Реформирование экономики Восточной Германии

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 02.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Аренда и лизинг (мероприятия по совершенствованию на предприятии ОАО)

Реформирование экономики Китая в 80-90 гг.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства

Рентабельность сельскохозяйственного производства

 

Введение:

Федеративная Республика Германия является одной из ведущих стран в мировой экономике. Ее экономический рост и стабильность во многом обусловлены общей ориентацией страны на международный рынок, что позволяет ей воспользоваться преимуществами международного разделения труда.

Доказательством эффективности и конкурентоспособности немецких предприятий являются их лидирующие позиции на международных рынках, в сфере производства. Однако немецкий рынок также предоставляет своим партнерам хорошие возможности для экономической деятельности в области торговли и кооперации, ассортимент которой особенно расширился после воссоединения страны.

Цель данной работы - показать, как развивается восточногерманская экономика, процесс стабилизации рынка и правовой системы.

Стимулирование экономического развития в восточной Германии

Трансформация экономики бывшей ГДР после воссоединения Германии имела некоторые фундаментальные отличия от опыта реформ.

К этому можно отнести особенности немецкого варианта:

  • четкое определение направления реформ - возвращение на капиталистический путь развития, решительная приватизация;
  • короткий переходный период, обусловленный интеграцией в уже высокоразвитую рыночную экономику;
  • возможность опираться на сложившуюся правовую базу и институциональные структуры (налоговые службы, системы социального обеспечения, приватизационный орган) и четкие ориентиры конкурентной среды;
  • поддержка формирующегося предпринимательского сектора, организованного на частной основе;
  • широкое продвижение частных интересов;
  • помощь в адаптации профессионального уровня работников к изменившимся условиям;
  • ускоренное формирование инфраструктуры.

Для создания частного предпринимательского сектора, который практически отсутствовал в ГДР, в основном использовались два пути. Во-первых, предоставление малопроцентных займов, общая инвестиционная помощь и специальные консультационные услуги предпринимателям, создающим новые предприятия. Во-вторых, ускоренная приватизация государственных предприятий, унаследованных от ГДР с течением времени.

Приватизация в Восточной Германии

Возрождение предпринимательства в первый период времени приняло несколько форм на восточных землях. Они включали создание новых фирм, реприватизацию и организацию совместных предприятий с участием западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления внутри бывших фабрик, в результате которой бывшие государственные предприятия начинают функционировать как свободные производители в рыночной среде.

Сразу после объединения Германии бывшими собственниками было подано около 6000 заявок на выкуп предприятий. В случае полного выкупа предприятия смогли получить кредит в Кредитном банке Германии под залог земельного участка. Кредиты на модернизацию можно было получить через "Европейскую программу Возрождения".

Ферма GDR структурно была организована на 250 заводах, которые, в свою очередь, включали около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление отдела по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским советом или Попечительским советом. Но не все предприятия удалось приватизировать. Поэтому параллельно с приватизацией существовали и другие подходы к поиску эффективного управления.

Первый способ - распустить завод: предприятия, входящие в состав завода, получили полную независимость, избирались директорами и действовали на свой страх и риск. Второй путь - превратить комбинат в штаб - квартиру с координационными и вспомогательными функциями, что выгодно предприятию делегировать такому центру. Третий путь - создание холдингов вместо бывших производственных объединений.

В марте 1990 года в ГДР был издан закон о создании и деятельности частных предприятий и об участии в капитале, где были определены условия приватизации.

"После того, как были установлены сроки создания объединения, потребовалось около 4 месяцев, чтобы завершить формирование законодательной базы для приватизации восточногерманских компаний. Договором об учреждении валютного, экономического и социального союза между Германией и ГДР (18.05.1990 г.) был учрежден Попечительский совет по управлению государственным имуществом. Государственный долг ГДР в размере, в котором он мог быть погашен за счет будущих поступлений от продажи переданного ему государственного имущества. Оставшийся долг был распределен между новыми восточными землями".

"Анализ предприятий показал, что только 8 процентов рабочих мест являются прибыльными, а производительность в ГДР составляла менее 30 процентов от уровня Западной Германии. Однако к концу 1994 г., когда попечительское управление завершило свою работу, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20 000 предприятий, в основном производственных. В то же время, в рамках договорной процедуры были получены гарантии создания 1,5 млн. рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 млрд. марок. Как показывает текущая проверка гарантий, предоставленных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и осуществлены инвестиции, чем предусматривалось договорами".

После создания Попечительского совета были созданы другие организации для приватизации оставшихся в руках государства производственных предприятий и контроля за выполнением заключенных с инвесторами договоров.

Инвестиции в новые земли в Германии

В последние годы сильная инвестиционная активность продолжает играть решающую роль в экономическом росте. Начался мощный приток инвестиций в компании, поддерживаемый различными государственными стимулами и значительными усилиями по улучшению существующей инфраструктуры, не отвечающей возросшим требованиям. Доля инвестиций (соотношение инвестиций в предприятия, исключая инвестиции в жилищное строительство, к валовому внутреннему продукту в текущих ценах), наконец, составила около 29%. Две трети восточногерманских основных фондов были новыми капиталовложениями в результате инвестиционной деятельности. Отраслевая структура инвестиций отражает, главным образом, разницу в силе рыночных стимулов для инвестиций: в последние годы инвестиции в основной капитал осуществлялись в секторах экономики, продукция которых была интенсивно востребована на восточногерманском рынке и где привлеченный капитал способствовал установлению территориально близких связей между производителями и потребителями.

В отраслях экономики с большой межрегиональной ориентацией производственные центры Восточной Германии формируются лишь постепенно, не в последнюю очередь потому, что инвестиционные проекты в таких отраслях, как химическая промышленность или машиностроение, требуют более длительного времени.

"Номинальный размер инвестиций (валовые капиталовложения без инвестиций в материальные активы) в 1996 г. сократился по сравнению с 1995 г. на 0,9%. В ценах 1991 года снижение составило 0,7%. После существенного оживления инвестиционной деятельности в предыдущие годы (в 1995 г. +2,9% по номинальной стоимости) сокращение капитальных вложений в строительство в 1996 г. вызвало сокращение инвестиций в целом".

Инвестиции в строительство в 1996 г. в Германии

Спрос на инвестиции в Германии резко возрос, особенно после воссоединения Германии. Это, в свою очередь, отразилось в значительном увеличении притока капитала из-за рубежа вплоть до 1995 года. Следует подчеркнуть, что в Германии нет специального инвестиционного законодательства. Инвесторы из-за рубежа имеют те же права, что и немецкие инвесторы.

Существуют следующие основные инвестиционные возможности:

  • создание компании, которая принадлежит самостоятельно или с немецкими или иностранными партнерами;
  • приобретение существующей компании;
  • создание совместного предприятия;
  • инвестирование в компании, их филиалы или производственные подразделения, а также предоставление им субсидий и займов.

"В рамках совместной программы "Улучшение региональной структуры" дотации (стоимостью 27 миллиардов немецких марок) предоставили к концу 1995 года инвестиции в размере 145 миллиардов немецких марок. Благодаря кредитам в рамках Европейской программы восстановления (46,5 млрд. германских марок) и Программы укрепления акционерного капитала предприятий (14,4 млрд. германских марок) удалось инвестировать 177 млрд. германских марок. Гранты, а также специальные возможности в области амортизации стимулировали инвестиции в 315 млрд. немецких марок. Почти 110 млрд. немецких марок были направлены на создание экономической инфраструктуры".

При учреждении компании в Германии можно использовать любые правовые формы, предусмотренные торговым правом. Немецкое право различает общества с ограниченной ответственностью (общества с ограниченной ответственностью, капитальные общества, товарищество с ограниченной ответственностью) и товарищества (полное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью, товарищество со скрытым соучастником).

Наиболее распространенной формой общества в Германии является общество с ограниченной ответственностью (GmbH). Для создания такого общества с ограниченной ответственностью требуется минимальный размер основного капитала - 50 000 немецких марок, минимальный размер долевого участия в основном капитале составляет 500 немецких марок; также с этой целью акционеры заключают договор, который заверяется нотариусом. Компания возникает как субъект права после ее внесения в Торговый реестр. Учредители компании несут персональную ответственность за сделки, заключенные компанией в течение подготовительного периода (до ее регистрации). Название компании должно либо отражать предмет ее деятельности, либо быть на имя акционеров. Это название всегда должно быть добавлено "с ограниченной ответственностью".

Акционерное общество является наиболее подходящей формой для общества, осуществляющего крупномасштабную хозяйственную деятельность. Для создания компании необходимо иметь не менее пяти акционеров. Минимальный требуемый акционерный капитал составляет 100 000 немецких марок. Он приобретается путем выпуска акций номинальной стоимостью не менее 50 немецких марок. Также требуется устав акционерного общества, заверенный судом или нотариусом.

Для создания товарищества необходимо иметь как минимум двух акционеров, которые могут быть юридическими лицами, например, общества с ограниченной ответственностью. Ответственность каждого акционера не ограничена. Название компании должно содержать имя, по крайней мере, одного из акционеров с добавлением слов "и акционеры". Коммандитное товарищество отличается от полного товарищества тем, что только один или несколько акционеров несут ответственность по обязательствам товарищества.

Налоговое право

С организационной и экономической точки зрения налоги в Германии можно, как правило, разделить на налоги на имущество и налоги, вытекающие из товарно-денежных отношений и сделок.

Налоги на имущество:

  1. Подоходному налогу подлежат только физические лица (индивидуальные предприниматели) и акционеры компаний (полных и коммандитных товариществ). Сумма налога определяется на основе налогооблагаемой прибыли, полученной в течение одного календарного года. "Тарифные ставки постепенно увеличиваются, и их максимальный размер соответствует налогооблагаемому годовому доходу в размере более 120 042 немецких марок для лиц, состоящих в браке, и составляет 53%. Максимальная ставка дохода от экономической деятельности, превышающая 100 278 немецких марок, составляет 47%". Иностранные инвесторы, которые намерены создать предприятия в Германии, как и аналогичные немецкие компании, определяют прибыль в соответствии с положениями торгового и налогового законодательства.
  2. Налог на заработную плату. Налогом облагается только доход от деятельности, основанной на трудовых отношениях. Работодатель должен удержать соответствующий налог на заработную плату и перечислить его в соответствующее налоговое учреждение, и несет за это личную ответственность.
  3. Налог на доходы от капитала. Компании, выплачивающие дивиденды, обязаны установить и перечислить соответствующий налог в соответствующее налоговое учреждение за счет получателя доли прибыли. Общая налоговая ставка составляет 25% от общей суммы причитающегося дохода от капитала.
  4. Корпоративный налог взимается с доходов юридических лиц. 45% нераспределенной прибыли облагается налогом для юридических лиц с неограниченной фискальной ответственностью, 42% - для юридических лиц с ограниченной фискальной ответственностью (компании с деловым капиталом без юридического адреса и головного офиса в Германии).
  5. Налог на доходы от экономической деятельности. Любая хозяйственная деятельность, управляемая и осуществляемая из постоянного места жительства в Германии, а также различные филиалы и подразделения предприятий с местом жительства за рубежом, подлежат налогообложению.
  6. Налог на недвижимое имущество. Муниципалитеты взимают этот налог со всего недвижимого имущества (земли, зданий), находящегося на территории Германии.

Налоги на операции:

  1. Налог на оборот. Как правило, этот налог взимается предприятием, его производящим. "Согласно положению немецкого Закона об НДС, в Германии применяются две ставки: общая ставка налога 15% и пониженная ставка 7%. Большинство операций облагается налогом по общей ставке.
  2. Налог на покупку недвижимости взимается с договоров купли-продажи и других юридических операций, связанных с передачей прав собственности на земельные участки и здания.

Содействие экономическому развитию в Германии

В середине 1990 года стало возможным применять в восточногерманских федеральных землях системы стимулирования экономического развития, изначально разработанные для Западной Германии. Кроме того, был составлен обширный перечень конкретных видов поддержки, которую государство, федеральные земли и Европейская комиссия оказывают предпринимательским инициативам в экономике Восточной Германии. Эта поддержка способствует значительному прогрессу в процессах реструктуризации, перехода к рыночной экономике и ускоренной интеграции восточногерманских предприятий в мировую экономику.

Налоговые льготы

Инвестиционные проекты в восточногерманских странах пользуются значительной финансовой поддержкой, независимо от того, является ли инвестор местным или иностранным лицом.

Налоговые льготы на инвестиции являются основным инструментом стимулирования экономических проектов в новых федеральных землях. Они направлены на стимулирование капитальных инвестиций для осуществления необходимых структурных изменений в экономической сфере, а также на стимулирование экономической инициативы малых и средних предприятий.

Выгоды способствуют приобретению и выпуску подлежащих амортизации движимых основных средств. Налоговые скидки не распространяются на приобретение зданий, земли, малоценных материальных активов (со стоимостью приобретения без НДС до 800 немецких марок), нематериальных активов, воздушного транспорта и легковых автомобилей.

Налоговый вычет составляет 5% от стоимости приобретения, соответственно, для производства вышеуказанных объектов основных средств. Однако такие скидки не могут быть использованы для кредитных и страховых инструментов, а также для электро- и газоснабжающих компаний.

Кроме того, предусмотрена специальная налоговая скидка для среднего класса в размере 10% для всех предприятий перерабатывающей промышленности и ремесел, численность работников которых не превышает 250 человек. Льгота относится к инвестициям до 5 миллионов немецких марок в год. Для более крупных инвестиций предоставляется дополнительная скидка в размере 5%.

В соответствии с положением Закона о годовом налогообложении, вступившим в силу в 1996 году, инвестиционное пособие в размере 5 и 10% длилось до конца 1998 года в соотношении тех, кто пользовался пособием до вступления закона в силу. Кроме того, в соответствии с тем же законом, 10% скидка на инвестиции. Действующее с 31.12.1995 г., оно распространяется уже на малые и средние городские предприятия оптовой и розничной торговли, единственным ограничением на этих предприятиях является численность работников, не превышающая 50 человек. Годовой объем инвестиций, на которые распространяется освобождение, составляет 250000 немецких марок (для каждого предприятия в отдельности).

Скидка в размере 10% была предоставлена предприятиям обрабатывающей промышленности и ремесленничества с числом сотрудников до 250 человек в Западном Берлине. Если же предприятие не находилось в регионе с предоставлением льгот согласно списку, прилагаемому к совместной программе, то оно могло воспользоваться скидкой на количество работников, не превышающее 50 человек.

Специальные амортизационные отчисления распространяются также на приобретение и производство недолговечных движимых и долговечных недвижимых активов, а также на дополнительные виды деятельности, связанные с их производством и реконструкцией. Возможность использования специальных амортизационных отчислений также распространяется на расширение существующих зданий. Ставка амортизации составляет 50% от стоимости приобретения, соответственно, в производстве. Выделение средств начинается в год приобретения производства и может быть начислено в течение последующих четырех лет по усмотрению предприятия.

"В соответствии с положением Закона о годовых налогах 1996 года специальные амортизационные отчисления на основные средства и собственные производственные здания предприятий перерабатывающей промышленности, а также на деятельность до 1998 года в связи с модернизацией и выполнением плана реконструкции зданий этих предприятий составили 40%. Ставка на производственные здания в других регионах составляла 20% и действовала также до 1998 года. 

Содействие региональному экономическому развитию

Предоставляемые инвестиционные субсидии в рамках соответствующей Программы улучшения региональных экономических структур "представляют собой еще одно средство поощрения инвесторов в восточногерманских федеральных землях". Помощь оказывается инвестициям в торговлю и промышленность, а также в экономическую инфраструктуру новых федеральных земель и Восточного Берлина.

Половина средств на инвестиционные дотации выделяется из бюджета земель, а другая половина - из бюджетов федеральных земель.

В соответствии с 25-м рамочным планом в совместной программе все восточногерманские федеральные земли и Восточный Берлин отнесены к регионам "А". Помощь из фонда совместной программы и другие виды помощи могут компенсировать до 35 процентов инвестиционных расходов в этой категории регионов. Для малых и средних предприятий максимальный размер помощи может быть увеличен еще на 15%. Такая помощь охватывает все капитальные вложения в строительство, расширение и оптимизацию деятельности.

Помощь может также оказываться в реализации инвестиционных проектов в 32 перерабатывающих отраслях, 14 сферах услуг и 21 ремесле, если товары и услуги, производимые соответствующими предприятиями, реализуются в основном за пределами области (в радиусе 30 км).

Инвестиционные субсидии предоставляются также на строительство и расширение инфраструктуры, необходимой для развития производства и торговли. Размер помощи может составлять до 50% расходов, к которым она применяется.

"К концу 1996 года 11 000 км дорог, контролируемых федеральным правительством, были реконструированы или радикально модернизированы, включая 370 км автострад и 5 000 км железных дорог. В сфере жилищного строительства построено 3,6 млн. квартир. Компания Deutsche Telecom AG создала около 5,2 млн. новых телефонных пунктов".

Европейский Союз через свой региональный фонд участвует в стимулировании регионального экономического развития в новых федеральных землях и в Восточном Берлине. С этой целью в период с 1991 по 1993 гг. было выпущено около 1 миллиарда немецких марок.

Специальные программы кредитования

Кредитные программы в рамках Специального фонда Европейской программы восстановления, а также программы таких институтов, как Кредитный институт реконструкции (KfW), являются важными элементами всей концепции, способствующими экономическому развитию восточногерманских земель. Специальная программа государственных грантов для создания новых частных предприятий управляется немецким компенсационным банком Deutsche Auegleichsbank (DtA). Отдельные федеральные земли также разработали собственные региональные программы, некоторые из которых в форме кредитных программ, другие в форме процентных скидок. Большая часть этой помощи предназначена для малых предприятий, которые не охвачены совместной программой.

Помощь в формировании акционерного капитала облегчает его превращение в основу для создания новых предприятий, инвестирования в новое оборудование или модернизации существующего, а также для приобретения компаний (в том числе в ходе приватизации).

Помощь в формировании акционерного капитала предоставляется в размере до 40% от капитальных вложений, соответственно, от финансируемой доли предприятия. Максимальная помощь на одного человека составляет 700 000 немецких марок, а при приватизации может достигать 2 млн. немецких марок.

Помощь акционерам является одним из элементов программы помощи акционерному капиталу, которая расходуется на взносы в капитал малых и средних предприятий акционеров, имеющих опыт предпринимательской деятельности. Абсолютная сумма этого вида помощи может достигать 1 миллиона немецких марок, а относительная сумма не может превышать уставного капитала, умноженного на 2,5. Доля получателя помощи в уставном капитале должна составлять не менее 100 000 немецких марок.

Также существует программа DtA в связи с пополнением акционерного капитала, которая предоставляет дополнительные фонды риска для укрепления акционерного капитала перспективных компаний в Восточной Германии.

Кредиты с низкой процентной ставкой из специального фонда Европейской программы восстановления доступны физическим лицам, малым и средним предприятиям, а также специалистам (за исключением медицинских работников) для финансирования создания новых предприятий и инвестиций в восточногерманских землях.

Кредитный поток в размере 1 миллиона немецких марок и предельный уровень финансирования в 50 процентов остаются в силе для всех инвестиционных проектов, независимо от происхождения инвесторов.

В принципе, этот кредит может быть предоставлен только компаниям, годовой оборот которых не превышает 50 миллионов марок. В случаях, когда инвестиции направлены на защиту окружающей среды.

Заявки на получение кредита по низкой процентной ставке из Специального фонда Европейской программы оздоровления могут быть поданы немецкими компаниями и теми иностранными компаниями, которые имеют независимые филиалы в восточногерманских землях или зарегистрированное там совместное предприятие.

Кредитный институт реконструкции (KfW) и Немецкий банк компенсаций (DtA) отвечают в Германии за реализацию мероприятий Европейской программы восстановления (помощь в создании новых предприятий, развитии экономической деятельности и увеличении доли участия в акционерном капитале).

Кроме того, DtA имеет свою собственную программу помощи в создании предприятий, в рамках которой он предоставляет собственные средства для создания или учреждения частных предприятий в Восточной Германии. В сочетании с другими видами государственной помощи, кредит, предоставляемый DtA, максимальный размер которого составляет 4 миллиона немецких марок), может компенсировать до 75% инвестиционных расходов в этом режиме финансирования.

Кредитная программа Кредитного института реконструкции (KfW) чрезвычайно важна для долгосрочного финансирования инвестиционных проектов в области производства и торговли, муниципального и жилищного строительства в Восточной Германии. Институт предлагает инвесторам долгосрочные кредиты по выгодным, твердым процентным ставкам. Заемщики также имеют начальный период 2-5 лет, в течение которого они освобождаются от погашения основного займа.

Программа кредитования среднего бизнеса KfW направлена на стимулирование создания, укрепления или расширения малых и средних предприятий в восточногерманских федеральных землях. Средства предназначены для малых и средних предприятий с годовым оборотом не более 1 миллиона немецких марок, а также для лиц свободных профессий. Обычно максимальная сумма кредита по этой программе составляет 10 миллионов немецких марок.

Все проекты, нуждающиеся в долгосрочном финансировании, поддерживаются такими инициативами:

  • покупка земли и зданий;
  • инвестиции в строительство;
  • приобретение машин и транспортных средств;
  • оборудование для заводов и магазинов;
  • исследовательские проекты по разработке новых продуктов;
  • приобретение нематериальных активов;
  • финансирование закупочной цены для приобретения компаний, в том числе в ходе обоих видов управленческой приватизации.

Фонд содействия участию в акционерном капитале восточногерманских предприятий KfW предоставляет кредиты по льготным процентным ставкам для рефинансирования участия в акционерном капитале малых и средних предприятий, создавших свои производственные мощности в новых федеральных землях. Кредиты на рефинансирование компенсируют до 100 процентов или (в целом) до 10 миллионов немецких марок участия в акционерном капитале. Предприятия, внедряющие новые технологии, могут рассчитывать на льготный режим.

Кредиты (на 2 миллиона немецких марок) из фонда консолидации федеральных земель могут быть получены приватизированными и реприватизированными восточногерманскими предприятиями с хорошими перспективами развития, но испытывающими временные финансовые трудности. Консолидационный фонд был создан при содействии агентства по приватизации "Тройханданштальт" (500 миллионов немецких марок) и из бюджетов федеральных земель. На помощь Фонда могут рассчитывать малые и средние предприятия со штатом не более 250 человек и годовым оборотом до 40 млн. немецких марок.

Поручительства по кредитам

В новых землях Германии банки-гаранты предоставляют залог для покрытия кредитов, предназначенных для создания предприятий, в тех случаях, когда они не имеют нормального доступа к банковским гарантиям.

Поручительства предоставляются постоянному банку заемщика. Они покрывают до 80% суммы кредита, соответственно до 1,5 млн. немецких марок. Срок погашения таких кредитов не должен превышать 15 лет (23 года для строительных проектов). Банк постоянного заемщика должен подать заявление на выдачу поручительства соответствующему банку-гаранту федеральной земли.

Без обычной банковской гарантии, как и в случае недостатка средств, предприятия могут использовать гарантии DtA по возмещению убытков для обеспечения кредита. Его минимальный размер составляет 1 миллион немецких марок, а максимальный размер - 20 миллионов немецких марок.

Земля и соответствующие федеральные земли предоставляют совместную гарантию по крупным инвестиционным кредитам (более 20 миллионов немецких марок), если проект экономически обоснован и сопровождается долгосрочным планом экономического развития.

Недостаточная конкурентоспособность, присущая многим предприятиям, остается серьезной проблемой. Этот недостаток эффективности объясняется, прежде всего, тем, что по сравнению со старыми федеральными землями до сих пор существует значительный разрыв в показателях эффективности.

С начала 90-х годов ситуация на немецком рынке труда значительно ухудшилась. В 1990 г. число безработных в Германии составляло почти 1,9 млн. человек, а в 1993 г. достигло 3,4 млн. человек (9,8%). В начале 1997 года этот уровень вырос до 13%.

До сих пор не удалось достичь уровня доходов на душу населения, близкого к немецкому.

Вывод:

Трансформация убыточной экономики в Восточной Германии прошла успешно. Этому способствовало желание государства и населения принять участие в реструктуризации экономики.

Можно сказать, что порядок, пришедший на смену существующей системе, был разрешен в пользу немедленного восприятия западногерманского правового, государственного и экономического порядка.