Развитие творческого мышления школьников в процессе обучения.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 18.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

В последние годы наше общество стало нуждаться в образовании и обучении творческих людей, которые имеют необыкновенный взгляд на проблемы, способны правильно и своевременно реагировать на изменения в мире, оставаясь при этом яркой личностью. На данный момент развитие науки настолько быстрое, что полученные знания становятся неактуальными, прежде чем нам удастся их применить. Поэтому многие ученые, как в России, так и за рубежом, активизировали исследования, чтобы объяснить такое загадочное явление как креативное или его также называют креативным мышлением. Поскольку в педагогике и психологии проблема развития творческого мышления остается малоизученной, работа ученых не останавливается. Разработаны теории творчества личности, программы развития творческого мышления, изучены творческое мышление и творческие способности, созданы «портреты» творческой личности. В современных условиях возрастают требования к личностным качествам, таким как искренность, доступность нового опыта и нестандартное творческое отношение к реальности. Для этого необходимо активировать творческий резерв и мышление. школа творческого мышления

Творчество и творческое (креативное) мышление несколько разделены между собой. Творчество - основано на научных принципах, творческом (креативном) мышлении, психологическом обучении. Творчество проявляется в способности правильно реагировать на изменения в жизни, в желании использовать новые возможности, в стремлении обойти очевидные и традиционные способы решения проблем, в продвижении нестандартных, неординарных идей. Творчество позволяет удовлетворить высочайшую потребность человека - потребность в самореализации. Творчество - это способность генерировать необычные идеи, отклонения в мышлении от традиционных схем и быстро решать проблемные ситуации. Изучение творческого мышления связано с такими зарубежными психологами, как Дж. Гилдфорд, П. Торренс, Джексон, Ф. Уильямс и др., в отечественной науке -  М.А. Холодная, Д.Б. Богоявленская Я.А. Пономарев А.М. Матюшкин и соавт. Каждый рассматривает факт творческого мышления со своей точки зрения. Исследователи не выработали единого взгляда на этот вопрос. Не подвергается сомнению только то, что развитие творческого мышления создает основу для интеллектуального развития ребенка. Рассмотрение взаимосвязи творческого мышления и интеллекта с возрастом подтверждает, что творческое мышление в своем развитии является предшественником интеллекта. Исследования влияния творческого потенциала на когнитивные способности показывают, что специально разработанный курс по развитию творческого мышления детей повышает их познавательную активность, насыщает возможность приобретения знаний и дает возможность формировать более широкие концепции и независимость мышления. Проблема в том, что такие классы представлены в школьной системе, но используются недостаточно, творческое мышление детей развивается спонтанно, и по мере того, как ребенок движется к выпускному классу, уровень творческого мышления снижается. Системная работа в этом направлении создает благоприятные условия для развития творческих способностей. Творческий процесс всегда окрашен яркими и сильными положительными эмоциями и чувствами. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создание нового. Кроме того, именно возраст 7-10 лет чувствителен к развитию, способности мыслить нестандартно и принимать инновационные решения. В этом возрасте ребенок открыт и восприимчив к процессу познания, способности удивлять богатством и красотой мира. Для реализации целей развития обучения необходимо активизировать познавательную деятельность и создать интересную ситуацию. Несмотря на то, что эта проблема достаточно подробно рассматривается в психологической, педагогической и методической литературе, школьной практике не уделяется должного внимания. В связи с этим была выбрана тема для данной работы - «Развитие творческого мышления у младших школьников».

 

Концепция творческого мышления в произведениях отечественных и зарубежных авторов

 

В психологии мышление чаще всего определяется как высший уровень человеческого познания, косвенное и обобщенное отражение реальности, тип умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, а также регулярных отношений и отношений между ними. Благодаря этому человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя полученные ранее обобщения в новой, специфической среде. Функция мышления заключается в расширении границ познания, выходя за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет использовать умозаключение, чтобы выявить то, что непосредственно не дано в восприятии. С древних времен ученые пытались объяснить феномен творческого мышления.

В современной психологии существует несколько зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в соответствии с различными теоретическими и экспериментальными направлениями, а также множество подходов к определению творческого мышления. Творчество обычно определяется как деятельность, которая порождает что-то новое. Эта творческая, продуктивная деятельность является определением творчества в целом. Мышление, которое создает реальность, знание, идеальный образ, как нечто принципиально отличное от объекта (хотя этот образ является отражением объекта), можно назвать творческим мышлением. Исследуя природу творчества, ученые предложили назвать способности, соответствующие творческой активности, творчеству. Философы считают, что творчество является основой, которая характерна как для самого субъекта, так и для внешнего мира. В процессе изучения творчества была выявлена ​​особенность: люди с низкими интеллектуальными способностями могут быть очень творческими личностями, и наоборот. В середине 20-го века было дано довольно много определений творчества.

Они были разделены на несколько категорий:

  1. Гештальтист - определение творческого процесса как разрушения существующего гештальта для создания более предпочтительного;
  2. Инновационный - направлен на восприятие конечного продукта по его необычности;
  3. Выразительный - внутренний мир человека, его душа взята за основу;
  4. Психоаналитический - представляющий творчество через Оно, Я и Сверх-Я;
  5. Проблемные - выявление через систему решения проблем;
  6. Характеристики, которые не относятся ни к одной из категорий.

Следующие свойства можно отнести к творчеству: интуиция, фантазия, художественная литература, дар предвидения, оригинальность, инициативность, настойчивость, высокая самоорганизация и эффективность. Субъект, носитель этих качеств, находит удовлетворение не только в стремлении достичь цели, но и в процессе творчества. Мышление как репродуктивный процесс изучали ассоциаторы и бихевиористы (Бен, А. Вейс, И. Гербарт Д. Гартли, Ж. Леб, Т. Рибо, Б. Скиннер, Э. Торндайк), которые предполагали, что новое выглядит как факт усложнения или рекомбинации основан на сходстве имеющихся элементов предыдущего опыта. Само решение проблем происходит на основе механических проб и ошибок или актуализации определенной системы ранее разработанных операций. Психическое являлось в виде структуры элементов, а ассоциации - как соотношения между этими элементами. Тем не менее ассоциативная психология не могла объяснить креативное мышление, поскольку считало истинным только сознательное мышление, а творчество, как вы знаете, основывалось на бессознательном (в частности, на интуиции). Но, несмотря на это, сотрудники способствовали развитию психологии творчества. Созданные законы об ассоциациях дают объективную возможность понять, в какой степени прежний негативный опыт препятствует творческому решению задач.

В  гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка) мышление определялось как продуктивный процесс, они считали, что новое характеризуется оригинальностью, возникшей в проблемной ситуации, когда он проходит через барьер прошлого опыта, который мешает поиск новых. Изменение исходных проблем приводит к разрешению ситуации, но само решение появляется неожиданно, в порядке понимания, в зависимости от объективных условий задачи, а не от активности самого субъекта, от его опыта.

Психоаналитический подход - изучение творческого мышления впервые говорит о влиянии бессознательного на мыслительный процесс. По мнению З. Фрейда, сексуальная или агрессивная энергия, не находящая прямого выхода, выражается именно в творчестве. Альфред Адлер говорит, что творчество - это внешняя актуализация. Он понимает креативность как своего рода процедуру компенсации комплекса неполноценности.

Для психологов - гуманистов (Г. Оллпорт, А. Маслоу) источником творчества был мотив личностного роста. По словам Маслоу, это необходимость самореализации, полного и свободного воплощения своих способностей и жизненных возможностей. Далее мы видим в науке появление совершенно новых идей для изучения творческого мышления.

Дивергентное и конвергентное мышление было установлено Дж. Гилфордом, Э. Торрансом, вертикальное и латеральное - Э. де Боно, А.М. Матюшкин Я.А. Пономарев дифференцировал мышление как продуктивное и репродуктивное.

Дж. Гилфорд, Э. Торренс считали, что творческое мышление является результатом взаимосвязи интеллекта и творчества как независимых факторов. Этот подход был определен как психометрический. Первоначально были выделены шестнадцать интеллектуальных способностей, объясняющих творчество. Все эти способности были объединены и названы дивергентным мышлением. Со временем Дж. Гилфорд изменил свойства творчества. Основными свойствами творческого мышления являются семантическая гибкость (способность представить объект под новым углом, повысить функциональное использование на практике); переносная адаптивная гибкость (способность видеть стороны объекта, скрытые от наблюдения); оригинальность (стремление к интеллектуальной новизне, способность к дальним ассоциациям); семантическая спонтанная гибкость (способность воссоздавать идеи в особых ситуациях).

Такое мышление включает в себя много правильных ответов и некоторые из следующих отличительных черт.

Оригинальность - способность воспроизводить отдаленные ассоциации, оригинальность, непостоянство выражений, стремление найти личное, отличное от других решение. Семантическая гибкость - способность выделять назначение объекта и предлагать его вновь изобретенное использование, способность видеть объект с беспрецедентной точки зрения, расширять функциональное применение на практике.

Фигуративная адаптивная гибкость - это способность изменять форму стимула, чтобы показать его новые возможности (например, перемещать определенное количество совпадений, чтобы получить заданное количество квадратов), в противном случае, чтобы увидеть новые стороны объекта, необходимо изменить его восприятие.

Семантическая спонтанная гибкость - способность развивать всевозможные идеи в неопределенной ситуации, в которой нет руководящих принципов для этих идей.

Жесткость как противоположность гибкости - это неспособность изменить тактику действия, которая перестает быть приемлемой в тех случаях, когда это возможно и оправдано.

Модель Э. Торренса отражена в мощном психодиагностическом инструменте, который он создал, который требует профессиональной подготовки контингента. Для его создания Э. Торренс использовал метод количественной оценки результатов специально разработанных тестов путем суммирования различных категорий ответов. Тест Э. Торренса отражает особенности идеи автора в видении модели творческого мышления и основан на четырех свойствах дивергентного мышления, определенных Дж. Гилфордом: беглость, гибкость, оригинальность и изощренность. К ним Э. Торренс добавил еще три характеристики: адекватность, устойчивость к замыканию, абстракция имени.

Модель Дж. Рензулли похожа на структуру интеллекта Дж. Гилфорда и ориентирована на одаренных детей. Эта модель предполагает обогащение учебных программ за счет расширения круга интересов учащихся и развития процессов мышления и восприятия, а также путем исследования и решения проблем индивидуально и в небольших группах. Дж. Гилфорд и Э. Торренс пришли к выводу, что высокий уровень интеллекта влияет на высокий уровень креативности, хотя у многих людей с высоким IQ низкий уровень дивергентного мышления.

В своей теории Э. де Боно разделил мыслительные процессы на боковые и вертикальные, которые в свою очередь дополняют друг друга и определяют способ использования мыслительного аппарата.

Вертикальное мышление - это определенный способ измельчения информации, результатом которого является создание шаблонов.

Боковое мышление - это креативный подарок, направленный на изменение существующих моделей.

Цель латерального мышления - описать процесс решения проблемы, генерировать идеи. В то же время латеральное мышление тесно связано с интуицией (перестройка моделей) и творчеством (создание условий для новых моделей). Основная цель латерального мышления - изменить устаревшие модели, основанные на разрушении, чтобы соединить новые элементы информации; уничтожение привычных образов, построение новых примеров. Неравномерный способ развития идеи, немотивированная перестановка элементов, распространение информационного поля, включение «боковой» информации - основные способы изменения и развития информации. С точки зрения Э. де Боно, латеральное мышление имеет сходство с творческим мышлением, а творческое мышление связано с вдохновением, талантом, артистизмом.

Среди отечественных психологов в этой области исследования Ю.А. Пономаревой. Он предложил различать мышление по степени новизны продукта, приобретенного в процессе умственной деятельности по отношению к знанию предмета, и поэтому мыслительный процесс можно разделить на продуктивный и репродуктивный. Я.А. Пономарев сформулировал следующие характеристики творчества: самостоятельная передача знаний и навыков в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых ситуациях, видение новой функции знакомого объекта, понимание структуры изучаемого объекта, способность к увидеть альтернативу решению, умение объединять ранее известные методы решения проблемы в новый метод, умение создавать оригинальный способ решения проблемы со славой других. Он разработал абстрактно-аналитический подход к определению характера творчества. Одним из важных выводов, сделанных психологом, является идея «биполярности» творческого процесса. Психологический конструктор творчества состоит из полярных элементов: «непроизвольный + добровольный», «импульсивный + волевой», «бессознательный + сознательный», «стимуляция + мотивация».

А. М. Матюшкин убежден, что необходимо выделять продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое мышление - это вариант продуктивного мышления, «крайняя точка», высшая степень его проявления и отличается объективной новизной, оригинальностью его творчества. «Самая низкая точка» принадлежит репродуктивному мышлению, где уровень новизны продуктивности незначителен, а мыслительный процесс практически теряет свою специфику.

Б. Н. Дружинин обратился к изучению творческой активности, проявляющейся в исключительных жизненных ситуациях, что определяется творческой мотивацией. В соответствии с этим заявлением В.Н. Дружинин пришел к выводу, что интеллект индивида является «верхним ограничителем» возможных творческих возможностей, но проблема использования предоставленных природой возможностей зависит от внешних условий, мотивации и компетентности в области творчества, которую выбрал человек.

А.В.Брушлинский, А.Н. Леонтьев, И.Л. Лернер М.И. Махмутов провел исследование креативного мышления, используя метод проблемной ситуации. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн определил творческие знания через анализ и синтез. На основании анализа искомое свойство выявляется при включении объекта в систему отношений и отношений, с помощью которой обнаруживается новое свойство.

Д.Б. Богоявленской был предложен новый подход к толкованию и изучению творчества. Она рассматривает интеллектуальную деятельность как единицу творческого исследования. Это неразрывно связанное свойство определенной системы, основными частями которой являются интеллектуальные и неинтеллектуальные факторы психической деятельности. Критерием интеллектуальной деятельности может служить интеллектуальная предприимчивость, самостоятельность, понимаемая как продолжение умственной деятельности за пределами ситуационной предопределенности. В качестве основы интеллектуальной деятельности Богоявленская рассматривает умственные способности, которые определяют широту и глубину познавательного процесса и проявляют себя, преломляются через мотивационную структуру личности. Многие ученые считают проблему творчества многогранной. Нет единого разработанного плана действий. Результаты исследования иногда не совпадают. Следует отметить, что в русской литературе часто встречаются высказывания о неделимости мышления, креативности и не креативности. Эту идею поддержал А.В. Брушлинский - все мышление является творческим, основным свойством мышления является обнаружение новых особенностей объекта путем его внедрения в новые связи и отношения, в результате чего одни и те же объекты появляются в новом качестве, а новые качества позволяют вам включить эти объекты во все новые связи и отношения.

 

Психологические особенности развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста

 

Время поступления ребенка в школу - это определение возраста начальной школы. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Готовность к обучению определяет уровень зрелости физического и психофизиологического развития на данном этапе. Багаж накопленных идей и концепций, богатое воображение, развитая речь, желание общаться и узнавать что-то новое заставляет ребенка естественно стремиться ходить в школу.

Этот момент очень важен для ребенка, в его жизни происходит много изменений. Меняется отношение к взрослым, режим дня, он должен уметь преодолевать возникшие трудности и проявлять самостоятельность.

Основным видом деятельности является обучение. Ученики, за очень немногими исключениями, любят посещать школу. Их привлекает учебный процесс, и им нравится новая роль, роль ученика. Учитель - самый значимый человек для ученика начальной школы - авторитет. Каждое слово, сказанное учителем, отношение к некоторым предметам, стиль общения, поведение - все это оказывает огромное влияние. Следует подчеркнуть, что организация образовательного процесса, а также системы образования влияет на стиль мышления учащихся. В настоящее время основным принципом обновления образования является личностная ориентация. Он предусматривает развитие творческих способностей учащихся, индивидуальный подход с учетом интересов и способностей к творческой деятельности. Несмотря на то, что содержание современных образовательных программ широко охватывает возможности для творческого развития школьников, учителя начальных классов используются не в полной мере. Однако пояснительно-иллюстративный метод все еще преобладает. Содержание метода таково: учитель представляет учебный материал в готовом виде, учащиеся, в свою очередь, воспринимают предоставленную им информацию на слух, смотрят, фиксируют ее в памяти, затем учатся по учебнику и излагают. Возможно, пояснительно-иллюстративный метод является наиболее экономичным способом передачи информации, но в этом случае младшие школьники не участвуют в энергичном процессе поиска новых знаний и открытий. Другими словами, традиционное образование не ставит своей целью развитие творческого мышления младших школьников. Ученые настаивают на том, что креативное мышление должно развиваться еще в школе, младший школьный возраст - самое благоприятное время для его развития Это можно сделать с помощью методов, побуждающих учащихся к активному творческому мышлению, к гибкости рассуждений, скорости и оригинальности ответов. Креативное мышление развивается только тогда, когда ученики сталкиваются с проблемами в обучении, для которых нет готовых образцов. Эффективность развития мышления зависит от созданных идеальных условий, внутреннего состояния души. 

Оригинальность творчества детей - субъективная новизна продукта. Решение, которое предлагает ребенок, давно известно всем, и в практической деятельности они никогда не использовались, но он пришел к этому самостоятельно. В данном случае это творческий процесс, источником самостоятельного мышления студента стали догадки и интуиция. Большое значение имеет построение психологической деятельности, которая развивает способность решать нетипичные проблемы. Успешная организация творческого мышления у младших школьников возможна только на основе учителей с учетом основных особенностей детского творчества и решения основных проблем в развитии творческого мышления.

П. Б. Блонский обратил внимание на специфику детского творчества: детская фантастика скучна, и ребенок не критикует его; ребенок - раб своей бедной фантазии. Опыт ребенка является движущей силой творческого мышления: творческая практика воображения зависит от богатства, богатства и разнообразия прошлого человеческого опыта. Некритическое отношение к продукту своего творчества является особенностью творческого мышления детей. Идея ребенка субъективна, он не руководствуется какими-либо требованиями, критериями, идеями. Несомненно, развитие творческого мышления требует формирования определенных навыков и умений. Чем более универсальны и безупречны навыки учащихся, тем богаче воображение, а значит, выполнимо более сложные образовательные и исследовательские задачи.

Психологи установили, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка . Поэтому наиболее важной задачей в развитии творческого мышления студентов является обучение их умению устно описывать способы решения проблем, рассказывать о методах работы, называть основные элементы, изображать и читать графические изображения. Изучение студентами необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития их внутреннего плана действий. В любом творческом процессе задача сначала решается в уме, а затем переносится на внешний план.

А. Савенков занимался изучением особого, целенаправленного развития творчества. Он выделил следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

  • Соотношение задач расходящегося и сходящегося типа, то есть задач расходящегося типа, должно быть не только единообразным, но и доминировать в некоторых предметных исследованиях;
  • Преобладание развивающего учебного материала над его информационной составляющей;
  • Сочетание условий для развития продуктивного мышления с усвоением его практического применения;
  • Доминирование самостоятельной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
  • Ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» подразумевают, что ребенок проявляет самостоятельность в решении различных образовательных и исследовательских задач, стремление найти оригинальное, возможно, альтернативное, решение проблемы на более глубоком уровне или с другой стороны;
  • Отказ от конформизма, необходимо исключить все моменты, требующие конформистских решений;
  • Формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей;
  • Стремление к наиболее глубокому изучению проблемы;
  • Высокая самостоятельность образовательной деятельности, самостоятельный поиск знаний, изучение проблем;
  • Индивидуализация - создание условий для полного проявления и развития конкретных личностных функций субъектов образовательного процесса;
  • Проблематизация - ориентация на постановку проблемных ситуаций перед детьми.

Творчество обычно определяется как деятельность, которая порождает что-то новое. Эта творческая, продуктивная деятельность является определением творчества в целом, соблюдение этих условий позволит формировать творческое мышление школьников.

Три основных условия формирования креативного мышления, три стратегии:

  1. Индивидуализация образования;
  2. Исследовательская подготовка;
  3. Проблематизация.

 

Пути развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста

 

Мышление является индивидуальной особенностью, и методы его развития не могут быть одинаковыми для всех. Обычно считается, что творческое мышление доступно не каждому.

Суть творческого процесса требует от студентов выражать свои мысли и идеи в свободной форме, в теплой и открытой атмосфере.

Этот социально-психологический климат побуждает студентов играть со своими идеями, смехом и весельем. К. Роджерс утверждал, что рождение творческих идей поощряется созданием психологической безопасности и безоговорочным принятием ценности каждого человека. Призывая детей свободно выражать свое мнение, необходимо исключить внешнюю оценку и критические высказывания, которые часто связаны с учебным процессом в школе. В творческих упражнениях нет «неправильных» ответов. Когда ребенок рисует или пишет на тему: «Что делает меня веселым?» - все его ответы будут правильными, и никто не может возразить против этого. Самый эффективный способ создать хорошую - приятную психологическую атмосферу - это минимизировать внешнюю, формальную оценку.

Развитие творческого мышления школьников в процессе обучения.

Дети должны научиться оценивать свою работу самостоятельно. Только так они научатся находить недостатки в своих творениях, смогут вносить коррективы в свою деятельность, быть независимыми, развитыми личностями. Психологические исследования показывают, что продуктивное творческое мышление можно преподавать следующими способами: выделение противоположных качеств, нахождение аналогии, сопоставление концепций, постановка вопросов, переформулировка, генерация идей, сочетание и т. д. Способность человека ставить новые вопросы и проблемы является одной из показатели развития творческих способностей. Корни этих способностей заключаются в естественном любопытстве ребенка. Первоначальная цель вопросов - желание общаться, и только через некоторое время я хочу знать все и обо всем. Первый кризис в развитии проблем приходится на первые годы обучения. Система образования ориентирована на младших школьников, чтобы искать ответы, а не искать вопросы, акцент делается больше на развитие памяти, а не мышления. Это приводит к негативным последствиям в развитии любопытства ребенка. Но при правильном построении учебного материала вы можете сохранить и повысить это качество. Общение в общении, взрослый - ребенок, конечно, это должно происходить на равных. Обязательна демонстрация образцов новых форм вопросов, ранее неизвестных.

Важными являются те вопросы, которые касаются ключевых моментов проблемной ситуации, основных качеств и функций объектов. Ребенок может научиться этому в процессе общения со взрослым. Задаваемые вопросы должны вызывать познавательную деятельность и направлены больше на мышление, а не на память. Не спешите отвечать на вопрос, заданный ребенком, датйте ему возможность высказаться, узнать его мнение. Негативная оценка вопросов, заданных ребенком, даже если вы считаете, что они не совсем уместны, может оттолкнуть его от вас. Самая эффективная причина задавать вопросы - это игра, особенно игра-разработчик. Игра «Почемучка» поможет вам научить вашего ребенка умению задавать вопросы.

Метод переформулировки - это способность различать необычные свойства объекта, то есть незначительные с точки зрения цели субъекта. Чтобы овладеть этим методом творческого мышления, ребенок должен научиться различать существенные и несущественные признаки объекта, уметь различать и применять их. Наиболее успешными будут те результаты, которые окажутся самыми неожиданными.

Создание или генерация идей - это способ, который обеспечивает творческий подход к решению различных проблем. Его простота очевидна: выдвигать как можно больше идей, и это увеличивает вероятность того, что среди них найдется гениальность.

Следующий путь - за короткое время составить рассказ из определенных слов, придумать окончание к предлагаемому рассказу. Непредсказуемость в повороте событий ценится. Установить ассоциативные ссылки на незаконченные рисунки. Чем разнообразнее идеи и варианты продолжения розыгрыша, тем лучше. Чтобы успешно развивать творческое мышление, нужно постоянно переделывать что-то для себя, придумывать истории, и не бояться фантазировать, чтобы придумать новый конец мультфильму или книге, которую только что просмотрели.

Таким образом, проанализировав научно-методическую литературу, можно сделать вывод, что большинство авторов определяют творчество как творческую, продуктивную деятельность. Креативное мышление проявляется в создании продукта (материального или умственного), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть креативным. Наличие многих определений креативного мышления (продуктивного, эвристического, независимого, расходящегося, креативного) заключается в сложности характера происхождения этого психологического процесса, в результате чего невозможно разработать общие стандарты и стратегии развития. для всех его проявлений. В настоящее время существует традиция воспринимать творческое мышление как способность, которая отражает глубокую способность людей создавать оригинальные ценности, принимать инновационные решения, выходить за рамки того, что известно как неотъемлемое свойство человека, который воплощает в себе его творческие способности.

 

Программа «Курс развития креативного мышления» Ю.Б. Гатанова

 

После анализа диагностики была подобрана программа «Курс развития творческого мышления» Ю.Б. Гатанова, программа адаптирована в русских школах. Основанна на модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда. Основными идеями модели было выделение дивергентного мышления - как источника творчества.

Задачи программы грамотно оформлены и разработаны в соответствии с национальной культурой, комментарии психологов и педагогов полностью учтены. Вся программа развития творческого мышления состоит из четырех самостоятельных частей (от шести до восьми лет; от семи до десяти лет; от восьми до двенадцати; от девяти до четырнадцати). Эти возрастные ограничения не являются строгими, учитель должен ориентироваться на текущий уровень развития учащихся. Идея курса состоит в том, чтобы развить общие свойства, творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность, способность развиваться в деталях) и развить творческие (расходящиеся) мыслительные способности.

Реализация курса возможна методически систематически в течение четырех лет или начиная с любого элемента программы, в соответствии с возрастом студентов. Каждая часть программы рассчитана на один учебный год и состоит из тридцати шести классов. Программа предполагает проведение занятий: один урок в неделю и в более короткие сроки (полугодие, квартал, летний месяц).

Цель программы: непосредственное методическое развитие творческого мышления как основы личного и профессионального успеха. Творческое расходящееся и сходящееся традиционное мышление противопоставлено. Подавляющее большинство школ работают по традиционным программам. Акцент делается на развитие конвергентного мышления, иными словами, ученик всегда имеет правильный ответ на поставленные задачи и задачи. Никто не сомневается в формировании таких способностей, тем не менее, время диктует необходимость развития дивергентного мышления. Программа предоставляет студентам необходимый систематический и практический материал, включает в себя специально отобранные упражнения и задания для развития творческих умственных способностей.

Упражнения и задачи предлагаемой программы предназначены для развития следующих творческих умственных способностей:

  1. Свободное владение - это способность быстро воспроизводить поток идей, возможных решений.
  2. Гибкость - это способность применять различные подходы и стратегии в решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.
  3. Оригинальность - это способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.
  4. Способность детально развиваться - это умение расширять, развивать, украшать и детально разрабатывать любые идеи, сюжеты, рисунки.

Упражнения и упражнения классифицируются следующим образом:

  1. В соответствии с выделенными творческими способностями;
  2. В зависимости от типов информации, представленной в упражнениях (образная, семантическая, символическая или поведенческая);
  3. В соответствии с тем, как эта информация предоставляется в каждом упражнении (единицы, классы, отношения, системы, преобразования, последствия). Схема занятий: описание типа занятий, назначение, объяснение занятий.

В качестве подробных рекомендаций по проведению занятий предлагается:

  • разминка, во время которой ученики должны понять, как лучше всего выполнить задание и на что следует обратить внимание.
  • основная задача, направленная на развитие определенных творческих способностей;
  • дополнительные задачи.

Этот раздел предлагается тем, кто хочет продолжить работу в том направлении, которое им нравится. 

Программа сгруппирована в две серии «А», «Б» в каждом из восемнадцати уроков. Задания с одинаковыми серийными номерами развивают схожие творческие способности, относятся к одному виду, но различаются по содержанию основного задания, все отличительные признаки записаны в тексте. Преимущество программы заключается в том, что каждый студент может выполнять задания в соответствии со своим обучением и жизненным опытом.

 

Результаты эксперимента по развитию творческого мышления у младших школьников

 

Для развития творческого мышления учащихся начальных классов были проведены занятия по программе Ю.Б. Гатанова "Курс развития творческого мышления". Принимая во внимание возрастные особенности младших школьников, мы посчитали целесообразным проводить групповые занятия 2 раза в неделю, как вариант, продолжительность каждого урока составляла 40 минут. Занятия по своей структуре представлены тремя аспектами: вводная часть (игры, упражнения, предназначенные для подготовки к творческой работе), основная часть (включает в себя творческую деятельность), заключительная часть (подведение итогов работы). Также была определена общая продолжительность занятий по развитию креативного мышления - 36 занятий, которые проводились с ноября 2015 года по апрель 2016 года. Темы «Головные уборы», «Письмо рисунками», «Тайные шифры» вызывали трудности. Все занятия проходили в непринужденной обстановке, учащиеся активно участвовали в дискуссионном процессе, с удовольствием выдвигали свои идеи и с большим рвением работали над заданиями. Для развития творческого мышления учащихся младшего школьного возраста необходимо создать соответствующие комфортные условия, способствующие развитию их творчества.

Занятия, проводимые по программе «Курс развития креативного мышления», был достаточно эффективными. Несмотря на то, что во время повторного тестирования большинство детей выполняли задания лучше, ошибок избежать не удалось. В целом дети оказались способными и творческими личностями.

В этой главе описана экспериментальная работа по развитию творческого мышления. Для выявления и развития творческого мышления были проведены постановочные, формирующие и контрольные эксперименты. Они прошли несколько этапов: выявление уровня развития креативного мышления по нескольким основным критериям. В результате анализа психолого-педагогической литературы была выбрана и реализована программа для развития творческого мышления у младших школьников посредством творческих задач, направленных на развитие таких компонентов, как оригинальность, утонченность, гибкость, беглость речи.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе возможен при условии реализации специальной программы.

 

Вывод:

 

Итак, в этой выпускной квалификационной работе была рассмотрена тема «Развитие творческого мышления младших школьников в средней школе». Ее целью было опробовать программу «Курс по развитию креативного мышления» Ю.Б. Гатанова в средней школе. Проблема творческого мышления актуальна для современной психологической науки, что отражено в работах Дж. Гилфорда, Э. Торренса, В.Н. Дружинина, Е.Е. Туник, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского , А.М. Матюшкина , Я.А. Пономарёва и др.

На основании анализа можно сделать вывод:

  1. Креативное мышление - довольно сложное и объемное понятие. В науке нет такого определения творческого мышления, с которым все согласились бы. Однако ученые и исследователи сходятся в одном: творческое мышление предполагает выход за рамки, создание чего-то нового и ценного для общества.
  2. Развитие творческого мышления у школьников позволяет проявить себя как творческая личность.

Необходимо всесторонне помогать и способствовать развитию творческого мышления школьников, придерживающихся следующих принципов:

  • создавать проблемные ситуации, требующие творческого решения;
  • обеспечить ребенку максимальную самостоятельность в творчестве;
  • не давать прямых указаний, помогать действовать самостоятельно;
  • не сдерживайте детские инициативы и не делайте для них того, что они могут сделать самостоятельно;
  • не спешите с суждениями о результатах детского творчества;
  • предлагать детям творчески решать свои проблемы, пробовать разные варианты решения творческих задач.

Для выявления и развития творческого мышления у учащихся начальной школы были проведены постановочные, формирующие и контрольные эксперименты с учащимися.

Анализ результатов диагностики на установочной стадии показал, что в этом образце нет никаких существенных различий в контрольном и экспериментальном классах. Преобладает низкий уровень развития творческого мышления. Это свидетельствует о недостаточной организации творческого процесса в системе общеобразовательной школы. Развитие творческого мышления требует целенаправленной работы.

С ноября 2015 года по март 2016 года мы тестировали программу Ю.Б. Гатанова "Курс развития творческого мышления". Занятия включали в себя специально отобранные упражнения и задания для развития творческих умственных способностей.

В ходе исследования, сравнивая результаты контрольных и контрольных экспериментов, мы пришли к выводу, что общий уровень креативности в экспериментальном классе после занятий был значительно повышен по нескольким показателям, а в контрольном классе улучшения были незначительными. Возможно, что при переходе к системному обучению творчество подавляется культурными стереотипами мышления. Творческое мышление формируется только в творческой деятельности, для развития высокого уровня творческого мышления требуется целенаправленная работа с использованием специальных программ и активное участие в них учителей и школьников. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста в средней школе возможно при условии реализации специальной программы.

В современных условиях развитие творческого мышления является одной из основных целей образования. Способность мыслить нестандартно, выдвигать новые идеи, быть креативными, открывает большие возможности для всестороннего развития студента, способствует реализации накопленного потенциала, доставляет моральное и психологическое удовлетворение.