Реформы 1990-х и начала 2000-х гг. в сознании россиян

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности социализации пожилых людей
Перспективы развития современной отечественной социологии
Восприятие терроризма в современной России
Социальное действие как объект изучения социологии


Введение:

Работа посвящена изучению видения граждан США истории России на рубеже XX-XXI веков, то есть исторического периода, который все еще напрямую связан с современностью.

Поворот веков во многом знаковый для России. В 1991 году Советский Союз прекратил существование - одна из двух сверхдержав 20-го века, холодная война закончилась, и непосредственно в самой России начались процессы социально-экономических и политических преобразований, которые, вероятно, затронули каждого гражданина России.

События октября 1993 года, экономические реформы первой половины 90-х годов, военный конфликт на Северном Кавказе, кризис 1998 года, обновление и реформирование российской экономики в начале 2000-х годов, возвращение стране статуса сверхдержавы. В глазах мирового сообщества экономический кризис, начавшийся в 2008 году и не завершившийся в настоящее время, является лишь неполным списком значимых событий этого исторического этапа.

Изучение истории России на рубеже XX-XXI веков позволит в целом лучше понять социально-экономические и политические процессы, происходящие в современной внутренней и внешней политике России в настоящее время. Это определяет актуальность работы.

Для решения главной цели - изучения значимых событий в истории России на рубеже веков поставлены следующие конкретные задачи:

  • изучить радикальные экономические реформы в начале 1990-х годов;
  • понять социальные последствия вынужденного перехода к рыночной экономике;
  • выявить основные проблемы, с которыми столкнулась Россия в процессе ее интеграции в мировое сообщество;
  • оценить основные перспективы развития России в XXI веке;

Эти задачи формируют структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Политические реформы в России в 1990-х - 2000-х гг.

Политические итоги реформ 1990-х лет являются стойким неприятием большинства российских граждан от демократии. Попытки рассмотреть в отдельности 1990-е и 2000-е годы абсурдны. Настоящее является продолжением прошлого.

Сохранение политической системы, созданной в 1990-х годах, стало важнейшей задачей постсоветской номенклатуры.

Политический и социально-экономический механизм, созданный в России в 1990-х годах, содержит внушительный потенциал для жизни. Он основан на огромных финансовых, материальных, природных и административных ресурсах, привлеченных средствах массовой информации и широкой коррупционной сети.

Самая серьезная политическая потеря - это реформаторы России 1990-х годов. убил в своем народе желание построить демократическую страну. Демократия не будет в России долгое время, потому что «демократия», которую российские реформаторы продемонстрировали народу, как только власть оказалась в их руках, появилась в такой антинародной форме, что даже советский тоталитарный режим затмил ее своей антинародная.

Правящая группа заявила об опасности возвращения социализма - он настойчиво ввел в общественное сознание. Давление на избирателей было организовано на высоком профессиональном уровне, но затраты окупились.

Социологические исследования того времени показали, что у большинства (75-85%) респондентов отсутствовало отношение к возвращению к социализму.

Жесткая идеологическая обработка массового сознания и фальсификация результатов голосования, проведенная правящей номенклатурой на президентских выборах 1996 года, изменили вектор политического развития страны. Людям не была предоставлена ​​возможность исправить эксцессы монетаристов, как это произошло во всех постсоциалистических странах Восточной Европы, когда партии левого политического спектра заменили первого крайнего либерала. Именно эту роль должны были сыграть президентские выборы 1996 года в России.

Президентские выборы 1996 года спровоцировали появление в России новой профессиональной группы - лишенной моральных ограничений - «политтехнологов».

Сейчас общество пожинает плоды, посеянные и взращенные реформаторами 1990-х годов. Нынешняя политическая надстройка логически безупречно дополняет экономическую основу, созданную в России в 1990-х годах. Приватизация 1992-1995 годов создала новых владельцев и новые имущественные отношения в России. А именно, эти отношения в системе общественных отношений являются базовыми. Отношения собственности определяют социальную структуру общества, его гражданское право и общественно-политическую систему.

В результате реформ верховная бюрократия получила власть и национальную собственность. Стоимость разведанных полезных ископаемых в нашей стране оценивается в 28,6 трлн. долларов, а прогнозные запасы составляют 140 трлн. долларов.

Следует подчеркнуть, что анализ возникновения нынешней политической системы - это понимание того, что сложилось. Выбранная тогда экономическая модель нашла для ее сохранения и воспроизводства наиболее адекватную форму политической гарантии.

В 2003 году было невозможно критиковать реформы - не было достаточной временной тенденции. В 2007 году в богатом государстве «бедные» 1990-е годы не только можно было критиковать, но и нужно было. Но это должно быть сделано так, чтобы не возникало нежелательных намеков на правящую номенклатуру.

Идеологическая задача представителей нынешней власти - противостоять реформаторам, показать, что они не имеют ничего общего с тем, что происходило в 1990-х годах. Таким образом, нынешняя официальная российская пропаганда никогда не фокусируется на причинно-следственных связях 1990-х и 2000-х годов, а, наоборот, тщательно избегает темы преемственности. Партия Э. Гайдара и А. Чубайса, «Союз правых сил» (СПС), наиболее активно участвовала в выборах В. Путина. Идея радикальной разницы в социальной структуре «тогда» и «сейчас» внедряется в общественное сознание.

Как тогда квалифицировать общественно-политическое образование, созданное в 1990-х годах в России? В этом случае в литературе существует много разных определений, среди которых русский капитализм определяется как «дикий», «олигархический», «пещерный», «гангстерский», «варварский», «номенклатурный», «воровский» 66, или как «нео-etacratism», «плутократия», «клептократии», «pornocracy», «melitocracy» и т.д. Польский теоретик Ядвига Stanickis, который активно работает в области посткоммунистических изменений, определяет русский капитализм как «капитализм без государства », то есть без четко и твердо установленных законом цивилизованных норм и правил рыночных отношений.

Анализ обширной литературы по этой теме приводит к выводу, что феодальная модель является, пожалуй, наиболее оправданной в теории. Сверхцентрализованная, бесконечно коррумпированная экономика, возникшая в результате реформ, породила нынешнюю совершенно феодальную «вертикаль власти». Один из самых известных советских социологов В. Шляпентох, эмигрировавший в США в 1978 г., в 2007 г. опубликовал фундаментальную монографию «Современный русский как феодальное общество». Новый взгляд на постсоветскую эпоху »(« Современная Россия как феодальное общество. Новая перспектива постсоветской эпохи ».), Который дает серьезный аргумент в пользу обоснованности термина« феодализм »в отношении в сегодняшнюю Россию.

М. Веллер, с его характерным полемическим обострением, описывает общественно-политическую систему, созданную в России, следующим образом: «Ужас не в том, что вся российская элита грабит государство и людей. А то, что оно по природе разрушительно похищено, - поедание и грабеж страны. Кража является основным занятием российских властей. Воровство в современной Российской Федерации в принципе невозможно остановить. Потому что российское государство в его нынешнем виде практически и специально создано ворами, чтобы воровать. Это не государство. Это комиссия по разделу и ликвидации наследства».

В России, как и в других постсоветских и постсоциалистических странах, три силы разного влияния друг на друга борются за контроль над крупными промышленными предприятиями. Во-первых, реальные предприниматели, в том числе иностранные, действительно заинтересованы в получении прибыли, а следовательно, в развитии и совершенствовании производства. Во-вторых, теневой капитал, который уже опустошил более чем одно прибыльное предприятие, поскольку этот капитал направлен только на скорейшее мгновенное увеличение сверхприбыли, т. е. Через год или два, извлекает максимально возможную, а затем убегает. В-третьих, наиболее опасными являются политики, которые стремятся получить в свое распоряжение (прямые или косвенные) наиболее выгодные предприятия для использования их в качестве источника своего обогащения и, конечно же, для финансирования своих избирательных кампаний («финансовых потоков»).

В результате реформ отчуждение населения от власти, характерное для тоталитарного режима, не только не было преодолено, но и стало более значительным.

Политическое равнодушие, социальная пассивность населения, утрата любых форм социальной солидарности характеризуют современное состояние современной России, которая не очень подходит для формирования гражданского общества. Это одна из причин отсутствия социальной базы для демократического противодействия нынешнему режиму. Те, кто считает, что недовольство масс можно узаконить под лозунгами демократии, политически наивны. Им следует ждать еще 25-30 лет, пока поколение, пережившее 90-е годы, не уйдет. В современной России существует реальная опасность формирования протестного движения на основе праворадикальных идей.

Один из грубейших методологических просчетов российских реформаторов в 1992 году заключается в том, что имущественные отношения изначально рассматривались ими только в чисто экономической плоскости.

Политическая составляющая общества тесно связана с его правовой составляющей. Понятие «верховенство закона», часто используемое в политической жизни правящей номенклатуры, представляет собой ту же социальную виртуальность, что и «гражданское общество», «независимый собственник» и «средний класс». В послереформенные годы российская судебная система полностью деградировала.

Современной России трудно справиться с пропастью проблем, которые создавались за три четверти века тоталитарного режима и за последние двадцать лет, когда институты государственного патернализма были в значительной степени ликвидированы, но условия для себя -реализации трудоспособного населения не были созданы. Вместо государственного регулирования экономики Россия получила произвол чиновников, которые используют свои посты для личной выгоды. Поэтому политическая система не развивается снизу, подавляющее большинство населения не участвует в политической жизни: им это не нужно. Формирование гражданского общества вновь откладывается. Идеология, появившаяся в массовом сознании в начале 1990-х годов об обогащении любой ценой, привела к резкому изменению социальных приоритетов. Реформаторы деформировали основную ценностную модель россиян. Процесс криминализации общества привел к снижению статуса умственной деятельности, ценность знаний уступила ценности социальной агрессии, неразборчивости в средствах достижения цели и грубой физической силе. Поэтому среди героев дня современной России нет необходимости искать создателей и продюсеров. Свет социальных юпитеров выделяет других героев. В лучшем случае это банкиры, менеджеры, дилеры, биржевые маклеры, владельцы служб безопасности, дизайнеры, визажисты, имиджмейкеры, зарубежные дилеры потребительских товаров и, конечно же, государственные чиновники - самые высокие! Социологические исследования показывают, что бюрократический аппарат является наиболее предпочтительным местом в жизни для значительной части молодых россиян. Самые высокие конкурсы сегодня проходят в тех вузах, где готовят госслужащих, чиновников. Попадание в этот социальный слой в современной России обеспечивает стабильно высокий уровень потребления. И самое главное, порочная социальная система, сложившаяся за годы реформ, может сохраняться в этих условиях в течение многих лет.

Экономические реформы в России в 1990-х - 2000-х годах

В начале января 1992 года правительство Э. Гайдара обнародовало розничные цены на товары народного потребления. Так началась социальная перестройка России, переход от плановой распределительной экономики к свободному рынку, от тоталитарной к демократической государственной системе.

Экономические результаты реформ отражены в многочисленных трудах зарубежных экономистов. Их выводы сводятся к превращению России за эти годы в сырьевой придаток Запада и Востока. Если в 1989 году товары с высокой добавленной стоимостью составляли 38,7% экспорта, то в 2010 году - 4,7%. Если в 1991 году Россия делила второе или третье место в мире среди 38 стран-производителей станков, то в 2010 году она оказалась третьей с конца и ее доля в производстве продукции мирового станкостроения составляла менее 0,3%. Если в 1991 г. российские самолеты составляли около 40% мирового парка гражданской авиации, то в начале 2010 г. их было менее 2%.

Технологическое отставание нашей страны от передовых государств наметилось еще в позднесоветский период. Реформы были призваны сократить разрыв и модернизировать экономику.

Высокие технологии составляют 0,13% в текущем российском экспорте, т. е. cтолько же, сколько в одной из самых отсталых стран Европейского Союза - Португалии. В результате реформ была создана простая экономическая модель, суть которой заключается в продаже своей природной ренты. В постреформенные годы в России было разрушено много высокотехнологичных предприятий, но не было построено ни одного нового предприятия, оснащенного конкурентоспособным отечественным оборудованием.

Широко анализируется ущерб, нанесенный социальной сфере общества. Социологи отмечают, что более трети населения России живет ниже порога или на грани бедности, а 7% находятся в состоянии крайней нищеты, глубокой нищеты. Еще 14% бедных также прочно «застряли» в этом состоянии. Кроме того, 17% населения находятся в состоянии постоянного риска бедности, хотя до сих пор им удается оставаться на плаву, балансируя на грани бедности и бедности, и размер этой «группы риска» увеличивается. Реформы привели к качественному сдвигу в структуре потребления, как отмечают многие экономисты. На Всероссийском съезде экономистов сельского хозяйства в 2005 году вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор Института экономики сельского хозяйства И. Ушачев сказал: «В среднем потребление продуктов питания на душу населения с 1990 года сократилось на 22,6% и по видам продуктов, таким как мясо - в 1,4 раза, молоко - в 1,7 раза, рыбные продукты - в 1,9 раза ... Значительная часть населения страны не может позволить себе есть даже при минимальной потребности, а средние рациональные нормы питания доступны только 10 -20% россиян »10. Сокращение потребления ценных продуктов питания было сосредоточено почти исключительно в той части населения, которая относится к категории бедных. Те. по крайней мере для 30% населения потребление наиболее важных продуктов питания для здоровья упало до уровня, при котором начинается физиологическая деградация.

По данным Левада-центра, в России население оценивает прожиточный минимум в 2 раза выше своего официального уровня, в то время как 21,3% населения едва сводят концы с концами, а их доходов не хватает даже на еду, еще 40,5% балансируют на грани абсолютной бедности у них достаточно денег на еду, но недостаточно на одежду.

Исследования демографов показывают, что экономические реформы дорого обходятся стране: более двух третей всех причин депопуляции россиян связаны с резким ухудшением здоровья нации, снижением качества медицинской помощи, а также с массовыми явлениями, возникшими в 1990-х годах, такими как социальная депрессия, апатия и агрессия населения, бездомность и бездомность. В середине 1990-х годов в страну вернулись многие заболевания, которые были свернуты в советское время, и, прежде всего, инфекционные заболевания, такие как туберкулез, поскольку эффективная система его профилактики, диагностики и лечения создана в советское время. фактически перестал функционировать. Если в 1990 году рождаемость в России составляла 1989 тыс. Человек, то в 2000 году - 1267 тыс. Человек, смертность на 1 тыс. Человек в 1990 году составляла 11,2, в 2000 году - 15,5. Количество самоубийств в 1995 году по сравнению с 1991 годом увеличилось на 59,7%, в том числе на 66,4% для мужчин и даже на 73,6% для сельских мужчин».

Реформы в отношении здоровья детей и подростков были более пагубными: их тело и психика больше страдают от социальной катастрофы, чем у взрослых. В дореформенном 1991 году в РСФСР насчитывалось 38,5 инвалидов на 10 тысяч детей, в 1995 году уровень детской инвалидности составлял 116,3 на 10 тысяч детей, в 2005 году - 209,7. Те. за 15 лет отмечалось более чем пятикратное увеличение детской инвалидности. В 2005 году директор Государственного научного центра. Сербский, бывший министр здравоохранения Российской Федерации Т. Дмитриева, сообщил, что уровень психических расстройств в Российской Федерации с начала 1990-х годов. увеличился в 11,9 раза, а доля освобожденных от призыва по соответствующим показателям составляет 22,7% от общего числа призывников. 18 В 2007 году Министерство образования Российской Федерации впервые опубликовало данные о самоубийствах среди школьников - 3091 в 2006 году, что вывело Россию из этого показателя на первое место в мире (в 1991 году наша страна занимала 79-е место по этому показателю) , В 2008 году Россия вышла на первое место в мире по потреблению героина. Если в 1980-х годах случаи оставления детей в родильных домах Российской Федерации составляли в среднем около 1100 в год, то в 1990-х годах в статистике регистрировалось ежегодное число матерей-отказниц в среднем более 20 тысяч. В середине 1990-х годов в стране возникло новое массовое социальное явление - детская проституция.

В 1990-х годах появилось явление, унижающее достоинство великой страны - «утечка мозгов». Бегство россиян из своей страны с каждым годом становится все более распространенным. По словам главы Счетной палаты РФ С. Степашина, в 2010 году из России выехало 1 миллион 250 тысяч человек. политика экономика история реформа

Российские аналитики приходят к выводу, что существует глубокий спад в общественной нравственности, деинтеллектуализация общества, кризис в образовании и что снижение качества высшего образования, начавшееся в середине 1990-х годов, вряд ли можно остановить в ближайшие годы. Согласно общероссийскому опросу, проведенному ВЦИОМ в мае 2008 года, 67% респондентов хотели бы, чтобы их дети учились за границей, а не в России. Криминальная приватизация привела к мощному росту преступности. К середине 1990-х гг. некоторые преступные группировки были не менее известны в стране, чем новые банки и корпорации. В январе 1995 года в России действовало более 15 000 преступных групп (в 1990 году их было менее 50).

Все вышеперечисленные аспекты российской реформации 1990-х годов в целом достаточно объективно оцениваются как научным сообществом, так и широкой общественностью, в том числе и в США. Доказательства результатов реформации, отраженные в реальном выражении, не создают оснований для каких-либо существенных различий в оценках.

В отличие от других европейских государств в России, либеральные идеи не имеют такой широкой социальной базы в обществе. Обращение общества к либеральным ценностям отличает лишь определенные периоды в русской истории XIX-XX веков. Десятилетие, охватывающее вторую половину 80-х и первые 90-е годы 20-го века, было именно таким периодом. Популярность всего, что связано с личной свободой, личной инициативой и другими либерально-демократическими ценностями, быстро росла в российском обществе. К началу 1990-х годов она захватила значительную, если не большую часть населения, причем наиболее продуктивную его часть. Многочисленные социологические исследования показали четкое отношение большинства россиян к принятию демократических ценностей.

Дискредитация демократии и создание реальных предпосылок авторитаризма - главный социально-политический результат деятельности российских реформаторов в 1990-х годах. Это их историческая вина как перед русским народом, так и перед русским государством. Нынешнее ограничение демократических свобод и установление «политической вертикали» являются прямым следствием деятельности реформаторов 1990-х годов. Надо, как не горько, признать, что ориентация и отношение нынешнего правительства к свертыванию демократических институтов, возникшее с приходом В. Путина, вполне отвечают потребностям значительной части общества.

Вывод:

Политические и экономические реформы оказали огромное влияние на внутреннюю жизнь российского государства. Современная Россия - результат деятельности реформаторов 1990-х годов. Нынешний глубокий социальный кризис диктует необходимость задуматься о том, что произошло, провести анализ того, что произошло, извлечь уроки.

В конце 1980-х ЦК КПСС начал активно искать выход из тупика, который стал очевидным для всех, в который страна все глубже и глубже погружается. Советские лидеры искренне считали, что социальная структура страны надолго, если не навсегда. Они были наивны в своей уверенности. Нынешние из них более умны, и поэтому сомневаются, а не так удовлетворены. В феврале 2010 года в послании президента Д.А. Медведев может найти фразу, что при нынешнем режиме модернизация России невозможна.

Вектор развития России на рубеже двух веков во многом определялся политическими и экономическими преобразованиями, которые произошли в начале 90-х годов 20-го века. В целом, реформы начала 1990-х годов имели как положительные, так и отрицательные стороны - с одной стороны, они привели к крайнему обнищанию населения страны в 1990-е годы, а с другой - заложили основу для экономического роста, наблюдаемого в России на протяжении всего 2000-е годы.

Отметим также, что эти экономические реформы напрямую повлияли на социальные аспекты развития российского государства и общества. В целом, оценивая социальные последствия рыночных реформ, можно утверждать, что в этом отношении они были негативными. В России появились некоторые тенденции, которые до начала 90-х годов для нее не имели значения.