 04.05.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Мировой экономический кризис 1929- 1933 гг.

Международные отношения: сущность, виды, этапы формирования

Бюджетно-налоговая система региона

Инновации в технологии менеджмента

 

Введение:

Ведущую, решающую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках выбранной властью экономической политики. Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм, финансовая система общества, основным звеном которой является государственный бюджет. Именно через финансовую систему государство формирует централизованные фонды и влияет на формирование децентрализованных фондов, обеспечивая возможность выполнения функций, возложенных на государственные органы. Государственный бюджет, являясь основным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность влиять на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики и оказывать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. 

Бюджетная система государства является одним из его основных компонентов, обеспечивающих рациональное поступательное развитие системы общественных благ, рост эффективности как всей национальной экономики, так и экономик, составляющих ее территориальные образования.

Организация формирования и исполнения федерального, регионального и муниципального бюджетов основана на полномочиях каждого из этих уровней власти. Причем уровень независимости каждого из уровней бюджетной системы неодинаков. Таким образом, источники доходов, закрепленные за органами местного самоуправления, обеспечивают лишь около 5% бюджетов муниципальных образований. Значительная часть субъектов Российской Федерации относится к депрессивным и отсталым регионам, а значит, с точки зрения самостоятельности бюджетирования, является дотационной. Для регионов-доноров процесс монетизации льгот также поставил много новых задач. 

Каждый регион (субъект Российской Федерации) принимает и исполняет свой бюджет в целях обеспечения выполнения государственных функций на своей территории. Законодательная и исполнительная власти области вовлечены в бюджетный процесс на региональном уровне. 

Понятие областного бюджета

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень местные бюджеты.

Региональные бюджеты являются центральным звеном территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возлагаемых на органы государственной власти субъекта Российской Федерации. 

В современных условиях все больше региональных властей призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственных и непроизводственных сфер в своей юрисдикции. Их координирующая функция в экономическом и социальном развитии территории значительно возрастает. 

В последнее время произошла регионализация экономических и социальных процессов. Все чаще функции регулирования этих процессов переходят с центральных уровней власти на региональные. Таким образом, роль региональных бюджетов возрастает, а сфера их использования расширяется. 

Государство активно проводит экономическую политику через региональные бюджеты. На основе предоставления средств региональным властям на увеличение их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом расширяется спектр финансируемых мероприятий. 

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали от других регионов страны по своим экономическим и социальным показателям. развитие. Для преодоления этой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. 

В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации это денежный фонд, находящийся в собственности этого субъекта. В данном случае под денежным фондом понимается обособленная совокупность средств, выделенных определенным группам, имеющая свое целевое назначение, порядок использования и орган, распоряжающийся ими. 

В материальном смысле бюджет субъекта Российской Федерации это имущество (в денежной форме), принадлежащее субъекту Российской Федерации на правах государственной собственности и являющееся частью его казны.

Бюджет субъекта Российской Федерации как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в связи с формированием и распределением бюджета как денежного фонда субъекта Российской Федерации. При этом различают два типа экономических финансовых отношений: доходные и расходные. Первые отношения опосредуют движение средств от плательщиков в бюджет и выражают его формирование как денежный фонд. Участником этих отношений выступает субъект Российской Федерации получателем средств. Примером могут служить налоговые отношения, выражающие одностороннее движение стоимости наличными от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации, не связанное со встречным движением стоимости в товарной форме. Вторые расходные экономические отношения выражают расходование (распределение) бюджета и движение средств из бюджета получателю бюджетных средств. Субъектом этих отношений выступает субъект Российской Федерации как поставщик денежных средств. 

Бюджет субъекта Российской Федерации как юридическая категория является финансово-правовым актом субъекта Российской Федерации, посредством которого финансовый план формирования и распределения субъекта Российской Федерации создается на уровне субъекта Российской Федерации субъект утвержден.

Российской Федерации денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций данного субъекта.

Правовая форма, в которой оформлен бюджет как финансовый план, предопределяется федеральным, региональным или местным бюджетом, о котором идет речь. Федеральный бюджет утверждается федеральным законом, бюджеты субъектов Российской Федерации утверждаются законом соответствующего субъекта, а местный бюджет утверждается решением представительного органа местного самоуправления. 

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс это регулируемая нормами закона деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также контроль за их исполнением. Бюджетный процесс построен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. 

Основные этапы бюджетного процесса. Бюджетное планирование важнейшая составляющая финансового планирования с учетом требований финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной программы социально-экономического развития страны в процессе формирования и исполнения бюджетов и внебюджетные фонды разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется государственными органами, уполномоченными законом, и включает бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную структуру, а также вопросы теории и методологии составления государственного бюджета. Принципами бюджетного планирования являются, в частности, единство правового регулирования, преемственность планирования годового бюджета, балансовый метод и т. д. 

Бюджетный процесс деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по подготовке и рассмотрению проектов бюджетов, регулируемая нормами закона.

Неотъемлемой частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

В систему органов с бюджетными полномочиями в БК РФ входят: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-финансовые исполнительные органы, органы контроля региональных органов власти). и местные представительные органы).

Первый этап бюджетного процесса это подготовка проектов бюджетов. Составлению бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также составление консолидированных финансовых балансов на основе которые органы исполнительной власти разрабатывают проекты бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг и других установленных нормативов. 

Президент Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего следующему финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на следующий финансовый год.

Составление бюджета основано на:

  • Бюджетное послание Президента Российской Федерации;
  • прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на следующий финансовый год (ТОРО).

Одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП), содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета. для мобилизации доходов, привлечения государственных или муниципальных заимствований и финансирования основных расходов бюджета. ПФП не утверждено законом. Цели разработки СФП: информирование законодательных (представительных) органов об ожидаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы, прогнозирование финансовых последствий разработанных реформ, программ, законов, отслеживание долгосрочных негативных тенденций. и своевременное принятие необходимых мер. СФП разрабатывается на три года (первый год, на который разрабатывается бюджет, следующие два периода планирования, в течение которых отслеживаются результаты заявленной экономической политики). 

Исполнительный орган, орган местного самоуправления вносит проект закона (решения) о бюджете на следующий финансовый год (вместе с указанными документами и материалами) на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета БК РФ (15 августа), бюджета субъекта РФ законом субъекта РФ, местного бюджета правовыми актами РФ. местное самоуправление. Указанные законодательные (правовые) акты также определяют порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. Одновременно с проектом закона о бюджете рассматриваются законопроекты о бюджетах государственных внебюджетных фондов. В процессе рассмотрения в закон (решение) могут быть внесены изменения. 

Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета они подписываются Президентом Российской Федерации). В Российской Федерации налажено казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время идет переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской, сначала в эту систему перейдет федеральный бюджет, затем бюджеты более низких уровней). Органы исполнительной власти несут ответственность за составление и исполнение бюджетов, управление бюджетными счетами и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех администраторов и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и от имени бюджетных учреждений. Особая роль отводится Федеральному казначейству Минфина РФ, именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, перечисление всех поступающих доходов и поступлений от источников финансирования дефицит бюджета на единый бюджетный счет и выполнение всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета. Осуществление бюджетных операций через казначейские счета обеспечит полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие лицевых счетов в Казначействе каждому главному распорядителю, распорядителю и получателю бюджетных средств. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге казначейства и вести консолидированный реестр бюджетных получателей. 

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основании бюджетной ведомости документа о квартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений от источников финансирования дефицита бюджета, который устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджета. средств и оформляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Исполнение бюджета доходов предусматривает:

  • перевод и зачисление доходов на единый бюджетный счет;
  • распределение регулирующих доходов в соответствии с бюджетом;
  • возврат сумм излишне уплаченных доходов в бюджет;
  • учет доходов бюджета и отчетность о доходах бюджета.

Смета расходов исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете в соответствии с процедурами авторизации и финансирования.

Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их местные органы власти) несут ответственность за исполнение доходной части бюджета, которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет, обязаны предоставлять информацию об исполнении. бюджетов в казну, а также органов управления государственным (муниципальным) имуществом. 

Если в процессе исполнения бюджета происходит уменьшение объема поступлений в бюджет, вводится режим снижения затрат (до 5% по решению руководителя финансового органа, от 5 до 10% от суммы) исполнительный орган, более 10% по закону (решению) законодательного (представительного) органа власти Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональное уменьшение (секвестрация расходов).

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль).

Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание Российской Федерации формирует специальный орган Счетную палату (этот орган также участвует в предварительном контроле при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).

Отчет об исполнении бюджета составляется органом, исполняющим бюджет, на основании отчетов главных администраторов, администраторов и получателей бюджетных средств. Ответственность за составление отчета об исполнении федерального бюджета возложена на Министерство финансов Российской Федерации. 

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством Российской Федерации в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных средств и следующие документы и материалы:

  • отчет о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента Российской Федерации;
  • отчеты Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчет о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по их видам;
  • справка о доходах, полученных от использования государственного имущества;
  • отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных штрафах за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проверок и проверок. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета. 

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации это деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета субъекта Российской Федерации. субъекта Российской Федерации, контроль за его исполнением, а также за заключением настоящего бюджета регулируется нормами бюджетного законодательства.

Следует иметь в виду, что само понятие «бюджетный процесс» используется в финансовой и юридической литературе в двух значениях.

В первом значении они обозначают вид бюджетной деятельности. Именно в этом смысле раскрывается понятие бюджетного процесса в приведенном выше определении. 

Объектом бюджетного процесса является бюджет как своего рода акт финансового планирования, когда бюджет понимается в его правовом значении.

В этом смысле бюджет субъекта Российской Федерации представляет собой перечень доходов и расходов централизованного денежного фонда субъекта Российской Федерации. А поскольку правовой формой бюджета субъекта Российской Федерации является закон субъекта Российской Федерации, то применительно к бюджетному процессу речь идет о разработке, принятии и исполнении нормативного правового акта. бюджет как основной финансовый план субъекта Российской Федерации. Таким образом, на практике бюджетирование означает разработку проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации; рассмотрение и утверждение бюджета выражается в форме принятия настоящего закона; исполнение бюджета это исполнение закона о бюджете. 

Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации осуществляется на определенных принципах. К таким принципам относятся: 

  1. Принцип годового бюджета. Этот принцип означает что бюджет (как финансовый план) разрабатывается и утверждается ежегодно (желательно до начала планируемого года). Все этапы бюджетного процесса повторяются из года в год в той же последовательности и с той же периодичностью, что и в прошлом; они также будут реализованы в будущем. 
  2. Принцип прозрачности и гласности бюджетного процесса. Этот принцип означает: обязательная публикация в открытой печати утвержденного бюджета субъекта Российской Федерации и отчетов о его исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджета, а также наличие иной информации по решению законодательного органа (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
  3. Принцип разграничения компетенции исполнительной и законодательной властей субъекта Российской Федерации на всех этапах бюджетного процесса. Разработка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджет утверждается только законодательным (представительным) органом этого субъекта Российской Федерации, исполнение бюджета осуществляется повторно. Порученное исполнительному органу, утверждение отчета об исполнении бюджета находится в исключительной компетенции законодательного органа. 

Это различие также раскрывает конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную и исполнительную.

Несомненно, полномочия по утверждению бюджета одна из важнейших (как в политическом, так и в экономическом смысле) полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти. И в конечном итоге полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти по утверждению бюджета переросли в исключительную компетенцию этого органа. 

В некоторых странах к этому принципу примыкает принцип контроля законодательных (представительных) государственных органов за предоставлением государственных займов и выпуском государственных ценных бумаг, что приводит к увеличению государственного долга.

Принцип строгого законодательного регулирования все этапы бюджетного процесса. В законе о бюджете все процедуры его разработки, принятия и исполнения тщательно и подробно изложены, заложены в определенные временные рамки и сроки, определены все права и обязанности участников бюджетного процесса. Пожалуй, нет другого правового акта, который независимо от того, какой важной теме он посвящен, какой бы области он ни касался, которые так подробно регулируют соответствующие правоотношения.

Принцип бюджетной надежности. Принцип бюджетной надежности проявляется в детальной проработке бюджета как финансового плана, максимального сближения показателей акта, бюджет, максимально приближенный к экономическим и социальным реалиям, выражает объективную потребность как государства. 

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета. Этот принцип соседствует с принципом бюджетной надежности. Это означает, что все доходы и расходы бюджета субъекта Российской Федерации должны быть отражены в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме в строгом соответствии с положениями налогового и бюджетного законодательства. 

Принцип специализации бюджетных показателей. Принцип основан на том, что составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, что обеспечивает единство отображения в бюджете его расходов и доходов, что дает возможность не только для обеспечения полноты, обоснованности и научной достоверности бюджетных показателей, а также сопоставимости бюджетов всех уровни бюджетной системы. В свою очередь, это дает возможность определить его слабые стороны и направить бюджетное планирование на выравнивание уровня бюджетных показателей всех субъектов Российской Федерации.

В практике бюджетного планирования есть два понятия: бюджетный год (или финансовый год) и бюджетный период (или бюджетный цикл). 

Бюджетный год это период времени, в течение которого бюджет является основным финансовым планом государства. В большинстве стран, в том числе в Российской Федерации, финансовый год совпадает с календарным годом, то есть длится с 1 января по 31 декабря включительно. 

Бюджетный период это период времени, охватывающий все этапы бюджетного планирования. Бюджетный период начинается с момента работы по подготовке проекта бюджета начинается и заканчивается с утверждением отчета о его выполнении. Бюджетный период длится около трех лет. 

Бюджетный период включает определенные этапы. Обычно процесс составления бюджета состоит из четырех этапов: 

  • составление проекта бюджета,
  • рассмотрение и утверждение бюджета,
  • исполнение бюджета,
  • заключение сметы, что подразумевает составление, заездов,
  • рассмотрение и утверждение отчета о его исполнении.

Текущий контроль осуществляется при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, во время парламентских слушаний и в связи с парламентскими запросами. 

Региональная бюджетно-налоговая система региона

Последующий контроль осуществляется при составлении отчетов об исполнении бюджетов, а также при рассмотрении и утверждении этих отчетов законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В настоящее время существует два порядка исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации:

  • Самостоятельное исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, когда субъект Российской Федерации осуществляет это исполнение исключительно самостоятельно;
  • Исполнение бюджета казначейства осуществляется через;
  • органы Федерального казначейства.

Бюджет Иркутской области

Согласно преамбуле закона Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области» под бюджетным процессом понимается процедура составления, рассмотрения, утверждения и исполнения областного бюджета, контроля за его исполнением.

Согласно Закону «О бюджетном процессе Иркутской области» участниками бюджетного процесса Иркутской области являются:

  1. губернатор Иркутской области;
  2. законодательное собрание Иркутской области;
  3. исполнительные органы государственной власти области;
  4. орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом;
  5. главные распорядители (распорядители) средств регионального бюджета;
  6. главные распорядители (распорядители) доходов региональных бюджетов;
  7. главные распорядители (распорядители) источников финансирования дефицита областной бюджет;
  8. получатели средств из областного бюджета;
  9. контрольно-счетная палата Иркутской области.

Проект областного бюджета и проект бюджета территориального государства внебюджетные фонды оформляются и утверждаются сроком на один год.

Проект областного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств региона.

Составление областного бюджета и проекта бюджета территориального государственный внебюджетный фонд начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала следующего финансового года. Непосредственная подготовка проекта областного бюджета осуществляется финансовым органом области. Составление бюджета территориального государственного внебюджетного фонда осуществляется органом управления указанного фонда. 

Региональный финансовый орган представляет в администрацию Иркутской области проект областного бюджета и проект бюджета территориального государственного внебюджетного фонда не позднее, чем за 15 дней до даты представления проекта областного закона об областном бюджете и проект областного закона о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в Законодательное собрание Иркутской области.

Администрация Иркутской области согласовывает с местными властями исходные данные для расчета суммы межбюджетных трансфертов из областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в региональный бюджет. Губернатор Иркутской области до 15 сентября текущего финансового года рассматривает прогноз социально-экономического развития региона, проект областного бюджета и проект бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год, другие документы и материалы, необходимые для подготовки и утверждения проекта областного бюджета. Но согласно Закону Иркутской области от 7 октября 2009 г. № 58/24-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений Закона Иркутской области« О бюджетном процессе Иркутской области »« установлено, что Губернатор Иркутской области до 12 октября 2009 года рассматривает прогноз социально-экономического развития области, проект областного бюджета на 2010 год и проект бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на 2010 год, другие документы и материалы, необходимые для подготовка и утверждение проекта областного бюджета на 2010 год. 

Губернатор Иркутской области не позднее 15 октября 2009 года внесет в Законодательное собрание Иркутской области проект закона Иркутской области об областном бюджете на 2010 год.

Внесенный губернатором законопроект Иркутской области об областном бюджете на 2010 год должен быть рассмотрен и окончательно принят Законодательным собранием Иркутской области не позднее 18 декабря 2009 года.

В областном законе о региональном бюджете и в областном законе о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда должны быть указаны основные характеристики регионального бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, в которых указана общая сумма доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, общей суммы расходов, дефицита (профицита) регионального бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Региональный закон о региональном бюджете должен содержать нормы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, если они не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации. Законодательное собрание Иркутской области проводит общественные слушания по проекту областной бюджет. Общественные слушания проводятся перед рассмотрением Законодательным собранием Иркутской области законопроекта об областном бюджете в первом чтении. 

Принять участие в публичных слушаниях имеют право:

  1. депутаты Законодательного собрания Иркутской области;
  2. представители администрации Иркутской области, иных органов исполнительной власти государственная власть региона;
  3. представители Контрольно-счетной палаты Иркутской области;
  4. главы муниципальных образований области, иные представители органов местного самоуправления муниципальных образований области;
  5. депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избирается от региона, а члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представители федерации региона;
  6. представители иных федеральных органов государственной власти;
  7. другие лица.

Общественные слушания проходят открыто. На общественных слушаниях проект областного бюджета представляет администрация Иркутской области. По результатам общественных слушаний формируются предложения и комментарии к проекту областного бюджета. 

Предложения и замечания по проекту областного бюджета перед рассмотрением проекта областного бюджета направляются Губернатору Иркутской области и доводятся до сведения депутатов Законодательного собрания Иркутской области на заседании Законодательного собрания Иркутской области.

Законодательное собрание Иркутской области рассматривает и принимает проект областного закона об областном бюджете в порядке, определяемом Законом «О бюджетном процессе Иркутской области» и Регламентом Законодательного собрания Иркутской области. Законодательное собрание Иркутской области рассматривает областной законопроект о областном бюджете в трех чтениях. При рассмотрении Законодательным собранием Иркутской области проект областного закона о региональном бюджете на очередной финансовый год, его концепция, прогноз социально-экономического развития региона и основные направления бюджетной и налоговой политики региона обсуждаются в первом чтении. Законодательное собрание Иркутской области при рассмотрении в первом чтении проекта областного закона об областном бюджете заслушивает отчет Губернатора Иркутской области или лица, назначенного Губернатором Иркутской области, для представления проекта областного закона о областного бюджета, соотчета бюджетной комиссии, а также отчета председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области и решения о принятии или отклонении указанного законопроекта. В случае принятия Законодательным собранием Иркутской области указанного законопроекта в первом чтении утверждаются характеристики областного бюджета, определенные частью 2 статьи 20 Закона «О бюджетном процессе Иркутской области».

В случае отклонения в первом чтении проекта закона области об областном бюджете Законодательное собрание Иркутской области вправе: 

  1. принять решение о передаче указанного законопроекта в согласительную комиссию по уточнение основных характеристик регионального бюджета (далее согласительная комиссия) для разработки согласованного варианта основных характеристик регионального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в сводном заключении бюджетной комиссии, и при этом вовремя выявить представителей Законодательного собрания Иркутской области в согласительной комиссии; 
  2. вернуть указанный законопроект Губернатору Иркутской области на доработку. Согласительная комиссия в течение 10 дней со дня отклонения проекта областного закона о областной бюджет в первом чтении разрабатывает вариант основных характеристик областного бюджета.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительная комиссия Законодательного Собрания Иркутской области, Администрации Иркутской области. Решение считается принятым партией, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей этой партии. Итоги голосования каждой партии принимаются за один голос. Решение считается принятым согласительной комиссией, если его поддержали обе стороны. По завершении работы согласительной комиссии Губернатор Иркутской области в течение 5 дней со дня принятия решения согласительной комиссией вносит согласованные основные характеристики регионального бюджета на рассмотрение Законодательного собрания Иркутской области. 

Законодательное собрание Иркутской области рассматривает проект закона области об областном бюджете по основным характеристикам областного бюджета, определенным согласительной комиссией, в течение 10 дней со дня представления Губернатором Иркутской области согласованных основных характеристик бюджета. областного бюджета Законодательному Собранию Иркутской области.

Предметом второго чтения регионального законопроекта о региональном бюджете станет: 

  1. приложение к законопроекту области о региональном бюджете, устанавливающее список главных распорядителей доходов регионального бюджета;
  2. приложение к проекту закона области о региональном бюджете, устанавливающее перечень главных распорядителей источников финансирования дефицита регионального бюджета;
  3. бюджетных ассигнований по разделам классификации бюджетных расходов на следующие финансовый год в пределах общих расходов областного бюджета, утвержденных в первом чтении;
  4. приложения к законопроекту области о региональном бюджете, устанавливающие распределение между муниципальными образованиями региона межбюджетных трансфертов на следующий финансовый год;
  5. программа региональных государственных внутренних (внешних) заимствований на очередной финансовый год (приложение к проекту закона области о региональном бюджете);
  6. программа региональных государственных гарантий в валюте Российской Федерации для очередной финансовый год (приложение к проекту закона области о региональном бюджете);
  7. приложение к законопроекту области о региональном бюджете по областным государственные целевые программы с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовую поддержку этих программ на следующий финансовый год;
  8. текстовые статьи проекта регионального закона о региональном бюджете.

По результатам рассмотрения данных поправок бюджетная комиссия готовит и вносит на рассмотрение Законодательного собрания Иркутской области проект постановления Законодательного собрания Иркутской области о принятии во втором чтении проекта областного закона о областной бюджет. Если Законодательное собрание Иркутской области не приняло региональный законопроект о региональном бюджете во втором чтении, то создается рабочая группа для подготовки согласованного варианта показателей из равного числа представителей Законодательного собрания Российской Федерации. Иркутская область и администрация Иркутской области. Согласованный вариант разрабатывается рабочей группой в порядке, установленном для организации работы и принятия решений согласительной комиссией. При рассмотрении в третьем чтении распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в ведомственной структуре расходов областного бюджета утверждается в пределах утвержденных во втором чтении лимитов расходов. На рассмотрение в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. 

Закон принят Законодательным собранием Иркутской области в третьем чтении области в областной бюджет в течение 14 дней со дня принятия указанного закона направлено Губернатору Иркутской области для публикации. Исполнение областного бюджета организуется на основе сводного бюджетного списка и кассового плана, а также на основе учета операций по исполнению областного бюджета на лицевых счетах, открытых в областном финансовом органе. 

В настоящее время в Иркутске идет процесс утверждения бюджета на 2010 год.

Представленный Законопроект предлагает утвердить следующие основные характеристики областного бюджета на 2010 год:

  • общая сумма доходов регионального бюджета в размере 53 838 451,4 тыс. руб., в том числе безвозмездных поступлений в размере 12 781 010,4 тыс. руб., из которых объем межбюджетных трансфертов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в размере 12 764 742,4 тыс. руб.;
  • общие расходы областного бюджета в сумме 56 225 396,2 тыс. руб.;
  • размер дефицита регионального бюджета в размере 2 386 944,8 тыс. руб. или 5,8% от утвержденного общего годового объема доходов регионального бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Совокупный баланс источников финансирования дефицита регионального бюджета будет равен размеру дефицита регионального бюджета.

Таким образом, показатели областного бюджета на 2010 год, предусмотренные законопроектом, сбалансированы.

Анализ расчетов отдельных видов доходов регионального бюджета показал, что есть резервы увеличения доходной части областного бюджета.

Общая сумма затрат на выполнение расходных обязательств Иркутской области в 2010 году в размере 56 225 396,2 тыс. руб. распределена по следующим направлениям:

  • расходы на реализацию федеральных целевых программ и мероприятий 6 055 186,8 тыс. руб.;
  • расходы, понесенные за счет доходов от оказания платных услуг 1 491 140 тыс. руб.;
  • расходы на выполнение областных целевых программ 1 108 684,4 тыс. руб.;
  • межбюджетные трансферты муниципальным образованиям (без учета целевых средств федерального бюджета и региональных целевых программ) 19 444 684 тыс. руб.;
  • расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения 2 765 123 тыс. руб.;
  • прочие расходы на содержание и обеспечение деятельности органов государственной власти, проведение мероприятий, оказание государственных услуг, социальное обеспечение населения, выполнение иных расходных обязательств Иркутской области 25 360 578 тыс. руб.

В 2010 году продолжится реализация национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье для граждан России». В связи с отсутствием окончательного распределения средств, выделенных в 2010 году на реализацию национальных проектов субъектами Российской Федерации, размер планируемой выручки Иркутской области окончательно не определен. 

Анализ динамики показателей, характеризующих состояние государственного долга Иркутской области за период с 2005 по 2010 гг., Показал, что тенденция к увеличению объема государственного внутреннего долга региона продолжает сохраняться.

Так, в 2010 году плановая верхняя граница государственного внутреннего долга Иркутской области на 1 января 2011 года в размере 14 397 127,0 тыс. Рублей в номинальном выражении увеличена на 19 процентов по сравнению с оценкой 2009 года.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, основным средством накопления финансовых ресурсов, дает политической власти реальную возможность осуществлять власть, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, представляющий собой набор документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию и фиксирует стиль правления, выбранный государством. Бюджет по отношению к проводимой властями экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от выбранного варианта развития общества и не играет самостоятельной роли. 

Государственное регулирование направлено на единство бюджетной системы Российской Федерации, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, независимость бюджетов, полноту отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономия использования бюджетных средств, полное (совокупное) покрытие бюджетных расходов, достоверность бюджета.

Бюджет субъекта Российской Федерации это форма обучения и расходования средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, относящихся к ведению субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и совокупность бюджетов муниципальных образований, расположенных на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. 

В последнее время произошла регионализация экономических и социальных процессов. Все больше и больше функции регулирования этих процессов переходят с центрального уровня власти на региональный, поэтому роль региональных бюджетов возрастает. 

Государство активно проводит экономическую политику через региональные бюджеты.

Таким образом, бюджет, объединяющий основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе.