Реформация и ее влияние на западноевропейскую культуру: протестантизм, капитализм, либерализм

Предмет: Культурология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.12.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по культурологии:

 

Много готовых рефератов по культурологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Позднее западноевропейское Средневековье: города, возвращение Аристотеля, университеты
Итальянское Возрождение: «открытие человека», гуманизм и гуманисты, революция в искусстве
«Коперниканская революция» и философский рационализм Нового времени: рождение современной научной картины мира
Этапы и основные идеи европейского Просвещения


Введение:

Важнейшим этапом культурного и исторического развития Европы стала Реформация, широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в 16 веке. в Германии и направлены на преобразование христианской церкви и религии.

Реформация была первым решительным действием восходящей буржуазии против устаревшего средневекового порядка. Преобразование христианской религии, изменение религиозных установок и взглядов массового человека дало мощный импульс развитию новых капиталистических общественных отношений и формированию буржуазного типа личности.

Непосредственным видимым результатом Реформации было падение католической религии третьей разновидности христианства - протестантизма и ограничения всемогущества Римско-католической церкви. Самыми крупными протестантскими конфессиями были лютеранство, кальвинизм, англиканство и ряд протестантских сект - баптистов, евангелистов, адвентистов, методистов, квакеров и т.д.

Со временем Реформация совпадает с последним периодом Ренессанса - «величайшей прогрессивной революцией из всех, пережитых человечеством» (Ф.Энгельс). Но, как правило, историческое значение этой героической эпохи связана с идеями и художественными достижениями гуманизма, который, в отличие от средневекового христианского аскетизма и унижения человека, провозглашенных идею своего величия и достоинства, подтверждая свое право на творческое, рациональная деятельность, наслаждение и счастье в земной жизни.

Актуальность этого эссе определяется необходимостью определения путей выхода из кризиса в современной культуре на основе исторического прецедента.

Традиционно явление Реформации считается неоднозначным: ряд исследователей выделяют его негативные особенности, тогда как большинство считает процесс реформирования католической церкви необходимым для формирования капиталистического производства. Целью данной работы является выделение основных черт протестантизма и определение характера его влияния на культурное развитие западной цивилизации.

В соответствии с целью, две цели этого исследования могут быть сформулированы:

  • описать основные черты протестантизма как идеологической основы реформации;
  • раскрыть значение этических канонов протестантизма в становлении и развитии европейской культуры;
  • показать, как реформация повлияла на различные аспекты культуры

Протестантизм как идеологическая основа Реформации

Реформация является социальным и религиозным движением 16 - го века, проводившей ревизия ценностей средневековой культуры в соответствии с потребностями нового века.

Начало XVI века было эпохой радикальных изменений в европейской культуре, в то время были заложены те черты культурного процесса, которые определяли лицо культуры на последующие века. На этот раз, когда феодализм приходит в упадок, появляются первые ростки новых общественных отношений. Католическая церковь является влиятельным идеологом феодализма, укрепляющим отношения личной зависимости властью самого Бога. Власть престола Святого Петра не только духовна, церковь также является крупным феодалом, обладающим мощной политической силой, способной сломить любое сопротивление, своей неограниченной властью. Противниками этой власти являются довольно широкие и разнообразные слои: это правители, которые стремятся к политической независимости от Рима, стремятся ограничить политическое влияние папы, это обедневшее рыцарство и дворянство, для которых церковные земли могут стать средством улучшения их положения, это третье сословие, для которого католическая церковь является воплощением феодальных порядков, в котором третье сословие лишено политических прав. Его деятельность считается недостойной, а возможности для частного предпринимательства ограничены феодальной раздробленностью, организацией гильдий, личной зависимостью и, следовательно, отсутствием свободного труда. Крестьянство и низы города страдают от вымогательства церкви, горожане видят в ней врага независимости.

Но для того, чтобы эти разные силы объединились, нам нужна общая программа, которая бы оправдывала общие цели, определяла лозунги и, самое главное, приносила им теоретическую основу, позволяя нам сомневаться в догматах католицизма.

В 1517 году в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил тезисы к воротам собора, в которых он осудил практику продажи индульгенций. Первоначально Лютер даже не думать о реформе церкви, основная идея его тезисов было то, что невозможно заменить покаяние с денежной жертвы, которая должна быть внутреннее покаяние грешника в акте. В тезисах не было прямой атаки на папу. Лютер даже не ставил перед собой цель изложить новые принципы веры, напротив, он был искренним католиком, который «искренне обожал папу». Содержание диссертации стало широко известным далеко за пределами Виттенберга, они спровоцировали острую реакцию и спор. Тезисы перестали быть предметом богословских дебатов, они стали учением, подорвавшим основы католической церкви. Трактат против продажи индульгенций стал боевой программой сил, стремящихся подорвать основы католической церкви.

Католический трон не остался в долгу, священнику угрожали отлучением от церкви и физическим вредом, но мятежный монах из Виттенберга отказался подчиняться. Резкая реакция Рима была понятна: Лютер замахнулся на святое святых - на догму, а именно на силу церкви, освященной именем Бога.

«Невозможно победить феодальные отношения, не разрушив их идеологическую основу - догму католицизма. Основой, на которой церковь строила свое господство, было учение о том, что церковь - это тот священный институт, вне которого спасение религиозного человека невозможно», - отмечает Ревуненкова в своем исследовании. Таким образом, церковь объявила себя посредником между человеком и Богом, обрести вечное блаженство невозможно без руководящей роли церкви и священства. Вы можете бороться с таким авторитетным противником, только прибегая к более сильной власти, чем сама церковь. Такой властью мог быть только Бог. Свобода людей от всемогущества церкви может быть защищена при условии, что есть доказательства правдивости священной традиции церкви как особого божественного института, вне которого спасение человека невозможно. Необходимо было обосновать идею о том, что спасение не может зависеть от самого человека, ни дары, ни благочестивая жизнь не могут быть гарантией спасения, поскольку это дар Божий. Поэтому реформаторы подвергли сомнению всю католическую догму, отвергнув роль церкви как необходимого посредника между небом и человеком, и Библия была объявлена ​​единственным источником веры.

Основой протестантской доктрины является положение о личной вере, поскольку оно является единственным условием спасения. Но даже вера не является личной заслугой человека, вера также является божественным даром. М.Лютер четко сформулировал эту идею в в Малом катехизисе: «Я убежден, что я не могу поверить в Иисусе Христе, мой господин, или прийти к нему со своей собственной силой и умом, но что святой дух призвал меня через Евангелие просветил меня своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере».

Протестантизм переосмысливает роль религии и ее место в жизни человека: всякая повседневная деятельность считается священной. В конце концов, если спасение человека не зависит от него самого, тогда нет необходимости в магических действиях, следующих за целью спасения и изолированных от повседневной жизни человека. Важно не то, что делает человек, не его занятие и место в обществе, а его осознание своего долга перед Богом.

Протестантизм была идеология Реформации, обосновали ценности, которые легли в недра культуры Нового времени. Протестантизм сформулировал основные нравственные ценности новых общественных отношений, поддерживая индивидуальную независимость человека, повышая работу до уровня религиозной ценности, принимая во внимание повседневной деятельности человека, как форма служения Богу, так как именно в ней что человек осознает свою миссию.

На европейскую культуру влияет протестантская этика, которая, в отличие от декалога и евангельских заповедей, нигде не записана. Основные принципы протестантской этики содержатся в учениях идеологов Реформации или основаны на них. Протестантизм переосмысливает христианский тезис о любви к ближнему, который теперь приравнивается к служению ближнему: человек, как монахи, не должен убегать от мира, а должен выполнять земное призвание. «Служить Богу - это не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга - любой, кто нуждается в тебе физически или умственно, и это поклонение», - считает Лютер.

Таким образом, протестантизм радикально изменил европейскую культуру, преодолев культурный разрыв между повседневной, трудовой жизнью человека и жизнью, посвященной духовному поиску, спасению души. Отказ от строгого феодального разделения на классы был воплощением идеалов равенства, духовного наследия эпохи Возрождения и предопределял дальнейшее культурное развитие Европы, включая Просвещение.

Распространение Реформации не только способствовало формированию нового образа жизни, нового этического идеала, но также оказало большое влияние на культурную жизнь стран, традиционно приверженных католицизму, - оно призвало церковь ограничивать и смягчать культурные запреты.

Государство, церковь и политическая теория

Реформация побудила людей радикально пересмотреть представления о Церкви, о государстве и об отношениях между ними. Эти события представляли собой не только следующую главу в древней истории борьбы духовных и мирских сил. Политическая ситуация изменилась, так как состояние эпохи Реформации разрушило основы феодальной системы. Светское государство, де-факто свободное от церковного контроля, создало условия для развития культуры эпохи Возрождения и появления независимых церквей. Средневековая церковь не смогла противостоять двустороннему нападению светского государства извне и усилила религиозную напряженность изнутри. С появлением кальвинизма протестантское благочестие стало более воинственным и породило религиозную идеологию, которая послужила основой для национальных движений в течение следующей половины столетия. Причиной так называемых конфессиональных войн была взаимосвязанность политических и церковно-религиозных верований. Государственные соображения княжеских династий, а после 1789 года народов, естественно, способствовали усилению изоляции различных светских государств во время их развития в пятнадцатом и шестнадцатом веках.

Церковно-политическое выравнивание почти стабилизировалось к концу шестнадцатого века и изменилось только в периферийных государствах в результате войн семнадцатого века.

Недавние исследования показали, что Реформация не способствовала немедленному усилению власти протестантских князей на их землях. Многие из них подвергли себя опасности, исповедуя новую веру, и экспроприация церковной собственности принесла больше пользы мелким землевладельцам и простым людям, потому что от 60 до 80 процентов доходов от секуляризации монастырских и церковных земель использовалось для образования, больниц и благотворительность. В шестнадцатом веке некоторые территориальные образования даже расширили свои полномочия за счет княжеской власти. Абсолютизм развился позже, в разных условиях.

Утверждая реформы, основанные на понимании Церкви как сообщества верующих, а не института с жесткой иерархической властью, реформаторы вновь подчеркнули важную роль каждого человека и бросили вызов претензиям церковной иерархии к светской власти. Следуя за Павлом, они учили, что только Христос является истинным Главой Церкви, а все верующие являются членами Его Тела. Эта невидимая Церковь, известная только Богу, является истинным сообществом верующих. Реформаторы быстро лишили Церковь ее законодательной функции, бросив вызов существованию церковной собственности, законности канонического права и политическому применению грозного отлучения от церкви. События предыдущего исторического периода уже поставили под сомнение легитимность политической деятельности папы, но теперь реформаторы еще больше подорвали папскую власть, противостоящую мирским правителям. Политические интриги Ватикана бросили вызов духовной миссии Церкви и породили враждебность по отношению к Церкви, что стало совершенно очевидно в шестнадцатом веке.

Образование

Одной из этих связей была глубокая забота гуманистов и реформаторов об образовании. Герберт Уэллс однажды заметил: «Цивилизация - это борьба между образованием и разрушением». Гуманисты внесли важный вклад в образование, обновили внимание к классике, внедрили новые предметы в учебную программу, а также новые методы обучения. Конечно, они заботились об образовании элиты и служили интересам аристократических и высших буржуазных кругов. Реформаторы должны им своего стремление к образованию, а также знание классических языков и литератур, но они пошли дальше, чем гуманитарии, уделяют большое внимание просвещению общественности и всеобщую грамотность, а также освещающие учителям как Божие призвание.

Лютер настаивал на обязательном всеобщем образовании для мальчиков и девочек, которое предоставило бы особые возможности детям с выдающимися способностями. Он писал, что ради образования молодежи не стоит жалеть никаких усилий и затрат. Всех, у кого есть разум, нужно научить читать, чтобы Писание могло быть широко прочитано и известно. Образование должно подготовить людей к служению в государстве и в церкви, потому что, согласно Меланхтону, «наша главная цель не только в личных благах, но и во благе всего общества». Кальвин писал об этом в инструкциях 1541 года: «Необходимо подготовить последующие поколения, чтобы с нашими детьми церковь не превратилась в пустыню; мы должны создать университет для обучения детей и подготовки их к служению в церкви и правительству». В 1536 году, жители Женевы пообещали, что они будут «поддерживать школы, в которой каждый обязан направить своих детей». В духе этой традиции, Коменский, великий учитель семнадцатого века, наставлял: «Пусть никто не будет исключен, если Бог не лишит его его разума и значения». В 1560 году Джон Нокс и его сотрудники составили «Первую книгу дисциплин», в которой была представлена национальная система образования. Не случайно, что всеобщая грамотность была впервые достигнута в Шотландии и некоторых протестантских землях Германии.

Реформаторы единодушно превозносили призвание учителя как служение любви к людям. В 1530 году Лютер писал: «Если бы мне пришлось оставить проповедь и другие мои обязанности, я бы предпочел работу школьного учителя всем остальным занятиям. Я знаю, что кроме служения, нет занятия более полезным, важным и лучшим, и я не уверен, что из двух выше». Меланхтон призвал учителей «принимать школьные призвания в том же духе, что и вы, служа Богу в церкви». Теодор Беза был убежден, что, работая профессором греческого языка, он исполнил не менее великое служение для утверждения веры, чем за кафедрой.

Лютер, который считал возрождение образования в эпоху Возрождения прямым предшественником Реформации, настаивал на широком распространении латинского, греческого и иврита.

Он взял на себя инициативу, изменив программу Виттенбергского университета и заменив Аристотеля и схоластическую философию Августином, Священным Писанием и классической литературой. «Я убежден, - писал он, - что чистое богословие не может даже выжить без знания литературы». Изучение поэзии и риторики как нельзя лучше подготавливает людей к «пониманию священной истины и умелому и радостному обращению с ней». Он считал хорошую грамотность обязательным условием для обучения вере.

«В наше время никто не будет изучать то, что не приносит денег. Весь мир стремится к торговле и действиям, которые требуют меньше усилий и приносят больше прибыли, без какой-либо заботы о соседях или хорошего и честного имени. Изучение искусства и науки оставлено ради простейших ремесел. Все самые умные головы, которыми Бог дал возможность благородного образования, обременены торговлей».

К концу столетия малоизвестный французский гуманист Луи Ле Руа обнаружил, что молодые люди совершенно не могут получить образование: «Бедные студенты, умеренно обогащенные литературными знаниями, посвящают себя выгодному искусству, чтобы зарабатывать на жизнь. Богатые стремятся к удовольствиям и стремятся к легкому, поверхностному образованию, а не к его мучительным глубинам». К концу XVII века университеты утратили свои лидирующие позиции и возродили свое превосходство только в XIX веке.

Изобразительное искусство

Реформация и контрреформация, несомненно, повлияли на изобразительное искусство, которое, в отличие от литературы, было более зависимым. В протестантских землях на севере искусство переживало качественный и количественный спад, несмотря на продолжающееся расцвет музыки. Католические земли первыми пострадали от суровости контрреформации, но со временем маньеризм превратился в высокий барокко, стиль, выражающий новый религиозный энтузиазм католического возрождения.

Архитектура и искусство в протестантской Европе

Реформация в целом оказала влияние на архитектуру и искусство тремя способами. Во-первых, отношение реформаторов к искусству, особенно к церковному искусству, определило его судьбу. Во-вторых, искусство отражало их религиозные учения. В-третьих, социальные, политические и военные события религиозного характера влияли на благосостояние самих мастеров и их искусство. Протестантам не нужен был новый архитектурный стиль, поскольку они унаследовали гораздо больше, чем требовались церкви и часовни в столицах и провинциальных городах. Из-за отказа почитать святых и, особенно в кальвинистских землях, отказа от скульптурных изображений, искусство скульптуры пришло в упадок, выжив только в католической Баварии и Австрии благодаря итальянскому влиянию, принесенному иезуитами.

В первые годы Реформации художники все еще процветали, но они не оставили после себя нового поколения равных мастеров. Нюрнбергский гений Альбрехт Дюрер (1471-1528) стал верным последователем Лютера. Учения Лютера освободили его «от великого страха», после чего он жил и умер «хорошим лютеранином». Привлекательность художника отразилась в его искусстве как тематически, так и стилистически. Будучи католиком, Дюрер, как никакой другой художник, показал на север ренессансный дух языческой древности. После обращения в лютеранство он практически оставил изображение светских предметов, за исключением научных иллюстраций, заметок путешественников и портретов (Меланхтон и др.), И почти полностью отказался от «декоративного стиля», уделяя больше внимания религиозным предметам. Лирические и мистические элементы уступили место духовному мужеству в образе апостолов, евангелистов и страданий Христа. Его стиль превратился из ослепительного величия и свободы в сдержанную, но удивительно выразительную простоту.

Архитектура и искусство в католической Европе

Контрреформация внесла очень важные изменения в искусство и архитектуру. Непосредственным следствием холодной суровости и стыдливости контрреформации стало искажение лучших произведений эпохи Возрождения.

Высокий Ренессанс в искусстве, который можно отнести к периоду между 1500 годом и смертью Рафаэля в 1520 году, изменил время беспокойства и беспорядка, когда искусство приобрело новый характер, что указывает на разочарование и неопределенность тех дней. Переход от классических стандартов и уравновешенности, присущей живописи эпохи Возрождения, к новому этапу заметен в более поздних работах трех великих мастеров шестнадцатого века - Микеланджело, Тициана и Тинторетто. Все они потеряли сдержанность периода безопасности и более свободно выбрасывали чувства в некоторых своих произведениях. Молодое поколение последовало его примеру, выражая глубокие и часто отталкивающие чувства в грубой и откровенной манере. Стиль, возникший в последующие годы, называется маньеризмом.

Термин «маньеризм» неуклюж, но именно в эту эпоху мастера шестнадцатого века жили в переходный период между ренессансом и барокко. Они отчасти сохранили элементы старого стиля, а отчасти взяли курс на новый.

Стиль барокко стал самым художественным стилем, наиболее отражающим религиозное пробуждение католической церкви. Барокко было продуктом самого Рима. Когда после первых лет репрессий контрреформации становилось все более очевидным, что католицизм не сможет вернуть половину Европы, безвозвратно завоеванной протестантизмом, папство решило увековечить славу католицизма в тех странах, где люди оставались непоколебимыми.

Существует веский аргумент в пользу того, что стиль барокко был создан универсальным гением Микеланджело, поскольку в его работах можно найти практически все элементы барокко, в том числе склонность к крупным формам. Художники и архитекторы в стиле барокко воплощали огромные идеи, размер их зданий и галерей зависел от максимально возможного количества средств. Классические формы производили впечатление солидности, стабильности, симметрии и полноты, а также провозглашенного движения в стиле барокко. Греческая колонна совершенна сама по себе, и концепция барокко утверждает, что отдельная часть структуры не может быть самодостаточной, но все должно быть взаимозависимым. Колонны стали извилистыми и образовали овальные арки. Разнонаправленные тренды сдерживались жестким общим равновесием. Порядок преобладает над бунтом. Все поверхности сияют яркими цветами, изгибами линий и разнообразием форм. Художники барокко предпочитали библейские мотивы и классические аллегории с большим количеством человеческих фигур. Славные сцены телесного вознесения на небеса Христа или Девы Марии идеально сочетались с высокими потолками и сводами зданий в стиле барокко. Темы часто определялись особыми акцентами теологии контрреформации: Успение Богородицы, Царица Небесная Мария, шествие к празднику Тела Христова, правящий понтифик с ключами Петра в руках.

Реформация и наука

Научная революция, которая сделала свои первые шаги в семнадцатом веке, одержала абсолютную победу благодаря явному преобладанию над природой и практически стала критерием истины для западного мышления. А отношения Реформации и науки - интересная историческая проблема.

Наука стала действительно международным делом. В то время как некоторые ученые исследовали через микроскоп бесконечно малые, другие изучали великую вселенную выше, через некоторое время, используя телескоп.

Гелиоцентрическая теория Коперника была самой сенсационной и многообещающей гипотезой, поскольку она радикально перевернула космический порядок, освященный веками. Как отметил Ницше, со времен Коперника человек неизбежно потерял положение центра вселенной. Выводы теории Коперника противоречили положениям, дорогим сердцу как реформаторов, так и гуманистов. Более того, теория Коперника оспаривала авторитет александрийского астронома второго века Птолемея, который изобразил космос как геоцентрический. Согласно Птолемею, центром вселенной является Земля, окруженная множеством прозрачных кристаллических сфер, каждая из которых несет одно из светящихся небесных тел, вращающихся вокруг Земли. Самой близкой к Земле была Луна, затем Меркурий, Венера, Солнце, другие планеты и, наконец, внешняя сфера, несущая неподвижные звезды, величественно окружающие Землю, как занавес, украшенный драгоценными камнями. Пространство Аристотеля было даже проще, чем пространство Птолемея, потому что он даже не пытался математически объяснить разницу в яркости свечения планет и их размеров в точках, ближайших и удаленных от Земли, когда они вращались, согласно по его предположению, вокруг него. Престиж и авторитет Аристотеля были настолько велики, особенно в университетах, что любая теория, которая оспаривала его космологию, неизбежно встречала яростную оппозицию.

Галилео Галилей (1564–1642 гг.) построил телескоп в 1609 году и обнаружил, что Луна вовсе не является сферой, но покрыта кратерами, долинами и горами, на Солнце есть пятна, планеты огромны, а на Юпитере есть спутники. Он был убежден, что звезды неисчислимо далеки от Земли. Галилей разработал концепцию инерции, согласно которой объекты находятся в состоянии покоя или участвуют в общем движении и вступают в самостоятельное движение только под воздействием внешней силы. Он разработал методы исследования, созданные францисканцами в четырнадцатом веке. Разногласия Галилея с инквизицией, его последующее отречение и домашний арест были вызваны академическим консерватизмом и личной враждебностью католических богословов к его взглядам.

Незаменимым языком науки, особенно астрономии и физики, который долгое время омрачал другие дисциплины, была математика. Шестнадцатый и начало семнадцатого веков были отмечены серьезными успехами в этой области. Николо Тарталья (1500-1537) решил первое кубическое уравнение и применил коэффициенты, опередив индийцев и мусульман в своих достижениях. Другой итальянский математик, Джироламо Чардано (1501-1576), разработал теорию чисел и алгебраический синтез. Симон Стевин из Брюгге внес свой вклад в десятичную систему. Шотландец Джон Нейпир (1550-1617) открыл логарифмы в 1614 году. Выдающийся французский философ Рене Декарт (1596-1650) способствовал появлению координатной геометрии в будущем. Эти успехи сопровождались появлением теории вероятности Паскаля и развитием дифференциального и интегрального исчисления одновременно с Ньютоном в Англии и Лейбницем в Германии. Точность и сложность количественных измерений, достижимых благодаря такому прогрессу, является неотъемлемым элементом современного научного развития.

В течение этого периода были сделаны другие крупные физические и химические открытия. Врач королевы Елизаветы Уильям Гилберт (1540–1603) описал в своей книге «О магните, магнитных телах и Земле» как великий магнит теорию магнетизма и электричества, основанную на его личных лабораторных экспериментах. Он вызвал вращение Земли своим магнетизмом.

Была ли реформа важна для развития современной науки? Совершенно очевидно, что конфликт богословия и науки, породивший подавление науки, почти не имел места, и даже противостояние науке было едва ли возможным. Академический консерватизм был, вероятно, не менее препятствием, чем религиозный фанатизм. Укрепление религиозного плюрализма и теологических реформ постепенно привело к большей степени терпимости по отношению к новым, нонконформистским научным взглядам. Движущей силой в изучении природы этими учеными было религиозное желание людей открывать и восхвалять создание рук Божьих.

Заключение

Подводя итоги рассмотрения культурного развития стран Западной Европы в период Реформации, необходимо еще раз отметить чрезвычайно важную роль, которую Реформация сыграла в формировании мировой цивилизации.

Не провозглашая какого-либо определенного социально-политического идеала, не требуя изменения общества в том или ином направлении, не делая никаких научных открытий или достижений в художественной и эстетической области, Реформация изменила сознание человека, открыла для него новые духовные горизонты. Человек получил свободу мыслить самостоятельно, освободился от авторитарного попечительства церкви и утвердился в высшей религиозной убежденности, что только его собственный разум и совесть могут диктовать ему, как жить.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества, независимого автономного человека со свободой морального выбора, независимого и ответственного в своих суждениях и действиях.

Именно в носителях протестантских идей наиболее полно проявился новый буржуазный тип личности с новой культурой и отношением к миру. Отношение к труду, которое приобрело религиозную и этическую ценность, было пересмотрено, а неспособность и некомпетентность в их работе стали восприниматься как серьезный грех как безделье.

Формирующийся в Западной Европе капитализм и индустриальная буржуазная цивилизация получили духовное обоснование в протестантизме. В свою очередь, протестантизм послужил раскрытию возможностей новой системы, продвижению общества по пути прогресса. Реформация заставила преобразовать традиционную католическую религию, приспособить ее к условиям нового буржуазного общества, что позволило католической церкви оставаться важнейшим институтом буржуазного общества и не превращаться в факт истории религии и культуры.