Реформа жилищно-коммунального хозяйства

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Реформирование экономики Китая в 80-90 гг.

Реформирование экономики Восточной Германии

Рентабельность сельскохозяйственного производства

Расчет среднего заработка

 

Введение:

Реформа жилищно-коммунального хозяйства является острой социальной проблемой и одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. Жилищно-коммунальное хозяйство - это многоотраслевой комплекс производства услуг, затрагивающий интересы каждого человека, влияющий на уровень его жизни в зависимости от стоимости и качества услуг. Повышение стабильности, надежности и финансовой устойчивости систем жилищно-коммунального жизнеобеспечения, содействие государства в решении жилищных проблем граждан является политической и неотложной задачей.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства - это процесс активизации граждан, побуждения жильцов через жилье к участию в экономических преобразованиях, и, наконец, - процесс консолидации общества.

Реформа ЖКХ. Общая информация

Реформа ЖКХ проводится Правительством Российской Федерации и предполагает модернизацию всего ЖКХ страны.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 многоквартирный дом является коллективной собственностью всех собственников помещений. Получается, что жильцы квартир владеют домом в целом, а не только своей жилой площадью. И, следовательно, они должны отвечать за его состояние и своевременно проводить капитальный ремонт. Главной проблемой здесь было то, что дома передавались владельцам в крайне плачевном состоянии. Капитальный ремонт требовал огромных сумм, которых у владельцев не было. Жители также не имели навыков управления. Главным инициатором реформы была государственная корпорация "Фонд содействия реформированию ЖКХ". Фонд был создан Правительством РФ 21.07.2007. 2007 г.

Направления реализации реформы

Определены основные направления реализации реформы ЖКХ:

  1. перевод отрасли ЖКХ в рамки рыночных отношений.
  2. вовлечение частного бизнеса.
  3. избавление от монополий в отрасли.
  4. стимулирование конкуренции.
  5. повышение качества коммунальных услуг.
  6. модернизация комплекса жилищно-коммунальных услуг.
  7. создание института эффективного собственника.
  8. переселение жителей из аварийного жилья.
  9. Капитальный ремонт многоквартирных домов.
  10. Внедрение энергоэффективных технологий.
  11. Поддержка привилегированных групп населения и социальная защита.

Фонд поддержки реформы жилищно-коммунального хозяйства

Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" является некоммерческой организацией, которая создает благоприятные и безопасные условия жизни граждан, а также стимулирует реформирование жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки со стороны Фонда. В декабре 2007 года первоначальный взнос в бюджет Фонда составил 240 млрд. рублей. Он был сделан за счет дополнительных государственных доходов. Также в 2010 году было выделено 15 млрд рублей. 

Кроме того, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства использует доходы от размещения временно свободных средств на финансирование региональных программ капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В регионы уже выделено более 11 млрд рублей. Первоначально Фонд содействия реформам должен был работать до 1 января 2013 года, после чего ему грозила ликвидация. Однако было принято решение продлить его деятельность до 2015 года. 24 июля 2013 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, продлевающий работу Фонда до 1 января 2018 года. Функции Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Рассмотрение заявок субъектов Российской Федерации на оказание финансовой поддержки за счет средств Фонда, принятие решений о соблюдении требований, предъявляемых к заявкам, и прилагаемых к ним документов в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ. Принятие решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок. Методическое обеспечение подготовки заявок и прилагаемых к ним документов субъектами Российской Федерации. Мониторинг реализации региональных адресных программ капитального ремонта многоквартирных домов. Мониторинг реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Контроль за выполнением условий финансовой поддержки из Фонда, предусмотренного настоящим Федеральным законом. Иные функции, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Проблемы реформирования ЖКХ

Крупные бизнес-структуры приходят в коммунальную сферу по-разному.

Один из них - банкротство предприятий ЖКХ и передача имущественного комплекса за долги кредиторам, это так называемый процесс "поглощения" кредиторами. Этот процесс наиболее распространен в сфере теплоэнергетики в связи со значительной задолженностью коммунальных предприятий за энергоресурсы. По состоянию на 01.07.2004 г. задолженность предприятий ЖКХ и других непромышленных потребителей составляла 72% от общей суммы дебиторской задолженности РАО ЕЭС, что составляет около 53,8 млрд. руб. Однако и правительство, и многие экономисты не считают этот путь наиболее предпочтительным. Долги предприятий ЖКХ не должны служить предлогом для смены собственников, а должны быть урегулированы путем реструктуризации, так как они сложились из-за экономической несбалансированности и огромного недофинансирования ЖКХ из бюджета. Этим целям посвящен Федеральный закон "О финансовом оздоровлении ЖКХ". Вторым направлением реформирования ЖКХ является создание регионального акционерного общества (холдинга) на базе муниципальных и государственных коммунальных предприятий, учредителями которых являются собственники, получающие пакет акций пропорционально вложенному в уставный капитал имуществу. Одним из примеров такого варианта реформы является создание в Ханты-Мансийском автономном округе Теплоэнергетической компании Югры.

Третья схема управления ЖКХ с участием крупных бизнес-структур - концессионная. Основанием для привлечения частных компаний должны стать договоры концессионного типа, т.е. договоры долгосрочной аренды, сопровождаемые инвестиционными договорами. В этом случае собственность на объекты ЖКХ остается муниципальной. При этом соблюдаются интересы всех сторон - участников правоотношений на рынке жилищно-коммунальных услуг. Если частные компании-операторы не выполняют свои инвестиционные обязательства, органы власти, как собственник имущества, имеют возможность расторгнуть договор и выбрать другое предприятие.

Четвертый вариант реформирования ЖКХ может пойти по пути приватизации и акционирования предприятий ЖКХ - и действующее российское законодательство этому не препятствует. В ряде регионов этот путь уже прошел, например, в Чувашской Республике и Татарстане принято решение о полной акционизации ЖКХ. По мнению многих экономистов, главное в этом варианте реформы - не включать в уставный капитал объекты сетевой коммунальной инфраструктуры, оставив их в муниципальной собственности. Там, где объекты коммунальной инфраструктуры передаются в частную собственность, можно ожидать появления частной монополии вместо государственной и муниципальной. Неизвестно, будет ли эта монополия лучше. В этом случае единственным механизмом управления остается муниципальный заказ, параметры которого в условиях монополии регулировать крайне сложно. Утрата прав собственности на объекты коммунальной собственности может подорвать не только экономическую, но и политическую основу местного самоуправления.

Несмотря на разнообразие форм участия бизнеса в ЖКХ в любой организационной схеме, особую роль должно играть государство. Организация стабильной работы объектов жизнеобеспечения общин является обязанностью органов власти независимо от того, в чьем имуществе находятся эти объекты и на каких условиях они обслуживаются. Поэтому контроль власти над жизненно важными и, соответственно, стратегическими объектами жилищно-коммунального хозяйства не должен быть утрачен. В отличие от других рынков услуг, рынок жилищно-коммунальных услуг должен обеспечивать доступность информации о хозяйственной деятельности предприятий, контроль над инвестиционными проектами, прозрачное тарифное регулирование. Это единственный способ обеспечить баланс интересов всех сторон: потребителей, субъектов хозяйствования и органов власти.

Решение проблем:

  • создание условий для развития профессионального рынка услуг управляющих компаний (например, организация обучающих программ);
  • развивать конкуренцию в сфере предоставления услуг ЖКХ;
  • создавать благоприятные условия для объединения граждан в ТСЖ и другие аналогичные формы исключительно на добровольной основе;
  • более полно информировать граждан о возможных вариантах их включения в процесс управления ТСЖ

Отрицательные результаты реформы

Многие экономисты и политики объясняют провал (или, как они говорят, "медленный прогресс") коммунальной реформы сложной экономической ситуацией в стране, которая не позволила поднять доходы населения на должный уровень. Они говорят, что реформа оказалась нежизнеспособной для населения, подразумевая при этом, что ее основополагающие принципы сами по себе не могут быть поставлены под сомнение. Это неправильное объяснение. На самом деле, общинная реформа провалилась, и, несмотря на все грядущие обстоятельства, в первую очередь, из-за ошибки ее концептуальных основ.

Одним из основных принципов Концепции является предположение, что коммунальные услуги не отличаются от рыночных товаров, поэтому вполне естественно перевести предприятия отрасли на рыночные принципы. Однако это положение требует научного осмысления и доказывания, поскольку ложные предпосылки авторов могут только навредить отрасли и усилить ее кризис, как это происходило на практике.

Еще один принцип, лежащий в основе муниципальной реформы, - создание конкурентной среды в сфере муниципальных услуг городов. Здесь также проявилось незнание теории и полное игнорирование авторами концепции особенностей коммунальной деятельности. В коммунальной деятельности цена свободы не создает конкурентной ситуации, как это происходит в других сферах экономики.

Ошибочным является и положение, задекларированное в правительственных документах, как будто коммунальные предприятия, обретя независимость, заинтересованы в снижении издержек, в результате чего можно снизить тарифы. Снижение тарифов противоречит экономическим интересам коммунальных предприятий. При существующих формах экономических отношений - и реформа не вносит в эти отношения никаких изменений - предприятия остаются заинтересованными в повышении тарифов.

В концепции полностью игнорируется принцип экономической самостоятельности муниципальных предприятий и их экономические интересы. Однако без непосредственного включения их экономических интересов в систему мер по реформированию отрасли нельзя рассчитывать на успех проводимых реформ. Она также сохраняет незыблемость принципов ценообразования на государственные услуги и тем самым закрепляет существующие противоречия в экономическом механизме.

Новая система оплаты жилищно-коммунальных услуг, которую Концепция предлагает использовать в расчетах с населением, основана, как и существующая, на принципе эквалайзера. Она не решает удовлетворительным образом ни одной проблемы, связанной с упорядоченной оплатой услуг потребителями, стимулирующей рост эффективности производства, а также энерго- и ресурсосбережения и социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Оценка достигнутых результатов

Премьер-министр России недоволен ходом реформы ЖКХ

Несмотря на то, что утвержден План подготовки документов по внедрению разделения полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, три необходимых документа до сих пор не представлены на рассмотрение правительства, сказал премьер.

В частности, не подготовлено постановление о субсидиях на жилищно-коммунальные услуги, нет документа о порядке и условиях деятельности организаций ЖКХ, а также постановление, определяющее порядок финансирования инвестиционных программ в жилищно-коммунальном хозяйстве. Эти вопросы находятся в компетенции Министерства регионального развития. Он указал на необходимость до конца 2005 г. подготовить эти законодательные акты, чтобы "начать 2006 г. с полным набором необходимых документов". Между тем, поэтапное повышение цен на жилищно-коммунальные услуги, которое происходит уже несколько лет подряд, пока не отразилось на их качестве. Этот факт отмечается в ряде докладов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) о фактах многочисленных проверок на местах. Эксперты Роспотребнадзора считают, что в подавляющем большинстве регионов с общим ростом цен на жилищно-коммунальные услуги их качество не улучшается, а в некоторых случаях и ухудшается.

Три ошибки в реформировании ЖКХ

Первый - социальный, дающий людям возможность существовать. Второй - экономический, обеспечивающий условия для деятельности. И если инфраструктура общества используется в разных сферах, то в его управлении должны использоваться технологии, подходящие для разных типов отношений - социальных и экономических. Соответственно, ценообразование основывается на разных принципах - бюджет для социальной сферы и рынок для экономической. Как следствие, коммунальные услуги, являясь одной из частей инфраструктуры, должны обеспечивать возможность существования по бюджетному принципу, а по экономическому - условия для деятельности.

В то время как проводимая реформа ЖКХ направлена на то, чтобы обе сферы использовали коммунальную инфраструктуру на одинаковых условиях и принципах.

Цели существования, достижение которых обеспечивает социальная сфера, не имеют альтернативы - люди не могут обойтись без света, тепла, воды, продуктов питания, медицинских услуг и т.д. Поэтому количество ресурсов и услуг, объективно необходимых для существования человека, он должен получать по доступной цене. Это означает, что уровень цен на количество ресурсов и услуг, необходимых для существования, должен иметь социальное, а не экономическое обоснование - он должен быть доступен для всех без исключения категорий граждан. Точнее, он должен легко оплачиваться из самых низких реальных доходов.

Вторая ошибка касается способа обеспечения социальной функции жилищно-коммунальной инфраструктуры и в некоторой степени является производной от первой. Ее суть в порочности создаваемого механизма поддержки малообеспеченных слоев населения. Потому что это чисто бюрократическая конструкция - в ней "бюрократ сидит на бюрократе и гонится за бюрократом". Таким образом, стране понадобятся сотни тысяч дополнительных чиновников - одни будут проверять уровень доходов, другие предоставят льготы, третьи обеспечат связь механизма поддержки со всей государственной машиной, третьи будут контролировать работу других и т.д. и т.п. и т.п.

В то время как если будет введен лимит на социальное потребление общественных услуг, то новая Вавилонская башня просто не потребует бюрократии. Человек, находящийся на основном счете, будет оплачивать социальный минимум услуг, в то время как дополнительное потребление будет оплачиваться, как правило, по дополнительным счетам и по экономически обоснованным ценам. Также будет использоваться коммунальная инфраструктура для нужд любой деятельности.

Источником третьей ошибки является непонимание того, что инфраструктура общества - это такой же элемент его суверенитета, как и армия или денежная система. Поэтому инженерные коммуникации, как основа инфраструктуры, должны находиться исключительно в государственной собственности. Соответственно, инвестиции в создание, содержание и эксплуатацию сетей должны поступать только из бюджета - других инвестиций в принципе быть не должно. Потому что любые сторонние инвестиции в инфраструктуру фактически означают продажу суверенитета.

То же самое касается и планируемой передачи инфраструктуры управляющим компаниям на право полного хозяйственного управления. И тем более, ее приватизация. Англичане продали водные каналы частному бизнесу. В результате этого приватизационного шквала их государство потеряло часть своего суверенитета - возможность напрямую предоставлять своим гражданам право на существование в качестве гарантированного источника водоснабжения. Поэтому теперь Британия вынуждена покупать это право для своих граждан у частных водопроводчиков. Или, скажем прямо, отдать дань уважения владельцам системы водоснабжения за право малообеспеченных англичан всегда иметь минимум воды для своего существования.

Использование инфраструктуры, выходящее за рамки объективно необходимых потребностей, должно приносить прибыль обществу. Как и в случае потребления для нужд любой деятельности. Соответственно, в цену такого использования инфраструктуры должны входить затраты на создание ресурсов и услуг плюс определенный процент прибыли. Естественно, то же самое для всех - как и ставка рефинансирования Центрального банка.

В жилищно-коммунальном хозяйстве должно быть четыре типа предприятий. Первый - это коммунальное предприятие, которое выполняет функции владельца коммунальной инфраструктуры. Второй тип - частное, осуществляющее строительство и ремонт инженерных коммуникаций. Третий тип - частные, которые управляют инфраструктурой. Четвертый тип - частные проектные и консалтинговые фирмы. Соответственно, должны существовать экономические отношения между владельцами инфраструктуры, выступающими в качестве заказчиков, с одной стороны, и строителями, менеджерами и консультантами по проектированию, выступающими в качестве подрядчиков, с другой.

Аналогичным образом, экономические отношения должны существовать между потребителями и управляющими компаниями с точки зрения доступа к ресурсам и услугам. Для граждан это касается чрезмерного потребления, а для юридических лиц - общего объема потребляемых услуг и ресурсов. Соответственно, с точки зрения нормативного потребления существуют социальные отношения между гражданами и органами власти - законодательные собрания должны устанавливать как нормы социального потребления коммунальных ресурсов и услуг, так и стоимость их оплаты.

Вывод:

Можно сделать вывод, что действия правительства на предыдущих этапах реформы ЖКХ носят фискальный характер и фактически направлены на то, чтобы заставить граждан платить за экономическую политику федерального правительства.

Учитывая уровень доходов и сбережений населения, с одной стороны, и масштаб спроса на финансовые ресурсы - с другой, можно с уверенностью сказать, что предлагаемая правительством программа не содержит конкретных механизмов решения основных проблем. Без погашения долгов государства и других активных мер по созданию рыночной инфраструктуры в сфере ЖКХ ничего существенного для вывода отрасли из глубокого кризиса сделать невозможно.