Реализация права, его механизм и форма

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие, структура и функции правосознания. Виды правосознания
Правовой институт государственной службы; понятие руководителя, должностного лица и представителя власти
Стадии, процедуры применения права. Характеристика основных индивидуально-правовых актов и их отличительные особенности
Конституционные реформы – необходимость трансформации российского общества


Введение:

Большинство правовых норм предназначены для их непосредственного применения в различных формах в законном поведении субъектов права. Но есть и правовые нормы другого рода. Предусмотренные ими права и обязанности по своей природе не могут возникать у конкретных лиц только по их собственной воле и воле, только по их собственным действиям. Для возникновения таких прав и обязанностей в каждом конкретном случае выдача уполномоченным органом государства (судом, административным органом) властного индивидуального акта, индивидуального предписания в отношении конкретного лица (приговор, решение суда, акт о регистрации брака) необходимо. Такая деятельность государственных органов называется правоохранительными.

Правоохранительные органы либо предшествуют возникновению правовых отношений, либо обеспечивают их реализацию. Без предписаний индивидуального характера, исходящих от компетентных органов государства, иногда невозможно устранить возможные препятствия на пути реализации закона, а также применить меры государственного принуждения (санкции) к нарушителям предписаний правовых норм.

Таким образом, необходимость применения правовых норм для выполнения содержащихся в них инструкций возникает в следующих случаях:

  1. когда субъективные права и обязанности, предусмотренные нормой, по своей природе таковы, что они не могут возникать у отдельных лиц в результате их односторонних действий, но требуют для их возникновения соответствующего индивидуального акта власти государственного органа;
  2. когда есть факт правонарушения и необходимо устранить его последствия или применить санкцию.

Реализация права - это способ реализации его первоначальной миссии: служить главным цивилизованным, властно-государственным и, следовательно, наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять функции, присущие этому институту, оправдывать его социальную цель, поскольку Одних моральных и других негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочения общественной жизни.

Проблемы применения закона всегда были в центре внимания юридической науки, но это не облегчало их. Наоборот, проникновение в этот процесс, его всесторонний анализ ставили перед учеными все более сложные задачи.

В проблеме реализации права социально-политический аспект имеет первостепенное значение - насколько полно и адекватно закон выражает волю, потребности, чаяния людей, иными словами, в какой степени он законен. Отвечает ли закон подлинным устремлениям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли он их ожидания - этот вопрос является решающим. Чем выше легитимность закона, тем более успешно и полно он реализуется.

Формирование правопорядка предполагает уважение к закону, праву, строгое соблюдение правовых норм. В связи с этим теоретические проблемы реализации закона приобрели особое практическое значение. Необходимо проанализировать правоприменительную деятельность в различных аспектах, поскольку путь от создания закона до воплощения его предписаний в реальном поведении людей очень сложен, зависит от многих факторов.

Право в любой его интерпретации - сложное, многогранное явление. Соответственно, механизм его реализации является сложным и многогранным. Это комплекс взаимосвязанных юридических действий, характер и направления которых зависят от характеристик определенных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы применения, отраслевой принадлежности и т. д.

Объектом исследования курсовой работы является реализация принципа верховенства права.

Предметом курсовой работы является понятие и формы реализации правовых норм.

Целью курсовой работы является характеристика реализации правопорядка как фундаментальной категории науки о государстве и праве.

Цели данной курсовой работы:

  • дать общее описание реализации верховенства закона,
  • дать теоретическое и юридическое описание отдельных форм реализации норм права,
  • охарактеризовать правоохранительную деятельность как особую форму реализации правопорядка,
  • раскрыть актуальность проблемы пробелов в законодательстве и рассмотреть пути их устранения.

Проделанная работа проводилась в следующие этапы: составление плана, поиск источников информации и их анализ, выявление необходимых функций.

Теоретической и методологической основой для написания работы послужили действующее законодательство, комментарии к нормативно-правовым актам, учебно-монографическая литература и судебная практика.

В состав работы входит введение, три основные части, заключение, библиография.

Понятие и виды реализации права

Реализация действия закона, выраженного в законе, обусловлена ​​не только принудительной силой государства, но и его собственной властью.

Сила закона - это характеристика, которая отражает социальный вес, меру способности закона в соответствии с его целями, характером и целью вызывать необходимые социальные последствия в обществе.

Осуществление права - это такое поведение субъектов общественных отношений, которое полностью соответствует предписаниям правовых норм и исходит из них, это практическая деятельность людей по приобретению и использованию прав и выполнению правовых обязательств. Осуществление права - это процесс трансформации правовых и идеальных моделей, отражающих необходимое государству государство, в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений.

Реализация объективного закона - это деятельность, которая соответствует воле, выраженной в законе. Это можно рассматривать как процесс и как конечный результат.

В конечном итоге реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм о совершении или воздержании от совершения определенных действий и количеством фактически выполненных действий. Так, согласно правилам, регулирующим индивидуальную трудовую деятельность, граждане, прежде чем приступить к ней, должны: 1) получить разрешение; 2) оплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение; 3) получить свидетельство о регистрации или 4) приобрести патент.

Только эти действия, а не какие-либо из их эквивалентов, и только в полном комплекте будут означать выполнение требований закона. Реализация закона достигает результата, к которому стремится законодатель и который, по его мнению, должен привести к некоторой полезной цели. Достижение последнего выходит за рамки реализации закона. Юриста интересуют только те действия, которые требуются по закону.

Реализация права как процесса может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

С объективной точки зрения это совершение определенными средствами, в определенной последовательности, в определенное время и в определенном месте, предусмотренных нормами права законных действий.

Субъективная сторона в реализации закона характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его отношение и волю во время предусмотренных действий. Субъект может быть заинтересован в осуществлении верховенства закона, в выполнении правовых предписаний из сознания общественного долга или из страха перед неблагоприятными последствиями. Но главное в этом процессе - скрупулезная приверженность прекращению действий, условиям места и времени их совершения.

Реализация не состоится, если будет нарушено хотя бы одно из обязательных условий.

Осуществление права всегда связано только с законным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные позитивные действия (использование права или выполнение обязательства); в другом - бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, законное поведение субъектов общественных отношений осуществляет верховенство права, незаконно - нарушает.

Правовые нормы реализуются в различных формах. Это связано с рядом обстоятельств: 1) положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к правовым предписаниям. 2) форма внешнего проявления законного поведения.

Классификация форм реализации правовых норм производится по различным основаниям.

С точки зрения уровня (глубины) реализации положений, содержащихся в нормативных актах, можно назвать три формы:

  1. выполнение общих положений, содержащихся в преамбуле законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;
  2. внедрение (вне правовых отношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;
  3. внедрение конкретных правовых норм в конкретные правоотношения.

В зависимости от предмета осуществления права можно выделить две формы:

  1. Физическое лицо
  2. Коллектив.

Некоторые требования не могут быть выполнены иначе, как путем объединения друг с другом, выступая в качестве коллективного субъекта права.

По внешнему проявлению различают активные и пассивные формы реализации права. В зависимости от способа государственного воздействия на поведение субъектов, он различает добровольное и обязательное исполнение закона.

По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности они различают соблюдение, производительность, использование и применение.

Соблюдение норм права имеет место, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещенных законом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев соблюдение закона происходит незаметно, обычно не регистрируется. Именно поэтому его правовая природа не проявляется четко. В этой форме, запретительные нормы реализуются.

Реализация правовых норм происходит, когда субъекты выполняют возложенные на них юридические обязательства. В этих случаях они активны. В этой форме обязательные правовые нормы реализуются. Например, пассажир общественного транспорта, компас билета, выполняет юридическое обязательство - оплачивает проезд, следовательно, соблюдает верховенство закона.

Использование верховенства закона - когда субъекты по своему усмотрению, по желанию, используют предоставленные им права. В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с выполнением запретов и правовых обязательств, использование - это совершение действий, разрешенных законом.

Эти три формы реализации, при которых правовые нормы реализуются непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, обычно называют формами прямой реализации права. Многие нормы права реализуются в таких формах, но не все.

Податливость

При условии соблюдения субъектами воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, они соответствуют требованиям правовых норм. С юридической точки зрения поведение человека может быть либо законным, либо незаконным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм - это тип правомерного поведения и в то же время первая, основная и наиболее общая форма реализации права, потому что если люди ведут себя законно, живут спокойно, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами и тогда эти цели достигаются. который ожидал законодатель. Право реализовано, реализовано.

Особенности этой формы реализации заключаются в следующем:

  • это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения противоправных действий;
  • это наиболее общая и универсальная форма реализации закона, охватывающая все без исключения индивидуальные и коллективные субъекты - от рядового гражданина до президента, от низших структур до парламента и правительства;
  • в основном это касается юридических запретов;
  • осуществляется вне конкретных правовых отношений;
  • Встречается в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

Выполнение

При выполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя соответствующие правовые нормы.

Специфика этой формы заключается в том, что она:

  • относится в основном к обязательным нормам;
  • предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов;
  • он отличается определенной императивностью, властностью, поскольку за несоблюдение требований законодательства могут последовать санкции;
  • в большинстве случаев принудительные действия, в отличие от первого, так или иначе, фиксируются и формализуются.

Например, молодой человек военного возраста обязан выполнять свой военный долг - служить в армии, если нет льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд всеми видами транспорта, выступать в суде по вызову в качестве свидетелей; прокурор должен отреагировать на нарушение закона, выдать ордер на арест правонарушителя, если он совершил уголовное преступление, и суд должен вынести обвинительный приговор, если правонарушитель будет признан виновным; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т. д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

Использование - это форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяя свои законные интересы. Характерной чертой этой формы является добровольность.

В повседневной жизни люди постоянно выполняют различные разрешенные законом юридически значимые действия вступают в определенные правовые отношения друг с другом, а также с организациями и учреждениями, заключают различные виды гражданско-правовых сделок, заключают договоры (продавать, покупать, входить и выходить на работу, вступать в брак, разводиться и т. д.) и т. д. ).

Для осуществления таких действий не требуется специальных разрешений компетентных органов - достаточно, чтобы они были разрешены самим законом. В то же время в некоторых случаях для полного и свободного осуществления гражданином его права необходима помощь (содействие) указанных органов или должностных лиц (например, гражданин не может назначить себе пенсию, предоставить жилье выдать зарплату, сдать паспорт, поступить в университет, уволить или, скажем, оформить завещание, доверенность и т. д.). Требуется «вмешательство» соответствующих государственных служб, структур, органов власти, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение закона как особой формы реализации

В процессе его реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза о какой-либо правовой норме просто указывает на условия, обстоятельства ее применения. Ввиду особой важности этой формы осуществления права для адвокатов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников государственного аппарата имеет смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.

Чтобы лучше изучить процесс правоприменения, необходимо определить понятие «применение закона». Существует несколько подходов к определению понятия этого термина.

В правовой доктрине применение норм права традиционно понимается как властная индивидуальная правовая деятельность, направленная на решение судебных дел. В качестве необходимой формы государственного правового индивидуального правового регулирования правоохранительная деятельность определяется Ю.С. Решетов.

По словам В.В. Лазарев, применение права представляет собой особую форму реализации права, сочетающую особенности его других форм и проявляющуюся в деятельности компетентных органов, которая направлена ​​на содействие реализации норм, адресованных другим субъектам. Применение правовых норм отличается от других форм реализации права по своему назначению, характеру осуществляемой деятельности и форме, в которой оно осуществляется.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда правовая норма не может быть реализована без авторитетной помощи государственных органов.

К таким случаям относятся следующие:

  • когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в суде умершим или пропавшим без вести);
  • когда дело доходит до реализации санкций.

Применяя закон, государство в своей деятельности выполняет две основные функции: а) организует реализацию правовых норм, осуществляет позитивное регулирование посредством отдельных актов; б) защита и защита прав от нарушения.

Исходя из этого, в литературе различают две формы применения права: оперативное и исполнительное и правоохранительное.

Оперативно-исполнительная форма применения права - это авторитетная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний верховенства права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе правовых норм. Эта форма деятельности является основным способом организации исполнения положительного диктата закона.

Применение права является вторым по важности после законотворчества и при определенных социальных условиях, и не менее важным фактором, так значительно влияющим на правовое регулирование, более того, влияющим, в том числе, на процесс воздействия на законодательство о связях с общественностью (хотя мы не будем упускать из виду отрицательный эффект, который может произойти в случаях произвольного индивидуального регулирования).

Применение права является одной из форм государственной деятельности, направленной на реализацию правовых норм на практике. Правоохранительные органы - это решение конкретного дела, жизненного дела, конкретной правовой ситуации. Это «применение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам. «Правоохранительная деятельность - это операция не по норме, а по факту, использующему норму. Принудительный акт только упрощает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя".

Применение закона от других форм реализации отличается тем, что бездействие здесь немыслимо, право на правоохранительную деятельность сливается с обязательством ее осуществления. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, внедрения и использования других. Следовательно, правоохранительная деятельность является сложной правоохранительной деятельностью.

Правоохранительная деятельность напрямую связана с эффективностью законов и других нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочить отношения между людьми и их ассоциациями, придав им организованный и стабильный характер.

В то же время сам процесс применения закона должен проходить в строгих рамках законности, исключая произвол, произвол, бюрократию, волокиту, особенно взяточничество, вымогательство, взятки. Зачастую чиновники создают искусственные препятствия, для преодоления которых им требуются «награды». Известно, что современный российский государственный аппарат серьезно пострадал от коррупции.

Характерные черты применения права следующие:

  1. специальное лицо - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В качестве исключения это может быть государственный орган (например, с разрешения государства профсоюзы применяют определенные нормы трудового законодательства).
  2. имеет государственный характер;
  3. является деятельность по выдаче индивидуально конкретных предписаний;
  4. выступает формой государственной деятельности;
  5. осуществляется в определенных процессуальных формах: порядок применения закона регулируется особыми (процессуальными) правовыми нормами. В правовой системе существуют целые процессуальные ветви - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
  6. сложный, поэтапный процесс;
  7. имеет творческий характер;
  8. результаты правоприменения оформляются отдельным правовым актом - актом применения закона.

Эти признаки показывают специфику правоохранительной деятельности и довольно четко отличают ее от первых трех форм реализации закона - соблюдения, исполнения и использования. Следует только помнить, что при использовании, как уже отмечалось, «вмешательства» соответствующих агентов власти часто также требуется, но здесь речь идет о помощи, участии в осуществлении гражданином своего права, поскольку без этого субъект просто не сможет использовать предоставленную законом возможность (например, уволиться с работы, жениться, заниматься предпринимательской деятельностью). В целом в указанных трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

Субъекты применения права

Применение верховенства закона означает использование силы, а часто - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляется только специальными субъектами. Вот почему простые граждане не могут применять правовые нормы, другими словами, осуществлять власть; они не наделены такими прерогативами, хотя этот вопрос является спорным в литературе. Так, по мнению М.С.Строговича, гражданин, который задержал хулигана на улице и доставил его в полицию, тем самым якобы применил к нему верховенство закона. Ученый, который подарил государству свою научную библиотеку или любую другую ценную коллекцию, например коллекцию картин, также применил соответствующую правовую норму. Но это приложение? Как мы видим, в первом случае гражданин выполнил свой гражданский долг; во втором он использовал законное право пожертвовать любую вещь какой-либо организации или лицу. Здесь нет элемента власти.

Граждане не являются субъектами правоохранительных органов, поскольку государство не уполномочило их на это. Однако это не умаляет роли граждан в правоохранительной деятельности. Зачастую по их инициативе осуществляется применение закона.

Одна из важнейших особенностей применения права, отражающая его властно-государственную природу, заключается в том, что только специальные (компетентные) органы могут применять правовые нормы.

Применение права всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, которые в специальной литературе называются правоохранительными отношениями. Правовой статус участников таких отношений различен. Активная и решающая роль принадлежит субъекту, который обладает полномочиями в этом конкретном отношении, он обязан использовать их для удовлетворения не своих собственных интересов, а интересов других участников правовых отношений в направлении конкретной жизненной ситуации.

Субъект правоохранительных органов является активным участником правоохранительных отношений, наделенных государством соответствующей компетенцией, который играет ведущую роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации с помощью акта подачи заявления.

Задачами субъектов правоохранительных органов являются оказание помощи, обеспечение соблюдения правовых норм, наложение ответственности в случае нарушения правовых норм и т. д.

Правоохранительная деятельность связана с особыми методами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний и навыков. Принимая это во внимание, государство определяет специальные субъекты, наделяя их полномочиями осуществлять такие действия.

Это включает:

  • государственные органы (суд, прокуратура, полиция и др.);
  • должностные лица (Президент Российской Федерации, глава администрации, прокурор, следователь и т. д.);
  • некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Последний, с целью активизации участия масс в управлении государственными делами в правовой сфере, передается некоторым государственным функциям в сфере применения права. В этом случае государство делегирует часть своих полномочий для решения вопросов, имеющих индивидуальное значение, определенным общественным организациям (в частности, профсоюзным органам, потребительским кооперативам), и эти полномочия, изменяясь в определенной степени, не теряют своих авторитарных полномочий.

Одним из субъектов правоохранительных органов являются органы внутренних дел. Органы внутренних дел, которые наряду с прокуратурой и судом являются одним из субъектов процессуальной правоохранительной деятельности, руководствуясь принципом гласности в процессуальной форме, установленной законом, приводят в действие специальный механизм, состоящий из Реализация норм процессуального права, правоспособности его субъектов при наличии определенных правовых фактов, обусловливающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения. Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении процессуальных действий этими органами в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников процесса в соответствии с возложенными на него полномочиями и функциями. к ним по закону, при применении процессуальных мер принуждения, при необходимости.

Порядок деятельности органов внутренних дел регулируется нормами уголовно-процессуальной отрасли права. Степень регламентации правоохранительной деятельности других государственных органов, например, административных органов и должностных лиц, всегда намного меньше, чем у следственных органов. Столь высокая степень регулирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел объясняется тем, что их деятельность требует последовательной законности, глубокого и всестороннего изучения обстоятельств дела и неукоснительного соблюдения прав личности, гарантированных Конституцией. Российской Федерации.

Целью применения закона является удовлетворение не личных потребностей сотрудников правоохранительных органов, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоохранительная деятельность имеет повышенную социальную значимость по сравнению с другими формами реализации закона.

Этапы применения права

Структура правоприменительной практики рассматривается в литературе в нескольких аспектах: во-первых, как процесс и составляющие правовой деятельности, во-вторых, как система правоотношений, формирующих содержание деятельности по применению права, и в-третьих, В качестве конкретных элементов правоприменительной практики анализируется в литературе В.К. Бабаев Н.Н. Вопленко и В.И. Леушин. Также нет единого мнения о количестве этапов правоприменения. Как правило, здесь четыре этапа.

Установление фактической основы дела (или «установление правды»). Факты и обстоятельства, предусмотренные верховенством закона и имеющие юридическое значение, расследуются. В этом случае установление фактических обстоятельств происходит с помощью юридических доказательств, фактов (вещественных доказательств, показаний свидетелей, документов, очевидцев, выводов знающих лиц). Доказательства подчиняются требованиям актуальности, приемлемости, достоверности и полноты. Требование актуальности означает, что сотрудник правоохранительных органов должен принимать и анализировать только те доказательства, которые имеют отношение к делу. Допустимость предполагает использование доказательств, установленных процессуальными нормами. Например, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, «кредитный договор между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает минимальную заработную плату, установленную законом, как минимум, в десять раз, и в случае, когда кредитором является юридическое лицо независимо от суммы "... Достоверность доказательств предполагает правдивость знаний о факте и его объективной реальности. Полнота доказательств требует всех доказательств, чтобы установить истину по делу. Комплексное и полное изучение фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины в деле и правильному принятию решения.

Установление правовой основы дела (или юридической квалификации). На данном этапе решается вопрос о том, какая норма права применяется к конкретному делу, подпадает ли этот факт под его действие (во время рассмотрения дела, в космосе, в кругу лиц). В то же время невозможно применять правовую норму, которая не существовала, когда возникли соответствующие отношения, а также правовая норма, которая не вступила в законную силу, не может быть применена. Наконец, при проверке выбранной нормы необходимо установить ее оригинальный текст с использованием официального источника.

Принятие решения (составление юридического документа). Этот этап является основным, на котором осуществляется применение закона, а на предыдущих этапах только готовятся предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. Правоохранительный акт составляется в соответствии с правилами юридической техники, поскольку этот акт обычно является обязательным для исполнения и обеспечивается государственным принуждением. Обязательные реквизиты акта включают в себя: имя; время и место принятия; название органа или должностного лица, принявшего этот акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые пломбы. Правоохранительный акт состоит из четырех частей: вводной части, которая содержит перечисленные выше детали и по какому делу было принято решение; описательный, в котором излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения; мотивация, содержащая оценку доказательств, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответствующие правовые нормы; оперативный, где сформулированы решение и мера юридической ответственности по данному делу.

Исполнение правоприменительного акта. На этом этапе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий сотрудника правоохранительных органов, а также устанавливается порядок исполнения правоприменительного акта и лиц, ответственных за исполнение решения. Здесь государство имеет право вмешиваться в деятельность правоохранительных органов с целью защиты правопорядка, правопорядка и справедливости. На данном этапе решение выполняется.

Понятие и виды исполнительных актов

Официальной формой и результатом выражения правоприменительной деятельности являются акты применения закона, посредством которых фиксируются решения компетентных органов по конкретному судебному делу.

Этот тип правовых актов характеризуется определенными особенностями, а именно:

  • акт применения закона - это решение в конкретном случае официального компетентного органа, который государство уполномочило применять закон в определенных областях общественных отношений;
  • акт применения закона содержит властно-государственное распоряжение, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и предоставленное силой государства;
  • Акт применения закона имеет определенную форму, установленную законом. Несоблюдение формы выдачи такого акта может привести к его отмене или необходимости изменения. Правильно оформленный документ выдается в виде приказов, постановлений, инструкций и т. д.;
  • Акт применения закона направлен на индивидуальное регулирование общественных отношений. Он строго индивидуализирует (персонифицирует) субъективные права и юридические обязательства конкретных лиц в зависимости от определенной жизненной ситуации. Акт применения закона регулирует не тип общественных отношений, а единичные, конкретные отношения.

Акты применения закона имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:

  1. письменные акты-документы;
  2. выходец из государства;
  3. имеют юридическую силу (влекут за собой правовые последствия, охраняются государством).

В то же время они существенно различаются: если нормативные правовые акты содержат предписания о государственной власти общего характера, то содержание правоохранительных актов является индивидуальным (конкретным как по субъектам, так и по их правам и обязанностям) должностных предписаний.

Учитывая изложенное, можно сформулировать понятие акта применения закона. Акт применения закона - это официальное решение компетентного органа по конкретному судебному делу, содержащее командование государственной власти, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Основными требованиями к актам применения являются:

  • Строго соблюдаются нормативные правовые акты, на основании которых они принимаются;
  • Опубликовано в пределах компетенции правоохранительного органа или должностного лица;
  • Содержат глубокое и всестороннее описание дела;
  • У них были все необходимые данные, придающие актам заявления официальный характер (название акта, время и место его принятия, название органа, выдавшего этот акт, наличие соответствующей печати, подпись и т. д.).

Правоохранительные акты могут быть самыми разными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным признакам:

  • по форме можно выделить: указы, предложения, решения, решения, приказы и т. д .;
  • Субъекты их издания различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительных и распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местного самоуправления; акты органов юстиции, прокуратуры, надзора и контроля; индивидуальный и коллегиальный;
  • В зависимости от содержания общественных отношений и применимых к ним норм права, правоохранительные акты следует подразделять на нормативные и правоохранительные.

Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

Нормативные акты направлены на определение полномочий, на позитивные действия соответствующих субъектов, а также на определение правовых обязательств.

Правоохранительные акты предусматривают в основном нормативные отношения, направленные на защиту прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования по устранению правонарушения, властный приказ о выполнении юридического обязательства или выражение меры государственного принуждения.

По своему юридическому значению в актах применения закона проводится различие между основным и вспомогательным. Основными актами являются акты, которые содержат указ, выражающий окончательное решение по судебному делу (приговор, решение суда). Вспомогательными являются акты, в которых содержатся предписания, подготавливающие публикацию основных или имплементацию к ним (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).

Резолютивная часть должна содержать окончательное заключение правоохранительного органа, указание на последствия, вытекающие из закона и настоящего правоохранительного акта. Правоохранительный акт вступает в законную силу в целом, а не только в одну резолютивную часть. Все компоненты неразделимы.

В то же время каждый из них имеет относительно самостоятельное значение:

  • В зависимости от времени действия правоприменительные акты подразделяются на: акты одиночного действия (штрафы) и продолжения (регистрация брака, зачисление в университет).
  • по предмету правового регулирования различают акты уголовного права, гражданского права, процессуальные и материальные.
  • в соответствии с тем, какие правовые последствия вызваны актами применения (и они являются юридическими фактами), их можно разделить на: законотворческие, изменяющие закон и законопослушные. Такое разделение является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия.
  • в зависимости от того, к какому кругу лиц они расширяют свои действия, различают акты применения: общие действия и индивидуальные.

Выявление эффективности правоохранительного акта связано с определением целей издания этого акта, результатов его действия, сопоставлением результатов с целями и неизбежными затратами. Полная эффективность правоприменительного акта достигается тогда, когда все его цели, как непосредственные, так и отдаленные, и окончательные, достигаются с минимальным ущербом для общества, низкими экономическими затратами в оптимальных условиях.

Реализация - это жизнь закона

Закон создан таким образом, что он практически реализуется для достижения целей, которые ожидал законодатель. Иначе само учреждение не имело бы смысла. Даже в старые времена было сказано: «Напрасно писать законы, если вы их не выполняете». Римские юристы также считали, что неактивный закон хуже, чем отсутствующий.

Французский мыслитель К. Монтескье в своей знаменитой работе «О духе законов» писал: «Когда я еду в ту или иную страну, меня не интересует, хороши ли законы там, а то, как они соблюдаются, навсегда законы можно найти повсюду". Звучит очень современно и актуально.

Простое принятие все новых и новых правовых норм само по себе не может дать желаемого социального эффекта - необходимо добиться их дальнейшей реализации, логического конечного результата, реального воздействия на регулируемые отношения. Невозможно понять истинную сущность закона, отвлекая от всего процесса, т. е. в статическом состоянии, но только в динамике, движении, развитии. Только живое, эффективное право имеет значение.

Можно иметь самое совершенное законодательство, замечательные, мудрые законы, но если они никем не восприняты и не реализованы, все это превращается в набор добрых желаний; Усилия законодателей и законодательных органов будут сведены на нет. Закон силен не за его абстрактные достоинства, а за его реальное, позитивное действие. Мертвые, не функционирующие законы никому не нужны, так как они не приносят никакой пользы. Сегодня в России принято много необходимых и важных законов, указов, постановлений правительства и других нормативных правовых актов, но проблема в том, что они работают плохо, неэффективно или даже вообще не работают. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, недостаточно развитое правосознание, морально-правовой нигилизм, общая распущенность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т. д.

Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым правосознанию людей, если последний не воспринимает этот акт как «свой», он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей правовой системе. Вышесказанное не означает, что каждый закон должен нравиться всем.

Правовая реализация - это трансформация требований правовых норм в законное поведение субъектов. Если этого не произойдет, то власти не смогут обеспечить стабильность и порядок в обществе. В этом случае законное поведение может быть как добровольным, так и обязательным, то есть совершаться под угрозой санкций.

Важно, что в любом случае цели, установленные законодателем, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с законным поведением, по каким бы причинам оно не совершалось: незаконные действия, правонарушения не могут служить способом реализации правовых норм.

Вывод:

Курсовая работа на тему «Применение как форма реализации права» состоит из трех разделов: первый посвящен понятию и формам реализации права; вторая дана Концепции, предметам и основным этапам применения права; третья называется реализация - жизнь закона.

Осуществление правопорядка играет важную роль в развитии государства и права, а также общества в целом.

Существует 4 формы реализации закона - соблюдение, исполнение, использование и применение.

Применение права должно пониматься как государственная власть, осуществляемая в специально установленных формах права, организующая деятельность компетентных органов по выполнению норм права в конкретном случае и изданию отдельных правовых актов (актов применение закона).

Ярким примером правоохранительной деятельности является деятельность судов. При вынесении вердикта или принятии судебного решения по гражданскому делу суд применяет закон, осуществляет свои полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей гражданина или соответствующего структурного субъекта, одним словом, создает закон исполнительный акт, на основании которого может быть осуществлено прямое принуждение и насилие. То же применение закона осуществляется сотрудником ГАИ, когда он наказывает (заканчивает) нарушителя дорожного движения.

Рассматривая различные подходы к пониманию применения закона, можно выделить основные аспекты правоприменения и построить следующее общее определение: правоприменение является формой правоприменения, которая представляет собой авторитетную деятельность субъектов, уполномоченных законом осуществлять Управленческое влияние на общественные отношения путем издания отдельных правовых норм и актов.

Субъектами применения закона являются государственные органы, должностные лица, некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Существует четыре основных этапа правоприменения: установление фактической основы дела; этап юридической квалификации; принятие решения по делу; оформление правоохранительного акта и контроль правильности действий сотрудника правоохранительных органов и достигнутого результата.

Официальной формой и результатом выражения правоприменительной деятельности являются акты применения закона, которые классифицируются по большому количеству критериев.

Реализация является необходимым и основным критерием действительности действующего закона.