Развитие рынка ценных бумаг в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 28.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

Экономический рост в стране невозможен без формирования эффективного финансового рынка, важнейшей составляющей которого является рынок ценных бумаг (РЦБ). В настоящее время не завершено создание эффективной системы законодательства о финансовом рынке в России, которая обеспечивала достойный уровень защиты прав инвесторов и клиентов финансовых компаний и не создавала ненужных барьеров для выхода на внутренний рынок. рынок капитала.

Развитие фондового рынка - одно из необходимых условий трансформации экономических отношений в России, поскольку стабилизация экономического роста страны во многом зависит от скорости обработки информации о предпочтениях инвесторов и рисках проекта (такую ​​информацию несут изменения цен для финансовых активов на фондовых рынках). 

Это связано с актуальностью выбранного предмета теста. 

Исходя из выявленной актуальности темы, целью написания теста является выявление тенденций формирования и развития рынка ценных бумаг в России для дальнейшей разработки практических рекомендаций по его совершенствованию. 

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выявить предпосылки для формирования рынка ценных бумаг в России. 
  • Раскрыть сущность РЦБ в дореволюционный период. 
  • Описать РЦБ в советское время. 
  • Описать рынок ценных бумаг в России и установить влияние на него общеэкономических факторов. 

Для выполнения этой работы я использовал такие источники информации, как журналы «Финансы и Кредит», «Финансы», «Рынок ценных бумаг», а также учебники и нормативно-правовую литературу. 

РЫНОК ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ (РЦБ) В РОССИИ. 

РЦБ В РОССИИ С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ ДО СРЕДЫ XIX ВЕКА

Развитие российского рынка ценных бумаг имеет интересную историю и восходит к глубинам 18 века. Дискуссия о точной дате появления российского фондового рынка все еще продолжается. Одни исследователи считают, что рынок ценных бумаг зародился при Петре I, другие считают, что отсчет времени его основания со 2 апреля 1769 года - дня опубликования «Рескрипта о выдаче Первого российского государственного займа».

Поэтому при Петре I, чтобы избежать провоза денег, предназначенных для содержания армии, правительство стало использовать векселя. В то же время государственные деньги перевозились по так называемым купеческим векселям. Преимущества перевозки денег с помощью переводных векселей были настолько ощутимы, что правительство сочло возможным стимулировать развитие вексельного обращения. 16 мая 1729 г. был принят специальный «Переводной вексель», который регулировал отношения между частными лицами и государственными учреждениями. 

Государственные векселя были двух типов: одни выдавались частными лицами государственным органам, другие - государственными структурами физическим лицам. Все они были предметом перевода денег из одного места в другое.

Было рекомендовано выпускать векселя в присутствии присяжных брокеров, поскольку не существовало серьезных ограничений на право выпуска векселя. Позже право заключения долговых обязательств было ограничено сначала для крестьян, а затем для дворян. Счет, по сути, стал доступен только купеческому классу. В начале двадцатого века с принятием Хартии 1902 года было запрещено выдавать законопроект военным и лицам духовенства всех религий, крестьянам, не владевшим недвижимостью, а также матерям. семей и девочек, не разлученных с семьями.

Точкой отсчета российского фондового рынка другие историки считают 1769 год, когда в Амстердаме был размещен первый выпуск российского государственного займа. Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись в основном за счет распределения крупных государственных займов на внешних рынках. Собственно, государственные долговые ценные бумаги появились на российском рынке намного позже, всего на сорок лет спустя, в 1809 году.

Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке появились в период правления Александра I в связи с известным Императорским указом от 25 марта 1809 г., определившим основные правила и условия их выпуска и обращения, а также установившим размер доходов на 6% годовых и плюс 1% льготный период (премия). Доходность по государственным ценным бумагам была выше, чем доход от кредитных организаций. Однако последние имели более глубокие традиции, пользовались доверием населения, а разветвленная сеть делала их доступными и удобными для широкой публики.

Таким образом, для успешного размещения выпуска его владельцам были предоставлены определенные льготы. Таким образом, облигации могут приниматься в залог по всем контрактам и арендным платежам, в определенной части они могут приниматься в счет уплаты государственных пошлин и таможенных пошлин. Проценты и льгота по облигациям выплачивались ежегодно вперед за год. Несмотря на определенные трудности, связанные с формированием рынка государственного долга, в период с 1809 по 1816 год было выпущено ценных бумаг на сумму 354 миллиона рублей. 

Были разные типы облигаций: купонные и бескупонные, именные и на предъявителя. Также облигации делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные. 

Краткосрочные (от 3 месяцев до 1 года) облигации номинальной стоимостью до 500 рублей чаще всего выпускаются Минфином. Краткосрочные облигации продавались с дисконтом к номиналу и выкупались Госбанком по номинальной стоимости, что позволяло владельцам получать фиксированный доход. Впервые краткосрочные заимствования в дореволюционной России были осуществлены в 1831 году в виде билетов Государственной казны номиналом 250 рублей. банкноты сроком на 4 года с выплатой 4,32% годовых. 

Среднесрочные (от 4 до 8 лет) облигации номинальной стоимостью 50 руб. выдается государственной казной. Первые выпуски этих бумаг принесли доходность 3% годовых, доходность последующих серий достигла 4%.

Долгосрочные облигации размещались на срок 50-80 лет и более. Бессрочные облигации (как и британские консоли) приносили их владельцам постоянный доход, но правительство, в соответствии с законом, имело право выкупить их по номинальной стоимости. Такая процедура может проходить в обращении с обязательным предъявлением ценных бумаг к выкупу или путем их свободного выкупа на бирже. Последний вариант объясняет очень длительное существование в обращении некоторых выпусков бессрочных ценных бумаг России, выпущенных в начале XIX века. Например, в 1917 году в обращении находились отдельные выпуски, выпущенные еще до войны с Наполеоном. 

РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ДО 1917 ГОДА

В третьей четверти XIX века, при Александре II, на российском рынке появились долговые ценные бумаги городов, то есть самоуправления. Их привлекательность существенно уступала гособлигациям, несмотря на повышенную доходность. Они находились в обращении, как правило, только в тех регионах, где были выпущены, и довольно длительные сроки обращения - до 50 лет и более. Из-за ограниченности региональных ресурсов значительная часть из них находилась за рубежом. Долгое время отечественные ценные бумаги были редкостью как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и только в начале ХХ века этот рынок немного оживился. За этот период 65 городов России выдали местные займы, однако более 80% их выдачи по-прежнему было сосредоточено в восьми крупнейших городах, в частности в Санкт-Петербурге.

Особый интерес представляют выигрыши и «золотые ссуды» царского правительства. Выигрышные ссуды 1864 и 1866 годов, выданные сроком на 60 лет с доходностью 5%, отличались особой процедурой погашения. Во-первых, когда билет поступил в обращение, государство было обязано выдать на предъявителя не номинал билета, а сумму, включающую как номинальную стоимость, так и «выкупную» премию, которая увеличилась с 20 до 50 рублей. (с номинальной стоимостью облигации 100 рублей) к моменту окончательного погашения кредита. Во-вторых, один из розыгрышей сопровождался специальной лотереей, в которой каждая облигация играла роль лотерейного билета. Первые 30 лет предполагалось проводить ежегодно по два, в следующие 30 лет - по одному выигрышному тиражу. Размер выигрыша составлял от 500 рублей. до 200, 000 руб. Поскольку выигравшая облигация после выплаты выигрыша была возвращена владельцу и продолжала циркулировать до тех пор, пока она не поступила в оборот погашения, существовала вероятность того, что одна облигация получит несколько выигрышей.

Первая выдача так называемой «золотой» ссуды была осуществлена ​​в 1889 году на сумму 332 миллиона золотых рублей. с доходностью 4% (в 1894 г. доходность по аналогичной ссуде была снижена до 3,5%, в 1891-1896 гг. - до 3%). Облигации имели номинальную стоимость 125 625 3125 рублей, что объяснялось привязкой данных выпусков к зарубежным, в первую очередь французским, фондовым рынкам, поскольку в пересчете эти суммы составляли 500, 2500 и 12 500 франков. Помимо франков, облигация была номинирована в немецких марках, голландских гульденах, фунтах стерлингов и датских кронах. 

Торговля ценными бумагами в Российской Империи осуществлялась в основном биржевыми отделами товарных бирж и Государственным банком при посредничестве коммерческих банков.

Крупнейшей биржей, проводившей биржевые операции, была Санкт-Петербургская биржа, где торговля ценными бумагами началась после выдачи первых государственных займов. В 1883 году он принял первые правила, регулирующие операции с ценными бумагами. В 1891 году аналогичные правила были приняты на Московской бирже. Позже к торгам ценными бумагами подключились и региональные биржи, крупнейшими из которых были Варшава, Киев, Одесса, Рижская, Харьковская и др.

История становления рынка государственных ценных бумаг неразрывно связана с функционированием системы сберегательных касс. Значительная часть (28,5%) объема внутреннего долга царской России была размещена среди населения благодаря деятельности сберегательных учреждений, их доля в общем объеме государственного долга, в том числе внешнего, достигла 15,7%. 

Международный политический кризис 1914 года, приведший к началу Первой мировой войны, вызвал невиданную панику на европейских фондовых биржах. Через несколько дней после объявления войны российские биржи прекратили торговлю ценными бумагами. Эти операции оказались неорганизованными.

После февральских событий 1917 года экономическое положение страны стало серьезно ухудшаться. Рост военных расходов, высокие темпы инфляции и огромный государственный долг, унаследованный от предыдущего режима, вынудили Временное правительство срочно искать возможности для привлечения финансовых ресурсов. Из двух основных источников - получения новых кредитов от военных союзников и осуществления внутренних заимствований - ставка была сделана в основном на второй. С этой целью были подтверждены все предыдущие государственные долговые обязательства, процедура акционирования была значительно упрощена, а допуск иностранного капитала на российский фондовый рынок был либерализован, что вскоре позволило ему относительно стабилизироваться.

Крупнейшие банки страны подписали с Министерством финансов договор о размещении так называемого займа свободы 1917 года - первого выпуска долгосрочных облигаций Временного правительства. Из-за высокой инфляции в стране эффективность его размещения оказалась крайне низкой. 

Еще одной неудачей и последней попыткой Временного правительства стал проект обязательной российской государственной военной ликвидационной ссуды в размере 5,5% в 1917 г. 

К началу XX в. Российский рынок ценных бумаг окончательно сформировался - как структурно, так и функционально, достигнув пика в 1914 году. Однако по степени развития он в силу объективных причин в целом отставал от Германии, Франции, Англии и США. К 1911 г. насчитывалось 1 617 акционерных обществ, из которых только 275 акций котировались на Петербургской фондовой бирже. Сделки совершались в основном с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний. 

После революции рынок ценных бумаг практически прекратил свое существование. Постановлением Советского правительства от 23 декабря 1917 года все операции с ценными бумагами были запрещены, а в начале 1918 года были отменены государственные займы.

РЫНОК СОВЕТСКИХ ЦЕННЫХ БУМАГ 

РЦБ ВО ВРЕМЯ НЭПа 

После очередной смены политической власти в стране постановлением ВЦИК в январе 1918 года все внешние и внутренние долги и гарантии царского и Временного правительств были аннулированы. Ликвидация российского облигационного и фондового рынка была окончательно завершена в сентябре 1920 г. постановлением Совета Народных Комиссаров.

Оживление рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к нэпу. Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922-1923 годах, когда были выданы первый и второй так называемые зерновые ссуды, а также ссуды на сахар, ранее не имевшие аналогов. Они носили краткосрочный (сезонный) характер: период обращения каждого не превышал года. Ценные бумаги были номинированы в фунтах ржи и сахара соответственно, были куплены за деньги и погашены натурой или деньгами - по усмотрению держателей. Облигации ссуд на зерно и сахар принимались в счет уплаты существовавшего тогда натурального налога и были привлекательными для граждан, особенно занятых в сельском хозяйстве. Натуральные кредиты имели очевидный успех, благодаря им в стране появился вторичный рынок облигаций.

В 20-е годы было размещено 24 государственных займа. Первый из них был проведен в 1922 году и обычно именуется золотой ссудой 1922 года: для физических лиц - ссуда с выигрышем в размере 6% на 100 млн рублей, а для предприятий - ссуда в размере 8%, в ценные бумаги, в которые предприятия должны были вкладывать средства. не менее 60% резервного капитала. Срок его обращения превышал 11 лет, а продажа облигаций, выплата доходов, в том числе выигрышей, производились в рублях по курсу, привязанному к золоту. 

Однако в период 1922-1926 гг. также выдавались добровольные долгосрочные и среднесрочные ссуды, например, так называемые крестьянские ссуды. Они были достаточно привлекательны для вкладчиков, но недостаточно эффективны для государства, поэтому со временем их выпуск был прекращен.

С началом НЭПа, разрешившего, хотя и в урезанном виде, товарно-денежные отношения и взаимное кредитование хозяйственных организаций, снова возникла потребность в векселях. В 1922 году Советское правительство приняло «Положение о векселях». Он был основан на Уставе 1902 года. Вексельная форма отношений между государственными и кооперативными предприятиями получила достаточно широкое развитие.

Рынок частных ценных бумаг в СССР возник с утверждением в марте 1922 г. Положения о комиссии по рассмотрению предложений об образовании смешанных компаний. Он определил порядок создания и функционирования акционерных обществ с государственным и иностранным участием. 

В 1927 году уставный капитал только 86 частных акционерных обществ составлял 12,6 миллиона рублей. Доступных ресурсов было достаточно для активизации биржевой торговли, но значительного развития этот рынок не получил. Причины кроются в доминировании государства в структуре акционерного капитала и отсутствии его желания значительно расширять круг акционеров, что нашло отражение в запрете частных выпусков.

Биржевые торги в стране возобновились в начале 1923 года, когда было открыто биржевое отделение Московской товарной биржи. Затем аналогичные учреждения начали действовать в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке и других центрах. 

Некоторое время в структуре биржевого оборота преобладали валютные операции, но вскоре операции с ценными бумагами стали преобладать на вторичном рынке, и основная часть сделок заключалась с государственными облигациями. Если в 1923-1924 гг. среднемесячный объем операций с государственными облигациями составлял около 3 млн. руб., тогда в 1925-1926 гг. он уже превысил 16 миллионов рублей. 

Внебиржевой вторичный рынок ценных бумаг в начальный период нэпа был прерогативой отдельных лиц и в буквальном смысле был уличным и стихийным. Однако утверждение Народным комиссариатом финансов Положения о Московской вечерней валютно-фондовой бирже в 1923 году положило начало упорядочению ее деятельности. Вечерние биржи, или «американки», начали функционировать при фондовых отделениях отдельных крупных товарных бирж: в Москве, Ленинграде и Харькове. Основными их участниками стали кредитные организации, частные предприятия и физические лица. Доступ к ним государственных и кооперативных учреждений имел определенные ограничения.

Создание вечерних бирж не имело аналогов в истории страны. Они стали прообразом современных альтернативных биржевых рынков. С окончанием периода нэпа деятельность всех биржевых отделений бирж была прекращена, и рынок ценных бумаг СССР окончательно стал государственным. 

Финансовая реформа 1930 г. ликвидировала в СССР коммерческий кредит, а вместе с ним и переводной вексель. Вексель до некоторой степени выжил только во внешней торговле, где приходилось считаться с кредитной практикой западных государств. Таким образом, в 1936 году СССР присоединился к Женевским векселям.  

ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ С НАЧАЛА 1930-х гг. ДО 1991 г.

С начала 1930-х по 1957 год правительство предоставило в общей сложности 45 займов. Количество выбросов снизилось, но несравнимо увеличился объем заимствований, что явилось причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот период. Объем государственных заимствований в довоенный период составлял около 50 миллиардов рублей, а в 1941-1945 гг. - более 76 млрд руб. 

После войны, одновременно с денежной реформой, ссуды, которые были распространены среди населения в период 1936-1946 годов, были конвертированы в облигации государственного 2-процентного займа 1948 года. Одновременно были размещены новые займы. С 1947 г. было выпущено 11 облигаций на общую сумму около 26 млрд руб. (по шкале цен после реформы 1961 г.). Государственные облигации не могли принести ощутимой выгоды населению, так как установленные нормы доходов были очень непривлекательными. Некрасивость облигаций часто компенсировалась политическим давлением при их размещении. Часто часть заработной платы рабочих выдавалась принудительно в виде облигаций. Это позволило правительству осуществлять крупные заимствования среди населения. Например, в 1950-х годах количество держателей государственных облигаций превышало 70 миллионов. 

Привлекая огромные денежные ресурсы, государство не обеспечивало эффективность их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими кредитными обязательствами. В таких случаях обычно производилась конвертация одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке начала выплаты послевоенных кредитов на 20 лет, что существенно подорвало веру граждан в способность правительства выполнять свои обязательства. В результате данной акции активность по выпуску государственных ценных бумаг на долгое время значительно снизилась. Погашение замороженных послевоенных кредитов началось несколько раньше заявленных сроков - в 1974 году и завершилось к концу 1991 года.

Самыми популярными среди населения СССР были свободно обращающиеся выигрышные займы, первая выдача которых состоялась в 1947 году. Этот заем был выдан сроком на 20 лет, обращение погашения осуществлялось строго в установленные сроки, облигации по-прежнему свободно покупались и продавались через сберегательные кассы. Выигрыш приходился на каждую четвертую облигацию. Следующий заем в свободном обращении был выдан в 1966 году практически на тех же условиях, то есть сроком на 20 лет, с доходностью 3% годовых, номинальная стоимость облигаций составляла 20 и 10 рублей. Для повышения интереса населения была увеличена вероятность получения выигрыша по облигации: теперь выигрыш выпадал на каждую третью облигацию.

Это было достигнуто за счет увеличения количества среднего (по 500 и 100 рублей) и минимального (по 40 рублей) выигрыша и отказа от выигрыша на 10 тысяч рублей. Сбербанки продавали облигации по рыночной стоимости, которая изменялась каждые 15 дней между выпусками (в пределах 49 и 20 копеек за облигацию соответственно), и принимались обратно по номинальной стоимости. После последнего обращения ссуды в 1947 году владельцам было предоставлено право обменять свои облигации на облигации новой ссуды без курсовой разницы до 01.07.1968, эта мера позволила обменять 9/10 выпуска 1947 года ссудные облигации в руках населения. 

В дореформенный период в СССР предпринимались многочисленные безуспешные попытки выпуска различных видов государственных облигаций. В 1990 году среди населения стала распространяться адресная беспроцентная ссуда, погашение которой планировалось через три года за счет краткосрочных товаров, которые в то время были в дефиците, подобно натуральным займам в 1920-х годах. Однако высокая инфляция в стране вскоре привела к прекращению его размещения. 

Также имелась эмиссия государственных казначейских векселей 1990 года сроком на 16 лет и доходностью 5%, предназначенных для населения. Вскоре, чтобы повысить их привлекательность, период обращения пришлось сократить вдвое, а доходность была увеличена на столько же. Принятые меры лишь ненадолго оживили продажу этих ценных бумаг.

При этом на 16-летний период осуществлен выпуск облигаций Государственного внутреннего 5% -ного займа СССР в 1990 году, предназначенных для добровольного размещения среди юридических лиц и общественных организаций, с годовой выплатой купонного дохода. в безналичной форме. Лот ценных бумаг мало отличался от предыдущих выпусков. 

И, наконец, в середине 1991 года было принято решение о выпуске облигаций займа РФ 8,5% с организацией обращения по новой безбумажной технологии. Ему тоже не суждено было состояться. После распада СССР Россия стала правопреемницей союзных долгов.

Выпуск частных ценных бумаг, который практически не проводился в стране с начала 1930-х до конца 1980-х годов, стал возрождаться по мере появления суррогатов акций и негосударственных облигаций. 1986 - 1987 Львовское ПО «Конвейер», получившее статус «государственного акционерного социалистического предприятия», первым выпустило ценные бумаги, именуемые акциями, хотя они в принципе не могли изменить отношения собственности. Этому примеру, не дожидаясь появления соответствующей правовой базы, последовали многие другие предприятия. Мотивом послужило стремление усилить стимулирование конечных результатов труда рабочих, пробудив в них чувство собственника, а также желание привлечь дополнительные ресурсы для технического перевооружения производства.

Чтобы упорядочить эту спонтанную практику, Совет Министров СССР в октябре 1988 г. принял постановление о выпуске ценных бумаг предприятиями и организациями, которое узаконило статус «коллективных трудовых паев», предназначенных для коллективных работников, и «паев коллективных работников». предприятия и организации »- для размещения среди юридических лиц. Практиковались и государственные решения о переводе некоторых предприятий в акционерную форму собственности, например, ОАО «КамАЗ», ОАО «Пермавиа» и др. Это был еще один шаг к возрождению рынка реальных долевых ценных бумаг.

Процесс формирования акционерной формы собственности в общих чертах завершился принятием Советом Министров СССР в середине 1990-х годов Постановления об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. и Положение о ценных бумагах. Чуть более года спустя в СССР было зарегистрировано около 1,5 тыс. АО и ООО, совокупный уставный капитал которых в действующей ценовой шкале превышал 25 млн руб. 

Первые акционерные общества, образованные на основе собственности государственных предприятий и организованные как закрытые компании, не продавали свои акции на рынке. Публичное размещение акций стало практиковаться в конце 1990 - начале 1991 годов в торгово-посреднической сфере, особенно с появлением многочисленных акционерных организаций, не совсем правильно именуемых товарными биржами.

С развитием частного рынка ценных бумаг в стране институт фондовой биржи начал возрождаться. В числе первых, в ноябре 1990 года, были созданы Московская международная фондовая биржа (ММВБ) и Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ). В следующем году были образованы Ленинградская (позже Санкт-Петербургская), Сибирская, Прибалтийская, Нижегородская, Русская (реорганизованная из фондового управления РТСБ) и другие. Их учредителями были крупные организации и предприятия различных сфер деятельности.

Из-за нехватки ликвидных ценных бумаг на рынке основным предметом биржевых операций на определенное время были кредитные ресурсы, валюта, брокерские пункты. Основная часть сделок с акциями пришлась на внебиржевой оборот. В нем приняли участие многочисленные компании и фирмы, совершавшие сделки через телекоммуникационные сети при содействии созданной тогда Ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг. 

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ 

РОССИЙСКИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 

В начале 1990-х годов, после долгого перерыва, рынок ценных бумаг в России снова начал функционировать.

В 1992 году с целью усиления регулирования фондового рынка была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам при Президенте Российской Федерации. В него вошли представители фондовых бирж, ЦБ РФ, Минфина, Антимонопольного комитета, Российского фонда госимущества и др. Кроме того, на биржах стали формироваться органы саморегулирования, первый из которых Федерация фондовых бирж, созданная для информационной и консультационной поддержки участников и координации биржевой деятельности.

Выпуск приватизационных чеков в 1993 г. и всеобщее участие населения в процессе приватизации дали мощный импульс развитию фондового рынка в России. В Российской экономической академии сформированы крупные торговые площадки. Г. В. Плеханов. В здании Главпочтамта на Российской товарно-сырьевой бирже открылся биржевой отдел. Основными торгуемыми ценными бумагами были: «государственная безопасность - приватизационный чек», суррогатные бумаги (билеты, сертификаты, чеки, сертификаты, акции) неизвестных новых компаний (МММ, Телемаркет, Ринако), иногда даже не в рублях, а в литрах ( «Росалко»). Многие крупные и ныне известные брокеры, такие как Атон, ПрофитХаус, Грант, Тройка, Ринако +, РосБР, были созданы для торговли ваучерами и профессионально сформированы на ней. 

Период 1993-1997 гг. Отличился динамичным и качественным развитием рынка государственных ценных бумаг. Они стали играть ведущую роль на российском фондовом рынке, потому что были самыми надежными среди других инструментов. 

Появление в 1996 году Федерального закона «О рынке ценных бумаг» следует рассматривать как важное событие для оптимизации деятельности на российском фондовом рынке, в частности на рынке государственных облигаций. Он установил, что эмитентами ценных бумаг, помимо других юридических лиц, могут быть органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. 

В законе большое значение придается информационному обеспечению рынка ценных бумаг, в частности раскрытию информации эмитентами, ответственности за неправомерное использование официальной информации, рекламе на фондовом рынке.

Долгосрочные государственные займы не принесли успеха, хотя некоторые из них остались в обращении. Например, правительство долгосрочные облигации (ГДО), выпущенные 30 лет назад в 1991 году 

ГКО были неоспоримо считается наиболее популярным видом государственных ценных бумаг в 1990 - е годы. В 1993 году на основании постановления правительства Минфином и Центральным банком Российской Федерации было утверждено Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Это была первая успешная попытка выпуска безбумажных облигаций для юридических и физических лиц.

Примерно годом ранее в соответствии с указом президента «О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР» было начато размещение облигаций Внутреннего государственного валютного кредита (ВВЗ). Условия его выпуска были утверждены постановлением правительства в начале 1993 года. В соответствии с постановлением Министерства финансов с мая 1993 года было разрешено выпускать облигации ВВЗ. 

В тот же период постановлением правительства были утверждены основные условия продажи золота путем выдачи золотых сертификатов Министерством финансов в 1993 году. Номинальная стоимость сертификата была эквивалентна стоимости 10 кг золота. высочайшего стандарта. Помимо традиционных методов, выкуп сертификатов мог осуществляться путем поставки самого металла.

В конце 1995 года вторая, более успешная попытка размещения облигаций золотого федерального займа была осуществлена ​​постановлением правительства «О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающим право их владельца на получение золотых слитков».

Еще одним видом ценных бумаг, выпущенных в то время, были Государственные жилищные сертификаты. Они также не ходили на рынке, предназначались для граждан страны, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств, и номинировались на квадратные метры жилой площади. Сертификаты были выпущены в бумажной форме и являлись именными ценными бумагами с годовым периодом обращения.

Помимо выпуска ценных бумаг, Правительство также практиковало предоставление государственных гарантий по некоторым выпускам корпоративных облигаций. Примером могут служить облигации РАО «Скоростные шоссе», крупнейшим участником которого является государство. Гарантом по данным бумагам выступило Минфин, а генеральным агентом по размещению займа - Банк России. Продажа облигаций началась в начале 1996 года на Московской межбанковской валютной бирже и была ее первым опытом в области корпоративных инструментов. 

На рынке государственных ценных бумаг России начался процесс интеграции в мировую финансовую систему. Во многом это было связано с допуском на рынок нерезидентов.

В 1996 году встал вопрос о развитии нового направления заимствования на внешнем рынке; Наиболее удобной формой была эмиссия внешних облигационных займов - еврооблигаций. Правительство разместило три выпуска еврооблигаций (еврооблигаций). Первый транш, выпущенный в ноябре 1996 г. сроком на 5 лет в размере 1 млрд долларов под 9,25% годовых, был продан довольно успешно, в основном среди инвесторов из Юго-Восточной Азии. К концу отчетного периода цены на российские еврооблигации начали снижаться в связи с кризисом на мировых финансовых рынках. 

Практика выпуска региональных ценных бумаг в России возобновилась и стала динамично развиваться в Москве и некоторых других крупных центрах.

В конце 1997 года был принят Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», который определил, что муниципальными являются те облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, которые выпускаются органами местного самоуправления. Граждане и юридические лица, приобретая их, заключают договор муниципального займа. Целью выпуска данных ценных бумаг является реализация программ и проектов развития муниципальных образований. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается за счет имущества и иных ресурсов местных бюджетов.

Рынок корпоративных ценных бумаг в период 1993-1997 годов также активно развивался, хотя его развитие заметно отставало от государственного сектора. Его функционирование основывалось на указах Президента Российской Федерации, Федеральном законе «Об акционерных обществах», принятом в 1995 г. и измененном в 1996 г., и Законе «О рынке ценных бумаг». Масштабные процессы приватизации и акционирования государственной собственности привели к появлению на рынке большого количества акций, номинально готовых к обращению. Однако реально торговаться на рынке могли только акции около трех десятков эмитентов, поскольку они были относительно ликвидными. Эти «голубые фишки» в основном включали акции трех секторов экономики: нефтегазового (включая нефтепереработку), энергетики и телекоммуникаций.

Среди них акции РАО «ЕЭС России», ОАО «Ростелеком», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Иркутскэнерго», РАО «Норильский никель», ОАО «НК« ЛУКОЙЛ »и др. Обладали особенно высокой ликвидностью, мощным спекулятивным потенциалом и, как следствие, повышенным интересом инвесторов. 

Акции многих других эмитентов были низколиквидными и мало интересовали банки, финансовые и инвестиционные компании и других участников рынка.

Рынок корпоративных облигаций развивался еще медленнее. Эти ценные бумаги появились в обращении в 1993–1994 годах. Первые частные облигации были выпущены такими крупными компаниями, как КамАЗ, АвтоВАЗ и коммерческими банками. Корпоративные облигации выпускаются компаниями с высокой стабильностью и имиджем на рынке, что было большой редкостью для нашей страны. Развитию рынка этих ценных бумаг также препятствовали проблемы взаимных неплатежей и просроченной задолженности, охватившие экономику.

Рынок банковских векселей в то время развивался более быстрыми темпами. В современной российской экономике законопроект был возрожден 24 июня 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР № 1451-1 и стал активно использоваться преимущественно коммерческими банками для привлечения свободных денежных средств клиентов. хотя исторически сложилось так, что вексель является в первую очередь средством обеспечения и оформления коммерческого кредита. Среди эмитентов данных ценных бумаг Сбербанк РФ, Альфа-Банк, Собинбанк и многие другие.

Российский рынок корпоративных ценных бумаг достаточно глубоко интегрирован в мировую финансовую систему. Во многом это было связано с выпуском внутри страны депозитарных расписок, то есть производных ценных бумаг, выпущенных на ценные бумаги отечественных предприятий и свободно обращающихся за рубежом. Если в 1995 - 1996 гг. Выпускались только депозитарные расписки низкого уровня (в основном с целью рекламы предприятия), то с 1997 г. крупные предприятия (в основном сырьевые и естественные монополисты) позволили себе дорогостоящую процедуру выпуска расписок второго уровня. и третий уровень, позволяющий предприятию привлекать инвестиции. 

Создание инфраструктуры, увеличение объемов торгов, расширение круга профессиональных участников фондового рынка, снижение ставки рефинансирования и, как следствие, доходности государственных ценных бумаг сделали это возможным в 1996–1997 годах. рынок акций российских эмитентов совершит рывок в своем развитии. Во многом этому способствовало качественное развитие правового обеспечения рынка ценных бумаг, диверсификация видов фондовых инструментов. Это, в свою очередь, привело к ускорению процесса выхода российского рынка ценных бумаг на мировой фондовый рынок. Количественные и качественные характеристики рынка ценных бумаг позволяют характеризовать его как развивающийся рынок.

Особенности развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации в начале 1990-х гг. заключались в следующем: 

  • Во-первых, развитие рынков ценных бумаг обычно сопровождает рост всей национальной экономики. В России возникновение, становление и достаточно динамичное развитие фондового рынка происходило на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамике рынка ценных бумаг и общеэкономических процессах вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, неразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствует преодолению тенденции к сужению воспроизводства;
  • Во-вторых, «непрозрачность» рынка, рискованность операций на нем, преобладание государственного долга для покрытия дефицита бюджета обуславливают преобладание краткосрочных ценных бумаг. А это, в свою очередь, отвлекает свободные средства от долгосрочных инвестиций, которые всегда являются важнейшим фактором экономического роста; 
  • В-третьих, инфляция и инфляционные ожидания дестабилизируют российский рынок ценных бумаг. Это типично для всех стран с переходной экономикой. Риск обесценивания денег отпугивает инвесторов от долгосрочных стратегических инвестиций; 
  • В-четвертых, серьезным препятствием для создания эффективно функционирующего фондового рынка в России является несовершенство законодательства и регулирования ценных бумаг.

Рынок сформировался в 1990-е годы. под воздействием постоянно меняющихся факторов валютного и налогового законодательства, а также регулирования банковской деятельности и рынка ценных бумаг. Банки и инвестиционные компании пытались застраховать себя от возникающих рисков всеми доступными способами. В результате возникли весьма специфические механизмы, характерные исключительно для внутреннего рынка. 

Российские коммерческие банки и крупные инвестиционные компании всегда были и остаются основными игроками на внутреннем рынке ценных бумаг. Но в период становления и начального развития рынка ценными бумагами торговали в основном иностранные компании. 

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Если проанализировать динамику основных макроэкономических переменных за последние пятнадцать лет, смоделировать тенденции развития фондового рынка, осмыслить его структурную трансформацию, можно прийти к выводу, что финансовый кризис августа 1998 г. оказал в целом благотворное влияние на фондовый рынок. Российский рынок ценных бумаг. Возросла роль этого рынка в привлечении и перераспределении свободных средств, усилилось его положительное влияние на развитие реального сектора экономики, усилилось проявление всех его функций. Границей в процессе повышения информационной прозрачности отечественного фондового рынка и кардинального изменения механизма рыночного ценообразования его активов стал в 2000 г. российский рынок ценных бумаг стал проявлять свойства эффективности в своей слабой форме. 

Вторичный рынок ценных бумаг в России делится на внебиржевой и биржевой. До недавнего времени основным вторичным внебиржевым рынком было некоммерческое партнерство «Российская торговая система» (РТС), созданное в 1995 году. Оно объединяло четыре разрозненных внебиржевых рынка: Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск - в единую телекоммуникационную сеть. РТС состоит из брокерских и дилерских компаний - членов Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Помимо РТС, в стране действовали и другие вторичные внебиржевые рынки.

РТС позволяет проводить автоматические торговые операции в режиме реального времени. В настоящее время РТС имеет статус фондовой биржи (Фондовая биржа РТС). 

Вторичный биржевой оборот осуществляется на биржах и, в редких случаях, на других биржах. Сегодня в России действует 10 фондовых бирж, в том числе Фондовая биржа РТС и Фондовая биржа ММВБ. Еще в 1995 году их было более 60. Современное российское законодательство предусматривает только одну организационно-правовую форму фондовой биржи - некоммерческое партнерство, то есть некоммерческую организацию. В то же время в мировой практике сегодня наблюдается тенденция к увеличению количества прибыльных обменов. 

Особенностью российского рынка ценных бумаг по-прежнему является значительный объем внебиржевого вторичного оборота акций.

Московская фондовая биржа (МФБ) сегодня одна из ведущих в России. Создано в марте 1997 года как некоммерческое партнерство. В 2001 году он насчитывал 367 членов из разных регионов России. 

С 2000 года участники биржевых операций получили возможность пользоваться программой «Удаленный торговый терминал Московской биржи» по выделенным телекоммуникационным каналам, а также через Интернет. Компьютерная система биржи предоставляет своим пользователям большое удобство, в частности: обслуживание счетов депо участников торгов и их клиентов, проведение операций по зачислению и списанию ценных бумаг и денежных средств в процессе торгов, получение биржевых отчетов.

Маржинальная торговля стала новым (посткризисным) явлением на российском рынке ценных бумаг. В основном он ориентирован на фондовую секцию ММВБ. Объемы таких сделок на других биржах сегодня значительно ниже из-за относительно более низкой ликвидности. 

Маржинальная торговля ориентирована на привлечение средних и мелких клиентов, в том числе физических лиц. Его суть заключается в открытии брокерской, инвестиционной или иной компанией маржинального счета для клиента, через который он может покупать и продавать ценные бумаги, используя предоставленные компанией заемные ресурсы (денежные средства и ценные бумаги).

Эмитенты. В России нет четкой статистики по эмитентам ценных бумаг. В принципе, любое акционерное общество по определению является эмитентом, поскольку уже при создании оно неизбежно размещает акции (и формально обязано их регистрировать). По данным Единого государственного реестра юридических лиц на 01.08.2006 г. в России зарегистрировано 193 651 акционерное общество (открытое и закрытое). Однако значительная часть этих организаций не зарегистрировала свои акции. 

Характерной чертой российского фондового рынка является высокая доля государства в общей структуре капитализации. По данным информационных агентств, доля государства в суммарной капитализации российского рынка ценных бумаг на начало 2006 г. составляла 29,6%, а к началу 2007 г. выросла до 35,1%.

Брокеры, дилеры, управляющие ценными бумагами. По состоянию на 01.01.2008 г., по данным ФСФР России, выдано 1445 лицензий на брокерскую деятельность, 1422 - на дилерскую, а также 1169 - на доверительное управление ценными бумагами. При этом большинство лицензиатов совмещали все три вида деятельности или любые два из них, в результате чего общее количество лицензированных профессиональных посредников составило 1691. 

Современный этап развития российского фондового рынка характеризуется универсализацией финансового рынка. посредничество. Коммерческие банки все активнее участвуют в операциях на фондовом рынке, включая брокерские услуги. В то же время небанковские брокеры все активнее создают финансовые холдинги, включая банки, страховые организации и других участников.

Фондовые индексы. Разнообразие рассчитываемых и публикуемых фондовых индексов очень велико. Первыми из них были: индекс инвестиционного банка CS First Boston (ROS Index) и индекс агентства Skate Press (ASP). Затем были индексы агентства «Акции, консалтинг и маркетинг» (AK&M), консалтинговой компании «Соболев» (SOBI), Российской торговой системы (РТС), издательского дома «The Moscow Times» (MTMS), агентства. «Интерфакс» (ИФ), еженедельник «Коммерсантъ» («Ч» и «Коммерсантъ»), агентство РосБизнесКонсалтинг (RBC Composite Index), индексный фонд ОАО «Базовый индекс капитала» (Real Index RosCapital) и др. В настоящее время индекс Фондовой биржи ММВБ рассчитывается и публикуется.

Кризис осенью 2008 года показал, что национальный рынок ценных бумаг в России стал более уязвимым. Так, если в развитых странах падение индексов составляло 15-30% от докризисного уровня, то в России этот показатель достигал 60%. Такая ситуация, по всей видимости, связана с высоким уровнем олигополии на национальном рынке России, сильным влиянием иностранных спекулянтов и инвесторов. 

Таким образом, структура современного российского рынка ценных бумаг формально содержит практически все элементы, характерные для высокоразвитых фондовых рынков. Однако степень развития этих элементов далеко не сравнима с ними, несмотря на то, что организационное, техническое и информационное обеспечение рынка ценных бумаг в России достаточно прогрессивное. 

Заключение

В статье рассмотрены исторические предпосылки создания фондового рынка, а также наиболее важные этапы развития рынка ценных бумаг в России. В частности, РКБ в Российской Империи, СССР и Российской Федерации.

По оценкам дореволюционных экономистов, номинальная стоимость всех размещенных в России ценных бумаг достигала 15 млрд рублей. По сравнению с европейскими странами, российский рынок не обладал большой емкостью, за исключением ценных бумаг с ипотечным покрытием. Ценные бумаги и их рынок прекратили свое существование 23 декабря 1917 года. В октябре 1918 года Совет Народных Комиссаров издал постановление: «Срочно уничтожить все процентные ценные бумаги предыдущих правительств, отмененные Советом Народных Комиссаров». Ценных бумаг было столько, что в Нижнем Новгороде 5 месяцев отапливали 2 городские бани. Это был печальный финал фондового рынка Российской Империи.

В эпоху нэпа произошло кратковременное оживление рынка ценных бумаг. Однако уже в 1928 году деятельность рынка ценных бумаг была прекращена, и до 1990 года выпуск государственных ценных бумаг ограничивался государственными займами, распределяемыми на нерыночной основе, принудительно и добровольно.

В настоящее время РЦБ создан и действует в России; он имеет свои особенности и характеристики в зависимости от состояния экономики и правовой базы. Для российского рынка ценных бумаг характерны: низкие объемы оборота ценных бумаг (в 2003 г. оборот по сделкам с акциями на ММВБ, РТС, Московской бирже составил 35,53 млрд долларов США, а, например, в Финляндии - 168,2 млрд долларов); неразвитая инфраструктура региональных рынков; недоверие физических лиц к вложению сбережений в ценные бумаги (несмотря на то, что по данным ЦБ РФ в марте 2007 г. сумма средств на депозитах физических лиц составила 3 ​​913 562 млн руб., а отечественным компаниям удалось накопить средств в 1 558 189 млн руб.) руб.). К причинам несовершенства российского рынка ценных бумаг относятся недостатки существующей модели функционирования рынка ценных бумаг. Фактически, на данный момент нет стратегического подхода к вопросу о том, как РЦБ должен и будет развиваться в ближайшем и будущем периоде.