Реакция потребителя на изменение дохода и цены. Эффекты дохода и замены. Кривые Энгеля

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема потребительского выбора и способы максимизации полезности
Принцип рациональности и оптимальности в теории потребительского выбора
Кардиналистский и ординалистский варианты теории потребительского равновесия: сравнительный анализ
Теория производства и теория потребления: сравнительный анализ


Введение:

Тема данной курсовой работы актуальна в современной экономической науке. Это важно для понимания и решения конкретных проблем современной рыночной экономики, принципов поведения и предпочтений потребителей, а также для измерения полезности приобретаемых продуктов.

В данной работе мы изучаем разработку подходов и теорий о равновесном положении потребителя таких исторических деятелей, как Г. Госсен, В. Джевонс, К. Менгер и Л. Вальрас, В. Парето, Дж. Хикс и др., их основные идеи и динамика развития до сих пор.

Анализ этой темы позволяет нам дать нам информацию о возможностях потребителя на рынке товаров и услуг, о предельной полезности отдельных товарных групп и сравнить их. Это позволяет не только заказать набор товаров с точки зрения повышения их полезности, но и сравнить разницу в полезности этих наборов товаров.

Целью курсовой работы является раскрытие концепции измерения положения равновесия потребителя и выявление оптимального подхода к определению полезности.

Задача состоит в том, чтобы изучить происхождение форм потребительского равновесия от общего равновесия до теории благосостояния и современного понимания данной темы.

Предметом исследования станет ситуация потребительского оптимума, объектом будет ситуация наибольшей общей полезности в структуре потребительских расходов.

Данная курсовая работа состоит из двух разделов.

Первый раздел содержит историческую информацию о развитии взглядов выдающихся ученых о благополучии личности, оптимальности потребителя, о правильных и иррациональных подходах к определению полезности, в частности, количественных (кардинальных) и порядковых (порядковых). Также описываются основные концепции и инструменты для анализа данной темы - предельная и общая полезность, кривые безразличия, бюджетная линия и т. д.

Второй раздел содержит как графическую, так и расчетную информацию.

Реакция потребителя проявляется при изменении определенных факторов, таких как доход, цена. Рассматривается ситуация потребительского равновесия.

Потребительский оптимум

Появление формы потребительского баланса

Доход индивидуума ограничен. Поэтому потребитель будет измерять полезность приобретаемых продуктов и их бюджет. Задача для потребителя состоит в том, чтобы найти комбинацию продуктов, которая обеспечит ему максимальную ценность в рамках бюджета.

В поисках средств измерения значения субъективной полезности они используют законы немецкого экономиста Г. Госсена.

В 1854 году в немецких книжных магазинах появилась книга с длинным названием «Разработка законов социального обмена и вытекающих из них правил человеческой деятельности». Его автором был Герман Генрих Госсен. Книга написана тяжелым языком, изобилует многочисленными формулами и утомительными примерами. Произведение Госсена долгое время не продавалось, и в 1858 году, огорченный неудачей, автор почти полностью вынул из обращения тираж и уничтожил его. Лишь четверть века спустя, после того, как работы В. Джевонса, К. Менгера и Л. Вальраса были замечены, они стали широко известны. В 1878 году после четырех лет поисков копия книги Госсена была найдена в библиотеке Британского музея другом У. Джевонса, профессором Адамсом. В 1889 и 1927 гг. Книга Госсена была переиздана заново.

Работа Госсена открыла новое направление в экономической мысли. В сокровищницу экономической мысли входят два постулата, которые позже, по инициативе Ф. Визера и В. Лексиса, стали называть первым и вторым законами Госсена. С помощью этих законов Госсен описал правила рационального поведения субъекта, стремящегося извлечь максимальную пользу из своей экономической деятельности.

В течение следующих десятилетий теория предельной полезности претерпела значительные изменения, многие из ее наиболее важных положений были усовершенствованы и получили дальнейшее развитие, особенно в применении математического аппарата, который помог улучшить значимые определения.

Самым слабым местом теории предельной полезности была невозможность, по крайней мере, в некотором приближении, измерить полезность и однозначно оценить ее для разных людей. Когда экономическая мысль сделала следующий шаг и доказала, что нет необходимости измерять его (в теории потребительского выбора), теория предельной полезности получила широкое признание, и идея предельных эффектов стала использоваться в других отраслях экономики.

Следующий этап в развитии общей теории потребительского баланса связан с именем В. Парето и, прежде всего, с его работой «Курс политической экономии» (1896 - 1897). Рассуждая в соответствии с теорией общего равновесия, Парето попытался дать содержательную интерпретацию утверждению, что совершенная конкуренция обеспечивает достижение максимального благосостояния. В то же время он подчеркнул этическую нейтральность своего подхода, ограничившись анализом проблемы эффективности; отказался рассматривать природу полезности и признал невозможность измерения полезности и межличностного сравнения полезности; Он считал шкалу предпочтений единственным возможным способом определения индивидуальной полезности; исходили из того, что никто, кроме самого человека, не может судить, что для него хорошо; вопрос о характере предпочтений людей был вынесен за рамки экономической теории».

Благодаря Парето такие инструменты анализа, как кривые безразличия, «карта безразличия», «коробка Эджворта» и т. д., прочно вошли в экономическую теорию.

Основным вкладом Парето в экономическую теорию является предложенный им критерий благосостояния, согласно которому повышение благосостояния означает ситуацию, когда некоторые люди выигрывают, но никто не проигрывает. Другими словами, государство называется оптимальным по Парето, если выполняется следующее условие: ни одно благосостояние не может быть улучшено без ухудшения благосостояния кого-либо еще.

А. Маршалл внес значительный вклад в решение проблемы измерения и максимизации полезности. Теория благосостояния Маршалла, предполагающая постоянную предельную полезность денег, позволила измерить полезность товаров в рамках общего фактора, который воплощен в известном правиле максимизации полезности.

Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме оптимальных решений с использованием ограниченных ресурсов. Впервые в экономической теории был использован принцип ограничения, который стал применяться в прикладных экономических науках. Центр тяжести в экономическом анализе был смещен с приматов затрат на результаты. Произошла революция в теории стоимости. И, наконец, экономическая теория впервые взяла за отправную точку субъективную мотивацию экономического поведения индивида, т. е. Повернулась лицом к человеку - производителю и потребителю.

Представители новой экономической концепции - теории предельной полезности - выбрали исходное явление в определении ценности отношение человека к вещи, субъективную оценку полезности различных товаров человеком.

Определение полезности

Равновесие потребителей - это структура потребительских расходов (при заданном уровне бюджетных доходов), при которой наибольшая общая полезность достигается из всего приобретенного им набора потребительских товаров. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не может увеличить общую полезность.

Полезность (U-utility), этот термин обязан своему происхождению английскому философу и социологу Джереми Бентаму (1748 - 1832).

Полезность - это польза от потребления, степень удовлетворения потребности в определенном товаре.

Полезность - это субъективная ценность, которую потребитель приписывает определенному товару (продукту).

Установив, что полезность является целью потребления, мы должны признать, что существуют определенные ограничения, которые не позволяют людям потреблять все, что они хотят. Таким образом, цены на товары, а также размер потребительского бюджета ограничивают возможности удовлетворения потребностей.

Существует два основных подхода к определению полезности:

  1. количественный (кардинальный) - здесь речь идет о традиционном варианте теории потребительского выбора;
  2. порядковый номер (порядковый номер).

Количественный подход к определению полезности

В последней трети XIX в. В. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас предложили количественную теорию полезности, которая напрямую связана с понятием предельной полезности и количественным измерением полезности.

Большинство потребительских решений сводятся к постепенным решениям (например, решение съесть еще одно яблоко, чем обычно). Решения «все или ничего» представляют меньшинство вариантов. Примером такого решения является выбор между началом курения и никогда не курить вообще.

Полезность, которую потребитель получает из дополнительной единицы товара, называется предельной полезностью (MU). В свою очередь, сумма полезностей отдельных частей товара дает общую полезность (TV-total полезности). Тогда предельная полезность - это увеличение общей полезности с увеличением объема потребления товара на одну единицу.

В соответствии с количественной теорией полезность от потребления зависит только от количества потребляемых единиц данного товара.

В соответствии с этой теорией функция полезности:

  • во-первых, он имеет возрастающий характер, поскольку каждая новая единица товара или товара увеличивает общую полезность запаса (TU);
  • во-вторых, каждая последующая единица товара приносит меньшее TU, чем предыдущая, поскольку предельная полезность (MU) постепенно уменьшается.
  • в-третьих, количественная теория стремится измерить полезность в условных единицах полезности.

При количественном (кардинальном) подходе существует желание измерить полезность таких вещей, как вес, расстояние и т. д., В то время как в некоторых условных единицах.

Однако возникают вопросы: как отдельный потребитель может это сделать? в чем смысл таких измерений, поскольку они не совпадают (у каждого потребителя есть своя шкала предпочтений)? наконец, чем должна быть равна условная единица?

Первый шаг - представить общую полезность всего набора потребляемых товаров в виде суммы полезностей каждого отдельного товара, включенного в определенный набор.

Однако в действительности процесс потребления одного товара все еще оказывает соответствующее влияние на потребление других товаров. Итак, товары-заменители, сопутствующие товары и т. д. Различаются. Поэтому имеет смысл учитывать не полезность от потребления каждого отдельно взятого товара, а полезность всего комплекса потребляемых товаров.

На самом деле у потребителя есть выбор. Одну и ту же потребность можно удовлетворить с помощью разных благ (жажда - вода, чай, сок и т. д.; питьевая емкость - чашка, бокал, бокал и т. д.).

Тем не менее, кардинальный (количественный) подход позволяет не только упорядочить набор товаров с точки зрения повышения их полезности (TU1 <TU2 <TU3), но и сравнить разницу в полезности этих наборов товаров.

В то же время легко увидеть, что контрольная точка (единица полезности) на самом деле не имеет значения.

Предельная и общая полезность.

Закон убывающей предельной полезности

Процесс формирования утилиты включает три основных потока.

В качестве первого потока формирования полезности выделяется созревание потребностей у конкретного человека с учетом его желаний, наклонностей, т. е. с учетом сформированной субъективной ценностной подсистемы человека.

Второй поток формирования полезности - это определение потребительной ценности вещи и степени ее соответствия сформированной потребности человека. Чтобы вещь была полезной, она должна иметь значение использования.

Сам процесс потребления товаров человеком выступает в качестве третьего потока, который оказывает решающее влияние на формирование полезности. В этом случае третий поток формирования полезности становится решающим.

Чтобы раскрыть содержание этого процесса, теория потребления использует такие понятия, как предельная и общая полезность.

Предельная полезность (MU) - это полезность, которую потребитель извлекает из первой или каждой последующей дополнительной единицы товара.

Таким образом, предельная полезность действует как полезный эффект, получаемый субъектом в процессе потребления от каждой последующей единицы потребляемого товара. Процесс потребления рассматривается как единый непрерывный процесс. Предельная полезность добра уменьшается, так как происходит насыщение потребностей человека.

Предельная полезность (MU) каждой последующей единицы запаса, распределенной по различным потребностям, заметно уменьшается. Можно с уверенностью предположить, что в какой-то момент предельная полезность достигнет нуля.

Точка, в которой предельная полезность равна нулю (MU = 0), называется точкой полного насыщения.

Впервые внимание к тому факту, что полезность зависит не только от потребительских свойств вещи, но и от самого процесса потребления, привлек немецкий экономист Г. Госсен (1810-1859), а затем В. Джевонсон К. Менгер, Л. Вальрас и другие экономисты, был сформулирован закон убывающей предельной полезности, который в фундаментальной экономической теории был назван «первым законом Госсена».

Содержание этого закона выражено в следующих положениях:

  1. в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого товара уменьшается;
  2. при повторном акте потребления полезность каждой последующей единицы товара уменьшается по сравнению с полезностью во время первоначального потребления.

Сумма всех предельных полезностей - это общая полезность (TU).

Обратим внимание на то, что с увеличением запаса товаров общая полезность увеличивается, но темпы ее роста снижаются.

Если предположить, что товар делится на бесконечно малые частицы, то функциональная взаимосвязь между объемом товара и полезностью может быть выражена на графике с помощью набора точек, которые образуют непрерывную линию. В этом случае предельная полезность является производной от общей функции полезности.

Кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон, поскольку полезность потребляемой одной за другой части товара постепенно уменьшается. При объеме хорошего Qm предельная полезность равна нулю. Кривая общей полезности имеет положительный наклон, поскольку с увеличением количества товара общая полезность увеличивается. При объеме хорошего Qm наклон кривой TU равен нулю, что соответствует максимальной общей полезности. Когда достигается максимальная общая полезность, предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что потребность в этом пособии полностью удовлетворена. Таким образом, снижение полезности объясняется уменьшением интенсивности потребности по мере ее удовлетворения и отражается на графике на отрицательном наклоне кривой предельной полезности и на постепенном уменьшении наклона кривой общей полезности. Чем больше у нас пользы, тем меньше ценность для нас каждой дополнительной единицы.

Потребительский баланс

Принцип снижения полезности является основой для создания ситуации потребительского равновесия.

Рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета совершает свои покупки таким образом, чтобы каждый приобретенный товар приносил ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он получит максимальное удовлетворение.

Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы.

Это предполагает, что доход и цены являются фиксированными. Отношение предельной полезности товара к его цене называется взвешенной предельной полезностью.

Порядковый подход к определению полезности

Несмотря на надежды первых сторонников теории потребительского выбора, полезность не может быть ни обнаружена, ни количественно оценена. Таким образом, ординальная теория (от немецкого die Ordnung - order), разработанная Ф. Эджуортом, В. Парето и И. Фишером, выступает в качестве альтернативы количественной теории полезности. В 30-х гг. XX век после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела законченную форму и до сих пор остается наиболее распространенной.

Суть порядковой измеримости субъективной полезности состоит в том, что она использует не абсолютный (количественный подход), а относительную шкалу, показывающую предпочтения потребителя или ранг набора потребляемых товаров, и вопрос о том, сколько один набор предпочтительнее другой не воспитан. В теории порядковой полезности утверждение «Набор A предпочтительнее набора B» эквивалентно утверждению «Набор A имеет большую полезность для данного потребителя, чем набор B». Следовательно, проблема максимизации полезности сводится к проблеме выбора потребителем наиболее предпочтительного набора товаров из всех доступных ему.

Порядковый подход основан на нескольких аксиомах:

  • Аксиома полного (идеального) упорядочения.

Потребитель может заказать альтернативные наборы товаров, используя отношения предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов A и B потребитель может указать, что либо A> B (A предпочтительнее B), либо B> A, либо A ~ B (A и B эквивалентны).

  • Аксиома транзитивности.

Если первый набор продуктов сопоставим со вторым, а второй - с третьим, то первый сопоставим с третьим. Если A> B> C, или A ~ B> C, или A> B ~ C, то A> C. Если A ~ B ~ C, то A ~ C. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. В противном случае потребительское поведение противоречиво. В связи с этим они говорят, что «предпочтения свернулись в кольцо», то есть вкусы изменились.

  • Аксиома ненасыщенности.

Если набор A содержит не меньше каждого продукта, чем набор B, но в нем больше продуктов, тогда набор A предпочтительнее. Понятно, что потребности в товарах и услугах не насыщены, и поэтому - больше товаров предпочтительнее, чем меньше.

  • Аксиома потребительской независимости.

Удовлетворенность потребителя зависит только от количества потребляемых им товаров и не зависит от потребления других потребителей. Он исключает такие типичные случаи взаимных влияний, как эффект объединения большинства (то, что покупают другие), эффект сноба (доминирует желание выделиться из толпы), эффект Веблена (престижное или заметное потребление, целью которого является создать неизгладимое впечатление).

Функция полезности, определенная на товарном множестве как соотношение между количеством потребляемых товаров и уровнем полезности, является способом представления предпочтений потребителей. Функция полезности может включать в себя любое количество переменных, но в экономической литературе используется модель с двумя продуктами U = f (Qx, Qy), где U - уровень полезности; Qx и Qy - количество товаров x и y; Qx и Qy являются переменными факторами. К нему прибегают, чтобы использовать графические методы, ограничивающие исследование двумерным пространством. Но это неважно, поскольку полученные выводы можно распространить на случай сколь угодно большого числа переменных.

Кривые безразличия

Система потребительских предпочтений графически изображена с использованием кривых безразличия (впервые применена английским экономистом Ф. Эджвортом в 1881 г.).

Кривая безразличия - это местоположение точек, каждая из которых представляет такую ​​комбинацию двух типов товаров (x и y), что потребителю все равно, какой из них выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, представленные в таблице, которые обеспечивают одинаковый уровень полезности.

Альтернативные комплекты товаров

На представленной кривой безразличия мы определили четыре одинаково полезные комбинации двух товаров в точках A, B, C, D. Эти комбинации дают потребителю одинаковую общую удовлетворенность, то есть A ~ B ~ C ~ D.

Комбинации выгод, которые имеют большую или меньшую полезность для потребителя, будут либо выше, либо ниже нашей кривой безразличия. Любая точка, взятая случайным образом, наряду с другими точками, которые дают такое же количество удовлетворения, может образовывать кривую безразличия.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары товаров формирует карту безразличия.

Свойства кривых безразличия вытекают из аксиом, на которых основан порядковый подход.

Предельная норма замещения

Мы рисуем кривую безразличия относительно двух товаров x и y и на этой кривой отмечаем две комбинации A и B.

Переходя от А к В, потребитель сокращает потребление продукта y на Du = -2 в обмен на увеличение продукта x на D x = 1 единицу, но общий уровень удовлетворенности потребителей остается неизменным.

Предельная норма замены товара хорошим товаром y (MRS) - это количество товара y, которое должно быть уменьшено с увеличением товара x на одну единицу, чтобы уровень удовлетворенности потребителей не изменился.

В этом случае MRS равна наклону касательной к кривой безразличия в точке A. Знак минус означает, что изменения в количестве двух товаров происходят в противоположных направлениях, то есть положительное изменение в одном товаре соответствует отрицательному изменению. в другой. Это дополнительное свидетельство того, что касательная, нарисованная в любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный наклон.

Из сказанного следует еще одно замечание. Уменьшение предельной нормы замещения в порядковой теории имеет то же значение, что и уменьшение предельной полезности в количественной теории. Только во втором случае полезность каждой дополнительной единицы товара оценивается в единицах, а в первом - по объему другого товара, от которого потребитель готов отказаться.

Вогнутая природа кривых безразличия - самая распространенная и распространенная ситуация. Однако условие снижения предельного коэффициента замещения не всегда выполняется. Для товаров, которые жестко дополняют друг друга (лыжи и крепления к ним), кривые безразличия имеют L-образную форму. Здесь MRSy = 0, так как эти товары не могут быть заменены. Нулевая предельная норма замещения также характерна для тех ситуаций, когда потребитель не жертвует даже бесконечно небольшим количеством товара в пользу другого.

Для двух идеально взаимозаменяемых товаров кривые безразличия представляют собой прямые линии с отрицательным наклоном. Это тот случай, когда оба товара воспринимаются потребителем как один, а MRS является постоянной

Речь идет об эквивалентной замене одной единицы продукта на единицу другого продукта, тогда MRS = 1.

Бюджетная линия

Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель пытается максимизировать полезность, но ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общие расходы должны быть не более, чем доход. Если потребитель тратит весь свой фиксированный доход (I) на покупку товаров x и y в количествах Qx и Qy и по ценам Px и Py, то бюджетное ограничение можно записать следующим образом: Решив это уравнение для Q, мы получим уравнение бюджетной линии.

Строка бюджета - это местоположение точек, представляющих пакеты товаров, покупка которых требует таких же затрат.

Поскольку денежный доход домохозяйства (I), а также цены (Px; Py) являются постоянными значениями, бюджетная линия представляет собой уравнение прямой.

Строка бюджета имеет отрицательный уклон. Увеличение объема покупок одного товара возможно только за счет уменьшения объема покупок другого товара. Наклон бюджетной линии равен отношению цен товаров X и Y, взятых с противоположным знаком.

Обратите внимание, что точки K и P отражают наборы товаров, доступных потребителю, с учетом уровня рыночных цен и денежных доходов. Но эти наборы, которые находятся ниже бюджетной линии, не являются объектом интереса для домохозяйства, поскольку весь денежный доход не расходуется.

Баллы типа D сами по себе более привлекательны для домашнего хозяйства, но они недоступны из-за ограниченного денежного дохода. Чтобы приобрести комплекты товаров типа D, покупателю придется собрать дополнительные средства.

Графическая картина потребительского баланса

Внутренние и угловые точки потребителя оптимальны

Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуаций равновесия потребителей. Равновесие потребителя соответствует комбинации приобретенных товаров, которая максимизирует полезность при существующих бюджетных ограничениях.

Совместим карту безразличия и бюджетную линию в одну систему координат.

Выбирая оптимальный набор, потребитель ставит перед собой две цели:

  1. Потратить весь доход. Поэтому он не заинтересован в комбинациях, которые находятся ниже бюджетной линии (B0). Комплекты выше бюджетной линии не доступны для потребителя (B4).
  2. Возьмите наиболее удаленный от начала кривой безразличия, чтобы получить максимальное удовлетворение. Наборы B1 и B3 обеспечивают самый низкий уровень полезности. Двигаясь вдоль линии бюджета от набора B1 до набора B2, потребитель переходит к более высокой кривой безразличия и, следовательно, увеличивает полезность.

Потребитель потратит все свои деньги и получит наилучшее возможное удовлетворение, если он приобретет комбинацию товаров, соответствующую точке, где линия бюджета совпадает с касательной к наивысшей доступной кривой безразличия (точка B2). В этот момент наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия

Следовательно, условие равновесия можно записать как

Другими словами, в точке потребительского оптимума предельная норма замещения двух товаров равна обратному отношению цен на эти товары.

Потребительский баланс, называется внутренней, поскольку оптимальная точка (В2) лежит «внутри» двухмерного графического пространства товаров. Но бывают моменты, когда бюджетная линия и кривая безразличия имеют различный наклон по всей своей длине, и точка соприкосновения вообще отсутствует. Тогда оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касательному, и называется угловым. Он определяется пересечением бюджетной линии одной из координатных осей и кривой безразличия.

Таким образом, угловое решение в теории порядковой полезности предполагает покупку только одного вида товара. В реальной ситуации на рынке (модель с несколькими продуктами) угловое решение является более правилом, поскольку никто не покупает все виды товаров, предлагаемых рынком. Таким образом, для данного дохода и цен потребитель выбирает в строке бюджета точку, которая принадлежит наиболее удаленной от источника и, следовательно, наиболее полезной, принимая во внимание бюджетное ограничение кривой безразличия. С переходом от мгновенного к короткому периоду, а от него к долгому, вероятность изменения доходов и цен возрастает.

Реакция потребителей на изменение доходов

Увеличение дохода по фиксированным ценам позволяет потребителю приобретать наборы, которые ранее были ему недоступны; это сдвигает бюджетную линию от источника. С уменьшением доходов ситуация противоположная. Сдвиг в бюджетной строке приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает наиболее полезный набор товаров. Если мы соединим все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующих разным величинам дохода, то получим кривую доход-потребление, которая обозначена английскими буквами IEP (путь расширения дохода) или ICC (проклятие потребления дохода). IEP представляет собой набор всех оптимальных наборов (E, E ', E ") с изменением дохода потребителя (I <I' <I") и коэффициентом постоянной цены (= const). выше, то есть с ростом доходов их потребление также увеличивается.

Существуют и другие ситуации, когда с увеличением дохода потребление одного продукта увеличивается, а другого уменьшается. Линия IEP имеет отрицательный наклон, если один из товаров уступает, то есть с увеличением дохода потребление этих товаров уменьшается

Кривая Энгеля

Основываясь на строке «доход - потребление», вы можете построить кривую Энгеля, которая прямо выражает связь между денежным доходом потребителя и количеством приобретенных товаров. Для товаров высшего качества кривая Энгеля имеет положительный наклон, но здесь есть два варианта:

С увеличением дохода наклон кривой увеличивается, что указывает на уменьшение дополнительных покупок товаров. Этот характер кривой типичен для еды.

При увеличении дохода наклон кривой уменьшается по мере увеличения количества покупок товаров. Такими товарами могут быть предметы роскоши, медицинские услуги, образование, отдых, туризм.

Возможна ситуация, когда продукт, достигнув определенного уровня дохода, превращается из высшего в низший. Обычно, с увеличением дохода, потребитель начинает отказываться от изделий из кожзаменителя, предпочитая натуральную кожу. Продукт x (сумка из кожзаменителя) - выше с доходом меньше I1, а ниже - с доходом больше I1. На практике нас чаще интересуют расходы на агрегированные группы товаров - продукты питания, непродовольственные товары, услуги и т. д. В этом случае кривая Энгеля преобразуется в кривую затрат Энгеля, которая характеризует затраты конкретной группы товар в зависимости от уровня дохода покупателя. Энгель обнаружил, что с ростом доходов доля доходов, расходуемых на жилье и связанные с этим расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля прочих расходов увеличивается.

Реакция потребителей на изменение цен

Линия потребления

Изменение цены одного из товаров с фиксированным доходом приводит к изменению наклона бюджетной линии (ротация бюджетной линии), поскольку изменяется соотношение цен на товары. Если цена товара x постоянно уменьшается (увеличивается), то каждое значение цены этого товара имеет свою собственную бюджетную линию. Каждая строка бюджета касается какой-то кривой безразличия. Все точки касания представляют собой линию цены-потребления, которая обозначается английскими буквами PEP (Part Expantion Price). Показан поворот бюджетной линии с последовательным снижением цены продукта x с Px до P "x, а также нанесена линия PEP. На интервале от E до E1, когда цена снижается с Px до Px ' , увеличение потребления товара х происходит за счет уменьшения потребления товара у. Угол наклона в этом интервале отрицательный. При дальнейшем снижении цены потребитель получает возможность увеличивать не только потребление товара x, но также и потребление товаров y, о чем свидетельствует положительный наклон кривой PEP на сегменте справа от E1. Позже, когда цена товаров x становится совсем маленькой, большая часть доходов потребителя расходуется на покупка продукта y.Это показано на графике в приближении линии PEP к пунктирной линии, которая отражает максимальный объем продукта y, который потребитель может приобрести за свой доход.

На основе кривой PEP вы можете построить линию индивидуального спроса на товар x в зависимости от его цены.

Для этого необходимо опустить перпендикуляры от точек потребительского оптимума E1 и E2 до оси абсцисс основного графика и отложить соответствующие значения цен товаров x на оси ординат.

Эффект замещения и эффект дохода

Теперь давайте более подробно рассмотрим реакцию потребителя на снижение цены товара, тогда как цены на другие товары и доходы потребителей остаются неизменными. Пусть набор фруктов включает в себя определенное количество хурмы и апельсинов, и пусть цена хурмы понизится. Это приведет: к увеличению покупательной способности потребителя или, другими словами, к увеличению его реального дохода. Он сможет купить предыдущий набор фруктов, который был ранее оптимален для него, за меньшую сумму денег и использовать сэкономленные средства для увеличения покупок обоих типов товаров.

К увеличению потребления хурмы и уменьшению потребления апельсинов, поскольку потребитель заменит относительно более дорогие апельсины относительно более дешевой хурмой. Эти два процесса происходят одновременно, и их трудно отделить друг от друга. Первый процесс называется эффектом дохода, а второй - эффектом замещения. Эффект дохода означает изменение спроса исключительно за счет изменения реального дохода, а эффект замещения означает изменение спроса на товар исключительно за счет изменения его относительной цены.

Идея разложения общего эффекта изменения цен на эффект замещения и эффект дохода принадлежит российскому экономисту и математику Е. Е. Слуцкому, который опубликовал статью на эту тему в итальянском журнале в 1915 году. Но эта статья осталась незамеченной для мировая наука. Только благодаря работе Хикса и Аллена, опубликованной намного позже, мир стал знаком с решением этой проблемы.

Версии Хикса и Слуцкого отличаются разными подходами к определению реального дохода. По словам Хикса, разные уровни денежных доходов, обеспечивающие одинаковый уровень удовлетворенности, представляют один и тот же уровень реальных доходов. А для Слуцкого только тот уровень денежных доходов, который достаточен для покупки того же набора товаров, обеспечивает постоянный уровень реальных доходов.

Рассмотрим графическую модель разложения общего влияния изменений цен на эффект замещения и эффект дохода по Дж. Хиксу.

Пусть KL будет исходной строкой бюджета. Это соответствует начальной точке равновесия потребителя Q0. Количество потребляемой хурмы (товар х) в точке Q0 равно х0. Снижение цены хурмы приведет к повороту бюджетной линии и займет позицию KL1, которая соответствует новой точке равновесия Q1. Количество хурмы, потребляемой в точке Q1, равно x1. Реальное увеличение потребления хурмы в результате снижения его цены составит х1 - х0. Этот сегмент должен быть разделен на две части, чтобы показать, насколько он связан с эффектом замещения, а какой - с эффектом дохода.

Пусть KL будет исходной строкой бюджета. Это соответствует начальной точке равновесия потребителя Q0. Количество потребляемой хурмы (товар х) в точке Q0 равно х0. Снижение цены хурмы приведет к повороту бюджетной линии и займет позицию KL1, которая соответствует новой точке равновесия Q1. Количество хурмы, потребляемой в точке Q1, равно x1. Реальное увеличение потребления хурмы в результате снижения его цены составит х1 - х0. Этот сегмент должен быть разделен на две части, чтобы показать, насколько он связан с эффектом замещения, а какой - с эффектом дохода.

Хикс определяет, каким должен быть денежный доход потребителя, чтобы обеспечить тот же уровень удовлетворенности измененным соотношением цен. Для этого он строит вспомогательную бюджетную линию K'L '(линия Хикса), которая параллельна новой бюджетной линии KL1 и в то же время касается исходной кривой безразличия i0 в точке Q2. Количество хурмы, потребляемой в точке Q2, составляет х2. Поскольку K'L 'отражает новое соотношение цен и в то же время наборы фруктов Q0 и Q2 обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения (они находятся на одной и той же кривой безразличия), то увеличение потребления хурмы, равное x2 - x0, представляет эффект замещения.

Переход от точки вспомогательного оптимума Q2 к точке нового оптимума Q1 означает увеличение потребления как апельсинов, так и хурмы. В то же время увеличение спроса на хурму происходит исключительно за счет увеличения реальных доходов, поскольку оба оптимума (Q2 и Q1) характеризуются одинаковым соотношением цен на сырье.

Подход Э. Слуцкого к проблеме разложения общего эффекта изменения цен на эффект замещения и эффект дохода существенно отличается от подхода Дж. Хикса.

Слуцкий определяет, каким должен быть денежный доход потребителя, что даст ему возможность приобретать тот же набор товаров после изменения цен, что и до изменения. Для этого необходимо провести вспомогательную линию бюджета K'L '(линия Слуцкого) через точку Q0, параллельную новой линии бюджета KL1. Линия Слуцкого будет касаться кривой безразличия выше i0 в точке Q2. Поскольку Q0 и Q2 принадлежат одной бюджетной строке K'L ', реальный доход Слуцкого остается неизменным. Но так как K'L 'параллелен KL1, он также отражает новое соотношение цен на хурму и апельсины. Это означает, что увеличение потребления хурмы, равное x2 - x0, является эффектом замещения.

Новая точка равновесия Q1 принадлежит более высокой бюджетной линии, чем вспомогательная оптимальная точка Q2. Но в то же время соотношение цен на хурму и апельсины в точках Q1 и Q2 одинаково. Следовательно, увеличение потребления хурмы, равное x1 - x2, является эффектом дохода.

Сравнив два подхода к решению проблемы, можно сделать следующие выводы:

  1. Линия Слуцкого всегда выше линии Хикса, поскольку первая является секущей к исходной кривой безразличия, а вторая касается ее. Следовательно, эффект замещения Слуцкого всегда больше, чем эффект замещения Хикса, а эффект дохода Слуцкого всегда меньше, чем эффект дохода Хикса.
  2. Метод Хикса более соответствует основным положениям порядковой теории полезности, предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого и позволяет дать количественное решение проблемы на основе наблюдаются и фиксируются факты потребительского поведения на рынке.

Вывод:

Таким образом, изучив тему «Форма потребительского баланса: происхождение и развитие», мы убедились в его актуальности. Рассматривалось оптимальное положение потребителя с момента его возникновения до настоящего времени на всех этапах развития и формирования.

Мы обнаружили, что рациональный потребитель в рамках ограниченного бюджета совершает свои покупки таким образом, что каждый приобретенный продукт приносит ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого продукта. В этом случае он получит максимальное удовлетворение.

Выявлены основные принципы количественного (кардинального) и порядкового (порядкового) подходов, их основные аксиомы и утверждения; Формы решения равновесных ситуаций в каждой из концепций.

Огромная работа по изучению этого вопроса ведется в наше время, большое внимание уделяется разработке теории выбора индивидуального потребителя. Разработаны экономико-математические модели потребительского спроса как для отдельных товаров, которые позволяют практически изучить динамику и структуру в агрегированном виде.

Теория предельной полезности и потребительский оптимум, в частности, напрямую связаны с потребностями человека, поэтому их появление понятно и оправдано. С развитием человечества, появляется все больше и больше видов деятельности, и, следовательно, потребностей. И теория объясняет, как человек удовлетворяет эти материальные и духовные потребности с максимальной выгодой для своего бюджета.