Развитие творческих способностей у детей

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Формирование учебной мотивации школьников
Самообразование как фактор самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации
Проблемы дисциплины обучающихся в современной школе и пути их решения
Сравнительная характеристика педагогической деятельности в школе и в ВУЗе


Введение:

Творчество имеет внутренний источник в самом человеке, и по мере развития деятельности этот потенциал обновляется; как будто человек осознает, что его потенциал реализован; человек как бы сознательно овладевает своим потенциалом, объективирует его - в продукт деятельности, в контексте культуры своего времени. И задача учителя - помочь этому двойному процессу усвоения - объективации. Откройте путь в мир номинальной культуры для внутреннего источника творчества.

Еще одна особенность традиционного психологического подхода заключается в том, что способности человека понимаются как совокупность ряда психологических качеств или компонентов, каждый из которых соответствует некоторым конкретным требованиям деятельности и представляет собой отдельную способность. Анализируя ту или иную деятельность, ученые стремились выделить необходимый и достаточный набор простейших психологических качеств, своего рода буквы алфавита, комбинация и комбинация которых позволяет нам успешно выполнять эту деятельность.

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, имеющих объективное и / или субъективное значение.

В психологической литературе в определенной степени существуют разные интерпретации творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание новых вещей. С.Л. Рубинштейн определил творчество как деятельность, которая создает что-то новое, оригинальное, которое затем входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и так далее. Член-корреспондент Матюшкин выделял два вида деятельности: адаптивный и креативный. Задача творческой деятельности - изменить существующий порядок, создать новые подходы. Брушлинский О.К. Тихомиров выделяет в своем творчестве открытие неизвестного, создание нового, преодоление стереотипов и закономерностей. Тихомирову отводилась целенаправленная роль в творческой деятельности. Приверженность человека поставленной задаче, его решимость служат личной предпосылкой Т.А. Маслоу считает, что подлинное творчество и творчество проявляются у человека в повседневной жизни, в повседневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для человека, стремящегося к творчеству, по мнению Я.А. Пономарев, оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, колоссальная работоспособность. Творческий человек находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А. Определяющим фактором в творчестве Пономарева является развитие, появление новых структур, новых знаний, новых способов работы. Бг Среди свойств творческого человека Ананьев выделил глубину и серьезность мышления, необычность вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, по мнению П. Торранса, является необходимость развития, необходимость постоянного роста.

Исследователи творческого человека высказывают совершенно разные мнения о его особенностях как в концептуальном, так и в качественном отношении. Так, например, А. Г. Спиркин выделяет среди них такие качества, как восприимчивость к новым идеям, независимость выражения, высокая восприимчивость, развитое воображение, Л. Хадсон - открытость, непринужденность, творческое воображение, искренность; Л. Халлос - требовательность, неудовлетворенность, Г. Клайн - гибкость, богатство словесной иллюстрации, чувство юмора, широкий круг интересов, хороший вкус.

Разнообразные виды деятельности, которые формируют творческую активность ребенка. Но ни с чем не сравнится роль игры в этом процессе. Будучи ведущей деятельностью дошкольника, она в наибольшей степени способствует формированию новообразований у ребенка, его психических процессов, в том числе воображения (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Д.В. Менжерицкая, А.Н. Лентьев, Р.И. Жуковская и др.).

Детский рисунок давно привлекает внимание ученых; Особый интерес к нему возникает в 80-90-х годах. Психологи, педагоги, историки, этнографы и искусствоведы XIX века одновременно интересуются детскими рисунками. С самого начала детской психологии рисунок ребенка считался одним из способов изучения его духовного мира. Одним из первых исследователей детского рисунка в России является известный психолог и психиатр В.М. Бехтерев, в начале XX в. Обращая внимание коллег на детский рисунок, он отмечает, что рисунок «... является чрезвычайно поучительным предметом исследования».

Прекрасный учитель В.А. Сухомлинский рассказал, что истоки способностей и даров детей у них под рукой. От них исходят самые прекрасные ручьи, которые питают источник детской руки. Чем больше у ребенка навыков, тем умнее ребенок. Поэтому очень важно поощрять желание ребенка рисовать.

Дошкольный возраст - это период, когда особенно легко освоить такие виды художественной деятельности, как балет, танцы, музыка. Тело ребенка в этот период отличается податливостью к внушаемости и подражанию. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, превращаясь в образ, он искренне переживает изображенные события. Необходимо развивать врожденные художественные наклонности детей, игра которых отличается «верой и правдой».

Актуальность данной проблемы и привела к выбору объекта изучения курсовой работы - творческих способностей дошкольников.

Предметом исследования является развитие творческих способностей дошкольников.

Целью исследования является анализ эффективных форм и методов работы по развитию творческих способностей дошкольников.

Научно-исследовательские цели:

  • определить сущность и структуру творческих способностей;
  • рассмотреть формы и методы развития творческих способностей средствами изобразительного искусства у детей дошкольного возраста;
  • проанализировать роль зрительной и музыкальной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников.

Методы исследования:

  • анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
  • формирующий эксперимент.

Гипотеза исследования: целенаправленная педагогическая деятельность влияет на развитие творческих способностей.

Практическая значимость: работа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений с целью развития творческих способностей дошкольников.

Научная новизна: раскрыты нетрадиционные методы и приемы развития творческих способностей дошкольников.

Автор подтверждает, что представленный в работе аналитический материал правильно и объективно отражает состояние изучаемого процесса, а все теоретические, методологические и методологические положения, заимствованные из литературы и других источников, сопровождаются ссылками на их авторов.

Развитие творческих способностей дошкольников как предмет научного исследования

Творческие способности дошкольников, их сущность и структура

Творчество представляет собой синтез личностных качеств и характеристик, которые характеризуют степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и определяют уровень ее эффективности. Основными видами деятельности, в которых дошкольник проявляет творчество, являются музыкальные и художественные, поэтому выявление и развитие специальных способностей имеет большое значение.

Особые способности - это индивидуальные психологические особенности личности, которые позволяют добиться успеха в особых сферах деятельности.

Музыкальные способности у детей начинают развиваться очень рано. Они проявляются, прежде всего, в высокой музыкальности, которая включает в себя как режим чувств (способность эмоционально реагировать на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности). Музыкальные способности ребенка выражаются в способности к слуховому представлению. Музыкально-репродуктивные способности в сочетании с чувством раздражения и лжи, по мнению Б.М. Тепловой, в основе гармоничного чувства. Сильно развитое музыкальное ритмическое чувство, выражающееся в способности активно (двигать) испытывать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальных способностей. Музыкальная одаренность не ограничивается музыкальностью. В него могут быть включены другие качества, такие как богатство воображения, особенно память, внимание, жизненный опыт и т. д.

Музыкальные способности многогранны. Музыкально-моторные способности активно развиваются в дошкольном возрасте. Проявления одаренности в этой области разнообразны (их изучали А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугин, И. Л. Дзержинская, К. В. Тарасова и др.). Это включает в себя способность воспринимать музыку, чувствовать ее выразительность, прямо и эмоционально реагировать на нее, а также способность ценить прекрасное в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, демонстрировать музыкальный вкус в пределах возможностей для данный возраст. Исследователи уделяют особое внимание способности детей выразительно, расслабленно, ритмично двигаться под музыку.

Эта способность, по словам профессора Н.А. Ветлугинона, изучая ее проявления в музыкальных играх дошкольников, выражается:

  1. в его увлечении движением к музыке, в его радостной готовности выполнять поставленные перед ней задачи;
  2. в прямой, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этом образе, в поисках истинных естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
  3. в произволе движений (умение подчинять их ритму музыки, «вписываться» во время и пространство, в коллектив и одновременно проявлять быструю реакцию, инициативность, находчивость);
  4. в ритме движений, указывающих на правильные ощущения метроритмической пульсации, ударения, сильных долей метра;
  5. в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в изобретении, «составлении» отдельных элементов музыкальной игры.

Хорошие возможности для развития музыкальных способностей дошкольников создаются в детских садах. Это регулярно проводимые уроки музыки (они проводятся музыкальным руководителем вместе с учителем), в том числе пение, аудирование, ритм, обучение музыкальным элементам, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми. и др. Музыкальные способности, музыкальное творчество дошкольников развиваются также в процессе широкого использования музыки в игровой деятельности, быту.

Любимое занятие дошкольников - рисование. Способности к зрительной деятельности, а также музыкальной активности проявляются рано. Даже если они не выражены, необходимо развивать их у всех детей, потому что рисование - это такое занятие, без которого полноценное развитие человека немыслимо. Умение рисовать в будущем поможет каждому из наших студентов, независимо от того, какую профессию он выберет. Зрительная активность помогает глубже, полнее познать окружающий мир, его красоту.

По мнению психологов (В.И. Кириенко, Е.И. Игнатьев и др.). Зрительные способности представляют собой сложное комплексное образование, включающее в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей. Среди них, прежде всего, отмечаются «острота зрения», целостное, четкое восприятие, живое воображение, зрительная память, четкие (скоординированные) движения рук. В своем рисунке, моделировании, применении ребенок отражает не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней. Именно поэтому, когда речь идет о развитии зрительных способностей, предполагается активное развитие не только глаз и рук, но и эмоциональной отзывчивости ребенка.

У наиболее способных детей уже в дошкольном возрасте развивается четкость и точность наблюдения, способность сравнительно быстро анализировать воспринимаемый предмет. Развитие способностей к зрительной деятельности в значительной степени облегчается осмотром предметов, наблюдением за природными явлениями и восприятием произведений искусства. Восприятие художественных картин и рисунков талантливыми художниками способствует формированию у детей понятия «красивый рисунок», который ребенок начинает использовать как меру, идеал в своей дальнейшей визуальной деятельности.

Специальные исследования (В.А. Езикеева, Н.М. Зубарева и др.), Передовой педагогический опыт убеждают в эффективном влиянии на создание при рисовании ярких образов наблюдения природы, осмотре картин, сопровождаемых художественными словами, музыкой, пением, что усиливает эмоциональную эстетику восприятие. Развитие его способности к рисованию во многом зависит от того, насколько индивидуальным будет эмоциональное и эстетическое восприятие ребенком предмета.

Большую роль играет развитие художественных способностей ребенка в собственной художественной деятельности. Надо создать ей условия. Специалисты (художники, педагоги) обращают внимание взрослых на необходимость предоставления детям качественных материалов и широкого использования цветной бумаги.

Советские психологи и педагоги придают особое значение развитию изобразительных способностей дошкольника, обучению, усвоению ребенком с помощью взрослого социального опыта.

Среди специальных способностей также выделяются литературные способности. Литературные способности, как известно, являются сложным видом способностей. В совокупности психических свойств, определяющих успех в литературной деятельности, особенно значительную роль играют поэтическое восприятие реальности, наблюдение, образное мышление, творческое воображение, образная память, четкий и выразительный язык. Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный возраст). Однако первые их проявления можно наблюдать уже в среднем и старшем дошкольном возрасте в словесном творчестве детей. Иногда элементы словесного творчества встречаются в более ранний период. Общение с движениями, играми, танцами является характерной чертой этих первых элементов словесного творчества раннего периода. «В общем, стихи детей в возрасте от двух до пяти всегда возникают во время прыжков и прыжков», - отмечает К.И. Чуковский. «Если вы пускаете пузыри, то естественно прыгать с соломой возле каждого пузыря и кричать:« Как высоко! Ай, ах, ах! «И если вы играете в тег, вы не можете не кричать:« Как я могу, я бью! Как я могу победить!".

В среднем и старшем дошкольном возрасте эта связь с действием становится необязательной; дети начинают специально сочинять сказки, рассказы, стихи. творческие способности прекрасного музыкального

Детские тизеры, счетчики - своего рода сатирическая лирика - являются наиболее распространенным видом поэтического творчества детей («Но я больше тебя, а ты меньше комара»). В них стремление ребенка к самоутверждению, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее, подчеркивая недостатки других.

Другим типом словесного творчества детей являются сочиненные ими сказки, продолжающиеся рассказы и рассказы. Первые детские рассказы, сказки, стихи, как по форме, так и по содержанию, в основном примитивны, подражательны, но имеют большое значение для развития психики ребенка в целом.

Развитие словесного творчества предполагает совершенствование всех составляющих литературных способностей. По словам экспертов, в самые первые годы жизни - в раннем и дошкольном детстве - особое значение приобретает способность ребенка по-настоящему воспринимать стих, способность получать художественную литературу. Это способствует развитию поэтического слуха, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и богатство речи. И это важная предпосылка для развития художественных способностей (Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, П.М. Якобсон и др.).

К концу дошкольного периода содержание детских сказок и рассказов становится более сложным, увлекательным, насыщенным динамизмом, появляются часто драматические, новые, эмоционально окрашенные образы, хотя в них нетрудно обнаружить влияние литературных произведений. знакомый детям.

Способность к театральной деятельности также рождается в дошкольном периоде. Дети, способные к этой деятельности, обладают относительно высокой художественно-образной выразительностью, ярким воображением, высокой эмоциональной чувствительностью и эмоциональной памятью. Театральные способности дошкольников развиваются в различных видах театрально-игровой деятельности (театрализованные игры, кукольный театр и др.). Этому способствуют специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жестов, поз и походки.

Интерес к окружающему нас миру, стремление понять его тесно связаны с развитием человеческих способностей. Отношения между способностями и склонностями сложны. По мнению советских психологов (Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев и др.), Причинно-следственные связи и противоречия между ними являются важной движущей силой развития способностей. И хотя между ними не всегда существует полное соответствие (зарождающийся интерес ребенка в любом бизнесе может отвечать в одном случае и может не соответствовать существующим способностям в другом), без страсти, постоянного интереса к определенным действиям человек не способен достичь высокого уровня развития своих способностей. Пробуждение интереса к определенной деятельности часто является своего рода индикатором способностей ребенка.

Выращивание широких, устойчивых интересов, выделение среди них центральных, отражающих основные стремления, склонности ребенка к какой-либо деятельности, является важной предпосылкой развития его способностей. Реализовать его в дошкольных учреждениях не так просто. Дело в том, что жизненный опыт маленького ребенка все еще очень ограничен, каждый день, иногда даже час, дает ему новое открытие об окружающем его мире: «Оказывается, божья коровка летит!», «И Снег, если вы поднимете его в руки, почему-то исчезнет, ​​а перчатки промокнут! «Какой прекрасный путь останется на бумаге, если вы нарисуете на нем кисть! Как интересно играть с кубиками! Вы можете построить стул, кровать, мост. И что еще?».

По мнению советского психолога В.Н. Мясищев, интересы, наклонности проявляются в раннем возрасте и на первом этапе опережают развитие способностей. Трудно говорить об избирательности интересов в самые первые годы жизни ребенка - он интересуется всем, он редко проявляет устойчивую привязанность в этот период. Постепенно под влиянием общения со взрослыми, чтения сказок, рассказов, непосредственного знакомства с внешним миром расширяются горизонты ребенка, возникает любопытство, которое он все чаще пытается удовлетворить. «Воробьи - маленькие вороны?», «Как люди появляются по телевизору?», «Мама, правда ли, что если мы получим обезьяну, из нее появится человек?», «А что внутри земли?», «А на чем висит солнце? «- такого рода вопросы, когнитивные вопросы в собственном смысле этого слова, особенно часто встречаются в среднем и старшем дошкольном возрасте, для которого это называется« возраст почему ». Наличие именно такого типа вопросов является показателем познавательной деятельности ребенка, столь необходимой в школе, в дальнейшей его творческой деятельности.

Не все дошкольники достаточно любопытны. Психологи видят необходимую предпосылку его развития в предварительных исследовательских реакциях, вызванных новизной окружающих предметов. Природа этой новинки не постоянна; это меняется. Если в юном возрасте любопытство ребенка вызвано яркой игрушкой, ее неожиданным исчезновением или появлением новой, звон колоколов (внешняя сенсорная новизна), то позже, с развитием, он проявляет свое любопытство к внутреннему, интеллектуальная новинка Но такой переход может не произойти, если роль ребенка ограничена только пассивным созерцанием окружающей среды.

Необходимо помочь ребенку вовлечься в процесс активного познания реальности. Ученые открыли широкие возможности для формирования умственной деятельности дошкольника в семье и в детском саду. Оказалось, что дети не просто изучают знания, они активно извлекают из этого процесса содержание своего собственного опыта, что обуславливает появление новых, порой неожиданных знаний, в виде догадок, предположений, удивляющих своей новизной и оригинальностью. Важно поддержать этот процесс. Но эта незапрограммированная деятельность может легко выйти, если педагог направляет ее в жесткие рамки регулируемого обучения.

Исследования показали: активность, в которой активность дошкольника явно проявляется, является экспериментом с детьми. В процессе экспериментов с новым объектом ребенок может получить для себя совершенно неожиданную информацию, которая часто приводит к изменению направления этой деятельности и перестраивает ее. В экспериментах с детьми есть две тенденции: преобразования открывают для ребенка новые аспекты и свойства объектов, а новые знания, в свою очередь, порождают новые вопросы, новые, более сложные преобразования.

Детские эксперименты создают благоприятные условия для наиболее значимой формы умственной деятельности детей - творчества, которое недаром считается универсальной способностью, обеспечивающей успешную реализацию самых разнообразных форм деятельности.

«Атмосфера энтузиазма», которая царит в детском саду и в семье, способствует созданию интереса к определенному виду деятельности, развитию способностей. Энтузиазм взрослых членов семьи к общественно-полезным занятиям способствует пробуждению интереса, склонности к ней и детям. «Атмосфера энтузиазма» во многом объясняет частые случаи, когда дети в семье музыкантов проявляют склонность к музыке, в семье инженера, рационализатора - для конструктивной деятельности, для технологии; в семье агрономов , ботаники, заводчики - к дикой природе, в семье учителей - к педагогической деятельности.

В группах детского сада, где работает педагог, любовь к педагогическому делу которого сочетается со страстью к рисованию, дети, как правило, проявляют повышенный интерес к зрительной деятельности. Характер увлечений учителей отражается в возникающих интересах и способностях их учеников.

Создание атмосферы энтузиазма в материалах детского сада, танцевальных движениях, умении играть с игрушками и т. д. Владение ими будет способствовать дальнейшему развитию способностей ребенка. Слабое развитие навыков делает способности бескрылыми, лишает ребенка средств для реализации его плана, его способностей.

Важным условием успешного развития способностей дошкольников является их знание во всех отношениях. У некоторых детей способности появляются рано, и они достаточно яркие, поэтому их нельзя не заметить. Каким должно быть отношение к таким детям? - развивать в дальнейшем свои способности. Педагоги поступают правильно, когда, например, они ставят перед дееспособным ребенком более сложные задачи, предъявляют более высокие требования к его результатам и развивают желание помогать другим. Эксперты советуют поддерживать преобладающие интересы дошкольника, но также не допускать односторонности в его развитии, не пророчествовать. Неправильное отношение взрослых к способностям ребенка приводит к появлению у него ряда отрицательных качеств (высокомерие, высокомерие, тщеславие, эгоизм и т. д.), Что опасно как для самого ребенка, так и для других. Развивая способности дошкольника, важно не забывать о главном - нравственной основе его личности.

Далеко не всегда способности ребенка лежат на поверхности. Часто приходится «выкапывать», искать их. Нужно изучать внутренний мир каждого ученика, его наклонности, интересы, изучать возможности дошкольника в разных видах деятельности. Это поможет найти область знаний, вид деятельности, на который ребенок способен больше всего, поможет найти адекватные методы развития способностей каждого ребенка.

В настоящее время как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической науке активизировался поиск источников творчества (творческих проявлений), условий, способствующих развитию творческого воображения.

Неоднозначность научных подходов к изучению этой проблемы обусловила выбор этой темы. «Невербализм» детского воображения остается недоказанным. Вопрос о богатстве или дефиците детского воображения оценивается по-разному. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.

Наиболее важным новообразованием старших дошкольников является воображение, которое является психологической основой творчества. Когнитивные и аффективные тесно переплетаются в воображении (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко и др.). Уровень воображения во многом определяет развитие сферы эстетических эмоций, детского музыкального творчества. Чувствительность возраста, «реактивность» дошкольников на непосредственные впечатления, чувствительность к образным и эмоциональным моментам, соотношение характерных для данного периода первой и второй сигнальных систем способствуют привлекательности художественной деятельности, развитию творческого воображения (А.В. Запорожец, Н.С. Лейтес). Накопление опыта влияет на развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, которая помогает овладеть различными техниками рисования, элементами музыкальной грамотности и навыками игры на детских музыкальных инструментах.

Вопрос о богатстве детского воображения довольно сложен. Существует мнение, что воображение ребенка намного богаче, чем воображение взрослого. Действительно, дети фантазируют по разным причинам: они сочиняют истории, придумывают фантастические истории, приписывают человеческие чувства и отношения камням или деревьям, разговаривают с вещами и т. д. Однако все элементы, которые входят в детские фантазии, так или иначе, другой, заимствованный из их опыта. : из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или из увиденных фильмов, из того, что они встретили в реальной жизни. Новое объединение и рекомбинация привычных образов, передача свойств и событий от одного персонажа к другому создают фантастическую картину, полностью отличающуюся от реальности.

Задачами творческого воображения являются определение возможных результатов действий, направленных на обнаружение или создание новых объектов, явлений, ситуаций. В своей наиболее яркой форме творческое воображение проявляется в творчестве изобретателей, ученых, художников, писателей, художников. Но творческое воображение необходимо каждому человеку в любой работе. Так, например, учитель с его помощью представляет, как он проведет новый урок с детьми, как он организует новую игру.

Процессы воображения носят аналитико-синтетический характер, как и процесс восприятия. Уже в восприятии, анализ позволяет выделить и поддерживать некоторые общие, важные функции и отбросить несущественные.

Старший дошкольный возраст - это возраст, в котором активное воображение ребенка обретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ей предшествовать. В то же время он сочетается с мышлением и действует вместе с ним в решении когнитивных проблем. Формируются действия воображения - создание идеи в виде визуальной модели, схемы воображаемого объекта, явления, события и последующее обогащение этой схемы деталями, придавая ей специфичность, которая отличает результаты действия воображения от результатов умственных действий.

Известно, что самооценка - отношение к себе в целом - служит основой личности. Лучшей характеристикой общей самооценки является самоудовлетворение, отражающее высокий уровень самооценки. Самоуважение является важнейшим условием развития творческих способностей. Самоуважение в конкретном виде деятельности отражает отношение ребенка к результатам его деятельности, действиям, действиям, способностям, возможностям. Основываясь на понимании личности как единства, целостности, мы можем отметить взаимозависимость характера самооценки и эмоциональных состояний и их негативное или позитивное влияние на деятельность, поведение и деятельность ребенка, в том числе музыкальные и творческие. Поэтому необходимо знать, как старшие дошкольники оценивают свои личные качества, способности в предпочтительной форме музыкальной и музыкально-творческой деятельности, то есть в своей личной самооценке. Например, высокая или низкая самооценка негативно влияет на качество музыкального исполнения детей и, как следствие, проявление музыкального творчества. Дошкольники с завышенной самооценкой к любому выступлению ожидают только похвалы от взрослых: некоторые болезненно реагируют на попытки учителя исправить свои ошибки в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах; другие отказываются повторять желаемую фигуру, мелодию; другие повторяют, но без учета сделанных комментариев.

Итак, дошкольное детство - это период, когда начинают формироваться как познавательные, так и практические и специальные способности.

Важной предпосылкой развития способностей является активность и саморегуляция ребенка. Развитие познавательных способностей дошкольника тесно связано с овладением и использованием сенсорных стандартов в перцептивных действиях, с овладением принципами построения и использования модельных представлений в интеллектуальных действиях.

Из специальных способностей особенно активно развиваются художественные, что также связано с возрастными характеристиками дошкольника. Создание способностей - сложный процесс. Важную роль играют образование, обучение, среда, в которой живет ребенок. Взрослые должны не только раскрывать интересы и склонности ребенка, но и стимулировать активность детей, наиболее значимой формой которых является творчество. Способности дошкольника развиваются в процессе его деятельности.

Важным компонентом способностей является тяжелая работа. Учителя и родители должны уделять должное внимание формированию этого ценного качества. Взрослые помогут ребенку проявить свои намерения, способности, обучат его особым навыкам.

Атмосфера энтузиазма и совместного творчества, созданная в процессе педагогического общения воспитателя и детей, благоприятно влияет на развитие способностей дошкольника.

Изобразительная и музыкальная деятельность старших дошкольников и ее роль в развитии творческих способностей

Дети старшего дошкольного возраста уже понимают, что различные предметы и явления могут быть изображены на рисунках, ваяниях, аппликациях. Изображения будут красивыми, интересными, если форма объектов и их частей будет хорошо передана, если они будут различаться по размеру, цвету и расположению на листе бумаги. И дети могут создавать красивые, выразительные рисунки, моделирование, аппликации, поскольку они владеют формообразующими движениями. На них нетрудно рисовать предметы округлой, прямоугольной формы, лепящие шарики, овалы, цилиндры. Они успешно справляются с резкой объектов прямоугольной и округлой формы в разных пропорциях.

Полученные знания, навыки и умения позволяют детям изображать широкий спектр предметов и отражать различные явления, которые их интересуют. Существует широкая возможность отразить ваши творческие идеи в рисунках, лепке, аппликациях.

Развитие творческих способностей детей старшей группы связано, прежде всего, с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений.

В процессе восприятия произведений искусства у детей развивается способность эмоционально переживать содержание произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему, формируются представления об искусстве, художниках, средства художественного выражения различных видов искусства.

Рисуя, ребенок показывает свое стремление к познанию мира и, в определенной степени, уровень этих знаний. Чем более развиты у детей восприятие, наблюдение, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее они отражают реальность в их работе, тем богаче, выразительнее их рисунки. В графической деятельности дошкольника отражаются такие специфические особенности его мышления, как конкретность, образность. Зрительная активность ребенка тесно связана не только с индивидуальными функциями (восприятие, память, мышление, воображение), но и с личностью в целом. Это проявляет интересы ребенка, темперамент, некоторые гендерные различия. Мальчики, например, любят рисовать солдат, лошадей, транспортные средства (корабли, поезда, самолеты), гонщиков; девушки предпочитают изображать дома, природу. Мальчики больше склонны к динамичным конструкциям, а девочки больше склонны к статичным изображениям; они часто используют декоративно-декоративный дизайн и декорацию в своих рисунках.

Основными средствами выражения отношения к изображению являются линия и цвет. Более того, цвет в дошкольном периоде часто используется с точки зрения выразительности, а не визуального. Кроме того, в качестве особого выразительного средства ребенок использует орнамент и симметричные конструкции, преувеличение или занижение отдельных предметов, композицию.

В дошкольном возрасте дети ищут выразительные средства не только в своей деятельности. Они начинают осваивать выразительные средства господствующих в их среде художественных направлений, усваивать социальный опыт и применять его в своем изобразительном искусстве. «Ребенок», подчеркивает В.С. Мухина «присваивает выразительные средства так же, как и всю духовную культуру общества, в котором он живет».

Приобщая дошкольников к искусству, искусству и изобразительному искусству, есть мощный потенциал для развития его личности, сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Успешная художественная и творческая деятельность сама по себе способна оказать корректирующее, положительное влияние на личность ребенка. Чрезвычайно важно, чтобы гуманистически ориентированный учитель дошкольного учреждения мог использовать этот потенциал в максимально возможной степени в процессе организации изобразительной и художественной деятельности детей. Для реализации этой задачи необходимы знания психологических и личностно-личностных характеристик ребенка, внимание учителя к его внутреннему миру, чувствам и эмоциональным состояниям, взаимоотношениям со сверстниками.

Укрепление психологического здоровья дошкольников реализуется в процессе формирования позитивной самооценки, эмоционального благополучия, оптимизации их межличностных отношений посредством визуального и художественного творчества, коллективных творческих задач.

Таким образом, можно повысить низкую самооценку и социометрический статус «непопулярного», но обладающего ярко выраженной склонностью и способностью к рисованию для дошкольника, повысив свой авторитет в этой деятельности в собственных глазах и глазах своих товарищей, доверяя он с ведущей ролью в коллективных классах рисования, оценивая его рисунки в присутствии других детей. Позитивная эмоциональная оценка такого ребенка другими детьми достигается в результате их уважения к его визуальным навыкам и передачи этих отношений его личности в целом.

Все дети, и особенно застенчивые, нуждаются в доверии, внимании, уважении к ним и их творческим проявлениям, что повышает их уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Если у ребенка недостаточно развиты зрительные навыки, целесообразно предложить ему простые задания, которые эффектно выглядят при его выполнении (принты с краской, ниткография, рисунок на цветной бумаге и т. д.). Важно позитивно оценивать даже самые незначительные достижения в рисовании такого дошкольника и постепенно, по мере того, как ребенок развивает уверенность в успехе своей зрительной деятельности, переходить к его более сложным формам.

Формирование позитивного отношения ребенка к процессу рисования возможно, если превратить рисунок в интересную игру. Кроме того, рисование-игра позволяет детям избавиться от накопленного стресса. Для необщительных, закрытых дошкольников совместный рисунок со сверстниками должен быть организован путем выявления темпераментно совместимых партнеров со схожими интересами в искусстве. Другие дошкольники постепенно смогут присоединиться к такой «творческой группе».

Коррекция агрессивного поведения некоторых «непопулярных» дошкольников может осуществляться путем преобразования деструктивной направленности их деятельности. Эту трудную задачу можно решить, терпеливо, неоднократно обращая внимание ребенка на удовольствие от процесса и результаты творческой творческой деятельности, включая одобрение сверстников и дружелюбие. Также важно научить его видеть своего сверстника в качестве художественного партнера, наслаждаться навыками и успехами других детей.

Наиболее выразительные формы зрительной деятельности помогут дошкольникам «почувствовать вкус» творческого творчества, позволяя им излишне расходовать энергию (рисование пальцами, мокрое рисование, большие кисти и большие размеры бумаги и т. д.).

Кроме того, необходимо активное взаимодействие учителя с семьей, направленное на повышение компетентности родителей в отношении роли искусства и визуальной активности в развитии личности ребенка, его психологического здоровья и поощрение их к сотрудничеству в деле ознакомления детей с художественное творчество.

Итак, знакомство с искусством влияет на все стороны духовной жизни ребенка. Художественные образы влияют на его чувства и сознание, влияют на его отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению его кругозора. Благодаря искусству дошкольники начинают понимать красоту мира, богатство и разнообразие его цветов, форм, движений. На этом основании у детей формируется эстетический вкус, умение различать красивое и безобразное не только в искусстве, но и в окружающей действительности.

В процессе восприятия произведения искусства у детей развивается способность к эмоциональному переживанию содержания произведения, возникает желание выразить свое отношение к нему, представления об искусстве, художниках и средствах художественного выражения различных видов искусства. образуются.

Крайне важно, чтобы встречи с прекрасным проходили в условиях эмоционального восторга. Лучше, если дети воспринимают произведение искусства, сидя или стоя рядом с ним в небольшой группе. Это создает необходимую атмосферу естественности, и все детали хорошо видны детям. В процессе восприятия учитель предлагает детям взглянуть на произведение искусства издалека, подойти поближе. Восприятие произведения искусства на разных расстояниях будет более полным.

Развитие творческих способностей дошкольников через музыку

Фундаментальные исследования Б.М. Теплова по психологии музыкальных способностей содержит анализ психологических свойств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. По словам Теплова, структура музыкальных способностей включает в себя три основных компонента: ритмическое чувство, настроение (под которым понимается эмоциональный опыт мелодии, выразительность ее восприятия и воспроизведения, эмоциональность) и способность к слуховому исполнению (музыкальная память и умение различать логическую структуру музыкального произведения). Музыкальные способности развиваются в музыкальной деятельности ребенка.

Известно, что проявления музыкальности через 3-4 года легче всего обнаружить в музыкальных ритмических движениях. Однако правильно определить показатели развития музыкальности можно только в том случае, если хорошо знать особенности движений детей этого возраста. Следующие выводы А.И. Быкова: «темп ходьбы неравномерный, дети качаются из стороны в сторону,« перетасовывают »свои ноги, машут одной рукой. Бег легче, последовательнее, но качество его плохое. Прыжки мешают детям».

НА. Ветлугин описал детей 3-4 лет следующим образом: «Они испытывают яркие эмоции в восприятии музыки, живо и прямо реагируют на нее, но эти переживания относительно нестабильны, поверхностны, часто заменяются. В игровой деятельности они часто повторяют те же действия, что и «Эти дети не уверены в движениях, иногда они боятся выполнять то или иное музыкальное ритмическое движение. Заслуживает внимания явно еще несовершенная координация движений».

Также отметим тот факт, что дети младшего дошкольного возраста не отличаются произвольностью движений. По мнению А.В. Запорожец, их движения регулируются на основе ориентировочно-исследовательской деятельности с последующим ее совершенствованием.

В связи с возрастными особенностями, отмеченными авторами, становится ясно, что подход к построению диагностического контента для развития музыкального творчества по показателям, связанным с эмоциональными реакциями в восприятии музыки и с координацией движений, будет некорректным. Необходимо выявить компоненты музыкальности, соответствующие этому возрасту, и особенности ее проявления в музыкальной и исполнительской деятельности.

Музыкальное развитие младших дошкольников основано на синтетической музыкальной и исполнительской деятельности, основной составляющей которой являются музыкальные ритмические движения. Чтобы определить музыкальные способности как содержание диагностики детей 3-4 лет, обратимся к анализу их музыкальной активности.

НА. Ветлугин считал, что для музыкальной деятельности, связанной с восприятием и музыкальным ритмическим исполнением, такие способности, как эмоциональное восприятие музыки и чувство ритма, имеют особое значение. Более того, автор интерпретировал эти две способности, как и Б.М. Высокая температура.

Эмоциональная чувствительность к музыке - это способность эмоционально воспринимать музыку как выражение некоторого содержания. «Основными носителями этого содержания в музыке являются высота и ритм движений».

Музыкальное и ритмичное чувство? это способность активно (моторно) «испытывать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний».

По словам Н. А. Ветлугина, чтобы двигаться в соответствии с природой музыки, выразительно донести игровые образы дошкольникам, обладающим развитой способностью эмоционально воспринимать музыку. В то же время он связывает названные способности у детей младшего и среднего дошкольного возраста в большей степени с сенсорной основой, с так называемыми музыкальными и сенсорными способностями. Они определяются как способность воспринимать, сопереживать, различать и воспроизводить звуки по высоте, ритму (продолжительности), динамике и тембру. Движение должно соответствовать музыке: «темп и его изменения, ритмический рисунок, акценты, измеритель, пульсация меняются в соответствии со структурой произведения. Более того, все эти элементы являются выражателями определенного эмоционального содержания». НА. Ветлугин дает четкое качественное описание музыкальных ритмических движений: они «должны быть эмоционально выразительными (как в передаче определенного игрового образа, так и в не сюжетных движениях) и музыкально ритмичными». Основным требованием к выразительному, прекрасному музыкальному и ритмичному движению дошкольника является «его соответствие природе музыки, тем элементам выразительности, которые в ней можно передать». Таким образом, поскольку музыкальные и ритмические движения детей должны соответствовать характеру музыки, соответствующие музыкальные способности также должны выражаться в двигательных проявлениях. Что касается детей 3-4 лет, это музыкальные и сенсорные способности.

Музыкальные импровизации у маленьких детей происходят непреднамеренно, фрагментарно и обычно являются выражением положительного эмоционального состояния. Хотя импровизации несовершенны, их присутствие убеждает нас в том, что музыкальное творчество естественно для ребенка любого возраста, отвечает его потребностям и возможностям. Сказанное позволяет сделать следующие выводы.

У детей 3-4 лет появляются самые простые компоненты музыкальности, такие как:

  • элементарная эмоциональная отзывчивость на музыку;
  • чувство высоты;
  • музыкальные сенсорные способности (проявления чувства ритма, умение произвольно использовать музыкально-слуховые представления, репродуктивные и продуктивные компоненты музыкального мышления и музыкальной памяти). Музыкальные сенсорные способности в синтезе отражают степень развития способности эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства ритма.

Детям 3-4 лет доступно музыкальное творчество. Он фрагментарно проявляется в виде синтетических музыкальных импровизаций (песня-танец, песня-речь, песенно-инструментальная).

Таким образом, музыкальные сенсорные способности, высотное чувство и собственно музыкальное творчество - музыкальная композиция-импровизация - являются индикаторами развития музыкального творчества у детей 3-4 лет. Они представлены в диагностической программе «Диагностика развития музыкального творчества детей 3-6 лет».

По словам А.В. Запорожец, ребенок 4-5 лет этого возраста, способен на различные переживания в связи с восприятием и пониманием различных явлений, событий и взаимоотношений между ними, но он становится более сдержанным в проявлении эмоций. Его отличают активное любопытство, добровольное запоминание и отзыв, растущая способность к воображению, значительная независимость и инициативность. Развивающееся наблюдение позволяет делать простые обобщения. Внимание становится более стабильным, улучшается зрительное и слуховое восприятие. Запас слов увеличивается, речь становится более последовательной и последовательной.

Особенно важен вывод о том, что ребенок 4-5 лет способен вносить изменения, которые он хочет, не только в воспринимаемое, но и в воспроизводимое (Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, М.М. Рыбакова и другие). Это свидетельствует о том, что ребенок среднего дошкольного возраста способен к творческой, в том числе музыкальной и творческой деятельности.

Известно, что способность воспринимать художественные образы музыки, эмоциональную отзывчивость и реинкарнацию проявляется в музыкальных ритмических движениях, поэтому необходимо знать особенности движений ребенка 4-5 лет.

А.И. Быкова А.В. Кенеман и другие исследователи отмечали у детей этого возраста более трехлетнюю координацию движений, но отсутствие ясности, ловкости, устойчивости, а также недержания общего ритма. В то же время детям 4-5 лет легче прыгать и ориентироваться в пространстве.

Н.Н. Поддяков Е.И. Удальцова, А.П. Усова и др. Раскрыли, что в игровой деятельности ребенка среднего дошкольного возраста проявляются такие значимые для музыкального развития особенности, как способность довольно легко трансформироваться в художественный образ, чувство прямой принадлежности к развернутому сюжету. склонность координировать свои действия с действиями других детей. Названные возрастные особенности влияют на музыкальное исполнение и особенно творческую деятельность.

Рассмотрим особенности развития и проявления музыкальности ребенка 4-5 лет, ориентируясь на следующие направления развития дошкольников:

  • эмоции - от импульсивных реакций на самые простые музыкальные явления до ярко выраженной, сознательной, разнообразной эмоциональной эмпатии к музыкальным образам и их трансформации в них;
  • ощущения, восприятие, музыкальный слух - от индивидуальных различий в музыкальных звуках до целостного, сознательного и активного восприятия музыкального произведения, чтобы различать звуки по высоте, ритму, динамике, тембру;
  • проявления отношения к музыкальному искусству и музыкально-творческой деятельности - от неустойчивой страсти к сознательному интересу, потребностям и проявлениям музыкального вкуса;
  • музыкальная деятельность - от имитации до самостоятельного выразительного исполнения и творческого самовыражения.

НА. Ветлугина А.В. Запорожец, А.Н. Зимина и другие авторы считают, что в этом возрасте интерес к музыке возрастает, количество внимания и музыкальной памяти возрастает, умение слушать и слушать музыкальные произведения до того, как звук закончен, необходимость самостоятельного музыкального исполнения и музыкально-творческое самовыражение признано.

Музыкальное исполнение детей среднего дошкольного возраста отличается стремлением к самостоятельности, возможности пения возрастают. Голос приобретает мобильность и звучит. Дыхание становится глубже и длиннее. Вокально-слуховая координация налаживается. Поющие интонации приобретают устойчивость. Диапазон пения расширяется. Ребенок может петь в рамках первой октавы.

Возрастные особенности детей 4-5 лет позволяют познакомить их с игрой на детских музыкальных инструментах - металлофоне и треугольнике. Создание музыки с детьми этого возраста становится возможным благодаря более высокому уровню развития музыкальных сенсорных способностей: новому качеству активного слушания, более глубокой и более сознательной эмпатии с музыкальными и игровыми образами, дифференциации и воспроизведению музыкально-выразительных средств (высоты тона, ритма), динамика, тембр) так же дифференцированны и целостны. В связи с изменением музыкально-сенсорных актов музыкально-сенсорные действия также изменяются: от простейшего различия между свойствами музыкальных звуков и их комбинаций в целостный музыкально-игровой образ как в восприятии, так и в воспроизведении. Это приводит к расширению не только видов музыкальной деятельности, но и способов самовыражения в них. Следующие методы становятся наиболее значимыми для ребенка: изучение (с учителем и самостоятельно) музыкальных звуков в их выразительных отношениях и визуальное и эффективное знакомство со стандартами музыкального языка для передачи музыкального образа.

В свободном независимом создании музыки удовлетворяются растущая потребность в творческом самовыражении, пробуждающие мотивы поиска новых музыкальных комбинаций и их выражения в воображаемых образах музыкальных игр.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что музыкальное развитие ребенка 4-5 лет необходимо учитывать с точки зрения качества развития целостного восприятия и воспроизведения музыкально-игрового образа, проявляющегося в типах музыкального исполнения (музыка восприятие, пение, музыкальные ритмические движения, воспроизведение музыки) и музыкальное творчество (униформа: песня, танец, инструментал; синтетика: песенно-инструментальный, инструментально-речевой, песенный танец).

Исходя из этого, мы определили показатели музыкального творчества детей 4-5 лет, которые отражают развитие специальных музыкальных способностей в музыкальном исполнении, однородного музыкального творчества - песни, танца, инструментальных музыкальных композиций, импровизаций и элементарных знаний из области музыкального искусства.

Эффективное развитие музыкального творчества детей 5-6 лет требует знания не только эмоциональных и личностных характеристик, но и возрастных музыкальных способностей.

Для музыкальной деятельности развитие восприятия имеет большое значение. Запорожец отметил, что восприятие детей 5-6 лет отличается интенциональностью, произвольным и системным характером, быстрым нарастанием слуховой чувствительности, появлением индивидуальных различий, которые напрямую зависят от систематической музыкальной практики. Вышеупомянутый характер восприятия способствует развитию у детей этого возраста чувства эмпатии к музыкальному образу, необходимому для творческой деятельности. Дети могут не только сосредоточиться на восприятии музыки, но также и контролировать развертывание музыкальных образов во времени, как на основе непосредственного восприятия, так и на основе ранее полученного впечатления. Также важно, что для детей 5-6 лет восприятие произведений искусства может приобрести эстетическую окраску.

Важнейшим новообразованием творчества старших дошкольников является воображение, которое является психологической основой музыкального творчества. Когнитивные и аффективные тесно переплетаются в воображении (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко и др.). Уровень воображения во многом определяет развитие сферы эстетических эмоций, детского музыкального творчества. Чувствительность возраста, «реактивность» дошкольников на непосредственные впечатления, чувствительность к образным и эмоциональным моментам, соотношение характерных для данного периода первой и второй сигнальных систем способствуют привлекательности художественной деятельности, развитию творческого воображения (А.В. Запорожец, Н.С. Лейтес). Накопление опыта влияет на развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, что помогает освоить элементы музыкальной грамотности и навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Движения ребенка 5-6 лет приобретают произвольный характер. Они отличаются не только определенной автоматизацией при ходьбе и беге, но и новыми качествами - скоростью, ловкостью, четкостью, ритмом и полетом. Эти возрастные особенности приводят ребенка к самовыражению в танцевальном творчестве.

Значительное усиление голосовых связок, вокально-слуховая координация, дифференциация слуховых ощущений, формирование слухового контроля повышают качество интонации знакомых мелодий и собственных песенных импровизаций. Одной из основных возрастных особенностей детей 5-6 лет является стремление к самостоятельности в деятельности, то есть к разнообразной, эмоционально выразительной, творческой передаче музыкального и игрового образа.

Характерной чертой старших дошкольников является проявление интереса к композитору, музыкальная композиция, вид музыкальной деятельности и творчества и даже их различные составляющие. Например, не танцевать, а танцевать импровизации, не инструментальной импровизации в целом, а импровизации под выбранный ритм и т. д.

На фоне развития возрастных характеристик дети этого возраста достигают новых качественных результатов в музыкальной и творческой деятельности.

Показатели развития музыкальных творческих способностей детей в возрасте от 5 до 6 лет отражают развитие специальных и общих способностей в музыкальном исполнении, однородного и синтетического музыкального творчества и элементарных знаний в области музыкального искусства.

Так, развитие музыкального творчества детей 3-6 лет выполняет следующие функции:

  • организация для каждого ребенка условий успеха музыкально-творческой деятельности и ее эмоциональной консолидации;
  • формирование у детей позитивного отношения и мотивации к музыкальной и творческой деятельности, эмоционального предвкушения получения эстетически оформленного и значимого продукта музыкального творчества для других;
  • постоянный подбор педагогических инструментов, методов и приемов, форм организации работы с детьми, направленных на предотвращение ситуаций, препятствующих развитию музыкального творчества;
  • научить ребенка оценивать музыкально-творческую деятельность и ее продукт - музыкальную композицию-импровизацию;
  • развитие навыков самостоятельного творческого самовыражения в игре проблемных эмоционально-образных ситуаций, адекватных эмоционально-личностным характеристикам и музыкальным возможностям.

Экспериментальное исследование развития творческих способностей старших дошкольников

Описание методики изучения творческих способностей детей дошкольного возраста средствами визуальной активности

Учебная карточка:

Дата наблюдения: 10.09.2008

Город Лида, детский сад № 8, группа "Фантазеры", 3 человека.

Тема наблюдения:

Цель: изучить творческие способности детей в зрительной деятельности по следующим показателям:

  1. скорость воображения;
  2. необычное, оригинальное изображение;
  3. богатство воображения, глубина и детализация изображенных изображений;
  4. красочные изображения.

Проведение методики «Блотография» на начальном этапе формирующего эксперимента

Детям дают следующую инструкцию: «Используя блот, нарисуйте на листе бумаги сказочный сюжет и опишите его. Мы с тобой рисовали кляксы в наших классах. Прояви свою фантазию и креативность ».

Сюжет из сказки дети придумали самостоятельно.

Хромина Лида рисовала облака - этот элемент блотографии самый простой, долго не мог придумать сюжет, рисунок не красочный, использовались только коричневая и черная краски. Техника выполнения рисунка находится на довольно низком уровне: изображения нарисованы неточно, расположены в левом углу.

Смоляк Вика придумала интересные образы, сказала, что прочитала сказку о женщинах-ежах, и эта история рассказала ей историю. Однако картина неаккуратная, изображения персонажей не детализированы. Громов Валентин рисовал рисунок красочно, аккуратно, но герои не сказочные и мальчик не придумал сюжета.

Таким образом, сказочные персонажи изображены только у одного ребенка из трех.

Итак, необычность, оригинальность и красочность образов рисунка были выявлены только у одного ребенка; богатство воображения, глубина и детализация изображений - также только у одного ребенка (33,3%).

Задачи экспериментального исследования по развитию творческих способностей средствами визуальной деятельности:

  • развивать интерес к зрительной деятельности, в том числе совместной деятельности, поддерживать интерес к ее конкретным видам;
  • способствовать углублению эмоциональной эмпатии с воспринимаемым, дифференцированным отношением к произведениям искусства и видам визуальной деятельности;
  • способствовать дальнейшему развитию художественного восприятия;
  • развивать визуальные навыки и одаренность дошкольников;
  • развивать изобразительное искусство творческой деятельностью, воображением, познавательными способностями;
  • способствовать обогащению визуального опыта детей в создании художественного образа на доступном для них уровне;
  • формировать представления о разнообразии инструментов создания;
  • стимулировать и поддерживать желание и попытки детей выразить себя, свое отношение к окружающему их миру посредством визуальной активности; продолжать развивать интерес к самостоятельному воплощению творческого замысла;
  • стимулировать желание осваивать новые средства и методы зрительной деятельности, экспериментировать с визуальными материалами.

Учитывая вышеперечисленные формы и методы работы по развитию изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста, в течение месяца была разработана и проведена коррекционная работа по развитию творческих способностей у детей:

  1. Урок рисования с использованием нетрадиционных технологий.
  2. Урок визуальной активности с использованием нетрадиционных технологий. Розыгрыш теста "Парусник и лодка".
  3. Путешествие в страну Рисовандия.
  4. Урок рисования "Чудесная книга" (рисует).
  5. Урок по наглядному занятию «Волшебная страна - подводное царство».
  6. Игры «Дорисуй», «Чего не бывает в мире».

Во время игры в Дорисуи учитель предлагает ребенку рисунок с различными незаконченными изображениями и просит его нарисовать что-нибудь интересное с помощью этих изображений.

Когда ребенок делает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

Игра «Что не бывает на свете» направлена ​​на развитие воображения, креативного мышления. Предложите своему ребенку нарисовать то, чего не бывает в мире. Попросите его рассказать, что он нарисовал. Игра будет веселее, если вы также примете участие в розыгрыше

Тест «Визуальная фантазия» на завершающей стадии формирующего эксперимента

С помощью теста «Визуальная фантазия» проверяется развитие творчества в изобразительном искусстве.

Ребенка проинструктировали: «Создайте сказку о каком-нибудь живом существе (человеке, животном) или о чем-то другом по вашему выбору и нарисуйте его. Конечно, вы можете использовать известных вам сказочных персонажей, но лучше, если вы их придумаете и опишите их самим »(требуется около одной минуты, чтобы придумать тему или сюжет для сказки, и после этого ребенок начинает рассказ.

Скорость воображения высоко оценивается, если ребенок придумал сюжет сказки в отведенное ему время самостоятельно.

Если в течение одной минуты ребенок не придумал сюжет рисунка, то скажите ему какой-нибудь сюжет.

Необычность, оригинальность образов высоко ценится, если ребенок придумал что-то, чего он нигде не видел или не услышал, или пересказал известное, но в то же время представил ему что-то новое и оригинальное.

Богатство, глубина и детализация воображения оцениваются по достаточно большому количеству различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, и наличию в сюжете фигуры различных детали и характеристики изображений. Если ребенок использует более семи из этих признаков в своем рассказе, и объект рассказа не изображен схематически, тогда богатство его воображения хорошо развито.

Эмоциональность образов оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются выдуманные события, персонажи, их действия.

Вывод:

Универсальные творческие способности - это индивидуальные характеристики, человеческие качества, которые определяют успех их различных видов творческой деятельности.

Детский возраст имеет самые богатые возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности необратимо теряются со временем, поэтому необходимо максимально эффективно использовать их в детстве начальной школы.

Успешное развитие творческих способностей возможно только при условии создания определенных условий, благоприятных для их формирования.

Эти условия:

  1. Предварительно физическое и умственное развитие детей.
  2. Создание среды, определяющей развитие ребенка.
  3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок достигает «потолка» своих способностей.
  4. Предоставление ребенку свободы выбора вида деятельности, альтернативных случаев, продолжительности одной вещи и т. д.
  5. Интеллектуальная дружеская помощь (а не подсказка) для взрослых.
  6. Комфортная психологическая среда, побуждающая взрослых к стремлению ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоко развитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная система образования, существующая в нашей стране, практически не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном спонтанно и, как следствие, не достигают высокого уровня развития.

Для развития творческих способностей могут быть предложены следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

  1. Введение в школьную программу специальных классов, направленных на развитие творческих способностей.
  2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке дайте детям творческие задания.
  3. Управление взрослой предметной и ролевой игрой для детей с целью развития воображения детей в ней.
  4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
  5. Работа с родителями.